Лицензия на виды деятельности в области промышленной безопасности

Лицензия на виды деятельности в области промышленной безопасности

Лицензирование деятельности опасного производственного объекта


Лицензирование деятельности опасных производственных объектов является составной частью социально-экономического механизма обеспечения безопасности населения и защиты окружающей среды от аварий на потенциально опасных промышленных объектах.

Государственная стратегия в области лицензирования деятельности определена Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ, а также подзаконными актами в свете требований данного закона.

В соответствии с законом лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (лицензиату).

Лицензионные требования и условия представляют собой совокупность, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых обязательно при осуществлении требований и условий, лицензируемого вида деятельности. В эти требования и условия должны включаться меры и по предупреждению аварий и катастроф.

Особенность положений Федерального закона о лицензировании состоит в том, что он направлен преимущественно на лицензирования деятельности по эксплуатации потенциально опасных производственных объектов.

Среди перечня видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, значительное место занимают объекты, нарушение порядка эксплуатации которых может привести к чрезвычайным ситуациям. Основными из них являются:
— выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия;
— эксплуатация взрывоопасных производственных объектов;
— эксплуатация пожароопасных производственных объектов;
— эксплуатация химически опасных производственных объектов;
— эксплуатация магистрального трубопроводного транспорта;
— эксплуатация газонефтедобывающих производств;
— переработка нефти, газа и продуктов их переработки;
— транспортировка по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки;
— хранение нефти, газа и продуктов их переработки;
— производство и хранение взрывчатых материалов промышленного назначения;
— деятельность по эксплуатации электрических (газовых, тепловых) сетей;
— деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
— перевозки пассажиров и грузов морским, речным, воздушным, железнодорожным транспортом;
— перевозки пассажиров автомобильным транспортом (более 8 чел.) и грузов (автотранспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны);
— деятельность по обращению с опасными отходами и другие.

Лицензирование деятельности в соответствии с настоящим законом осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (лицензирующие органы).

В целях обеспечения единого экономического пространства и порядка на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждает положения о лицензировании отдельных видов деятельности, определяет федеральные органы исполнительно власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, и устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:
предоставление лицензий;
— переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
— приостановление действий лицензий;
— возобновление действий лицензий;
— контроль за соблюдением организациями лицензионных требований и условий.

При этом закон предусматривает передачу части полномочий от федеральных органов исполнительной власти к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации с согласия последних.
В перечне приведенных полномочий имеют место те из них, осуществление которых может быть направлено в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, смягчения их масштабов, что представляет собой поле деятельности органов управления РСЧС, особенно на территориальном и местном уровне.

Лицензирование видов деятельности на уровне субъектов Российской Федерации осуществляется, как правило, уполномоченными на то республиканскими, краевыми и областными органами технической инспекции, госэнергонадзора, госпожнадзора, транспортной инспекции, органами по охране окружающей среды, природных ресурсов и другими лицензионными органами по решению территориальных органов исполнительной власти.

Роль территориальных органов управления РСЧС в вопросе лицензирования определяется интересами предупреждения техногенных и других чрезвычайных ситуаций. Они могут выступать в роли координатора этого вида деятельности между различными ведомственными лицензионными органами. В ряде субъектов Российской Федерации такую роль выполняют центры лицензирования при администрациях субъектов Российской Федерации.

Смотрите так же:  Приказ о проведении инструктажа в школе

Порядок лицензирования видов деятельности в области промышленной безопасности, а также перечень органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, устанавливаются специальным нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При выполнении своих функций территориальные органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, взаимодействуют с территориальными органами, осуществляющими надзор и контроль в области защиты населения и территорий.

В качестве необходимого условия при выдаче территориальными органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, лицензий необходимо наличие у заявителя, помимо документов, определяемых законами и другими правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, следующих документов:
— заключения экспертизы промышленной безопасности;
— договора страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
— декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта.

Участие в подготовке исходных данных для разработки указанных документов, их согласовании и экспертизе является важным направлением деятельности органов управления РСЧС территориального, местного и объектового уровня в области противодействия катастрофам.

Положения Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части осуществления контроля за соблюдением лицензионных требований позволяют своевременно реагировать на нарушения в ходе предусмотренных законом проверок деятельности лицензиата на предмет ее соответствия установленным лицензионным требованиям и условиям — запрашивать у лицензиата необходимые объяснения, составлять акты и протоколы во время проверок с указанием конкретных нарушений, выносить решения, обязывающие устранить нарушения с указанием сроков, выносить предупреждения лицензиату. Кроме того действие лицензии (срок действия лицензии не менее 5 лет) может быть приостановлено. Лицензия может быть также аннулирована в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензионных требований и условий. При этом лицензирующий орган обязан установить срок устранения нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Лицензиат обязан уведомить лицензирующий орган в письменной форме об устранении допущенных нарушений, повлекших за собой приостановление лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает о своем решении лицензиату (в течение 3-х дней после получения уведомления об устранении выявленных нарушений).
Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензионных требований повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.

В процессе рассмотрения документации на получение лицензий производится проверка предприятий органами исполнительной власти, осуществляющими лицензирование, на предмет соответствия представленной документации фактическому состоянию оборудования, подготовки кадров, а также устранению длительно действующих нарушений, замене изношенного оборудования и т.п.
Как показала практика, лицензирование эксплуатации объектов и работ повышенной опасности способствует более качественному обучению инженерно-технических работников и рабочих, занятых технической эксплуатацией потенциально опасных производств и объектов, повышению ответственности за состояние безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также повышению эффективности надзора и контроля за безопасностью производственной деятельности потенциально опасных объектов.

Лицензирование деятельности в комплексе с мероприятиями по декларированию безопасности и страхованию ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта способствует предупреждению аварий и катастроф техногенного и биолого-социального характера и уменьшению их масштабов.

Лицензия на виды деятельности в области промышленной безопасности

В соответствии со ст. 6 Федерального Закона от 27.07.1997 г. № 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся:

  • проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта;
  • изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.
  • проведение экспертизы промышленной безопасности;
  • подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.

Деятельность опасных производственных объектов, подведомственных Федеральной служюе по технологическому экологическому и атомному надзору (Ростехнадзору) подлежит лицензированию в части:

  • эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов;
  • эксплуатации химически опасных производственных объектов;
  • проведению экспертизы промышленной безопасности;
  • сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности.

Согласно Федеральному закону от 08.08.01г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» применяются следующие основные понятия:
лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
лицензируемый вид деятельности – это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом;
лицензирование – это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.
Лицензия бывает двух видов:
1.Региональная, если деятельность юридического лица осуществляется на территории одного субъекта РФ. Данная лицензия выдается территориальным управлением лицензирующего органа по субъектам РФ, на территории которого зарегистрировано юридическое лицо (соискатель лицензии);
2.Федеральная, если деятельность юридического лица осуществляется на территории двух и более субъектов РФ. Данная лицензия выдается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Лицензированию подлежат следующие виды деятельности в области промышленной безопасности:

  • эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов;
  • эксплуатация химически опасных производственных объектов;
  • деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
  • деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности*
Смотрите так же:  Оформить санитарную книжку в тюмени

* не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I-V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности.

Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности. На вышеперечисленные лицензируемые виды деятельности лицензию выдает лицензирующий орган – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору — ФСЭТАН (Ростехнадзор).
Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем пять лет.

Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим данную лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

В связи с вступлением в силу Федерального Закона № 80-ФЗ от 02.07.05 г. не подлежат лицензированию следующие виды деятельности:

  • деятельность по эксплуатации тепловых сетей
  • деятельность по эксплуатации магистрального турбопроводного транспорта
  • деятельность по эксплуатации газовых сетей
  • деятельность по хранению нефти, газа и продуктов их переработки.
  • деятельность по переработке нефти и газа
  • транспортировка нефти, газа и продуктов их переработки.

В связи с выходом Постановления Правительства РФ от 12.08.2008 г.№599 отмененена деятельность по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов:

Документы, регламентирующие правовое регулирование лицензирования в области промышленной безопасности:

1.Федеральный закон от 08.08.01г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями и дополнениями);
2.Постановление Правительства РФ от 04.06.2002 г. №382 «О лицензировании деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и производства маркшейдерских работ» (с изменениями и дополнениями);
3.Постановление Правительства РФ от 22.06.2006 г. №389 «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности»;
4.Федеральный закон от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изменениями и дополнениями);
5.Постановление Правительства РФ от 14.07.2006 г. №429 «Об утверждении Положения о лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов»;
6. Постановление Правительства РФ от 12.08.2008г. №599 «Об утверждении Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов»;
7.Постановление Правительства РФ от 26.08.2006г. № 524 «Об утверждении Положения о лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I — IV класса опасности»;
8.Постановление Правительства РФ от 26.01.2006г. №45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (с изменениями и дополнениями).

Лицензия на виды деятельности в области промышленной безопасности

Все виды деятельности в области промышленной безопас­ности (проектирование, строительство, эксплуатация, рекон­струкция, проведение экспертизы, подготовка работников и др.) могут осуществлять только организации, имеющие соот­ветствующие лицензии.

Лицензия — это разрешение (право) на осуществление ли­цензируемого вида деятельности при обязательном соблю­дении лицензионных требований и условий, выданное лицен­зирующим органом.

Лицензии выдаются Госгортехнадзором России и его тер­риториальными органами.

Регистрация опасных производственных объектов (ОПО…

ОПО подлежат регистрации в государственном реестре. Положение о регистрации объектов в государственном реестре ОПО и ведении.

Смотрите так же:  Налог с продажи дома документы

Сертификация технических устройств

Сертификат — это документ, удостоверяющий соответст­вие рассматриваемого объекта требованиям промышленной безопасности. Сертификация — это процесс и.

Какие виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”?

Опубликовано: 20.05.2016 Рубрика: Вопрос Ответ Автор: Единый Стандарт

Лицензирование – это процедура выдачи разрешительного документа – лицензии – на право совершения каких-либо действий или на право обладания чем-либо. Лицензированию подлежат промышленные структуры, имеющие статус «опасного производственного объекта» и относящиеся к I – III классу опасности.

В Федеральном законе от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», вступившем в силу 4 мая 2011 года и подвергнутого в дальнейшем изменениям, разработчики при написании статей не стали выделять как самостоятельный производственный элемент химические объекты и подразделения, обладающие повышенной пожаровзрывоопасностью.

Они решили их объединить в единый пункт, который включает в себя не только понимание лицензированных видов деятельности этих объектов, но и критерий (класс) их опасности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Лицензия на виды деятельности в области промышленной безопасности

Термины и определения

Нормативные документы в сфере обследования зданий и сооружени

Проведение обследование сооружений и зданий

Экспресс-рецензирование заключений автоэкспертизы

Оценка ущерба при ДТП

Экспертиза обстоятельств ДТП

Технико-криминалистическая экспертиза документов

Экспертиза давности создания документа

Экспертиза объемов и стоимости строительно-монтажных работ

Экспертиза качества строительных и ремонтных работ

Оценка стоимости незавершенного производства при консервации строительных объектов или возобновлении их строительства

Экспертиза проектно-сметной документации

Анализ факторов фактического удорожания стоимости строительства

Экспертиза затрат по видам ремонтов и капитального строительства

Определение размеров ущерба недвижимому имуществу

Установление авторства предметов искусства

Установление культурной, художественной, научной, исторической ценности предметов искусства, предметов старины, оружия, объектов недвижимого наследия и др.

Выявления отдельных свойств предметов искусства (стиль, жанр, время создания, подлинность и др.)

Экспертиза лотерейного оборудования и экспертиза игорного оборудования

Лицензирование в области промышленной безопасности

Тема 4. Лицензирование в области промышленной безопасности

Тема 4. Лицензирование в области промышленной безопасности входит в программу по обучению и подготовке к аттестации руководителей и специалистов, работающих на опасном производственном объекте. Тема состоит из 10 вопросов, которые применяются в обучающей системе Олимпокс и при аттестации по билетам Ростехнадзора.

В теме рассмотрены основные вопросы и термины, например: в каких законах устанавливаются виды деятельности, подлежащие лицензированию, какие виды деятельности подлежат лицензированию, какой минимальный срок действия лицензии, в каком случае лицензия может быть онулирована и другие.

Другие публикации:

  • Переуступка прав требования учет Был заключен договор уступки права требования. Организация "К" (цедент) в порядке уступки прав требования передаёт цессинарию "В" право требования части задолженности к организации "М" в сумме 100 000 руб., в том числе НДС. Цена договора права требования […]
  • Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения рб Административная ответственность за нарушение Правил дорожного движения Условные обозначения: — предупреждение — возможно лишение права управления ТС — лишение права управления ТС — возможен административный арест В редакции Кодекса Республики […]
  • Судебная практика по 1234 коап рф Обзор судебной практики Самарского областного суда по делам об административных правонарушениях (в порядке ст. 30.13 КоАП РФ) за второе полугодие 2008 года Обзор судебной практикиСамарского областного судапо делам об административных правонарушениях(в […]
  • Северо-западное следственное управление на транспорте следственного комитета российской федерации Северо-западное следственное управление на транспорте следственного комитета российской федерации Официальный сайт единой информационной системыв сфере закупок Организация, […]
  • Адвокат олег ярушин Адвокат Ярушин Олег Юрьевич Полезная информация? Поделиться: По данным опубликованных судебных решений Ярушин О. Ю. участвовал(-а) в делах, рассматривавшихся в судах: Арбитражный суд Свердловской области Свердловский областной суд Отзывы об […]
  • Трудовой кодекс фз 197-фз от 30122001 Трудовой кодекс фз 197-фз от 30122001 8(495)912-63-37 [email protected] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) Принят […]

Вам также может понравиться