Ликвидация природных катастрофах

Ликвидация природных катастрофах

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, стихийного бедствия, катастрофы, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности.

Чрезвычайные ситуации природного характера возникают в результате опасных природных явлений или стихийных бедствий. Стихийное бедствие – это явление, не зависящее от воли человека, не связанное с его деятельностью, происходящее в результате резких изменений параметров окружающей природной среды. Каждому региону страны свойственны свои климато-географические условия. Следовательно и чрезвычайные ситуации в различных регионах будут иметь свою специфику.

В соответствии с Федеральным Законом «О защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» опасные природные явления подразделяются на десять групп:

1. Геофизические (эндогенные) опасные явления: извержения вулканов и гейзеров, землетрясения, выходы подземных газов на поверхность земли;

2. Геологические (экзогенные) опасные явления: обвалы, осыпи, оползни, лавины, сели, склоновый смыв, просадка лессовых пород, эрозия почв, абразия, просадка (провал) земной поверхности в результате карста курумы, пыльные бури;

3. Метеорологические опасные явления: ураганы (12 – 15 баллов), бури, шторма (9 – 11 баллов), смерчи (торнадо), шквалы, вертикальные вихри, крупный град, сильный дождь (ливень), сильный снегопад, сильный гололед, сильный мороз, сильная метель, сильная жара, сильный туман, засуха, суховей, заморозки;

4. Гидрологические опасные явления: высокие уровни воды (наводнения), половодье, дождевые паводки, заторы и зажоры, ветровые нагоны, низкие уровни воды, ранний ледостав и появление льда на судоходных водоемах и реках;

5. Морские гидрологические опасные явления: тропические циклоны (тайфуны), цунами, сильное волнение (5 баллов и более), сильное колебание уровня моря, сильный тягун в портах, ранний ледяной покров и припай, напор и интенсивный дрейф льдов, непроходимый (труднопроходимый) лед, обледенение судов и портовых сооружений, отрыв прибрежных льдов;

6. Гидрогеологические опасные явления: низкие уровни грунтовых вод, высокие уровни грунтовых вод;

7. Природные пожары: лесные пожары, торфяные пожары, пожары степных и хлебных массивов, подземные пожары горючих ископаемых;

8. Инфекционные заболевания людей: единичные случаи экзотичных и особо опасных инфекционных заболеваний, групповые случаи опасных инфекционных заболеваний, эпидемическая вспышка опасных инфекционных заболеваний, эпидемия, пандемия, инфекционные заболевания людей невыявленной этиологии;

9. Инфекционные заболевания животных: единичные случаи экзотичных и особо опасных инфекционных заболеваний, эпизоотии, панзоотии, энзоотии инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных невыявленной этиологии;

10. Инфекционные болезни растений: прогрессирующая эпифитотия, панфитотия, болезни сельскохозяйственных растений невыявленной этиологии, массовое распространение вредителей растений.

Для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного характера разработан и осуществляется комплекс мероприятий. Все мероприятия можно разделить на две группы: заблаговременные мероприятия – те, которые проводятся для предупреждения чрезвычайных ситуаций и уменьшения ущерба то них, и оперативные мероприятия – те, которые проводятся при непосредственной угрозе чрезвычайных ситуаций и во время ЧС.

К заблаговременным мероприятиям относят:

— построение сети предсказания стихийных бедствий;

— построение защитных сооружений;

— создание запасов материальных средств для ликвидации последствий ЧС;

— обучение населения правилам безопасного поведения в условиях ЧС;

— подготовка аварийно-спасательных формирований;

и многие другие мероприятия.

К оперативным мероприятиям относятся:

— оповещение населения о чрезвычайной ситуации;

— укрытие населения и материальных средств от поражающих факторов ЧС;

— эвакуация населения и материальных средств в безопасных районах;

— проведение работ по ликвидации последствий ЧС;

и другие мероприятия, зачастую индивидуальные для различных ЧС.

Автономное существование человека в природе.

Случается порой, что волей обстоятельств человек оказывается в критическом положении—один.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, защи…

Чрезвычайная ситуация техногенного характера – это неблагоприятная обстановка.

3.Основы организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий природных катастроф

Оказание медицинской помощи пострадавшему от стихийных бедствий населению в ходе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС организуется и материально обеспечивается государством.

Непосредственно в очаге стихийного бедствия организуется оказание пораженным первой медицинской и первой врачебной помощи, а в расположенных за пределами очага лечебных учреждениях оказывается квалифицированная и специализированная медицинская помощь.

Первая медицинская помощь оказывается ни месте поражения в порядке само- и взаимопомощи самими пострадавшими, прибывающими командами спасателей.

Независимо от причины потери сознания оказывающие первую медицинскую помощь должны действовать примерно по следующей схеме:

-прекратить действие поражающего фактора (пламя, газ, вода, электрический ток, сдавливание обломками зданий и т.д.);

придать пораженному горизонтальное положение, по возможности не перемещая его до иммобилизации;

убедиться в сохранении дыхания, пульса на сонных артериях. Если имеются признаки клинической смерти, то следует немедленно начать реанимационные мероприятия (искусственная вентиляция легких, закрытый массаж сердца и т.д.); при наличии судорог необходимо вложить между зубами прокладку;

— при наличии травмы следует остановить кровотечение и обеспечить иммобилизацию;

— защитить пораженного от перегревания или переохлаждения;

— если, несмотря на принятые меры, пораженный находится в бессознательном состоянии, то следует внимательно его осмотреть, установить повреждения, выполнить необходимые лечебные процедуры;

— перед эвакуацией пораженного на транспортном средстве необходимо обеспечить проходимость дыхательных путей и транспортную иммобилизацию.

В зависимости от обстановки могут привлекаться силы и средства регионального и федерального уровней, в том числе и полевые многопрофильные госпитали (отряды). Эвакуация легкопораженных может быть организована пешим порядком (при отсутствии транспорта), а пораженные, находящиеся в тяжелом и средней тяжести состоянии, эвакуируются на имеющемся санитарном транспорте или транспорте общего назначения, Ответственность за эвакуацию пораженных из очага несут руководители сводных отрядов спасателей, руководители объектов экономики или представители местной администрации района, которые руководят спасательными работами.

Ответственность за эвакуацию пораженных из очага несут руководители сводных отрядов спасателей, руководители объектов экономики или представители местной администрации района, которые руководят спасательными работами.

Массовым видом поражения при наводнении является утопление. Условно выделяют утопление аспирационное («истинное»), асфиксическое и синкопальное (рефлекторное).

Меры по реанимации включают очищение полости рта от посторонних предметов (водорослей, тины и т.д.). удаление воды из легких, проведение искусственной вентиляции легких, непрямого массажа сердца и других мероприятий.

При оказании медицинской помощи прежде всего следует удалить воду из легких; при проведении искусственной вентиляции легких спазм гортани преодолевают с помощью фиксированного интенсивного выдоха (желательно применение ротоглоточных трубок-воздуховодов).

Медицинская помощь населению, пострадавшему при катастрофическом наводнении, организуется как на затопляемой, так и на прилегающей к ней территории. Она включает в себя проведение мероприятий по извлечению пострадавших из воды, их доставку на специальное плавающее средство или на берег, проведение комплекса противошоковых и реанимационных мероприятий (искусственная вентиляция легких, закрытый массаж сердца и др.).

Оказание первой медицинской помощи пораженным в зоне затопления после извлечения их из воды по неотложным показаниям проводится непосредственно на плавсредствах спасателями, и только после этого они доставляются на берег. На берегу организуются временные пункты сбора пораженных и временные медицинские пункты, развертываемые на прилегающих к зоне затопления коммуникациях или в близлежащих населенных пунктах.

При попадании людей под снежные лавины следует помнить о том, что человек, будучи засыпанным лавинным снегом, может оставаться в живых только несколько ча­сов, причем шанс на выживание тем выше, чем тоньше слой снега над ним. Среди людей, находившихся в лавине не более 1 ч, могут выжить до 50%, через 3 ч вероятность остаться в живых не превышает 10%. Поэтому работы по спасению людей, попавших в лавину, должны начинаться еще до прибытия спасательного отряда.

При ликвидации медико-санитарных последствии пожаров в ходе проведения лечебно-эвакуационных мероприятий основное внимание медицинских работников обращается на прекращение действия термического фактора, а именно на тушение воспламенившейся одежды и вынос пораженного из опасной зоны. Пораженные с ожогами лица и временным ослеплением из-за отека век нуждаются в сопровождении при выходе из очага.

Первостепенное внимание при этом уделяется пораженным с нарушением сознания, расстройством дыхания и сердечнососудистой деятельности. С этой целью пораженным вводятся анальгетики, сердечные и дыхательные аналептики, проводится ингаляция противодымной смеси или фициллина. Остальные мероприятия первой медицинской, первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи проводятся по общим правилам лечения ожоговых пораженных.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий (управленческий аспект)

Повседневная деятельность и отдых, способ существования человека определяются понятием жизнедеятельность. Стремление человечества к повышению комфортности среды жизнедеятельности, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий привело во многих регионах нашей планеты к разрушению биосферы и созданию нового типа среды обитания — техносферы. Техносфера — это регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств с целью наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям (регион города или промышленной зоны, производственная или бытовая среда). Практически все урбанизированное население нашей планеты проживает в техносфере, где условия обитания отличаются от биосферных прежде всего повышенным влиянием на человека негативных техногенных и антропогенных факторов.

Смотрите так же:  Федеральный закон от 05042019 44-фз с последними изменениями

В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены влиянием элементов техносферы (машины, оборудование, сооружения и т.п.) и действиями человека. Вследствие роста объемов антропогенных выбросов и сбросов непрерывно ухудшается качество атмосферного воздуха и гидросферы, повсеместно наблюдается деградация земель. Создание техносферы не исключило, а усугубило воздействие на человека явлений природного характера (землетрясения, наводнения, ураганы и т.д.). Число природных катастроф в последние годы непрерывно растет. Все это привело к тому, что обеспечение безопасности жизнедеятельности стало актуальной социальной задачей.

Справочно:

В первом полугодии 2000 года на территории Российской Федерации по информации, поступившей в МЧС России, произошло 516 чрезвычайных ситуаций, в том числе локальных — 269, местных — 170, территориальных — 77. В результате чрезвычайных ситуаций пострадало 6554 человека, 542 человека погибло. Общее количество чрезвычайных ситуаций за первое полугодие 2000 года (516) уменьшилось на 27 процентов по сравнению с аналогичным периодом 1999 года (706).

Количество чрезвычайных ситуаций техногенного характера за первое полугодие 2000 года (325) по сравнению с 1999 годом (519) уменьшилось на 38 процентов. В результате техногенных чрезвычайных ситуаций пострадало 1254 человека, погибло 487 человек.

Количество чрезвычайных ситуаций природного характера за первое полугодие 2000 года возросло на 6 процентов по сравнению с аналогичным периодом 1999 года (с 145 до 154). Увеличение произошло за счет следующих опасных природных явлений: ураганы, шквалы и сильные ветра; снегопады и дожди. В результате природных чрезвычайных ситуаций пострадало 1366 человека, погибло 38 человек.

Количество биолого-социальных чрезвычайных ситуаций в первом полугодии 2000 года (37) по сравнению с 1-м полугодием 1999 года (42) уменьшилось на 12 процентов. В результате биолого-социальных чрезвычайных ситуаций пострадало 3934 человека, умерло 17 человек.

Безопасность — это свойство системы «человек — среда обитания» сохранять условия взаимодействия с минимальной возможностью возникновения ущерба людским, природным и материальным ресурсам. Безопасность жизнедеятельности может быть обеспечена только при комфортном (с оптимальными условиями) или допустимом (гарантирующим невозможность возникновения и развития негативных процессов у человека и в среде обитания) состояниях взаимодействия человека со средой. Управление безопасностью жизнедеятельности в Российской Федерации строится на действии многоуровневой системы законодательных, подзаконных и нормативно-правовых актов, а также директивной документации организаций. В структуре управления безопасностью жизнедеятельности (рис. 1) равноправное место занимает система профилактики и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (вопросы управления промышленной и экологической безопасностью рассмотрены на страницах журнала ранее [1, 2], головным органом управления которой является Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС РФ).

Под чрезвычайной ситуацией (ЧС) понимается такое состояние объекта, определенной территории или акватории, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни или здоровья, наносится ущерб имуществу населения, экономике и окружающей природной среде. Согласно ГОСТ Р 22.0.02-94, под источником чрезвычайной ситуации понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, крупномасштабное инфекционное заболевание людей, животных или растений, а также применение современных средств массового поражения, в результате которого произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Рис. 1.
Структура управления безопасностью жизнедеятельности

Следуя Федеральному закону №68-Ф3 от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Правительство Российской Федерации своим Постановлением №1094 от 13 сентября 1996 года утвердило Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Классификация ЧС (см. табл. 1) учитывает количество людей, пострадавших в этих ситуациях, или людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размеры материального ущерба, а также границы зон распространения чрезвычайных ситуаций.

Причинами возникновения чрезвычайных ситуаций могут быть:

  • аварии — чрезвычайные события с техногенными причинами;
  • стихийные бедствия — чрезвычайные события природного происхождения;
  • катастрофы — аварии и стихийные бедствия, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб или другие тяжелые последствия.

Таблица 1
Классификация чрезвычайных ситуаций

В общем случае в своем развитии чрезвычайные ситуации проходят пять основных фаз:

  1. Фаза накопления отклонений объекта от нормального протекания процесса, характеризующаяся продолжительностью, возможностью фиксации отклонения и принятием профилактических мер.
  2. Фаза инициирования события (аварии, стихийного бедствия, катастрофы). Эта фаза скоротечна и характеризуется отсутствием времени для осуществления эффективных действий для предотвращения чрезвычайной ситуации.
  3. Фаза непосредственного развития и протекания процесса чрезвычайной ситуации. В это время происходит непосредственное воздействие поражающих факторов на людей, объекты и природную среду. Эта фаза носит длительный характер, а в случае промышленной аварии процесс ее протекания определяется не начальными событиями, а структурой производства и используемыми технологиями, что затрудняет прогнозирование развития ЧС.
  4. Фаза действия остаточных факторов поражения, в течение которой возможно распространение поражающих факторов за пределы объекта поражения.
  5. Фаза ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, которая может быть начата в ходе протекания третьей фазы. В ходе ликвидации последствий ЧС могут привлекаться силы и средства организации — объекта поражения, а при широких масштабах поражения — войска гражданской обороны РФ, силы МЧС РФ, воинские подразделения Министерства обороны и т.д.

Концепция гражданской защиты населения предусматривает: защиту населения и территорий и гражданскую оборону. Защита населения, объектов народного хозяйства и окружающей среды (гражданская защита) от действия чрезвычайных ситуаций любого происхождения, а также постоянная готовность к ликвидации их последствий достигается:

  • уменьшением возможных масштабов источников аварий, катастроф и стихийных бедствий;
  • локализацией и сокращением времени действия существующих поражающих факторов;
  • снижением опасности поражения людей путем установления требований к размещению опасных объектов, планированию населенных пунктов, строительству устойчивых зданий и сооружений;
  • повышением устойчивости функциональных объектов экономики и жизнеобеспечения;
  • проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • ликвидацией последствий ЧС и реабилитацией населения, территорий и окружающей среды.

В свою очередь гражданская оборона (Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года, № 28-ФЗ) — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Общее руководство по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах ЧС военного и мирного времени осуществляет (рис. 2) премьер-министр и заместитель начальника гражданской обороны — министр МЧС РФ, на региональном уровне — региональные центры, на территориальном уровне — подразделения в соответствующих администрациях, на уровне объекта — специальный орган или отдельное лицо. Для повседневного управления в Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), созданной Постановлением Правительства РФ №261 от 18 апреля 1992 года, существуют:

  • оперативно-дежурные службы всех уровней в органах управления по делам ГО и ЧС;
  • дежурно-диспетчерские службы, созданные параллельно с оперативно-дежурными, в министерствах федерального уровня и органах управления местного уровня.

РСЧС содержит в своем составе функциональные и территориальные подсистемы. Функциональные подсистемы — это аварийно-спасательные отряды (постоянная готовность и способность работать в автономном режиме не менее трех суток) и внештатные формирования. Территориальные подсистемы включают в себя: поисково-спасательные службы и отряды (отряд имеет в своем составе 30-40 человек); региональные авиационные поисково-спасательные отряды (региональные центры); центральный аэромобильный отряд (Центроспас) — готовность к вылету три часа, готовность к вылету медицинской службы — 15 минут.

Анализ чрезвычайных ситуаций, имевших место на территории Российской Федерации, свидетельствует, что на фоне снижения количества ЧС техногенного характера вероятность возрастания общего количества чрезвычайных ситуаций сохраняется. Проблему обеспечения безопасности населения и территорий невозможно решить путем увеличения расходов на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. По этой причине основными направлениями государственной политики в области предупреждения ЧС и обеспечения безопасности населения и территорий следует считать:

  • разработку и внедрение экономических механизмов стимулирования проведения предупредительных защитных мероприятий при абсолютной ответственности владельцев потенциально опасных объектов за их промышленную безопасность;
  • пересмотр и корректировку ряда нормативных актов в части увеличения запасов прочности сооружений, систем, оборудования и коммуникаций;
  • кардинальное обновление основных производственных фондов;
  • развитие и совершенствование систем мониторинга и сетей наблюдения и лабораторного контроля.

Требования к потенциально опасным производственным объектам, нарушение безопасного состояния которых может инициировать возникновение чрезвычайной ситуации техногенного характера, устанавливает Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года №116-ФЗ. Под безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Аварией в этом случае признается разрушение сооружений или технических средств, применяемых на опасных производственных объектах, неконтролируемый взрыв или выброс опасных веществ.

К категории опасных производственных объектов относят производства, на которых:

  • получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются или уничтожаются взрывчатые, окисляющие, воспламеняющиеся, горючие или токсичные вещества;
  • используется оборудование, работающее под давлением более 0,7 Мпа или при температуре нагрева воды более 115°С;
  • используются стационарно установленные грузоподъемные машины, эскалаторы, канатные дороги, фаникулеры;
  • получают расплавы черных и цветных металлов и сплавы на их основе;
  • ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
Смотрите так же:  Налог на вычет учебы

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, установленном Правительством РФ, в частности Постановлением «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» от 01 июля 1995 года №675.

Обязательным условием принятия решения о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации или ликвидации опасного производственного объекта является положительное заключение экспертизы промышленной безопасности проектной документации, утвержденное федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, или его территориальным органом. Технические устройства, в том числе иностранного производства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности в порядке, установленным законодательством РФ.

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: иметь лицензию на право эксплуатации объекта, комплектовать штаты обслуживающего персонала подготовленными и аттестованными работниками, организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, освидетельствование технических устройств и сооружения, осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий, разрабатывать декларацию промышленной безопасности.

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

  • планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
  • заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа собственных работников;
  • иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • обучать персонал действиям в случае возникновения аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
  • создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае возникновения аварии на опасном производственном объекте.

В целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте Положение «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» требует обязательного декларирования безопасности опасного производственного объекта. Декларация является документом, определяющим возможный характер и масштабы чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте и мероприятия по их предупреждению и ликвидации последствий. Она должна характеризовать безопасность объекта на этапах ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации. Декларация разрабатывается предприятием, организацией, учреждением независимо от их организационно-правовой формы для проектируемых и действующих промышленных объектов. Утвержденная руководителем организации, в состав которой входит опасный производственный объект, декларация представляется в МЧС РФ, Федеральный горный и промышленный надзор России и орган местного самоуправления, на территории которого находится декларируемый промышленный объект. Экспертизу декларации организует МЧС РФ.

Одним из регулярных видов чрезвычайных ситуаций, возникающих на территории Российской Федерации и сопровождающихся тяжелыми последствиями, являются весенние паводки и наводнения. Последствия таких ЧС природного характера усугубляются в случаях повреждений и прорывов гидротехнических сооружений. Порядок осуществления деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений устанавливает Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 года №117-ФЗ. Закон устанавливает также обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.

Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера устанавливает Постановление Правительства РФ «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 10 ноября 1996 года №1340. Для этих целей создаются резервы Правительства РФ, Федеральных органов исполнительной власти, резервы материальных ресурсов субъектов РФ, местные резервы материальных ресурсов и резервы материальных ресурсов организаций, предприятий и учреждений. Объем резервов материальных ресурсов устанавливается исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по ликвидации их последствий.

В заключение следует отметить, что в Российской Федерации действует эффективная система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, что, однако, не исключает вероятности возрастания общего количества аварий, стихийных бедствий и катастроф, особенно техногенного характера, в связи с неуправляемым процессом повального физического старения основных производственных фондов опасных производственных объектов. Литература

1. Орлов А.И., Федосеев В.Н. Проблемы управления экологической безопасностью//Менеджмент в России и за рубежом. — 2000. — №6. — С. 78—86.

2. Козьяков А.Ф., Федосеев В.Н. Управление промышленной безопасностью//Менеджмент в России и за рубежом. — 2001. — №3. — С. 85—90. Сноски

1 МРОТ — минимальный размер оплаты труда

Хабибуллин: Гражданская оборона РТ – мощная система ликвидации природных и техногенных катастроф

(Казань, 4 октября, «Татар-информ»). Гражданская оборона РТ – мощная система ликвидации природных и техногенных катастроф, отметил глава ГУ МЧС России по РТ.

В День гражданской обороны РФ с поздравлениями к ветеранам и специалистам обратился начальник Главного управления МЧС России по Республике Татарстан Рафис Хабибуллин.

В своей речи он отметил, что в историю гражданской обороны вписано много героических страниц. Одной из наиболее ярких является вклад в победу бойцов местной противовоздушной обороны в годы ВОВ.

Глава МЧС республики отметил, что сегодня гражданская оборона Татарстана – это не только система, включающая огромный материальный, технический и человеческий потенциал для предупреждения и ликвидации катастроф, но и форма участия всего населения и органов власти в обеспечении обороноспособности государства.

«Силы гражданской обороны республики активно осваивают современную технику и передовые технологии, улучшают подготовку личного состава. Поэтому нам вместе с коллегами из министерств и ведомств, предприятий и организаций Татарстана предстоит реализовать все намеченные мероприятия для обеспечения максимальной защиты населения от всевозможных угроз», – сказал Рафис Хабибуллин.

Руководитель МЧС республики выразил огромную признательность ветеранам гражданской обороны, посвятившим свою жизнь обеспечению безопасности населения, отметив их богатый опыт, мудрость, благородные дела и поступки.

«Уважаемые коллеги! Сердечно поздравляю с Днём гражданской обороны! Желаю крепкого здоровья, оптимизма, силы духа, жизненной энергии, семейного благополучия и мирного неба над головой. Пусть ваш профессионализм, ответственность и преданность своему делу и в дальнейшем способствуют развитию гражданской обороны и решению задач защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на благо нашей республики», – пишет в поздравлении Рафис Хабибуллин.

Силы и средства, привлекаемые для ликвидации последствий природных катастроф.

В зависимости от обстановки могут привлекаться силы и средства регионально­го и федерального уровней, в том числе и полевые многопрофильные госпитали (от­ряды). Эвакуация легкопораженных может быть организована пешим порядком (при отсутствии транспорта), а пораженные, находящиеся в тяжелом и средней тяжести состоянии, эвакуируются на имеющемся санитарном транспорте или транспорте об­щего назначения.

Ответственность за эвакуацию пораженных из очага несут руководители свод­ных отрядов спасателей, руководители объектов экономики или представители мест­ной администрации района, которые руководят спасательными работами.

В госпитале (отряде), развертываемом при массовых поражениях населения в районе бедствия, организуется прием и медицинская сортировка поступающих пора­женных, оказание им первой врачебной (если она не была оказана ранее) и неотлож­ной квалифицированной медицинской помощи, временная госпитализация поражен­ных и изоляция инфекционных больных и лиц с нарушением психики, подготовка пораженных к эвакуации в стационарные лечебные учреждения для продолжения ле­чения в них до исхода поражения (заболевания).

Обстановка в районах природных катастроф, как было отмечено выше, может осложняться резким ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки и свя­занной с этим опасностью возникновения и распространения инфекционных, глав­ным образом желудочно-кишечных, заболеваний. Поэтому наряду с оказанием меди­цинской помощи в районе стихийного бедствия важное значение в период ликвида­ции медико-санитарных последствий приобретают санитарно-гигиенические и про­тивоэпидемические мероприятия, организуемые и проводимые санитарно-эпидемио­логической службой.

Массовым видом поражения при наводненииявляется утопление. Условно вы­деляют утопление аспирационное («истинное»), асфиксическое и синкопальное (реф­лекторное).

При истинном утоплении вода попадает в дыхательные пути и в легкие, что, как правило, ведет к расстройству дыхания и респираторной гипоксии. Дыхательные и сосудистые расстройства в этом случае усугубляются спазмом сосудов малого круга кровообращения, появлением метаболического и дыхательного ацидоза. Кожные по­кровы и слизистые оболочки «утопленников», как правило, имеют синюшную окра­ску (так называемые «синие утопленики»).

Меры по реанимации включают очищение полости рта от посторонних предме­тов (водорослей, тины и т.д.), удаление воды из легких, проведение искусственной вентиляции легких, непрямого массажа сердца и других мероприятий.

При асфиксическом утоплении в верхние дыхательные пути попадает неболь­шое количество воды, что вызывает рефлекторную остановку дыхания и ларингоспазм. Задержка дыхания сопровождается периодами ложных вдохов, которые вслед­ствие ларингоспазма неэффективны. Начальный период асфиксического утопления практически отсутствует, а агональный мало отличается от такового при «истинном» утоплении. Синюшность кожных покровов и слизистых оболочек выражена слабо.

Смотрите так же:  Какие документы нужно в налоговую на возврат 13

При оказании медицинской помощи прежде всего следует удалить воду из лег­ких; при проведении искусственной вентиляции легких спазм гортани преодолевают с помощью фиксированного интенсивного выдоха (желательно применение ротоглоточных трубок-воздухо-водов).

При синкопальном утоплении, как правило, наблюдается рефлекторная останов­ка сердца вследствие психоэмоционального шока, контакта с холодной водой кожи и верхних дыхательных путей. В этом случае клиническая смерть наступает сразу. У утонувших отмечаются бледность кожных покровов, отсутствие пульса на сонных артериях, широкие зрачки. Вода в легкие не попадает, и поэтому нет необходимости терять время на попытки ее удаления; следует срочно начинать искусственную вен­тиляцию легких и непрямой массаж сердца.

Спасенные в начальный период утопления сохраняют сознание, но должны на­ходиться под контролем окружающих, поскольку у них возможны психические рас­стройства и неадекватные реакции на окружающую обстановку. Это связано с тем, что возможно развитие так называемого синдрома «вторичного» утопления, когда на фоне относительного благополучия вдруг снова появляется надрывный кашель с обильной мокротой, содержащей прожилки крови, учащаются дыхание и сердцебие­ние, нарастает гипоксия, возникает синюшность кожных покровов. Подобным пора­женным в отдельных случаях может потребоваться реанимация.

Медицинская помощь населению, пострадавшему при катастрофическом навод­нении, организуется как на затопляемой, так и на прилегающей к ней территории. Она включает в себя проведение мероприятий по извлечению пострадавших из воды, их доставку на специальное плавающее средство или на берег, проведение комплекса противошоковых и реанимационных мероприятий (искусственная вентиляция лег­ких, закрытый массаж сердца и др.).

Оказание первой медицинской помощи пораженным в зоне затопления после из­влечения их из воды по неотложным показаниям проводится непосредственно на плавсредствах спасателями, и только после этого они доставляются на берег. На бе­регу организуются временные пункты сбора пораженных и временные медицинские пункты, развертываемые на прилегаю-щих к зоне затопления коммуникациях или в близлежащих населенных пунктах.

Основным содержанием работы временных медицинских пунктов в этих условиях будет выведение пораженных из угрожающего жизни состояния, проведение простейших реанимационных мероприятий. Очевидно, что персонал временных медицинских пунктов должен быть обучен методам реанимации и интенсивной терапии.

Лица, не нуждающиеся в медицинской помощи, из временного пункта сбора на­правляют-ся на сортировочно-эвакуационные пункты, развертываемые, как правило, со­вместно с подвижными пунктами питания, вещевого снабжения и подразделением под­воза воды. Здесь пострадавшее население обогревается, переодевается в сухую одежду, получает питание и подготавливается к эвакуации в места расселения или, при необхо­димости, в ближайшие к району затопления лечебно-профилактические учреждения.

Среди лиц, пострадавших от наводнения, подавляющее большинство будут со­ставлять пораженные терапевтического профиля, поскольку наиболее частым по­следствием пребывания людей в воде (особенно в холодное время года) является раз­витие пневмоний. При проведении эвакоспасательных и лечебно-эвакуационных ме­роприятий в зонах затопления, вызванного образованием и разрушением заторов, следует иметь в виду, что из-за большой теплоемкости и теплопроводности воды вре­мя пребывания человека в холодной воде крайне ограничено. Так, по данным В.Г. Воловича, изучавшего пределы жизнеспособности человека в экстремальных услови­ях, выживаемость человека в холодной воде при температуре воздуха 2-3°С состав­ляет 10-15 мин, при -2°С — не более 5-8 мин. Это вынуждает при организации спаса­тельных и лечебно-эвакуационных работ на воде ориентироваться на вертолеты и быстроходные плавающие средства. До нескольких часов могут продержаться люди в зоне затоплений, располагаясь на незатопленных возвышенных участках местно­сти, крышах домов и других построек, на деревьях.

Персонал, привлекаемый для спасательных работ при наводнениях, должен быть обучен правилам поведения на воде и приемам спасения людей из полузатоп­ленных зданий, сооружений и других строений, а также приемам спасения утопаю­щих и оказания им первой медицинской помощи.

При попадании людей под снежные лавиныследует помнить о том, что человек, будучи засыпанным лавинным снегом, может оставаться в живых только несколько ча­сов, причем шанс на выживание тем выше, чем тоньше слой снега над ним. Среди лю­дей, находившихся в лавине не более 1 ч, могут выжить до 50%, через 3 ч вероятность остаться в живых не превышает 10%. Поэтому работы по спасению людей, попавших в лавину, должны начинаться еще до прибытия спасательного отряда.

При обнаружении засыпанного прежде всего освобождают голову, очищают от снега рот, нос, уши; далее осторожно (учитывая возможность наличия переломов) из­влекают его из-под снега, переносят в защищенное от ветра место, укутывают в сухую одежду, дают горячее питье, а при отсутствии признаков жизни — приступают к искусственной вентиляции легких и другим реанимационным мероприятиям.

Аналогичная картина складывается при проведении спасательных работ в рай­оне, пострадавшем от селя.Продолжительность периода спасения людей, погребен­ных селевым потоком в транспорте или под обломками зданий, не превышает обыч­но нескольких десятков минут; отрезанных сильной метелью или сошедшими лави­нами на горной дороге — несколько часов. Поэтому важно своевременное прибытие на место бедствия спасательных групп, обеспеченных поисковым снаряжением и средствами оказания первой медицинской помощи.

При ликвидации медико-санитарных последствий пожаровв ходе проведения лечебно-эвакуационных мероприятий основное внимание медицинских работников обращается на прекращение действия термического фактора, а именно на тушение воспламенившейся одежды и вынос пораженного из опасной зоны. Пораженные с ожогами лица и временным ослеплением из-за отека век нуждаются в сопровожде­нии при выходе из очага.

Первостепенное внимание при этом уделяется пораженным с нарушением соз­нания, расстройством дыхания и сердечно-сосудистой деятельности. С этой целью пораженным вводятся анальгетики, сердечные и дыхательные аналептики, проводит­ся ингаляция противодымной смеси или фициллина. Остальные мероприятия первой медицинской, первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи прово­дятся по общим правилам лечения ожоговых пораженных.

При задержке эвакуации из очага поражения, кроме общего согревания пора­женных, проводятся мероприятия по предупреждению гиповолемии, показано обиль­ное питье подсоленной воды или (лучше) соляно-щелочной смеси. При определении очередности эвакуации предпочтение должно быть отдано детям в тяжелом состоя­нии. В первую очередь из очага эвакуируются пораженные с нарушением дыхания при ожоге верхних дыхательных путей и сопутствующими повреждениями сосудов с наружным артериальным (наложен жгут) или продолжающимся внутренним кровоте­чением. Затем эвакуируют пораженных в тяжелом состоянии с обширными ожогами. Тяжелых пораженных вывозят из очага на приспособленном или санитарном транс­порте в положении лежа на носилках, пострадавшие с небольшими ожогами выходят из очага пожара самостоятельно или эвакуируются транспортом в положении сидя.

Организация и осуществление медицинской помощи пораженным с механиче­ской травмойстроится на основе общих принципов этапного лечения с эвакуацией по назначению с учетом конкретно сложившейся общей и медицинской обстановки.

В целом медико-санитарное обеспечение в ЧС природного характера, как и при других видах ЧС, является одним из наиболее трудоемких видов деятельности здра­воохранения. Успешное решение этой задачи в значительной степени зависит от го­товности Всероссийской службы медицины катастроф, учета особенностей ЧС и про­гноза развития ситуации в ходе ликвидации медико-санитарных последствий.

Здесь нельзя руководствоваться каким-то одним типовым вариантом условий. Наряду с неясностью исходной обстановки, в ходе медико-санитарного обеспечения могут возникать неожиданные осложнения, которые способны оказать существенное влияние на исход ситуации (нарушение целостности дорог, возникновение вторич­ных очагов поражения, гибель медицинских кадров и др.). Все это создает дополни­тельные трудности для службы медицины катастроф, к преодолению которых она должна быть готова.

Тема 8

1) Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях:

Другие публикации:

  • Краснослободский районный суд госпошлина Краснослободский районный суд госпошлина Режим работы Краснослободского районного суда Волгоградской области: Режим рабочего времени предусматривает пятидневную рабочую неделю (понедельник-пятница)с двумя выходными днями(суббота-воскресенье) начало рабочего […]
  • Присвоение статуса адвоката и присяга адвоката О порядке принесения присяги адвоката Решение Совета адвокатской палаты Ставропольского края «О порядке принесения присяги адвоката» 02 мая 2012 года г. Ставрополь Во исполнение рекомендаций Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации от 2 […]
  • Мировой суд 63 краснодар Мировой судебный участок №63 Центрального внутригородского округа г. Краснодара понедельник – четверг: с 9-00 до 18-00 пятница: с 9-00 до 17-00 ЦВО г. Краснодара: пер. Крестьянский четные номера: №2 - №8, нечетные номера: № 1 - № 11, пер. Курганный […]
  • Приказ минздравсоцразвития 290н от 1 июня 2009 г Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 г. N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" (с изменениями и […]
  • Приказ 357н нормы ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 22.06.2009 N 357н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ НОРМ БЕСПЛАТНОЙ ВЫДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБУВИ И ДРУГИХ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА, А ТАКЖЕ […]
  • Приказ мвд 2012 403 Приказ МВД РФ от 5 мая 2012 г. № 403 “О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию” В соответствии с частью 2 статьи 27.3, частью 4 статьи 28.3 Кодекса […]

Вам также может понравиться