Личностные требования к мастеру

Мастер маникюра

Тип профессии по предмету труда: мастер маникюра работает с людьми, это позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».

Тип профессии по признаку цели: преобразующий.

Тип профессии по средствам труда: ручной.

Тип профессии по условиям труда: работа в «комнатных» условиях.

Класс профессии: исполнительский (по характеру труда профессия мастера маникюра предполагает реализацию однотипных процедур, выполнение стандартных задач по заданному образцу, с четким соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций).

Мастер маникюра – это специалист по уходу за ногтями и кожей рук.

Основная деятельность мастера маникюра связана с оказанием услуг по уходу за ногтями и поддержанию их эстетичного внешнего вида.

К основным обязанностям мастера маникюра относятся:

  • осуществление гигиенической чистки ногтей на пальцах рук;
  • массаж кистей рук;
  • опиливание ногтей на пальцах рук и придание им необходимой формы;
  • подготовка ногтей для покрытия лаком;
  • покрытие ногтей лаком;
  • снятие лака с ногтей;
  • составление комбинированных цветов лака;
  • выполнение сложного многоцветного рисунка на ногтях рук с элементами лепки, голограммами и металлическими блестками;
  • наращивание ногтей;
  • дезинфицирование инструмента.

Мастер маникюра должен обладать такими личностными качествами, как аккуратность, ответственность, сосредоточенность, терпение, усидчивость.

К профессионально важным качествам мастера маникюра относятся:

  • развитая мелкая моторика рук;
  • доброжелательность;
  • общительность;
  • развитое цветовосприятие;
  • развитый эстетический вкус.

К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе мастером маникюра, относятся:

  • заболевания нервной системы, психики;
  • заболевания, сопровождающиеся нарушением функций верхних конечностей;
  • нарушения мышечно-суставной чувствительности;
  • хронические заболевания любых органов и систем с обострениями и частыми приступами;
  • заболевания кожи, венерические заболевания;
  • хронические заболевания верхних дыхательных путей.

Мастер маникюра должен хорошо знать: правила выполнения маникюрных работ; правила санитарии и гигиены; назначение инструментов, приемы их использования и правила хранения; свойства применяемых материалов; способы снятия напряжения кистей рук, усталости (массаж кистей рук); способы покрытия ногтей лаком, методы выполнения сложного многоцветного рисунка на ногтях рук; правила обслуживания и способы оказания доврачебной помощи при порезах; технологию моделирования и наращивания ногтей; основы композиции и рисунка; основы этики и психологии.

Мастер маникюра должен уметь: выполнять гигиеническую чистку ногтей на пальцах рук, снятие лака; опиливать ногти для придания им необходимой формы; наращивать ногти разными техниками (акрил, гель, типсы); укреплять натуральные ногти; проводить сеанс парафинотерапии; покрывать ногти лаком; составлять комбинированные цвета лака; создавать рисунки на ногтях с использованием элементов лепки, голограмм и других аксессуаров, дезинфицировать инструменты; соблюдать правила безопасности труда, оказывать первую помощь при несчастных случаях.

Мастера маникюра могут работать в парикмахерских и салонах красоты. Возможна также самостоятельная работа на дому.

Мастера маникюра могут работать как самостоятельно (индивидуальный мастер), так и в коллективе. Работа происходит в помещении, преимущественно сидя.

Рабочее место мастера маникюра оборудовано необходимой мебелью (маникюрный столик, кресло для клиента и для мастера по маникюру). Освещение рабочего места должно быть общим и местным (потолочные светильники, настольные лампы). Очень важно наличие естественного освещения. Для осуществления трудовой деятельности мастер маникюра получает необходимые инструменты, препараты и приспособления (маникюрный набор, лаки, кремы и т. д.).

Условия труда на рабочих местах специалистов с ограниченными возможностями здоровья должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы (при наличии инвалидности). Конструкция всех элементов производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих инвалидов.

Специальная одежда мастера маникюра — халат или фартук, защищающий одежду от пятен и пыли.

Работа мастера маникюра связана с постоянным общением с большим количеством людей, поэтому существует опасность заражения кожными заболеваниями, грибковыми заболеваниями ногтей, различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным путем.

Для того чтобы получить профессию «Мастер маникюра», достаточно закончить специализированные курсы. В дальнейшем необходимо постоянно совершенствовать профессиональное мастерство на специализированных курсах и мастер-классах.

Личностные требования к мастеру

Успешное решение задач по обучению, воспитанию и развитию будущих квалифицированных рабочих и специалистов в профессиональных учебных заведениях в решающей степени зависит от педагогов — преподавателей и мастеров производственного обучения, их профессиональной и педагогической квалификации.

Мастер производственного обучения — это особая фигура в педагогическом коллективе профессионального учебного заведения, многообразны и сложны его задачи и служебные обязанности. Мастер производственного обучения — это основной учитель профессии, организатор внеклассной воспитательной работы и жизнедеятельности ученического коллектива закрепленной за ним учебной группы, наставник молодежи, юношей и девушек, вступающих в трудовую жизнь.

Для того чтобы быть (стать) квалифицированными педагогами, воспитателями, преподаватель, мастер производственного обучения должны иметь четкую личностно-профессиональную позицию, проявляющуюся в этических и психолого-педагогических установках. Особо важными из них являются следующие:
отношение к обучающимся, учащимся — установка на понимание, сопереживание, на относительную их независимость и самостоятельность, на выявление и использование их творческого потенциала;
отношение педагога к самому себе — установка на заинтересованность в успешной учебно-воспитательной работе, ориентация на профессиональный и личностный рост и самоанализ, самосовершенствование.

Важнейшим требованием к мастеру производственного обучения как к учителю профессии является его профессионализм. Реальные знания и умения, производственный и жизненный опыт может передать своим воспитанникам только тот мастер, который сам в совершенстве владеет профессиональным мастерством. Влияние мастера только тогда будет эффективным, когда учащиеся будут чувствовать, что их учит настоящий профессионал своего дела. Мастер для учащихся — это прежде всего представитель избранной профессии, образец для подражания. С его мастерством они всегда сравнивают свои успехи, усилия в освоении профессии. И очень важно, чтобы мастер был в этом смысле настоящим образцом.

В связи с профессиональным мастерством мастера уместно привести образное высказывание А.С. Макаренко: «Вы можете быть с ним сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, можете даже не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то . не оглядывайтесь: все они на вашей стороне, и они не выдадут. Все равно, в чем проявляются ваши способности, все равно, кто вы такой — столяр, агроном, кузнец, учитель, машинист» 1 .

Профессиональное мастерство мастера не может ограничиваться только рамками программы, его знания, умения должны быть значительно шире и глубже. Например, специфика работы мастеров производственного обучения технических профессий состоит в том, что им, кроме обучения учащихся, постоянно приходится иметь дело с наладкой, регулировкой, ремонтом, монтажом сложных машин и механизмов, приборов, аппаратов, установок в учебных мастерских и лабораториях учебного заведения, обслуживать сложную проекционную технику, тренажеры и другие технические средства обучения. Мастера руководят кружками технического творчества учащихся, совместно с преподавателями конструируют и руководят изготовлением автоматизированных устройств, электрифицированных пособий, репетиторов и экзаменаторов, средств обучения с применением персональных компьютеров.

Поэтому очень важно, чтобы каждый мастер, независимо от основной профессии, наряду с навыками обслуживания своего оборудования, умел выполнять слесарные, электромонтажные работы, хорошо знал практическую электротехнику, радиоэлектронику, основы теории решения изобретательских задач, светотехнику, мог налаживать проекционную аппаратуру и другие технические средства. Это в значительной степени помогает мастеру более тесно увязывать производственное обучение с теоретическими знаниями учащихся, поднимает его авторитет как среди учащихся, так и в педагогическом коллективе.

Подобные требования к деловым качествам характерны и для мастеров производственного обучения профессиям других отраслей.

Следующим по важности требованием к мастеру производственного обучения как учителю и воспитателю является его педагогическая эрудиция, уровень знаний педагогики, педагогической психологии, общей и частичной методики производственного обучения. Педагог, не владеющий этими знаниями, использует различные методические рекомендации и установки, описания передового опыта как готовые, застывшие рецепты и жесткие алгоритмы, что никогда не приводит к ожидаемому результату, не стимулирует творческого подхода к педагогической деятельности.

Успешность педагогической деятельности в значительной степени определяется наличием у мастера производственного обучения педагогических способностей и умений: развивать у учащихся любознательность; сплачивать учащихся вокруг себя; понимать их, вести за собой; завоевывать их абсолютное доверие; осуществлять объективный контроль не только за формированием знаний, умений и навыков, но и за тем, насколько эффективно они применяются; быть образцом смелости, выдержки, настойчивости, способности убеждать и др. Этот перечень можно было бы продолжить, но в этом нет необходимости, так как каждая педагогическая ситуация неповторима и требует своего педагогического подхода. Однако можно вычленить группы умений, которыми должен обладать каждый педагог как учитель и воспитатель. К ним следует отнести:
дидактические — умения передавать учащимся содержание изучаемого материала в доступной для них форме, ясно, четко, понятно и интересно, возбуждая у них активную самостоятельную мысль и познавательный интерес; умение ярко, доходчиво, убедительно демонстрировать трудовые приемы и способы работы, эффективно организовать упражнения и самостоятельную работу учащихся; объективно оценивать учебные успехи учащихся; использовать оценку в качестве средства повышения эффективности обучения;
коммуникативные — умения, помогающие устанавливать с учащимися нормальные деловые взаимоотношения на основе учета их возрастных и индивидуальных особенностей; педагогический такт;
перцептивные — умения проникать во внутренний мир учащегося, адекватно воспринимать и понимать его психологию; тонкая наблюдательность, позволяющая понимать личность учащегося, его психические состояния и переживания.

Педагога-мастера своего дела — а к этому должен стремиться каждый мастер производственного обучения — отличает эмпатия — развитая способность понимать трудности своих учеников, способность, умение посмотреть на себя их глазами, понять пути их мышления, «механизм» их познания. Для этого необходимо иметь определенный душевный потенциал, чтобы суметь «опуститься» со своих высот, стать на место своих учеников, послушать себя как бы их ушами, постараться понять себя их умом. Если мастер желает и умеет понимать своих учеников, если он испытывает радость и внутреннее удовлетворение от учебно-воспитательной работы, значит, у него есть педагогическое призвание, он может стать хорошим учителем и воспитателем. Безразличие, равнодушие к окружающим, к учащимся — качества, противопоказанные педагогу. Лучшие мастера — это, как правило, эмоциональные, энергичные, жизнерадостные, активные люди, любящие свое дело и своих учеников, глубоко переживающие их успехи и неудачи.

Хорошими педагогами бывают, как правило, люди, отличающиеся богатством и полнотой чувств. Любовь к молодежи, призвание к педагогической деятельности, желание глубоко освоить профессию педагога — качества, присущие настоящим учителям.

В любви мастера к своим ученикам не может и не должно быть слепого обожания, всепрощенчества, мешающего видеть их недостатки. Любить учеников — значит верить в их способности, будущее, доверять им. Ведь часто бывает, что самые сложные, «трудные», недисциплинированные, своенравные, «ершистые» ребята, выведенные мастером «в люди», становятся его любимыми воспитанниками.

Смотрите так же:  Налог с физлица при дарении

Говоря о личностных качествах мастера производственного обучения, нельзя обойти вниманием такие его моральные качества, как честность, правдивость, справедливость, незлопамятность, доброта. Если перед вами педагог-мастер, то знайте — это хороший во всех отношениях человек. Плохой в обычном житейском понимании человек не может и не сможет быть хорошим педагогом, даже если обладает совершенной педагогической техникой.

Одно из непременных важнейших качеств, которыми должен обладать мастер производственного обучения — учитель и воспитатель молодежи, — его нравственный облик, интеллигентность.

Интеллигентность — это не только проявление внешней культуры, начитанность, вежливость, но прежде всего определенное мировоззрение, система взглядов и проявлений личности. Это естественное состояние нравственного человека, сама нравственность. Особенно необходимо это качество учителю, воспитателю в наше время, когда так остро стоят проблемы формирования личности, нравственности, общечеловеческих ценностей подрастающего поколения.

Большое значение для успешной учебно-воспитательной деятельности мастера имеет высокий уровень общей культуры, его кругозор. Мастер должен быть знаком с лучшими произведениями художественной и научно-популярной литературы, искусства, знать и уметь петь молодежные песни, знать и уметь читать стихи, понимать музыку — без этого трудно работать с современной молодежью, отвечать на ее вопросы, давать квалифицированные советы, осуждать нежелательные увлечения и т. д.

Ни один предмет, в том числе и курс производственного обучения, нельзя вести, не привлекая данные смежных дисциплин, сведения, факты и примеры из повседневной жизни, из разных областей знаний. В этом проявляется так называемая педагогическая направленность ума, заключающаяся в том, что педагог невольно перерабатывает впечатления о природном, предметном и социальном мире как бы в ответ на вопросы: «А как об этом рассказать учащимся?», «А как это довести до сознания воспитанников?», «В каком месте процесса обучения об этом целесообразно сообщить?» и т. п. И это происходит в сознании педагога не только в так называемое «рабочее время», но и на отдыхе, практически всегда.

Мастерами педагогического труда, как правило, становятся и являются педагоги, у которых аналитический, поисковый, в определенней степени теоретический склад мышления. Они всегда стараются быть в курсе достижений педагогической науки, передовой педагогической практики, интересуются педагогической литературой, стараются искать новое и использовать в своей работе. Педагог, мастер производственного обучения, довольствующийся тем, чего он достиг, не стремящийся к совершенствованию, застывший в своем «ремесле», никогда не станет мастером педагогического труда, даже если у него внешне все благополучно.

Умелый педагог должен обладать критичностью мышления, быть способным подвергать сомнению свою деятельность, объективно оценивать себя и результаты своих действий, видеть собственные недочеты и просчеты. Здоровая неудовлетворенность своими успехами — признак если не состоявшегося, то будущего педагога-мастера. Велика радость, когда тебя хвалят. Но нужно уметь выслушивать критику, хотя это бывает подчас мучительно трудно. Однако педагогом не стать, если человек умеет слушать о себе только приятное. Ковровой дорожки в педагогике нет.

Любому педагогу, а мастеру производственного обучения в особенности, требуется большая выносливость нервно-психологической системы, так как нервная нагрузка в профессии педагога чрезвычайно высока. Особенно важны для педагога выдержка, способность к торможению, сочетающаяся с быстротой реакции, с находчивостью, эмоциональной уравновешенностью, умение владеть своими чувствами.

Специфика деятельности мастера производственного обучения в том, что он повседневно имеет дело с молодежью, для которой большое значение имеет спорт. Поэтому для мастера, особенно молодого по возрасту, личное участие в спортивной жизни учебного заведения, а тем более высокие спортивные достижения – непременное требование. Однако и мастеру в возрасте, который не может показать высоких спортивных результатов, следует всегда быть близким к спорту, спортивным делам своих воспитанников. Любой мастер может подготовить учащихся к участию в спартакиаде учебного заведения, мобилизовать их на активную борьбу за спортивную честь коллектива.

Каждая профессия требует физической выносливости, которую можно воспитать только при регулярных занятиях спортом, физкультурой. Физическая культура — это не только воспитание физической силы, выносливости, но и закаливание организма, предупреждение простудных и других заболеваний, важнейшая часть всестороннего развития личности.

Личностные и профессиональные качества преподавателя

За годы обучения перед учащимся проходит вереница препо­давателей разных предметов, но не все они запоминаются и, к сожалению, не каждый оставляет свой след в душе ученика. Проблема воспитания профессионально важных качеств личности является одной из центральных в организации учебного процесса. Это понимание пришло давно.

Вот, например, как почти двести пятьдесят лет назад видный организатор профессионального образования России Василий Никитич Татищев наставлял преподавателей в своем «Учрежде­нии, коим порядком учителя русских школ имеют поступать»: «Учитель есть человек, который детей читать и писать или иным наукам и познанию полезных правил и жизни человеческой обу­чает. И в этом он как отец им общий вместо многих родителей. Он должен по совести не только в их учении, но и во всех делах, обхождениях и поступках твердое и прилежное надзирание иметь, как отец к своим детям. И им без лени и проволочки все ясно и внятно лучшим образом и убедительно показывать. А так как из­вестно, что дети смотрят на образ жизни старших и прилежно ему следуют, того ради должен учитель быть благоразумен, кроток, не пьяница, не буян, не блудник, не вороват, не лжив, от всяко­го зла и неприличных поступков отдален, чтобы своей доброй и честной жизнью являться образцом для своих учеников».

Заметьте, с какой безусловностью определены нравственные качества педагога-наставника.

Качества, необходимые педагогу профессионального обучения, специфичны, прежде всего, в силу уникальности требований, предъявляемых к этой специальности. Эта специфика учтена вуровскими учебными программами. В подготовке преподавателей иных предметов превалируют большей частью педагогические техноло­гии обучения и воспитания, методы воспитательной работы и частые методики обучения одному, реже двум, общеобразовательным предметам. В инженерно-техническом вузе готовят специалистов потехнологии конкретных производств с навыками их проектироваюия — они совершенно не знакомы с образовательными технологиями подготовки кадров для своего производства.

Подготовка педагога профессионального обучения осуществ­ляется путем глубокой интеграции дисциплин психолого-педагогического и инженерно-технического компонентов образования, их взаимопроникновения и взаимообогащения, охватывает как

■производственные технологии, так и педагогические. Сюда входят: дидактика, общеметодическая, общеотраслевая и отраслевая, специальная психолого-педагогическая и частно-методическая | виды подготовки. А обязательное получение квалификации хотя бы по одной рабочей профессии позволяет совмещать функции преподавателя теоретического и мастера практического (производственного) обучения по целому спектру учебных дисциплин.

Особую значимость имеют эрудиция и культура педагога. На уроке, во время внеклассных мероприятий, при простом обще­нии учащиеся всегда чувствуют интеллект, образованность и гуманизм учителя.

Когда преподаватель или мастер считает себя не «толковате­лем» учебной программы, а полномочным представителем той области производства, которую он преподает, перед учащимися открывается удивительный мир. Мир, где надо нестандартно мыс­лить, удивляться парадоксам техники и анализировать реальные ситуации, самостоятельно выбирать направления поисков. Такие педагоги могут достойно и серьезно поднять нравственные вопро­сы жизни общества и личности и на высокой и чистой ноте обсу­дить их с учащимися, достигая нужного в воспитании их качеств.

Настоящий мастер своего дела отличается не только доброже­лательностью и подлинным (а не декларируемым!) гуманизмом к своим питомцам. Умение прогнозировать результаты своей дея­тельности, корректировать ее, реагируя на не всегда предсказуе­мые ситуации и реакцию учащихся, — одно из важных профес­сиональных качеств педагога. Будем откровенными, не сразу и не всегда молодой специалист будет находить, как лучше поступить в том или ином случае. Но от собственной подготовки педагога во многом зависит определение правильного решения.

Личный пример — самый сильный довод в распоряжении пе­дагога. А личное мастерство — качество, которое может стать са­мым притягательным мотивом, примером для подражания у влюб­ленных в своего учителя воспитанников. Сначала они боятся огор­чить его своим нерадением, затем стремятся порадовать его свои­ми успехами, а в дальнейшем стремятся превзойти его. По боль­шому счету, в этом счастье и для учителя и для ученика.

Завершить этот раздел хочется словами Л.Н.Толстого: «Свой­ство мудрого человека состоит в трех вещах: первое — делать са­мому то, что он советует делать другим, второе — никогда не поступать против справедливости и третье — терпеливо перено­сить слабости людей, окружающих его».

Это можно считать инструкцией для профессионального педа­гога.

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Из чего складывается учебная деятельность педагога профессио­
нального обучения?

2. Перечислите стадии подготовки мастера к работе в учебном году.

3. Каково содержание внеклассной деятельности? Перечислите виды
форм внеклассной работы.

4. Какими личностными качествами должен обладать современный
педагог профессионального обучения?

5. Какие черты и качества мастера создают ему авторитет у учащихся?

6. В чем, по вашему мнению, проявляется гуманизм педагога? Приве­
дите примеры, иллюстрирующие психологически верно выстроенные
межличностные отношения учителя и ученика.

7. Охарактеризуйте «инструменты» воздействия мастера на своих уче­
ников. Какие из них представляются действенными?

8. Почему личный пример наставника является существенным факто­
ром воздействия на учащихся? На какие стороны формирования качеств
личности учащегося может оказать воздействие мастер?

Тема 5. Дидактические принципы профессионального обучения.

Классификация дидактических принципов и методические аспекты их применения: принципы научности, последовательности, перспективности, доступности, связи теории с практикой, межпредметных связей, индивидуального подхода и др.

В процессе развития системы профессионального обучения были выработаны общие нормы организации учебного процесса, которые мы называем принципами обучения (от лат. principium — основа, начало) и которые определяют, каким образом следует обеспечи­вать достижение целей обучения. Разумеется, это и принципы, присущие любому учебному процессу, но в нашем случае они имеют свою специфику и требуют особой трактовки.

Очевидно, что если цели обучения определяют, чему следует учить, то принципы обучения устанавливают, как это следует де­лать. Генезис (возникновение, происхождение) принципов обу­чения напрямую связан с развитием педагогики. Однако следует отметить, что наряду с принципами, составившими непреходя­щую основу и относящимися исключительно к процессу обуче­ния, возводились в общие нормы и принципы, обусловленные текущими идеологическими соображениями. Совсем недавно во всей учебно-воспитательной работе системы НПО главенствую­щая роль отводилась коммунистически воспитующему принципу. Вот цитата из учебника: «Связь теории и практики — одно из важнейших положений марксистско-ленинской теории познания». Но ведь умение пользоваться знаниями на практике всегда было важным постулатом дидактики и никогда не оспаривалось.

Правомерен вопрос: является ли число принципов обучения постоянным, замкнутым? Вот как на него отвечает видный польский педагог В.Оконь: «На этот вопрос осторожный иссле­дователь, предвидящий последующие, все возрастающие возмож­ности, связанные с развитием процесса обучения, дает отрица­тельный ответ. Ведь известно, что наше познание неограниченно, и, следовательно, можно предположить, что не все уже исследо­ванные законы и закономерности, касающиеся процесса обуче­ния, получили свое отражение в следующих из этих законов и закономерностях нормах. и что со временем мы можем узнать новые законы, управляющие обучением и требующие введения новых принципов». Действительно, мы являемся свидетелями того, как инновационные, интенсивные, компьютерные технологии врываются в образовательный процесс, не только ускоряя и обо­гащая процесс профессионального формирования людей, но и высвечивая пока не изученные его стороны.

Смотрите так же:  Действующие льготы для инвалидов 3 группы

Дата добавления: 2015-12-26 ; просмотров: 588 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Профессиональная деятельность мастера производственного обучения в системе « человек-человек»

Реферат на тему:: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ « ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная деятельность мастера производственного обучения в системе « человек-человек»»

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края ГБПОУ БЛАГОДАРНЕНСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ

Тема: ПОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ « ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»

ВЫПОЛНИЛ : МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

МИЩЕНКО ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА

г. БЛАГОДАРНЫЙ 2015 г.

2.1Структурные компоненты личности мастера производственного обучения.

2.2Способности в структуре субъекта педагогической деятельности.

2.3Личностные качества мастера производственного обучения.

2.4 Функции педагога производственного обучения.

Профессиональная деятельность мастера производственного обучения в системе «человек — человек» представляет собой процесс взаимодействия педагога и учеников. В настоящее время, несмотря на большой интерес исследователей к профессиональной деятельности преподавателя в целом, и к педагогическому общению, в частности, наименее разработанными остаются категории взаимодействия и совместной деятельности преподавателя и студентов. Совместная деятельность преподавателя и студентов включает не только коммуникативные, но и предметно — практические взаимодействия преподавателя и коллектива студентов в целом как исходного уровня их взаимодействия. Эти взаимодействия, не всегда осознаваясь, составляют вместе с тем фундамент любой формы, так называемой педагогической деятельности. Поэтому необходимо раскрыть психологический механизм профессиональной деятельности преподавателя, как сотрудничество обучающего с обучаемым, обратившись, прежде всего в системе «мастер п/о — студент».

Основную трудность как в изучении приемов и форм организации совместной учебной деятельности, так и в обучении им составляет то, что эти приемы маскируются для сознания преподавателя предметным содержанием целей и задач обучения. При этом, как правило, мало осознаются такие важные компоненты учебного сотрудничества, как личностная позиция преподавателя и психологические особенности приемов его сотрудничества с; коллективом ‘учащихся так же как используемые им приемы организации самих учащихся друг с другом. Взаимодействие в системе «мастер п/о — студент» обеспечивает преемственность форм учебных взаимодействий в профессиональной деятельности мастера производственного обучения.

2.1 Структурные компоненты личности мастера производственного обучения.

В настоящее время в ‘отечественной педагогической психологии в исследованиях Н.В.Кузьминой, В.Н.Кан-Калика, Л.М.Митиной проблема личностных свойств педагога, определяющих эффективность педагогической деятельности, стала предметом специального теоретического и экспериментального изучения.

В разрабатываемой Л.М.Митиной модели личности педагога в контексте схемы: «деятельность — общение — личность» выделяются пять профессионально значимых качеств:педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогический такт, педагогическая реальность, педагогическая направленность, выявляющих две группы педагогических способностей (по Н.В.Кузьминой): проектировочно-гностические

способности, рефлексивно-перцептивные способности.

Ещё одним субъектный свойством педагогической деятельности является сопротивление синдрому эмоционального сгорания или психофизиологического истощении.

Выделяют следующие компоненты структуры субъекта педагогической деятельности: 1) психофизиологические (индивидные) свойства субъекта как предпосылки осуществления им его субъектной роли, выступающие в качестве задатков; 2) способности; 3) личностные свойства, включая направленность; 4) профессионально-педагогические и предметные знания и умения как профессиональная компетентность в узком смысле.

2.2 Способности в структуре субъекта педагогической деятельности.

Для того, чтобы успешно справляться со своей работой, педагог-мастер п/о должен иметь незаурядные общие и специальные способности. В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности.

В наиболее обобщённом виде педагогические способности были представлены В.А.Крутецким, который и дал им соответствующие определения. Основанием для такой классификации являются условия эффективности педагогической деятельности.

Дидактические способности — способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Мастер п/о с дидактическими способностями умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать лёгким, сложное — простым, неясное — понятным.

Академические способности — способности к соответствующей области наук. Способный педагог-мастер п/о знает предмет не только в объёме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведёт хотя бы скромную исследовательскую работу.

Перцептивные способности — способности проникать во внутренний мир студента, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

4 Речевые способности — способности ясно и чётко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь способного мастера п/о на уроке всегда обращена к учащимся. Выражение мысли ясное, понятное для обучающегося.

Организаторские способности — это способности организовать студенческий коллектив, сплотить его; это способности правильно организовать свою работу. У опытных преподавателей вырабатывается своеобразное чувство времейи — умение правильно распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки.

Авторитарные способности — способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на студентов и умение на этой основе добиваться у них авторитета. Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств мастера п/о, в частности его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и так далее), а также от чувства ответственности за обучение и воспитание студента, от убеждённости педагога в том, что он прав, от умения передать эту убеждённость своим воспитанникам.

Коммуникативные способности — способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к студентам, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

Педагогическое воображение — это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности обучающихся, связанном с представлением о том, что из студента получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы мастера п/о Способный, опытный мастер п/о внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развёртыванием своей мысли, в то же время держит в поле внимания всех обучающихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательности, непонимания, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением (позой, мимикой и пантомимикой, походкой).

Все эти способности касаются трёх взаимосвязанных сторон деятельности по приобретению знаний, умений, навыков : обучения, учения и научения . Определённых данных, как и когда они начинают формироваться в онтогенезе и по каким законам развиваются, нет. Что-то в них является врождённым и существует в форме задатков, однако до сих пор ничего конкретного по этому поводу наука сказать не может.

2.3. Личностные качества мастера производственного обучения.

Педагогические способности являются важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией, но не решающим профессиональным качеством. Педагог — это всегда великий труженик.

Поэтому важными ^профессиональными качествами педагога являются: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути её достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и так далее.

Через эти требования педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.

Особую важность имеют человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду этих качеств человечность, доброта, справедливость, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни учащихся, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие.

Обязательное для мастера п/о качество — гуманизм. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности учащегося, из сочувствия ученику, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностей развития, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Студенты видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.

Педагог-мастер п/о- это всегда активная, творческая личность. Он

выступает организатором повседневной жизни студентов. Побуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагог — образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним. Мастеру п/о необходимы такие качества как изобретательность, сообразительность, настойчивость, он всегда должен быть готов к самостоятельному разрешению любых ситуаций.

Профессионально необходимыми качествами педагога являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах, обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности и беспомощности мастера п/о обучающиеся не должны чувствовать и видеть. Нужно это помнить постоянно, контролировать свои действия и поведение, не опускаться до обид на обучающихся, не нервничать по пустякам.

Душевная чуткость в характере мастера п/о — своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние обучающихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Естественное состояние педагога — профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своих питомцев. Такой мастер п/о осознаёт свою личную ответственность за судьбы подрастающего поколения.

Неотъемлемое профессиональное качество педагога — справедливость. По роду своей деятельности педагог вынужден систематически оценивать знания, умения, поступки студентов. Поэтому важно, чтобы его оценочные суждения соответствовали уровню развития студентов. Ничто так не укрепляет нравственного авторитета педагога, как его умение быть объективным.

Мастер п/о обязан быть требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования мастера п/о прежде предъявляет к себе, так как нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам.

Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педагогическом процессе, помогает преподавателю чувство юмора. В арсенале такого педагога шутка, прибаутка, пословица, удачный афоризм, дружеская подковырка, улыбка — всё, что позволяет создать в классе положительный эмоциональный фон, заставляет обучающихся смотреть на себя и на ситуацию с комической стороны.

Педагогический такт — это соблюдение чувства меры в общении со студентами. Такт — это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры мастера п/о. Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности обучающегося.

Личностные качества в педагогической профессии неотделимы от профессиональных. К последним обычно причисляются приобретаемые в процессе профессиональной подготовки, связанные с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Научная увлечённость — обязательное преподавательское качество. Само по себе оно не может и не имеет непосредственного значения, но без него невозможен процесс нравственного воспитания. Научный интерес помогает мастеру п/о формировать уважение к своему предмету, не терять научной культуры, видеть и учить видеть студентов связь своей науки с общими процессами человеческого развития.

Любовь к своему профессиональному труду — качество, без которого не может быть педагога. Слагаемые этого качества — добросовестность и самоотверженность, радость при достижении воспитательных

результатов, постоянно растущая требовательность к себе, к своей педагогической квалификации.

Личность современного педагога во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Мастер п/о всегда является образцом учащимся, образец этот должен быть своеобразным эталоном того, как принято и как следует себя вести.

2.4 Функции мастера производственного обучения.

Педагогическая функция — предписанное педагогу-мастеру п/о

направление применения профессиональных знаний и умений. Главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и воспитание студентов. В каждом из них мастер п/о выполняет множество конкретных действий, так что функции его часто спрятаны и не всегда подразумеваются явно. Главная функция мастера п/о — управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.

Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания — призван педагог. И чем он отчётливее понимает эту свою главную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет своим студентам.

Ещё Сократ называл профессиональных педагогов «акушерами мысли», его учение о педагогическом мастерстве носит название «майэвтика», что в переводе означает «повивальное искусство». Не сообщать готовые истины, а помочь родиться мысли в голове студента обязан знающий педагог.

Следовательно, сердцевина педагогического труда в управлении всеми теми процессами, которые сопровождаю становление человека.

Первая функция педагога — целеполагание. Цель — это ключевой фактор педагогической деятельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда мастера п/о и его студентов к их общему же результату. Сущность управленческого процесса и заключается в том, чтобы координировать действия по линии совпадения цель — результат, сводя к минимуму неизбежные рассогласования в силу высокой динамичности и непредсказуемости поведения участников педагогической системы. Управление процессом обучения основывается на знании обучающихся: уровне их подготовленности, возможностей, воспитанности, развития. Это достигается диагностированием. Без знания особенностей

физического и психического развития студентов, уровня их умственной и нравственной воспитанности нельзя осуществить ни правильной постановки цели ,ни выбрать средства ее достижения.

В неразрывной связи с диагностированием осуществляется прогнозирование. Оно выражается в умении мастера п/о предвидеть результаты своей деятельности в имеющихся конкретных условиях и определить стратегию своей деятельности, оценить возможности получения педагогического продукта заданного количества и качества.

Проективная функция педагога заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении

конкретных этапов достижения цели, формирования для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и так далее.

Диагноз, прогноз, проект становятся основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности. Мастер п\о- профессионал не позволит себе войти в класс без продуманного во всех деталях, чёткого, конкретного, обеспеченного ресурсами плана. Преподователи — мастера составляют не один, а несколько вариантов плана, опасаясь, что не все существенные факторы ими были учтены при диагностировании, прогнозировании и проектировании процесса, сто развитие последнего может внезапно пойти и по-другому, непросчитанному пути.

Диагностика, прогнозирование и планирование — педагогические функции, выполняемые мастера п/о на подготовительном этапе каждого проекта (цикла) учебно-воспитательной деятельности.

На следующем этапе реализации намерений мастер п/о выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции.

Организационная деятельность мастера п/о связана в основном с вовлечением обучающихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели.

Сущность информационной функции такова – мастер п/о

главный источник информацйи для обучаемых. Он знает всё обо всём, а своим предметом, педагогикой, методиками и психологией владеет в совершенстве.

Контрольная, оценочная и коррекционная функции, объединяемые иногда в одной, необходимы педагогу прежде всего для создания действенных стимулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нём будут происходить намеченные изменения. При контроле, оценке качества протекания процесса не только выпукло проявляются достижения учащихся, но и становятся понятными причины неудач, срывов, недоработок. Собранная информация позволяет скорректировать протекание процесса, вводить действенные стимулы, использдвать эффективные средства.

На завершающем этапе любого педагогического проекта преподаватель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершённого дела: какова эффективность, * почему она ниже намеченной, где и почему возникли, как избежать этого в дальнейшем и так далее.

Кроме своих непосредственных профессиональных функций педагог выполняет функции общественные, гражданские, семейные.

С точки зрения Карла Роджерса, главной задачей педагога является облегчение и одновременно стимулирование процесса учения для обучаемого, т.е. умение создавать соответствующую атмосферу, интеллектуальную и эмоциональную обстановку в аудитории атмосферу психологической поддержки.

Роджерс считает, что преподаватель сможет создать в аудитории нужную атмосферу, если он будет руководствоваться следующими принципами.

С самого начала и на всем протяжении учебного процесса педагог должен демонстрировать полное доверие к обучаемым.

Он должен помогать обучаемым в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым обучаемыми в отдельности.

Он должен всегда исходить их того, что у обучаемых есть внутренняя мотивация к обучению.

Он должен выступать для обучаемого как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной проблемы.

Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика.

Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.

Он должен быть активным участником группового взаимодействия.

Он должен открыто выражать в группе свои чувства.

Он должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого обучаемого.

Наконец, он должен хорошо знать себя.

Необходимо все время помнить, что каждый студент — это личность со своими индивидуальными особенностями.

Очень важная и совершенно обязательная вещь — презумпция природного ума студента. Недопустимо, когда преподаватель заранее уверен, что студент глупее его. Дальнейшая работа покажет, кто умен, а кто — не очень. Но, только считая своих студентов умными, можно раскрыть возможности тех, кому мешают сделать это особенности психологии или неудачный опыт учения.

В общении со студентами преподаватель может занимать три позиции.

Позиция «сверху» — педагог вещает, студенты воспринимают; позиция «на равных» — педагог вместе со студентом или студентами решают какую-то проблему; наконец, позиция «снизу» — педагог по сути дела учится у студента, осмысливая и воспринимая то, что он говорит. И наиболее плодотворной учебная работа становится тогда, когда все три позиции чередуются. Самое сложное здесь — чувство меры в работе педагога, качество вообще исключительно важное и при этом очень трудное. Ему приходится учиться всю жизнь.

Выше описанные характеристики личности педагога вообще должен иметь, частности, мастер производственного обучения. Ведь личностное развитие, включающее себя и профессиональное, играет огромную роль в осуществлении им эффективной деятельности.

Для осуществления такой деятельности мастера п/о необходимы все важные качества (свойства) педагога (психофизиологические и личностные), педагогические способности, направленность.

В современном цивилизованном обществе мастер п/о является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают обучающиеся. Это требует от общества создания условий для личностного и профессионального развития мастера п/о, которые наиболее будут подготовлены интеллектуально и морально к работе со студентами.

Целью совместной учебной деятельности мастера п/о и студента является построение механизма саморегуляции учения, осваиваемой предметной деятельности и самих актов взаимодействия и позиций личности в них. Средством достижения целей совместной деятельности выступают система совместно решаемых продуктивных и творческих задач и система форм взаимодействия педагога- мастера п/о и студентов.

Адриади И.П. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие. -М., 1999.

Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 1983.

Возрастная и педагогическая — психология. / Под ред. А.В. Петровского.-М., 1979.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М., 2002.

Кузьмина Н.В., Кухарев Н.В. Психологическая структура деятельности учителя. — Гомель, 1996.

Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М., 1990.

Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. — М., 2000.

Маркова А.К. Психология труда учителя. — М., 1993.

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. Кн.1. — М., 2001.

Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. — М., 1995.

Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знания. — М., 1975.

Другие публикации:

  • Что такое представительский договор Что такое представительский договор ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ ДОГОВОР № ________ Автономная Некоммерческая Организация Агентство Помощи и Развития “ЕДЕМ (представляемая фирма, далее обозначаемый как ПФ поручает” в лице президента Кандаловой Елены Ивановны , и […]
  • Жалоба корень Разбор слова по составу Жалоба в электронном морфемном словаре Жалоба - разбор слова по составу онлайн корень - ЖАЛ; суффикс - ОБ; окончание - А; Основа слова: ЖАЛОБВычисленный способ образования слова: Суффиксальный Слово Жалоба содержит следующие морфемы […]
  • Мировой суд 1 ленинского района чебоксары Суды города Чебоксары Вас вызвали в суд или наоборот хотите подать в суд, но не знаете где находятся суды в г.Чебоксары или не знаете как до суда доехать? Специально для вас мы подготовили список судов Чебоксар: Верховный суд, Арбитражный суд, районные суды […]
  • Договор на предоставление образцов товара Договор на предоставление образцов товара You are here: Главная > Налоги > Передача образцов продукции потенциальным покупателям. Налоговые аспекты и документальное оформление. Передача образцов продукции потенциальным покупателям. Налоговые […]
  • Как узнать штраф на автомобиль в казахстане ШТРАФЫ за нарушение ПДД При оплате с карты комиссия — 2%. Проверка штрафа на нашем сайте является услугой информационного характера.По поводу законности начисления, количества и размеров штрафов, а также по прочим вопросам просьба обращаться в органы […]
  • Приказ о выплате стипендии Размеры стипендии Стипендии и материальная поддержка: (8182) 21-61-00 доб. 17-59 набережная Северной Двины, д. 22, учебный корпус №2, каб. 2412 понедельник, среда, пятница 10:00-11:00, 16:00-17:00 Директорат высшей школы/колледжа ПриказОб установлении […]

Вам также может понравиться