Лесорастительное районирование приказ

Приказ Минприроды России от 09.01.2017 N 1 «Об утверждении Порядка лесозащитного районирования» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2017 N 45471)

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

от 9 января 2017 г. N 1

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ЛЕСОЗАЩИТНОГО РАЙОНИРОВАНИЯ

В соответствии со статьей 60.4 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2016, N 1, ст. 75) приказываю:

утвердить прилагаемый Порядок лесозащитного районирования.

приказом Минприроды России

от 09.01.2017 N 1

ПОРЯДОК ЛЕСОЗАЩИТНОГО РАЙОНИРОВАНИЯ

1. Лесозащитное районирование проводится в лесах, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, в целях определения зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы.

2. В зависимости от зоны лесопатологической угрозы определяются методы осуществления государственного лесопатологического мониторинга (далее — ГЛПМ) и проведения лесопатологических обследований (далее — ЛПО).

3. Лесозащитное районирование осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства.

4. Минимальной единицей лесозащитного районирования является участковое лесничество, в случае его отсутствия — лесничество (лесопарк) (далее — объект лесозащитного районирования).

5. Для отнесения объекта лесозащитного районирования к той или иной зоне лесопатологической угрозы используются следующие критерии:

объем санитарно-оздоровительных мероприятий;

объем мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов;

площадь очагов вредных организмов, в отношении которых требуется принятия мер по их ликвидации;

площадь лесного участка, занятого погибшими и поврежденными насаждениями;

площадь защитных лесов, в том числе особо охраняемых природных территорий.

6. Источниками информации для отнесения объекта лесозащитного районирования к той или иной зоне лесопатологической угрозы являются:

сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре;

результаты осуществления ГЛПМ;

сведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов;

результаты осуществления лесорастительного районирования.

7. Изменение зон лесопатологической угрозы допускается при изменении значений одного из критериев, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, более чем на 20% от начальной величины. Изменение зон лесопатологической угрозы осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства.

8. Методы (способы) осуществления ГЛПМ определяются с учетом зон лесопатологической угрозы:

в зоне слабой лесопатологической угрозы используются дистанционные методы (способы) наблюдения и экспедиционные лесопатологические обследования;

в зоне средней лесопатологической угрозы — дистанционные и выборочные наземные методы (способы) наблюдения;

в зоне сильной лесопатологической угрозы — все методы (способы), предусмотренные порядком осуществления государственного лесопатологического мониторинга, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти «1», с преобладанием наземных.

«1» Часть 3 статьи 60.5 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2016, N 1, ст. 75).

9. Способы проведения ЛПО также определяются с учетом зон лесопатологической угрозы:

в зоне слабой лесопатологической угрозы используются преимущественно визуальный способ и дистанционный метод обследования;

в зоне средней лесопатологической угрозы — визуальный и инструментальный способы;

в зоне сильной лесопатологической угрозы — преимущественно инструментальный способ.

Лесорастительное районирование

Планирование мероприятий по использованию и охране лесов осуществляется с учетом лесорастительного районирования. Оно заключается в определении лесорастительных зон в зависимости от природно-климатических условий, в которых расположены леса с относительно однородными лесорастительными признаками (ст. 15 ЛК РФ). На основе лесорастительного районирования осуществляется установление лесных районов с относительно сходными условиями использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. В ч. 3 ст. 15 ЛК РФ прямо закреплено, что определение лесорастительных зон и лесных районов происходит в соответствии с научно обоснованной методологией, которую закрепляет в нормативном акте уполномоченный орган исполнительной власти.

Возрасты рубок лесных насаждений (возрасты лесных насаждений, устанавливаемые для заготовки древесины определенной товарной структуры), правила заготовки древесины и иных лесных ресурсов, правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами устанавливаются для каждого лесного района также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Рослесхоза от 9 марта 2011 г. № 61 были утверждены Перечень лесорастительных зон Российской Федерации и Перечень лесных районов Российской Федерации. Так, большинство лесов в административных районах Московской области входят в район хвойно-широколиственных (смешанных) лесов Европейской части РФ. В свою очередь, хвойно-широколиственный район Европейской части РФ (район хвойно-широколиственных лесов) относится к зоне хвойно-широколиственных зон.

Поставленная в Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 годы задача существенного повышения эффективности и объемов использования лесов, вовлечения в эксплуатацию новых, еще не освоенных лесных территорий, повышения интенсивности использования лесов, развития лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры обусловила необходимость введения в ЛК РФ норм, посвященных освоению лесов. Это новый институт лесного законодательства, которого не было в ЛК РФ 1997 г., его следует оценить положительно. Значение его сложно переоценить, поскольку правовые нормы, посвященные освоению лесов, направлены на максимально полное вовлечение лесных ресурсов и лесных земель в хозяйственную эксплуатацию. Можно сказать, что принятие самого ЛК РФ направлено на освоение лесов и, соответственно, создания объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры.

Освоение лесов (ст. 12 ЛК РФ) — центральная концепция, положенная в основу ЛК РФ. Основная идея освоения лесов заключается в том, что они должны использоваться всесторонним образом. А для этого необходимо развивать лесную промышленность. Поэтому Л К РФ комплексно регулирует вопросы использования лесов наряду с развитием лесной промышленности.

В литературе отмечается1 и анализ ЛК РФ подтверждает, что освоение лесов подразумевает их использование, для чего, по мнению законодателя, необходимо создать соответствующую инфраструктуру, построить объекты недвижимости на землях лесного фонда.

Согласно ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (ч. 1 ст. 12 ЛК РФ). Важно, что освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (ч. 2 ст. 12 ЛК РФ). Кроме того, освоение лесов строится на основе комплексного подхода (ч. 5 ст. 12 Л К РФ).

Понятие «освоение лесов» носит многоаспектный характер. Освоение лесов — это, прежде всего, организация их использования согласно п. 1 ч. 5 ст. 12 ЛК РФ. Освоением является также непосредственное использование лесов. Данное положение можно обосновать следующим образом. В п. 1 ч. 5 ст. 12 ЛК РФ прямо сказано, что при освоении лесов на основании комплексного подхода осуществляется организация использования лесов. Так, создание объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры в рамках освоения лесов является фактически одним из видов использования лесов, предусмотренным ст. 46 ЛК РФ «Использование лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов». Следует отметить, что грамматическое (смысловое) значение слова «освоение» означает использование.

Говоря о соотношении понятий «освоение лесов» и «использование лесов», следует подчеркнуть, что понятие освоение лесов шире понятия использования лесов, поскольку освоение лесов подразумевает их использование, а также создание и развитие лесной промышленности, проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а также мероприятии по охране и использованию объектов животного мира и водных объектов.

Освоение лесов основывается на подразделении лесов по целевому назначению, которое закреплено в ст. 10 ЛК РФ. Согласно этой статье леса, расположенные на землях лесного фонда, подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Данная классификация лесов основана «по принципу их целевого использования». Она согласуется с принципом сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду (п. 2 ст. 1 ЛК РФ).

Резервные леса не подлежат использованию в целях заготовки древесины и живицы. Согласно ч. 1 ст. 109 ЛК РФ к резервным лесам относятся леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины. Использование резервных лесов допускается только после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам.

Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (ч. 3 ст. 12 ЛК РФ). В эксплуатационных лесах допускается осуществление всех видов использования лесов, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ (ч. 2 ст. 108).

Защитные леса также подлежат освоению. Однако ситуация с освоением защитных лесов неоднозначна. Как указано в Концепции развития лесного хозяйства, важно уточнить режимы использования эксплуатационных и особенно защитных лесов.

Законодатель разрешает освоение защитных лесов в определенных целях. В соответствии с ч. 4 ст. 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с их одновременным использованием. Но при этом законодатель устанавливает следующее требование в этой же статье: их использование должно быть совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (ч. 4 ст. 12 ЛК РФ). Освоение защитных лесов осуществляется с ориентацией, прежде всего, на сохранение их экологических функций.

Хозяйственное использование защитных лесов не запрещается. Так, даже в ценных лесах — одной из категорий защитных лесов имеются орехово-промысловые зоны и лесные плодовые насаждения (подп. «д» и «е» п. 4 ч. 2 ст. 102 Л К РФ).

В Лесном кодексе РФ в ч. 3 ст. 102 закреплены следующие категории защитных лесов:

  • 1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
  • 2) леса, расположенные в водоохранных зонах;
  • 3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: источников водоснабжения, железнодорожных путей, автомобильных дорог, зеленые зоны, лесопарковые зоны, городские леса и др.;
  • 4) ценные леса (например, государственные защитные лесные полосы, противоэрозионные леса, запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов).
Смотрите так же:  Требования к планшетам

Также в ЛК РФ выделяются особо защитные участки леса (ч. 3 ст. 102). К ним относятся: берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; заповедные лесные участки; участки лесов с наличием реликтовых растений; места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и другие. Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных, эксплуатационных и резервных лесах.

Правовой режим всех защитных лесов и лесов, признанных особо защитными, характеризуется следующей особенностью: в них запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (ч. 5 ст. 102 ЛК РФ). Как правило, в них запрещены сплошные рубки.

Правовой режим отдельных разновидностей лесов конкретизирован в ЛК РФ в следующих статьях: правовой режим лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях (ст. 103); правовой режим лесов, расположенных в водоохранных зонах (ст. 104); правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (ст. 105); правовой режим ценных лесов (ст. 106); правовой режим особо защитных участков лесов (ст. 107).

Таким образом, именно леса, отнесенные к категории эксплуатационных, подлежат освоению в первоочередном порядке и в полной мере.

Освоение лесов состоит из следующего комплекса мероприятий (ч. 5 ст. 12 ЛК РФ):

  • 1) организация использования лесов;
  • 2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры;
  • 3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;
  • 4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

В дальнейших статьях ЛК РФ раскрывается это многоаспектное понятие освоения лесов.

Освоение лесов включает в себя также создание лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Статья 13 ЛК РФ разрешает создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и др.) в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Но помимо создания лесной инфраструктуры ст. 21 ЛК РФ предусматривает большие возможности для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Данный перечень объектов лесной инфраструктуры утверждается Правительством РФ для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов.

Лесной кодекс РФ разрешает строительство и эксплуатацию объектов на землях лесного фонда, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для:

  • 1) осуществления работ по геологическому изучению недр;
  • 2) разработки месторождений полезных ископаемых;
  • 3) использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
  • 4) использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее — линейные объекты);
  • 5) переработки древесины и иных лесных ресурсов;
  • 6) осуществления рекреационной деятельности;
  • 7) осуществления религиозной деятельности (ч. 1 ст. 21).

В отличие от ЛК РФ 1997 г. при необходимости строительства данных объектов не требуется осуществлять перевод лесных земель в нелесные в пределах земель лесного фонда, поскольку в новом ЛК РФ нет такого деления земель лесного фонда. Это значительно облегчает строительство на землях лесного фонда, что соответственно ведет к вырубке лесов. Так, в ч. 5 ст. 21 ЛК РФ предусмотрено, что для видов строительства, указанных в п. 1-4 ч. 1 ст. 21 ЛК РФ (включая цели проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборные и сплошные вырубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов. В защитных лесах данные виды рубок допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных п. 1-4 ч. 1 ст. 21 ЛК РФ, не запрещено или не ограничено в соответствии с законодательством РФ (ч. 5.1 ст. 21 ЛК РФ).

При этом вариантов застройки лесов на землях иных категориях, отличных от земель лесного фонда, значительно больше, поскольку строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель (ч. 2 ст. 21Л К РФ). Целевое же назначение земель отличается значительным разнообразием, ЗК РФ предусматривает семь различных категорий земель. Например, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (ч. 1 ст. 83 ЗК РФ).

При анализе ЛК РФ возникает следующий вопрос. Законодатель разделяет строительство объектов, связанных с созданием лесной инфраструктуры и не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Согласно ст. 13 объекты лесной инфраструктуры в отличие от объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры не должны быть объектами капитального строительства. Они подлежат сносу с рекультивацией земель, на которых располагались. Тем не менее строительная деятельность в лесу все равно признается лесопользованием, хотя она даже не связана с созданием объектов лесной инфраструктуры.

Таким образом, в новом ЛК РФ значительно расширены возможности бесконтрольного строительства и размещения различных объектов в лесах, что может быть сопряжено со значительным их уничтожением.

Приказ Рослесхоза от 25.04.2017 N 179 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению лесозащитного районирования»

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

от 25 апреля 2017 г. N 179

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЛЕСОЗАЩИТНОГО РАЙОНИРОВАНИЯ

В соответствии со статьей 60.4 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2016, N 1, ст. 75), пунктом 5.4.33 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5068; 2016, N 39, ст. 5658) и пунктом 3 Порядка лесозащитного районирования, утвержденного приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 1, приказываю:

утвердить Методические указания по осуществлению лесозащитного районирования согласно приложению.

природных ресурсов и экологии

агентства лесного хозяйства

к приказу Федерального агентства

от 25.04.2017 N 179

ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЛЕСОЗАЩИТНОГО РАЙОНИРОВАНИЯ

1. Методические указания по осуществлению лесозащитного районирования устанавливает порядок расчета напряженности лесопатологической обстановки.

2. Отнесение лесничества (лесопарка), участкового лесничества к той или иной зоне лесопатологической угрозы определяется с использованием показателя напряженности лесопатологической обстановки.

3. Для расчета показателя напряженности лесопатологической угрозы используются следующие критерии, установленные пунктом 5 Порядка лесозащитного районирования.

4. Критерии рассчитываются по среднеарифметической величине за 5 лет.

5. Объем санитарно-оздоровительных мероприятий включает в себя сумму сплошных, выборочных санитарных рубок и уборки неликвидной древесины, проведенных на территории указанного участкового лесничества/лесничества (лесопарка), га.

6. Объем мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов включает в себя сумму объемов проведенных мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов и объемов рубок лесных насаждений в целях регулирования породного и возрастного составов лесных насаждений, зараженных вредными организмами, га.

7. Площадь очагов вредных организмов, требующих мер борьбы, включает в себя площадь очагов вредных организмов, требующую мер борьбы, га.

8. Площадь лесного участка, занятого погибшими и поврежденными насаждениями, включает в себя площадь территории участкового лесничества, лесничества (лесопарка), на котором выявлены погибшие и поврежденные насаждения, тыс. га.

9. Площадь защитных лесов, в том числе особо охраняемых природных территорий, включает в себя площадь защитных лесов, в том числе особо охраняемых природных территорий, в участковом лесничестве/лесничестве (лесопарке), тыс. га.

10. Расчет напряженности лесопатологической обстановки проводится по следующим показателям:

1) отношение площади лесных участков, на которых проведены санитарно-оздоровительных мероприятия в текущем году, к площади лесного участка, занятого погибшими и поврежденными насаждениями на начало текущего года, %;

2) расчет суммарной вредоносности вредителей и болезней леса (Вр), находящиеся на территории участкового лесничества/лесничества (лесопарка) и требующие мер борьбы с ними, определяется по формуле:

Вр = K1 * Вр1 + K2 * Вр2 + K3 * Вр3 + Ki * Врi,

где Ki — доля вредного организма в очагах вредных организмов, требующих мер борьбы, находящихся в насаждениях участкового лесничества/лесничества (лесопарка),

Врi — балл вредоносности каждого вредного организма, требующего мер борьбы с ним, в соответствии с приложением 1.

3) отношение площади лесных участков, на которых ликвидированы очаги вредных организмов в текущем году, к площади очагов вредных организмов, требующих мер борьбы с ними, на начало текущего года, %.

4) отношение площади очагов вредных организмов, требующих мер борьбы с ними на начало текущего года, к площади земель покрытых лесной растительностью, на начало текущего года, %.

5) отношение площади лесных участков, занятых погибшими и поврежденными лесными насаждениями в текущем году, к площади земель покрытых лесной растительностью, на начало текущего года, %.

6) отношение площади защитных лесов, в том числе особо охраняемых природных территорий, к площади земель покрытых лесной растительностью, %.

11. Результаты расчета каждого показателя оцениваются в баллах в соответствии с таблицей 1.

Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации (с изменениями на 18 октября 2018 года)

Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации (с изменениями на 18 октября 2018 года)

Приказ Минприроды России (Министерства природных ресурсов и экологии РФ)

Минприроды России (Министерство природных ресурсов и экологии РФ)

Российская газета, N 18/1, 30.01.2015, (специальный выпуск)

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 6, 09.02.2015

Статья 15. Районирование лесов

1. В зависимости от природно-климатических условий определяются лесорастительные зоны, в которых расположены леса с относительно однородными лесорастительными признаками (лесорастительное районирование).

2. На основе лесорастительного районирования осуществляется установление лесных районов с относительно сходными условиями использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

3. Лесорастительные зоны и лесные районы в соответствии с научно обоснованной методологией определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
4. Возрасты рубок лесных насаждений (возрасты лесных насаждений, устанавливаемые для заготовки древесины определенной товарной структуры), правила заготовки древесины и иных лесных ресурсов, правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами устанавливаются для каждого лесного района уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Смотрите так же:  Приказ по школе о дежурстве в праздничные дни образец

Комментарий к статье 15 ЛК РФ

Под районированием лесов в комментируемой статье понимается определение в соответствии с научно обоснованной методологией и в зависимости от природно-климатических условий России лесорастительных зон, в которых расположены леса с относительно однородными лесорастительными признаками, на основе которого осуществляется установление лесных районов с относительно сходными условиями использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Районирование лесов необходимо для их надлежащего, в том числе перспективного, использования и охраны, в частности, для установления правил, предусмотренных частью 4 статьи 15 ЛК.

Другой комментарий к статье 15 ЛК РФ

1. В соответствии с ч.1 комментируемой статьи лесорастительное районирование представляет собой определение в зависимости от природно-климатических условий лесорастительных зон, в которых располагаются леса с относительно однородными лесорастительными признаками.

2. На основе лесорастительного районирования согласно ч.2 комментируемой статьи в пределах лесорастительных зон устанавливаются лесные районы с относительно сходными условиями использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

3. Лесорастительные зоны и лесные районы в соответствии с научно обоснованной методологией определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Под уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в данном случае понимается Федеральное агентство лесного хозяйства. В настоящее время действует приказ Рослесхоза от 9 марта 2011 года N 61 «Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации»
4. Возрасты рубок лесных насаждений (возрасты лесных насаждений, устанавливаемые для заготовки древесины определенной товарной структуры), правила заготовки древесины и иных лесных ресурсов, правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами устанавливаются для каждого лесного района уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время действуют следующие акты, регулирующие комментируемые положения:
— постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах»;
— постановление Правительства РФ от 29 июня 2007 года N 414 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах»;
— приказ Рослесхоза от 1 августа 2011 года N 337 «Об утверждении правил заготовки древесины»;
— приказ Минприроды РФ от 8 сентября 2010 года N 357 «Об утверждении Особенностей рубки лесных насаждений и воспроизводства видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, и редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев и кустарников при использовании лесов для строительства или реконструкции объектов, необходимых для организации и проведения 202 Олимпийских зимних игр и 11 Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развития города Сочи как горноклиматического курорта»;
— приказ Рослесхоза от 19 февраля 2008 года N 37 «Об установлении возрастов рубок»;
— приказ МПР РФ от 16 июля 2007 года N 185 «Об утверждении Правил ухода за лесами»;
— приказ МПР РФ от 16 июля 2007 года N 183 «Об утверждении Правил лесовосстановления».

Статья 15. Районирование лесов

Может также производиться лесоэкономическое районирование, т.е.

На основе лесорастительного и лесоэкономического районирования строится лесохозяйственное районирование, территориальное деление лесов по классификационным единицам разного уровня, объединяющим леса с определенными природными и экономическими условиями, которые определяют соответствующее ведение лесного хозяйства и лесопользование.

Основным видом является лесорастительное районирование. Оно включает в себя краткую характеристику лесорастительных зон (подзон, районов) и основания для их выделения, распределение лесхозов по лесорастительным зонам и рекомендуемые типологические классификации (приказ Рослесхоза от 15 декабря 1994 г. N 265 «Об утверждении Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России»*(30)).

Приказом МПР России от 27 декабря 2005 г. N 350 «Об утверждении Санитарных правил в лесах Российской Федерации»*(31) вводится лесозащитное районирование территории.

Защита лесов строится на основе лесозащитного районирования. Разработка схем лесозащитного районирования производится федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства. Результатом лесозащитного районирования является распределение территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, по зонам напряженности лесопатологической ситуации: низкой, слабой, средней и сильной.

Основным критерием для выделения лесопатологических районов или зон служит степень вредоносности лесопатологических факторов, которая определяется через частоту их проявления и через ущерб от их воздействия. Кроме того, учитываются целевые функции лесов, оценка их экологического и хозяйственного значения, состав и уровень воздействия патогенных факторов.

Для каждой зоны напряженности лесопатологической ситуации определяются требования к точности и достоверности лесопатологической информации, периодичности проведения лесопатологических обследований, перечню необходимых лесозащитных мероприятий.

Границы зон напряженности лесопатологической ситуации целесообразно соотносить с административным делением территорий.

Районирование территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, по целям, методам и средствам ведения лесопатологического мониторинга ведется на ландшафтно-экологической основе.

Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 28 марта 2007 г. N 68 утверждены перечни лесорастительных зон и лесных районов Российской Федерации*(32).

Статья 16. Рубки лесных насаждений

Комментируемая статья определяет общий порядок рубок лесных насаждений.

В настоящее время нормативными правовыми актами предусмотрено несколько видов рубок, которые проводятся как с целью заготовки древесины, так и с иными целями, в том числе санитарными, противопожарными и лесозащитными.

Приказом Рослесхоза от 15 декабря 1994 г. N 265 «Об утверждении Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России»*(33) определены также и основные правила проведения рубок в лесах Российской Федерации.

Ежегодный возможный объем заготовки древесины по всем видам рубок определяется в целом по лесхозу, хозяйствам.

Основными являются рубки главного пользования.

Возрасты рубок главного пользования устанавливаются для возможной эксплуатации лесов. Для категорий лесов, исключенных из главного пользования, определяются возрасты спелости.

Возрасты рубок определяются исходя из основного целевого назначения лесов и выполняемых ими природоохранных, экономических и социальных функций, продуктивности насаждений и биологических особенностей древесных пород.

Для обеспечения стабильности лесопользования возрасты рубок устанавливаются на длительный срок. За основу принимаются действующие оптимальные возрасты рубок.

Уточнение действующих оптимальных возрастов рубок главного пользования может осуществляться по предложениям (заданиям) государственных органов управления лесным хозяйством и органов государственной власти субъектов Федерации перед проведением очередного лесоустройства, что отражается в Основных положениях организации и ведения лесного хозяйства в субъекте Федерации.

Обоснование возрастов спелости и рубок леса производится при лесоустройстве или специальными научными исследованиями по методике, утверждаемой государственным органом управления лесным хозяйством РФ. Им же осуществляется установление оптимальных возрастов рубок леса и порядок рассмотрения и утверждения возрастов рубок главного пользования.

Исходя из установленных возрастов рубок главного пользования или возрастов спелости, продолжительности классов возраста, насаждения распределяют по группам возраста.

При обосновании постепенных и выборочных рубок должны быть определены:

а) наличие и состояние естественного возобновления под пологом леса;

б) период лесовосстановления;

в) число приемов и срок повторяемости рубок;

г) размещение рубок по территории лесного фонда;

д) интенсивность рубки и вырубаемый запас древесины.

Объектом определения расчетной лесосеки является каждый лесхоз или сельскохозяйственное формирование, владеющее лесным фондом. Если лесной фонд нескольких сельскохозяйственных формирований находится в ведении организованного ими межхозяйственного лесхоза, то расчетная лесосека для него определяется как сумма расчетных лесосек, рекомендуемых из исчисленных по каждому входящему в него сельскохозяйственному формированию. По лесничествам, административным районам, а также по арендаторам расчетная лесосека по каждой хозсекции распределяется пропорционально запасам эксплуатационного фонда с учетом особенностей возрастной структуры насаждений хозсекций. В отдельных случаях, определяемых государственным органом управления лесным хозяйством РФ, расчетная лесосека может рассчитываться по каждому лесничеству. Расчетная лесосека по лесному фонду субъекта Федерации определяется как сумма утвержденных расчетных лесосек по лесхозам, колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным формированиям.

Расчетная лесосека по рубкам главного пользования исчисляется при лесоустройстве. Уточнение расчетной лесосеки ранее срока проведения очередного лесоустройства допускается только в случаях: перевода из одной группы лесов или категорий защитности в другую; отвода площадей из лесного фонда для государственных, общественных и других нужд народного хозяйства или приемки лесов в лесной фонд от других лесовладельцев; изменений в лесном фонде, связанных с организацией новых, реорганизацией или ликвидацией действующих предприятий, организаций; изменений в лесном фонде, вызванных стихийными бедствиями.

При этом уточнение расчетной лесосеки производится, если указанные причины приводят к изменению ее размеров более чем на 5-10 процентов в зависимости от расположения объекта лесоустройства, интенсивности лесопользования.

Исчисление расчетных лесосек производится по действующей методике определения расчетной лесосеки. При лесоустройстве она исчисляется на ревизионный период, но не менее чем на 10 лет и на начало следующего ревизионного периода с учетом ожидаемых за ревизионный период изменений в лесном фонде за счет рубки леса и лесовосстановления.

Расчетная лесосека исчисляется по хозсекциям в пределах категорий защитности и групп лесов раздельно по способам рубки с подведением итогов по преобладающим породам, хозяйствам, группам лесов и по лесхозу в целом. Расчет выполняется раздельно по категориям экономической доступности и хозяйственной ценности эксплуатационного фонда. При этом расчетная лесосека по непродуктивным, труднодоступным, пройденным условно-сплошными рубками, малоценным лесам учитывается отдельно (с выделением строк «кроме того») по хозяйствам, группам лесов и лесхозу в целом.

В резервных лесах расчетная лесосека не устанавливается, а возможный ежегодный размер главного пользования определяется на уровне лесосеки равномерного пользования.

В отдельных районах с особо ценными древесными породами, перечень которых определяется государственным органом управления лесным хозяйством РФ, кроме общего количества ежегодного пользования древесиной, в хозсекции выделяются также его размер по особо ценной породе, исходя из доли ее участия в составе насаждений этой секции.

Смотрите так же:  Договор о сотрудничестве доу со школой

Определение размеров главного пользования в зонах экологических бедствий производится в соответствии с действующими нормативными документами.

При определении расчетной лесосеки в расчет не включаются:

а) леса категорий защитности, в которых лесным законодательством не допускаются рубки главного пользования;

б) особо защитные участки леса, где главное пользование запрещено;

в) древесные породы, которые действующими Правилами отпуска древесины на корню не назначаются в рубку главного пользования;

г) спелые и перестойные насаждения с запасом древесины 40 м3 и менее на гектар в европейско-уральской части России и 50 м3 и менее — в районах восточнее Урала, если они нерентабельны для эксплуатации.

Рекомендуемые лесоустроительным предприятием (экспедицией) расчетные лесосеки по объекту лесоустройства вместе с материалами по их обоснованию, составленными по действующей программе этого обоснования, представляются для рассмотрения в соответствующий территориальный орган управления лесным хозяйством, а также в федеральный орган управления лесным хозяйством.

Расчетные лесосеки вводятся в действие с 1 января года, следующего за годом окончания камеральных лесоустроительных работ.

Объектом составления плана рубок могут быть освоенные или намечаемые к освоению в ревизионный период леса, в которых допускаются рубки главного пользования, переданные или предназначенные для передачи лесозаготовителям. Планы рубок (включая схемы транспортного освоения) составляются лесоустроительными или другими проектными организациями на основе материалов нового лесоустройства по договорам с лесовладельцами или арендаторами лесного фонда по методике, утверждаемой государственным органом управления лесным хозяйством РФ. При давности лесоустройства до 5 лет в лесотаксационные и картографические материалы вносятся изменения, происшедшие за счет хозяйственной деятельности, а при давности более 5 лет производится актуализация запасов по участкам древостоев, включаемых в план рубок.

Порядок и условия разработки планов рубок определяются при заключении договора на производство лесоустроительных работ.

Основой для плана рубок является разработанная вновь или откорректированная имеющаяся схема транспортного освоения лесов. Схемы транспортного освоения согласовываются с заказчиком плана рубок и лесовладельцами и подписываются ответственными представителями заинтересованных сторон.

Планы рубок составляются путем нанесения на копии лесоустроительных планшетов лесосек, отведенных или намеченных лесоустройством камерально. Лесосеки нарезают в соответствии со схемой транспортного освоения по годам рубки с соблюдением условий и способов примыкания с максимальной концентрацией по зонам летней и зимней вывозки древесины.

Как правило, планы рубок составляются на срок 10 лет или на весь оставшийся период эксплуатации лесов, переданных в аренду, в которых запасы спелого леса исчерпываются в ближайшие 5-12 лет.

В сосновых насаждениях, а также в насаждениях с преобладанием других пород, имеющих в составе 3-4 единицы сосны, планы рубок в зоне обязательной подсочки должны быть увязаны по срокам с планом подсочки леса.

Планы рубок являются основой для отвода лесосек.

В рубку в первую очередь должны назначаться поврежденные насаждения, нуждающиеся в рубке по состоянию, недорубы прошлых лет, насаждения, вышедшие из подсочки, перестойные насаждения.

Перечень документов, входящих в комплект документации плана рубок, и порядок их подготовки определяются методикой составления плана рубок. По условиям договора в комплект может входить ведомость материально-денежной оценки лесосек. Подготовку плана рубок к утверждению производит заказчик (лесхоз или арендатор участков лесного фонда).

К рубкам промежуточного пользования относят:

— рубки ухода за лесом (включая рубки основания и т.п.);

— рубки реконструкции малоценных насаждений, а также теряющих защитные, водоохранные и другие природоохранные функции.

Проект рубок ухода за лесом и их размещения в ревизионном периоде составляют на основе хозяйственных распоряжений, назначенных таксатором в натуре или определенных программными средствами на ЭВМ в натуре с учетом проектируемых мероприятий по уходу за лесными культурами, которые будут созданы в течение ревизионного периода, и молодняком естественного происхождения, формирование которого прогнозируется на не покрытых лесом землях и лесосеках указанного периода.

Лесоустройство выявляет и отражает в своих материалах всю площадь насаждений, нуждающихся в рубках ухода по лесоводственным требованиям. При этом в районах с интенсивным ведением лесного хозяйства рубки ухода проектируются во всех насаждениях, где это необходимо по лесоводственным требованиям.

В эксплуатируемых лесах третьей группы, а также в находящихся среди них лесах первой и второй групп рубки ухода проектируются в освоенных и намечаемых к освоению в течение ревизионного периода кварталах, перечень которых определяется на лесоустроительных совещаниях.

Во всех освоенных и намечаемых к освоению лесах осветления и прочистки проектируются независимо от возможности сбыта древесины.

При проектировании рубок ухода на участках, примыкающих к населенным пунктам, путям транспорта и огнедействующим предприятиям, должно предусматриваться формирование пожароустойчивых опушек, ширина которых определяется исходя из конкретных особенностей каждого объекта.

Ежегодный размер рубок ухода определяется по площади и объему выбираемой древесины по каждому виду рубок. При этом по площади он определяется делением площади насаждений, нуждающихся в рубках ухода, на период повторяемости рубок, а по запасу — умножением площади годового размера рубок на средний вырубаемый запас с 1 га, определяемый по средней интенсивности рубок (проценту выборки древесины), назначаемой таксатором или устанавливаемый с помощью ЭВМ.

Ежегодный размер осветлений в лесных культурах и естественных молодняках, формирование которых прогнозируется в ревизионном периоде, определяется расчетным путем и в лесоустроительном проекте приводится отдельно.

Расчеты ежегодного размера рубок ухода по каждому виду рубок производятся в двух вариантах по форме приложения 25 для всех насаждений, нуждающихся в рубках по лесоводственным требованиям, и для насаждений, назначенных в рубку по экономическим условиям.

Набор выделов, назначенных в рубки ухода, по видам рубок с указанием площади и выбираемых запасов в каждом выделе производится с учетом очередности освоения кварталов, возраста насаждений и их состояния.

Степень охвата уходом насаждений, нуждающихся в нем, оценивается путем сравнения площади насаждений, назначенных в рубки ухода, с площадью насаждений, требующих ухода по лесоводственным требованиям.

В случае необходимости проведения рубок составляется проект организации рубок. Такие порядки утверждаются с учетом особенностей лесопользования на лесных участках.

Например, приказом Министерства природных ресурсов РФ от 29 августа 2006 г. N 194*(34) утвержден специальный порядок утверждения проектов организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства, планов рубок, проектов организации ведения охотничьего хозяйства на арендованном участке лесного фонда, проектов организации использования переданного в аренду участка лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.

Проект организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства, план рубок, проект организации ведения охотничьего хозяйства на арендованном участке лесного фонда или проект организации использования переданного в аренду участка лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, разработанный государственной лесоустроительной организацией Федерального агентства лесного хозяйства, направляются этой организацией в трех экземплярах арендодателю (лесхозу Федерального агентства лесного хозяйства или осуществляющей ведение лесного хозяйства организации органа исполнительной власти субъекта Федерации).

Арендодатель — лесхоз Федерального агентства лесного хозяйства — в месячный срок с даты получения рассматривает проект (план рубок), согласовывает его и со своим заключением направляет в агентство лесного хозяйства по соответствующему субъекту Федерации, а в случае несоответствия проекта (плана рубок) требованиям лесного законодательства РФ возвращает его разработчику на доработку.

Арендодатель — осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта Федерации в месячный срок с даты получения рассматривает проект (план рубок), согласовывает его и со своим заключением направляет в орган исполнительной власти субъекта Федерации, а в случае несоответствия проекта (плана рубок) требованиям лесного законодательства РФ возвращает его разработчику на доработку.

Агентство лесного хозяйства по субъекту Федерации или орган исполнительной власти субъекта Федерации в месячный срок рассматривает поступивший проект (план рубок) и принимает решение о его утверждении, а в случае несоответствия проекта (плана рубок) требованиям лесного законодательства РФ возвращает его разработчику на доработку.

Доработанный с учетом замечаний проект (план рубок) повторно представляется на утверждение разработчиком.

После утверждения два экземпляра проекта (плана рубок) направляются арендатору (один из них — для представления арендатором арендодателю) и один экземпляр остается в агентстве лесного хозяйства по субъекту Федерации или органе исполнительной власти субъекта Федерации.

Другие публикации:

  • Пенсия с 1 апреля 2019 года ребенку инвалиду Индексация пенсий детей-инвалидов будет произведена с 1 апреля 2019 года Индексация пенсий детей-инвалидов, социальных и пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, будет произведена с 1 апреля 2019 года на 2.4%. Размер увеличения пенсии будет […]
  • Гражданско-правовая ответственность штраф Ответственность за нарушение закона о персональных данных Лицам, нарушившим требования закона о персональных данных, в зависимости от конкретных обстоятельств и серьезности деяния может грозить не только административная и уголовная ответственность, но также […]
  • Приказ на вторую подпись для банка Приказ на вторую подпись для банка ПРИКАЗ № 12. «02» апреля 2009 г. г. Москва. О наделении должностных лиц организации правами подписи финансовых документов.1. Предоставить право первой подписи следующим работникам организации: - Пескову Андрею Николаевичу, […]
  • Индексация зарплат в роснефти ● Работники Роснефти ● Описание: Компания «Роснефть» работает во всех нефтегазоносных регионах России: в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и Северном Кавказе, в Тимано-Печоре и Поволжье, на шельфах Черного и Азовского морей и Камчатки. […]
  • Приказ фсб 238 Приказ ФСБ РФ от 2 июня 2006 г. N 238 "О пределах пограничной зоны на территории Калининградской области" (с изменениями и дополнениями) Приказ ФСБ РФ от 2 июня 2006 г. N 238"О пределах пограничной зоны на территории Калининградской области" С изменениями и […]
  • Материнский капитал если ребенок инвалид Материнский капитал на социальную адаптацию и интеграцию в общество детей-инвалидов в 2019 году Материнский капитал на социальную адаптацию и интеграцию в общество детей-инвалидов можно направлять с 1 января 2016 года. Такая возможность установлена […]

Вам также может понравиться