Льготы для работающих в чернобыльской зоне

Льготы и выплаты, положенные за работу в чернобыльской зоне

Авария на Чернобыльской атомной электростанции является одной из крупнейших техногенных катастроф. Десятки погибших во время самой аварии, сотни умерших в первые дни после инцидента, тысячи пострадавших от облучения. И несмотря на то, что последствия в большой степени были устранены, десятки тысяч людей до сих ощущают на себе последствия этой трагедии, а часть из них и вовсе продолжает подвергаться таким опасным факторам, как радиация.

Во время проживания или ведения хозяйственной деятельности на зараженной территории положена дополнительная выплата за работу в чернобыльской зоне. Данный вид компенсации осуществляется на основании Закона № 1244-1 от 15 мая 1991 года, но за годы своего существования этот акт претерпел множество изменений и сегодня простому обывателю сложно понять, положена ли ему такая выплата.

Кому полагаются льготы и выплаты

Для начала важно понять, что помимо денежных компенсаций государство также предоставляет некоторые льготы и привилегии, что касаются медицины и социальных услуг. Помимо этого чернобыльцы вправе рассчитывать на свободное внеконкурсное поступление в высшие учебные заведения, а также на внеочередной отдых, что также предусматриваются при заботе о детях до детсадовского возраста.

Лицами, что считаются пострадавшими от происшествия на АЭС, считаются следующие граждане:

  • лица, что принимали непосредственное участие в устранении итога данного бедствия;
  • военнослужащие лица, служащие на радиационных территориях, рядом с местом катастрофы;
  • граждане, что вследствие бедствия начали страдать от специфической (лучевой ) болезни и прочих симптомов поражения радиацией от взрыва на ЧАЭС;
  • инвалиды, получившие увечья вследствие аварии или при устранении ее последствий;
  • лица, уехавшие добровольно, либо вывезенные с территории, что подверглась заражению после взрыва, а в том числе и дети, что в тот момент находились в материнской утробе;
  • люди, что работали и проживали на территории, которая подверглась заражению радиацией, а также те, кого государство по каким-либо причинам было вынуждено выселить;
  • военные лица, что проходили службу на территории, что подверглась бедствию.

Про работающих следует отметить, что если даже они постоянно проживают в безопасной зоне, а работа на объекте происходит вахтовым методом, то им все равно положены чернобыльские выплаты.

В свою очередь территории, подвергшиеся заражению, делятся на 4 вида:

  • зона отчуждения – это территория, находящаяся в непосредственной близости к атомной электростанции, доступ к ней до сих пор закрыт, а работающий персонал может проникнуть на объект только по спецпропускам;
  • зона отселения – это территория, с которой люди были переселены в обязательном порядке;
  • зона с правом на отселения – это загрязненная территория, находящаяся под постоянным контролем медицинских и санитарных служб, с которой люди могут быть переселены по желанию;
  • зона с особым социально-экономическим статусом – заражение на ней незначительное, но проживание в ее пределах дает право на льготы.

Для каждого региона законодательством установлены минимальные сроки проживания (работы) на его территории. Для зоны отселения срок составляет 1 год, а для зон с правом на отселение и особым социально-экономическим статусом – 3 и 4 года соответственно. Выплаты за работу в чернобыльской зоне производятся в обязательном порядке, но на заявительном принципе. При обращении в социальные службы или при получении привилегий на рабочем месте заявитель в первую очередь должен предоставить специальное удостоверение, дающее ему право на льготы.

Как оформить документы

Для получения всех видов льгот и пособий сначала необходимо оформить соответствующие документы. Независимо от того, кем предоставляются привилегии (работодателем или государством), для их получения заявитель должен в обязательном порядке предоставить так называемое «Удостоверение чернобыльца». При этом для различных категорий пострадавших документ имеет свой вид.

Потерпевшим важно знать, что при смене их статуса, необходимо собрать подтверждающие документы и обновить удостоверение, иначе выплата пособий будет производиться по-старому. К примеру, если человек сначала был признан получившим или перенесшим лучевую болезнь, а позже стал инвалидом, то помимо удостоверения инвалида, ему необходимо будет получить специальную справку. В ней должно быть подтверждено, что группа присвоена в связи с заболеваниями, вызванными облучением от аварии на ЧАЭС. При наличии удостоверения и справки можно обращаться в службу социальной защиты населения для замены удостоверения и перерасчета льгот.

Если удостоверение получается впервые, то необходимо собрать пакет документов, подтверждающих проживание на пострадавших территориях, а также медицинские справки, подтверждающие заболевания (в случае их наличия). Подтвердить проживание или работы на зараженной территории можно паспортом, военным билетом, контрактом или трудовым договором, а также иными документами. Вместе с собранными бумагами необходимо предоставить специальное заявление (форму для заполнения можно получить в службе социальной защиты) и удостоверение гражданина – паспорт или свидетельство о рождении (для несовершеннолетних).

Документы может подавать не только сам заявитель, но и доверенное лицо, для чего ему потребуется предъявить нотариально заверенную доверенность. Помимо выплаты чернобыльцам законодательство также предусматривает различные виды компенсаций для их родственников (вдовам, сиротам и прочим). При этом сами родственники, во время обращения в службу социальной защиты должны представить документы, подтверждающие родственную связь.

Льготы, что предусмотрены для лиц пострадавших от этой катастрофы

Потерпевшим предусмотрены как единовременные или постоянные денежные компенсации, так и льготы, а также привилегии в виде дополнительных отпусков и внеочередного (или бесплатного) обслуживания в различных организациях, в том числе образовательного и медицинского типа.

  • предусмотрено право на улучшение условий проживания, в том числе и внеочередное;
  • половину стоимости коммунальной оплаты берет на себя государство;
  • в случае отсутствия централизованного отопления, пострадавший получает 50-ти процентную скидку на приобретение топлива (как местных видов, так и нефтепродуктов) на отопление своего жилья;
  • право сохранить свое рабочее место при сокращении (не относится к случаям увольнения за нарушение трудовой дисциплины);
  • дети пострадавших имеют право на зачисление вне конкурса в учебные заведения (как дошкольные, так и школьные, а также специализированные – ССУЗы и ВУЗы);
  • зачисление вне очереди в дома престарелых, инвалидов и ветеранов;
  • внеочередное получение работы через центр занятости населения при переезде на новое место жительства, с сохранением непрерывного трудового стажа и прежней заработной платы в течение 4-х месяцев;
  • дополнительный трудовой отпуск на рабочем месте (14 суток).

Про дополнительные отпуска следует упомянуть, что хоть они и предоставляются работодателем (время предоставления выбирается заявителем), их оплата осуществляется исключительно за счет средств государственного бюджета. За получением финансовых средств следует обратиться в службу социальной защиты населения. На получение дополнительного отпуска могут рассчитывать не только пострадавшие, но и дети, которые проживают в зоне отселения, и на момент катастрофы еще не появились на свет. Они могут рассчитывать на дополнительный отпуск продолжительностью от 7 до 14 суток.

Некоторые виды данных льгот распространяются не только на самих пострадавших, но и на их родственников. К примеру, скидка в размере 50 процентов на оплату жилплощади и коммунальных услуг (а также топлива при отсутствии централизованного отопления) положена вдовам чернобыльцев и их родственникам. Но воспользоваться таким привилегиям смогут только те люди, которые находились на иждивении у усопшего, в случае их финансовой независимости скидки не предусмотрены.

Чернобыльские выплаты

Помимо предоставляемых льгот государство предусмотрело следующие виды денежных компенсаций для жертв трагедии на ЧАЭС:

Также для семьи чернобыльца предусмотрена единовременная выплата при его гибели. Но только в том случае, когда будет установлен факт потери кормильца. Сбору подтверждающих документов при обращении за получением денег следует уделить особое внимание. К примеру, если справки о получении инвалидности в связи с облучением не будет, а будет установлен только факт утраты трудоспособности, то выплаты будут существенно ниже. Тоже касается и имущества – если не будет документов, подтверждающих их стоимость, то она будет рассчитываться исходя из среднерыночных показателей, которые также могут быть значительно ниже реальной стоимости.

Особенности начислений с учетом изменений в законодательстве

Государство всегда стремится поддерживать пострадавших от аварии на чернобыльской атомной станции. С этой целью размеры выплат постоянно индексируется, с учетом роста цен и благосостояния граждан. Но законодательство развивается, и в связи с этим некоторые дополнительные привилегии приходится отменять. Такие изменения всегда воспринимаются негативно, одним из недавних таких нововведений стала отмена бесплатного посещения чернобыльцами музеев и выставок.

Дело в том, что в отличие от 90-х годов (когда меры по поддержке пострадавшего населения только разрабатывались и принимались), большинство таких выставок и музеев перешли от государственной собственности в частную. Нынешние владельцы (особенно исторических музеев) также получают поддержку от государства, поскольку спрос населения на такие услуги значительно снизился, а поддерживать ценные историко-культурные экспонаты в хорошем состоянии стоит немалых денег. Чтобы не возникало конфликтов интересов и дополнительных расходов из бюджета правительство вынуждено идти на такие меры.

Но самым резонансным событием в области изменений выплат чернобыльцам стало нововведение 2016 года. Дело в том, что для матерей, проживающих (работающих) на пострадавших территориях полагалось двойное пособие на содержание ребенка, до достижения им 3-х летнего возраста. Но с 1 июля 2016 года таких привилегий молодые мамы лишились. На основании Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ изменился не только размер денежного пособия, но и принцип его начисления.

По новым правилам выплата назначается только тем родителям, которые проживали и имели прописку на пострадавшей территории до рождения ребенка. Для различных зон это срок установлен в диапазоне от 1 до 4 лет (1 год для зоны отселения и 4 для территорий с особым социально-экономическим статусом соответственно).

Также изменился и порядок начисления, вместо двойного пособия молодые мамы теперь могут рассчитывать на следующие материальные начисления:

  • детям, не достигшим возраста в 1,5 года, помимо обычного пособия на ребенка (от работодателя – согласно, средней заработной платы работника, для безработных – минимальное), в службе социальной защиты можно получить фиксированную ежемесячную помощь, независимо от того, какой это по счету ребенок;
  • в возрасте от полутора до трех, лет рассчитывать на какие-либо выплаты по пособиям не придется (только ежемесячное от работодателя, в размере 50 рублей), вместо этого от органов социальной защиты будет регулярно осуществляться небольшая денежная компенсация.
Смотрите так же:  Компенсация за строительство дома многодетным

До подобных нововведений каких-либо запретов и ограничений по временному сроку прописки на территории не было, двойное пособие можно было получать даже в случае переезда с родившимся ребенком на зараженную территорию. Именно подобное поведение граждан и спровоцировало власти на принятие столь непопулярных мер. В процессе многократных проверок органы надзора выявили, что было выплачено большое количество бюджетных средств даже тем, кто был просто прописан на пострадавших территориях, но фактически там не проживал.

На сегодняшний день вопросу чернобыльцев уделяется немалое внимание, хоть помощь государства и не всегда способна удовлетворить даже минимальные запросы пострадавших. Имеющиеся в стране волонтерские организации также стараются помочь пострадавшим и ликвидаторам последствий трагедии. Вкупе с постоянными индексациями выплат эти меры способствуют положительной динамике в улучшении условий жизни для пострадавших от аварии.

Льготы и пособия в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом

Я проживаю в Зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом с января 2017 ,не пенсионер. Какие льготы и пособия мне положены?

Ответы юристов (1)

Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 03.07.2016) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространяется на лиц, постоянно проживающих, в частности п. 8 ст. 13 указано

8) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;

В ст. 18 и 19 указанного закона перечислены льготы для таких граждан. В силу слишком большого объема текста не привожу здесь. Можете прочитать:

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Положены мне льготы, если проживала в зоне проживания с льготным социально экономическим статусом?

Здравствуйте, согласно закону от 15 мая 1991 г N 1244-1 О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС, проживала в зоне проживания с льготным социально экономическим статусом (Тульская обл. г.Новомосковск) с 1981-2005 года.Скажите, на какие льготы я имею право,какие документы нужны, что бы подтвердить эти льготы?Спасибо.

Ответы юристов (4)

Добрый день! Уточните свой статус — вы работаете, пенсионер?

Уточнение клиента

Работаю,но прописана и работаю в Астрахани

21 Июля 2016, 09:20

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте! В соответствии со статьей 13 Закона РФ от 15.01.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствиие катастрофы на Чернобыльской АЭС» К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:

1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;

граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;

4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 — 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 — 1990 годах службу в зоне отчуждения;
5) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения;

6) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;
7) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;

8) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;

9) граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;

10) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);
11) граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;

12) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Таким образом, в связи с тем, что Вы в данный момент не проживаете на указанной территории Вам не положены льготы, предусмотренные статьей 19 данного Федерального закона.

Но Вы имеете право на досрочное назначение пенсии по старости, если еще не вышли на пенсию.

Статья 34. Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом

Гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В настоящее время Вы не проживаете на данной территории, а льготы устанавливаются только для тех категорий лиц, которые указаны в ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 03.07.2016) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в частности п. 8 ст. 13 указано

8) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;

Согласно данному закону право на досрочную пенсию возникает только у граждан, которые указаны в ст.ст. 29-37 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 03.07.2016) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

Статья 29. Пенсионное обеспечение граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а также членов семей граждан, умерших (погибших) вследствие чернобыльской катастрофы
Статья 30. Пенсионное обеспечение участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения
Статья 31. Пенсионное обеспечение граждан, занятых на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения
Статья 32. Пенсионное обеспечение граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения
Статья 33. Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение
Статья 34. Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
Статья 35. Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих в зоне отселения до их переселения в другие районы
Статья 36. Пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне)
Статья 37. Пенсионное обеспечение граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение

В общей сложности Вы проживали на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом 24 года, то есть, если подпадаете под одну из указанных категорий можете выйти на пенсию на 3 года раньше, чем указано в ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, то есть в 52 года.

Статья 7. Условия назначения трудовой пенсии по старости
1. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
2. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Но если, в данные категории не входите, то, к сожалению, не сможете рассчитывать на досрочную пенсию.

Для начала необходимо определить Ваш статус в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», соответственно в зависимости от этого будет предоставляться определенный перечень мер социальной поддержки.

В соответствии со статьей 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»:

К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:

8) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом; Система

Вы в настоящее время уже не проживаете в данной зоне, а следовательно меры социальной поддержки предусмотренные статьёй 19 вышеуказанного закона Вам предоставляться не будут.

Между тем, согласно Письмо Госкомчернобыля РФ от 27 апреля 1993 г. N ВД-10-2079 «О порядке подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом»:

В связи с поступающими запросами Госкомчернобыль России и Минсоцзащиты России разъясняют, что у граждан, выезжающих из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (в контексте Закона Российской Федерации от 18.06.92 N 3061-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР „О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“), удостоверение проживающего(ей) на загрязненной радиацией территории изымается.
Взамен его местными органами власти выдается справка установленного образца о проживании (работе) в данной зоне (для решения вопросов пенсионного обеспечения).
Согласовано:
Заместитель председателя
Госкомчернобыля России

Смотрите так же:  Минимальная пенсия в красноярске в 2019 году по старости

Заместитель министра социальной
защиты населения России

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 мая 1993 г.
Регистрационный N 253

Т.е. Вы можете получить справку из органов местного самоуправления по прежнему месту жительства, подтверждающую факт проживания в данной зоне, что дает Вам право на меры социальной поддержки в рамках пенсионного обеспечения.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»:

1. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют:

7) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом;

Гражданам, указанным в подпунктах 3, 5-10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом „О страховых пенсиях“, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации „О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“.

В соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 „О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:

Статья 34. Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом

Гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона “О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Т.е., независимо от того, что вы в настоящее время выехали из данной зоны, периоды проживания в ней, дают Вам право на досрочное назначение пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию 55 лет, на на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания, на основании соответствующей справки выданной органами местного самоуправления взамен удостоверений, при выезде данных лиц из зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Дополнительно соответствующая информация от представителя пенсионного фонда РФ на одном из интернет ресурсов:

Отвечает управляющий отделением Пенсионного фонда РФ по Курской области Валентина РОМАНОВА:

«В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» гражданам, постоянно проживающим (проживавшим) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»: на один год, при условии проживания (работы) на загрязненной территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории, и дополнительно на один год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на три года в общей сложности.

Данное право от факта проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом на день обращения за назначением пенсии не зависит.
Поэтому при выезде с территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом право на данную льготу не утрачивается».

30 лет в зоне отчуждения: какие льготы положены «чернобыльцам»

Денежные выплаты, дополнительные отпуска, сроки выхода на пенсию и виды социальной поддержки, положенные «чернобыльцам», сильно варьируются. А некоторые льготы собираются отнимать

Припять. Детский парк. Фото Константина Шапкина, 2007 г.

26 апреля исполняется 30 лет с того дня, когда взорвался четвертый энергоблок Чернобыльской АЭС, и жизнь сотен тысяч людей оказалась поделена надвое: до и после аварии.

Пересмотр границ зон радиоактивного загрязнения

В 2015 году начался пересмотр границ чернобыльских «зон». Его целью было исключение из перечня загрязненных территорий тех населенных пунктов, где радиационная обстановка уже нормализовалась.

Жители 14 регионов в июле прошлого года обратились к правительству с петицией, которую подписали 180 тысяч человек. Они просили еще на пять лет сохранить льготные выплаты в городах и деревнях, признанных «чистыми». Президент Союза «Чернобыль» России Вячеслав Гришин отметил тогда, что для оценки ситуации одних только радиационных замеров недостаточно.

Президент Союза «Чернобыль» России Вячеслав Гришин. Фото с сайта ultrapotok.ru

«Среди населения, проживающего на территории зоны отселения Брянской области, наблюдается превышение заболеваемости по многим болезням. Например, по болезням щитовидной железы у подростков в 12 раз выше, чем в РФ; у взрослых – в 7 раз выше, чем в РФ. Общая заболеваемость злокачественными заболеваниями всего населения больше, чем в РФ, в 4,3 раза. Заболеваемость органов дыхания выше, чем по РФ, почти на 10% у детей, у подростков – на 23,6% выше, у взрослых – на 38,1%», – сказал он.

Тем не менее, в октябре 2015 года вышло постановление правительства, где излагался новый, сокращенный перечень населенных пунктов, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения.

По оценкам экспертов, изменение статуса территорий затронуло 60–70 тыс. человек, главным образом в Брянской области. «После принятия постановления уже с нынешнего года не только резко сокращены выплаты льготных пособий, но и фактически закрыта медицинская программа “Минимизация медицинских последствий экологического неблагополучия в Брянской области”, – сообщила “Известиям” брянский эколог, бывший депутат областной думы Людмила Комогорцева. – Сокращены мероприятия по оздоровлению детей, проживающих на радиационно загрязненных территориях».

В январе 2016 года в Верховный суд обратились более 50 жителей населенных пунктов, чей «чернобыльский статус» оказался понижен. Однако суд 30 марта отказал в удовлетворении их исковых заявлений.

Представитель истцов Сергей Маслов в интервью «Коммерсанту» заявил, что методика оценки радиоактивного загрязнения, которую использовали при пересмотре перечня, не соответствовала методике, утвержденной Роспотребнадзором в 2007 году. Кроме того, в этой работе не принимали участия представители органов самоуправления, а «в решении не учтены экологические паспорта регионов», добавил он.

На процессе по делу о чернобыльских компенсациях. Фото с сайта kommersant.ru

«Власти, принимая решение сократить перечень загрязненных городов и деревень, не учли неизбежных социальных последствий. Постановление правительства основано на заключении НПО “Тайфун”, которое не проводило реальных измерений в этих населенных пунктах, а сделало выводы на основе теоретических расчетов», – считает руководитель проекта энергетической программы Гринпис России Рашид Алимов.

В середине апреля МЧС заявило, что количество российских населенных пунктов, ранее загрязненных радиацией в результате аварии на Чернобыльской АЭС, уменьшилось с начала 1990-х годов в два раза. Кроме того, согласно докладу ведомства, принятые меры позволили вернуть в хозяйственный оборот практически треть земель, загрязненных радиацией.

Компенсировать ущерб, нанесенный здоровью военных, пожарных и других специалистов, работавших в эпицентре катастрофы, а также жителей прилегающих к АЭС территорий, должна была особая система льгот. Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» многократно уточнялся и дополнялся, ежемесячные и ежегодные выплаты индексировались, границы зон радиоактивного загрязнения пересматривались.

Но и по сей день пострадавшие в результате аварии люди, а также их семьи, имеют право на определенные выплаты и льготы. Согласно закону, им гарантируется возмещение вреда здоровью, компенсация за риск, связанный с проживанием на загрязненной территории, а также меры социальной поддержки. Размер выплат и список льгот зависят от величины ущерба и от статуса местности, где проживает человек.

Чернобыльские «зоны» делятся на несколько категорий: зона отчуждения, зона отселения, зона проживания с правом на отселение, зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. В настоящее время на этих территориях прописаны почти 1,5 млн человек.

Кто имеет право на льготы

– Граждане, ставшие инвалидами или получившие заболевание, связанное с воздействием радиации.

– Люди разных профессий, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии в 1986-1987 и в 1988-1990 гг.; военные и сотрудники органов МВД, проходившие в это время службу в зоне отчуждения; врачи, получившие сверхнормативные дозы облучения, оказывая помощь тем, кто пострадал в результате катастрофы.

– Граждане, работающие в зоне отчуждения или в зоне отселения, постоянно проживающие или работающие в зоне проживания с правом на отселение и в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

– Люди, эвакуированные или переселенные в 1986 году и позднее из зон отчуждения и отселения, а также те, кто после катастрофы добровольно выехал из зоны проживания с правом на отселение.

– Лица, проходившие военную службу в одной из чернобыльских «зон».

– Семьи, потерявшие кормильца, если он умер из-за аварии или связанного с ней заболевания. Члены семей, в том числе вдовы, участников ликвидации последствий аварии.

– Дети, страдающие заболеваниями, вызванными радиоактивным облучением одного из родителей.

Вид на четвертый энергоблок чернобыльской АЭС и заброшенный город Припять. Фото Константина Шапкина, 2007 г.

Льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации в результате чернобыльской катастрофы

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Кроме компенсационных выплат Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон №1244-1) также предусмотрен ряд льгот для граждан, которые подверглись воздействию радиации в результате чернобыльской катастрофы. Основное отличие компенсаций от льгот — компенсации — это дополнительные выплаты, а льготы – преимущества, предоставляемые определенным категориям граждан, например, установка телефона вне очереди, бесплатный проезд на транспорте, дополнительный отпуск и так далее.

Рассмотрим некоторые виды льгот, предусмотренные Законом №1244-1, при предоставлении которых зачастую возникает вопросы, связанные с налогообложением, и их неоднозначное толкование.

Нужно помнить, что статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) к доходам, не подлежащим обложению НДФЛ, отнесены:

«1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;

3) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

Смотрите так же:  Заявление о проведении зачета по налогам образец

возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья».

Таким образом, суммы, выплачиваемые работникам и не являющиеся компенсациями, являются объектом обложения НДФЛ.

В соответствии со статьей 238 НК РФ не являются объектом налогообложения ЕСН:

«1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья».

Относительно ЕСН существуют две точки зрения. С одной стороны, суммы, не отнесенные к компенсациям, выплачиваются в связи с предоставляемыми гражданам льготами и, следовательно, являются объектом обложения ЕСН. Однако статьей 5 Закона №1244-1 установлено, что все расходы, связанные с реализацией его положений, финансируются из федерального бюджета и организациям, осуществляющим выплаты своим работникам в рамках Закона №1244-1, их расходы возмещаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Таким образом, суммы, выдаваемые работникам, как в порядке компенсации, так и в связи с предоставлением льгот, выплачиваются не из средств организации, а в рамках целевого финансирования и не могут быть включены в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. Поэтому данные выплаты могут не включаться в налоговую базу по ЕСН на основании пункта 3 статьи 236 НК РФ.

Кроме того, остается открытым вопрос об источнике, за счет которого должен быть начислен ЕСН. Суммы ЕСН, начисленные в данном случае, не могут быть включены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль в налоговом учете и не могут быть отнесены на себестоимость в бухгалтерском. Как правило, ЕСН начисляется за счет того источника, за счет которого произведены выплаты. Выплата денежных сумм в связи с предоставлением льгот осуществляется за счет целевого финансирования из федерального бюджета. Однако, хотя статьей 5 Закона №1244-1 установлено, что организациям возмещаются «расходы, связанные с реализацией положений Закона» (а суммы начисленного ЕСН являются расходами, связанными с выплатой гражданам сумм в связи с предоставленными льготами), возмещение организациям сумм начисленного и уплаченного ЕСН законодательно не предусмотрено.

Тем не менее, поскольку позиция налоговых органов однозначна – все выплаты, не относящиеся к компенсациям, являются объектом обложения ЕСН. Организация, не начисляющая на эти суммы ЕСН на основании пункта 3 статьи 236 НК РФ, должна быть готова отстаивать свою позицию в суде.

Эта льгота предоставляется:

¨ гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием;

¨ инвалидам вследствие катастрофы;

¨ участникам ликвидации последствий катастрофы.

Доплата производится до момента восстановления трудоспособности или установления инвалидности.

Начисление доплаты оформляется бухгалтерской проводкой:

Статьей 182 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) такая доплата отнесена к гарантиям, поэтому не считается компенсационной выплатой. Понятие гарантии и компенсации дано в статье 164 ТК РФ, согласно которой гарантии — средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений, а компенсации — денежные выплаты, установленные в целях возмещения работниками затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Отнесение этой доплаты к льготам следует из буквального прочтения первого абзаца статьи 15 Закона №1244-1.

Соответственно, сумма доплаты должна включаться в налогооблагаемый доход граждан и с нее должен быть исчислен и удержан НДФЛ.

Относительно начисления ЕСН – смотрите выше.

¨ 21 календарный день (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда) лицам, работающим в зоне отселения, до их переселения в другие районы — с 26 апреля 1986 года;

¨ 14 календарных дней (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда) лицам, работающим на территории зоны проживания с правом на отселение — с 26 апреля 1986 года;

¨ 7 календарных дней (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда):

ü лицам, работающим в зоне отселения до их переселения в другие районы, — со 2 декабря 1995 года;

ü лицам, работающим на территории зоны проживания с правом на отселение, — со 2 декабря 1995 года;

ü лицам, работающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы), — до 2 декабря 1995 года;

¨ 14 календарных дней:

ü лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

ü инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы;

ü участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в 1986-1987 годах;

ü гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения (статьи 14, 15, 17 Закона №1244-1).

Граждане, занятые на работах в зоне отчуждения, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск, размер которого Законом №1244-1 не установлен.

Начисление оплаты дополнительного отпуска оформляется бухгалтерской проводкой:

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Так как предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска является льготой, суммы оплаты дополнительного отпуска на наш взгляд являются доходом, подлежащим обложению НДФЛ.

Кроме того, в соответствии с Законом №1244-1 гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, гарантируется получение дополнительного оплачиваемого отпуска. Понятие гарантии и компенсации дано в статье 164 ТК РФ. Таким образом, оплата дополнительного отпуска является гарантией, не может быть отнесена к компенсационной выплате и, соответственно, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке (Письмо МНС Российской Федерации от 6 мая 2004 года №04-2-07/4 «О налогообложении доходов физических лиц»).

Но налоговые органы придерживаются иной точки зрения. По мнению налоговиков, суммы оплаты дополнительного отпуска, предусмотренного статьями 14 и 19 Закона №1244-1, предоставляемого гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, следует отнести к компенсационным выплатам, связанным с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Исходя из изложенного, по мнению МНС, выплаты по дополнительным отпускам, связанные с возмещением вреда, причиненного гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. Такая точка зрения изложена в Письме Минфина Российской Федерации от 27 сентября 2004 года №03-05-02-04/23. По мнению Минфина Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 217 НК РФ суммы оплаты дополнительного отпуска, предоставляемого «чернобыльцам» на основании Закона №1244-1, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц как выплаты, производимые в соответствии с действующим законодательством (Письмо Минфина Российской Федерации от 7 августа 2003 года №04-04-06/155).

Исходя из вышеизложенного, организациям, не облагающим дополнительные отпуска «чернобыльцам» налогом на доходы, нужно быть готовыми отстаивать свою позицию в суде.

Суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, не могут рассматриваться как выплаты, осуществляемые работодателем по трудовым договорам. Статьей 116 ТК РФ предусмотрены случаи, когда работнику могут быть предоставлены ежегодные дополнительные оплачиваемые работодателем отпуска, однако предоставление дополнительного отпуска на основании Закона №1244-1 непосредственно не связано с выполнением текущих трудовых обязанностей работником, особыми условиями его труда у работодателя, с которым он в данный момент состоит в трудовых отношениях. Следовательно, суммы оплаты дополнительных отпусков не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу. Аналогичного мнения придерживается Минфин Российской Федерации в Письме от 30 сентября 2003 года №04-04-04/109, а также от 23 сентября 2004 года №03-05-02-04/21.

Согласно статье 126 ТК РФ часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.

Статьей 5 Закона №1244-1 установлено, что финансирование расходов, связанных с реализацией этого Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. В связи с этим считаем, что выплачиваемая организацией работнику сумма денежной компенсации взамен дополнительного отпуска в данном случае не может формировать финансовые результаты деятельности организации, так как подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета. Рассмотрим на примере, как отражаются в бухгалтерском учете данные операции.

Работнику ООО «Феникс» Котову П.К., принимавшему участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в отчетном месяце предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск 28 календарных дней и на основании его письменного заявления выплачивается денежная компенсация взамен 14 дней дополнительного отпуска в размере 3556 рублей. Котов П.К. имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 500 рублей:

Другие публикации:

  • Мировой суд 1 ленинского района чебоксары Суды города Чебоксары Вас вызвали в суд или наоборот хотите подать в суд, но не знаете где находятся суды в г.Чебоксары или не знаете как до суда доехать? Специально для вас мы подготовили список судов Чебоксар: Верховный суд, Арбитражный суд, районные суды […]
  • В какой срок налоговая должна вернуть ндфл Право на НДФЛ-вычет ИФНС подтвердила, а деньги так и не пришли: как быть? Далеко не всегда получение денег по заявленному НДФЛ- вычету (имущественному/ социальному/ стандартному) проходит гладко. Давайте разберемся с ситуацией, когда вы представили в […]
  • Размер пособия на второго ребенка до 15 лет Пособие по уходу за ребенком до 3 лет Молодые матери должны знать, что им полагается пособие по уходу за ребенком до 3 лет. Эти выплаты осуществляются или из бюджета города, или из денег предприятия, или из государственных средств. Государство выплачивает […]
  • Валютный налог 15 Каков налог на валютные операции? Налог на валютные операции — это обиходное (и не вполне корректное) название НДФЛ, который теоретически требуется уплатить с тех валютообменных операций, по результатам которых физлица — резиденты РФ получили доход. О чем […]
  • Страховой стаж в 2019 Сколько стажа нужно для выхода на пенсию по новому закону c 2019 года: таблица В России стартует пенсионная реформа – с 1 января 2019 года. В рамках реформы повышается пенсионный возраст для мужчин и женщин. А что со стажем? Сколько стажа потребуется для […]
  • Регистрация ооо в симферополе Регистрация ООО в Крыму и Севастополе Открытие бизнеса в Крыму сейчас обеспечит Вам и Вашему предприятию множество льгот и преимуществ: Выход на относительно свободный и формирующийся рынок Крымского полуострова; Лояльность налогового органа (3 года без […]

Вам также может понравиться