Ликвидация выпуска ценных бумаг

Эмиссия ценных бумаг

Процедура эмиссии ценных бумаг:

1) принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг или иного решения, являющегося основанием для размещения эмиссионных ценных бумаг;

2) утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

3) государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг идентификационного номера;

4) размещение эмиссионных ценных бумаг;

5) государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

2. Порядок присвоения выпускам (дополнительным выпускам) эмиссионных ценных бумаг государственных регистрационных номеров или идентификационных номеров и порядок их аннулирования устанавливаются Банком России.

3. При учреждении акционерного общества размещение акций осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска акций — одновременно с государственной регистрацией выпуска акций. Особенности процедуры эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, являющихся кредитными организациями, определяются Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.

4. Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, а также условия их размещения регулируются федеральными законами или в порядке, установленном федеральными законами.

5. Процедура эмиссии ценных бумаг может сопровождаться, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг. В случае, если процедура эмиссии ценных бумаг не сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг, он может быть зарегистрирован впоследствии.

Для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в регистрирующий орган представляются:

1) заявление на государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг,

2) анкета эмитента,

3) копия документа, подтверждающего государственную регистрацию эмитента,

4) решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг,

5) копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченного лица), которым принято решение о размещении ценных бумаг, с указанием, в случае если данное решение принято коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его принятие;

6) копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченного лица), которым утверждено решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, с указанием, в случае если решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг утверждено коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его утверждение;

7) копия устава (учредительных документов) эмитента в действующей редакции со всеми внесенными в них изменениями и (или) дополнениями;

8) документ, содержащий расчет стоимости чистых активов коммерческой организации, предоставляющей поручительство по облигациям, с указанием единицы измерения, в которой произведен такой расчет. Указанный документ должен быть составлен по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческой организации, предоставляющей поручительство по облигациям, за последний завершенный отчетный период, состоящий из 3, 6, 9 или 12 месяцев отчетного года, предшествующий дате представления документов для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) облигаций, и подписан лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа коммерческой организации, предоставляющей поручительство по облигациям;

9) платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг (за исключением государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) акций, размещаемых в целях увеличения уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению ПравительстваРоссийской Федерации);

10) опись представленных документов,

11) иные документы, предусмотренные Стандартами.

Для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг, в регистрирующий орган дополнительно представляются:

1) проспект ценных бумаг. Требования к форме проспекта ценных бумаг и составу включаемых в него сведений устанавливаются в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»;

2) копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченного лица), которым утвержден проспект ценных бумаг, с указанием, в случае если проспект ценных бумаг утвержден коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его утверждение;

3) копия уведомления регистрирующего органа о соответствии (несоответствии) документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, требованиям законодательства Российской Федерации в случае, если документы, необходимые для осуществления государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, сопровождающегося регистрацией проспекта ценных бумаг, представлялись эмитентом в регистрирующий орган для их предварительного рассмотрения;

4) справка эмитента об устранении всех несоответствий требованиям законодательства Российской Федерации, выявленных регистрирующим органом по результатам предварительного рассмотрения представленных эмитентом документов, в случае, если по результатам предварительного рассмотрения документов, необходимых для осуществления государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, сопровождающегося регистрацией проспекта ценных бумаг, регистрирующим органом было принято решение об их несоответствии требованиям законодательства Российской Федерации. Указанная справка должна быть подписана лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента.

Эмитент представляет в регистрирующий орган документы, необходимые в соответствии с настоящими Стандартами для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, в одном экземпляре, за исключением решения о выпуске (дополнительном выпуске) и проспекта ценных бумаг, представляемых в трех экземплярах.

413100, Саратовская область, г. Энгельс, пл. Свободы, 20, оф. 201
410031, Саратовская область, г. Саратов, ул. Московская, 55, оф. 402

Государственная регистрация выпуска ценных бумаг при учреждении акционерного общества

“О рынке ценных бумаг” (далее — Федеральный закон “О рынке ценных бумаг”) и Положением о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.96 № 1009, осуществляется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). В соответствии с данными ей полномочиями ФКЦБ России разработала ряд нормативных актов, регулирующих процедуру регистрации выпуска ценных бумаг.

Рассмотрим некоторые правовые вопросы, связанные с регистрацией выпуска ценных бумаг при учреждении акционерного общества.

Чем обусловлена данная проблема?

Во-первых, обязательность государственной регистрации выпуска акций акционерного общества закреплена законодательно. В ранее действовавшем Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденном постановлением Правительства РСФСР от 28.12.91 № 78 (далее — Положение), была закреплена обязательность государственной регистрации выпуска акций акционерного общества. Так, в соответствии с пп. 7 и 8 Положения, ценные бумаги допускались к обращению на территории Российской Федерации только при условии их государственной регистрации в Министерстве экономики и финансов РСФСР. В настоящее время требования о государственной регистрации выпуска ценных бумаг нашли свое отражение в Федеральном законе “О рынке ценных бумаг”.

В соответствии с абзацем седьмым ст. 18 этого закона эмиссионные ценные бумаги, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, не подлежат размещению. Данное требование также закреплено в абзаце первом ст. 24 закона: “эмитент имеет право начинать размещение выпускаемых им эмиссионных ценных бумаг только после регистрации их выпуска”.

Во-вторых, в соответствии с нормативными актами ФКЦБ России и ее региональные отделения наделены правом обращения в суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством Российской Федерации (п. 19 ст. 42 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”). Данное право было, к примеру, реализовано Челябинским региональным отделением ФКЦБ России, которое обратилось с иском в арбитражный суд о ликвидации юридического лица в связи с тем, что не была осуществлена регистрация выпуска ценных бумаг акционерного общества. Дело рассматривалось в первой, апелляционной и кассационной инстанциях. В мотивировочной части постановления федерального арбитражного суда Уральского округа (кассационная инстанция) было указано, что выпуск и размещение акций акционерного общества, созданного в июне 1996 г., подлежали обязательной государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О рынке ценных бумаг”. Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иного правового акта. Суд счел, что действия, связанные с размещением уставного капитала в незарегистрированные акции, необходимо квалифицировать как совершенные с грубым нарушением законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, что служит основанием для ликвидации юридического лица.

Таким образом, регистрация выпуска ценных бумаг является необходимой и обязательной. Вместе с тем норм, запрещающих государственную регистрацию выпуска акций акционерных обществ, размещение которых произведено до выхода Федерального закона “О рынке ценных бумаг” и государственная регистрация которых не осуществлена, законодательство не содержит.

В-третьих, сформировалась судебная практика по вопросам выпуска и обращения ценных бумаг. В частности, в Обзоре практики разрешения споров, связанных с размещением и обращением акций, приведенном в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда от 21.04.98 № 33, указано, что сделка по договору купли-продажи акций, совершенная до регистрации решения о выпуске акций, признается судом недействительной (ничтожной). Таким образом, можно сделать вывод, что если в акционерном обществе происходила смена участников путем заключения гражданско-правовых договоров, связанных с отчуждением ценных бумаг, и выпуск этих ценных бумаг не прошел государственную регистрацию, то участники акционерного общества могут понести убытки вследствие признания недействительными таких сделок судом.

В соответствии со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции и считается созданным с момента его государственной регистрации. В настоящее время закон о государственной регистрации юридических лиц не принят и регистрация осуществляется в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 08.07.94 № 1482 (далее — Положение о государственной регистрации). Данное Положение о государственной регистрации не распространяется на регистрацию коммерческих организаций, особый порядок регистрации которых определен законодательными актами Российской Федерации, а также предприятий, создаваемых в процессе приватизации. В частности, существует иной порядок государственной регистрации кредитных организаций и предприятий с иностранными инвестициями.

Одним из признаков юридического лица в соответствии со ст. 48 ГК РФ является наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества. При учреждении акционерного общества его имущество состоит из вкладов учредителей, внесенных в уставный капитал. В соответствии со ст. 99 ГК РФ уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Таким образом, уставный капитал общества формируется путем заключения гражданско-правовых договоров по приобретению акционерами общества акций в обмен на вклады, вносимые в уставный капитал, или, другими словами, путем размещения акционерным обществом своих акций.

Определение термина “размещение ценных бумаг” дано в ст. 2 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”, в котором под размещением ценных бумаг понимается “отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок”. Как уже говорилось выше, размещение ценных бумаг акционерного общества без государственной регистрации выпуска не допускается.

В соответствии с п. 1 Положения о государственной регистрации при подаче документов на государственную регистрацию должен быть представлен документ, подтверждающий оплату не менее 50% уставного капитала общества, указанного в решении о его создании. Таким образом, до государственной регистрации юридического лица необходимо провести размещение, как минимум, 50% акций среди акционеров общества, выпуск которых уже прошел государственную регистрацию. Однако данное требование не имеет в настоящий момент нормативного закрепления, и государственная регистрация выпуска ценных бумаг осуществляется после государственной регистрации общества. Из-за такой правовой неурегулированности часто возникает ситуация, когда общество внесено в государственный реестр юридических лиц, а в государственной регистрации выпуска ценных бумаг отказано.

Несоответствие действующих правовых норм целесообразно устранить при разработке закона о государственной регистрации юридических лиц. В качестве одного из вариантов регулирования данной проблемы можно использовать практику, сформировавшуюся при государственной регистрации выпуска акций кредитных организаций. Так, в соответствии сп. 11.6 инструкции Банка России от 17.09.96 № 8 “О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями) регистрация первого выпуска акций кредитной организации, осуществляемая при создании кредитной организации путем учреждения или реорганизации, проводится одновременно с регистрацией кредитной организации в форме акционерного общества.

Смотрите так же:  Мфц список документов на детское пособие

Освещаемые ниже вопросы не затрагивают процедуру регистрации выпуска ценных бумаг кредитных организаций и акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.

Процедура эмиссии акций акционерного общества при учреждении регулируется Федеральным законом “О рынке ценных бумаг” и Стандартами эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденными постановлением ФКЦБ России от 11.11.98 № 47 (далее — Стандарты).

Процедура эмиссии акций акционерного общества состоит из нескольких этапов, а именно: принятие решения о размещении ценных бумаг; принятие решения о выпуске ценных бумаг; государственная регистрация выпуска ценных бумаг; изготовление сертификатов ценных бумаг (в случае их документарной формы выпуска); непосредственно размещение ценных бумаг; регистрация отчета об итогах выпуска.

Решение о размещении ценных бумаг. Понятие “решение о размещении ценных бумаг” определено в последнем абзаце п. 1.2 Стандартов, в соответствии с которым решение об учреждении акционерного общества является одним из видов решения о размещении ценных бумаг. Обратившись к ст. 98 ГК РФ и ст. 9 Федерального закона “Об акционерных обществах”, можно сделать вывод, что решение об учреждении общества должно содержать:

  • результаты голосования и принятые акционерами решения по вопросам учреждения акционерного общества;
  • решение об утверждении устава общества;
  • решение об избрании органов управления акционерного общества;
  • решение об утверждении размера уставного капитала общества;
  • определение категории выпускаемых акций и порядка их размещения;
  • утверждение денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав, имеющих денежную оценку, вносимых учредителями в оплату акций акционерного общества. В соответствии со ст. 34 Федерального закона “Об акционерных обществах” акции и иные ценные бумаги общества, которые оплачиваются неденежными средствами, должны быть оплачены при их приобретении в полном размере, если иное не установлено договором о создании общества при его учреждении. Одновременно указывается, что если номинальная стоимость акций, приобретаемых за счет оплаты неденежными средствами, составляет более двухсот установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, то необходима оценка этого имущества независимым оценщиком (аудитором). При этом учредители общества должны утвердить решение независимого оценщика.

Решение о выпуске ценных бумаг. В соответствии с п. 7.2 Стандартов решение о выпуске ценных бумаг составляется на основании решения о размещении ценных бумаг. В соответствии со ст. 25 Закона “Об акционерных обществах” ценные бумаги при учреждении общества должны быть размещены среди учредителей или, иными словами, среди заранее определенного круга лиц. Утверждение решения о выпуске в соответствии с п. 7.1 Стандартов осуществляется советом директоров. Однако это не устанавливает ограничений для утверждения решения о выпуске ценных бумаг общим собранием акционеров. Стандарты не содержат порядка государственной регистрации выпуска ценных бумаг, который осуществлялся до вступления в силу Закона “О рынке ценных бумаг” и утверждения Стандартов. Также в п. 7.3 Стандартов указывается, что решение о выпуске ценных бумаг должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения о размещении. Если прошло более шести месяцев, то необходимо повторное утверждение данного решения.

При реализации этой нормы на практике часто складывается следующая ситуация: решение о размещении акций принято при учреждении общества, государственная регистрация выпуска акций не осуществлялась. Далее в обществе происходит неоднократная смена участников. На каком-то этапе деятельности общества встает вопрос о необходимости государственной регистрации выпуска акций. Решение о выпуске акций повторно утверждает новый состав участников, который не принимал решения о размещении акций и среди которых акции не размещались. В данном случае легитимность повторного утверждения решения о выпуске ценных бумаг становится сомнительной в силу возможного признания недействительности сделок по приобретению акций новыми участниками, о чем уже говорилось ранее.

Регистрация выпуска ценных бумаг. При рассмотрении этого этапа следует остановиться на следующих моментах.

Во-первых, в соответствии с распоряжением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 28.05.97 № 268-р “Об утверждении Перечня регистрирующих органов, осуществляющих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг на территории Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями) государственную регистрацию выпуска ценных бумаг на территории Российской Федерации осуществляют Минфин России, Банк России, ФКЦБ России и региональные отделения ФКЦБ России. Список эмитентов, которые представляют документы для государственной регистрации выпусков ценных бумаг в ФКЦБ России, установлен Распоряжением ФКЦБ России от 26.02.97 № 60-р (с изменениями и дополнениями).

Во-вторых, если при учреждении акционерного общества акции размещаются среди более пятисот учредителей или сумма выпуска превышает пятьдесят тысяч минимальных размеров оплаты труда, то вместе с решением о выпуске акций требуется государственная регистрация проспекта эмиссии (п. 8.1 Стандартов). Проспект эмиссии утверждается уполномоченными органами акционерного общества (общим собранием акционеров или советом директоров).

В-третьих, в соответствии с п. 9.12 Стандартов в случае размещения именных ценных бумаг в регистрирующий орган представляется копия договора (договоров) о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, заключенного эмитентом с регистратором, или документ, подтверждающий обстоятельства, освобождающие эмитента от заключения такого договора. Требования об обязательной передаче ведения реестра независимому регистратору определены в п. 3 ст. 44 Закона “Об акционерных обществах” и в ст. 8 Закона “О рынке ценных бумаг”. Так, Закон “Об акционерных обществах” предписывает поручить ведение и хранение реестра независимому регистратору в случае наличия более пятисот владельцев обыкновенных акций. Речь идет именно о владельцах обыкновенных акций. В Законе “О рынке ценных бумаг” заложено несколько иное требование, которое заключается в необходимости передачи ведения реестра независимому регистратору, если число владельцев превышает 500, при этом не уточняется, владельцы каких акций имеются в виду. Таким образом, требования Закона “О рынке ценных бумаг” несколько сужают требования Закона “Об акционерных обществах”. В связи с тем, что Закон “О рынке ценных бумаг” вступил в силу позже Закона “Об акционерных обществах”, представляется необходимым руководствоваться нормами, изложенными в Законе “О рынке ценных бумаг”.

В-четвертых, в п. 2 ст. 44 Закона “Об акционерных обществах” определено, что акционерное общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра в соответствии с правовыми актами Российской Федерации не позднее одного месяца с момента государственной регистрации. Требования и порядок ведения реестра установлены в Положении о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденном Постановлением ФКЦБ России от 02.10.97 № 27. В указанном постановлении установлено, что Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг является обязательным для регистраторов — профессиональных участников рынка ценных бумаг и эмитентов, осуществляющих ведение реестра владельцев именных ценных бумаг самостоятельно.

Необходимо также обратить внимание на новое требование, определяющее некоторые вопросы ведения реестра ценных бумаг акционерным обществом.

В соответствии с п. 2.7 Положения о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 19.06.98 № 24, эмитент, осуществляющий ведение реестра именных ценных бумаг самостоятельно, в случае, если число зарегистрированных лиц более пятидесяти, должен иметь в штате не менее одного специалиста, удовлетворяющего квалификационным требованиям по данному виду профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в соответствии с нормативными актами ФКЦБ России. Данное требование вступает в силу с 22 апреля 1999 г.

Размещение ценных бумаг и регистрация отчета о выпуске ценных бумаг. Документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган не позднее одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества (п. 10.8 Стандартов). Как уже говорилось, фактическое размещение ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации акционерного общества и данная норма устанавливает только порядок представления документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

Регистрация отчета об итогах выпуска акций, распределенных при учреждении акционерного общества, осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска этих акций (п. 12.1 Стандартов). Данное требование носит для эмитента обязательный характер. В том случае, если уставный капитал общества оплачивается только на 50% (ст. 34 Закона “Об акционерных обществах”), то при утверждении отчета о выпуске ценных бумаг утверждается размещение акций, в том числе тех, оплата которых произведена не полностью. В связи с этим представляется правильным осуществлять государственную регистрацию отчета о выпуске ценных бумаг при учреждении акционерного общества после полной оплаты уставного капитала.

В данной публикации были освещены только некоторые вопросы, связанные с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг акционерного общества. В действительности круг этих вопросов гораздо шире, не все они имеют достаточную правовую регламентацию и требуют дополнительной юридической проработки.

ЛИКВИДАЦИЯ ВЫПУСКА АКЦИЙ И ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Е. СИГЕЕВА
Елена Сигеева, юрист.
Практика применения норм действующего законодательства указывает на необходимость урегулирования отношений в той или иной сфере деятельности. Как правило, процесс адаптации законодательства к условиям развития хозяйственных отношений происходит после выявления противоречий или так называемых «белых пятен». Рассмотрим одно из них на примере.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ (далее — Закон о рынке ценных бумаг) акция — «эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации».
Одним из условий создания и дальнейшего существования акционерного общества является формирование уставного капитала, разделенного на определенное количество акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
По российскому законодательству акции общества могут быть только в бездокументарной форме. А документом, удостоверяющим права, закрепленные ценной бумагой, является решение о выпуске (ст. 18 Закона о рынке ценных бумаг).
Обязательным условием возможности совершения операций с акциями является регистрация выпуска, которую осуществляют Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и ее уполномоченные региональные отделения (далее — ФКЦБ). Таким образом, при создании акционерного общества в ФКЦБ от эмитента поступает некая информация о совокупности ценных бумаг одного эмитента, которой присваивается государственный регистрационный номер. Пока общество существует и ведет свою деятельность, запись о регистрации выпуска сохраняется.
И вот наступает момент, когда общество по тем или иным причинам подлежит ликвидации. Тут возникает ряд вопросов. Что происходит с выпуском акций? Ликвидируется ли он автоматически или для него существует отдельная процедура? На ком лежит обязанность проведения процедуры ликвидации выпуска и что это такое? Рассмотрим, дает ли ответ на эти вопросы действующее законодательство.
Действующее законодательство вообще не знает понятия ликвидации выпуска акций. В словаре русских синонимов и сходных по смыслу выражений «ликвидация» трактуется как синоним «прекращения», «окончания», «завершения», «истечения». Таким образом, можно определить, что ликвидация выпуска акций — это некое завершение, прекращение действия совокупности документов, удостоверяющих имущественные права, в том числе право на часть имущества, остающегося после ликвидации общества. Следовательно, ликвидация выпуска акций тесно связана с прекращением деятельности самого общества, однако не совпадает со сроком «жизни» общества. В соответствии со ст. 63 ГК РФ юридическое лицо считается прекратившим свое существование с момента внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Однако существование акций в момент внесения записи в ЕГРЮЛ автоматически не прекращается, об этом говорит само законодательное определение понятия акций, закрепляющее «права на часть имущества, остающегося после его ликвидации». Следовательно, кто-то должен быть уполномочен принять решение о прекращении действия выпуска акций.
Согласно ст. 21 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (далее — Закон об акционерных обществах) общество может быть ликвидировано в добровольном порядке, установленном ГК РФ, с учетом требований Закона об акционерных обществах и устава общества либо по решению суда.
Рассмотрим ситуацию применительно к добровольной ликвидации. В случае ликвидации по решению учредителей совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Общее собрание принимает такое решение. ГК РФ предусматривает обязательное согласование с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационной комиссией, порядка и сроков ликвидации. При получении информации о ликвидации юридического лица орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в Единый государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества.
Действующее законодательство устанавливает определенный порядок и последовательность действий при добровольной ликвидации. Так, в соответствии со ст. 22 Закона об акционерных обществах ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках предъявления требований кредиторов, который не может быть менее 2 месяцев с даты публикации. Затем ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации. По окончании срока для предъявления требований ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров.
Тут возникает интересная ситуация. С того момента как общее собрание акционеров приняло решение о ликвидации, к комиссии перешли все полномочия по управлению делами общества. А поскольку общее собрание акционеров является высшим органом управления, то очевидно, что к ликвидационной комиссии должны перейти и функции общего собрания. Однако и Гражданский кодекс, и Закон об акционерных обществах возлагают на общее собрание обязательство утверждать промежуточный и ликвидационный баланс, тем самым оставляя за общим собранием часть его первоначальных функций. Переходит ли к ликвидационной комиссии решение всех вопросов или только общих вопросов, а может, только решение текущих задач? В связи с этим требует уточнения в законодательстве вопрос об объеме полномочий ликвидационной комиссии по управлению делами общества.
Таким образом, функционально объем полномочий ликвидационной комиссии законодателем не определен. Очевидно также и то, что ликвидационная комиссия — это орган, который действует в период завершения хозяйственной деятельности с момента своего назначения до момента завершения процедуры ликвидации общества, т.е. внесения записи в ЕГРЮЛ. Более того, ни ранее установленный Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ порядок, ни внесенные в него изменения Федеральным законом от 23 мая 2003 г. N 76-ФЗ, вступающие в действие с 1 января 2004 г., также не относят к обязанностям ликвидационной комиссии непосредственное уведомление органов ФКЦБ о процессе ликвидации.
В обязанности ликвидационной комиссии входит лишь информирование о завершении процесса ликвидации юридического лица регистрирующего органа не ранее чем через 2 месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица. Следовательно, ликвидационная комиссия (ликвидатор) не может быть тем органом, который обязан сообщать в ФКЦБ данные о ликвидации выпуска и тем более принимать решение о ликвидации выпуска. Указанным органом не может быть также и общее собрание акционеров, поскольку, как уже было сказано выше, в момент принятия решения о ликвидации общества данный орган управления лишился своих функций, за некоторым исключением. Аналогичная ситуация возникает, если общество ликвидируется по решению суда. Отличие в процедуре ликвидации в данном случае лишь в том, что в регистрирующий орган предъявляется не решение учредителей о ликвидации общества, а решение суда.
Рассмотрим ситуацию ликвидации общества в процессе банкротства. Ликвидацией общества завершаются не все процедуры банкротства, а, как правило, конкурсное производство. При принятии арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных законом о банкротстве функций. Однако к обязанностям конкурсного (арбитражного) управляющего ни ранее действовавший Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ (далее — Закон о банкротстве 1998 г.), ни действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (далее — Закон о банкротстве 2002 г.) не отнесли непосредственное уведомление ФКЦБ и тем более не уполномочили принимать решение о ликвидации выпуска акций. Аналогично ликвидационной комиссии функции конкурсного управляющего прекращаются в момент завершения конкурсного производства, который определяется датой внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ. В связи с этим арбитражный управляющий не может уведомить ФКЦБ о «ликвидации» выпуска и тем более принять такое решение.
Аналогичная ситуация складывается с учредителями (участниками) общества (законодательство о банкротстве не знает понятия «акционер»). С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытия конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, а также иных органов управления должника. Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что, хотя по сравнению с Законом о банкротстве 1998 г. в Законе о банкротстве 2002 г. органам управления должника оставлены некоторые полномочия на принятие решений о заключении крупных сделок и т.д., это не дает ответа на вопрос, исследуемый в настоящей статье. Новый Закон о банкротстве всего лишь «вспомнил» о правах участников общества и дал им возможность стать лицами, участвующими в деле о банкротстве. Однако момент прекращения действия документов, удостоверяющих такие их права, никак не урегулирован, как и законодательство об акционерных обществах, и законодательство о рынке ценных бумаг, впрочем, тоже.
Из вышеизложенного видно, что остается только два органа, с которыми так или иначе связан любой процесс ликвидации акционерного общества. Это орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (в настоящее время — ИМНС), и Федеральная комиссия по ценным бумагам (ФКЦБ).
Однако ФКЦБ в нашем случае не может уведомить сама себя о прекращении действия выпуска акций некоего юридического лица. Вообще информацию о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, ФКЦБ может получить только из официальной публикации в соответствующих изданиях. Кроме того, теоретическое положение о том, что сведения о ликвидации после опубликования становятся общеизвестными, по меньшей мере ошибочно. Поскольку, в нашем случае, если на ФКЦБ возложить полномочия отслеживать публикации о ликвидации каждого юридического лица, то иных функций данный орган просто выполнять не сможет. Поэтому представляется целесообразным, что сведения о том, что акционерное общество ликвидировано, должны поступить в ФКЦБ из достоверных официальных источников. При данных условиях теоретически можно допустить, что ФКЦБ на основании представленных сведений принимает решение о прекращении действия совокупности документов, имеющих государственный номер выпуска, удостоверяющих имущественные права, в том числе право на часть имущества, остающегося после ликвидации общества. А вот информацию о том, что общество прекратило свое существование, в ФКЦБ целесообразнее было обязать отправлять регистрирующие органы, поскольку данные органы в силу своей специфики принимают решение о прекращении деятельности самого общества.
Очевидно, что законодателю необходимо детально проработать процесс взаимодействия органов государственной власти применительно к рассмотренной в настоящей статье проблеме и внести соответствующие коррективы в законодательство.
Во-первых, необходимо ввести в предмет регулирования законодательства о рынке ценных бумаг понятие ликвидации выпуска. Во-вторых, необходимо разработать и ввести процедуру ликвидации выпуска акций, которая должна включать в себя как оповещение органа, осуществляющего регистрацию выпуска ценных бумаг (ФКЦБ), о ликвидации эмитента, так и порядок принятия этим органом решения о ликвидации выпуска. В-третьих, включить в непосредственные обязанности органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц (ИМНС), уведомление ФКЦБ о внесении записи в ЕГРЮЛ о ликвидации акционерного общества. А поскольку до настоящего времени процедура «ликвидации» выпуска не разработана, остается только надеяться, что в скором времени ФКЦБ не будет перегружена информацией о «мертвых» акциях.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Смотрите так же:  Приказ о разработке инструкций по охране труда 2019

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.12.1995 N 208-ФЗ
«ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ»
(принят ГД ФС РФ 24.11.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.04.1996 N 39-ФЗ
«О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ»
(принят ГД ФС РФ 20.03.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.01.1998 N 6-ФЗ
«О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)»
(принят ГД ФС РФ 10.12.1997)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.08.2001 N 129-ФЗ
«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»
(принят ГД ФС РФ 13.07.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.10.2002 N 127-ФЗ
«О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)»
(принят ГД ФС РФ 27.09.2002)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.06.2003 N 76-ФЗ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»
(принят ГД ФС РФ 04.06.2003)
Бизнес-адвокат, N 1, 2004

Виды ценных бумаг: акция, облигация, банковский сертификат, вексель

Ценная бумага представляет собой денежный платежный документ, подтверждающий отношения между эмитентом и владельцем. Ценная бумага является основным объектом всех сделок, осуществляющихся на рынке ценных бумаг. Из Гражданского Кодекса (ст. 142) следует, что ценной бумагой принято считать документ, в обязательном порядке содержащий все необходимые реквизиты, тем самым удостоверяя имущественные права его владельца.

Гражданский Кодекс (ст. 143) включает в перечень ценных бумаг следующие документы: государственная облигация, облигация, сберегательный и депозитные сертификаты, вексель, акция, чек, коносамент, банковская сберегательная книжка на предъявителя, приватизационные ценные бумаги, а так же ряд иных документов, которые определены законом и отнесены к данному виду денежных документов.

Эмиссионная ценная бумага закрепляет за собой совокупность как имущественных, так и не имущественных прав. При этом, данный документ размещается выпусками и имеет равные сроки осуществления прав и объем внутри одного их выпуска, независимо от сроков приобретения ценной бумаги. Таким образом, все владельцы конкретных ценных бумаг равные по своим правам.

Стоит отметить, что ценная бумага может быть выпущена как в наличной, так и в безналичной форме. При этом, все наличные (документарные) бумаги подразделяются на именные, на предъявителя и ордерные. Так, именная ценная бумага предполагает указание имени ее владельца и может быть передана ему только при помощи цессии (передаточная надпись). Тогда как ценная бумага на предъявителя не содержит такой записи и может быть передана другому лицу посредством ее вручения. При необходимости передать ордерную ценную бумагу в обязательном порядке используется специальный документ – ордер (приказ владельца данной ценной бумаги).

Акция представляет собой эмиссионную ценную бумагу, которая закрепляет за собой право ее владельца на участие в акционерном обществе, тем самым претендуя на часть имущества, которое может остаться после его ликвидации. Кроме этого, акция предполагает получение ее владельцем дивидендов в качестве прибыли акционерного общества. Акции являются бессрочными бумагами, что означает ее действие на рынке ценных бумаг до тех пор, пока существует акционерное общество, выпустившее ее. Дело в том, что само по себе акционерное общество не обязано выкупать данные бумаги, какой бы случай не настал (ликвидация, реорганизация и т.д.). В случае ликвидации предприятия акции можно считать недействительными.
Данные ценные бумаги могут быть как именными, так и на предъявителя. При этом, выделяют две основные категории акций: простые и привилегированные. Независимо от вида акций ее владельцы являются акционерами общества и могут претендовать на его имущество.

Простые акции (обыкновенные) дают возможность их владельцу участвовать в голосовании на собраниях акционеров, в случае если ранее осуществилась полная оплата акций. Выплата дивидендов и ликвидационной стоимости по простым акциям осуществляется только после произведения выплат держателям привилегированных акций.

Привилегированные акции – данный вид ценной бумаги не дает права ее владельцу участвовать в голосовании собрания акционеров. Исключения составляют случаи, при которых данное право закреплено за владельцами при создании устава акционерного общества. Преимущество данной бумаги состоит в том, что при ликвидации общества владельцы в обязательном порядке получают полагающиеся им дивиденды, а так же ликвидационную стоимость. В свою очередь привилегированные акции подразделяются на:

  • конвертируемые – ценная бумага, предполагающая последующий обмен на обыкновенные акции или же иной вид привилегированной акции. При этом, условия обмена ценных бумаг устанавливает непосредственно эмитент;
  • кумулятивные акции – ценные бумаги, предполагающие накопление денежных средств в качестве дивидендов в случае, если владелец акций отказывается от получения выплат в срок и капитализирует средства. Условия накопления, включая сроки капитализации, так же определяются эмитентом.
Смотрите так же:  О'генри наследство

При этом, все акции, независимо от их вида и осуществляемых ими функций, разделяются на размещенные и объявленные. Так, размещенные акции представляют собой все те ценные бумаги, которые уже были ранее реализованы. Благодаря данным акциям существует возможность определить размер уставного фонда акционерного общества. Вместе с размещенными, общество так же имеет право размещать объявленные акции в качестве дополнения. В уставе акционерного общества строго определено количество выпуска данного вида акций.

Следует остановиться на наиболее распространенных понятиях, связанных с реализацией акций.

Номинал акции представляет собой ее стоимость. Совокупность номинальной стоимости всех акций и определяют размер уставного капитала акционерного общества.

Капитализация представляет собой показатель, благодаря которому можно определить объем капитала компании, благодаря реализации акций.

Консолидация акций – процедура, определяющаяся исключительно общим собранием акционеров. Она предполагает, что две или же больше акций могут быть конвертированы в одну абсолютно новую акцию того же вида. В случае, если процедура консолидации была произведена, в уставной капитал акционерного общества вносятся соответствующие изменения относительно количества объявленных акций, а так же касательно их номинальной стоимости.

Доходы по акциям могут быть представлены в двух видах. Прежде всего, в виде ее курсовой стоимости. Но для получения данного вида дохода акцию следует предварительно продать, причем, чем выгоднее акция будет продана, тем большую прибыль удастся получить. Данный способ получения прибыли считается немного рисковым, но, тем не менее, способен принести ее держателю не малую прибыль. Те, кто менее склонен к рискам предпочитают получать дивиденды. Цена таких акций может со временем повышаться, правда, не всегда быстро. Решение о выплате промежуточных дивидендов может быть принято советом директоров акционерного общества, тогда как вопрос о выплате годовых дивидендов принимается общим собранием акционеров, но по рекомендации совета директоров.

О степени доходности акций, ее качестве и спросе говорят соответствующие рейтинги. Такие рейтинги проводят всемирно известные аналитические компании, дающие оценку акциям тех или иных акционерных обществ, предприятий и т.д. Наиболее популярными аналитическими компаниями являются «Standard & Poor», а так же «Moody’s Investors Service». Так, присвоенный путем соответствующих обозначений рейтинг конкретной акции в значительной степени влияет на заинтересованность инвесторов, а потому и на доходности данной ценной бумаги. На примере рейтингового агентства «Standard & Poor» можно рассмотреть процедуру оценки акций. Так, при наличие оценки А+ можно считать, что акции присвоен наивысший рейтинг, тогда как С означает, что рейтинг акции очень низкий.

Существует еще одно определение, благодаря которому можно негласно оценить рейтинг акций тех или иных предприятий. Так, предприятия, имеющие высокий кредитный рейтинг непосредственно в своих отраслях называются «голубые фишки». Приобретение акций таких предприятий предполагает в дальнейшем растущий капитал, ведь, как правило, такое инвестирование сулит только доход. Безусловно, и цены на акции данных предприятий не малые. Статистические данные показывают, что цена «голубых фишек» зачастую только растет и крайне редко можно наблюдать ее падение. Акции подобных предприятиях всегда востребованы и осуществить их покупку-продажу на фондовом рынке возможно в любое время.

Как известно, все акции размещаются на фондовом рынке и цены на них постоянно изменяются. На изменение цен влияет большое количество факторов. Проследить за движением акций на рынке (спад и рост спроса на бумаги) можно при помощи тренда – вектора движения рынка. Важнейшими инструментами определения динамики фондового рынка являются соответствующие индексы.

Фондовый индекс представляет собой среднестатистический показатель изменения цен на активы. Выявив текущее значение индекса, и сопоставив его с предыдущим значением можно провести оценку поведения рынка, сгруппировать все произошедшие события за отчетный период (от макроэкономических ситуаций до корпоративных событий конкретных предприятий: слияние, ликвидация, отставка директоров и т.д.). На основе полученных данных появляется возможность составить прогноз на ближайшее время.

Следует иметь в виду, что в зависимости от того, какие именно ценные бумаги были выбраны при расчете фондового индекса, можно осуществить характеристику рынка. Это может быть показатель как для всего рынка в целом, так и показатель внутри конкретной отрасти. Так, вполне возможно выявить наиболее стремительно развивающиеся сектора экономики, так и те отрасти, развитие которых приостановлено. Исходя из полученных данных, так же можно смело строить прогнозы на спрос и предложение конкретных акций.

Самым известным из всех существующих фондовых индексов является индекс Доу-Джонса. В данный индекс входят 30 американских организаций и промышленных компаний. Данный индекс подразделяется на четыре вида: транспортный, коммунальный, промышленный и составной. Принято полагать, что, не смотря на довольно большое количество существующих фондовых индексов, только Доу-Джонс способен рассчитать наиболее точный показатель.

Облигация представляет собой долговую ценную бумагу, определяющую отношения займа между ее владельцем и эмитентом. Главной особенностью данного вида ценной бумаги является то, что облигация подразумевает под собой предоставление кредитных средств, оформленных в виде долгового обязательства. Таким образом, облигация является срочной бумагой и эмитируется на определенный срок, по истечению которого облигация должна быть выкуплена по ее номинальной стоимости. Выпуском данной ценной бумаги могут заниматься как акционерные общества, частные предприятия, так и общегосударственные и местные органы власти. Все облигации подразумевают получение дохода, или как его еще называют – купон.

Существует несколько видов облигаций:

  1. Классическая (твердопроцентная, купонная). Данный вид облигации подразумевает выплату заранее фиксированного дохода.
  2. Облигация с переменным купоном. Доход по данной ценной бумаге изменяется в силу определенных факторов. Как правило, на стоимость облигации влияет рыночная экономика, а потому не редко и инфляция. Именно поэтому величина купона по данной облигации напрямую зависит от изменения показателей рыночной экономики. При выходе положительных макроэкономических новостей стоимость облигаций может в разы вырасти, ровно, как и упасть, в случае если соответствующие новости были негативными.
  3. Конвертируемая – данный вид ценной бумаги может быть обменен на акции или иные облигации, согласно оговоренным ранее условиям эмиссии.
  4. Бескупонная – данный вид облигации не подразумевает получение купонов. В данном случае доход инвестора напрямую зависит от разницы между номинальной стоимостью бумаги и ценой ее покупки. Одним словом – чем дешевле купить, и дороже продать, тем большую прибыль можно получить от сделки.

Наряду со стандартными видами облигаций существуют так же и такие понятия как мировая облигация и еврооблигация. В данном случае мировая облигация представляет собой ценную бумагу, выпущенную сразу в нескольких странах, тогда как еврооблигация – бумага, выпущенная эмитентом в валюте сторонней страны.

Все государственные облигации подразделяются на ценные бумаги рыночных и нерыночных займов. Наиболее популярными облигациями рыночных займов являются следующие:

  • облигация федерального займа, представляющая собой бумагу среднесрочного займа и подразумевающую переменный купон;
  • государственная краткосрочная облигация, выпускаемая в безналичной форме, предполагающая нулевой купон;
  • облигация государственного сберегательного займа – среднесрочная ценная бумага на предъявителя;
  • облигация внутреннего валютного займа – ценные бумаги, выпущенные в 1993 году с целью погашения задолженности Внешэкономбанка. В последствие данные облигации дополнительно были выпущены в 1996. Купон по облигации составляет 3% в год.

Особым видом негосударственных облигаций является жилищный сертификат. Данная ценная бумага представляет собой передачу права ее владельцу на приобретение квартиры в случае покупки определенного пакета облигаций. Таким образом, приобретение жилищного сертификата означает, что средства на строительство жилья были внесены и в последствие владелец облигации имеет право рассчитывать на собственное жилье.

Степень доходности облигаций, как и на примере с акциями, так же определяется путем присвоения рейтингов. Наиболее влиятельным аналитическим агентством так же является «Standard & Poor», В данном случае рейтинг не распространяется на облигации, эмитентами которых являются центральные государственные органы. Все дело в том, что данные организации отличаются довольно низкой надежностью.

Банковский сертификат

Банковский сертификат – ценная бумага, утверждающая размещение средств в банковском учреждении, тем самым предполагающая получение, как суммы номинала бумаги, так и начисленных % по ней. Владельцем банковского сертификата является бенефициар.

Виды банковского сертификата:

  1. Сберегательный – данная ценная бумага предназначена для физических лиц, которая выпускается сроком до трех лет. По сберегательному сертификату начисляются купоны, как и в случае с облигациями. Данный вид бумаги может быть как именным, так и на предъявителя. Точно, как и в случае с акциями, именной сертификат вручается лично владельцу в руки посредством цессии, а сертификат на предъявителя может вручаться другому лицу с целью передачи непосредственному владельцу.
  2. Депозитный – данная ценная бумага предназначена исключительно для юридических лиц. Предельным сроком выпуска депозитного сертификата является один календарный год.

Вексель представляет собой долговое обязательство, согласно которому владелец бумаги обязуется возвратить оговоренную сумму средств в указанные сроки. Вексель нередко используется не только в качестве кредита, но и в качестве средства расчета за товары или услуги. Довольно многие предприятия используют вексель в качестве платежного документа. Следует обратить внимание, что вексель не имеет точной формы оформления, с присущими для подобных ценных бумаг обязательствами реквизитами. Как правило, данный документ составляется в произвольной форме, сохраняя при этом свое предназначение – фиксированные суммы и сроки возвраты платежей.

  1. Простой – согласно данной бумаге, векселедатель обязуется в оговоренные сроки уплатить указанную сумму средств векселедержателю.
  2. Переводной – в данном случае по просьбе или приказу лица, выдавшего вексель, осуществляется уплата оговоренной суммы средств в указанные сроки третьему лицу.
  3. Дружеский – как правило, подобные ценные бумаги не заключаются между организациями, так как предполагают заем и возврат средств на основе взаимопомощи.
  4. Бронзовый – данное название является не официальным и целью выписки такой бумаги являются мошеннические операции. Зачастую, данная ценная бумага выписывается от неплатежеспособного лица. В последствие полученные средства перепродаются третьему лицу.

Все векселя делятся на финансовые – те, благодаря которым оформляются все денежные операции, и коммерческие – векселя, возникающие в случае предоставления коммерческого займа.

Другие публикации:

  • Где найти квитанцию на транспортный налог Где взять или распечатать квитанцию на оплату транспортного налога? Согласно российскому налоговому законодательству, человек, на которого был зарегистрирован автомобиль, должен оплачивать транспортный налог. Чтобы у налоговиков не возникало вопросов […]
  • Сохранная расписка на товар Сохранная расписка на ответственное хранение Документ под названием «Сохранная записка» формируется в тех случаях, когда одно предприятие, ИП или физическое лицо передает другому какие-либо товарно-материальные ценности на определенный промежуток […]
  • Про блондинку и адвоката Анекдоты про блондинок Блондинка:- Не бывает людей умных и красивых одновременно. Блин - получается, что я не существую?! Блондинка - подруге: - А я вчера на пляже вообще обалдела. Подходит ко мне парень, протягивает деньги. Ну, деньги я взяла, а парень мне […]
  • Системные требования к фифа 2019 Системные требования к фифа 2019 Системные требования FIFA 19 для ПК. У вас пойдет? Как и каждую осень, в этом году в продажу поступит новая FIFA, и теперь самое время узнать системные требования компьютерной версии игры. EA Sports представила […]
  • Гражданство в сша лотерея ЭЛЕКТРОННАЯ АНКЕТА ДЛЯ УЧАСТИЯ В ГРИН КАРД ЛОТЕРЕЯ 2019. ПРОГРАММА ИММИГРАЦИИ В США ПО ДВ 2021 ВИЗА ЛОТЕРЕЯ Регистрационный Сервисный Центр Лотереи Грин Карта США 2018Для Официальной Диверсификационной Иммиграции в Америку. Это Программа Визовая Лотерея США […]
  • Жалоба в прокуратуру на пристава исполнителя по алиментам образец Жалоба на пристава по алиментам Процедуры, связанные с взысканием алиментных платежей, исчисляемых в отношении несовершеннолетнего ребенка, не заканчиваются фактом получения судебного приказа или процессуального решения. Следующим шагом становится […]

Вам также может понравиться