Маастрихтский договор о европейском союзе 1992 года

МААСТРИХТСКИЙ ДОГОВОР

МААСТРИХТСКИЙ ДОГОВОР — договор об образовании Европейского союза.

Под­пи­сан 07.02.1992 года в городе Маа­ст­рихт (Ни­дер­лан­ды). До­пол­нил и час­тич­но за­ме­нил Рим­ские до­го­во­ры 1957 года, зна­ме­но­вал вы­ход ин­те­грационных про­цес­сов в Ев­ро­пе на но­вый, бо­лее вы­со­кий уро­вень. Со­глас­но до­го­во­ру, ЕС уч­ре­ж­дал­ся на ос­но­ве Ев­ро­пей­ских со­об­ществ (два из них дей­ст­ву­ют в со­ста­ве ЕС, об­ра­зуя т. н. пер­вую опо­ру), до­пол­нен­ных об­щей внеш­ней по­ли­ти­кой и по­ли­ти­кой безо­пас­но­сти («вто­рая опо­ра») и со­труд­ни­че­ст­вом в об­ласти юс­ти­ции и внутренних дел («тре­тья опо­ра»).

До­го­вор оп­ре­де­лил основные па­ра­мет­ры и эта­пы соз­да­ния Ев­ропейского эко­номического и ва­лют­но­го сою­за и кри­те­рии всту­п­ле­ния в не­го. По ус­ло­ви­ям договора не позд­нее 01.01.1999 в ЕС долж­на бы­ла быть вве­де­на еди­ная ев­ропейская ва­лю­та — ев­ро. Ус­та­нав­ли­ва­лось, что стра­ны, всту­паю­щие в Ев­ропейский эко­но­мический и ва­лют­ный со­юз, долж­ны от­ве­чать сле­дую­щим кри­те­ри­ям: иметь де­фи­цит государственного бюд­же­та не бо­лее 3% ВВП, государственный долг — ме­нее 60% ВВП, уро­вень ин­фля­ции — не вы­ше 1,5% по срав­не­нию со средним уров­нем ин­фля­ции трёх стран — уча­ст­ниц ЕС с наи­бо­лее ста­биль­ны­ми це­на­ми, не ме­нее 2 лет уча­ст­во­вать в ме­ха­низ­ме ре­гу­ли­ро­ва­ния ва­лют­ных кур­сов, под­дер­жи­вать курс национальной ва­лю­ты в за­дан­ном диа­па­зо­не и др.

Маастрихтский договор ввёл для гра­ж­дан стран — чле­нов ЕС еди­ное ев­ропейское гра­ж­дан­ст­во (не от­ме­няя гра­ж­дан­ст­во ка­ж­дой от­дель­но взя­той стра­ны), пре­до­ста­вил им пра­во сво­бод­но­го про­жи­ва­ния в лю­бой из стран ЕС, уча­стия в му­ни­ци­паль­ных вы­бо­рах и вы­бо­рах в Ев­ро­пар­ла­мент по мес­ту жи­тель­ст­ва. Маастрихтский договор пре­ду­смат­ри­ва­лись раз­ра­бот­ка и при­ня­тие Кон­сти­ту­ции ЕС. К до­го­во­ру при­ла­гал­ся па­кет со­гла­ше­ний по со­ци­аль­ным во­про­сам, ка­саю­щим­ся в т. ч. вве­де­ния об­щих норм га­ран­ти­ро­ва­ния прав лиц на­ём­но­го тру­да и па­ра­мет­ров со­ци­аль­ной по­лити­ки. Для ко­ор­ди­на­ции дей­ст­вий по­ли­цей­ских ор­га­нов стран ЕС соз­да­вал­ся Ев­ро­пол.

Маастрихтский договор всту­пил в си­лу в но­ябре 1993 года. Его ра­ти­фи­ка­ция вы­зва­ла в ря­де стран оп­ре­де­лён­ные труд­но­сти, в ча­ст­но­сти по­тре­бо­ва­лось про­ве­де­ние ре­фе­рен­ду­мов в Да­нии и Фран­ции, специальных пар­ламент­ских слу­ша­ний в Ве­ли­ко­бри­та­нии и Гер­ма­нии. В по­сле­дую­щие го­ды в до­пол­не­ние к Маастрихтскому договору бы­ли под­пи­са­ны Ам­стер­дам­ский до­го­вор (02.10.1997 года; соз­дал ин­сти­ту­цио­наль­ную ос­но­ву для при­ня­тия в со­став ЕС стран Восточной Ев­ро­пы, уточ­нил про­це­ду­ры при­ня­тия ре­ше­ний в ЕС, на­ме­тил ме­ры по про­ве­де­нию ев­ропейскими стра­на­ми ско­ор­ди­ни­ро­ван­ной по­ли­ти­ки в во­про­сах обес­пе­че­ния за­ня­то­сти), Ницц­кий до­го­вор (26.02.2001 года; оп­ре­де­лил основные тен­ден­ции бу­ду­ще­го раз­ви­тия ЕС и ре­фор­мы его ор­га­нов управ­ле­ния) и Лис­са­бон­ский до­го­вор (13.12.2007 года; внёс из­ме­не­ния в дей­ст­вую­щие со­гла­ше­ния о ЕС в свя­зи с рас­ши­ре­ни­ем чис­ла его уча­стни­ков и за­ме­нил со­бой не всту­пив­шую в си­лу Кон­сти­ту­цию ЕС).

В этот день 25 лет назад, был подписан Маастрихтский договор

Маастрихтский договор (официально «Договор о Европейском союзе») — договор, подписанный 7 февраля 1992 года в городе Маастрихт (Нидерланды), положивший начало Европейскому союзу. Договор вступил в силу 1 ноября 1993. Договор завершил процесс урегулирования денежной и политической систем европейских стран.

Административное здание, в котором был подписан Маастрихтский договор.

В конце восьмидесятых годов прошлого века обсуждения относительно интеграции европейских государств и их потенциального перехода к новому валютно-экономическому союзу вышли на особый уровень. В частности, в декабре месяце 1989 года в ходе проведения международных дискуссий во французском Страсбурге принято решение о созыве конференции, в которой должны были принять участие представители правительств. Основная ее цель — урегулирование абсолютно всех политических и экономических спорных вопросов. На необходимости создания Евросоюза больше всех настаивал канцлер ФРГ Гельмут Коль и французский президент Франсуа Миттеран. Как результат, 7 февраля 1992 года в нидерландском городе Маастрихте было подписано соглашение, вошедшее в историю как Маастрихтский договор. Эту дату принято считать днём рождения Европейского Союза.

Суть договора и требования к странам-участницам

Кроме разделов, которые предусматривали экономическое сотрудничество между подписавшими его странами, в документ вошли также положения относительно правосудия и внешней политики. Страны, руководители которых в 1992 году подписали Маастрихтский договор, одобрили и согласовали основные критерии, которым должны соответствовать государства, желающие к ним присоединиться. В данном случае речь идёт о темпах инфляции, которые не должны превышать отметку в 1,5 процента по сравнению со странами ЕС, где рост цен самый маленький. Кроме того, бюджетный дефицит не должен превышать 3% от ВВП, а государственный долг – 60%. Помимо всего прочего, на протяжении последних двух лет перед вступлением валюта потенциального члена Союза не должна поддаваться девальвации, а курс ее обмена – не выходить за рамки колебаний, что устанавливаются единой валютной системой.

Единая валюта и гражданство

Согласно документу экономика Евросоюза должна была строиться вокруг единой для всех его участников валюты, получившей наименование «евро». Более того, предусматривалась также организация Европейского Центробанка — единственного органа, санкционирующего денежную эмиссию. Управлять союзом призван Европарламент, который с момента подписания договора является законодательным органом. Этот орган должен участвовать в принятии всех международных важных соглашений. Маастрихтский договор предусмотрел и другие полномочия европейского правительства. Что касается гражданства, то теперь каждый человек, зарегистрированный в стране, являющейся членом ЕС, стал гражданином Европейского Союза. Он получил право свободного перемещения, а также проживания на территории входящих в Союз стран.

Маастрихтский договор во многих государствах ратифицировался с трудностями. Прежде всего, это касается Франции и Великобритании. Датчане вообще не поддержали такую идею на референдуме в стране. Только после того как Европейский Совет пошёл на ряд уступок, касающихся оборонительной политики, в Дании на повторном голосовании было принято положительное решение. В государствах, где требовалось только одобрение парламента, всё прошло сравнительно гладко. В общей сложности на ратификацию соглашения ушло немногим более чем полтора года. Официально оно вступило в действие 1 ноября 1993 года.

4. Маастрихтский договор 1992 г. Структура Европейского Союза.

Договор о Европейском союзе,подписанный7 февраля 1992г. в нидерландском городе Маастрихт. Договорвступил в силу 1 ноября 1993г.Задержка с ратификацией была вызвана отрицательными результатами референдума в Дании,что привело к проведению повторного всеобщего опроса.Кроме того,в целом ряде государств в связи с подписанием Маастрихского договора потребовалось внести серьезные изменения в текст национального основного закона.

Договором была создана новая интеграционная организация-Европейский союз,деятельность которого охватывает все основные сферы общественной жизни.К ним относится не толькоэкономическая интеграция(уже проводимая с 1950-х гг. в рамказ Сообществ),общая внешняя политика и политика безопасности Союза но такжеосуществление правоохранительной функции. Одновременноруководящие органы (институты) Европейских сообществ были преобразованы в институты Союза в целом,коих стало 5 ( к уже существующим 4 институтам Договор о ЕСдобавил Счетную палату).

Смотрите так же:  Приказ о порядке выдачи денежных средств под отчет

Граждане государств-членов наряду с национальным гражданством получили также гражданство ЕС.

Договор о ЕС не только соединил и синтезировал в рамках единой организационной структуры разные сферы интеграционного процесса.Цель этого документа-обозначить «новый этап в создании как можно более тесного союза народов Европы. Главным образом изменения касались ЕЭС,которое МД переименовано в Европейское сообщество. .Нормы,инкорпорированные в 1992 г. в Договор о Европейском Сообществе,юридически закрепили переход ЕС на новую,более высокую форму интеграционного процесса-экономический и валютный союз,который предполагает введение единой валюты ,заменяющей национальные денежные единицы и находящейся под управлением наднациональных органов и учреждений (главное среди них-ЕЦБ).

С 1 января 1999г. была введена в безналичное обращение,а с 1 января 2002 г. в наличное обращение в 12 гос-вах-членах ЕС единая валютная единица евро.

В Совете была расширена сфера применения голосования квалифицированным большинством,т.е .МД продолжил процесс лишения государств-членов права вето на законодательство и другие акты Союза.

5.МД впервые на уровне учредительных документвопризнал обязанность Союза в целом соблюдать основные права и свободы человека и гражданина,прежде всего те,которые

Закреплены в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Структура ЕС.ЕС включаеттри стуктурных компонента,каждый со своим автономным правопорядком.Эти компоненты обычно именуются «опоры Союза» (англ.pillar, нем.Saeule, фр.Pilier)

Первая опораЕвропейские сообщества,созданные в 1950-е гг. и сохранившиеся после учреждения Союза.На сегодняшний день их два-Европейское сообщество(ЕС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом).Старейшее из них-ЕОУС-прекратило существование 24 июля 2002г., тк его учредительный договор был заключен сроком на 50 лет и не пролонгировался (имущество и компетенция ЕОУС перешли к ЕС).

Следовательно,ЕС как целое имеет в качестве первой опоры 2 другие организации, каждая из которых обладает собственным учредительным договором (Договор о ЕС и Договор о Евратоме 1957 г.).

Вторая опора-общая внешняя политика и политика безопасности(ОВПБ),наследница созданного в 1970 г. Европейского политического сотрудничества.

Третья опора-сотрудничечство полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере(СПСО)-в рамках которой союз координирует мероприятия государств-членов в области борьбы с преступностью.

Хотя союз и разделен на три части (« опоры»),он имеет единые руководящие органы (институты),единое гражданство и единый состав государств-членов. Каждая страна, вступающая в Союз, автоматически становится членом Европейских сообществ, а также участницей 2 других опор.

Страны, подписавшие Маастрихтское соглашение, одобрили пять критериев, которым должны удовлетворять страны, вступающие в Европейский валютный союз, так называемыеМаастрихтские критерии: очень важно.

Дефицит государственного бюджета не должен превышать 3 % ВВП.

Государственный долг должен быть менее 60 % ВВП.

Государство должно в течение двух лет участвовать в механизме валютных курсов и поддерживать курс национальной валюты в заданном диапазоне.

Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1.5 % среднего значения трёх стран-участниц Евросоюза с наиболее стабильными ценами.

Долгосрочные процентные ставки по государственным облигациям не должны превышать более чем на 2 % среднее значение соответствующих ставок в странах с самой низкой инфляцией.

Узнать точно какие страны подписали маастрихтский договор.

1.6 Маастрихтский договор и образование Европейского союза

27 февраля 1992 г. страны – члены Европейских сообществ (Бельгия, Дания, Германия, Греция, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Великобритания) заключили в Маастрихте (Нидерланды) Договор об учреждении ЕС – Маастрихтский договор, который вступил в силу в ноябре 1993 г.

Стоит особо подчеркнуть, что Маастрихтский договор не отменяет и не заменяет Парижский договор 1951 г. и оба Римских договора 1957 г., а также Единый европейский акт 1986 г. Формально он создает новую структуру – Европейский союз – и одновременно вносит изменения и дополнения в учредительные договоры. Однако все четыре договора сохраняют силу. Более того, Европейский союз не обладает международной правосубъектностью и действует лишь опосредовано, через Европейские сообщества и государства – члены ЕС. По сути, ЕС являлся определенной моделью межгосударственной региональной интеграции, реализуемой государствами – участниками Европейских сообществ. В литературе структура функционирования ЕС, утвержденная Маастрихтским договором, получила наименование системы трех «опор».

Суть этой структуры заключается в следующем: организация Европейский союз создается не как единая конструкция (с единой правосубъектностью, компетенцией и т. д.), а как сумма трех автономных правопорядков – трех «опор».

Данные «опоры» географически охватывают одни и те же страны (государства – члены ЕС), управляются одними и теми же руководящими органами, но функционируют по разным правилам с большим (первая «опора») или меньшим (вторая и третья «опоры») ограничением государственного суверенитета[15] (рис. 2).

Рис. 2. Храмовая структура ЕС

20 Прекратило существование в 2002 г.

21 Формулировка Маастрихтского договора.

22 Формулировка Амстердамского договора.

Первая «опора» ЕС – это Европейские сообщества, продолжившие функционировать на основании собственных учредительных документов, подписанных еще в 1950-е гг. Маастрихтский договор 1992 г. вслед за Единым европейским актом 1986 г. не отменил их, но лишь скорректировал и дополнил их содержание. Если оставить за скобками ЕОУС (до 2002 г.) и Евратом, роль которых в интеграционном процессе достаточно ограничена, то первая «опора» может быть сведена в основном к одной организации – Европейскому сообществу, как стало именоваться в соответствии с Маастрихтским договором бывшее ЕЭС.

С вступления в силу Маастрихтского договора берет свое начало дуализм «Европейское сообщество – Европейский союз» (оба в русскоязычной литературе могут обозначаться аббревиатурой ЕС[16]). До вступления в силу Лиссабонского договора институты ЕС осуществляли большую часть своих полномочий именно в рамках Европейского сообщества на основании положений Договора, учреждающего Европейское сообщество 1957 г.

Такая же ситуация с международными соглашениями ЕС, которые в большинстве своем подписаны от лица Европейского сообщества или, реже, Евратома и ЕОУС, являвшихся формально самостоятельными субъектами международного права.

К ведению институтов ЕС на основании Маастрихтского договора 1992 г. относились две неэкономические сферы интеграции и сотрудничества, получившие развитие в 1970-е гг.:

– общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ) – вторая «опора»;

– сотрудничество в области юстиции и внутренних дел – третья «опора».

Наряду с созданием структуры «трех опор» Маастрихтский договор предусматривал:

– создание Экономического и валютного союза;

– формирование общей социальной политики и расширение сотрудничества в социальной сфере (здравоохранение, защита прав потребителей, политики в области занятости населения), а также в сфере культуры и образования;

– введение европейского гражданства и предоставление гражданам государств-членов права избирать и быть избранными как в местные органы власти, так и в Европарламент;

Смотрите так же:  Мировое соглашение по гпк рф образец

– закрепление основных принципов права ЕС и незыблемости правовых достижений Сообществ, которые образуют правовое достояние – aquis communautaire;

– демократизация процесса принятия решений в Союзе и расширение полномочий Европарламента. Провозглашая одной из своих важнейших задач завершение строительства экономического и валютного союза, Маастрихтский договор предусматривает сроки введения единой валютной системы (ЕВС) и создания соотвествующей институциональной структуры.

Детальное правовое регулирование этих вопросов содержится в протоколах, прилагаемых к Маастрихтскому договору. Новая валютная структура и ее руководящие органы определяются в Протоколе об уставе Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и Европейском центральном банке (ЕЦБ). Датой завершения строительства валютного союза и введения в обращение единой валютной единицы на просторах Сообществ определили 1 января 1999 г. Несмотря на возникшие сложности в ходе реализации этой задачи, с 1 января 1999 г. новая валюта была введена в безналичное обращение, а с 1 января 2002 г. – в наличное обращение (в 12 из 15 государств – членов ЕС)[17].

Маастрихтский договор оставил ряд нерешенных вопросов, в частности о природе Евросоюза, порядке расширения Евросоюза и принятия новых членов, о реформировании институтов и системы его функционирования. Противоречивость его положений прослеживается в сфере общей внешней политики и политики безопасности, а также в области сотрудничества полиций и судов в уголовно-правовой сфере. Различия касаются таких важных моментов, как источники права, применяемого в рамках системы трех «опор», субъекты права, порядок принятия и исполнения решений. Результатом явилась диверсификация правового режима установлений права ЕС не только по вертикали, но и по горизонтали. Отсюда вытекают различия в содержании понятий «права ЕС» и «права Европейских сообществ». С течением времени и внесением изменений в учредительные договоры эти различия и противоречия были несколько сглажены[18].

Маастрихтский договор

К началу 90-х годов сложилась новая обстановка, способствующая интеграционным процессам. В ряде сфер интеграции стала ощущаться потребность в более тесной связи экономических и политических факторов.

Не все интеграционные процессы шли гладко.

Это проявлялось, прежде всего, в различии подходов государств-членов к определению приоритетов в политике объединений, темпов и способов её реализации. Следует заметить, что не все страны к 90-м годам имели одинаковые возможности, отдельные государства характеризовались наличием оппозиционно настроенных кругов. И все же понимание того, что потенциал интеграции нужно использовать в большем объеме, стало преобладающим в правительственных кругах европейских стран.

Результатом активизации политических процессов стало создание Европейского Союза (ЕС). Суть этого нового витка интеграции заключается в том, чтобы по возможности преодолеть отрыв, обособленность решения экономических проблем от всех остальных, пополнить взаимодействие государств в проведении политик — валютной, экономической, торговой и т.п. — более тесным сотрудничеством в сфере международных отношений, создания системы безопасности. Ведь до объединения, преобразования сферы сотрудничества были организационно обособлены.

Маастрихтский договор — договор, подписанный 7 февраля 1992 года в городе Маастрихт (Нидерланды), положивший начало Европейскому союзу. Договор вступил в силу 1 ноября 1993. Договор завершил дело предыдущих лет по урегулированию денежной и политической систем европейских стран.

Согласно статье А договора сторонами учреждался Европейский союз. Союз создавался на базе Европейского экономического сообщества, которое по условиям договора переименовывалось в Европейское сообщество, дополненного сферами политики и формами сотрудничества в соответствии с вновь заключаемым договором.

Ответственность за денежно-кредитную политику Евросоюза возложена на Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ), в составе Европейского центрального банка (ЕЦБ) и национальных центральных банков (НЦБ) государств ЕС.

Последствием договора было введение евро как европейской валюты и установление трёх основ союза — экономики и социальной политики, международных отношений и безопасности, правосудия и внутренних дел.

Ратификация договора вызвала трудности в ряде стран. Референдум во Франции поддержал договор на 51.05 %, а Дания отказалась от изначальной формулировки. В Великобритании договор был ратифицирован парламентом с минимальным перевесом правительственной группировки (выступавшей за ратификацию) над противниками договора.

Страны, подписавшие Маастрихтское соглашение, одобрили пять критериев, которым должны удовлетворять страны, вступающие в Европейский валютный союз:

• Дефицит государственного бюджета не должен превышать 3 % ВВП.

• Государственный долг должен быть менее 60 % ВВП.

• Государство должно в течение двух лет участвовать в механизме валютных курсов и поддерживать курс национальной валюты в заданном диапазоне.

• Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1.5 % среднего значения трёх стран-участниц Евросоюза с наиболее стабильными ценами.

• Долгосрочные процентные ставки по государственным облигациям не должны превышать более чем на 2 % среднее значение соответствующих ставок в странах с самой низкой инфляцией.

Договор был отвергнут на референдуме в Дании.

Только при повторном референдуме, проведенном после встречи Сообщества на высшем уровне в Эдинбурге 12 декабря 1992 г., где обсуждались статьи договора вызывающие озабоченность Дании, Договор был одобрен. Дании были сделаны некоторые уступки, закрепленные в «Протоколе о некоторых положениях, относящихся к Дании».

Протокол предусмотрел изъятие в отношении данной страны двух важных положений Маастрихтского договора:

1) Дания получила возможность отказаться от участия в третьем этапе экономического и валютного союза;

2) она сохранила статус наблюдателя при проведении совместной оборонительной политики.

Таким образом, 12 государств подписали Договор положивший начало Европейскому Союзу.7 февраля 1992 в городе Маастрихт (Нидерланды). Договор вступил в силу 1 ноября 1993. Он завершил дело предыдущих лет по урегулированию денежной и политической систем европейских стран.

Суть Маастрихтского договора сводилась к достижению пяти основных целей:

— от построенного, в основном, единого рынка идти дальше, к экономическому и валютному союзу;

— придать экономической интеграции социальное измерение на базе общей социальной политики;

— преобразовать Европейское экономическое сообщество в Европейское сообщество, расширив круг его компетенции за счет новых сфер деятельности;

— дополнить наднациональное интеграционное строительство в рамках институтов Сообщества («первая опора») постоянным сотрудничеством в области внешней политики и безопасности («вторая опора») и в области юстиции и внутренних дел («третья опора»);

— объединить все три опоры в рамках единой системы Европейского Союза.

Маастрихтский договор — продукт компромисса различных интересов и взглядов на интеграционный процесс и перспективы его дальнейшего развития. В свете этого неудивительно, что он представляет собой сложнейшую юридическую конструкцию, которая подверглась справедливой критике как нечто непостижимое для рядового гражданина.

Даже среди специалистов и самих творцов Договора нет единства в понимании его сущности и конкретных положений. Внутренняя противоречивость Договора была одной из главных причин тех трудностей, с которыми была сопряжена его ратификация.

Смотрите так же:  Историко-культурная экспертиза пермь

Ключевым разделом Маастрихтского договора являются положения о создании экономического и валютного союза. Конкретно, договор:

1) заложил прочную правовую основу экономического и валютного союза и единой валюты;

2) определил институциональную структуру экономического и валютного союза;

3) установил точный график перехода к экономическому и валютному союзу;

4) утвердил четыре критерия конвергенции макроэкономических показателей, которые являются обязательными условиями вступления стран-членов ЕС в экономический и валютный союз;

5) определил приоритеты единой кредитно-денежной политики в рамках экономического и валютного союза;

6) предусмотрел систему временных исключений для тех стран, которые присоединятся к зоне единой валюты позднее.

Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор)

Маастрихтский договор (The Treaty of Maastricht) — документ, предусматривающий трансформацию Европейского сообщества в экономический, валютный и политический союз. Подписан 7 февраля 1992 года в городе Маастрихт (Нидерланды)

Подготовка Договора заняла более трех лет, начиная с сессии Европейского Совета ЕС в Ганновере (27-28 июня 1988 года), поручившей президенту Комиссии ЕС Жаку Делору «изучить и подготовить предложения относительно конкретных этапов, ведущих к экономическому и валютному союзу». Доклад был представлен 17 апреля 1989 года и дважды рассматривался на сессиях Европейского Совета 1989 года — в Мадриде (июнь) и Риме (декабрь).

Решающей фазой подготовки Договора были две межправительственные конференции. На одной из них прорабатывался текст разделов, посвященных экономическому и валютному союзу, на другой — о политическом союзе. На сессии Европейского Совета (Маастрихт 9-10 декабря 1991 года) окончательный текст был одобрен и после некоторых редакционных доработок — представлен к подписанию.

Согласно договору, ЕС учреждался на основе Европейского сообщества, дополненного общей внешней политикой и политикой безопасности и сотрудничеством в области юстиции и внутренних дел.

Договор определил основные параметры и этапы создания Европейского экономического и валютного союза и критерии вступления в него.

Страны, подписавшие Маастрихтское соглашение, одобрили критерии, которым должны удовлетворять страны, вступающие в

— темпы инфляции не должны превышать более чем на 1,5% средний показатель в странах-членах с наименьшим ростом цен;

— процентные ставки по долгосрочным кредитам не должны превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий средний показатель для трех стран с наименьшим ростом цен;

— дефицит госбюджета не должен быть более 3% ВВП;

— государственный долг не должен быть более 60% ВВП;

— в течение двух лет валюта не должна девальвироваться, и ее обменный курс не должен выходить за пределы колебаний, установленные Европейской валютной системой.

Договор определил процедуру введения единой валюты евро. Документ предусматривал создание Европейского Центробанка (ЕЦБ), имеющего исключительное право санкционировать эмиссию банкнот.

Маастрихтский договор ввел для граждан стран-членов ЕС единое европейское гражданство (не отменяя гражданство каждой отдельно взятой страны), предоставил им право свободного проживания в любой из стран ЕС, участия в муниципальных выборах и выборах в Европарламент по месту жительства. Маастрихтским договором предусматривались разработка и принятие Конституции ЕС.

К договору прилагался пакет соглашений по социальным вопросам, касающимся, в том числе, введения общих норм гарантий прав лиц наемного труда и параметров социальной политики. Для координации действий полицейских органов стран ЕС создавался Европол.

Ратификация Маастрихтского договора вызвала в ряде стран определенные трудности, в частности, потребовалось проведение референдумов в Дании и Франции, специальных парламентских слушаний в Великобритании и Германии.
Маастрихтский договор вступил в силу 1 ноября 1993 года.

Членами Европейского союза стали Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция и ФРГ. С 1 января 1995 года к ним присоединились Австрия, Швеция и Финляндия.

В настоящее время членами Европейского союза являются 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.

В июне 2016 года около 52% граждан Великобритании проголосовали на референдуме за выход страны из ЕС. Правительство страны планирует официально запустить процесс выхода из ЕС в конце марта 2017 года. Переговоры продлятся от полутора до двух лет.

Для завершения институционных реформ Евросоюза в дополнение к Маастрихтскому договору были подписаны Амстердамский договор 2 октября 1997 года (создал институциональную основу для принятия в состав ЕС стран Восточной Европы, уточнил процедуры принятия решений в ЕС, наметил меры по проведению европейскими странами скоординированной политики в вопросах обеспечения занятости), Ниццкий договор 26 февраля 2001 года (определил основные тенденции будущего развития ЕС и реформы его органов управления) и Лиссабонский договор 13 декабря 2007 года (внес изменения в действующие соглашения о ЕС в связи с расширением числа его участников и заменил собой не вступившую в силу Конституцию ЕС).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Другие публикации:

  • Какой будет пенсия с 1 апреля Индексация пенсии с 1 апреля 2018: повышение не радует пенсионеров Социальная пенсия в 2018 году, по традиции, повышается с 1 апреля. Но многие пенсионеры, в том числе и работающие, уже сейчас хотят знать последние новости о том, какая будет пенсия у них […]
  • Нецелевой кредит под залог недвижимости что это такое Нецелевой кредит под залог недвижимости в Сбербанке Сегодня есть возможность взять нецелевой кредит под залог недвижимости, Сбербанк по такому предложению предоставляет наиболее выгодные условия, так как банк уверен в том что деньги ему вернуть всегда […]
  • Страховой стаж в 2019 Сколько стажа нужно для выхода на пенсию по новому закону c 2019 года: таблица В России стартует пенсионная реформа – с 1 января 2019 года. В рамках реформы повышается пенсионный возраст для мужчин и женщин. А что со стажем? Сколько стажа потребуется для […]
  • Пенсия по старости изменения ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ С 01.01.2019 вступает в силу Федеральный закон от 03 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»[1], который […]
  • Пенсия с 1 апреля 2019 года ребенку инвалиду Индексация пенсий детей-инвалидов будет произведена с 1 апреля 2019 года Индексация пенсий детей-инвалидов, социальных и пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, будет произведена с 1 апреля 2019 года на 2.4%. Размер увеличения пенсии будет […]
  • Госпошлина на землю сельхозназначения ГОСПОШЛИНА ЗА РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО2019 год Налоговый кодекс РФ (часть вторая), Глава 25.3 Государственная пошлина (текст по состоянию на 06.01.2019 г. ) Государственная пошлина - это сбор, взимаемый с физических и юридических лиц, при их […]

Вам также может понравиться