Ликвидация умвд

МВД намерено упразднить городские управления по всей России

Как выяснили «Известия», Министерство внутренних дел готовит очередное сокращение штатов. Одним из предлагаемых вариантов силовики видят упразднение управлений МВД России по городам, имеющим внутригородское районное деление. Соответствующий проект указа президента в министерстве уже подготовили. Как пояснили в пресс-службе МВД, принятые в прошлом году поправки в федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» открыли возможность для реструктуризации отделений МВД.

— С учетом возможности альтернативного организационно-структурного построения городских органов внутренних дел предусматривается упразднение управлений МВД России по городам, имеющим внутригородское районное деление. Укрепление районного звена позволит повысить качество работы с населением, уровень раскрываемости преступлений, добиться сокращения количества преступлений, совершенных в общественных местах, активнее привлекать граждан к охране общественного порядка, — сообщили в пресс-службе МВД.

Также было подчеркнуто, что для городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) с учетом их индивидуального правового статуса (город-субъект) изменение организационно-структурного построения органов внутренних дел не планируется.

В 2014 году в систему местного самоуправления были введены понятия «городской округ с внутригородским делением», «внутригородской район». Двухуровневая модель организации МСУ распространяется на крупные городские округа. В них глав будут избирать из депутатов. Прежде всего под действие новой нормы закона попадают столицы субъектов федерации.

Какое же количество городских управлений МВД будет закрыто и сколько сотрудников потеряют свои места, в МВД сообщить отказались, пояснив, что это закрытая информация для внутреннего пользования.

В начале этого года глава МВД Владимир Колокольцев заявлял об планируемом увольнении почти 110 тыс. сотрудников. Согласно действующему указу президента от 2014 года, максимальная численность штатных должностей в ведомстве установлена в количестве 1,1 млн человек, из которых 914 тыс. сотрудников внутренних дел, 193,5 тыс. работников и 5,1 тыс. государственных служащих. Таким образом, предполагается сокращение 10% штатного расписания. Стоит отметить, что с февраля МВД уже прекратило набор сотрудников с целью возможной ликвидации вакантных штатных единиц вместо увольнения действующих сотрудников.

Как пояснил «Известиям» зампредкомитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн, с помощью упразднения управлений МВД по городам планируется сократить порядка 30 тыс. сотрудников.

— Создание управлений по городам происходило по настоянию МВД в 2007 году. Есть города, где специфика предусматривает УВД субъектового центра, а есть города, где они не нужны. Например, в Нижнем Новгороде не было управления по городу. Я не вижу ничего дурного в самом предложении по сокращению таких управлений при условии, что существующие сегодня в их структуре наружные и рабочие службы (ДПС, ППС и т. д.) и вся оперативная численность не будет сокращена, — пояснил депутат.

Согласно уже подготовленному внутреннему расчету сокращения 110 тыс. сотрудников МВД (пока под сокращение намечено порядка 80 тыс. штатных единиц), ситуация выглядит следующим образом: около 45 тыс. сотрудников предлагается сократить за счет вневедомственной охраны, о чем свидетельствует разосланный приказ министра о расторжении с 1 октября договоров об охране стационарных объектов; около 35 тыс. мест — за счет искусственно образованного недокомплекта, который появился из-за введения моратория на наем новых сотрудников.

— Остаются, таким образом, 30 тыс. позиций, которые предполагается сократить за счет упразднения управлений МВД по городам. Сокращения ведутся в закрытом режиме, и на все предложения от нас, профессионального сообщества, Совета Федерации и так далее мы не слышим ответа. По моей информации, в самом МВД все эти решения принимаются узким кругом лиц, — добавил Александр Хинштейн.

Председатель национального антикоррупционного комитета и член СПЧ Кирилл Кабанов поддерживает решение Владимира Колокольцева.

— Подход является правильным, потому что под сокращение пойдет генеральский и управленческий штат, но оно не будет касаться оперативного штата. Сегодня у нас огромное количество штатных единиц среди управленческого аппарата. К сожалению, прошлые сокращения затронули в большей части оперативный состав. Сейчас надо понимать, что заработная плата генерала составляет три ставки оперативного сотрудника. Это вопрос экономический и политический, потому что генералов должно быть меньше хотя бы потому, что при их большом количестве происходит девальвация самого звания, — считает он.

Как ликвидация ГУ МВД по УрФО скажется на жизни уральских силовиков

Ликвидация ГУ МВД по УрФО заметно скажется на положении руководителя ГУ МВД по Свердловской области Михаила Бородина, степень влияния которого вырастет. В первую очередь именно свердловский главк выиграет от реорганизации: в его распоряжение перейдут здания, оружие, уголовные дела и сотрудники окружного главка. Еще часть имущества и сотрудников окажутся в распоряжении ГУ МВД по Тюменской области, там бывшие подчиненные Николая Мардасова могут претендовать и на руководящие места в региональном главке. А вообще упразднение семи окружных главков по всей стране оставит без работы несколько десятков амбициозных высокопоставленных офицеров, которым нужно будет подыскивать новые места работы. Поэтому кадровые перемены, в конечном счете, могут затронуть многие региональные управления МВД.

«Бородин значительно усилится»

Имущество, оружие, личный состав и уголовные дела упраздняемого ГУ МВД по УрФО перейдут в распоряжение территориальных органов министерства внутренних дел, сообщили Znak.com источники как в ликвидируемом ГУ МВД по УрФО, так и в ГУ МВД по Свердловской области. В последнем рассказывают, что создается специальная комиссия, которая начнет передачу дел и имущества. «Процесс этот не быстрый», — предупреждает источник.

Сегодня сотрудники ГУ МВД по УрФО слушали по конференц-связи выступление министра внутренних дел Владимира Колокольцева, рассказал Znak.com один из сотрудников окружного главка. Тот описывал, каким образом будет происходить ликвидация. Сотрудники главка в ближайшее время получат уведомления об увольнении, а через два месяца после их получения официально будут уволены из органов по сокращению. На это время личный состав, около 300 человек, переходит в распоряжение территориальных органов ГУ МВД в Свердловской и Тюменской областях (в Тюмени расположен межрегиональный оперативно-разыскной отдел).

«За эти два месяца люди должны принять решения, — говорит сотрудник главка. – Кто-то уйдет на пенсию, если позволяет выслуга лет. Некоторые будут искать работу в других местах. Третьи постараются договориться о переводе в ГУ МВД по Свердловской области. Думаю, талантливые опера и следователи найдут себе работу. Особенно это касается тех, кто расследует большие сложные уголовные дела: ОПГ, экономические преступления. Они будут передаваться свердловскому главку, и проще пригласить на работу тех сотрудников, что расследовали их, чем погружать в тему своих следователей и оперов».

В целом настроение среди личного состава ГУ МВД не очень хорошее: люди вмиг потеряли работу, оказались под вопросом карьеры. «Конечно, обсуждают будущее, популярен слух, что в ГУ МВД по Свердловской области нас не ждут с распростертыми объятьями», — говорит собеседник Znak.com из окружного главка: там свои начальники, свои люди, хорошие места давно заняты. Куда денешь несколько сотен новичков?

Какова дальнейшая судьба руководящего состава ГУ МВД по УрФО, источники сказать затрудняются. В ГУ МВД по Свердловской области говорят, что высшее руководство, включая генерал-майора Николая Мардасова, вряд ли перейдет в распоряжение начальника ГУ МВД по Свердловской области Михаила Бородина. Их судьба, вероятно, будет решаться в центральном аппарате МВД.

Для Михаила Бородина упразднение ГУ МВД по УрФО – политическое усиление. Николай Мардасов негласно считался оппонентом Михаила Бородина, между двумя главками существовало заметное для их сотрудников противостояние. Ходили слухи, что окружение Мардасова может стоять за рядом информационных атак на окружение Бородина – в том числе рассылкой анонимных писем по редакциям СМИ с обвинениями в адрес офицеров. По этой причине представить, что Мардасов, например, перейдет работать заместителем к Бородину, невозможно. Да и статус не позволяет: все-таки два генерала считаются почти равновесными руководителями.

Источник, знакомый с Михаилом Бородиным, сказал Znak.com, что вряд ли Мардасов может рассчитывать на продолжение карьеры: «Репутация испорчена, слишком много проверок проходило», — говорит он. Сам г-н Мардасов с 5 мая официально находится в отпуске, и сегодня на селекторном совещании с министром Владимиром Колокольцевым его не было, говорит источник в ГУ МВД по УрФО.

С исчезновением Мардасова у Михаила Бородина пропадет один из противовесов, сдерживающих факторов. Его окружение предрекает генералу значительный рост влияния. Впрочем, крупных политических уголовных дел по наследству от Мардасова Бородину, скорее всего, не перейдет. Самым заметным в последнее время было дело по МУП «Водоканал», но следствие по нему уже завершено.

Зато свердловский главк улучшит свое материальное положение: ему перейдут помещения окружных коллег на Первомайской, 8 Марта и Ясной. Кого «расселят» в новых помещениях (самым комфортабельным является бывший детский садик на Ясной), пока неизвестно. В пресс-службе ГУ МВД по Свердловской области Znak.com сказали, что многие подразделения свердловской полиции нуждаются в улучшении условий труда.

«Судьбу полковника решат переговоры»

Уголовные дела, эпизоды из которых происходили в других регионах, передадут соответствующим главкам. Пожалуй, активнее всего ГУ МВД по УрФО проявляло себя в Тюменской области. Там в подчинении генерала Мардасова находилась автономная полицейская структура, которая практически не зависела от местного УМВД. Межрегиональный оперативно-разыскной отдел под руководством полковника Александра Петровских снискал в «матрешке» великую славу, несмотря на маленький штат (до августа прошлого года всего 12 человек, после объединения с аналогичной структурой на Ямале – около 25 человек). Правда, славу не всегда добрую: порой подчиненных Александра Петровских упрекали в «коммерческой разработке» местных бизнесменов.

Смотрите так же:  Образец приказа по обращению с отходами на предприятии

Но даже недоброжелатели всегда подчеркивали высокий профессиональный уровень полковника и его небольшой бригады. «Опыт 90-х годов, когда Петровских участвовал в разгоне бандитских группировок, никуда не делся, он по-прежнему оперативник экстра-класса», — так характеризуют полицейского большинство собеседников Znak.com.

Расформирование окружного управления пришлось на тревожный период в истории тюменской полиции: буквально накануне прогремел коррупционный скандал, из-за которого лишился должности начальник регионального главка. Некоторые наблюдатели склонны были считать, что Петровских может занять место уволенного начальника ГУ МВД по Тюменской области Михаила Корнеева. Но теперь не все так просто: перейдя в подчинение нынешнему и.о. главы УМВД Сергею Сидашу, полковник Петровских оказался в сложной ситуации. «Еще вчера он был кум королю, ни от кого не зависел, вел собственные дела, — говорит один из наших собеседников. – А теперь нужно договариваться с Сидашом, передавать ему дела. От исхода этих переговоров многое зависит».

Впрочем, большинство экспертов сходятся во мнении, что нового главу областной полиции пришлют из Москвы. Кроме того, Петровских все равно уже потерял право работать на территории ХМАО и ЯНАО. Поэтому, говорят наши собеседники, оба силовика найдут общий язык. Возможно, если условия будут подходящими, Петровских получит должность замглавы УМВД. Второй вариант — уйдет на пенсию, чтобы использовать свои связи и наработки в частном бизнесе.

Уральские силовики, потерявшие работу

Кадровый вопрос актуализировался во многих регионах. Упразднение главков оставляет без работы несколько десятков высокопоставленных офицеров. Некоторые из них уйдут на пенсию, в другие государственные органы или в бизнес, но другие могут претендовать на руководящие посты в центральном аппарате МВД или региональных главках. Среди теряющих работу есть и уральцы: например, ГУ МВД по ПФО возглавляет выходец из Свердловской области Андрей Таранов. Его замом там же работает еще один свердловчанин, генерал-майор Владимир Овечкин. Замначальника ГУ МВД по ЦФО – также свердловчанин, полковник полиции Александр Кирсанов. Впрочем, вряд ли кто-нибудь из них может всерьез претендовать на пост начальника ГУ МВД по Свердловской области: неписаное правило МВД не позволяет назначать руководителем полицейского главка местного силовика, это способствует коррупции, говорит источник в силовой среде.

Бородин отказался от наследства Мардасова

Начальник ликвидированного МВД РФ по УрФО Николай Мардасов на прощанье оказал личному составу последнюю и, как оказалось, совершенно бесполезную услугу — снял со всех взыскания. Укатив в Москву решать личные проблемы, он оставил своих офицеров один на один с реалиями: выше участкового им больше не подняться. На это есть как объективные, так и субъективные причины. Однако для некоторых силовиков закрытого уральского главка, привыкших играть на одном поле с криминалом, кадровых тупиков нет. Куда просятся люди в погонах, где могут «всплыть» видные коррупционеры и как делят полицейское имущество — читайте в материале «URA.Ru».

Окружной полицейский главк, похоже, сделал на своем официальном сайте последнее объявление. О собственной ликвидации. «В соответствии с Указом президента № 300 от 5 мая 2014 года и соответствующим приказом МВД России Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уральскому федеральному округу упразднено. В связи с реорганизацией гражданам рекомендуется направлять свои обращения и заявления в территориальные органы внутренних дел», — говорится в сообщении.

По этой безэмоциональной лаконичной записи невозможно представить, какие сейчас страсти кипят в ликвидированной, но пока еще «живой» структуре. В настоящее время все 320 сотрудников переданы в распоряжение областному главному управлению. Оперативники закреплены за заместителем главы ГУ МВД РФ по Свердловской области Владимиром Романюком, следствие — за начальником ГСУ Владимиром Мироновым, тыл — за начальником тыла Александром Левчуком, правовое подразделение — за руководителем профильного управления Игорем Бессоновым и т.д. Часть сотрудников УрФО находится в Тюмени и закреплены за тюменским главком.


Николаю Мардасову, похоже, уже не до бывших подчинённых — он пытается решить собственные проблемы. И так занят, что даже проигнорировал самого министра Колокольцева

Но это вовсе не значит, что кто-то из них останется работать в областном главке. «Генерал Мардасов уже давно находится в Москве, где занимается собственным трудоустройством. Известно, что протекцию ему составляет [помощник президента, уполномоченный по антикоррупционным проверкам Евгений] Школов. Его подчиненные оказались брошены на произвол судьбы. Начальник Свердловского главка МВД Михаил Бородин поставил блок на прием бывших руководящих сотрудников из формально вышестоящей структуры. Логика понятна — там есть кому командовать. Нет шансов даже у руководителей отделений — офицеры ищут работу, где только можно, например, в ФСКН. Если кого-то из них возьмут в региональное управление, то точно на нижестоящую должность», — делится информацией источник «URA.Ru» в силовых структурах.

Конфронтация, существующая между начальниками областного и окружного главков, давно не является ни для кого секретом. «Когда Бородин пришел, он основательно почистил главк от сотрудников с сомнительной репутацией. А Мардасов всех их пригрел у себя. И вы хотите, чтоб их сейчас взяли работать на Ленина,17? Этого не будет. И управляемые ЧП по личному составу нам не нужны, — сообщил источник в ГУ МВД РФ по Свердловской области. — Принято решение о том, что личный состав в центральный аппарат не войдет. Максимум, на что можно рассчитывать — должности участковых. Ни один следователь точно не войдет в ГСУ к Миронову. В лучшем случае предложат работу в районах или территориях».

Места «урфошникам» в областном главке нет еще и в связи с распоряжением министра МВД о 30-процентном сокращении состава. Уже принято решение о полной ликвидации отдела по налоговым преступлениям (скорее всего, в каждый из оставшихся отделов УЭБ и ПК будет введен сотрудник по налоговым преступлениям в разных сферах). Управление по уголовному розыску будет «порезано» на 30%.


Михаилу Бородину чужого наследства не надо. Тем более такого

«Грубо говоря, нам и самим приходится ужиматься. Конкуренция серьезная. Так что с дальнейшим трудоустройством у выходцев из окружного главка проблемы. Те, кто из них привык красиво жить, ну разве что к Сергею Васильеву (министр МВД Кабардино-Балкарской Республики, ранее трудился в ГУВД Свердловской области — прим. ред.) податься», — рассуждают в областном главке.

Но туда, судя по всему, никто не хочет. Так, до полицейского начальства уже дошла информация о том, что ряд бывших сотрудников ГУ МВД по УрФО, имеющих отношение к крышеванию нелегального игорного бизнеса, уже начали предпринимать попытки устроиться в УМВД России по Екатеринбургу. «Самые одиозные товарищи, к примеру, Б. и К. (фамилии „URA.Ru“ намеренно не публикует — прим. ред.), полезли в город к Игорю Трифонову (начальник УМВД — прим. ред.). Никто им содействовать, конечно, не будет. Но не исключено, что вопрос они попытаются решить по-другому. Примерная стоимость — цифра с пятью нулями. Нам об этом уже известно», — сообщил высокопоставленный источник в силовых структурах.

Что касается самого Николая Мардасова, чье имя в последнее время упоминалось в связи с весьма неприятными историями и скандалами, то он пока находится в официальном отпуске. Примечательно, что он проигнорировал видеоконференцию с министром Колокольцевым, которая прошла на следующий день после ликвидации структуры.


В Министерстве внутренних дел РФ давно признали, что окружные главки не эффективны

«Говорят, его московские покровители вроде бы даже подобрали ему две должности на выбор. Больше мы ничего не знаем. Все, что он сделал для нас — перед уходом снял со всех взыскания. Больше ничем не помог, даже его заместитель генерал-майор Андрей Тараненко не может нигде устроиться, видимо останется преподавать в юракадемии. Даже оперативников наших в областной главк не возьмут. Бородин знает, что от нас требовали искать на него компромат. Информации присваивался уровень. Первый, высший. От количества таких рассчитывались премии», — жалуются бывшие подчиненные Мардасова.

Больше, судя по всему, ликвидация окружного управления МВД проблем никому не принесла. Определенные организационные сложности связаны с передачей расследуемых следственной частью или сопровождаемых уголовных дел, однако, они решаемы. «Скорее всего, дела будут переданы в региональные органы. Многоэпизодные преступления, совершенные на территории нескольких субъектов, будут расследоваться там, где были зафиксированы наиболее тяжкие составы», — пояснил собеседник из числа бывших сотрудников окружного главка. Одновременно с передачей дел происходит передача движимого и недвижимого имущества. В здании на Ясной теперь расположится один из отделов полиции, в помещениях на Первомайской сядет ОБОП ГУ МВД РФ по Свердловской области.

Напомним, о роспуске окружных полицейских главков «URA.Ru» сообщило еще задолго до того, как об этом стало известно официально. По нашим данным, вслед за этими структурами МВД ликвидации подвергнутся и другие федеральные «надстройки», потерявшие актуальность и не способные похвастаться эффективностью: прокуратуры, следственные комитеты, Росприроднадзоры, Роспотребнадзоры и проч.

В ГУ МВД по Свердловской области ситуацию прокомментировали следующим образом. «Все, что касается в данной публикации начальника ГУ МВД России по Свердловской области Михаил Бородина и проводимой в рамках оргштатных мероприятий работы по трудоустройству личного состава ГУ МВД России по УрФО, не соответствует действительности.

12 мая в зале коллегии областного полицейского главка генерал Бородин собрал сотрудников реформированного подразделения и лично сообщил им, что тем, кто решил продолжить службу в органах внутренних дел, будут предложены имеющиеся вакантные должности. Это могут подтвердить все, кто там присутствовал.

Трудоустройству людей придано важное значение. Оно курируется заместителями начальника свердловского ГУ МВД, а руководителям структурных подразделений поставлена задача отнестись с пониманием к сложившейся ситуации и в максимально короткий срок решить все кадровые и материально-технические вопросы. Следует отметить, что в настоящее время уже семь должностных лиц подали рапорты о согласии продолжить службу, подразделение по работе с личным составом приступило к их оформлению. Подчеркну, некомплект в свердловской полиции значительно превышает сокращаемую численность ГУ МВД России по УрФО. Переназначение на иные должности зависит исключительно от желания самих людей продолжить службу.

Смотрите так же:  Пособие на детей франция

Михаил Бородин в принципе не мог „поставить блок“ на прием бывших сотрудников окружного управления и „закрыть перед ними двери“, так как задача по их трудоустройству поставлена лично министром внутренних дел Российской Федерации.

Сведения о том, что за поступление на службу в свердловский гарнизон полиции кому-то придется платить огромные суммы „с пятью нолями“, также не являются правдивыми. Если же хоть один офицер, рядовой или гражданский служащий столкнется с подобной ситуацией, необходимо сообщить об этом в подразделение собственной безопасности. Меры реагирования, поверьте, последуют незамедлительно. Более того, пресс-служба ГУ МВД области оперативно об этом проинформирует общественность и СМИ», — заявил руководитель пресс-центра главка Валерий Горелых.

Предупреждение и ликвидация лесных пожаров

В связи с усилением угрозы распространения лесных пожаров на территории населенных пунктов края в рамках предотвращения и в целях оперативного реагирования на сообщения о лесных пожарах УВД по Хабаровскому краю проведен ряд мероприятий. Так разработана Памятка начальнику смены дежурной части УВД по краю при поступлении информации, сообщении о лесном пожаре.
Кроме того, организовано взаимодействие с центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и с управлением гражданской защиты МЧС края по получению информации о пожароопасной обстановке в Хабаровском крае.
В органах внутренних дел края произведен расчет сил и средств для действий при возникновении чрезвычайных обстоятельств, связанных с последствиями лесных пожаров, согласно которому УВД по Хабаровскому краю выставляет 1590 человек личного состава, 155 единиц техники (145 легковых и 10 грузовых), 7 плавсредств. При осложнении обстановки будут задействованы дополнительные приданные силы и средства, согласно расчетам: ДВЮИ МВД России, УТ МВД России по ДФО, УФСИН.
Всего с расчетами ОВД муниципальных районов задействуется 3 232 человека, 261 единица техники.
Организация работы по приведению в готовность ОВД края к обеспечению правопорядка и безопасности граждан в условиях осложнения обстановки, связанной с возникновением пожаров находится на контроле у руководства УВД по Хабаровскому краю.

Пресс-служба УВД по Хабаровскому краю

УМВД: ликвидация ФСКН сказалась на качестве наркопрофилактики в Томске

Реорганизация в структурах органов внутренних дел и ликвидация УФСКН сказалась на уровне информированности о правовой ответственности за потребление наркотиков среди подростков Томской области, сказала на заседании областной антинаркотической комиссии замначальника управления, начальник отдела организации взаимодействия с органами госвласти управления по контролю за оборотом наркотиков регионального УМВД Маргарита Ющенко.

Напомним, 5 апреля Владимир Путин подписал указ об упразднении ФМС и ФСКН. По указу, штатная численность этих ведомств переходит в МВД, при этом численность ФМС сократилась на треть.

По словам и.о. главврача областного наркодиспансера Дмитрия Абрамова, в регионе было проведено социологическое исследование, показавшее, что уровень осведомленности несовершеннолетних о правовой ответственности за употребление наркотиков, значительно снизился.

«Молодежь знает обо всем в общих чертах. Доля тех, кто знает хорошо, уменьшилась почти в 2,3 раза», — сказал он.

В свою очередь Маргарита Ющенко добавила, что этот негативный результат может быть связан, в том числе и с ликвидацией УФСКН.

«Ранее основной объем мероприятий, которые проводились в рамках этих акций, приходился на долю управления ФСКН по Томской области. Стоит признать, что реорганизация госструктур и ликвидация ФСКН, наверное, негативно сказалась на данном направлении деятельности. Почему снизилось правовое информирование несовершеннолетних — порядка полугода на территории Томской области целенаправленной работы по профилактике наркомании и профилактики наркопреступности среди данной целевой аудитории не проводилось», — подчеркнула она.

Ющенко отметила, что управление по контролю за оборотом наркотиков присоединилось к данной работе только в сентябре текущего года. С сентября по ноябрь ведомством уже было проведено свыше 160 мероприятий с привлечением разных возрастных групп. В УМВД рассчитывают, что работа будет продолжена и позволит выйти на совершенно другой уровень информированности среди несовершеннолетних.

И.о. главврача областного наркодиспансера Дмитрий Абрамов уточнил журналистам, что на заседании антинаркотической комиссии еще весной поднимался вопрос, что качество проводимой профилактической работы может снизиться в связи с ликвидацией ФСКН.

«Была озабоченность, что произойдет ухудшение профилактической работы, каких-то показателей, непонятно было, кто этим будет заниматься, в каком объеме. Опасения были, они себя подтвердили», — сказал он.

Органы МВД СССР

26 июня 1953 г. Л.П. Берия был арестован, а в декабре расстрелян. Это сразу повлекло за собой серьезные изменения в системе органов внутренних дел. 1 сентября 1953 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ об упразднении органа внесудебной репрессии — Особого Совещания при министре внутренних дел СССР.

По предложению МВД СССР в короткие сроки намечалось упростить структуру центрального аппарата и сократить на 20% его штатную численность. Уже в октябре 1953 г. Главлит был передан из МВД в ведение Совета Министров СССР. ГУЛАГ вновь был возвращен из Министерства юстиции в МВД, а на основе переданного из Министерства лесной и бумажной промышленности «Главспецлеса» в МВД СССР было создано Главное управление лагерей лесной промышленности. В марте 1954 г. из Министерства среднего машиностроения в МВД переданы Главспецстрой и Главпромстрой (последний был вновь возвращен в Министерство через год, а Главспецстрой в мае 1956 г.).

В январе 1954 г. во исполнение постановления ЦК КПСС «О серьезных недостатках в работе партийного и государственного аппарата» были осуществлены мероприятия, непосредственно касавшиеся системы органов внутренних дел. При Совете Министров Союза ССР был образован Комитет государственной безопасности. Таким образом, органы госбезопасности выводились из системы МВД. В рамках объявленного курса на ослабление централизма и расширение прав республик в апреле 1955 г. было организовано Министерство внутренних дел РСФСР.

Министром внутренних дел РСФСР был назначен Н.П. Стаханов. Кадровый военный, с 1942 по 1952 г. возглавлявший пограничные войска СССР, затем назначенный заместителем министра государственной безопасности, а в марте 1953 г. — начальником Главного управления милиции МВД СССР, Стаханов хорошо разбирался в проблемах, стоявших перед органами внутренних дел. Однако наряду с позитивными начинаниями (сокращение административно-канцелярского персонала, упрощение структуры, повышение зарплаты сотрудникам, расширение прав начальников УВД-МВД, дифференциация режима содержания в зависимости от степени общественной опасности осужденных и др.) он с чрезмерным старанием проводил в жизнь установки о сокращении штатной численности органов внутренних дел, поддерживал (а нередко выступал инициатором) расширение практики передачи на рассмотрение общественности материалов на правонарушителей; не пресекал порочную и преступную фальсификацию статистики местными органами внутренних дел, которые за счет манипуляций цифрами «выполняли» требования о резком сокращении, а в ближайшей перспективе — искоренении преступности в стране. В результате оперативная обстановка ухудшилась, и Бюро ЦК КПСС по РСФСР в августе 1960 г. признало работу МВД РСФСР по основным направлениям неудовлетворительной, а через 11 месяцев было принято решение об освобождении Стаханова от занимаемой должности.

В октябре 1956 г. были предприняты шаги к устранению чрезмерной централизации управления органами внутренних дел, был восстановлен принцип двойного подчинения. Управления Министерства внутренних дел и управления милиции в краях и областях были реорганизованы в управления внутренних дел исполнительных комитетов краевых, областных Советов депутатов трудящихся. Органы милиции в районах, городах и рабочих поселках преобразовывались в отделы милиции исполкомов соответствующих Советов.

С середины 50-х годов начали проводиться меры по сокращению штатов органов внутренних дел. В 1956 г. в центральном аппарате было сокращено 1 300 штатных единиц, а на местах — 12 400 сотрудников, что дало экономию 796 млн руб. в год.

На основании постановления Совета Министров СССР от 17 января 1958 г. были сокращены ассигнования еще на 318,8

267 млн руб. Было намечено 10 тыс. должностей начсостава перевести в категорию рабочих и служащих (что давало экономию примерно 15 млн руб.).

Во исполнение постановления Правительства СССР от 10 октября 1958 г. штатная численность милиции сокращалась на 25 тыс. единиц, что позволило только до конца года сэкономить 215,7 млн руб. Через две недели было принято решение о сокращении штатов центрального аппарата еще на 1 300 человек.

В апреле 1957 г. из МВД в МГБ были переданы пограничные войска.

В октябре 1958 г. коллегия рассмотрела вопрос о дальнейшем совершенствовании центрального аппарата и предложила: 1) объединить ГУИТК и Тюремный отдел в единое ГУИТУ; 2) упразднить 4-й спецотдел (режим и надзор за спецпоселенцами и ссыльными), а его функции возложить на ГУМ; 3) упразднить организационное управление с возложением его функций на Отдел кадров; 4) упразднить контрольную инспекцию; 5) упростить структуру Главных управлений, управлений и отделов МВД. В результате центральный аппарат должен быть сокращен на 665 единиц. Эти предложения были представлены правительству.

25 марта 1959 г. Совет Министров принял постановление «Об упорядочении структуры и сокращении расходов на содержание МВД СССР», в соответствии с которым численность центрального аппарата вместе с обслуживающим персоналом была уменьшена на 1 900 человек.

13 января 1960 г. председатель Совета Министров СССР Н.С. Хрущев подписал постановление Правительства, в котором говорилось: «Совет Министров СССР постановляет: признать целесообразным упразднить Министерство внутренних дел СССР, передав его функции министерствам внутренних дел союзных республик. Внести в Президиум Верховного Совета СССР проект Указа по данному вопросу». В тот же день такой указ был подписан.

Главное управление геодезии и картографии передавалось в Министерство геологии и охраны недр СССР, Отдел фельдсвя-

зи — в Министерство связи СССР, Штаб МПВО — в Министерство обороны СССР, Отделение по розыску лиц, потерявших связь с родственниками — в Исполком Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, группу паспортного отдела ГУМ МВД СССР по регистрации, учету и оформлению разрешений на выезд за границу и въезд в СССР — в КГБ при Совете Министров СССР.

Смотрите так же:  Какой налог с 255 лС

Следует отметить, что некоторые союзные республики предлагали все-таки сохранить какой-то единый общесоюзный орган. Более того, примерно через год после ликвидации МВД СССР высказывались мнения не только о его воссоздании, но и об объединении милиции с органами государственной безопасности, посредством учреждения Комитета общественной безопасности СССР.

Как показала практика, ликвидация союзного МВД привела к усложнению координации работы республиканских органов охраны общественного порядка, к разнобою в нормативном регулировании некоторых вопросов охраны порядка, в частности, в определении структуры и штатов милиции. Оказались ослабленными межреспубликанский обмен опытом борьбы с преступностью и использование в этой борьбе достижений науки и техники.

В августе 1962 г. республиканские министерства внутренних дел были переименованы в министерства охраны общественного порядка.

Министерство охраны общественного порядка РСФСР вплоть до воссоздания общесоюзного министерства возглавлял B.C. Тикунов, ставший первым за советский период министром, имевшим высшее юридическое образование.

Восстановление единой общесоюзной системы органов внутренних дел было осуществлено в июле 1966 г., когда в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР «в интересах обеспечения единого оперативного руководства деятельностью органов охраны общественного порядка в борьбе с преступностью» было образовано союзно- республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР. Возглавил его Н.А. Щелоков, проработавший на этом посту дольше всех

269 остальных наркомов и министров внутренних дел — 16 лет. В составе МООП СССР были созданы структурные подразделения, охватывающие основные направления деятельности органов внутренних дел: Главное управление милиции, Главное управление мест заключения, Следственное управление, Главное управление внутренних войск, Главное управление пожарной охраны и другие подразделения.

В ноябре 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР Министерство охраны общественного порядка было переименовано в Министерство внутренних дел СССР. Одновременно перестройке подверглась система органов внутренних дел в городах и районах. Здесь на базе органов милиции были созданы отделы (управления) внутренних дел, в которые вошли также аппараты госпожнадзора, исправительных работ. При них были созданы следственные отделения, аппарат которых в прямом подчинении у начальников горрайотделов не находился.

Существенной реорганизации подвергся центральный аппарат МВД СССР. Вместо Главного управления милиции в феврале 1969 г. создаются в качестве самостоятельных структурных подразделений Управление административной службы милиции (в последующем — Главное управление охраны общественного порядка), Управление уголовного розыска, Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (оба — на правах Главных управлений), Управление государственной автомобильной инспекции, Управление специальной милиции (впоследствии преобразованное в специальное управление МВД СССР на правах Главного управления), Управление транспортной милиции (впоследствии — Главное управление внутренних дел на транспорте). По такому же принципу были реорганизованы МВД союзных республик.

Жизнь настоятельно требовала поднять на качественно новый уровень планирование, контроль и проверку исполнения, обобщение и распространение передового опыта, информационно-аналитическую работу, координацию деятельности служб и подразделений. В этих целях в МВД был создан Главный научно-исследовательский центр управления и информации (ГНИЦУИ), а в МВД — УВД — информационные центры. Кроме того, в составе МВД СССР, МВД союзных и автономных республик, УВД крайоблисполкомов созда-

ются штабные подразделения. Так, в МООП СССР в октябре 1966 г. был образован Контрольно-инспекторский отдел, который в 1968 г. преобразовали в Организационно- инспекторское управление, а на его базе в 1972 г. был создан Штаб МВД СССР. Соответствующие подразделения создавались и в низовых органах — МВД союзных и автономных республик, УВД крайоблисполкомов, крупных ГРОВД.

Развивалась сеть научных учреждений системы МВД СССР. В 1969 г. была образована Центральная научно исследовательская криминалистическая лаборатория (ЦНИЮ1), укреплен ВНИИ МВД СССР. Вскоре были созданы Всесоюзный научно-исследовательский институт

безопасности движения и Научный центр исследования проблем управления при Академии МВД СССР.

Постепенно приоритетное значение в организации и деятельности органов внутренних дел стали приобретать предупреждение, профилактика преступлений. Данная проблема рассматривалась широко, как социальная профилактика правонарушений. Она поднималась на уровень государственного планирования. Получили развитие комплексные планы профилактики правонарушений, увязанные с перспективными и текущими планами экономического и социального развития республик, краев, областей. В 1969 г. МВД СССР издало приказ по организации и тактике предотвращения преступлений, послуживший толчком для поиска организационных, тактических и методических форм профилактической работы. Это привело к формированию в начале 70-х годов самостоятельных надзорно-профилактических подразделений (групп, отделений). В 1972 г. уже в 115 органах внутренних дел были созданы такие подразделения.

В целях улучшения работы по предупреждению преступлений в 1974 г. в органах внутренних дел с учетом накопленного опыта образуется профилактическая служба. В МВД СССР в составе Главного управления уголовного розыска было создано соответствующее управление с отделами индивидуальной и общей профилактики. На профилактическую службу были возложены задачи изучения причин, условий и обстоятельств, «способствующих совершению правонарушений, информирования о них администрации предприятий и организаций; выявления лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, и проведения с ними конкретной профилактической работы».

271 В начале 80-х годов сложилось мнение, что создание профилактической службы вольно или невольно сужало рамки такой работы. Между тем профилактика должна быть делом и других служб органов внутренних дел. Именно по этим соображениям в 1983 г. когда министром внутренних дел СССР стал В.В. Федорчук (1982-1986), профилактическая служба была ликвидирована. Правда, впоследствии, в 1988 г., она была восстановлена, но уже в структуре Главного управления охраны общественного порядка.

Исключительно важным направлением является профилактическая работа среди несовершеннолетних. В милиции эту работу до 1977 г. вели детские комнаты. На их базе в системе уголовного розыска были созданы инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН), которые тесно взаимодействовали с педагогическими и трудовыми коллективами, комсомольскими организациями, активом общественных пунктов охраны порядка, комиссиями по делам несовершеннолетних, инспекциями по делам несовершеннолетних на общественных началах, создаваемыми по месту жительства, общественными воспитателями несовершеннолетних.

В 60-80 годах многое было сделано для укрепления аппаратов уголовного розыска и следствия. В 1968 г. управление угрозыска было реорганизовано в Главное управление уголовного розыска МВД СССР. Улучшению борьбы с преступностью способствовало совершенствование в системе МВД СССР информационно-аналитической работы, последовательное проведение в жизнь принципа специализации сотрудников уголовного розыска по борьбе с различными видами преступлений. В частности были созданы подразделения по борьбе с наркоманией, особо опасными преступлениями, имущественными преступлениями, с групповой преступностью и др. В 80-е годы в составе Главного управления уголовного розыска (ГУУР) МВД СССР существовало 10 отделов, специализирующихся по конкретным линиям работы. Важное значение для укрепления правовой основы деятельности уголовного розыска имела разработка и принятие в мае 1970 г. Положения о ГУУР МВД СССР. С 1972 по 1982 г. штаты уголовного розыска были увеличены на 50%.

Быстро развивался следственный аппарат. Его создание и развитие потребовало подготовки высококвалифицированных специалистов. В этих целях по решению Правительства СССР в 1967 г. в Волгограде была открыта высшая следственная школа (ныне Волгоградская академия МВД России). В 1970 г. в состав горрайорганов внутренних дел были включены следственные подразделения. В крупных следственных аппаратах вводился линейный принцип организации работы следователей. Особенно широко специализация следователей начала осуществляться после расширения подследственности следственных аппаратов органов внутренних дел в соответствии с изменениями уголовного и уголовно- процессуального законодательства.

В конце 70-х годов следователями органов внутренних дел расследовалось подавляющее большинство уголовных дел. Залогом успеха в раскрытии преступлений становится четкое взаимодействие следователей и работников других служб милиции, прежде всего уголовного розыска. Причем следователь становился той процессуальной фигурой, которая направляет работу дознания, экспертов по установлению и изобличению виновных. МВД предписало создавать следственно-оперативные группы во главе со следователями. Однако в 1984-1985 гг. в среднем 30% осмотров мест происшествия по кражам проводилось лишь на второй день, по каждому четвертому преступлению следственно- оперативные группы выезжали не в полном составе. В результате следы преступления и вещественные доказательства были выявлены всего по 20% краж. Лишь 30% планов расследования краж было согласовано с уголовным розыском.

Другие публикации:

  • Имущественный налоговый вычет изменения с 2019 года Имущественный вычет в 2019 году: изменения и разъяснения Налоговый вычет в 2019 году можно оформить при покупке недвижимости, произведенной до начала 2019 года с учетом даты подписания акта приема-передачи и даты оформления права собственности. Как эти […]
  • Какая статья за угрозы и избиение Угроза избиения, статья 119 УК Один мой, теперь уже не друг:(, угрожает мне в письменном виде, в личных сообщения на сайте вконтакте, нанесением побоев. Мои опасения в реализации задуманного им очень велики. Как лучше поступить в данной ситуации, можно ли […]
  • Договор о евразийском экономическом союзе армения 2019 Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (Минск, 10 октября 2014 г.) (с изменениями и дополнениями) Договоро присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от […]
  • Налоговый вычет при оформлении ипотеки Вычет при ипотеке Имущественный вычет при ипотеке можно получить как со стоимости жилья по договору (общая стоимость), так и с расходов на уплату ипотечных процентов. Как получить вычет по ипотечным процентам? При покупке недвижимости в ипотеку, собственник […]
  • Возврат замененных деталей виновнику дтп Возврат запчастей Я виновник ДТП,страховая оплатила ремонт пострадавшего,теперь выставила мне регресс.Могу ли я требовать от страховой вернуть замененные и оплаченные мной запчасти? Ответы юристов (3) Ну при условии взыскания с вас дененых средств, вы […]
  • Нарушение больничного листа увольнение Какое наказание грозит за нарушение больничного режима? Был больничный с 16-19 января,пришла на прием к врачу только 25.Врач ставит отметку 24 и код 36.Является ли это прогулом?И как работодатель может поступить,кроме того как уменьшить пособия за эти […]

Вам также может понравиться