Кто имеет право на досрочное голосование на выборах

Статья 65. Порядок досрочного голосования

Статья 65. Порядок досрочного голосования

1. Досрочное голосование на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на референдуме Российской Федерации в порядке, установленном в пунктах 2–9 настоящей статьи, не проводится.

2. При проведении референдума субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, если законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, избирателю, участ­нику референдума, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором он включен в список избирателей, участников референдума, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования (за 15–4 дня до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за три дня до дня голосования). Избиратель, участник референдума, голосующие досрочно, подает в соответствующую комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. Это заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума. Комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, участника референдума, обеспечить сохранность бюллетеня и учет голоса избирателя, участника референдума при установлении итогов голосования. Комиссия вправе проверить указанную в заявлении избирателя, участника референдума причину досрочного голосования и в случае ее неподтверждения обязана отказать в выдаче бюллетеня для досрочного голосования.

3. Если избиратель, участник референдума голосует в помещении территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, то на лицевой стороне выдаваемого ему бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов этой комиссии, которые заверяются ее печатью. Территориальная комиссия, окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия муниципального образования составляет список досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума. Участковая комиссия продолжает составление поступившего из вышестоящей комиссии списка избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно, по соответствующему участку.

4. Бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, участником референдума, вкладывается избирателем, участником референдума в конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования или участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Указанные подписи заверяются печатью соответствующей комиссии, а также подписью избирателя, участника референдума, проголосовавших досрочно.

5. Запечатанный конверт с бюллетенями хранится у секретаря соответствующей комиссии: в помещении территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования – до момента передачи всех бюллетеней в участковую комиссию, в помещении участковой комиссии – до дня голосования.

6. В день голосования председатель участковой комиссии после подготовки и включения в режим голосования технических средств подсчета голосов при их использовании и официального открытия помещения для голосования в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, перед началом голосования сообщает об общем количестве избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями и список избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно. После этого председатель участковой комиссии вскрывает поочередно каждый конверт.

7. Если число досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума составляет более одного процента от числа избирателей, участников референдума, внесенных в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума (но не менее десяти избирателей, участников референдума), на оборотной стороне бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума, непосредственно после извлечения бюллетеней из конвертов проставляется печать участковой комиссии.

8. После совершения действий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи, председатель участковой комиссии, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, участника референдума, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов в случае его использования. Если на конверте отсутствуют реквизиты, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, либо из конверта извлечено более одного бюллетеня установленной формы по соответствующему округу, все извлеченные из данного конверта бюллетени признаются недействительными, о чем составляется акт. На лицевую сторону каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов, списков кандидатов, позиций «Да» и «Нет» («За» и «Против»), вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии.

9. В списке избирателей, участников референдума напротив фамилий избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно, делается отметка: «Проголосовал досрочно».

10. В случаях и порядке, предусмотренных законом, соответствующая комиссия вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование всех избирателей, участников референдума на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях. В случаях и порядке, предусмотренных законом, соответствующая комиссия вправе разрешить провести досрочно в течение нескольких дней (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование групп избирателей, участников референдума, находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (в труднодоступных или отдаленных местностях, на полярных станциях и в тому подобных местах) и где в связи с этим невозможно провести досрочное голосование в целом по избирательному участку, участку референдума. В случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование всех избирателей, участников референдума на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, и (или) голосование групп избирателей, участников референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации.

1. В комментируемом пункте содержится норма, в соответствии с которой досрочное голосование на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на референдуме Российской Федерации, в местах, установленных в пунктах 2–9 комментируемой статьи (т.е. в помещениях территориальных и участковых комиссий), не проводится. Данное ограничение не касается досрочного голосования, указанного в пункте 10 комментируемой статьи. По сравнению с предыдущей редакцией Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ из пункта 1 комментируемой статьи исключено положение о том, что на референдуме субъекта Российской Федерации не проводится досрочное голосование. Таким образом, положения пунктов 2–9 комментируемой статьи регулируют вопросы проведения досрочного голосования на референдуме субъекта Российской Федерации, на выборах в органы местного самоуправления и местных референдумах. На данных выборах и референдумах проведение досрочного голосования в большей степени, нежели институт открепительного удостоверения, может обеспечить реализацию принципа всеобщности избирательного права (статья 4 комментируемого Федерального закона).

2. Досрочное голосование, предусмотренное пунктами 2–9 комментируемой статьи, проводится в помещениях соответствующих комиссий, где в соответствии со статьей 63 комментируемого Федерального закона находятся бюллетени, а именно: в помещении соответствующей ТИК, ОИК, ИКМО (за 15–4 дня до дня голосования) или УИК (не ранее чем за три дня до дня голосования) 1 .

_______________
1 Пример исчисления сроков: например, если днем голосования на выборах главы муниципального образования являлось 11 марта, досрочное голосование осуществляется в помещении избирательной комиссии муниципального образования с 23 февраля (если в феврале 28 дней) по 6 марта. Первым днем, когда досрочное голосование может осуществляться в помещении участковой избирательной комиссии, является 7 марта.

Проведение такого голосования возможно только в случае, если на данных выборах, референдуме не применяется открепительное удостоверение. Комментируемый Федеральный закон установил исчерпывающий перечень оснований (причин), в связи с которыми избиратель (участник референдума) вправе проголосовать досрочно, а именно: отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей 1 , состояние здоровья. Какая-либо из вышеуказанных причин должна быть указана в письменном заявлении избирателя с просьбой предоставить ему возможность проголосовать досрочно. При этом такая причина признается уважительной, если она реально препятствует избирателю, участнику референдума проголосовать по месту жительства в день голосования. Так, например, как правило, режим учебной деятельности не может препятствовать этому, поскольку днем голосования является выходной день, в который студенты не заняты в учебном процессе. Вместе с тем режим учебной деятельности может предусматривать выезд на сессию, включающую в себя и день голосования (при заочной форме обучения). В этом случае режим учебной деятельности является уважительной причиной для досрочного голосования. По сравнению с предыдущей редакцией комментируемого Федерального закона, Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ комиссиям, проводящим досрочное голосование, в целях предотвращения возможных нарушений при его проведении, предоставлено право проверить указанную в заявлении избирателя (участника референдума) причину досрочного голосования и в случае ее неподтверждения комиссия обязана отказать в выдаче бюллетеня для досрочного голосования.

_______________
1 Глава 25 Трудового кодекса Российской Федерации.

3. Поскольку к моменту досрочного голосования в ТИК (ОИК, ИКМО) список избирателей находится в участковой комиссии, вышестоящая комиссия должна вести отдельно по каждому из подведомственных ею избирательных участков, участков референдума специальные списки досрочно проголосовавших избирателей (участников референдума). Реквизиты такого списка должны соответствовать реквизитам списка избирателей (пункт 11 статьи 17 комментируемого Федерального закона), а заполнение – требованиям пункта 6 статьи 64 комментируемого Федерального закона. Необходимо отметить, что в данном списке избиратель (участник референдума) должен расписываться в получении каждого полученного им бюллетеня (пункт 6 статьи 64 комментируемого Федерального закона). Участковая комиссия продолжает данный список по соответствующему участку, а в список избирателей (участников референдума) только вносит соответствующие отметки (см. комментарий к пункту 9 статьи 65).

4. Комментируемой статьей предусматривается личное заполнение бюллетеня проголосовавшим досрочно избирателем (участником референдума). Заполненные бюллетени опускаются избирателем (участником референдума) не в ящик для голосования, а в конверт. Вложить бюллетень в конверт и заклеить его обязан сам избиратель (участник референдума). На месте склейки на конверте должны быть проставлены подписи двух членов соответственно ТИК, ОИК, ИКМО или участковой комиссии с правом решающего голоса. Комментируемый Федеральный закон содержит норму, предоставляющую право членам комиссии с правом совещательного голоса, а также наблюдателям (по их желанию) также проставить подпись на месте склейки конверта с бюллетенем, заполненным досрочно проголосовавшим избирателем (участником референдума). Если голосование проводится по нескольким бюллетеням, то все бюллетени, заполненные одним избирателем (участником референдума), вкладываются в один конверт. Указанные подписи заверяются печатью соответствующей комиссии, а также подписью избирателя (участника референдума), проголосовавшего досрочно.

Смотрите так же:  Регистрация квартиры в регистрационной палате госпошлина

5. Хранение запечатанных конвертов с бюллетенями обеспечивает секретарь соответствующей комиссии. Запечатанные конверты, оставленные избирателями (участниками референдума) соответствующего участка, вместе с выпиской из списка досрочно проголосовавших избирателей (участников референдума) по соответствующему участку передаются из вышестоящей комиссии в участковую комиссию вместе с бюллетенями (пункт 13 статьи 63 комментируемого Федерального закона).

6–8. Комментируемые пункты детально регламентируют действия председателя участковой комиссии по работе с конвертами, оставленными досрочно проголосовавшими избирателями (участниками референдума), в день голосования. Следует отметить, что все перечисленные в комментируемых пунктах действия совершаются до начала времени голосования, но после предъявления пустых ящиков для голосования и их опечатывания (пункт 3 статьи 64 комментируемого Федерального закона).

Общее количество избирателей (участников референдума), проголосовавших досрочно, объявляется на основании данных списка досрочно проголосовавших избирателей (участников референдума), который велся в соответствии с пунктом 3 комментируемой статьи. Число конвертов, оставленных досрочно проголосовавшими избирателями (участниками референдума), не может превышать число избирателей (участников референдума), включенных в список досрочно проголосовавших. Председатель комиссии обязан убедиться в целостности конверта, наличии на нем подписей членов комиссии, заверенных соответствующей печатью, подписью избирателя (участника референдума), вскрыть поочередно каждый конверт и, соблюдая тайну волеизъявления избирателя (участника референдума), опустить извлеченный бюллетень (бюллетени) в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов в случае его использования.

В комментируемом пункте 8 содержится положение, обеспечивающее дополнительную гарантию соблюдения тайны волеизъявления и учета голоса избирателя (участника референдума). В том случае, если на конверте отсутствуют подписи членов соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса либо подписи членов комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей (если они были поставлены при проведении досрочного голосования), заверенные печатью соответствующей комиссии и подписью избирателя (участника референдума), либо когда из конверта извлечено более одного бюллетеня установленной формы для голосования по соответствующему избирательному округу или бюллетеня для голосования на референдуме, все извлеченные из данного конверта бюллетени признаются недействительными, о чем составляется акт. При этом на лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, в зоне квадратов, вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, что подтверждается подписями двух членов комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии.

В случаях, если число досрочно проголосовавших избирателей (участников референдума) будет составлять более одного процента от числа внесенных в список избирателей (участников референдума) на момент открытия помещения для голосования в день голосования, но не менее 10 избирателей (участников референдума), комментируемым Федеральным законом устанавливается дополнительное требование: на оборотной стороне (как правило, в центре) бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей (участников референдума), проставляется печать участковой комиссии. Пункт 16 статьи 68 комментируемого Федерального закона определил правовые последствия проставления указанных отметок.

9. До начала голосования на основании списка досрочно проголосовавших избирателей (участников референдума), который велся в соответствии с пунктом 3 комментируемой статьи, в список избирателей (участников референдума) вносятся отметки «Проголосовал досрочно». В связи с тем, что строка 4 протокола участковой комиссии об итогах голосования должна содержать отдельно данные о числе избирателей (участников референдума), проголосовавших досрочно в ТИК (ОИК), ИКМО, необходимо, чтобы в списке избирателей (участников референдума) в отношении таких лиц содержалось дополнительное уточнение (например: «в ТИК»). При проведении совмещенных выборов, референдума, особенно если на каких-либо из них досрочное голосование не проводится либо если досрочное голосование проводится в соответствии с пунктами 2–9, а также пунктом 10 комментируемой статьи, целесообразно, чтобы эта отметка проставлялась только в тех графах списка избирателей (участников референдума), которые касаются получения бюллетеней в связи с проведением соответствующего досрочного голосования.

Если избиратель (участник референдума) в день голосования окажется на избирательном участке, участке референдума и изъявит желание проголосовать, данная отметка будет служить основанием для отказа. Однако, отказывая в такой возможности при проведении совмещенных выборов, референдума, необходимо удостовериться, что при досрочном голосовании гражданин получил бюллетени по всем видам голосования, в которых он имеет право принимать участие. Это можно установить по подписям, подтверждающим получение им бюллетеней, в списке досрочно проголосовавших избирателей (участников референдума). В процессе подсчета голосов после окончания времени голосования (статья 68 комментируемого Федерального закона) на основании этих отметок происходит заполнение строк 3 и 4 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Избирательные комиссии, комиссии референдума не вправе отступать от установленных законами гарантий тайны волеизъявления избирателей (участников референдума) при проведении досрочного голосования.

10. Комментируемый пункт предусматривает проведение иного, отличного от указанного в пунктах 2–9 комментируемой статьи досрочного голосования: в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума (не ранее чем за 15 дней до дня голосования). Кроме того, по сравнению с предыдущей редакцией комментируемого Федерального закона, в комментируемом пункте прямо предусмотрено, что законом соответствующим комиссиям может быть предоставлено право разрешить проведение досрочного голосования в течение нескольких дней групп избирателей (участников референдума), находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (в труднодоступных или отдаленных местностях, на полярных станциях и в тому подобных местах) и где в связи с этим невозможно провести досрочное голосование в целом по избирательному участку, участку референдума. Например, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации ЦИК Рос­сии предоставлено право разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование всех избирателей (участников референдума) на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, и (или) голосование групп избирателей (участников референдума), проживающих за пределами территории Российской Федерации. Такая возможность предусмотрена статьей 76 Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

В отличие от процедуры, закрепленной в пунктах 2–9 комментируемой статьи, голосование проводится либо в целом по участку и оканчивается составлением протокола об итогах голосования, либо среди отдельных групп избирателей (участников референдума), однако в последнем случае процедура сходна с процедурой голосования вне помещения для голосования. При таком досрочном голосовании используются не конверты, а переносные ящики для голосования.

Право на досрочное голосование могут вернуть всем гражданам РФ

Российским избирателям может быть возвращено право на досрочное голосование на выборах всех уровней. КС РФ рассмотрел 27 марта дело о проверке конституционности п. 1 ст. 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон) по запросу Законодательного Собрания Владимирской области. По мнению заявителей, закрепленный в нем ограниченный перечень случаев досрочного голосования лишает значительную часть граждан возможности реализовать активное избирательное право.

Напомним, в настоящее время досрочное голосование может быть разрешено для:

  • всех избирателей, участников референдума на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования);
  • групп избирателей, участников референдума, находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (в труднодоступных или отдаленных местностях, на полярных станциях и в тому подобных местах) и где в связи с этим невозможно провести досрочное голосование в целом по избирательному участку, участку референдума (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования);
  • всех избирателей, участников референдума на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории РФ, и (или) голосование групп избирателей, участников референдума, проживающих за пределами России при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума РФ (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования).

Заявители считают: поскольку Закон не предусматривает какого-либо пути реализации этого права для тех, кто не сможет прибыть на избирательный участок по уважительным причинам, например будет находиться в командировке или больнице, а единый день голосования (второе воскресенье сентября) приходится на период отпусков и активной сезонной миграции, он ущемляет конституционные права значительной группы избирателей.

Отметим, что действующая формулировка обжалуемого положения Закона была закреплена в нем на основании Федерального закона от 31 мая 2010 г. № 112-ФЗ. До этого момента избирателям и участникам референдума при проведении референдума субъекта РФ, выборов в органы местного самоуправления, местного референдума предоставлялась возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования (не ранее чем за 15 и не позднее чем за 4 дня до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за три дня до дня голосования). Для реализации этой возможности необходимыми были два условия: законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, избиратель или участник референдума будет отсутствовать в день голосования по месту жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке или участке референдума, на котором он включен в список избирателей, по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья).

Представитель заявителей Сергей Контарчук сообщил, что одним из поводов для направления запроса в КС РФ стал тот факт, что около 35 тыс. жителей Владимирской области работают на постоянной основе в Москве и Московской области, в связи с чем не всегда могут явиться на свой избирательный участок для голосования. В связи с этим он настаивает на том, что всем избирателям должно быть предоставлено равное право на досрочное голосование на выборах всех уровней: федеральном, региональном и муниципальном, причем без выяснения причин невозможности голосования в день, на который назначены выборы.

Смотрите так же:  Подача иска по месту нахождения одного из ответчиков

Полномочный представитель Госдумы в КС РФ Дмитрий Вяткин подчеркнул, что нужно различать такие понятия, как ограничение права и дополнительные гарантии реализации права. Оспариваемая формулировка нормы п. 1 ст. 65 Закона не является неконституционной, поскольку никаких ограничений она не устанавливает, а только лишь предусматривает дополнительные гарантии для определенной категории граждан. В то же время, он поддерживает идею о том, что объем дополнительных гарантий должен быть одинаковым на выборах различного уровня и в части досрочного голосования, и при использовании открепительных удостоверений. В настоящее время на выборах федерального уровня по открепительному удостоверению можно проголосовать в любом регионе страны на любом избирательном участке, а на региональных или муниципальных выборах территория применения такой дополнительной гарантии, как открепительное удостоверение, сужается.

Дмитрий Вяткин, полномочный представитель Госдумы в КС РФ:

«Расширение возможности применения различных дополнительных гарантий осуществления активного избирательного права, конечно же, можно и нужно приветствовать, это вне всякого сомнения. Но тут фантазия действительно может быть безгранична. Одно дело, когда мы говорим о применении досрочного голосования. Но мы знаем прекрасно, что уже давно появляются предложения организовать голосование в Интернете, с использованием sms-сообщений и иных технических средств, что вызывает определенные вопросы с точки зрения однозначной идентификации личности голосующего, а также реализации активного избирательного права без ухищрений и злоупотреблений, то есть этого голосования именно теми, кто имеет право голосовать, голосования один раз и только за себя, ну и так далее, это очевидно.

Не все технические возможности в полной мере соответствуют этим требованиям сейчас. Но еще раз повторюсь: установление дополнительных гарантий, расширение возможности, в том числе и досрочного голосования, вне всякого сомнения возможно, и это можно приветствовать, и здесь законодатель вполне может пойти навстречу предложениям, которые высказываются и нашими коллегами из регионов, и предложениям политических партий, общественных организаций, правозащитников и простых граждан, здесь, я думаю, у нас руки не связаны».

Представитель Совета Федерации Александр Саломаткин в свою очередь отметил, что институт досрочного голосования всегда вызывал дискуссию в обществе, поэтому законодательство неоднократно подвергалось изменениям. Оспариваемое положение появилось в Законе в связи с реализацией Послания Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г., в котором глава государства предложил установить для муниципальных выборов такой же порядок, как на выборах в органы государственной власти. Цель таких изменений – снизить количество нарушений, которые могут возникать при проведении досрочного голосования, в том числе по причине ограничения доступа наблюдателей на избирательные участки до начала официального голосования. Также Саломаткин подчеркнул, что законодательных предложений по изменению оспариваемой нормы, в том числе от заявителей, в Совет Федерации не поступало. По его словам, поиск оптимальной модели проведения выборов различного уровня ведется постоянно, и имеющиеся предложения по модернизации процедуры голосования могут быть рассмотрены в рамках федерального законодательного процесса.

Полномочный представитель Президента РФ в КС РФ Михаил Кротов назвал поднятую заявителями проблему безусловно заслуживающей внимания. Он отметил, что федеральный законодатель начиная с 2001 года постепенно ограничивал возможность проведения досрочного голосования, а в 2010 году фактически отменил досрочное голосование на местных выборах. Предусмотренная законодательством возможность голосования по открепительным удостоверениям, по его словам, не является альтернативой досрочному голосованию, поскольку в полном объеме она может быть реализована только на федеральном уровне. Кроме того, голосование по почте (п. 14 ст. 64 Закона) также не может полноценно заменить досрочное голосование по нескольким причинам. Во-первых, возможность голосования по почте должна быть закреплена в законодательстве субъекта РФ – в настоящее время ее предусмотрели совсем не многие регионы. Во-вторых, порядок проведения голосования в такой форме довольно трудоемкая для граждан процедура: избиратель должен заблаговременно подать письменное обращение в избирательную комиссию, причем либо лично, либо направив заявление и нотариально заверенные документы, подтверждающие отсутствие возможности прибыть на участок в день голосования. Кроме того, такая форма тоже не гарантирует защиту от нарушений при голосовании.

Таким образом, представитель президента считает необходимым предоставление региональному законодателю возможности самостоятельно, с учетом местных особенностей и интересов избирателей, определять форму голосования на выборах.

Михаил Кротов, полномочный представитель Президента РФ в КС РФ :

«Стремление законодателя обеспечить прозрачность выборов в Российской Федерации не означает, что институт досрочного голосования должен быть ликвидирован на выборах всех уровней, ибо в противном случае это не обеспечивало бы дополнительных гарантий реализации активного избирательного права существенного числа граждан Российской Федерации.

Как показала практика, повсеместное проведение досрочного голосования имело массу нареканий со стороны оппозиции и проигравших выборы кандидатов, заявлявших о массовых нарушениях на выборах. Между тем, статистика нарушений избирательных прав граждан на выборах при проведении досрочного голосования не дает оснований для подобного рода заявлений».

Полномочный представитель Правительства РФ в КС РФ Михаил Барщевский, напротив, не одобряет идею возвращения института досрочного голосования на выборах всех уровней. По его мнению, возможность проголосовать на 20 дней раньше ничем не поможет работающим не по месту жительства гражданам, а только создаст повод для сомнений в прозрачности выборов. Также он подчеркнул, что данный вопрос может быть урегулирован в процессе обычного нормотворчества – путем внесения соответствующего законопроекта, и выносить его на рассмотрение КС РФ было не обязательно.

С этой позицией согласилась и представитель Минюста России Мария Мельникова. Она также подчеркнула, что обжалуемая норма Закона не противоречит Конституции РФ, поскольку не устанавливает преференции для каких-либо категорий граждан, а только упорядочивает процедуру проведения выборов, исключающую серьезные нарушения.

Член ЦИК РФ Майя Гришина сообщила, что в комиссию периодически обращаются граждане с просьбой предоставить им право проголосовать досрочно в связи с особенностями их трудовой деятельности (работы вахтовым методом, например) или прохождения службы. Кроме того, отметила она и проблему еще одной категории граждан – лиц, организующих и обеспечивающих голосование: членов избирательных комиссий и представителей правоохранительных органов. Многие из них являются избирателями не того избирательного округа, на территории которого работают, и в связи с этим не могут проголосовать (на выборах муниципального уровня).

Майя Гришина, член ЦИК РФ :

«Возвращение института досрочного голосования для всех граждан способствовало бы обеспечению дополнительных гарантий реализации активного избирательного права существенного числа граждан Российской Федерации. При этом с учетом имеющегося опыта практической организации работы представляется допустимым его применение на выборах регионального и муниципального уровней по аналогии с регулированием регионального и муниципального референдума, который уже содержится в законе об основных гарантиях [Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» – Ред.].

С нашей точки зрения, законодатель вправе по ходу развития избирательных процессов вводить различные институты обеспечения прав граждан, в том числе находящихся вне места своего жительства, и должен предусматривать процедуры подачи голоса, в наибольшей степени учитывающие интересы избирателей, находящихся в день голосования вне места своего жительства, местную специфику, технические и организационные возможности обеспечения учета голосов, при этом, конечно, обеспечив принципы свободного личного и тайного голосования. Представляется, что на современном этапе в России в наибольшей степени этим критериям отвечает институт досрочного голосования в помещении участковой или территориальной комиссии».

Такую же точку зрения озвучила и советник Генерального прокурора РФ Татьяна Васильева. Она отметила, что ограничение права на досрочное голосование было введено без учета специфики выборов разных уровней, поэтому федеральный законодатель вправе предусмотреть норму о досрочном голосовании соответствующей категории граждан, которые не могут явиться в день голосования на избирательный участок, на котором они включены в списки избирателей.

Решение КС РФ по данному делу будет принято в закрытом совещании судей и провозглашено дополнительно.

Досрочное голосование на выборах президента РФ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 февраля 2018 года на судах, полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных местностях России начнется досрочное голосование по выборам президента РФ. Со 2 марта досрочно смогут проголосовать избиратели, проживающие за рубежом — в странах, где нет российских дипломатических учреждений, или же в местностях, удаленных от российских посольств и консульств. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории и правилах досрочного голосования на выборах президента РФ.

История законодательного регулирования

Пост президента РСФСР (с 25 декабря 1991 года — президента Российской Федерации) был учрежден 17 марта 1991 года по итогам общероссийского референдума. 24 апреля 1991 года председатель Верховного совета РСФСР Борис Ельцин подписал первый закон, установивший правила президентских выборов. Его текст не содержал норм, регулирующих досрочное голосование. Однако в документе говорилось, что деятельность избирательных комиссий по проведению выборов «организуется в соответствии с требованиями» закона «О референдуме РСФСР» от 16 октября 1990 года. Статья 30 этого документа предусматривала, что граждане, которые менее чем за 15 дней до выборов узнали, что в день голосования будут находиться за пределами республики, могут воспользоваться избирательным правом досрочно. Для этого в участковом избиркоме было необходимо получить бюллетень, проголосовать, вложить заполненный бланк в конверт и в запечатанном виде передать комиссии. Вскрытие бюллетеней проводилось непосредственно в день выборов при подсчете голосов избирателей.

17 мая 1995 года был принят новый закон о выборах президента РФ. Избирательные комиссии субъектов Федерации получили право проводить досрочное голосование не ранее чем за 15 дней до дня основных выборов на судах, которые будут находиться в экспедициях, иностранных портах, автономном плавании, а также на полярных станциях и в отдаленных и труднодоступных районах. В следующем федеральном законе о выборах главы государства от 31 декабря 1999 года эти нормы не претерпели изменений.

25 июня 2002 года вступил в силу закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года, который отменил досрочное голосование на выборах в федеральные и региональные органы государственной власти. Оно сохранялось только на выборах в органы местного самоуправления и местного референдума.

Однако вскоре досрочное голосование на президентских выборах было возвращено. 10 января 2003 года был принят ныне действующий закон «О выборах Президента Российской Федерации», который содержит статью 70, регулирующую правила досрочного голосования. В первых редакциях документа избиркомы субъектов РФ могли назначать его не ранее чем за 15 дней до выборов. 1 июня 2017 года в закон была внесена поправка, согласно которой на судах, полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных местностях граждане могли принять участие в выборах не ранее чем за 20 дней, а на зарубежных участках — не ранее чем за 15 дней до даты основного голосования.

Смотрите так же:  Приказ 3030

Правила проведения

Согласно избирательному законодательству, досрочное голосование может проводиться как на избирательном участке в целом (например, на морском судне), так и для отдельных групп избирателей. В последнем случае используются предварительно опечатанные (опломбированные) переносные урны для голосования. Члены участкового избиркома с правом решающего голоса доставляют их в районы, лишенные регулярного транспортного сообщения с избирательными участками. О проведении досрочного голосования составляется акт, в котором указываются дата и время, количество избирателей, получивших бюллетени, фамилии членов комиссии и других лиц, присутствовавших при голосовании. Переносные урны вскрываются в участковой комиссии при подсчете голосов в день выборов президента РФ.

Статистика на выборах 2000-2012 годов

По итогам президентских кампаний 1991 и 1996 годах Центризбирком не публиковал отдельной статистики по досрочному голосованию. В выборах 26 марта 2000 года, по данным ЦИК, досрочно приняли участие 186,6 тыс. избирателей: 168,5 тыс. человек в 53 субъектах РФ и 18,1 тыс. в иностранных государствах. Наибольшее число досрочно проголосовавших пришлось на Чечню (64,4 тыс.), Северную Осетию (24,1 тыс.) и Ямало-Ненецкий автономный округ (10,4 тыс.).

Памятка избирателю

Выборы столичного мэра относятся к выборам регионального уровня (Москва, как известно, приравнена к отдельному субъекту Российской Федерации), поэтому ее избирательное законодательство отличается от общефедерального. Иными словами, не все, кто проживают и работают в столице, имеют право избирать ее градоначальника (или выдвигаться на эту должность). Есть свои особенности и в других пунктах избирательного процесса. «Лента.ру» разобралась в том, кто имеет право голосовать на выборах мэра Москвы и как это правильно делать.

Про избирателей

Для начала следует установить, кто, в соответствии с действующим законодательством, имеет право принимать участие в столичных выборах. Прежде всего, это совершеннолетние граждане РФ, зарегистрированные по месту жительства в Москве. Есть также еще одна категория граждан, наделенных таким правом: вынужденные переселенцы, имеющие регистрацию по месту пребывания в Москве. Правда, на 1 января 2013 года таковых в столице было всего 263 человека, включая несовершеннолетних детей.

Особо следует оговорить, что москвичи, наделенные правом избирательного голоса, но в день голосования оказавшиеся за пределами Москвы, не смогут принять участие в выборах — на территории, например, Тверской области проголосовать за кандидата в московские градоначальники не получится ввиду отсутствия действующих участков и заранее приготовленных бюллетеней. Равным образом, без выборов останутся и те, кто на день голосования окажется за границей, — действующим законодательством голосование в российских дипломатических представительствах разрешено лишь на выборах федерального уровня.

Теперь про тех жителей Москвы, кто в принципе лишен права выбирать мэра. Это, разумеется, иностранцы и лица без гражданства. Еще это граждане РФ, зарегистрированные в Москве по месту пребывания — им в столице разрешено голосовать лишь на федеральных референдумах, выборах депутатов Государственной Думы или президента РФ. И это также граждане РФ и иностранцы, признанные судом недееспособными или отбывающие срок в местах лишения свободы по приговору суда.

Наконец, есть еще одна категория лиц, которые, пусть и в усеченном виде, но могут 8 сентября 2013 года реализовать в Москве свои избирательные права. Это граждане Казахстана, Киргизии, Таджикистана — стран, с которыми у РФ заключены соглашения об облегченном режиме пребывания, а также граждане Белоруссии, полноправные члены Союзного государства России и Белоруссии. Те из них, кто получил от органов ФМС право на постоянное проживание на территории РФ (вид на жительство) и постоянно или преимущественно проживает в Москве, могут принять участие в выборах местного самоуправления. Это означает, что к голосованию за кандидатуру в мэры их не допустят; но 8 сентября выборы пройдут также в советы депутатов 14 муниципальных образований «новой Москвы» — в них казахстанцы, киргизы, таджики и белорусы могут принять участие наравне с москвичами. (Правда, лица этой категории не любят ходить на российские выборы. Например, по данным ЦИК РФ, в единый день голосования 1 марта 2009 года из 9262 граждан указанных стран своим правом избирать и избираться на выборах в российские органы местного самоуправления воспользовались всего 23 человека.)

Про избирательные списки

Важным шагом на пути к урне для голосования являются также избирательные списки. Гражданин, желающий удостовериться, что его имя внесено в список избирателей, может лично сделать это в участковой комиссии, но не ранее, чем за 10 дней до дня голосования. Если вдруг гражданин не обнаружит себя в этих списках, — так бывает, например, если он лишь недавно зарегистрировался по месту проживания, — то он может подать соответствующее заявление в УИК. Его заявление должны рассмотреть в течение суток; если же в УИКе гражданину откажут, то он имеет право обжаловать это решение в вышестоящей комиссии или в суде, причем его жалобу должны рассмотреть в трехдневный срок.

Более того, если жалоба поступила за менее чем трехдневный срок до дня голосования, то ее должны рассмотреть немедленно. В избирательный список на законных основаниях можно попасть и прямо в день выборов. Процедура та же: сначала надо подать заявление на имя председателя УИК, а тот должен рассмотреть его в течение двух часов. В случае отказа решение УИКа также можно обжаловать в суде или вышестоящей избирательной инстанции, причем и тут жалобу должны рассмотреть немедленно.

Про процедуру голосования

Если с избирательными списками все в порядке, то осталось лишь заполнить бюллетень и опустить его в урну. Проще всего это сделать, лично явившись на участок для голосования в день выборов. Но есть и нюансы.

На выборах мэра Москвы нельзя будет проголосовать досрочно. Согласно федеральному закону о выборах, право на досрочное голосование на местных и региональных выборах предоставляется лишь в случае референдумов, и то только для избирателей, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах и полярных станциях. Поэтому, кстати, в «Избирательном кодексе города Москвы» возможность досрочного голосования вообще не предусмотрена.

На выборах мэра Москвы 8 сентября 2013 года можно будет в последний раз воспользоваться открепительным удостоверением. В июле открепительные удостоверения в Москве отменили, но поскольку решение было принято уже после старта нынешней избирательной кампании, оно вступит в силу лишь после окончания этих выборов.

Открепительное удостоверение может понадобиться тем, кто в день выборов окажется в месте временного пребывания на территории Москвы (например, в больнице, санатории, доме отдыха или следственном изоляторе) и не сможет прибыть на свой избирательный участок для голосования.

Открепительное удостоверение можно получить в территориальной (за 45-10 дней до дня голосования) или участковой (за 9 и менее дней до дня голосования) комиссии. Воспользоваться им можно будет один раз 8 сентября на любом избирательном участке в Москве. Если избиратель сидит в СИЗО, то открепительное удостоверение может получить его представитель на основании доверенности, заверенной администрацией изолятора.

Особые правила разработаны для сотрудников московских предприятий с непрерывным циклом работы или военнослужащих, находящихся в день выборов вне места расположения своей воинской части, но на территории Москвы. Их могут включить в список на избирательном участке по месту их временного пребывания — для этого им надо не позднее чем за три дня до голосования подать письменное заявление в соответствующий УИК. Аналогичное право закреплено за престарелыми избирателями и инвалидами, находящимися в местах временного пребывания.

Наконец, если в день выборов избиратель находится у себя дома, но по состоянию здоровья не может лично явиться на избирательный участок, то ему следует обратиться в УИК с просьбой принести ему на дом переносную урну для голосования. Соответствующее письменное заявление или устное обращение можно передать как лично, так и через знакомых не ранее чем за 10 дней до дня голосования и не позднее чем за шесть часов до его окончания.

Избиратель, не способный из-за инвалидности или по состоянию здоровья самостоятельно заполнить бюллетень, имеет право попросить об этом другого избирателя. Для этого ему необходимо сообщить о своем желании членам избирательной комиссии. Если при заполнении избирательного бюллетеня будет допущена ошибка, то по просьбе избирателя члены избиркома выдадут ему новый документ взамен испорченного.

Другие публикации:

  • Пособие за рождение ребенка г Сургут Пособия и выплаты в Сургуте в 2017 году Пособие на похороны Получить данное пособие может лицо, которое занимается погребением умершего. Ими могут быть близкие родственники, супруги, законные представители и прочие лица, указанные в законе. Оно может быть […]
  • Пенсия госслужбы с 2019 года Администрация Ромодановского района Выход на пенсию госслужащих с 2019 года ← Новости Выход на пенсию госслужащих с 2019 года Изменения в пенсионном законодательстве затронут также государственных и муниципальных служащих. Для них пенсионный возраст уже и […]
  • Пенсия по старости изменения ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ С 01.01.2019 вступает в силу Федеральный закон от 03 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»[1], который […]
  • Жалоба в росреестр на задержку В Санкт-Петербурге февраль, 15, 2019 год 2 °C Н овости партнёров Росреестр месяцами задерживает документы, срывая сделки с недвижимостью и выплаты по ипотеке 22/04/2015 Купить или продать квартиру — дело серьезное, особенно в условиях нестабильного курса […]
  • Пенсия за выслугу лет гражданским служащим москвы Пенсия государственных гражданских служащих Работникам госструктур назначается пенсия при достижении установленного пенсионного возраста и получении необходимого стажа работы в должностях государственной службы. Условия начисления пенсионных выплат для […]
  • Досрочная пенсия при сокращении штата закон Досрочная пенсия безработным при сокращении штата в 2019 г. Существует еще один вид досрочной пенсии, которая может быть назначена ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но при этом никак не зависит от условий труда или состояния […]

Вам также может понравиться