Ликвидация некоммерческих

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 «О некоммерческих организациях» НКО может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

— по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то уставом юридического лица;

— по решению суда в соответствии с действующим законодательством.

Содержание:

1 этап ликвидации

Уведомление о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации направляется в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по региону регистрации НКО (далее — Управление) по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», с приложением протокола с принятым решением о ликвидации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации НКО. На 1 этапе в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Управление представляются следующие документы:

1. Уведомление о начале процедуры ликвидации юридического лица по форме РН 0005, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (в двух экземплярах);

2. Уведомление о формировании ликвидационной комиссии с приложением сведений о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе) по форме № РН0006, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (в двух экземплярах);

3. Протокол уполномоченного органа управления некоммерческой организации, заверенный ее печатью и подписанный председателем и секретарем, содержащий сведения о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации, о формировании ликвидационной комиссии (в двух экземплярах).

2 этап ликвидации

После принятия Управлением решения о ликвидации некоммерческой организации, документы направляются в Управление Федеральной налоговой службы по региону регистрации НКО для внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее 2-х месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

На 2 этапе представляются следующие документы:

1. Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса (2 экз.), по форме РН 0007, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (в двух экземплярах);

2. Протокол об утверждении промежуточного ликвидационного баланса органом, принявшим решение о ликвидации (в двух экземплярах);

3. Промежуточный ликвидационный баланс с отметкой территориальных налоговых органов (в двух экземплярах);

4. Документ, подтверждающий публикацию сообщения о ликвидации некоммерческой организации в СМИ (в двух экземплярах).

3 этап ликвидации

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.

На 3 этапе в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Управление представляются следующие документы:

1) Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией в двух экземплярах по форме РН0008, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (в двух экземплярах), подпись заявителя на одном экземпляре заявления должна быть нотариально удостоверена в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации юридических лиц»;

2) Протокол заседания уполномоченного органа некоммерческой организации об утверждении ликвидационного баланса (в двух экземплярах);

3) Документ об уплате госпошлины за государственную регистрацию ликвидации (в двух экземплярах);

4) Ликвидационный баланс (в двух экземплярах);

После принятия Управлением заявления о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с его ликвидацией, документы направляются в Управление Федеральной налоговой службы по региону регистрации для внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Ликвидация некоммерческих организаций (НКО)

Ликвидация некоммерческой организации допускает несколько законных методов проведения, различающихся порядком, обстоятельствами и сроками:

  • добровольная ликвидация,
  • реорганизация путем присоединения к другой компании,
  • ликвидация через суд.

Подробнее о доступных методах

Добровольная ликвидация

Добровольная ликвидация чрезвычайно похожа на аналогичный метод, использующийся при закрытии ООО, но проводится дольше в связи с регистрацией и в Минюсте и в ИНФС. Основанием для нее выступает решение управляющих органов компании. Основные шаги процедуры выглядят следующим образом:

  • Подача уведомления о предстоящей ликвидации в Министерство юстиции.
  • Публикация сведений о ликвидации в Вестнике.
  • Бухгалтерская сверка, и подача заявлений о промежуточном и окончательном ликвидационном балансе в Минюст, который в дальнейшем самостоятельно подаст и получит регистрацию ПЛБ и ЛБ в ИФНС.
  • Для некоторых типов НКО может понадобиться получить решение суда о ликвидации.
Смотрите так же:  Договор управление содержание и ремонт многоквартирного дома

Реорганизация присоединением

Данный вариант практически полностью повторяет процедуру, действующую для коммерческих предприятий. Реорганизация проходит гораздо проще и быстрее , чем другие процедуры. НКО прекращает существование, передавая свои обязанности и долги другой НКО, называемой правопреемником. Ликвидация данным способом имеет ряд важных особенностей:

  • Кредиторы ликвидируемой компании уведомляются двумя публикациями в Вестнике государственной регистрации.
  • Фактическим окончанием процесса является внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности НКО и получением свидетельства о закрытии компании.
  • Важная особенность, существенно ускоряющая процедуру – необязательность проверки ФНС (даже при наличии задолженностей перед бюджетом или кредиторами).

Ликвидация через суд

Ряд НКО допускает ликвидацию исключительно постановлением суда. Например, к таким случаям относится ликвидация благотворительных или общественных фондов. Через суд также могут прекратить деятельность и другие НКО , но при условии соблюдения одного из следующих моментов:

  • Компания уже не ведет деятельности, что подтверждается документально. На их основании суд может вынести решение о закрытии компании и внесении соответствующих данных в ЕГРЮЛ.
  • Работа НКО нарушала собственные уставные цели или законодательство.

Присутствие представителей самой компании в данном случае не требуется.

После получения судебного решения возможно понадобится пройти процедуру регистрации ликвидации в Минюсте.

Стоимость услуг по ликвидации НКО

«Аккаунт» предлагает Вам профессиональные юридические консультации и помощь в законном прекращении деятельности НКО наиболее оптимальным методом.

Ликвидация некоммерческих организаций по решению суда

Ликвидация некоммерческих организаций по решению суда

В суд обращается территориальное Управление Министерства юстиции Российской Федерации или прокуратур субъекта РФ.
После вступления решения суда в законную силу НКО обращается в территориальное Управление Министерства юстиции Российской Федерации для прохождения ликвидационной процедуры.

НКО ликвидируется по решению суда:

  • в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной;
  • в случае осуществления НКО деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
  • в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
  • по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
  • по иным, предусмотренным законодательствам, основаниям (в т.ч. в зависимости форма некоммерческой организации)

Иск рассматривается по месту нахождения НКО. После рассмотрения исковых требований, суд принимает решение о ликвидации фонда и назначении ликвидационной процедуры.
Принятое судом решение может быть оспорено.

Учредители (участники) НКО обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица.

В целом, дальнейшие ликвидационная процедура аналогична процедуре ликвидации некоммерческих организаций по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то уставом юридического лица. В территориальное Управление Министерства юстиции Российской Федерации предоставляется решение суда с отметкой о вступлении в силу.

Нормативно-правовые акты:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 61)
  • Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации (статья 131)
  • Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
  • Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
  • Приказ Минюста России от 30.12.2011 N 455 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций»
  • Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected]
  • «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»

Ликвидация некоммерческих организаций (НКО)

Юридическая компания «ПРИОРИТЕТ» предлагает услуги по ликвидации некоммерческих организаций (НКО) в Москве и области. Всем клиентам гарантируются безупречное качество работ, прозрачные условия сотрудничества и полная конфиденциальность.

НКО — это юридические лица, целью которых является не получение прибыли и развитие бизнеса, а удовлетворение социальных, духовных, культурных, благотворительных, образовательных, научных и здравоохранительных потребностей граждан. К ним относятся автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, фонды, учреждения, ассоциации и союзы, общественные и религиозные организации, потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, объединения работодателей и т. д.

Срок существования таких учреждений не ограничен во времени. Однако периодически возникает необходимость прекращения их деятельности (например, при достижении установленных целей, нехватке финансирования, нарушении действующего законодательства и т. д.). Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, если юридическое лицо прекратило деятельность и больше не числится в ЕГРЮЛ.

Этого можно достичь двумя способами:

  • добровольная процедура – учредители организации самостоятельно принимают решение о прекращении ее деятельности;
  • принудительная процедура – ликвидация некоммерческой организации осуществляется в судебном порядке.

Принудительная ликвидация некоммерческих организаций

Деятельность НКО на протяжении всего срока существования должна соответствовать уставным целям. Именно поэтому такие организации подвергаются всевозможным видам контроля и проверок. Они обязаны предоставлять в уполномоченные органы статистическую и бухгалтерскую отчетность, информацию о поступлении денежных средств, отчеты об их использовании и т. д.

Если организация не предоставляет требуемую отчетность, делает это не в полном объеме или не регулярно, уполномоченный орган должен подать в суд заявление с требованием проведения процедуры закрытия НКО. Такое положение действует в отношении всех юридических лиц, нарушающих законодательство. Кроме того, принудительная ликвидация проводится, если организация осуществляет деятельность, не предусмотренную уставом или противоречащую уставным целям.

Стоит отметить, что ликвидация некоторых юридических лиц, в частности фондов, осуществляется только в принудительном порядке, то есть по решению суда. Ведь в таком случае предусмотрено распределение имущества между участниками. Зачастую им являются всевозможные взносы и пожертвования, а значит, есть возможность для неправомерных действий со стороны учредителей фондов. В связи с этим государство заранее приняло меры для их пресечения.

Добровольная ликвидация некоммерческих организаций

Ликвидация некоммерческой организации незначительно отличается от процесса прекращения деятельности коммерческой фирмы. Данная процедура осуществляется в следующем порядке:

  • учредители принимают решение о прекращении деятельности;
  • назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор);
  • подаются документы в Минюст;
  • в СМИ публикуется информация о ликвидации некоммерческой организации;
  • подаются ликвидационные балансы;
  • выдается лист записи о прекращении деятельности в связи с ликвидацией юридического лица;
  • оформляется документация, подтверждающая регистрацию прекращения деятельности.

Оставшееся имущество не распределяется между участниками. Оно направляется на цели, которые предусмотрены уставом организации.

Уточнить сроки и цены можно на сайте или по телефону +7 (495) 987-18-50.

Если вы хотите ликвидировать некоммерческую организацию, вы всегда можете обратиться в юридическую компанию «ПРИОРИТЕТ». Мы работаем с 2007 года и объединяем более 60 высококвалифицированных специалистов. Благодаря этому, все работы выполняются качественно и в короткие сроки. Кроме того, гарантируются прозрачные условия сотрудничества и полная конфиденциальность полученной информации.

Стоимость официальной ликвидации НКО составляет от 60 тысяч рублей. Она определяется в индивидуальном порядке, поскольку зависит от объема, сложности и сроков работ. С нашей помощью данная процедура будет пройдена за 6–10 месяцев.

Смотрите так же:  Перерасчет после отзыва из отпуска

Ликвидация НКО — пошаговая инструкция в 2018 ― 2019 году

Как ликвидировать некоммерческую организацию: общие положения

Ликвидация предприятия (в том числе некоммерческого объединения) — это совокупность действий, направленных на полное прекращение его функционирования без передачи существующих у него прав и обязанностей стороннему объединению (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ НКО является юридическим лицом. Это значит, что обязательным условием для ее ликвидации является внесение в ЕГРЮЛ соответствующей записи. Упразднение НКО подчиняется общим правилам прекращения деятельности юрлиц, установленным гражданским законодательством.

Пошаговая инструкция по ликвидации некоммерческой организации в 2018 году может быть различной в зависимости от того, по каким основаниям упраздняется организация. Процедура может проводиться:

  • в добровольном порядке;
  • принудительном порядке через суд (по инициативе уполномоченных госорганов);
  • порядке банкротства (в том случае, если средств НКО недостаточно для того, чтобы погасить все задолженности, сформировавшиеся в ходе осуществления ею своей деятельности).

Основаниями для упразднения НКО на добровольной основе могут стать:

  • решение учредителей объединения;
  • достижение целей ее создания;
  • истечение закрепленного в уставных документах срока, в течение которого должна была функционировать НКО.

Ликвидация НКО через Минюст: порядок действий, первые шаги

Процедура упразднения объединения осуществляется в следующем порядке:

  1. Проводится общее собрание учредителей НКО, по итогам которого принимается решение о прекращении ее деятельности. Его необходимо зафиксировать документально — для этого формируется протокол проведенного собрания. Кроме того, на собрании потребуется определить перечень членов ликвидационной комиссии и также включить его в протокол (п. 3 ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7). С этого момента все права и обязанности по управлению организацией переходят к этой комиссии.
  2. В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации в территориальное отделение Минюста РФ подается заявление, составленное по форме Р15001 (п. 1 ст. 20 закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). В этом ключевое различие между процедурами ликвидации коммерческой и некоммерческой организации: в первом случае заявление подается в отделение ФНС, а не Минюста.
  3. Сведения о предстоящей ликвидации публикуются в открытом источнике — журнале «Вестник государственной регистрации». В сообщении также указывается информация о сроках и порядке упразднения объединения. Этот срок, согласно п. 1 ст. 19 закона № 7, должен составлять не менее 2 месяцев с момента публикации сообщения.
  4. Составляется реестр кредиторов компании, в который включаются сведения обо всех юридических или физических лицах, перед которыми у НКО сформировалась задолженность.

Как закрыть некоммерческую организацию — пошаговая инструкция по дальнейшим действиям

После того как кредиторы объединения были уведомлены о его грядущем упразднении, ликвидационной комиссией выполняются следующие действия:

  1. Составляется и утверждается промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о дебиторской и кредиторской задолженности НКО, а также имеющихся у нее активах (п. 3 ст. 19 закона № 7).
  2. Производятся расчеты с кредиторами НКО. Если имеющихся денежных средств не хватает для полного погашения задолженностей, реализуется принадлежащее объединению имущество. Уплата долгов производится в последовательности, определенной положениями п. 1 ст. 64 ГК РФ:
  • в первую очередь производятся расчеты с лицами, перед которыми у НКО имеются обязательства, возникшие в результате причинения вреда их жизни или здоровью;
  • во вторую очередь погашается задолженность по заработной плате;
  • в третью очередь производятся расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • в четвертую очередь удовлетворяются требования прочих кредиторов.
  1. Составляется окончательный ликвидационный баланс, который передается в отделение Минюста. Оставшиеся после расчетов с кредиторами активы идут на благотворительность или иные цели, предусмотренные уставом НКО. При невозможности использования средств на целевые нужды они направляются в счет государства (п. 1 ст. 20 закона № 7).
  2. Составляется заявление по форме Р16001. К документу прилагается окончательный ликвидационный баланс и квитанция об уплате госпошлины (ее размер составляет 800 руб.). На основании полученных документов Минюст вносит в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности НКО. С этого момента некоммерческое объединение считается упраздненным.

Материальные обязательства участников НКО

В том случае, если собственных средств объединения недостаточно для того, чтобы расплатиться с имеющимися долгами, в отношении него реализуется процедура банкротства.

В соответствии с п. 2 ст. 62 ГК РФ в том случае, если имеющихся у НКО денег не хватает даже на то, чтобы провести процедуру ликвидации, учредители объединения должны профинансировать ее самостоятельно; материальные обязательства при этом распределяются солидарно.

Для отдельных видов НКО существуют установленные исключения, определяющие дополнительную ответственность их учредителей:

  • для потребительских кооперативов — в размере неоплаченной части взноса (п. 2 ст. 123.3 ГК РФ);
  • ассоциаций (союзов) — в размере, установленном уставом (п. 4 ст. 11 закона № 7).

Особенности ликвидации отдельных видов НКО

Положения ст. 18 закона № 7 устанавливают особенные правила ликвидации следующих видов НКО:

  1. Фондов. Согласно п. 2 ст. 18 закона № 7 они могут быть упразднены только по решению суда. Основаниями для прекращения фондом своей деятельности являются:
  • нехватка денежных средств и/или имущества для нормального функционирования фонда и отсутствие источников, из которых можно было бы получить такие средства;
  • невозможность реализации целей, ради которых создавалась НКО, при условии что их нельзя изменить, внеся в учредительные документы соответствующие корректировки;
  • осуществление фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, и пр.
  1. Отделений иностранной НКО, имеющей статус неправительственной. Согласно п. 2.1 ст. 18 закона № 7 основаниями для их ликвидации могут стать:
  • ликвидация головной неправительственной иностранной НКО;
  • непредставление сведений, обязательных для представления в соответствии с законодательством;
  • несоответствие деятельности объединения целям его создания, а также сведениям, представленным в соответствии с законодательством.

Образец протокола о ликвидации некоммерческой организации

Протокол общего собрания участников НКО, содержащий решение о ее ликвидации, может выглядеть следующим образом:

общего собрания участников

НКО «Центр развития личности»

10.01.2019 г. Ярославль

  1. Об избрании председателя и секретаря собрания.
  2. О ликвидации общества.
  3. О создании ликвидационной комиссии.
  4. О назначении председателя ликвидационной комиссии.
  5. Об установлении срока ликвидации.
  1. По первому вопросу — об избрании председателем собрания Гутова А. И., секретарем — Ермолина А. П.
  2. По второму вопросу — о нецелесообразности дальнейшей деятельности НКО и принятии решения о ликвидации.
  3. По третьему вопросу — о создании ликвидационной комиссии в составе трех человек:
    • Гутов Антон Иванович — директор.
    • Ермолин Алексей Петрович — главный инженер.
    • Одушкина Валентина Борисовна — главный бухгалтер.
  4. По четвертому вопросу — о назначении председателем ликвидационной комиссии Гутова Антона Ивановича.
  5. По пятому вопросу — об установлении срока ликвидации до 10.07.2019.
  1. Избрать председателем собрания Гутова А. Н., секретарем — Ермолина А. П.
    Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.
  2. Ликвидировать НКО.
    Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.
  3. Создать ликвидационную комиссию в составе трех человек:
    • Гутов Антон Иванович — директор.
    • Ермолин Алексей Петрович — главный инженер.
    • Одушкина Валентина Борисовна — главный бухгалтер.

Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.

  • Назначить председателем ликвидационной комиссии Гутова Антона Ивановича.
    Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.
  • Установить срок ликвидации до 10.12.2018.
    Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.
  • Смотрите так же:  Санитарно эпидемиологические требования к образовательным учреждениям

    Все вопросы повестки дня рассмотрены.

    Председатель собрания /Гутов/ А. И. Гутов

    Секретарь собрания /Ермолин/ А. П. Ермолин

    Ликвидация некоммерческой организации по решению суда

    В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ в суд с иском о принудительной ликвидации НКО могут обратиться государственные органы, обладающие соответствующими полномочиями.

    К числу таких органов относятся:

    • прокуратура (п. 1.1 ст. 18 закона № 7);
    • отделения Минюста РФ (п. 1.1 ст. 18 закона № 7);
    • налоговые органы (п. 11 ст. 7 закона «О налоговых…» от 21.03.1991 № 943-I).

    С заявлением о ликвидации общероссийского общественного движения или НКО международного уровня может обратиться только Генеральный прокурор РФ (ч. 3 ст. 44 закона «Об общественных…» от 19.05.1995 № 82). Прокурор субъекта Федерации может обратиться с соответствующим заявлением в отношении региональных и местных НКО (п. 1.1 ст. 18 закона № 7). Прокуроры городов и районов выступать с подобной инициативой не вправе. Аналогичными правами обладают отделения Минюста России.

    Правовые основания для принудительной ликвидации НКО установлены п. 3 ст. 61 ГК РФ. Объединение может быть упразднено в судебном порядке в том случае, если:

    • достижение целей, ради которых создавалась организация, становится невозможным;
    • в ходе создания НКО были допущены грубые нарушения закона, носящие неустранимый характер;
    • НКО осуществляла деятельность, подлежащую обязательному лицензированию, без получения разрешительных документов;
    • НКО осуществляла деятельность, нарушающую действующие законодательные нормы (в том числе конституционные);
    • деятельность НКО не соответствует ее уставным целям;
    • существуют иные основания, предусмотренные действующими федеральными законами.

    Итак, отвечая на вопрос о том, как закрыть некоммерческую организацию, стоит ознакомиться с нормами гражданского законодательства, а также положениями закона № 7, определяющего порядок функционирования и упразднения некоммерческих объединений. Основаниями для ликвидации НКО может стать самостоятельное решение ее учредителей или решение суда, вынесенное на основании рассмотрения заявления уполномоченного госоргана (прокуратуры, налогового органа или территориального отделения Минюста). Порядок ликвидации некоммерческой организации, пошаговая инструкция по осуществлению которого приведена выше, обязателен к соблюдению объединениями всех организационно-правовых форм.

    Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен .

    Этапы ликвидации некоммерческой организации

    Такая разновидность юридического лица, как некоммерческая организация (НКО), отличается особенностями создания, функционирования и ликвидации. Рассмотрим этапы закрытия НКО и процедуру в общем.

    Что говорит об НКО закон

    ГК РФ определяет НКО как юрлицо, не имеющее главной целью своей деятельности получение прибыли и не распределяющее её между своими участниками (ст. 50 ГК РФ).

    Если устав предусматривает ведение деятельности, приносящей доход, то НКО должна иметь достаточное для этого имущество, причем его рыночная стоимость должна быть не меньше 10 тыс. руб.

    ГК РФ предусматривает создание НКО в строго определенных организационно-правовых формах (п. 3 ст. 50 ГК РФ), которые и обусловливают особенности их деятельности в каждом случае.

    Функционирование НКО регулируется соответствующим законодательством (Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и др.).

    Ликвидация НКО подчиняется общим правилам ликвидации юрлиц, предусмотренным ГК РФ, но имеется и своя специфика.

    Основаниями закрытия НКО могут быть:

    • добровольное решение об этом уполномоченного органа юрлица (если отсутствуют долговые имущественные обязательства);
    • для недействующих НКО и фондов – соответствующее решение суда;
    • банкротство.

    Как закрыть некоммерческую организацию: пошаговая инструкция

    В добровольной ликвидации НКО, как и других юрлиц, различаются этапы:

    • учредители/участники принимают решение о добровольной ликвидации;
    • ими формируется ликвидационная комиссия;
    • уведомляется о ликвидации регистрирующий орган (в 3-днев ный срок согласно ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации…») путем направления уведомления по утвержденной форме;
    • извещаются о предстоящей ликвидации кредиторы;
    • в журнале «Вестник государственной регистрации» публикуется соответствующее объявление;
    • составляется промежуточный ликвидационный баланс (он включает сведения о составе имущества НКО, предъявленных кредиторами требованиях и результатах их рассмотрения) и предоставляется в регистрирующий орган;
    • происходит расчет с кредиторами;
    • расторгаются трудовые договоры с работниками и производится окончательный расчет с ними;
    • составляется ликвидационный баланс и вместе с необходимым пакетом документов предоставляется в регистрирующий орган;
    • после внесения соответствующей записи в Единый госреестр юрлиц получаются документы о ликвидации НКО.

    Регистрирующим органом для НКО выступает Росреестр.

    Ликвидация НКО, созданных в виде фондов, осуществляется исключительно по решению суда об этом, вынесенному по заявлению заинтересованного лица или прокурора.

    Порядок ликвидации некоммерческой организации

    Пошаговая инструкция по ликвидации НКО содержится прямо в ст. 19 Закона N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (кроме религиозных организаций и госкорпораций).

    Формы, по которым подаются уведомления НКО (не связанные с внесением изменений в их учредительные документы), — общие для всех юрлиц, утв. Приказом ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected] .

    Перечень документов, которые ликвидационная комиссия подает в Росреестр при ликвидации НКО, и требования к ним можно посмотреть на сайте https://rosreestr.ru/site/ur/.

    В общих чертах вопрос, как закрыть некоммерческую организацию в 2017 году, рассмотрен. Но необходимо помнить, что каждая организационно-правовая форма ликвидируемой НКО может потребовать специфических решений вопросов своего закрытия.

    Другие публикации:

    • Заявление об установлении факта родственных отношений образец заполнения Заявление об установлении факта родственных отношений образец заполнения Телефоны: +7 (846) 277-09-61, мобильный: +7 (927) 206-91-20, международный: +3 (725) 998-81-79 ENGLISH Главная страница Деятельность История Корпоративным клиентам […]
    • Окун приказ Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2006 г. N 311-ст "О принятии и введении в действие Изменения 10/2006 ОКУН к Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93" Приказ Федерального агентства по […]
    • Договор предоставления компьютерных услуг Договор на оказание компьютерных услуг ДОГОВОР НА КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ г. _____________ “___” _____________ 20 __ г. ________________________________________________________________________, именуемое в дальнейшем “Заказчик”, в лице […]
    • Уголовный кодекс даты Путин предложил внести изменения в Уголовный кодекс РФ В Госдуму был внесен законопроект по расширению перечня преступлений, уголовные дела по которым подлежат прекращению при условии возмещения ущерба, причиненного гражданину, организации или государству в […]
    • Вносится приказ Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 756 г. Москва "О внесении изменения в приказ ФСБ России от 14 апреля 2006 г. N 149" Документ является поправкой к Зарегистрирован в Минюсте РФ 25 декабря 2013 […]
    • Приказ на вторую подпись для банка Приказ на вторую подпись для банка ПРИКАЗ № 12. «02» апреля 2009 г. г. Москва. О наделении должностных лиц организации правами подписи финансовых документов.1. Предоставить право первой подписи следующим работникам организации: - Пескову Андрею Николаевичу, […]

    Вам также может понравиться