Л брежнев и р никсон в 1972 г подписали договор о об

Брежнев поддержал Никсона во время Уотергейтского дела

Советский лидер Леонид Брежнев оказал моральную поддержку президенту США Ричарду Никсону во время разбирательств скандального Уотергейтского дела, сообщает агентство Associated Press со ссылкой на обнародованные документы Госдепартамента.

Расследование этого дела началось в 1972 году, когда за несколько месяцев до президентских выборов в штабе демократов задержали людей, устанавливавших оборудование для прослушки. С кандидатом от Республиканской партии Никсоном этот инцидент сначала не ассоциировался, поэтому он одержал победу на выборах.

Однако в ходе расследования факта прослушки демократов прокуратура вышла на чиновников из администрации президента. Никсон усугубил свое положение, отказавшись сотрудничать со следствием. В 1974 году были опубликованы аудиозаписи, которые доказывали, что Никсон активно препятствовал следствию в своих интересах. В итоге Сенат поддержал импичмент.

По данным агентства, посол СССР в США Анатолий Добрынин провел с Никсоном секретную встречу. На ней он передал слова поддержки от Брежнева. «Есть люди, которые надеются, что президент США уступит давлению и уйдет, однако мы рады отметить, что вы не собираетесь доставить им такого удовольствия», — отмечалось в сообщении от лица советского генсека.

Добрынин отметил, что силы, начавшие Уотергейтское дело, «хотят подорвать все то ценное и важное», что было достигнуто двумя сверхдержавами. В связи с этим Ричарду Никсону советское руководство пожелало «самообладания и стойкости», особенно в вопросах внешней политики.

СССР, как отмечает агентство, опасался, что скандал повредит политике «разрядки». Напомним, в 1972 году Никсон и Брежнев подписали договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) — стороны согласились не увеличивать количество баллистических ракет и пусковых установок.

Договор по ПРО 1972 года, 26 мая

ДОГОВОР ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СИСТЕМ ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ 1972 г. (ДОГОВОР 1972 г. по ПРО) — один из важнейших международных документов в комплексе соглашений ОСВ-1. Подписан в Москве 26 мая со стороны: СССР — Л. И. Брежневым, США — Р. Никсоном. Заключался на неопределенный срок с правом каждой стороны выйти из договора в связи с исключительными обстоятельствами, представляющими угрозу высшим интересам договаривающейся страны. Вступил в силу 3 октября 1972 г.

СССР и США обязались: не развертывать системы ПРО на территории своей страны и не создавать основу для такой обороны; не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования.

Договор разрешал модернизацию и замену систем ПРО, предоставлял каждой стороне право иметь по два комплекса ПРО (около столицы и в районе расположения шахтных пусковых установок (ПУ) межконтинентальных баллистических ракет (МБР). В дополнительном Протоколе 3 июля 1974 г. количество районов размещения ПУ МБР сократилось до одного (выбор района — по усмотрению каждой стороны).

Устанавливалось, что контроль соблюдения условий договора осуществляется национальными техническими средствами и советско-американской постоянной консультативной комиссией.

Договор 1972 г. по ПРО стал первым конкретным шагом в процессе разрядки международной напряженности и краеугольным камнем в сфере обеспечения глобальной безопасности. Однако администрация Дж. Буша-младшего, стремясь усилить систему национальной ПРО из-за растущей угрозы мирового терроризма, начала с 2001 г. нарушать условия договора. 12 июня 2002 г. США в одностороннем порядке официально вышли из Договора по ПРО 1972 г., несмотря на предложение Президента России В. В. Путина модифицировать договор в целях его сохранения.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 166-167.

Подписание договора ОСВ-1

Весной 1947 г. доктрина «сдерживания», «план Мар­шалла» и «доктрина Трумэна» обозначили крутой разво­рот внешней политики США на курс «холодной войны» и глобального милитаризма. Двадцать пять лет потребова­лось лидерам Соединенных Штатов, чтобы усомниться во всемогуществе американской силы. Конечно, процесс про­зрения в Вашингтоне был еще далеко не завершен, однако он продвинулся настолько, чтобы, наконец, начался важ­ный поворот с опасной колеи «холодной войны» и безу­держной гонки вооружений. Этот поворот был ознаменован памятной весной 1972 г., когда серия исторических дого­воренностей между СССР и США на встрече в верхах в Москве очертила широкую сферу общих интересов двух крупнейших держав на новом этапе их взаимоотношений. На Всемирном конгрессе миролюбивых сил в октябре 1973 г. Л. И. Брежнев отмечал: «Соглашения, заключен­ные во время наших встреч с президентом США в Моск­ве в мае 1972 года. открыли путь к переходу в советско-американских отношениях от конфронтации к разряд­ке, нормализации и взаимовыгодному сотрудничеству. Это, по нашему глубокому убеждению, отвечает интересам как народов Советского Союза и США, так и всех других стран, ибо служит делу укрепления международной безопасности» .

Исходные принципы советско-американских отноше­ний определялись в историческом документе «Основы вза­имоотношений между Союзом Советских Социалистиче­ских Республик и Соединенными Штатами Америки», под­писанном 29 мая 1972 г. В их числе было обоюдное приз­нание мирного сосуществования как единственной прием­лемой основы отношений двух великих держав в ядерный век. СССР и США взяли на себя обязательства по пре­дотвращению конфликтов, проявлению сдержанности и ре­шению разногласий мирными средствами, они высказались в пользу расширения торгово-экономического, научно-тех­нического и культурного сотрудничества. «Основы» включали прямое обязательство сторон «предпринимать особые усилия для ограничения стратегических вооруже­ний» (ст. 6). И крупным шагом на этом пути были согла­шения Советского Союза и Соединенных Штатов, увенчав­шие первый этап переговоров об ОСВ. Эти дого­воренности, как писал советский ученый Н. Н. Инозем­цев, «воочию продемонстрировали перед всем миром ре­альность, практическую возможность поставить пределы гонке стратегических вооружений, затормозить этот опас­нейший процесс, повернуть его вспять,— и значение этого трудно переоценить» .

Бессрочный Договор об ограничении систем противора­кетной обороны, подписанный в Москве 26 мая 1972 г., пре­дусматривал отказ СССР и США от развертывания систем ПРО для прикрытия территории своей страны или отдель­ного ее района, кроме двух комплексов, специально огово­ренных советско-американским соглашением . Кроме того, Договор запрещал некоторые направления качественного совершенствования систем ПРО . Над соблюдением Дого­вора предусматривался контроль с помощью националь­ных средств наблюдения. Условия этого соглашения не­посредственно преграждали путь далеко идущим планам определенных группировок военно-промышленного ком­плекса США. В частности, жесткие ограничения на дисло­кацию и количественный боевой состав комплексов ПРО исключали ее превращение в «плотную» оборону амери­канской территории. Запрещение создания новых разно­видностей ПРО тоже связывало Пентагону руки в разра­ботке ряда перспективных технических проектов.

В более широком плане заключение Договора означало отказ США от сколько-нибудь существенных планов «ог­раничения ущерба», а значит, в огромной мере и от идеи «реализуемого ядерного превосходства». С ограничением ПРО те или иные стратегические программы Соединенных Штатов в действительности позволяли рассчитывать на «преимущества» лишь в весьма условной форме. Ведь в от­сутствие широкой американской противоракетной обороны у Советского Союза, несмотря ни на что, оставалась безус­ловная способность уничтожающего ответного удара в случае попытки агрессивных кругов «реализовать» какие-либо военные преимущества своего ядерного потенциала. Поэтому Договор от 26 мая 1972 г. оказывал и оказывает важнейшее стабилизирующее влияние на советско-американский военный баланс, несмотря на продолжавшуюся по ряду направлений гонку вооружений.

Другим крупным достижением в сфере ОСВ явилось подписанное в тот же день временное соглашение о неко­торых мерах в области ограничения стратегических насту­пательных вооружений. В соответствии с ним СССР и США обязались не строить дополнительные стационарные пус­ковые установки МБР наземного базирования начиная с 1 июля 1972 г. Срок действия соглашения был ограничен пятью годами с момента обмена ратификационными гра­мотами о вступлении в силу Договора по ПРО и письмен­ными уведомлениями о принятии Временного соглашения. На этот же срок запрещалось увеличение количества БРПЛ и строительство новых ракетных подводных лодок сверх на­ходившихся в строю и в стадии строительства к моменту подписания Временного соглашения. Кроме того, перекры­вались некоторые аспекты качественного усовершенствова­ния стратегических сил . Контроль над соблюдением соглашения предусматривался тоже с помощью национальных технических средств.

Непосредственно Временное соглашение меньше ограничило военные планы США, чем Договор. Но в более широком плане и оно имело важное значение. Соглашение юридически закрепило принцип равной безопасности сто­рон в области наступательных стратегических вооружений. При этом, вопреки усилиям военно-промышленного ком­плекса, оно не узаконило диспропорции в пользу США, а уравновесило различия в ядерных арсеналах на взаимоприемлемой основе. Как указывал Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин, «договоренность по этим «опросам, как мы надеемся, войдет в историю как крупное достижение на пути к сдерживанию гонки вооружений. Она стала возможной,— подчеркнул А. Н . Косыгин,— только на основе строгого соблюдения принципа равной безопасности сторон и недопустимости получения каких-либо односторонних преимуществ». Кроме того, четкое определение уровней ракетно-ядерных потенциалов на будущее, как и обязательство обеих сторон продолжать переговоры с целью достижения долговременного и всеобъемлющего соглашения, явилось само по себе стабили­зирующим фактором в дальнейшей эволюции военного баланса. В частности, оно лишало почвы некоторые «пессимистические прогнозы» роста военной мощи СССР, кото­рыми Пентагон прикрывал свои планы наращивания во­оружений.

Оценивая итоги советско-американской встречи в верхах, Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев подчеркнул: «Соглашение об основах взаимоотношений между СССР и США, договор об ограничении систем про­тиворакетной обороны, временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступатель­ных вооружений, другие соглашения — все это очень важ­ные и конкретные шаги в направлении к более прочному миру, в чем заинтересованы все народы».

Иначе обстояло дело в самих Соединенных Штатах Америки. Основным форумом этих разногласий стали слушания сенатской комиссии по международным отношениям и ко­миссии по вооруженным силам, посвященные соглашениям по ограничению стратегических вооружений. Они велись в июне — июле 1972 г. и сопровождались обширной серией статей в «Нью-Йорк тайме», «Вашингтон пост» и других газетах, комментариями в политических и академических журналах, письмами, научными исследованиями, заявле­ниями американских ученых, общественных деятелей и должностных лиц.

Смотрите так же:  Галина романова Лицензия на happy end

Против договора об ограничении систем ПРО и соглаше­ния по наступательным стратегическим системам в Капи­толии выступили такие непоколебимые приверженцы гон­ки вооружений, как сенаторы Джексон, Бакли, Голдуотер. Их поддерживали специалисты из научных секторов воен­но-промышленного комплекса, как Бреннан из Гудзонов-ского института и Теллер, ассоциированный директор ядер­ного центра «Лоуренс» в Ливерморе. Наиболее яростно обрушился на соглашения сенатор Бакли, который сказал об ограничении систем ПРО: «. я отвергаю, как амораль­ный, отказ от возможности развития в будущем новых под­ходов к обороне против баллистических ракет, которые обеспечили бы защиту большой части нашего населения. Я ставлю под сомнение основополагающую доктрину. теории «гарантированного уничтожения», которая утвер­ждает, что стратегическая стабильность будет гарантирова­на взаимной уязвимостью гражданского населения Соеди­ненных Штатов и Советского Союза» . Бакли договорился до того, что советско-американские соглашения «увеличи­вают угрозу ядерной войны», и потребовал автоматическо­го разрыва Договора по истечении 5-летнего срока дейст­вия Временного соглашения. Он призвал к форсированно­му качественному совершенствованию ракетных систем США для выравнивания диспропорций в ряде аспектов в свою пользу и «поддержания превосходства в тех обла­стях, где оно сейчас существует».

Бреннан, как и полагалось ученому в отличие от по­литикана Бакли, высказывался в более взвешенных вы­ражениях, однако суть его позиции от этого не меня­лась. В частности, он утверждал: «Может быть, в неко­торых специфических аспектах, не затронутых соглаше­нием, как число боеголовок, Соединенные Штаты все еще сохраняют некоторое преимущество. Однако в рамках со­глашения для Советского Союза будет открыт путь к вы­равниванию теперешних диспропорций в нашу пользу, тогда как он будет закрыт для нас к ликвидации советских преимуществ». Поясняя свою мысль, Бреннан одним из первых в США выдвинул тезис об американском отста­вании в «забрасываемом весе» баллистических ракет . Через несколько лет вокруг этого понятия развернется одна из самых шумных и упорных кампаний милитарист­ских кругов США из вариаций на тему «военных отста­вании» от СССР. В тот момент Бреннан объявил, что в потолках Временного соглашения Советский Союз развер­нет множественные головные части на своих стратегиче­ских ракетах и, благодаря их большому «забрасываемому весу», достигнет «четырехкратного превосходства» над США в ядерных боеголовках ракетных сил наземного ба­зирования .

Что касается критики Временного соглашения, то, как отмечалось выше, определенные соглашением количест­венные потолки на пусковые установки баллистических ракет и другие ограничения отражали уравновешивание имевшихся диспропорций ядерного баланса в пределах достижимого на тот момент компромисса в сфере ОСВ. Действительно, Временное соглашение не ограничило си­стемы РГЧ, развертывание и усовершенствование которых могло привести к расшатыванию стратегического равнове­сия. Теперь, начиная с мая 1972 г., противники советско-американских договоренностей лицемерно ужаса­лись дестабилизирующему значению РГЧ и пытались свалить на Временное соглашение вину за то, что в дейст­вительности было вызвано военно-техническими инициа­тивами самих США.

Среди сторонников советско-американских договорен­ностей в США наиболее активными были такие влиятель­ные политические деятели, как сенаторы Кеннеди, Фулбрайт, Черч, авторитетные специалисты в лице Гарвина, Кэйхеца, Панофского, Ратженса, Шульмана. Давая отпор противникам соглашений, сенатор Кеннеди, в частности, подчеркнул: «Я убежден, что соглашения об ОСВ укреп­ляют сдерживание и оставляют нам не только несомнен­ную способность гарантированного уничтожения сегодня, но и гораздо большую уверенность в поддержании сдер­живания в будущем». Президент Никсон, выступая перед членами конгресса 15 июня 1972 г. в государствен­ном департаменте, заявил: «Я занимался проблемами контроля над вооружениями в течение последних трех с половиной лет. Я всецело убежден, что оба соглашения служат интересам безопасности Соединенных Штатов, интересам контроля над вооружениями и мира во всем мире. Я обратил внимание на многочисленные рассуж­дения о том, кто выиграл и кто проиграл в этих перего­ворах. Фактически, если мы посмотрим на этот вопрос очень обстоятельно, то придем к выводу, что обе стороны выиграли и выиграл весь мир» .

3 августа 1972 г. в сенате состоялось решающее голо­сование по Договору об ограничении систем противора­кетной обороны. Договор был ратифицирован подавляю­щим большинством голосов: 82 против 2 (против голосовали сенаторы Бакли и Аллин, Голдуотер не присутствовал в сенате). 14 сентября того же года сенат утвердил и Вре­менное соглашение. Правда, в последнем случае была при­нята поправка Джексона, рекомендовавшая правительству добиваться «равных уровней» ограничения основных ком­понентов стратегических сил США и СССР в последующих соглашениях. Одновременно Капитолий принял поправ­ку к военному бюджету на 1973 финансовый год в связи с заключенными в Москве соглашениями. В соответствии с условиями Договора об ограничении систем ПРО про­грамма «Сейфгард» была резко сокращена, ее ассигнова­ния снижены на 650 млн. долл. Общая экономия в течение последующих пяти лет оценивалась в 5 млрд. долл. В то же время конгресс одобрил продолжение некоторых программ наступательных вооружений по намеченному графику и из средств, сэкономленных на противоракетной обороне, выделил 100 млн. долл. на разработку ряда военно-технических проектов .

Ратификация московских соглашений в области огра­ничения стратегических вооружений явилась крупной по­бедой политики КПСС и Советского правительства. «В этом смысле нельзя не отдать должного тем государ­ственным деятелям западных стран,— говорил Л. И. Бреж­нев в октябре 1973 г.,— которые стремятся преодолеть инерцию «холодной войны» и встать на новый путь — на путь мирного диалога с государствами, принадлежащими к иной социальной системе. Мы видим и происходящую в странах Запада борьбу между сторонниками и противни­ками разрядки международной напряженности, видим и определенную непоследовательность в позициях тех или иных государств по различным вопросам. Так что для дальнейшего продвижения вперед по пути упрочения мира нужны еще немалые усилия» .

Визит Ричарда Никсона в СССР

Президент США Ричард Никсон (слева) и генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев во время встречи в аэропорту

В Москве кортеж Ричарда Никсона встретили заранее отобранные представители общественности с лозунгами «Не воевать, а торговать!»

Во время визита Ричарда Никсона был подписан документ под названием «Основы взаимоотношений между СССР и США», установивший 12 принципов взаимоотношений двух государств. В числе прочих там значились принципы равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга

Супруга президента США Патриция Никсон (слева) во время посещения магазина «Подарки»

На XXIV съезде КПСС в 1971 году Леонид Брежнев сообщил, что некоторые товарищи в политбюро предлагали ему в последний момент отменить визит Ричарда Никсона, поскольку США активизировали бомбардировки Северного Вьетнама, но он настоял на своем

Фото: Коммерсантъ / Росинформ

Специально для Патриции Никсон в Московском Кремле провели экскурсию по выставке якутских алмазов, в ходе которой супруге президента США рассказали о мастерстве русских ювелиров. В книге отзывов свои впечатления она резюмировала так: «Я высоко ценю ваше гостеприимство»

По воспоминаниям американского журналиста Уолтера Кронкайта, соглашение об ограничении стратегических вооружений между СССР и США было подписано накануне посещения Пискаревского кладбища в Ленинграде — одного из мест массовых захоронений жертв блокады Ленинграда и воинов Ленинградского фронта

На вопрос одного из американских корреспондентов, прибывших в СССР в рамках визита Ричарда Никсона, приедет ли оперная труппа Большого театра в США, министр культуры СССР Екатерина Фурцева ответила: «Наш театр был готов поехать в США в 1971 году, но мы были вынуждены отказаться от этой поездки из-за тех враждебных акций, которые имели место во время выступления гастролировавших там советских артистов, акций, несовместимых с дружеским обменом. Мы надеемся, что визит президента США в СССР окажет положительное влияние на развитие культурных связей между нашими странами»

Президента США провожали под музыку из песни «Я шагаю по Москве» в исполнении военного оркестра. Когда Ричард Никсон и его жена Патриция уже поднялись на борт, случилась заминка. У самолета обнаружилась проблема с двигателем, и американскому президенту пришлось пересесть на другой борт

Президент США Ричард Никсон (слева) и генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев во время встречи в аэропорту

В Москве кортеж Ричарда Никсона встретили заранее отобранные представители общественности с лозунгами «Не воевать, а торговать!»

Во время визита Ричарда Никсона был подписан документ под названием «Основы взаимоотношений между СССР и США», установивший 12 принципов взаимоотношений двух государств. В числе прочих там значились принципы равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга

Супруга президента США Патриция Никсон (слева) во время посещения магазина «Подарки»

На XXIV съезде КПСС в 1971 году Леонид Брежнев сообщил, что некоторые товарищи в политбюро предлагали ему в последний момент отменить визит Ричарда Никсона, поскольку США активизировали бомбардировки Северного Вьетнама, но он настоял на своем

Фото: Коммерсантъ / Росинформ

Специально для Патриции Никсон в Московском Кремле провели экскурсию по выставке якутских алмазов, в ходе которой супруге президента США рассказали о мастерстве русских ювелиров. В книге отзывов свои впечатления она резюмировала так: «Я высоко ценю ваше гостеприимство»

По воспоминаниям американского журналиста Уолтера Кронкайта, соглашение об ограничении стратегических вооружений между СССР и США было подписано накануне посещения Пискаревского кладбища в Ленинграде — одного из мест массовых захоронений жертв блокады Ленинграда и воинов Ленинградского фронта

На вопрос одного из американских корреспондентов, прибывших в СССР в рамках визита Ричарда Никсона, приедет ли оперная труппа Большого театра в США, министр культуры СССР Екатерина Фурцева ответила: «Наш театр был готов поехать в США в 1971 году, но мы были вынуждены отказаться от этой поездки из-за тех враждебных акций, которые имели место во время выступления гастролировавших там советских артистов, акций, несовместимых с дружеским обменом. Мы надеемся, что визит президента США в СССР окажет положительное влияние на развитие культурных связей между нашими странами»

Смотрите так же:  Приказ 302н от 120411 приложение 3

Президента США провожали под музыку из песни «Я шагаю по Москве» в исполнении военного оркестра. Когда Ричард Никсон и его жена Патриция уже поднялись на борт, случилась заминка. У самолета обнаружилась проблема с двигателем, и американскому президенту пришлось пересесть на другой борт

Брежнев и Картер подписали ОСВ-2

Серия двусторонних переговоров между СССР и США по вопросу о контроле вооружений. Через полгода после подписания договора в Вене СССР ввел войска в Афганистан, а сам договор так и не был ратифицирован Сенатом США.

ПУТЬ К РАЗРЯДКЕ

По мере совершенствования оружия, рассчитанного на массовое поражение, росло осознание пагубности гонки вооружений. В достижение договоренностей о разоружении активно включилась Организация Объединенных Наций. 19 декабря 1966 г. был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН, а 27 января 1967 г. подписан СССР, Великобританией и США Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Участники договора обязались не размещать в космосе объекты с ядерным или др. видами оружия массового уничтожения. Луна и другие небесные тела могли использоваться только в мирных целях. Предусматривалась ответственность государств за деятельность их граждан в космосе, взаимопомощь космонавтов разных стран, открытость станций и кораблей для посещения. Договор является бессрочным, число его участников приближается к сотне.

1 июля 1968 г. был подписан тремя великими державами также одобренный ООН Договор о нераспространении ядерного оружия. Его участники обязались не передавать другим странам ядерного оружия, не помогать в производстве, а не имеющие его — не принимать его от других. Контроль за нераспространением возлагался на Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). В 1971 г. был заключен Договор о запрещении размещения ядерного оружия на морском дне. После длительных переговоров в 1972 г. была подписана Конвенция о запрещении бактериологического оружия, в 1977 г. — Конвенция о запрещении использования средств воздействия на окружающую среду, в 1981 г. — Конвенция о запрещении или ограничении оружия, наносящего чрезмерные повреждения. Они были вызваны массированным применением США во Вьетнаме дефолиантов (химических веществ, уничтожающих листья), отравлявших не только вьетнамцев, но и американских солдат, а также изощренных видов оружия — кассетных, шариковых, напалмовых бомб, мин-ловушек, замаскированных под игрушки или бытовые предметы. СССР сразу подписал их, однако к последним конвенциям не присоединились США, Великобритания, Франция, ФРГ, Италия, Израиль и др. западные страны. В 1974 и 1976 гг. СССР и США подписали два договора об ограничении подземных ядерных испытаний, однако США не ратифицировали их до конца 80-х гг.

В 60-70-е гг. произошли первые подвижки в решении проблемы ядерно-ракетного разоружения, были запрещены некоторые виды оружия массового уничтожения. Важнейшее значение имело подписание Договора о нераспространении ядерного оружия. Ведущую роль в начале процесса сокращения гонки вооружений сыграли советско-американские договоренности по ограничению стратегических наступательных вооружений.

Летом 1968 г. было объявлено, что правительства СССР и США договорились начать переговоры о комплексном ограничении и сокращении систем доставки наступательного ядерного оружия и средств обороны от баллистических ракет. Таким образом, с самого начала эти две проблемы — сокращение количества ядерного оружия и средств защиты от него были увязаны.

БЕЗ РАТИФИКАЦИИ

Переговоры велись очень долго и трудно, в несколько раундов попеременно в Вене и Хельсинки. Американцы стремились сохранить свое превосходство в авианосцах и стратегических бомбардировщиках, называя советские баллистические ракеты «главным дестабилизирующим фактором». 26 мая 1972 г. в ходе визита президента США Р. Никсона в Москву Л.И. Брежнев и Р. Никсон подписали Договор об ограничении противоракетной обороны (сокращенно — договор по ПРО) без ограничения срока его действия. Согласно ему запрещалось разворачивать или готовить систему прикрытия от ракет на всей территории страны. Каждая сторона могла развернуть систему прикрытия от баллистических ракет в избранных ею двух районах радиусом до 150 км. В составе каждой из двух систем ПРО разрешалось иметь не более 100 противоракет и их пусковых установок. Кроме этого, определенные ограничения накладывались на количество и места размещения радиолокационных станций системы ПРО, а также на места размещения РЛС системы предупреждения о ракетном нападении. Однако уже после ратификации договора, в 1974 г. стороны условились ограничиться каждому по одному району ПРО. СССР выбрал для прикрытия Москву, США — позиции тяжелых ракет в пустынном штате Невада.

В 2002 г. США, несмотря на возражения России, заявили о своем выходе из договора по ПРО, тем самым значительно дестабилизировав ситуацию в области ядерной безопасности. Договор по ПРО 1972 года означал, что сторона, совершившая ядерное нападение на другую ядерную державу, получит гарантированный уничтожающий ответ. Ядерное нападение, равно как и дальнейшее накапливание атомных боеприпасов становилось бессмысленным, поскольку не давало никакого преимущества. Потери с обеих сторон все равно были бы неприемлемы. Выход США из договора ПРО и развертывание собственной системы противоракетной обороны в перспективе предоставляет им не только защиту от возможного нападения со стороны ядерных террористов, но и побуждает думать о достижении победы против другой ядерной державы.

Одновременно во время визита Никсона в Москву в 1972 г. было подписано Временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (сокращенно — договор ОСВ-1). По нему стороны обязались не увеличивать количества пусковых установок баллистических ракет наземного базирования, а также не увеличивать количество подводных лодок и пусковых установок баллистических ракет морского базирования. Кроме этого, соглашение запрещало переоборудование существующих шахтных пусковых установок. В результате этих ограничений была фактически заморожена структура группировок баллистических ракет наземного базирования. На момент подписания соглашения в СССР были построены или находились в процессе строительства 1416 шахтных пусковых установок. Установленные ОСВ-1 ограничения на количество подводных ракетоносцев относились только к подводным лодкам, построенным после 1964 г.

18 июня 1979 г. в Вене Брежнев подписал со следующим президентом США Джимми Картером Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). Он устанавливал общий предел межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования, на подводных лодках, тяжелых бомбардировщиков и ракет класса «воздух-земля» суммой в 2400 единиц. Одновременно устанавливались «подуровни» — количество ракет, оснащенных разделяющимися боевыми частями индивидуального наведения до 1320 единиц. Ограничения накладывались также на модернизацию ракет. Были запрещены разработки ракет морского базирования дальностью свыше 600 км. Хотя сенат США под предлогом вступления советских войск в Афганистан, отказался его ратифицировать, договор ОСВ-2 соблюдался подписавшими его сторонами, а после распада СССР — Россией.

Ставший с 1979 г. новым президентом США, Р. Рейган выдвинул программу развертывания противоракетной обороны в космосе, что, по мнению советской стороны, противоречило Договору по ПРО и Договору 1967 г. об использовании космического пространства только в мирных целях. Программа «звездных войн», как ее немедленно окрестили, должна была стоить непомерно дорого даже для США, причем без стопроцентной гарантии на успех. Рейган в конце концов от нее отказался, однако сейчас в США вновь собираются вернуться к ней. В ответ, в 1983 г. СССР провел модернизацию своих тактических ракет, установленных на территории ГДР и Чехословакии. США заявили, что это дестабилизирует ситуацию в Центральной Европе и разместили в ФРГ и Италии свои крылатые ракеты и модернизированные ракеты «Першинг-2». На советский протест они предложили «нулевой вариант» — уничтожение всех советских и американских тактических ракет наземного базирования. Советское руководство заявило, что это еще более дестабилизирует обстановку, поскольку США в этом случае получат преимущество, сохранив свои авианосцы и стратегическую авиацию, вооруженную тактическими ракетами «воздух-земля». Возник новый «ракетный кризис», но на этот раз в непосредственной близости от советских границ. Западные политики указывали, что время подлета американских ракет к границам СССР составит всего несколько минут, поэтому опасность случайного развязывания ракетно-ядерной войны неизмеримо возрастает. Однако обе стороны стояли на своем. Разрядка напряженности в этом вопросе началась после 1985-86 гг. во время встреч Рейгана с новым советским лидеров М.С. Горбачевым.

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ БРЕЖНЕВА НА ХХV СЪЕЗДЕ КПСС (1976 Г.)

«Разрядка ни в коей мере не отменяет и не может отменить или изменить законы классовой борьбы … Мы не скрываем, что видим в разрядке путь к созданию более благоприятных условий мирного социалистического и коммунистического строительства».

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР ГРОМЫКО

. 18 июня 1979 года. Дворец Хофбург. Обстановка торжественная. Залы блестят. Они не раз становились свидетелями важных встреч, результаты которых накладывали определенный отпечаток на европейскую историю.

Приближается момент подписания договора. Юристы уже не раз проверили точки и запятые в документе. Упаси боже, чтобы какой-либо неположенный прыжок одной или другой из них исказил смысл важного документа. Ведь его ожидает весь мир.

Церемония происходит в Редутном зале дворца. Оба руководителя делегаций берут ручки, присаживаются поудобнее и ставят свои подписи.

Не успели они еще привстать, как я задаю министру обороны СССР Дмитрию Федоровичу Устинову — мы стоим чуть сбоку — вопрос:

— Как думаешь, расцелуются или нет?

— Нет,— слышу в ответ,— незачем целоваться.

— Не уверен,— ответил я.— Хотя согласен, необязательно прибегать к этому жесту.

Но нас обоих в общем приятно удивила инициатива, которую проявил Картер. Договор скрепился поцелуем — в зале раздались аплодисменты.

Смотрите так же:  Заявление на выдачу справки об отсутствии задолженности в банке

Всегда события такого масштаба невольно вызывают исторические ассоциации. На церемонии подписания Договора ОСВ-2 на ум приходила, например, следующая параллель: здесь же, в Вене, в 1814—1815 годах состоялся конгресс европейских монархов, который завершил подведение итогов войны коалиции европейских держав против Наполеона. При всей важности того события в истории оно по своему значению никак не могло идти в сравнение с достигнутой между СССР и США договоренностью об ограничении стратегических ядерных вооружений, которая открывала возможность для снижения опасности, угрожающей самому существованию всего человечества.

А потом обе делегации присутствовали на спектакле в Венской опере. Там давали превосходную оперу Вольфганга Моцарта «Похищение из сераля». Ложа была украшена советским, американским и австрийским флагами.

Подписанный договор шел значительно дальше предшествовавшего ему временного соглашения (ОСВ-1), охватывая весь комплекс стратегических наступательных вооружений и перебрасывая мост к дальнейшему ограничению и сокращению ядерного оружия, что, как предполагали, в ближайшей перспективе будет предметом следующего этапа переговоров. Договор явился убедительной демонстрацией того, что при готовности учитывать законные интересы друг друга можно в конечном счете добиться договоренности по самым трудным вопросам. Вместе с тем этот договор заключал в себе и большой потенциал благоприятного воздействия на другие шаги по обузданию гонки вооружений и разоружению.

Во время пребывания в Вене между главами делегаций имел место обмен мнениями и по другим проблемам международной обстановки. В общем плане они подтвердили готовность продолжить переговоры по вопросам, которые оставались еще открытыми. В пользу этого в беседе со мной высказывался Сайрус Вэнс, не скрывавший своего большого удовлетворениях подписанием Договора ОСВ-2. Примерно то же говорил Д. Ф. Устинову министр обороны США Гарольд Браун и председатель объединенного комитета начальников штабов США Дэвис Джоун. Однако заявления американской стороны, сделанные в значительной мере под влиянием эмоций, не давали еще оснований строить надежные прогнозы относительно будущих переговоров по ядерному оружию.

Последовавшие затем действия администрации Картера в области советско-американских отношений, да и в международных делах в целом, способствовали укреплению в США позиций противников подписанного договора. Администрация фактически пошла на поводу у тех, кто стремился во что бы то ни стало помешать его вступлению в силу.

В этих условиях вялые призывы Картера к сенату ратифицировать Договор ОСВ-2 выглядели конъюнктурным политическим приемом, направленным на поддержание скорее видимости того, что президент верен ранее взятым на себя обязательствам. В январе 1980 года Картер объявил о своем решении вообще отложить на неопределенное время рассмотрение этого вопроса.

Стало ясно, что администрация Картера вела дело к тому, чтобы сорвать ратификацию договора. Как известно, это довершила администрация Рейгана. Такие действия — без преувеличения — стали позором Америки. К этому выводу пришли объективно мыслящие люди, в том числе и в США.

Официальный визит президента США Ричарда Никсона в СССР 22-30 мая 1972 года

22-30 мая 1972 года состоялся официальный визит президента США Ричарда Никсона в СССР. Это был первый в истории визит высшего американского руководителя в Советский Союз, если не считать пребывания президента Франклина Рузвельта в 1945 году на Ялтинской конференции.

Для самого Никсона посещение Москвы было вторым. Первый раз он приезжал в июне 1959 года в качестве вице-президента, чтобы договориться о визите первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева в США.

Президентский самолет с Ричардом Никсоном на борту приземлился в аэропорту Внуково 22 мая в 4 часа дня. У трапа самолета Никсона встречали председатель президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный, председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин, некоторые министры, причастные к предстоящим переговорам на высшем уровне, сотрудники посольства США, а также присутствовали заранее отобранные представители общественности с лозунгами «Не воевать, а торговать!».

Высокого гостя приветствовал в аэропорту почетный караул из представителей трех родов войск. Строй почетного караула вместе с Никсоном обошел Подгорный.

Никсона поселили в Кремле, в апартаментах по соседству с Оружейной палатой. Там же, в отдельном крыле, разместили его ближайших помощников. Над зданием впервые в его истории развевался государственный флаг Соединенных Штатов Америки.

От имени советского правительства был дан официальный обед в честь приезда делегации США в Большом Кремлевском дворце.

Первая беседа лидеров двух стран прошла сразу же после прибытия Ричарда Никсона в Кремль, еще до официального банкета. Разговор длился более часа, генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и президент США Ричард Никсон беседовали наедине.

23 мая начались переговоры. Никсона в поездке сопровождали госсекретарь США Уильям Роджерс, советник по национальной безопасности Генри Киссинджер и другие официальные лица. С советской стороны в переговорах с президентом участвовали также председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин, председатель президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный и министр иностранных дел СССР Андрей Громыко.

Советско-американские переговоры охватили самые различные стороны отношений двух стран — политические, экономические, научно-технические связи и проблему взаимного ограничения стратегических вооружений.

Переговоры проходили как в официальной, так и в неформальной обстановке. В частности, в загородной резиденции в Завидово, куда Брежнев поехал поохотиться с американским президентом.

Визит американского лидера длился неделю, за это время был подписан целый ряд стратегически важных документов, в том числе Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1).

Договор ПРО (перестал действовать в 2002 году) был призван предупредить гонку вооружений в области создания систем обороны против ракетно-ядерных ударов. СССР и США договорились о том, что каждой стороне будет разрешено создать по два комплекса «противоракет» и поставить под их защиту, соответственно, по два района (всего четыре) по выбору — вокруг столиц и в районе расположения шахтных пусковых установок, то есть баз МБР (мобильно-наземного базирования). При этом обе стороны обязались не создавать общенациональные, то есть покрывающие всю территорию страны, системы ПРО и основы для их создания. Договором также запрещалось создавать, испытывать и развертывать системы или компоненты систем ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования. Договор был бессрочным, но из него было можно выйти, уведомив об этом за 6 месяцев до дня предполагаемого выхода (чем воспользовалась американская сторона в 2001 году).

Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) предусматривало отказ обеих сторон в течение пяти лет сооружать новые пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования и пусковые установки ракет, размещенных на подводных лодках.

29 мая в заключительный день встречи Брежнев и Никсон подписали совместный документ «Основы взаимоотношений между СССР и США», установивший 12 принципов взаимоотношений двух государств, в том числе принципы равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга. Также были подписаны несколько двусторонних соглашений: о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях; о сотрудничестве в области науки и техники; о предотвращении инцидентов в открытом море; о сотрудничестве в области охраны окружающей среды.

В ходе переговоров большое внимание было уделено международным проблемам. Советская стороны подчеркнула, что необходимо закрепить и развить далее процесс разрядки и общей нормализации в Европе. Особо были выделены вопросы нерушимости существующих границ в Европе, признания ГДР и приема ее в ООН. Стороны изложили свои позиции по Ближнему Востоку и подтвердили поддержку ближневосточному мирному урегулированию. Однако каких-либо конкретных подвижек по этому вопросу на переговорах не было.

В совместном коммюнике по итогам переговоров каждая сторона изложила свою точку зрения в отношении продолжающейся войны во Вьетнаме и положения в районе Индокитая.

СССР и США также высказались в пользу дальнейших переговоров по проблемам ограничения вооружений и разоружения, повышения эффективности деятельности ООН.

Президент США Ричард Никсон также совершил однодневный визит в Ленинград (ныне Санкт-Петербург), где возложил венок на Пискаревском кладбище.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Другие публикации:

  • Где найти квитанцию на транспортный налог Где взять или распечатать квитанцию на оплату транспортного налога? Согласно российскому налоговому законодательству, человек, на которого был зарегистрирован автомобиль, должен оплачивать транспортный налог. Чтобы у налоговиков не возникало вопросов […]
  • Сохранная расписка на товар Сохранная расписка на ответственное хранение Документ под названием «Сохранная записка» формируется в тех случаях, когда одно предприятие, ИП или физическое лицо передает другому какие-либо товарно-материальные ценности на определенный промежуток […]
  • Про блондинку и адвоката Анекдоты про блондинок Блондинка:- Не бывает людей умных и красивых одновременно. Блин - получается, что я не существую?! Блондинка - подруге: - А я вчера на пляже вообще обалдела. Подходит ко мне парень, протягивает деньги. Ну, деньги я взяла, а парень мне […]
  • Системные требования к фифа 2019 Системные требования к фифа 2019 Системные требования FIFA 19 для ПК. У вас пойдет? Как и каждую осень, в этом году в продажу поступит новая FIFA, и теперь самое время узнать системные требования компьютерной версии игры. EA Sports представила […]
  • Гражданство в сша лотерея ЭЛЕКТРОННАЯ АНКЕТА ДЛЯ УЧАСТИЯ В ГРИН КАРД ЛОТЕРЕЯ 2019. ПРОГРАММА ИММИГРАЦИИ В США ПО ДВ 2021 ВИЗА ЛОТЕРЕЯ Регистрационный Сервисный Центр Лотереи Грин Карта США 2018Для Официальной Диверсификационной Иммиграции в Америку. Это Программа Визовая Лотерея США […]
  • Жалоба в прокуратуру на пристава исполнителя по алиментам образец Жалоба на пристава по алиментам Процедуры, связанные с взысканием алиментных платежей, исчисляемых в отношении несовершеннолетнего ребенка, не заканчиваются фактом получения судебного приказа или процессуального решения. Следующим шагом становится […]

Вам также может понравиться