Наглядные пособия на урок математики

Наглядные пособия на урок математики

Изучая математику в начальных классах, младшие школьники усваивают ряд сложных понятий: понятие числа, понятия арифметических действий, законов арифметических действий, понятие уровня, равенства, неравенства и других, которые связаны с отвлеченным, абстрактным мышлением учащихся. К его развитию, к образованию общих математических понятий «надо идти, отправляясь от наглядного обучения, которое опирается на восприятия и ощущения, идущие от предметного, объективного мира, что и называют в школьной практике наглядностью, наглядными пособиями».

Знание видов наглядных пособий дает возможность учителю правильно их подбирать и эффективно использовать при обучении, а также изготовлять самому вместе с детьми необходимые наглядные пособия.

Учебные наглядные пособия принято делить:

К натуральным наглядным пособиям относятся предметы окружающей жизни: тетради, палочки, кубики и т.п.

Среди изобразительных наглядных пособий выделяют:

предметные картинки, изображения предметов и фигур из бумаги и картона, таблицы с изображениями предметов или фигур.

карточки с изображениями математических символов (цифр, знаков, действий, знаков отношений «>», «<», «=»), схематические рисунки, чертежи.

учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы. [3, с. 28]

Предметы школьного оборудования по математике делятся на две группы: общее оборудование (рабочее место учителя, рабочее место учащихся, классная доска, проекционная аппаратура, макеты и т.п.) и учебное оборудование (чертежные и измерительные инструменты, демонстрационные приборы и наборы, печатные и экранные пособия и т.п.).

а) Наборное полотно. Оно предназначено для работы в классе с подвижными цифрами и знаками « + », « — », « = », предметными картинками и другими плоскими пособиями. Размеры наборного полотна могут быть 60 х 90 или 60 х 100 сантиметров. Расстояние между пазами должно соответствовать размерам подвижных цифр и предметных картинок.

б) Классные счеты. В настоящее время применяются счеты, на верхней планке которых расположен ряд вертикальных проволочек с косточками по десять штук на каждой. Это добавление используется при изучении состава чисел в пределах первого десятка, а так же при прохождении темы «Нумерация многозначных чисел» для разъяснения поместного значения цифр.

в) Арифметический ящик. В него входят бруски (десятки) и доски (сотни) разделенные неглубокими прорезями на единицы.

г) Демонстрационные палочки. Десять палочек одного цвета и десять палочек другого цвета.

— «числа первого десятка». Всего десять таблиц. Каждая таблица построена по следующему плану: изображение предметов в соответствии с изучаемым числом; изображение числа при помощи цифры.

— «таблицы по математике для 1 – 4 классов». В комплекте четыре таблицы. Две из них «Правильно черти» и «Правильно измеряй» предназначены для работы с учениками первого класса.

— «таблицы для устных вычислений». В комплекте четыре таблицы с цифрами и таблицы для устных вычислений и упражнений в счете при сложении и вычитании в пределах ста.

Все эти таблицы не однократно переиздавались в издательстве «Просвещение» в разные годы, разными составителями.

е) Набор диафильмов и диапозитивов (составитель А. С. Пышкало)

— диафильм «К урокам математике в первом классе» (геометрический материал).

— диафильм «Сравнение чисел»

— диафильм «Решение простых задач в первом классе»

— диафильм «Составление задач в первом классе » и другие диафильмы и наборы диапозитивов для работы на уроках математики в начальных классах.

а) Абак – счетный прибор, применяющийся при изучении нумерации в концентре «сотня»

б) Абак с кружками. Применяется как разновидность абака (слева десятки, справа единицы) при изучении нумерации чисел первого и второго десятков.

в) прибор – счеты с двумя дугообразными проволочками, расположенными вертикально. На лицевой стороне помещается только по десять шариков, каждая половина которых окрашена в разные цвета.

Индивидуальные наглядные пособия для первоклассника изготавливаются из приложения к учебнику математики для первого класса общеобразовательной школы. В них входят:

Наглядные пособия на урок математики

Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.

Использование наглядных средств не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей — одно из важнейших положений дидактики. Ощущение и понятие — различные ступени единого процесса познания.

Еще Я. А. Коменский выдвинул «золотое правило»: «все, что .можно, предоставлять для восприятия чувствам .» [18, с.57]. Требование, чтобы знания черпались учениками прежде всего из собственных наблюдений, сыграло большую роль в борьбе с догматическим, схоластическим обучением. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Коменский, не позволила ему раскрыть принцип наглядности обучения с необходимой полнотой и разносторонностью.

Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци. Отстаивая необходимость наглядности в обучении, он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, то есть сформировать у учащихся понятия.

В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. При изучении природы, например, наибольшее значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках грамматики – условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами и т. п. Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Например, в курсе истории целесообразно рассматривать предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картины, изображающие соответствующие явления, исторические карты, смотреть кинофильмы и т. д.

Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний и развитию школьников.

Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления учащихся. Это правило относится не только к средним и старшим, но и к начальным классам. Опираясь на восприятие младшими школьниками множеств и отношений между ними, надо уже в 1-м классе постепенно переходить к обобщению наглядных отношений, добиваясь их понимания в отвлеченном плане. Так, проделав умножение и деление на квадратиках или кружочках в пределах двух десятков, следует перейти к уяснению связи между умножением и делением, взаимно обратных отношений между этими арифметическими действиями [28, с.314].

В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности при всем их многообразии составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое ведут учащиеся, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объектов.

Математика изучает не сами предметы и явления окружающей жизни, а “ пространственные формы и количественные отношения действительного мира” ( Ф. Энгельс), поэтому при обучении математике стремятся вычленить именно эти стороны; качественные же признаки предметов становятся несущественными. Часто для изучения математических соотношений и операций используют специально созданные пособия. Такие пособия иногда являются более наглядными, чем сами предметы или ситуации, взятые из окружающей жизни [33, с.52].

На уроках математики осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении математике особую роль играет принцип наглядности.

Несомненно, учебник является основным средством обучения. В настоящее время широко применяется, и хорошо себя зарекомендовали альтернативные учебники М.И. Моро, Л.В. Занкова, Н. Я. Виленкина и других авторов. Школа сама выбирает, какой методике отдать предпочтение, какой автор больше других подходит к их разработанной системе обучения математике.

Статья по математике на тему:
Изготовление и использование наглядных пособий на уроках математики в начальной школе.

Практические советы учителю по изготовлению и использовании наглядных пособий на уроках математики.

Предварительный просмотр:

МБОУ Милютинская СОШ

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИЗГОТОВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Юдина Елена Тихоновна

Смотрите так же:  Налог на недвижимость ип при усн в 2019 году

учитель начальных классов

Одна из целей начального обучения математике – обеспечить усвоение смысла вводимых понятий, фактов и алгоритмов. Достичь этого можно посредством использования в обучении наглядных пособий.

Одним из средств, повышающих интерес к учёбе и вызывающих у детей чувство радости, являются интересные, красочные наглядные пособия.

Ещё К. Д. Ушинский подчёркивал: «Детская природа требует наглядности… Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще…»

Я. А. Коменский принцип наглядности назвал «золотым правилом дидактики» и призывал учителей «…всё, что только можно предоставлять для восприятия чувствами…». Наглядность он рассматривал как принцип обучения и как наглядное средство обучения, т. е. как наглядное пособие.

Использование наглядных пособий на уроках математики позволяет обогатить и расширить чувственный опыт детей, содействует изучению конкретных свойств предметов, созданию условий для перехода к абстрактному мышлению.

Использование наглядных пособий помогает реализации дидактических целей обучения, т. к. может применяться для:

— ознакомления с новым материалом;

— закрепления знаний, умений, навыков;

— проверки их усвоения.

С наглядных пособий целесообразно начинать изучение учебного материала, потому что у учащихся начальных классов преобладает наглядно-образное, наглядно-действенное мышление.

Для учителей начальных классов наряду с учебником важнейшими являются наглядные пособия, позволяющие:

1. создать условия для восприятия и переработки информации;

2. увидеть в компактной форме структуру учебного материала;

3. обеспечить доступность усвоения учебного материала учащимися;

4. наладить совместную работу учителя и учащихся при создании индивидуальных учебных пособий, раздаточного материала;

5. развивать интерес к обучению;

6. получать положительные эмоции.

Учитывая великую роль наглядных пособий при обучении младших школьников математике, можно говорить об актуальности данной темы.

Программой начальной школы поставлена задача повышения качества обучения учащихся математике. По моему мнению, в достижении этой цели велика функциональная возможность наглядных пособий Н. В. Петкевич. Яркое восприятие, многократное повторение и ассоциативные связи способствуют более лёгкому и прочному усвоению учебного материала. Опыт комплексного использования наглядности выполняет функцию сенсорно-моторного (чувственного) восприятия информации.

Наглядные пособия соответствуют психологическим особенностям младших школьников, у которых преобладает наглядно-образное, наглядно-действенное мышление, требующее наглядного предъявления информации.

Поэтому, наглядные средства обучения я использую последовательно. И это помогает ребятам обеспечивать все этапы усвоения информации, её восприятие и обработку за более короткое время.

Особую трудность у учащихся вызывает изучение таблицы умножения. Из опыта работы предыдущих лет, знаю, что дети заучивают её наизусть дома, т. к. традиционная методика изучения таблицы умножения не предусматривает организации работы по её запоминанию прямо на уроке. Для облегчения усвоения таблицы умножения и деления Н. В. Петкевич создала комплект демонстрационных наглядных пособий «Таблицу умножения учим с увлечением» и индивидуальные пособия «Альбом по математике», «Таблицу умножения изучаем сами — своим умом и руками».

Применяя на уроках математики «Альбом…» и демонстрационные пособия, я поняла, что для достижения наибольшего эффекта, надо обязательно работать в системе.

Работая с пособиями в системе, я увидела возможность многократного повторения таблицы умножения, установления ассоциативных связей – это очень важные условия для запоминания.

Наибольший эффект достигается в системе использования «Альбома» и демонстрационных наглядных пособий «Таблицу умножения учим с увлечением».

Проработав с наглядными пособиями Н. В. Петкевич, я убедилась в том, что они соответствуют целям, задачам начального образования, формам и методам организации педагогического процесса в начальной школе, индивидуальным и возрастным психологическим особенностям младших школьников.

Эффективность наглядных пособий заключается в следующем:

— повышение мотивации учения;

— повышение качества знаний;

— активизация интеллектуальных и познавательных процессов;

— сохранение здоровья детей.

Основными критериями эффективности наглядного обучения стали:

— сформированность вычислительных навыков;

— овладение трудовыми умениями и навыками;

— воспитание коллективизма, чувства единства.

Таким образом, можно сделать вывод, что комплексное использование наглядных пособий Н. В. Петкевич на уроках математики способствует решению основных проблем, существующих в современной школе:

— позволяет улучшить у ребёнка психологические процессы

— корректирует недостатки опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха

— удовлетворяет образовательные запросы личности ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности и возможности.

Перспективу дальнейшего совершенствования данного опыта в своей профессиональной деятельности я вижу так:

— продолжение обучения учащихся с использованием наглядных пособий Н. В. Петкевич

— позитивное отношение учащихся к школе и процессу обучения

— осуществление личностно-ориентированного подхода

— улучшение здоровья учащихся

В нашей школе создана неплохая материально-техническая база и приобретены необходимые учебно-методические пособия.

Использование наглядных пособий на уроках математики — неотъемлемая часть работы учителя. Таблицы разработаны в соответствии с требованиями проектов Государственных. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемdozhdik.ucoz.ru

Похожие презентации

Презентация по предмету «Математика» на тему: «Использование наглядных пособий на уроках математики — неотъемлемая часть работы учителя. Таблицы разработаны в соответствии с требованиями проектов Государственных.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

2 Использование наглядных пособий на уроках математики — неотъемлемая часть работы учителя. Таблицы разработаны в соответствии с требованиями проектов Государственных образовательных стандартов, предъявляемыми к знаниям и умениям учащихся, и учитывает их информационную и деятельностную составляющие. Разнообразие форм подачи учебного материала, содержание и структура таблиц обеспечивают их успешное использование при обучении по вариативным программам. Таблицы и схемы могут применяться не только на уроках объяснения нового материала и уроках закрепления, но и при обобщении и систематизации знаний учащихся. На первом этапе знакомства с наглядным пособием ученики могут с его помощью сформулировать правило, привести свои примеры, постепенно запомнить и использовать в речи термины, приведенные в нем. Предлагаемые методические рекомендации помогут учителю наиболее полно раскрыть дидактические возможности предлагаемых наглядных пособий.

3 1 класс Состав числа Равенства Неравенства Компоненты сложения Решение задачи Компоненты вычитания Свойства предметов Нумерация чисел первого десятка Десяток 2 класс Сложение с переходом через десяток Вычитание с переходом через десяток Прямые и обратные задачи Умножение Компоненты умножения Компоненты деления Таблица Пифагора Цена. Количество. Стоимость Простые задачи Задачи Обр-е и название чисел второго десятка Сложение чисел до 100 Вычитание чисел до 100 Приемы устных вычитаний 3 класс Увеличение и уменьшение чисел Уравнения Действия с числом нуль Умножение и деление суммы на число Деление с остатком Периметр и площадь многоугольника Письменное умножение Письменное деление Порядок действий Свойства умножения Приемы внетабличного деления Деление на двузначное число 4 класс Доли Умножение и деление числа на произведение Письменное умножение на двузначное число Письменное умножение на трехзначное число Приемы письменного деления с остатком Таблица разрядов и классов Умножение на однозначное число Деление на однозначное число Свойства суммы, разности, произведения, частного Содержание

4 Точка. Луч. Линия (1кл.) Многоугольники (1кл.) Углы (2 кл.) Точки. Линии. Многоугольники Периметр многоугольника Площадь геометрических фигур Угол. Виды углов Масса. Длина. Объем Единицы времени Единицы длины. Единицы массы Единицы площади Скорость. Время. Расстояние Таблица метрических мер Таблица измерения площадей Таблица мер веса Таблица мер длины Сложение и вычитание величин Умножение и деление величин

Наглядные пособия, их роль в использовании при изучении нового материала по математике

1. Значение наглядности и её применение на уроках математики в начальных классах.

2. Виды наглядных пособий, используемых в начальном обучении математике.

  • Предметы окружающей обстановки.
  • Демонстрационные изобразительные пособия.
  • Таблицы.
  • Счетные приборы.
  • Измерительные приборы.
  • Иллюстрации.
  • Дидактический материал.

3. Изготовление наглядных пособий учащимися.

5. Список использованной литературы.

Математика изучает не сами предметы и явления окружающей жизни, а “ пространственные формы и количественные отношения действительного мира” ( Ф. Энгельс), поэтому при обучении математике стремятся вычленить именно эти стороны; качественные же признаки предметов становятся несущественными. Часто для изучения математических соотношений и операций используют специально созданные пособия. Такие пособия иногда являются более наглядными, чем сами предметы или ситуации, взятые из окружающей жизни.

На уроках математики осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении математике особую роль играет принцип наглядности.

Несомненно, учебник является основным средством обучения. В настоящее время широко применяется, и хорошо себя зарекомендовали альтернативные учебники М.И. Моро, Л.В. Занкова, Н. Я. Виленкина и других авторов. Школа сама выбирает, какой методике отдать предпочтение, какой автор больше других подходит к их разработанной системе обучения математике.

Цель моей работы: узнать, что такое наглядные пособия, их виды. Научиться правильно подбирать и применять их, овладеть умением самому изготовлять необходимое наглядное пособие.

Правильное использование наглядности на уроках математики способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.

2.Значение наглядности и применение на уроках математики в начальных классах.

Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время. Тот факт, что математике присуща большая абстрактность, определяет и характер средств наглядности, и особенности применения их. В таких учебных предметах, как естествознание, история, география, наглядные пособия чаще всего используются для показа изучаемых объектов. Чтобы учащиеся могли составить наиболее правильное, наиболее полное представление о животном или растении, о том или ином событии, о природном явлении и т.п., все это необходимо показать в возможно более естественном виде и так, чтобы хорошо были различимы все нужные детали.

Смотрите так же:  Судебная практика 94 фз

Что касается математики, то здесь предметы, во- первых, выступают только как элементы множеств, над которыми могут производиться некоторые операции и относительно которых может быть поставлен вопрос об их численности. Поэтому , когда учитель говорит о яблоках на ветке, или о птичках на дереве, то он не останавливается на том, какие это яблоки, или о птичках на дереве. Он обращает внимание детей лишь на количества их и на количественные отношения. Во- вторых, когда идет речь о том или ином предмете, то может быть поставлен вопрос об исследовании его формы или некоторых числовых характеристик, носящих названия величин. Но чтобы исследовать количественные отношения и формы в чистом виде, необходимо совершенно отделить их от содержания. В этом и оказывают помощь учителю различные средства наглядности и в первую очередь модели, чертежи, схемы, которые более всего отвечают указанному требованию.

3. Виды наглядных пособий, используемых в начальном обучении математике.

В начальном обучении математике используются различные виды наглядных пособий:

  • Предметы окружающей среды. С первых же дней пребывания детей в школе при обучении их счету и действиям сложения и вычитания, предметы окружающей обстановки могут быть использованы в качестве счетного материала. Таким материалом могут служить книги, тетради, карандаши, счетные палочки и т. д. Отдельные предметы могут быть использованы и в дальнейшем: при ознакомлении учащихся с элементами геометрии. На них можно показывать различные пространственные формы.
  • Демонстрационные изобразительные пособия. К этому виду наглядных пособий относятся, прежде всего, картины и учебные таблицы с изображением ряда знакомых детям предметов, наборы картинок, картины со вставками, аппликации. Используются как счетный материал, что значительно расширяет возможности учителя при обучении детей счету, или для иллюстрирования задач. К демонстрационным изобразительным пособиям относятся также модели измерительных приборов и инструментов ( часовой циферблат, весы), модели мер ( метра, литра), муляжи и макеты хорошо известных детям товаров. Модели используются при изучении мер и обучении измерениям. А муляжи и макеты – как иллюстративный материал при составлении задач. Наконец, к демонстрационным изобразительным пособиям относятся изображения и модели различных геометрических фигур.
  • Таблицы. Таблицами называют текстовые или числовые записи, располагаемые в определенном порядке. Чаще всего в виде колонок, а также сгруппированные вместе серии рисунков и схем с текстом или без него. Таблицы издаются на больших листах бумаги, наклеенных для удобства пользования на ткань или картон. По своему значению таблицы могут быть разделены на группы:
    -познавательные;
    — инструктивные;
    — тренировочные;
    — справочные;

Разумеется, это деление в какой – то мере условно.

К познавательным таблицам относятся такие, которые содержат в себе новые сведения и поэтому чаще всего используются при объяснении нового материала. К их помощи можно прибегать также при повторении с целью расширения и обобщения знаний учащихся. Примером познавательных таблиц может служить нумерационная таблица, показывающая разряды и классы счетных единиц, изготавливаемая в соединении с наборным полотном. В таком виде она используется и как тренировочная. Познавательным таблицам относится также серия таблиц “ Измерение длины”, “ Измерение веса”, “ Измерение площади”, которые дают наглядное представление об основных мерах и содержат единичные отношения их, и ряд других.

Инструктивные таблицы в наглядной форме дают указания по выполнению тех или иных действий, связанных с формированием навыков написания цифр, решения задач, вычислительных навыков. К этим таблицам относятся таблицы с образцами рукописных цифр, с примерами, указывающими порядок выполнения арифметических действий, с примерами алгоритмов действий и др. такие таблицы вывешиваются в классе на более или менее продолжительное время, чтобы они помогали учащимся в их работе, давали необходимые указания.

Тренировочные таблицы предназначаются для проведения многократных упражнений, с целью формирования вычислительных навыков. Наиболее известными из таких таблиц являются таблицы для устных вычислений. Эти таблицы освобождают учителя от необходимости выписывать длинные ряды чисел и тем самым облегчают его работу и позволяют экономить время.

Справочные таблицы содержат материал, который часто бывает нужен учащимся как при решении примеров и задач, так при выполнении практических работ. Они, как и инструктивные таблицы, вывешиваются в классе на продолжительное время.

  • Счетные приборы. К этому виду наглядных пособий относятся счеты, абаки, арифметический ящик. Счеты применяются, начиная с первого класса, в течение ряда лет при обучении счету, при изучении нумерации и арифметических действий. На демонстрационных или классных счетах на первых порах целесообразно иметь сначала только одну проволоку с десятью косточками. Потом две с двадцатью. Остальные должны быть в это время закрыты листом бумаги или сняты совсем.

Абак или счетная доска, является обычно самодельным пособием. Арифметический ящик изготавливается в виде ящика кубической формы с двумя открывающимися стенками. Содержит оно большое количество счетного материала: деревянные кубики, бруски, равные десяти кубикам, выложенным в ряд. Кубики, бруски и доски используются при обучении счету и изучении нумерации. При этом наглядно могут быть показаны соотношения между основными и разрядными единицами и десятичный состав чисел.

  • Измерительные инструменты. Измерительные инструменты в учебном процессе играют двоякую роль. Во- первых, они могут быть использованы по прямому назначению для измерений при выполнении различных работ или для получения данных к задачам практического содержания. Во- вторых, они могут служить в качестве вспомогательных средств, при изучении мер и единичных отношений между мерами. В начальных классах применяются инструменты для измерений длины, веса, емкости, площади и для построения и выполнения основных измерительных работ. К этом инструментам относятся: — линейка чертежная, угольники, линейка метровая, рулетка, циркуль; — весы чашечные с разновесами, весы циферблатные; — кружки литровая, пол- литровая; — циферблат; — палетка; — классный циркуль;
  • Иллюстрации. Под иллюстрациями обычно понимают помещенные в учебнике рисунке и схематические изображения различных предметов и групп предметов. А также планы, чертежи, схемы, таблицы, как и рассмотренные выше наглядные демонстрационные пособия, иллюстрации используются в самых различных случаях. С их помощью наглядно показываются предметы, о которых идет речь, выполняемые действия или разъясняется содержание задачи.

При необходимости иллюстрации к отдельным задачам могут быть сделаны на больших листах бумаги или в виде диапозитивов. В настоящее для каждого класса издаются серии карточек с математическими заданиями, включающие иллюстрации. Эти карточки предназначаются для обучения составлению и решению задач.

  • Дидактический материал. Для формирования математических понятий, а также для выработки вычислительных, измерительных и графических навыков в начальных классах необходимо использовать разнообразный дидактический материал. Дидактическим материалом по математике называют учебные пособия для самостоятельной работы учащихся, позволяющие индивидуализировать и активизировать процесс обучения. Дидактический материал по математике можно подразделить на:

а) предметный дидактический материал;

б) дидактический материал в виде карточек с математическими заданиями.

К предметному дидактическому материалу относятся: счетные палочки, наборы разнообразных геометрических фигур, модели монет и т. п. Предметный материал необходимо использовать как при объяснении новых знаний, так и при их закреплении.

Дидактический материал в виде карточек с математическими заданиями обеспечивает приспособление к индивидуальным особенностям учащихся. Некоторые виды карточек позволяют освободить учащихся от переписывания заданий, что дает возможность выполнить больше упражнений.

Изготовление наглядных пособий учащимися.

Многие наглядные пособия – таблицы, некоторые модели, абаки для индивидуального пользования, палетки, счетный материал, некоторые виды раздаточного материала и т. п. – могут быть сделаны самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и математической структуре. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала. В ходе работы по изготовлению пособий осуществляются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои математические знания и навыки ( расчет, измерение, черчение). А с другой- они опираются на навыки, приобретенные на уроках труда( вырезание из бумаги, склеивание и др.)

Приведем примеры наглядных самодельных пособий, которые могут быть выполнены учащимися, и дадим краткое описание способов их изготовления. Все пособия выполняются под руководством или по указанию учителя.

1. Раздаточный материал в виде геометрических фигур, звездочек, рисунков листьев и других предметов может быть изготовлен на листках бумаги или из картона. Для размножения рисунка применяются картонные трафареты или штампы, вырезаемые из сырой картофелины или резины.

2. Домино или лото с картинками. Домино изготовляется из картонных карточек размером , приблизительно 5 х 10 см. и отличается от обычного домино тем, что вместо круглых очков на карточках изображаются группы различных предметов. На карточках лото также изображаются группы предметов. Но здесь они употребляются вместо чисел. Числа на фишках, которыми покрываются карточки, заменяются числовыми фигурами.

Правила игры в домино и лото с картинками обычные. Дети не только учатся считать, но и соотносить между собой численности множеств, состоящих из различных предметов.

3.Абак для индивидуального пользования. Изготавливается из небольшого куска плотной бумаги, разлинованного на три колонки соответственно трем первым числовым разрядам. В каждой колонке прорезается по 10 круглых или квадратных отверстий. Снизу подшивается или подклеивается цветная бумага, чтобы хорошо были видны на фоне ее вырезанные отверстия. Подшитая бумага должна быть, таким образом, чтобы под каждым рядом отверстий оставался небольшой промежуток для узкой картонной полоски. Выдвигая полоски, учащиеся в каждом разряде открывают нужное число отверстий и тем самым показывают заданное многозначное число.

4. Модель циферблата с подвижными стрелками. Деления на круге должны быть нанесены достаточно точно, чтобы учащиеся могли определять показания часов.

5. Модель вехи и экера. Обе эти модели изготавливаются из палочек длиной 12- 23 см. и половинок катушек, которые играют роль подставок . В первом случае палочки раскрашиваются поперечными темными и светлыми полосами, во втором- к торцу палочки прибивается небольшая ( 4 х 4 см ) квадратная дощечка с вбитыми по углам булавками. Используя эти модели, можно провести на внеклассных занятиях подготовку к провешиванию прямых линий и построению прямых углов на местности.

6. Демонстрационные таблицы, схемы, диаграммы.

Для изготовления таких пособий следует широко использовать рисунки из старых книг, журналов, календарей, наклеивая их на большие листы бумаги и дополняя необходимыми линиями и числами. Цифры для изображения чисел могут быть вырезаны из старых перекидных или отрывных календарей.

Знание видов наглядных пособий дает возможность правильно их подбирать и эффективно использовать при обучении. А также изготовлять самому или вместе с детьми необходимые наглядные пособия. Наглядные учебные пособия принято делить на натуральные и изобразительные. К натуральным наглядным пособиям,, используемым на уроках математики, относятся предметы окружающей среды. Среди наглядных изобразительных пособий выделяют образные: предметные картинки, изображения предметов и фигур из бумаги и картона, таблицы с изображениями предметов или фигур. К изобразительным наглядным относятся также наглядные экранные пособия, учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы.

С точки зрения использования наглядные пособия делят на общеклассные и индивидуальные.

К изготовлению наглядных пособий полезно привлекать детей. Это имеет большое образовательное и воспитательное значение, содействует сознательному и прочному овладению знаниями и умениями, помогает выработке определенных трудовых навыков. Так, изготовляя модель прямого угла из бумаги и модель подвижного угла из двух палочек, скрепленных куском пластилина, ученики получают представление об углах; изготовляя модели линейного и квадратного сантиметра, дециметра, метра, учащиеся получают наглядное представление о единицах длины и площади. Работая с пособиями, изготовленными своими руками, ребенок учится уважительно относиться к труду.

В процессе обучения наглядные пособия используют с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения.

Когда наглядное пособие выступает как источник знаний, оно особенно должно подчеркивать существенное- то , что является основой для обобщения, а также показывать несущественное, его второстепенное значение.

Знакомя с новым материалом, нужно использовать наглядное пособие с целью конкретизации сообщаемых знаний. В этом случае наглядное пособие выступает как иллюстрация словесных объяснений.

Например. Помогая детям в поисках решения задачи, нужно сделать схематический рисунок или чертеж к задаче; объясняя прием вычисления, сопровождая пояснение действиями с предметами и соответствующими записями и т. д. При этом важно использовать наглядное пособие своевременно, иллюстрируя самую суть объяснения, привлекая к работе с пособием и пояснению самих учащихся. При раскрытии приема вычисления, измерения, решении задачи и т. д. надо особенно четко показывать движение ( прибавить- придвинуть, вычесть – убрать, отодвинуть). Сопровождение объяснения рисунком (чертежом) и математическими записями на доске не только облегчает детям восприятие материала, но и одновременно показывает образец выполнения работы в тетрадях. Например: как расположить чертеж и запись решения в тетради, как обозначить периметр с помощью букв и т. п.

При ознакомлении с новым материалом и особенно при закреплении знаний и умений надо так организовать работу с наглядными пособиями, чтобы учащиеся сами оперировали ими и сопровождали действия соответствующими пояснениями : объединяли множества предметов при изучении сложении, моделировали замкнутые и ломаные незамкнутые линии, пользуясь палочками.

Качество усвоения материала в большинстве случаев значительно повышается, так как в работу включаются различные анализаторы( зрительные, двигательные, речевые, слуховые). При этом дети овладевают не только математическими знаниями. Но и приобретают умения самостоятельно использовать наглядные пособия. Учитель должен всячески поощрять детей к использованию наглядных средств, к самостоятельной работе.

На этапе закрепления знаний и умений необходимо широко использовать для разнообразных упражнений справочные таблицы, таблицы для устного счета, рисунки, схемы, чертежи для составления задач детьми. Для выработки измерительных навыков нужно включать упражнения в черчении и измерении с помощью чертежно- измерительных инструментов. Рекомендуется практиковать ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ НАГЛЯДНО ВОСПРИНЯТОГО ПУТЕМ МОДЕЛИРОВАНИЯ, РИСОВАНИЯ, СЛОВЕСНОГО ОПИСАНИЯ.

Наглядные пособия иногда используют для проверки знаний и умений учащихся. Это делается так: – чтобы проверить, как усвоили дети понятие многоугольник, можно предложить с помощью палочек сложить многоугольник указанного вида. Используя раздаточный дидактический материал, учитель проверяет умения измерять длину отрезков, площадь, периметр многоугольников и др.

Важным условием эффективности использования наглядных пособий является применение на уроке достаточного и необходимого количества наглядного материала. Если наглядные средства применять там, где этого совсем не требуется, то они играют отрицательную роль, уводя детей в сторону от поставленной задачи. Подобные факты встречаются в практике: например, первоклассник обучается выбору арифметического действия при решении арифметических задач. Если привлечь для этой цели картинку, на которой нарисованы птички, сидящие на ветке и подлетающие к ним, ученик, глядя на эту картинку, находит ответ задачи простым пересчитыванием, не выполняя никакого арифметического действия над числами. Наглядность, использованная в этом случае, не только не помогает, но наоборот, задерживает формирование умения решать задачи, т. е. выбирать действие над числами, данными в условии.

Список использованной литературы:

    Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах
  1. Под ред. М И Моро и др. М. Педагогика, 1997.
  2. Артемов А. К. Обучение математике. Пенза, 1995.
  3. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроке математики в начальных классах. М. 1986.
  4. Истомина Н.Б. практикум по методике преподавания математики в начальных классах. М. 1986.
  5. Скаткин Л.Н. Методика начального обучения математики. М. 1972.

Учебно-наглядные пособия для первого класса

Для детального просмотра содержимого и состава комплекта, нажмите на название пособия, которое, при подводе курсора, окрашивается синим цветом

Нажатием кнопки «Купить», Вы выбираете наименование товара, который хотите приобрести, при этом кнопка окрашивается в серый цвет «Куплено»

При повторном нажатии кнопки, Вы отменяете выбор товара и кнопка снова становится оранжевой со словом «Купить»

Количество выбранных товаров задается на стадии оформления заказа, в общей таблице, которая открывается при нажатии кнопки «Оформить заказ»

1 таблица, размер 50х70 см, картон, ламинация

Другие публикации:

  • Изменился коллективный договор Вопрос: Год назад в организации заключен коллективный договор. В этом году изменился представитель работников, т. е. поменялся начальник кадровой службы. Нужно ли заключать дополнительное соглашение к коллективному договору? Или надо заключать новый договор […]
  • Ходатайство о истребовании доказательств апк Истребование доказательств в арбитражном процессе: как правильно подготовить ходатайство, что делать в случае отказа в его удовлетворении (Дуничева А.) Дата размещения статьи: 11.10.2017 В судебной практике нередки ситуации, когда у участника судебного […]
  • Приказ 302н от 120411 приложение 3 Приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические […]
  • Наследство ребенка инвалида Есть ли льготы у инвалида 2 группы при вступлении в наследство? От мамы по завещанию осталась доля в квартире. Спустя пол года вступила в наследство,но уже год не могу забрать документы,так как являюсь инвалидом 2 группы, имею двоих несовершеннолетних […]
  • Истекла лицензия на данное приложение 41 После года использования приложение AIBEILE не работает Вы пользуетесь приложением AIBEILE год и неожиданно связь с часами потеряна и нет подробной информации как поступить дальше. Приложение AIBEILE является платным после года использования. Как проверить, […]
  • Завещание можно оформить у любого нотариуса Оформление завещания на движимое и недвижимое имущество Когда гражданин составляет завещание, он в первую очередь стремится завещать квартиру, машину, дом или землю. Движимое и недвижимое имущество – самая часто встречающаяся наследственная масса в […]

Вам также может понравиться