Налог на недвижимость в беларуси 2019 ставка

Налог на недвижимость: что нового в 2019 г.

Новый Налоговый кодекс, принятый обеими палатами парламента и отправленный на подпись Президенту, предусматривает немало новшеств.

Какие нововведения ожидают нас в 2019 г. по налогу на недвижимость?

Из объектов налогообложения налогом на недвижимость исключены здания, сооружения, передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства. А также – мобильные здания (в «старом» Налоговом кодексе – здания сборно-разборные и передвижные).

Отменяется ограничение на применение в течение года льготы по налогу на недвижимость в отношении впервые введенных в действие капитальных строений (зданий, сооружений), при возведении которых превышены сроки строительства, установленные проектной документацией.

При предоставлении в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование объектов жилищного фонда применение плательщиками освобождения, установленного подпунктом 1.1 п. 1 ст.228 новой редакции Кодекса, не утрачивается (согласно подп. 1.1 п.1ст. 228 «Льготы по налогу на недвижимость» освобождаются от налога на недвижимость у плательщиков-организаций: капитальные строения (здания, сооружения), их части государственного жилищного фонда и жилищного фонда организаций негосударственной формы собственности (за исключением находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций одноквартирных жилых домов, жилых помещений в многоквартирных и (или) блокированных жилых домах, не используемых для проживания физическими лицами).

Отменяется с 1.01.2019 г. право областных (Минского городского) Советов депутатов увеличивать до 10 раз ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям.

Напомним, что в целях стимулирования вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых или неэффективно используемых объектов с 1.01.2014 г. областным (Минскому городскому) Советам депутатов было предоставлено право увеличивать, но не более чем в 5 раз, ставки налога на недвижимость по таким строениям и их частям, включенным в специальный перечень. А с 1.01.2016 г. полномочия областных (Минского городского) Советов депутатов были расширены и они получили возможность увеличивать ставки налога на недвижимость по таким объектам до 10 раз. Кроме того, с 1.01.2016 г. до 10 раз могли увеличиваться ставки по земельным участкам, занятым неиспользуемыми (неэффективно используемыми) капитальными строениями (зданиями, сооружениями).

Однако практика показала, что налогообложение не является эффективным инструментом вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества, тем более, что в его составе оказалось значительное количество ветхих объектов с нулевой остаточной стоимостью (в связи с их полной амортизацией), возведенных еще в период СССР.

В рамках повышения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь в отношении возведенных после 1.01.2019 г. капитальных строений (зданий, сооружений) для плательщиков – организаций установлены пониженные ставки налога на недвижимость на 4 года, начиная со второго года после их приемки в эксплуатацию с плавным увеличением ставки к четвертому году (второй год – 0,2, третий – 0,4, четвертый – 0,6, пятый – 0,8).

Ограничивается право местных Советов депутатов увеличивать (уменьшать) ставки налога на недвижимость. С 2020 г они смогут увеличить (уменьшить) ее не более чем в 2 раза.

Определено, что решения местных Советов депутатов об увеличении ставок налога на недвижимость не распространяются на:

  • унитарные предприятия общественных объединений инвалидов и учреждения общественных объединений инвалидов;
  • организации, находящиеся в процессе ликвидации, признанные экономически несостоятельными (банкротами);
  • организации системы жилищно-коммунального хозяйства, имущество которых находится в коммунальной собственности.

Действующее ныне законодательство предусматривает обязанность уплаты налога на недвижимость за весь период наличия объекта налогообложения, независимо от того, когда налоговый орган получит сведения о наличии у физического лица такого объекта. В связи с этим в последние годы участились случаи предъявления гражданам налога на недвижимость не только за текущий год, но и прошедший период, который иногда исчисляется десятком лет.

Понятно, что подобные ситуации вызывают негативную реакцию со стороны граждан. В связи с этим в Налоговом кодексе установлен трехлетний пресекательный срок.

Что изменится в налоговой системе Беларуси в 2019 году

В Беларуси завершается работа по комплексной корректировке Налогового кодекса, главная цель которой — совершенствование администрирования налоговой системы, упрощение порядка исчисления и уплаты налогов, снижение налоговой нагрузки. Проект обновленного Налогового кодекса принят Палатой представителей во втором чтении.

Во время онлайн-конференции эксперты рассказали о новых подходах к организации работы налоговых органов и ответили на вопросы посетителей сайта БЕЛТА.

Вопросы конференции

Приблизительно в это время год назад глава государства дал поручение подготовить новую редакцию Налогового кодекса. В первую очередь необходимо было сделать его более понятным для плательщиков, принять меры по улучшению налогового администрирования, стимулированию инвестиционной деятельности, что вытекало из норм декрета №7 «О развитии предпринимательства». Была проведена обширная, плодотворная работа над новой редакцией. Определены формат внесения этих изменений, двухуровневая система отработки и принятия решений. Была сформирована рабочая группа на уровне Министерства финансов, которая включала представителей всех заинтересованных сторон, в том числе отраслевых министерств и концернов, представителей всех бизнес-союзов, бухгалтеров, юристов-практиков, аудиторов. В этой работе активное участие принимал парламент.

Если говорить о конкретных мерах, то новой редакцией Налогового кодекса предусмотрено увеличение в 1,5 раза размера инвестиционного вычета по налогу на прибыль, снижение до 6% ставки налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц в отношении дивидендов при условии нераспределения на потребление полученной прибыли в течение трех лет. Полное освобождение от налогообложения в случае нераспределения прибыли на эти цели в течение пяти лет.

Плательщикам предоставляется право при исчислении налога на прибыль учитывать некоторые виды затрат, которые в настоящее время не учитываются при налогообложении. Предусмотрено право включать в состав внереализационных доходов резервы по сомнительным долгам. Одновременно с этим у плательщиков налога на прибыль появляется возможность учитывать отдельные виды внереализационных расходов по факту поступления денежных средств.

В рамках снижения налоговой нагрузки предусмотрено освобождение вновь построенных объектов и земельных участков, на которых они расположены, от имущественных налогов в первый год их эксплуатации с применением понижающих коэффициентов к ставкам этих налогов в последующие четыре года. Предусмотрено исключение из списка объектов обложения налогом на недвижимость объектов сверхнормативного незавершенного строительства, отмена повышающего коэффициента к ставкам земельного налога за земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению. Предусмотрена отмена права местных Советов депутатов увеличивать до 10 раз ставки налога на недвижимость по неиспользуемым и неэффективно используемым объектам, а также земельного налога за земельные участки, занятые такими объектами.

Для субъектов, которые применяют упрощенную систему налогообложения, в частности, для индивидуальных предпринимателей, реализовано предложение по увеличению более чем в 2 раза критерия валовой выручки для применения этого особого режима налогообложения. Для ИП при применении общего порядка и упрощенной системы налогообложения с 1 января 2019 года предусматривается возможность учета доходов, выручки не только по методу оплаты, но и по методу начисления. Дополнительно в отношении ИП, осуществляющих реализацию потребителям работ и услуг, введен принцип добровольности уплаты единого налога.

Кодекс содержит ряд изменений, которые коснутся и физических лиц. Так, в отношении доходов от сдачи иным физическим лицам в аренду, внаем жилых и нежилых помещений, машино-мест предусматривается уплата подоходного налога в фиксированных суммах независимо от величины таких доходов. Расширен перечень категорий, имеющих право на получение стандартного налогового вычета по подоходному налогу. Воспользоваться данным правом теперь смогут родители, супруг, супруга, опекун или попечитель, которые осуществляют уход за инвалидами I и II группы старше 18 лет. Отменено ограничение суммы расходов на уплату страховых взносов страховым организациям Беларуси по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов для предоставления социального налогового вычета. Реализован экстерриториальный принцип обслуживания плательщиков — физических лиц — позволяющий обращаться в любой налоговый орган.

Особое внимание при подготовке новой редакции кодекса уделено вопросам упрощения налогового администрирования. Изменены подходы к приостановлению операций по счетам плательщиков, имеющих задолженность по текущим платежам в бюджет. Речь идет о делении плательщиков на группы по степени риска. Дополнительно к залогу и поручительству введен новый способ обеспечения исполнения налогового обязательства — банковская гарантия. Усовершенствован порядок взыскания дебиторской задолженности, изменены подходы к начислению пеней в части их ограничения суммой, доначисленной по результатом проверок налога. С 3 до 5 лет увеличен период для зачета (возврата) излишне уплаченных налогов, сборов и пошлин.

Один из вопросов, который вызвал достаточно бурную дискуссию, — отмена повышающих коэффициентов к ставке имущественных налогов, которые сегодня местные Советы депутатов имеют право реализовывать на соответствующих административно-территориальных единицах. Сегодня это право предусматривает возможность увеличить стандартные ставки налога на недвижимость и налога на землю до 2,5 раза. При обсуждении вопроса бизнес-союзы и представители реального сектора экономики выходили с предложениями о том, чтобы это право ограничить и вернуться к размеру таких повышающих коэффициентов, который применялся до определенного времени. То есть повышать ставки этих налогов не более чем в 2 раза. Принято компромиссное, в некоторой степени отлагательное решение, — с 2020 года размер этих повышающих коэффициентов будет снижен с 2,5 до 2 раз.

Кроме этого, Налоговый кодекс претерпел структурные изменения для улучшения восприятия его положений. Введена статья, посвященная терминам и определениям, которые используются во всей редакции Налогового кодекса. В особенной части кодекса все налоги выстроены по строго определенной иерархии, которая соответствует утвержденным элементам налогообложения. Уточнены принципы налогообложения, введен принцип презумпции добросовестности плательщика.

Смотрите так же:  Страховка автомобиля росгосстрах цена 2019 год в уфе

Немало новшеств предусматривается по налоговому администрированию. Все это делается для того, чтобы нашим плательщикам было проще исчислять и платить налоги. Чтобы, когда плательщик нарушил налоговое законодательство, налоговые органы своими действиями не доводили его до процедуры банкротства, когда мы говорим о приостановлении операций. Чтобы он мог продолжать свою деятельность и мы своими действиями, например, размером доначисленной пени, не создавали излишние обременения для него. Мы стараемся выстроить методы налогового администрирования таким образом, чтобы это негативно не влияло на деятельность плательщика и налоги поступали в бюджет от него в добровольном порядке.

Вопрос дедолларизации — один из основных. Ей уделяется много внимания. Соответствующую политику проводит Национальный банк. Мы в свой части тоже ответственно относимся к этому вопросу и видим необходимость ухода от привязки к иностранным валютам, в том числе в налоговой системе.

Вопросы дедолларизации кодексом затрагиваются не первый год. В этой редакции мы максимально подошли к решению этого вопроса в налоговой системе. Мы не видим необходимости предусматривать возможность уплаты в иностранной валюте. Все субъекты, в том числе и нерезиденты, могут реализовать свои налоговые обязательства через уплату налогов в национальной денежной единице — с учетом нынешнего развития банковских услуг, соответствующих сервисов, политики на валютном рынке, которую проводит Национальный банк по возможности свободного приобретения и продажи валюты.

Дополнительно к этому мы перевели те немногие ставки налогов, которые у нас были выражены в иностранной валюте, в белорусские рубли. Это налоги касаются узкого сегмента субъектов, они связаны с добычей сырьевых ресурсов — на добычу нефти и калийной соли.

Единственную возможность, которую мы оставили в кодексе для нерезидентов (как физических лиц, так и организаций), — уплата в иностранной валюте государственной пошлины. Это не системный, а разовый налоговый платеж, связанный с осуществлением каких-то процедур или юридически значимых действий. Например, получение каких-либо разрешений, обращение в суд. Мы с учетом обсуждения этого вопроса такую возможность сохранили. Но это будут единичные случаи. В целом налоговая система поставленную перед ней задачу дедолларизации выполняет.

В процессе обсуждения Налогового кодекса вставал вопрос о предоставлении возможности уплаты НДС в валюте для иностранных юридических лиц, которые оказывают электронные услуги физическим лицам в электронной форме. Причем не сами нерезиденты, а эксперты, которые работали над новой редакцией НК, предложили рассмотреть такую возможность. Но в ходе дискуссии мы пришли к выводу, что сегодня резидент или нерезидент может находиться и в США, и в Великобритании, и в Гонконге, и в Австралии. В какой валюте разрешить ему платить налог? Ему все равно нужно будет свою национальную валюту пересчитывать в доллары США перед тем как перечислять в белорусский бюджет. Ему же гораздо проще сразу конвертировать, например, гонконгские доллары в белорусские рубли и зачислить их в бюджет. Здесь оптимального варианта нет. Мы проанализировали практику этого года — трудностей с перечислением налогов в бюджет в белорусских рублях не возникает. Поэтому мы сохранили действующую норму. В том числе и потому, что от самих нерезидентов предложений не следовало.

Этот вопрос пока находится в проработке. Дело в том, что наши взаимоотношения по косвенным налогам урегулированы Договором о ЕАЭС, в соответствующем приложении. И в нем электронные услуги не упомянуты. Мы вынесли этот вопрос на Консультативный совет, на площадку ЕАЭС, чтобы с нашими партнерами по союзу, в первую очередь с россиянами, договориться, как мы будем этот налог взимать. Хотим закрепить в ЕАЭС необходимый порядок, механизм. Сделать это нужно, поскольку это одно из перспективных направлений, один из быстроразвивающихся видов бизнеса. Пока мы в процедуре переговоров. Как только о чем-то договоримся, сразу эту информацию разместим для наших плательщиков.

При обсуждении возможного изменения структуры Налогового кодекса мы исходили из того, чтобы систематизировать документ, сделать его понятнее. Думаю, плательщики достаточно быстро поймут те структурные изменения, которые произошли. Все налоги у нас изложены в одинаковой иерархии, то есть в соответствии с теми элементами системы налогообложения, которые перечислены в Общей части Налогового кодекса. Это плательщики, налоговая база, объект налогообложения, налоговая ставка, льготы по налогу, сроки и порядок уплаты.

Кроме того, для улучшения применения и восприятия Налогового кодекса мы ввели отдельную главу, которая посвящена используемым терминам и определениям. Эти термины и определения будут универсальными практически для всех налогов, которым посвящена последующая Особенная часть. Таким образом, мы исключили подход, который использовался в прежней редакции Налогового кодекса, когда для каждого налога давались определенные понятия. Мы практически полностью реализовали эту задумку, обобщили все эти понятия, систематизировали, согласовали их с другими отраслями права.

Думаю, что адаптация пройдет достаточно быстро, тем более что работа над Налоговым кодексом была публичной. Все те наработки и решения, которые принимались на уровне рабочих групп, озвучивались и были в открытом доступе для плательщиков и для общественности, размещались на сайтах Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов. Бизнес-сообщество тоже своевременно получало эту информацию, чтобы с членами своих ассоциаций обсуждать изменения, знакомить с ними для целей последующего практического применения.

— Принципиальных новшеств по налогу на добавленную стоимость новая редакция Налогового кодекса не содержит, но мы кардинально изменили структуру этой главы. Исходили из того, что в главе должны быть обозначены все элементы налогообложения — плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые вычеты, ставки налогов, какие подтверждения должны быть, когда применяется нулевая ставка налогов, когда товары, работы, услуги оказываются на экспорт, как исчисляется окончательно налог на добавленную стоимость. Есть отдельная статья, которая говорит о том, как возвращается НДС. Действительно, элементов очень много. Сама структура налога и порядок его уплаты таковы, что написать его простым языком невозможно.

Наши граждане налог на добавленную стоимость не исчисляют, его исчисляют субъекты хозяйствования. Этим занимаются бухгалтера, которые имеют специальное образование в сфере налогообложения, бухучета, и для них эти механизмы понятны. Мы отрабатывали эту главу с бизнес-сообществом, с бухгалтерами, советовались с ними, как ее изложить, чтобы практикам было понятно.

— НДС — это один из таких налогов, которые непосредственно связаны с бухгалтерским учетом, на практике с ним сталкиваются профессиональные бухгалтеры. Одно из основных упрощений, касающихся этого налога, заключается в следующем: мы, насколько это возможно, постарались сблизить налоговый и бухгалтерский учет для целей его исчисления. Для этих целей в новой редакции кодекса унифицировали такие понятия, как определение момента реализации и т.п. Бухгалтер, ведя бухгалтерский учет, благодаря достигнутой автоматизации этого процесса, без труда сформирует такие элементы, как распределение налоговых вычетов и др. Нам существенно удалось продвинуться в вопросах ведения одновременно и налогового, и бухгалтерского учета.

Сегодня состав и структура налогов в Беларуси соответствует общепринятым стандартам. В стране проводится политика по либерализации предпринимательской деятельности, до 2020 года действует мораторий на введение новых ставок налогов. Для снижения действующих ставок мы должны задействовать внутренние резервы налоговой системы. Необходимо получить общее увеличение налоговых доходов и за счет этого сократить ставки конкретных налогов.

В первую очередь может быть организована работа по отмене неэффективных налоговых льгот, которая даст соответствующее поступление в бюджет. Расширение налоговой базы произойдет за счет увеличения количества вновь создаваемых плательщиков, роста активов, которые будут вовлекаться в экономический оборот. Этому будет способствовать также поддержание на достаточно высоком уровне темпов экономического роста. В нашей стране налоги связаны с ростом экономики, они взимаются с создаваемой добавленной стоимости. И чем больше такой стоимости создается, больше растет ВВП, тем больше получает и налоговая система. Ускоренный экономический рост тоже может дать дополнительные поступления в бюджет, за счет чего мы можем рассматривать возможность снижения конкретных ставок налогов.

Те меры, которые мы предполагаем обсудить в ближайшие годы, касаются возможности реформирования налога на прибыль, совершенствования механизма взимания налога на добавленную стоимость. У нас есть вопросы по тем ограничениям, которые сегодня действуют в налоге на добавленную стоимость в отношении налоговых вычетов. Мы предполагаем, что можем обсудить реформу определения объекта налогообложения имущественных налогов, в первую очередь налога на недвижимость. Предполагается уйти от применения остаточной стоимости, которая числится в бухгалтерском учете соответствующих объектов налогообложения, и перейти к их рыночной оценочной стоимости, так называемой кадастровой оценки. Эта мера повысила бы справедливость налогообложения. К примеру, от тех объектов, которые имели бы большую рыночную стоимость, мы бы получали больше доход. А для плательщиков, располагающих объектами, которые морально и физически устарели или нуждаются в модернизации, налогообложение бы уменьшилось.

Что касается Фонда социальной защиты, то сегодня он не включен в налоговую систему. Но вопрос актуальный и прежде всего связан с необходимостью обеспечения сбалансированности фонда — его доходов и расходов. Помимо налоговой ставки может быть задействован ряд инструментов. Для этого нужно комплексное и системное рассмотрение данного вопроса, начиная с места платежа, как мы его дальше видим и позиционируем. Надо решить, будет ли налоговый платеж или они будут осуществляться в виде страховых взносов, как сейчас. Соответственно, от принятия этого решения с учетом анализа ситуации, в частности, демографической, которая влияет на доходы и расходы фонда, могут вырабатываться последующие решения по возможным изменениям в том числе и ставки. Но в принципе такая работа не исключается.

Смотрите так же:  Требования к ремонту больницы

Если мы говорим о налоговых платежах, то еще один из резервов — рассмотреть вопрос об отмене пониженных ставок. И в целом понизить общие ставки по основным налогам. Вы знаете, что есть 10%-ная ставка на продукты питания, детскую одежду. Если мы найдем резервы отменить пониженную ставку, то в целом это даст возможность снизить для всех общую ставку — это тоже одно из направлений, по которому можно будет двигаться.

Когда глава государства давал поручение, было сказано, что такая налоговая реформа на данном этапе не должна привести к существенному сокращению налоговых доходов, то есть поступлений в бюджет. Новая редакция Налогового кодекса больше посвящена мерам налогового администрирования, то есть это в первую очередь административная налоговая реформа.

Тем не менее в кодексе реализованы системные меры по снижению налоговой нагрузки. Одновременно кодекс предусматривает индексацию действующих ставок налогов, где в ряде случаев происходит расширение налоговой базы. За счет этого мы сегодня практически выходим на баланс. Для отдельных плательщиков произойдет снижение налоговой нагрузки за счет тех мер, которые я перечислял, но в целом за счет расширения налоговой базы, индексации налоговых ставок налоговые доходы не увеличатся и не сократятся — они остаются практически в тех пределах, которые у нас были заложены в бюджет текущего года.

Министерство по налогам и сборам провело достаточно серьезную аналитическую работу в той части, которая касается взимания единого налога с предпринимателей. По результатам этой работы предложены системные изменения. В целом они оцениваются как улучшение условий работы индивидуальных предпринимателей с 2019 года.

Об отличиях от действующей системы. Первое нововведение — возможность плательщиков единого налога — ИП — самостоятельно выбрать налоговый режим. Если сегодня этот единый налог для индивидуальных предпринимателей, которые занимаются определенными работами или оказывают отдельные виды услуг, является обязательным, то со следующего года они получат возможность выбрать тот налоговый режим, который их устраивает: может быть сохранен режим уплаты единого налога, может быть выбрана упрощенная система налогообложения либо плательщик может перейти на общую систему уплаты подоходного налога.

При этом в отношении ставок налогов было реализовано изменение, которое касается пересмотра механизма их установления. Сегодня в действующей редакции Налогового кодекса предусмотрены коридоры ставок единого налога, в рамках которых местные Советы депутатов непосредственно по видам деятельности устанавливают конкретные ставки на своей территории: установлены минимальная и максимальная ставки, и в этом коридоре выбирается ставка, которая будет действовать на соответствующей территории. С 2019 года эти коридоры будут упразднены, Налоговым кодексом утверждаются единые ставки единого налога, которые будут дифференцированы по территориям (город Минск; областные центры; районные центры и города районного подчинения; сельская местность). В Минске ставки выше, далее они по ниспадающей уменьшаются. Дополнительно местные Советы депутатов могут сократить предложенные ставки налогов до 2 раз (увеличивать нельзя).

Это два существенных нововведения, которые, с нашей точки зрения, значительно улучшают положение индивидуальных предпринимателей.

Это актуальный вопрос. Предложенная редакция Налогового кодекса предусматривает снижение ставок акцизов на автомобильное топливо по сравнению с действующими на 25%. Это вынужденная мера для возможной адаптации рынка и нефтеперерабатывающих заводов к налоговому маневру. Второй его этап Россия будет реализовывать с 2019 года. Беларусь формировала проект бюджета по консервативному сценарию. То есть учитывала, что в условиях реализации второго этапа налогового маневра придется функционировать без возможной компенсации наших потерь со стороны Российской Федерации.

Сегодня процесс переговоров с российской стороной по этому вопросу не завершен. Тем не менее ставки акцизов у нас на 25% будут снижены. Независимо от того, будет ли решен вопрос с компенсацией, эта мера останется. Она позволит в условиях достаточно серьезной волатильности мировых цен на нефть снять напряжение на внутреннем рынке. Сейчас концерн «Белнефтехим» из-за стоимости нефти вынужден с определенной периодичностью повышать цены на топливо. В следующем году 25-процентное снижение позволит более гибко реагировать на изменения рынка.

Что касается последующих лет, то в принципе все будет зависеть от результатов переговоров с Россией. Если они не будут положительными, то у нас остается несколько инструментов по адаптации к функционированию в новых условиях. Прежде всего это цены внутреннего рынка и ставки акцизов. С учетом, что у нас открытый рынок с Россией, вопросу цен на внутреннем рынке уделяется достаточно большое внимание. Учитывается и социальный фактор. Не исключено, что механизм по снижению ставок акцизов будет задействован и в последующем. Не исключаю, что при самом неблагоприятном развитии ситуации мы можем подойти к тому, что ставки акцизов обнулим.

На сегодняшний день статус налогового консультанта получили более 300 человек.

Сейчас подготовлен проект указа, который предусматривает, что организации и индивидуальные предприниматели, которые работали на аутсорсинге и оказывали бухгалтерские услуги, но не получили к 1 января 2019 года статус налогового консультанта, смогут продолжить оказание этих услуг.

Проект прошел согласование и внесен в Совет Министров. Документ предварительно прорабатывался в том числе с Администрацией Президента. Полагаю, что после соответствующих процедур и криминалистической экспертизы он будет представлен главе государства.

Новинки законодательства: ожидаем снижения ставок и коэффициентов по уплате налога на недвижимость &nbsp 4736

Любой инвестор, решивший вкладывать деньги в недвижимость, оценивает всевозможные риски и подводные камни, которые могут его подстерегать при реализации проекта. Принятие окончательного решения во многом зависит от законодательства, в рамках которого придется работать.

О законодательных новинках 2018 года и том, каких изменений стоит ожидать игрокам рынка в 2019 году, рассказал на I Белорусском форуме девелоперов ассоциированный партнер, руководитель практики строительства и недвижимости REVERA Денис Богданов.

2018 год

Вносим арендную плату по-новому

В этом году вступили в силу изменения в указ №667 (указ №463), касающиеся внесения платы за заключение договоров аренды.

Суть проблемы заключается в том, что раньше земельный участок для строительства коммерческого объекта предоставлялся на праве аренды застройщику. После реализации проекта он передавал его арендаторам (а их могло быть несколько) либо товариществу собственников. При этом землепользователям предоставлялась льгота по внесению платы за право заключения договора аренды, поскольку они платили еще и арендную плату за землю.

После вступления изменений в указ №667 эта льгота отменена. Теперь плату за право заключения договора аренды должны вносить землепользователи — либо арендаторы, либо товарищество собственников.

Денис Богданов говорит о том, что в настоящее время между застройщиками объектов и товариществами собственников ведутся споры, кто все же будет вносить эту плату. И с проблемой столкнулись не только собственники объектов недвижимости, которые вводятся в эксплуатацию, но и те, у кого в скором времени истечет срок аренды.

К слову, размер платы за право заключения договора аренды земли под обслуживание небольшого офисного здания составляет более 340 тысяч рублей на 5 лет и более 2 миллионов рублей — при аренде на 80 лет.

В случае непродления срока аренды земельного участка необходимо уплачивать земельный налог в 10-кратном размере за самовольно занятый участок (п. 4 ст. 196 НК РБ).

По мнению спикера, разрешить данную проблему можно было следующим путем: вносить арендную плату за право заключения договора аренды только за земельные участки, сформированные после введения данной нормы. Что касается участков, сформированных до 31 марта 2018 года, арендную плату не вносить.

Проблема кроется и в том, что на аукционах на право заключения договора аренды участки предоставляются только на срок строительства объектов. Например, застройщик, приобретая участок для строительства на 5 лет, вносит плату за право заключения договора аренды только на этот 5-летний срок. После реализации проекта он передает объект дольщикам или товариществу собственников. Однако, оказывается, что собственник должен будет внести плату за заключение договора аренды и на период эксплуатации объекта.

Данное изменение в указе спикер оценивает как негативное, говорящее не в пользу игроков рынка.

Недвижимость разрешили использовать не по целевому назначению

Декретом №7 предоставлена возможность использовать недвижимое имущество не по целевому назначению.

С настоящего времени субъектам хозяйствования разрешается использовать нежилые помещения (производственные, торговые, бытовые, общепита и иные) по назначению, не соответствующему требованиям к их проектированию и строительству.

Но практика показывает, что изменение целевого назначения объекта — это достаточно длительный, сложный и дорогостоящий процесс. По времени он может занимать до полугода. Если при этом надо делать реконструкцию, то процедура затягивается на более длительный срок.

В то же время при перепрофилировании объекта не должны нарушаться права и законные интересы граждан. То есть если субъект хозяйствования в производственном или ином помещении планирует устроить офисный центр, то он должен обеспечить в нем санитарные и пожарной безопасности нормы для массового пребывания людей. Если они не будут соблюдены, то можно констатировать, что перепрофилирование объекта привело к нарушению законных интересов граждан. Резонно встает вопрос, может ли такое помещение использоваться не по целевому назначению?

Спикер акцентирует внимание на том, что со вступлением в силу данной нормы встал и вопрос с целевом назначением земельного участка. В практике компании уже есть несколько судебных процессов. Они говорят о том, что, несмотря на наличие нормы Декрета №7, при использовании капитального строения не по назначению остается нерешенным вопрос с нецелевым использованием земельного участка. То есть если участок предоставлен под другие цели, это расценивается как нецелевое его использование. За него придется платить либо арендную плату в 10-кратном размере, либо земельный налог.

Смотрите так же:  Страховой калькулятор осаго 2019 апрель

Появился новый вид строительстватехническая модернизация

Декретом также предоставлена возможность проводить техническую модернизацию объектов без разработки разрешительной документации, ее согласования и экспертизы.

Спикер оценивает данное нововведение как положительное, особенно учитывая тот факт, что под технической модернизацией и технологическим оборудованием понимаются не только производственные объекты, но и торговые.

В 2018 году вступили в силу изменения при использовании в строительстве жилья жилищных облигаций, появился институт авторизованных посредников, вступил в силу Закон об инвестиционных фондах.

Что касается последнего, то, по словам спикера, данного института в Беларуси пока, по сути, нет. Однако появление нормативно-правового документа, регулирующего данную сферу деятельности, — это положительный момент. Документ найдет применение после прихода в нашу страну инвестиционных фондов.

2019 год

В проекте Налогового кодекса предусмотрено 5 основных изменений, касающихся сферы недвижимости.

Изменены критерии для сделок, подпадающие под регулирование трансфертного ценообразования

В настоящее время под трансфертный контроль подпадают все сделки с недвижимостью. Предполагается, что с нового года, если Налоговый кодекс примут в предложенной редакции, под данное регулирование будут подпадать только сделки с взаимозависимыми лицами и плательщиками, применяющими особые режимы налогообложения.

Установлен порядок уплаты налога на недвижимость в «переходный» период

При продаже и ином отчуждении капитальных строений установлен порядок уплаты налога на недвижимость в «переходный» период.

Бывают такие ситуации, когда по акту передачи объект передан организации-покупателю, но государственная регистрация перехода права собственности по каким-то причинам задерживается. Возникает вопрос, кто в этот период должен платить налог на недвижимость? В проекте Налогового кодекса прописано, что уплата налога ложится на плечи покупателей недвижимости.

Из состава объектов налогообложения исключен объект сверхнормативного незавершенного строительства

В настоящее время сразу по истечении нормативного срока строительства застройщик начинает платить налог на недвижимость. В проекте настоящего Кодекса данная норма исключается.

Вводятся дифференцированные (понижающие) ставки налога на недвижимость

Проектом Налогового кодекса предусмотрено снижение ставок по налогу на недвижимость:

0,2 % — в отношении объектов, возведенных после 1 января 2019 года плательщиками-организациями капитальных строений (зданий, сооружений), их частей в течение второго года (двенадцати месяцев) с момента приемки таких капитальных объектов и их частей в эксплуатацию;

0,4 %в течение третьего года (двенадцати месяцев);

0,6 %в течение четвертого года (двенадцати месяцев);

0,8 %в течение пятого года (двенадцати месяцев).

Снижаются максимальные коэффициенты к ставкам налога на недвижимость

Налоговым кодексом также предусматривается постепенное снижение максимальных коэффициентов, которые могут принимать местные Советы депутатов к ставкам налога на недвижимость.

В частности, местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) ставки налога:

– на 2019 год — не более чем в 2,5 раза;

– на 2020 год — не более чем в 2,4 раза;

– на 2021 год — не более чем в 2,3 раза;

– на 2022 год — не более чем в 2,2 раза.

Предложенные изменения в Налоговый кодекс спикер оценил положительно.

Фото спикера: Павел Садовский.

Последние изменения в НК-2019: налог на недвижимость

(Комментарий к планируемым и действующим нормам Налогового кодекса)

Считанные дни остались до завершения работы над подготовкой проекта нового Налогового кодекса (далее – проект НК-2019). Предлагаем вашему вниманию планируемые изменения в части налога на недвижимость.

1) исключить из объектов обложения налогом на недвижимость:

– здания, сооружения, передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства;

– мобильные здания (ранее здания сборно-разборные и передвижные).

Данное изменение связано с изменениями, внесенными в постановление Минэкономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161;

2) отменить ограничение на применение в течение года льготы по налогу на недвижимость в отношении впервые введенных в действие капитальных строений (зданий, сооружений), при возведении которых превышены сроки строительства, установленные проектной документацией;

3) установить, что при предоставлении в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование объектов жилищного фонда право на применение плательщиками льготы по налогу на недвижимость не утрачивается;

4) отменить с 1 января 2019 г. право областных (Минского городского) Советов депутатов увеличивать до 10 раз ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям;

5) ограничить (с 2020 г.) права местных Советов депутатов увеличивать (уменьшать) ставки налога на недвижимость не более чем в 2 раза. Таким образом, они вправе будут увеличивать (уменьшать) ставки налога на недвижимость:

Налог на недвижимость: изменения в 2019 году

С 1 января 2019 г. действует новая редакция Налогового кодекса (НК–2019). Рассмотрим основные изменения и дополнения, внесенные в порядок исчисления и уплаты организациями налога на недвижимость.

Изменение перечня объектов налогообложения

Из состава объектов налогообложения исключены здания, сооружения и передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства . То есть с 2019 года не требуется исчислять налог на недвижимость по таким объектам строительства.

Кроме того, в перечне объектов налогообложения у организаций не указаны машино-места. Данный перечень включает только капстроения (здания, сооружения), их части (далее — капстроение) . Однако, как и прежде, машино-места подлежат налогообложению.

Это следует из того, что машино-место представляет собой место для размещения транспорта, которое является частью капстроения (в том числе автостоянки) и зарегистрировано как объект недвижимости . По постановлению Минэкономики от 30.09.2011 N 161 оно относится к группе «Сооружения» (шифры 20260, 20261, 20262, 20263).

Отметим, что с 2019 года при исчислении налога на недвижимость под капстроением понимают объект, классифицируемый в соответствии с законодательством для целей определения нормативных сроков службы ОС как здание, сооружение или передаточное устройство .

Введение новых ставок налога на недвижимость

Введены ставки налога на недвижимость в отношении капстроений, возведенных организациями после 1 января 2019 г.

Так, при исчислении налога на недвижимость в течение второго — пятого годов с момента приемки капстроения в эксплуатацию применяются дифференцированные ставки (таблица 1).

Хотя декретом президента Беларуси № 7 установлен мораторий на повышение ставок налогов в стране, в 2019 году ставки налогов будут проиндексированы на ожидаемую величину инфляции, то есть на 5,3%.

Об этом 2 августа сообщила заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая. Противоречия между декретом и повышением ставок, как она пояснила, нет, потому что мораторий, установленный декретом, не распространяется на подобную индексацию.

Будут проиндексированы и некоторые акцизы. В частности, акциз на табачные изделия предполагается увеличить на 15%. Такой большой рост объясняется международными обязательствами Беларуси в рамках Евразийского экономического союза. В то же время, акцизы на крепкие алкогольные напитки, пиво и крепленые вина менять не предполагается. А акцизы на автомобильное топливо даже предполагается сократить на 25%, что позволит компенсировать рост цен на нефть для белорусских НПЗ в результате реализации налогового маневра в России.

Кроме того, Элла Селицкая рассказала о новшествах, которые должны произойти в 2019 году в сфере налогообложения в связи с ожидаемым внесением изменений в налоговый кодекс РБ. Проект новой редакции Налогового кодекса в настоящее время находится на общественном обсуждении.

Пожалуй, одно из самых важных новшеств состоит в изменении порядка приостановки операций по счетам налогоплательщиков. Добросовестным плательщикам налоговые инспекции будут предоставлять возможность устранить текущую задолженность в течение 5–10 рабочих дней без приостановки операций по счетам.

Кроме того, установлено, что сумма пени, начисленной за неуплату налогов после проверки, не может превышать величину самого доначисленного налога.

Более дружественным к плательщикам становится и механизм возврата излишне уплаченных налогов. В настоящее время они возвращаются только в том случае, если прошло не более трех лет с момента их уплаты. Этот срок предполагается увеличить до 5 лет.

Налоговая инспекция собирается внести свой вклад в дело дедолларизации белорусской экономики. С 2019 года кадастровая стоимость всех земель в Беларуси будет рассчитываться в белорусских рублях, как и налог на добычу полезных ископаемых, а также и налог на землю. В валюте будет рассчитываться только госпошлина для лиц, которые должны уплатить ее из-за рубежа.

Другие публикации:

  • Бинбанк штраф ФАС оштрафовала "Бинбанк" за рекламу зарплатных карт Федеральная антимонопольная служба (ФАС) рассмотрела дело о недостоверной рекламе зарплатных карт в отношении "Бинбанк-Диджитал" и назначила компании штраф. "Бинбанк" распространял рекламу своего […]
  • Претензия образец на обмен товара ненадлежащего качества профессиональная защита прав потребителей Образец претензии на замену товара ненадлежащего качества. Статья 18 Закона О защите прав потребителей. Заявляя требование о замене товара, имейте в виду, что если товар принимается на диагностику, срок рассмотрения […]
  • Пенсия за выслугу лет гражданским служащим москвы Пенсия государственных гражданских служащих Работникам госструктур назначается пенсия при достижении установленного пенсионного возраста и получении необходимого стажа работы в должностях государственной службы. Условия начисления пенсионных выплат для […]
  • Большая разница ликвидация штирлиц «Большая разница». Тайны между делом О «производственных секретах» самого популярного среди пародийных телешоу. Как делается «Большая разница»? А вот как: пишутся сценарии пародий, потом читка, репетиции, попутно – грим и костюмы, изготовление декораций, […]
  • Госпошлина за выдачу копии протокола судебного заседания Юридические расчеты Вопросы уплаты государственной пошлины Как определяется размер государственной пошлины, уплачиваемой при подаче заявления о выдаче копии протокола судебного заседания, а также заявления о повторной выдаче копий судебных актов, копий […]
  • Ликвидация ооо ос Ликвидация ООО на УСН с долгами перед учредителем Добрый день! Есть ООО на УСН и 2 учредителя. Доли учредителей 50/50. После создания ООО для покупки основных средств одним из учредителей были внесены деньги в кассу по договору беспроцентного займа на 420 […]

Вам также может понравиться