Кто платит налог за экологию

Содержание:

Оплата необходимых экологических платежей

Участники производства в любом случае наносят вред окружающей среде. Сегодня ни для кого не секрет, что экология важна для выживания всего человечества, поэтому активно создаются новые технологии для минимизации ущерба природе. Для финансирования таких исследований на государственном уровне и нужны экологические платежи в бюджет.

Непрерывное производство усугубляет экологическое состояние, сокращает природные ресурсы, составляет угрозу для экологической безопасности. Поэтому вредное производство осуществляется на принципах платности пользования природными ресурсами, возмещения отрицательного влияния на природу защиты права человека на чистую окружающую среду.

Виды вреда, оказываемые деятельностью предприятий природе, и возмещение за него прописаны в ряде правовых положений и актов Российской Федерации.

Экологические налоги, сборы – это распространенное название платы за нанесение вреда окружающей среде производственной деятельностью. Исправность оплаты и правильность экологических сборов контролируется Росприроднадзором.

Цель взыскания налогов – это сохранение природы финансирования проектов по восстановлению природы, поврежденной человеческим вмешательством. Сумма компенсации на сегодняшний день недостаточна для проведения действенных программ по защите и восстановлению природных ресурсов, окружающей среды.

Также средств, собранных в виде экологических платежей, недостаточно для внедрения новых прогрессивных технологий, позволяющих избежать отрицательного влияния. Сбор за нанесение вреда окружающей среде направляется в федеральный и местный бюджеты. Ещё одно назначение экологических платежей — это стимулирование производителей как можно рациональнее использовать природные ресурсы и наносить наименьший вред природе.

Правовое регулирование

Правовая основа защиты природы – это ряд нормативных актов, например, Федеральный закон №7. Закон определяет виды негативного воздействия на природу:

  • нанесение вреда воздуху;
  • нанесение вреда недрам земли;
  • размещение отходов от хозяйственной деятельности;
  • нанесение вреда путем физического воздействия (шум, тепло).

Компенсации подлежат такие действия относительно окружающей среды:

  • выбросы химических и токсичных веществ в воздух;
  • загрязнение подземных и грунтовых вод;
  • размещение отходов от вредной хозяйственной деятельности.

Нормативно не определена чёткая формулировка плательщика экологического сбора. Нормативные акты косвенно говорят о плательщиках сбора как об участниках производственной деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 №632 выделяются некоторые категории субъектов хозяйствования, которые обязаны уплачивать экологический налог. Это производства, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов, предприятия, заводы, учреждения как национальные, так и иностранные.

Нормативная база содержит некоторые противоречия относительно субъектов уплаты налога. Так деятельность, связанная с выбросами в воздух химикатов, облагается экологическим платежом. Но №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выделяет плательщиками физические и юридические лица, а №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет плательщиками юридических лиц и частных предпринимателей.

Объекты налогообложения

Существует перечень объектов, являющихся базой для взыскания налоговых платежей в экологической сфере:

  1. Объем вредных веществ, выбрасываемых в воздух стационарными источниками. Перечень веществ и порядок уплаты налога определяется ещё на этапе строительства стационарного источника. Организация получает документ, который разрешает ведение хозяйственной деятельности с выбросом определенного объема веществ и соответствующий порядок компенсации причиненного природной среде вреда.
  2. Объем веществ, сбрасываемых непосредственно в природные водоемы.
  3. Объем отходов, размещаемых в специально отведенных местах или на объектах, которые собираются как вторичное сырье субъектами хозяйствования, имеющими разрешение на такой вид работ.

Органы управления экологией занимаются вопросами деятельности предприятий, причиняющих вред природе, выдают разрешения на хозяйственную деятельность, определяют допустимый объем выбросов.

Размеры ставок и примеры расчета

На размер экологического сбора влияют два показателя: объем загрязнения (выброса вещества) и объем размещенных отходов. На ставку влияет вид загрязняющего вещества и предел допустимой нормы загрязнения. Если предел превышен, то политика ставок меняется.

Правильность и своевременность расчета и уплаты налога возлагается на предприятие плательщика.

Чтобы определить сумму платежа, нужно:

Если предприятие осуществляет выброс нескольких видов, то необходимо провести расчет по каждому из них. Окончательная сумма налога — это сумма всех показателей выброса веществ, а именно, загрязнение в границах определенной нормы, загрязнение сверх нормы, но в границах лимита и выброс сверх лимита.

Расчет размера налога за негативное воздействие на окружающую среду исходит из трех показателей: ставка, масса товаров и норматив утилизации. Формула расчета заключается в умножении этих показателей между собой.

Норматив утилизации для большинства товаров равен 0. Однако это не освобождает компанию от сдачи отчетности. С особенностями ставок можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ №284 от 09.04.2016.

Пример. Проведеасчет налога для компании по производству картонной тары и бумаги. Норма утилизации за 2017 год равна 10 при ставке 2378 рублей за 1 тонну отходов. При этом компания имеет 3 тонны отходов.

В 2018 году предприятие обязано уплатить налог в размере:

Срок уплаты при наличии авансовых платежей

Налоги нужно уплачивать не позднее 20 числа месяца, следующего после отчетного периода. Оплата экологического сбора производится один раз за квартал по месту расположения стационарного источника загрязнения или же по месту регистрации, если источник – движимый объект.

Нарушение сроков оплаты налога, его своевременность и неполный объем уплаты налога карается штрафом в административном порядке. При этом руководитель предприятия лично уплачивает штраф в сумме от 3000 до 6000 рублей, а предприятие (юридическое лицо) — от 50 000 до 100 000 рублей.

Чтобы избежать штрафа в 2019 году, нужно уплатить налог и предоставить отчет до 15 апреля 2019 года. Отчетный период при этом берется весь 2018 год.

Отчетность по налогу

Отчет по уплате налога нужно сдавать, пользуясь утвержденной формой Приказа № 204 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 г.

Приказ содержит бланк и расчетные листы для каждого вида выброса вредных веществ. Предприятие используют те части формы, которые касаются непосредственно их деятельности.

Отчет подается в единственном экземпляре. Есть бумажный и электронный вариант подачи отчета. Электронный вариант подачи отчета актуален для предприятий, которые уплачивают более чем 50 000 рублей.

Следует отметить, что вопросы уплаты экологического налога имеют множество спорных моментов. Главная проблема – это отсутствие единого нормативно-правового документа, дающего четкие ответы на вопросы, касающиеся налога. Нормативные акты должны иметь четкую структуру и непротиворечивые инструкции. В противном случае взыскание налога носит характер правовой неопределенности, что идет в разрез с принципами всей системы налогообложения.

Экологический налог в 2019 году — сроки уплаты, ставки

Экологический налог пока еще не упоминается в Налоговом кодексе РФ, хотя некоторые виды платежей могут попадать под это понятие. Что собой представляет экологический налог и какие существующие в России сборы могут охарактеризовать данное словосочетание, рассмотрим в нашей специальной рубрике.

Что такое экологический налог

Чтобы понять, что такое экологический налог, обратимся к расшифровке понятий, составляющих его название. Термин «экология» характеризует в первую очередь взаимоотношения человека (а в нашем случае — еще и организации) и окружающей среды, а понятие «налог», корни которого идут от древнего оброка, определяет некую плату за пользование имущественными объектами.

Таким образом, сущность экологического налога состоит во взимании платы за пользование природными ресурсами и воздействие на окружающую среду. В настоящее время ввиду отсутствия в налоговой системе России такого вида налога это может быть обеспечено неналоговыми методами. Хотя некоторые налоги, отраженные в НК РФ, могут попадать под характеристики, присущие экологическому налогу. Какие это налоги и почему они могут быть отнесены к этой категории, рассмотрим ниже.

Существуют также и неналоговые платежи, которые действующее законодательство требует уплатить в результате нанесения вреда окружающей природе. К ним относятся экологический сбор и плата за негативное воздействие на окружающую среду, которые также можно рассматривать как разновидности экологического налога.

Отметим, что в странах ЕАЭС существует полноценный экологический налог, для которого сформулированы все основные элементы налогообложения.

Подробнее о действующих экологических платежах читайте в этом материале.

Добавим, что скорее всего, экологический налог в полном смысле этого слова скоро появится и у нас в стране. Соответствующие поправки в НК РФ (проект) уже увидели свет.

Какие налоги можно отнести к экологическим

С учетом ранее рассмотренного понятия экологического налога разберемся в перечне налогов, уплата которых возникает в связи с использованием объектов природы:

  • Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами — необходимость исчисления этого налога представляет собой компенсацию за причиненный природе урон в результате охоты и ловли животных или водных обитателей (например, рыбы или раков), сокращающий их численность.
  • Водный налог — платится за забор воды и использование водных объектов, что также вносит дисбаланс в экологическую обстановку в связи с ограниченностью водных ресурсов.
  • Налог на добычу полезных ископаемых — уплачивается за осуществление добычи природных ресурсов, например, нефти и угля, которые являются исчерпаемыми.
  • Транспортный налог — исчисляется за пользование транспортными средствами, наносящими вред окружающей среде.

О том, что планируется усовершенствовать в транспортном налоге, чтобы повысить его экологическую составляющую, подробно рассказывается здесь.

  • Земельный налог — уплачивается за пользование земельными объектами, на которых расположены различные постройки, наносящие вред поверхностным почвам.

Каждый из вышеуказанных налогов отражает плату за воздействие человека или организации на окружающую среду, которое наносит экологический вред природе, и может косвенно считаться экологическим налогом.

Ставки и сроки уплаты каждого из перечисленных налогов за 2018 год приведены в таблице:

Экологический налог 2017–2018

Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

В ст. 333.3 НК РФ указан перечень ставок в рублях за 1 животное или за 1 тонну биологического ресурса

  • По животному миру: предусмотрен разовый сбор при получении разрешения на добычу. Например, если разрешение получено 06.08.2018, оплату необходимо произвести 06.08.2018.
  • По биологическим ресурсам: разовый платеж при получении разрешения на добычу, затем регулярные ежемесячные платежи до 20 числа каждого месяца. Например, разрешение получено 26.03.2018, оплату нужно совершить 26.03, 20.04, 21.05, 20.06, 20.07, 20.08, 20.09, 22.10, 20.11, 20.12.2018 и т. д. до окончания срока действия такого разрешения.
  • По водным ресурсам, подлежащим изъятию: до 20 числа месяца, следующего за последним месяцем действия разрешения на добычу. Например, если разрешение закончилось 12.11.2018, платеж нужно произвести до 20.12.2018

Ст. 333.12 НК РФ отражает большой список ставок в рублях за 1000 куб. м воды

  • I кв. — до 20.04.2018;
  • II кв. — 20.07.2018;
  • III кв. — 22.10.2017;
  • IV кв. — 21.01.2019

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Смотрите так же:  Побои несовершеннолетнему родителями

Ст. 342 НК РФ, процентная ставка в рублях или за 1 тонну, или за 1000 куб. м добытых ископаемых

  • январь — до 26.02.2018;
  • февраль — 26.03.2018;
  • март — 25.04.2018;
  • апрель — 25.05.2018;
  • май — 25.06.2018;
  • июнь — 25.07.2018;
  • июль — 27.08.2018;
  • август — 25.09.2018;
  • сентябрь — 25.10.2018;
  • октябрь — 26.11.2018;
  • ноябрь — 25.12.2018;
  • декабрь — 25.01.2019.

Как уплатить НДПИ в 2018 году, узнайте здесь

Ст. 361 НК РФ указывает ставки в рублях на каждую лошадиную силу, значения которых изменяются в зависимости от количества л. с. При этом региональные власти могут максимально увеличить или уменьшить ставки в 10 раз.

  • физлица за 2017 год до 03.12.2018;
  • организации — сроки уплаты авансовых платежей и налога указаны в законах субъектов РФ.

Ст. 394 НК РФ определяет 2 предела ставок: до 0,3% и до 1,5% — в зависимости от категории земель.

  • физлица за 2017 год — до 03.12.2018;
  • организации — сроки уплаты авансовых платежей и налога указаны в местных НПА.

Как осуществить уплату экологического сбора

Экологический сбор — это понятие, введенное ст. 24.5 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Обязанность уплаты такого экологического налога возлагается при утилизации продукции, утратившей потребительские свойства, на следующих лиц:

При этом указанный платеж начиная с 2017 года (т. е. с платежа за 2016 год) осуществляется однократно до 15 апреля года, следующего за отчетным (подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).

Контроль за уплатой сбора возложен на Росприроднадзор, а суммы поступают в федеральный бюджет РФ.

О том, как определить значение ставки экологического налога, говорится в статье «Порядок исчисления и уплаты экологического налога».

Расчет такого вида экологического налога производится с учетом отклонений фактического значения от установленных Правительством РФ нормативов.

Отчетность по экологическому сбору так же, как и платеж, является ежегодной и подается в Росприроднадзор в срок, установленный для уплаты сбора (подп. «б» п. 2 постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).

Форму, которую надо использовать для составления отчета за 2017 год, можно увидеть здесь.

Пример заполнения декларации по экологическому сбору смотрите в данной публикации.

По каким основаниям возникает плата за негативное воздействие на окружающую среду

Другой вид экологического налога, существующий уже много лет, — это плата за негативное воздействие на окружающую среду.

О нормативных документах, отражающих особенности экологического налога, говорится в статье «Порядок исчисления и уплаты экологического налога».

Обязанность его перечисления в бюджет возникает по следующим основаниям:

  • при осуществлении выбросов от стационарных объектов.
  • при организации сбросов загрязняющих веществ.
  • при размещении отходов.

ВАЖНО! В расчете платы не существует такого понятия, как ставка. Так же, как и в экологическом сборе, расчет платежа осуществляется с учетом нормативных значений того или иного воздействия. Нормативы устанавливаются Правительством РФ и корректируются на коэффициенты в зависимости от вида воздействия и территории его возникновения.

Разобраться с нюансами отчетности и перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) помогут материалы:

О повышении с 2019 года ставок платы за НВОС см. здесь.

Важно также обратить внимание на некоторые нюансы исчисления указанного сбора. Например, если отходы размещаются на придворовой территории арендуемого помещения, кто тогда должен платить за загрязнения — арендатор или арендодатель?

Правильный ответ в такой ситуации поможет найти корректно составленный договор аренды: если в нем предусмотрен переход права собственности на отходы арендатору, то плату вносит он. В противном случае плательщиком сбора будет арендодатель как собственник помещения. Именно такие разъяснения дает Росприроднадзор в информации «О порядке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду», размещенной на сайте этой службы. Отметим, что если у арендодателя заключен договор со специализированной организацией на вывоз мусора, предусматривающий переход права собственности на этот мусор, то ему не придется уплачивать такой экологический налог, т. к. этим займется специализированная организация. Соблюдение правильности исчисления и уплаты указанного платежа осуществляется тем же органом, который контролирует уплату экологического сбора (Росприроднадзором).

По итогам каждого квартала плательщики подают в него расчеты по экологическому налогу за негативное воздействие на окружающую среду и туда же уплачивают платежи по нему. Сроки уплаты этого вида экологического налога за 2018 год приходятся на 20.04, 20.07, 20.10.2018 и 20.01.2019. Перенос срока для этого платежа в связи с выходными днями не действует.

Как Минприроды планирует изменить срок платежей за негативное воздействие на окружающую среду, расскажем в публикации.

Как видим, несмотря на то что экологического налога в настоящее время в нашей стране нет, его функции выполняются другими налоговыми и неналоговыми платежами.

О том, как в РФ решается вопрос платы за соблюдение экологической обстановки, а также об опыте других стран по этому вопросу, вы всегда сможете узнать из материалов нашей рубрики «Экологический налог».

В России вводится новый налог. Поправки для новой главы НК уже готовы

В Налоговом Кодексе появится новая глава «Экологический налог». Проект соответствующего закона разместил Минфин.

Таким образом внедряется план по включению в НК неналоговых платежей, имеющих квазиналоговый характер.

Кто будет платить, за что и сколько — расскажем.

Кредитная карта Тинькофф Platinum предоставляет беспроцентный период до 55 дней

Сумма кредита — до 300 000 рублей

Процентная ставка — от 12% годовых

Существующий в настоящее время неналоговый платеж — плата за негативное воздействие на окружающую среду, регулируемый природоохранным законодательством, обладает признаками налога, в связи с чем может быть включен в НК.

Введение экологического налога обосновывается необходимостью финансового обеспечения деятельности Правительства РФ, связанной с проведением государственной политики в области экологии, направленной на обеспечение условий для реализации гражданами конституционного права на благоприятную окружающую среду, говорится в пояснительной записке к проекту.

Анализ динамики поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджетную систему РФ свидетельствует о низкой эффективности взимания данного неналогового платежа, посетовали в Минфине.

Чиновники обратили внимание на недостаточную ответственность плательщиков, которые пренебрегают своими обязанностями.

Взыскание неуплаченных платежей производится в судебном порядке, а способы обеспечения исполнения обязанности по уплате фактически отсутствуют. Неуплата экологических неналоговых платежей не образует состава преступления, предусмотренного УК РФ.

Таким образом, в рамках действующего законодательства у плательщиков отсутствует должная мотивация к правомерному поведению в форме уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Но введение экологического налога все изменит.

При сохранении действующего уровня налоговой нагрузки позволит увеличить поступления в бюджетную систему РФ за счет улучшения качества администрирования, то есть возможности применения мер налоговой, административной и уголовной ответственности, способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, механизма принудительного и бесспорного взыскания.

Экологический налог, по сути, заменяет действующие платежи за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду.

Объектом налогообложения признаются виды воздействия на окружающую среду, такие как выброс в атмосферный воздух веществ от стационарных источников, сброс веществ в водные объекты и образование отходов производства и потребления.

Налоговой базой признается масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.

Налогоплательщиками экологического налога признаются организации и физлица, в том числе ИП, осуществляющие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

При образовании отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, налогоплательщиками экологического налога признаются организации и физлица, в том ИП, при осуществлении которыми деятельности образовались отходы.

При образовании твердых коммунальных отходов налогоплательщиками налога признаются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Не являются плательщиками налога организации и физлица, в том числе ИП:

— осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории при условии подтверждения данной категории соответствующим свидетельством о постановке объекта, осуществляющего негативное воздействие на окружающую среду, на учет в установленном порядке;

— в результате осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются только твердые коммунальные отходы.

Объектом налогообложения признается негативное воздействие на окружающую среду в результате:

— выброса в атмосферный воздух стационарными источниками загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ;

— сброса в водные объекты сточных вод, содержащих вещества, включенные в перечень загрязняющих веществ;

— образования, хранения, захоронения, накопления, размещения отходов производства и потребления каждого класса опасности.

Не признается объектом налогообложения:

— негативное воздействие на окружающую среду, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней.

— размещение отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, при подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов;

— накопление отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня образования этих отходов

Проектом установлены фиксированные налоговые ставки для каждого вида воздействия в зависимости от вида загрязняющего вещества, с учетом коэффициентов, характеризующих степень опасности вещества (показателя).

Таблицу со ставками экологического налога можно скачать здесь.

С 2021 года налоговые ставки умножаются на коэффициент, учитывающий уровень инфляции.

В ряде случаев к ставкам налога применяются коэффициенты от 0 до 100.

В НК будут представлены формулы для расчета налога. Вот, например, как выглядит формула расчета налога за размещение отходов для субъектов МСП:

Как платить и отчитываться

Поправками в НК определены порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налога и представления декларации по налогу, установлен порядок уменьшения суммы налога на расходы, связанные с реализацией мер, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Налоговым периодом по экологическому налогу признается год.

В течение налогового периода налогоплательщики, за исключением субъектов МСП, уплачивают в бюджет авансовые платежи в размере ¼ от суммы налога за прошлый год до 20 числа месяца, следующего за окончанием квартала.

Сам налог уплачивается не позднее 1-го марта года, следующего за налоговым периодом.

В этот же срок (до 1 марта следующего года) надо сдать декларацию в ИФНС.

Планируется, что новая глава НК заработает с 1 января 2020 года, но не ранее 1 января года, следующего за годом принятия закона с вышеназванными поправками, и не ранее одного месяца со дня официального опубликования такого закона.

Экология, Кто платит и сдает отчетность за платежи в Росприроднадзор за НВОС

Что такое экологический сбор

Экологический сбор – это самостоятельный неналоговый платеж, который установлен статьей 24.5 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (письмо Минфина от 13.04.2015 № 03-02-07/1/20823). Какого-либо отношения к плате за загрязнение окружающей среды экологический сбор не имеет.

Экологический сбор обязаны платить производители, а также импортеры товаров, которые после утраты ими своих потребительских свойств нужно утилизировать. С 2018 года действует перечень таких товаров, утвержденный распоряжением Правительства от 28.12.2017 № 2970-р. Перечень на 2017 год утвержден распоряжением Правительства от 24.09.2015 № 1886-р. Если товара нет в перечне, платить экологический сбор не нужно. От уплаты сбора освобождены производители и импортеры, которые самостоятельно обеспечивают утилизацию отходов. Это следует из положений пункта 7 статьи 24.2 и пункта 2 статьи 24.5 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ кто должен платить и отчитываться в РосПРИРОДНадзор

Зачастую возникает масса вопросов, связанных с таким понятием, как «Экологические платежи», НВОС. В данной статье мы и постараемся ответить на них максимально подробно и развернуто.

Для начала определимся, что платежи НВОС, за загрязнение — это ни что иное, как плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Подробную информацию по данной теме можно получить из КоАП РФ и Федеральных законов — от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Оплату за это самое воздействие контролирует Федеральная служба по надзору в сфере природопользования ( Росприроднадзор ).

Росприроднадзор утверждает формы отчетности и форматы ее сдачи. Также данный орган осуществляет контроль за своевременным перечислением платежей и сдачей отчетности НВОС в срок.

Смотрите так же:  Приказ мвд 535 от 21052012 года

Официальный сайт Росприроднадзора

  • Адрес — http://rpn.gov.ru
  • Электронные сервисы (отчетность и др.) — http://rpn.gov.ru/node/20356
  • Отправить обращение, вопрос в Росприроднадзор — http://rpn.gov.ru/node/24885

Экологический сбор – это самостоятельный неналоговый платеж, который установлен статьей 24.5 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ. Какого-либо отношения к плате за загрязнение окружающей среды экологический сбор не имеет.

Этот сбор обязаны платить производители, а также импортеры товаров, которые после утраты ими своих потребительских свойств нужно утилизировать. От уплаты сбора освобождены производители и импортеры, которые самостоятельно обеспечивают утилизацию отходов. Это следует из положений пункта 7 статьи 24.2 и пункта 2 статьи 24.5 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Какую отчетность сдавать в РОСПРИРОДНАДЗОР

Все организации и предприниматели, которые негативно влияют на окружающую среду, должны сдавать в Росприроднадзор:

  • декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
  • форму 2-ТП (отходы);
  • декларацию о готовых товарах;
  • отчетность о выполнении нормативов утилизации;
  • отчет об образовании, использовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов;
  • форму 2-ТП рекультивация.

Отчитаться «за грязь» уже стало возможно

Приказ Минприроды России от 9 января 2017 г. № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» зарегистрирован в Минюсте 22.02.2017 Но. 45747. (скачать)

Формирование и отправка Декларации в машиночитаемом формате доступна в Модуле природопользователя версии 3.8, опубликованной в разделе Отчетность природопользователя.

Виды НВОС негативного воздействия на окружающую среду

Статьей 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ предусмотрено, что плата должна взиматься за следующие виды негативного воздействия на экологию:

  1. атмосферные выбросы стационарными объектами;
  2. сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  3. размещение отходов производства и потребления.

Ставки платы по видам негативного воздействия на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2016 № 913 .

Плата за атмосферные выбросы передвижными объектами не взимается (письма Минприроды России от 23 июля 2015 № 02-12-44/17039, от 10 марта 2015 № 12-47/5413). Все организации, у которых на балансе есть автомобили (или другие транспортные средства), освобождены от платы за негативное воздействие на окружающую среду этими передвижными объектами.

Правильность расчета платы и своевременность ее перечисления в бюджет контролирует Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 995.

Кто не должен платить за загрязнение окружающей среды

Организации и предприниматели не перечисляют плату за загрязнение окружающей среды, если ведут деятельность только на объектах IV категории опасности. Это объекты, на которых:

  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, но количество выбросов не превышает 10 тонн в год;
  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • нет сбросов загрязняющих веществ, которые образуются при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и в окружающую среду (в поверхностные и подземные водные объекты, на земную поверхность).

Чтобы не платить за загрязнение окружающей среды, убедитесь, соответствуют ли объекты, которые эксплуатирует ваша организация, IV категории опасности. Специалисты Росприроднадзора присваивают категории опасности при регистрации объектов в государственном реестре. Новый объект нужно поставить на учет в течение шести месяцев после ввода в эксплуатацию. Чтобы узнать категорию опасности по старым объектам, обратитесь в Росприроднадзор.

1 . Образование отходов — платежи за загрязнение, классы опасности отходов

Организация, заключила договор на вывоз мусора (отходов), нужно перечислять плату за загрязнение окружающей среды ?

Да, должна, потому что за размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата (п. 1 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Обязанность по внесению платы возникает у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении.

Согласно статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ к отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления и которые необходимо удалить.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, ст. 136 ГК РФ).

Таким образом, наличие договора со специализированной организацией на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию – собственника отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2008 г. № А56-1719/2008, от 24 июня 2008 г. № А21-6268/2007, Волго-Вятского округа от 14 августа 2007 г. № А29-6876/2006А).

Плата «за грязь»: кто намусорил, тот и платит

Даже если компании или ИП, имеющие обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, передадут права на образовавшиеся отходы другому лицу, от платы «за грязь» их это не освободит.

Как следует из статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ с 01.01.2016 года платить за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов, плату за размещение которых вносят региональные операторы) должны юрлица и ИП, в процессе деятельности которых эти отходы и образовались.

Как арендодателю быть с мусором арендаторов?

Собственнику арендных объектов (арендодателю) следует в договорах аренды прописать пункт о том, что арендаторы обязаны самостоятельно исполнять требования природоохранного законодательства: представлять отчетность в госорганы, оформлять паспорта отходов, получать нормативы и лимиты на размещение отходов, вносить платежи за негативное воздействие на окружающую среду и т. д. У арендаторов должны быть отдельные контейнеры для мусора, а условие вывоза отходов с вашей территории также можно прописать в договоре аренды.

Нужно ли вносить плату за загрязнение окружающей среды (НВОС), если единственный вид отходов, который образуется в организации – бытовой и офисный мусор

Всё зависит от того, есть ли у организации объекты негативного воздействия на окружающую среду, и от категории опасности. Потому что согласно пункта 1 статьи 16.1 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ плату за негативное воздействие, загрязнение окружающей среды должны перечислять все организации и предприниматели , которые ведут деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Исключение сделано для тех, кто ведет деятельность исключительно на объектах IV категории опасности.

Критерии категорий опасности утверждены постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. № 1029

Сама по себе деятельность, в результате которой образуется бытовой и офисный мусор, не основание для постановки на учет в Росприроднадзоре. Если у организации нет объектов негативного воздействия на окружающую среду, регистрироваться в Росприроднадзоре она не обязана. Дело в том, что Росприроднадзор регистрирует не все организации подряд, а только те, у которых есть «негативные» объекты. Ведомство ставит на учет на основании заявок, которые организации должны подавать по каждому объекту. И если, например, офис, магазин, школа, детский сад и т. п. образуют и накапливают отходы, но не эксплуатируют «негативные» объекты, заявку им подавать не нужно. Следовательно, от платы за негативное воздействие они освобождены.

Категорию опасности присваивают объекту при его регистрации в государственном реестре (п. 4 ст. 4.2 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ).

Другое дело, если организация эксплуатирует объекты негативного воздействия. Такие объекты нужно поставить на учет в Росприроднадзоре. А дальше все будет зависеть от того, какую категорию опасности присвоят этим объектам. Если объект отнесут к I–III категории, плату за негативное воздействие придется вносить. Если объекту присвоят IV категорию, платить за него не нужно. Такие разъяснения есть на официальном сайте Росприроднадзора и в письме Росприроднадзора от 22 ноября 2016 № АА-05-04-32/23821.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) офисам платить не нужно !

Росприроднадзор наконец-то прояснил, к какой категории негативно действующих на природу объектов относятся офисные здания. По общему правилу офисам присваивается IV категория « объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду ».

А это значит, что вносить плату «за грязь» в отношении офисных помещений не придется. Конечно, это относится только к тем бизнес-центрам и прочим офисным зданиям, в которых нет стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух).

Офисы не нужно ставить на госучет, чтобы получить освобождение от экологических платежей

Если офисное здание образует отходы, но при этом не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, то уплачивать экологические платежи и ставить его на учет в качестве загрязняющего объекта не нужно. Об этом проинформировал Росприроднадзор на своем сайте, тем самым изменив снова позицию по данному вопросу.

Чиновники от природы, по сути, признали, что большинство офисов вовсе не относятся к объектам, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и владельцы этих офисов не должны ставить их на государственный учет. Потому что по степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить все юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность на объектах I-III категорий. Те, кто работают исключительно на объектах IV категории, от уплаты экологических платежей освобождены (п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ). Те объекты, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, должны быть поставлены на государственный учет. Делается это на основании заявки по форме, утвержденной приказом Минприроды РФ от 23.12.15 № 554.

Однако сами по себе образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к объекту какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду. А в заявке о постановке объекта НВОС на учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на объекте НВОС. Поэтому если организация (например, офис, школа) образует отходы, но не осуществляет деятельность по размещению отходов самостоятельно и не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в критериях, то у нее объект НВОС не определяется. Соответственно, ставить на учет такие офисы тоже не нужно, поскольку постановка на учет объектов, не отнесенных к объектам НВОС, действующим законодательством не предусмотрена.

Плату за загрязнение окружающей среды также обязаны перечислять региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами

Региональные операторы в настоящее время определены не во всех субъектах РФ. До тех пор пока их не назначат, плату должны вносить организации и предприниматели, которые ведут специализированную деятельность по размещению твердых коммунальных отходов. Они соответствуют статусу оператора (ст. 16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ, ст. 1 и 23 Закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ, письмо Росприроднадзора от 21 февраля 2017 № АС-06-02-36/3591).

Постановка на учет в РОСПРИРОДНАДЗОР

Совершать какие-либо действия для того, чтобы встать на учет в качестве плательщика сборов за негативное воздействие на окружающую среду, организация не должна. Территориальные отделения Росприроднадзора зарегистрируют ее самостоятельно. Единственное – организацию могут попросить заполнить заявление о постановке на учет. Форму такого заявления каждое территориальное отделение Росприроднадзора устанавливает отдельно.

Заявку на Постановку на учет загрязняющего объекта можно подать в электронном виде

Росприроднадзор Приказом Росприроднадзора от 24.11.2016 № 756 утвердил порядок подачи электронной заявки о постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Подать такую заявку можно с помощью бесплатного сервиса подготовки отчетности природопользователя («Модуль природопользователя»), который размещен на официальном сайте Росприроднадзора, либо через Личный кабинет природопользователя.

а) Если есть электронная подпись , в этом случае заявку, сохраненную в формате XML и заверенную ЭП, нужно отправить через портал приема отчетности в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта РФ (в зависимости от вида объекта НВОС). В этом случае датой приема заявки считается дата ее загрузки на портал.

б) Если же электронной подписи у заявителя нет , он формирует электронную заявку при помощи Модуля природопользователя и отправляет в соответствующий территориальный орган через портал приема отчетности. После этого заявку следует распечатать, заполнить сопроводительное письмо по форме, утвержденной Росприроднадзором, и направить заявку и письмо в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта РФ по почте или отнести лично.

Смотрите так же:  Иск на возмещение морального ущерба образец

В этом случае датой приема будет считаться день поступления бумажной заявки и сопроводительного письма в соответствующее учреждение.

Росприроднадзор опубликовал информационное уведомление, в котором подробно рассказал о порядке постановки на учет объектов НВОС. Так, в частности, в документе разъясняются особенности постановки на учет загрязняющих объектов в отдельных случаях (например, при нахождении объекта на территории нескольких субъектов РФ или при нахождении в составе объекта нескольких источников НВОС и др.).

При постановке организации на учет территориальное отделение Росприроднадзора присвоит ей регистрационный номер, внесет ее в реестр и зафиксирует все необходимые характеристики каждого источника негативного воздействия на окружающую среду.

Как определить, относится ли объект НВОС к IV категории

К объектам, оказывающим минимальное негативное воздействие на окружающую среду, то есть к IV категории, относятся здания, в которых нет источников выбросов веществ I и II классов опасности. А как определить класс опасности загрязняющих веществ? Ответ на этот вопрос содержится в письме Росприроднадзора от 26.04.17 № АС-09-01-36/8824.

Каким образом определить класс опасности загрязняющих веществ?

Чтобы определить класс опасности загрязняющих веществ, необходимо использовать гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, которые предусматривают классы опасности для загрязняющих веществ. К таким нормативам, в частности, относятся «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест (ГН 2.1.6.1338-03)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.03 № 114.

Вставать на учет в качестве загрязняющих объектов «чистым» офисам не нужно

Росприроднадзор уточнил порядок постановки на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Исходя из нового разъяснения, большинству офисов не только не нужно платить «за грязь», но и вставать на учет в качестве загрязняющего объекта. Письмо Росприроднадзора от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354.

Согласно письма Роприроднадзора к загрязняющим объектам IV категории относятся объекты, соответствующие следующим критериям:

  • наличие стационарных источников выбросов;
  • наличие не более 10 тонн выбросов загрязняющих веществ в год;
  • отсутствие выбросов радиоактивных веществ;
  • отсутствие сбросов в системы водоотведения загрязняющих веществ, образовавшихся в результате использования вод не для бытовых нужд;
  • отсутствие сбросов в окружающую среду (т.е. сбросов в поверхностные и подземные водные объекты, недра, на земную поверхность).

Т.е. для отнесения к IV категории офисное здание должно хоть и минимально, но все ж таки загрязнять атмосферу. А если стационарных источников выбросов загрязняющих веществ нет вообще, а система водоснабжения используется исключительно в бытовых целях и ничего особо загрязняющего в водопровод не смывается , то такой офис относится к « чистым » и ставить его на учет как загрязняющий объект не требуется .

Даже если вы подадите заявление о постановке на учет «чистого» офиса в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и укажете в заявке ту или иную загрязняющую категорию (например, IV), это не значит, что именно такая категория и будет ему присвоена. В ходе рассмотрения информации о хозяйственной деятельности заявителя Росприродназхор может не согласиться с указанной в заявке категорией и, исходя из соответствия критериям, присвоить иную категорию. Или же вовсе отказать в регистрации по причине отсутствия оснований для постановки на учет объекта как загрязняющего.

Объекты негативного воздействия, которые не отнесены к I–IV категории опасности, на учет в Росприроднадзоре не ставьте. Например, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но нет других видов загрязнений, то такой объект регистрировать не нужно (письмо Росприроднадзора от 21 февраля 2017 и письмо Росприроднадзора от 21 февраля 2017 № АС-06-02-36/3591).

За «атмосферные» выбросы от передвижных источников платить не нужно

С 2015 года организациям и ИП не нужно вносить плату за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от передвижных источников, например, автомобилей.

Вносить плату за такой вид «грязи» нужно, только если выбросы в воздух производят стационарные источники. К такому выводу пришло Минприроды, ссылаясь на поправки в закон «Об охране атмосферного воздуха» (ст.28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ).

Однако, как всегда, в Постановление Правительства РФ, устанавливающее нормативы платы «за грязь», коррективы внесены не были (Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 (ред. от 24.12.2014)), т.е. по Постановлению Правительства платить нужно как за выбросы, производимые стационарными объектами, так и передвижными.

Поэтому пока все-таки безопаснее платить за все объекты. Правда, если вы решите воспользоваться разъяснениями Минприроды и не платить за выбросы, производимые передвижными объектами, то потом можно будет отбиться от пени и штрафов.

ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ: Кто должен платить экологический сбор

Срок внесения платы за негативное воздействие за НВОС

Срок – 20-е число месяца, следующего за отчетным, распространяется на расчеты платы за загрязнение окружающей среды, которые организации сдают за IV квартал 2015 года. Отчетность за 2016 год нужно будет составлять и сдавать по новым правилам:

  1. взамен расчетов платы за загрязнение вводится новая форма отчетности – декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Форму декларации и порядок ее заполнения утвердит ведомство, назначенное Правительством РФ.
  2. отчетным периодом по плате за негативное воздействие будет не квартал, а календарный год.
  3. новую декларацию впервые нужно будет представить не позднее 10 марта 2017 года.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду включает в себя:

  • квартальные авансовые платежи;
  • итоговую сумму платы, которую нужно перечислить в бюджет по итогам года.

Квартальные авансовые платежи перечисляют все плательщики (кроме субъектов малого и среднего предпринимательства). Срок – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. За IV квартал платеж перечислять не нужно. Авансовый платеж за каждый квартал равен 1/4 от суммы платы за предыдущий год.

Величину доплаты по итогам года определите как разницу между суммой платы, начисленной за год, и суммой авансовых платежей, перечисленных в бюджет в течение года. Эту сумму нужно перечислить в бюджет не позднее 1 марта года, следующего за отчетным (п. 3 ст. 16.4 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ).

К примеру, сумма платы за 2015 год составила 120 000 руб. Значит, в 2016 году необходимо было перечислить:

  • не позднее 20 апреля – 30 000 руб.;
  • не позднее 20 июля – 30 000 руб.;
  • не позднее 20 октября – 30 000 руб.

Сумма платы, рассчитанная по итогам 2016 года, составляет 140 000 руб. Это значит, что не позднее 1 марта 2017 года организация должна перечислить в бюджет плату за загрязнение окружающей среды в размере 50 000 руб. (140 000 руб. – 90 000 руб.).

Субъекты малого и среднего предпринимательства, которые освобождены от квартальных авансовых платежей, всю сумму платы за год перечисляют в бюджет единовременно не позднее 1 марта следующего года (письмо Росприроднадзора от 11 апреля 2016 № АС-06-01-36/6155).

Наличие переплаты по «грязи» подтвердит лишь сверка платежей

Документом, подтверждающим излишнее перечисление платы за негативное воздействие на окружающую среду, является акт сверки. То есть, пока у плательщика нет акта, для территориальных органов Росприроднадзора вашей переплаты не существует.

Cверка проводится в рамках рассмотрения (камеральной проверки) вашей «грязной» декларации, а камералить эту декларации сотрудники Росприроднадзора вправе в течение 9 месяцев со дня ее приема.

Ведомство утвердило формы заявлений на зачет и возврат переплаты, возникшей при излишнем перечислении платы за НВОС.

Штрафы за неуплату экологических платежей

Не нужно считать данный вид платежей несущественным и несерьезным. Ведь законодательством предусмотрены штрафы за несвоевременную уплату и непредставление отчетности, причем в немалых размерах.

Какая ответственность грозит за отсутствие учета производственных отходов

Штрафных санкций за непредставление расчета платы за НВОС, а также за его подачу позднее установленного срока не предусмотрено. Однако такие действия природопользователя можно расценить как сокрытие экологической информации. За это предусмотрен штраф: для должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей, для организаций – от 10 000 до 20 000 рублей (ст. 8.5 КоАП РФ).

Неправильное обращение с отходами производства и другими опасными веществами

также грозит наказанием:

  • для должностных лиц – штраф от 10 000 до 30 000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для организаций – от 100 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 8.2 КоАП РФ).

За невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в срок

накажут штрафом: должностных лиц – от 3000 до 6000 рублей, организацию – от 50 000 до 100 000 рублей (ст. 8.41 КоАП РФ).

Если у предприятия нет разрешения на обращение с производственными отходами, это приведет к пятикратному повышению норматива платы за одну тонну отходов и к ответственности по статьям 8.2, 8.5, 8.41 Кодекса об административных правонарушениях.

Сроки Платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 г.

С 01.01.2016 г. вводятся авансовые платежи по плате «за грязь». Их нужно перечислять не позднее 20 числа месяца, следующего за последним числом месяца соответствующего квартала, в размере 1/4 платы, перечисленной за предыдущий год. Т.е., например, по итогам I квартала 2016г. аванс нужно перечислить не позднее 20.04.2016г.

Организации и ИП, являющиеся субъектами малого и среднего бизнеса, — их это новшество не касается. Следовательно, такой категории плательщиков нужно вносить плату лишь раз в год – не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Изменился и срок сдачи отчетности по плате «за грязь» — это нужно сделать не позднее 10 марта, года следующего за отчетным. Причем это нововведение касается уже абсолютно всех плательщиков.

Как составить и сдать расчет платы за загрязнение окружающей среды

Если деятельность организации связана с природопользованием, она должна отчитываться о видах и объемах загрязняющих веществ (отходов), выброшенных в окружающую среду. С отчетности за 2016 год применяйте новую форму декларации (pdf 10 Мгб) о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Форму декларации и порядок ее заполнения Минприроды России утвердило приказом от 9 января 2017 № 3.

Это следует из положений пункта 5 статьи 16.2 и пунктов 3, 5 и 6 статьи 16.4 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ и подтверждается письмом Росприроднадзора от 11 апреля 2016 г. № АС-06-01-30/6155.

Другие публикации:

  • Заявление по форме банка в росгосстрах Как оформить кредит наличными в Росгосстрах Банке? Если вам срочно понадобились деньги на покупку того или иного товара, но вы не располагаете нужной суммой, вы всегда можете обратиться в проверенную банковскую организацию. Дорогие читатели! Статья […]
  • Кредитный договор газпрома Кредитный договор газпрома В рамках подписанного 21 апреля 2017 г. между Банком «РОССИЯ» и ПАО «Газпром нефть» Кредитного договора был выдан транш в размере 15 млрд рублей. Срок кредитования по договору составляет 5 лет. Кредитные средства будут направлены […]
  • Форма заявления на предоставление льготы Как написать заявление о предоставлении льготы на транспортный налог? В соответствии с налоговым законодательством, все владельцы транспортных средств обязаны регулярно делать взносы. Но некоторые люди имеют определенные причины, в связи с ними сумма налога […]
  • Развод в загсе 4 Расторжение брака в органах ЗАГСа Развод через ЗАГС имеет много преимуществ: простота подготовки заявления и минимальный пакет документов для развода, невысокая стоимость и отсутствие дополнительных расходов, короткие сроки рассмотрения заявления и быстрое […]
  • Тюмень фмс патент Миграционные услуги: Оформление разрешения на работу и патента на работу В соответствии с Федеральным законом от 24.11.2014 №357-ФЗ иностранные граждане , прибывшие на территорию РФ в порядке , не требующем получения визы , для осуществления трудовой […]
  • Договор после тендера Подписание договора Для подписания договора выполните следующие действия: 1. С главной страницы РТС-тендер нажмите кнопку «Вход». В открывшейся форме «Закупки по 223-Ф3, коммерческие закупки, 615-ПП РФ» выберите роль «Поставщик-резидент». Нажмите кнопку […]

Вам также может понравиться