Контракт заключен по 94 фз по какому закону сейчас его можно расторгнуть

Расторжение контрактов на стадии ликвидации организации

Вопрос-ответ по теме

Подскажите пожалуйста, организация работала и по 44 ФЗ и по 223 ФЗ. Сейчас она находится в стадии ликвидации. Как ей расторгнуть договора и контракты, на какие пункты ссылаться?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Что предусмотреть в Положении о закупке

Фаиз Наков, референт отдела анализа и мониторинга департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

В Положении о закупке предусмотрите:

  • способы закупки;
  • условия, при которых примените тот или иной способ закупки;
  • порядок, в котором будете готовить и проводить закупочные процедуры;
  • порядок, в котором будете заключать и исполнять договоры;
  • другие положения, которые связаны с закупками.

Такое правило содержит часть 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.

Вы вправе самостоятельно детализировать разделы Положения о закупке. А учредитель заказчика вправе выпустить нормативный правовой акт, где предусмотрит разделы и сведения, которые заказчик обязан включить в Положение о закупке. Пример – постановление правительства Москвы от 5 июля 2013 г. № 441-ПП. В документе правительство Москвы утвердило перечень разделов Положения о закупке, который распространяется:

  • на ГУП Москвы;
  • хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля Москвы в совокупности превышает 50 процентов;
  • государственные автономные и бюджетные учреждения Москвы.

Заказчики, которые перечислены выше, должны предусмотреть в своих положениях о закупке разделы:

  • Общие положения, термины, цели и сфера регулирования;
  • Информационное обеспечение закупок;
  • Планирование закупок;
  • Закупочные комиссии;
  • Порядок формирования начальной (максимальной) цены;
  • Способы закупок и условия их применения;
  • Требования к участникам процедур закупки, условия допуска;
  • Порядок подготовки и проведения процедур закупок;
  • Закупка у единственного поставщика;
  • Порядок заключения, изменения и расторжения договоров;
  • Порядок согласования закупок.

Такое требование установлено в пункте 1.2 перечня, утвержденного постановлением № 441-ПП.

Вы можете взять структуру из перечня за основу, когда будете составлять собственное Положение о закупке, даже если на вас не распространяется постановление № 441-ПП. Также в качестве примера используйте типовые положения о закупках.

Продление срока действия государственного (муниципального) контракта: невозможная возможность

Заключение и исполнение государственных и муниципальных контрактов регулируются как нормами гражданского законодательства, так и положениями законодательства о закупках. Причем нормы специального законодательства гораздо более жесткие, чем нормы ГК РФ, и практически не оставляют сторонам свободу для маневра, например, в вопросе изменения срока действия контракта. Возникает ли конкуренция между данными нормами? И в каком объеме они применяются? Ответы на эти вопросы дает арбитражная практика.

В рамках осуществления функций и полномочий, установленных Конституцией РФ, принятым на ее основе законодательством и международными договорами, у Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и бюджетных учреждений возникают потребности в получении товаров, выполнении работ, оказании услуг. Эти потребности (нужды) удовлетворяются путем заключения соответствую­щих гражданско-правовых договоров по результатам проведения специальной процедуры — закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

До 1 января 2014 г. процедура закупки регулировалась нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ). С упомянутой даты вступил в действие Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ). Следует отметить, что правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и выполнением государственных контрактов, регулируются и нормами иных законов.

С учетом того, что государственный (муниципальный) контракт (далее — контракт) представляет собой гражданско-правовой договор с различием лишь в субъектном составе и целях заключения, к нему применяются нормы гражданского законодательства, например, регулирующие условия контракта.

Какие нормы в приоритете

Согласно ч. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Из буквального толкования указанного положения следует, что стороны договора вправе по договоренности изменить его условия, если иное не преду­смотрено как самим договором, так и нормами законов. К условиям договора можно отнести, например, сроки выполнения работ или оказания услуг, стои­мость работ, начало действия договора, форму оплаты, различные санкции за нарушение условий договора и т.п.

В то же время согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и ст. 95 названного закона. Поскольку ст. 34 не содержит исключений, связанных со сроками, обратимся к положениям ст. 95. В ней предусмотрен только один случай, когда существенные условия контракта при его исполнении могут быть изменены по соглашению сторон, имеющий отношении к сроку действия контракта. Это изменение существенных условий контракта в части срока выполнения работ, которое допус­кается исключительно по соглашению сторон в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе сроков исполнения контракта (подп. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Причем возможность изменения условий контракта должна быть предусмотрена до­кумен­тацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) — контрактом.

Исходя из принципа lex specialis derogate generali (специальный закон вытесняет общий), нужно констатировать, что нормы Закона № 44-ФЗ носят специальный характер и имеют приоритет перед общими положениями ГК РФ. Этот принцип применим и к ранее действовавшему Закону № 94-ФЗ.

Споры о сроках: продолжение следует

Ограничения на изменение условий контракта были установлены и Законом № 94-ФЗ. В пунк­те 5 ст. 9 этого закона содержался перечень условий контракта, изменение которых не допускалось ни по соглашению сторон, ни в одностороннем порядке. Но такого условия, как срок действия контракта, в этом перечне не было.

Иными словами, из упомянутых положений Закона № 94-ФЗ прямо не следовало, что срок действия контракта или срок исполнения обязательств по контракту (выполнения работ, оказания услуг, исполнения обязательств по поставке) является тем условием, которое невозможно изменить по согласованию между сторонами контракта. И участники договорных отношений нередко предпринимали попытки изменить условия контракта в части срока его действия или срока исполнения обязательств по контракту — посредством подписания дополнительных соглашений в рамках ст. 450 ГК РФ. Нередко такие соглашения или, наоборот, отказ заказчика изменить срок становились предметом судебного разбирательства.

Стоит отметить, что, хотя Закон № 94-ФЗ прекратил действие, в арбитражных судах и сегодня рассматривается значительное количество подобных споров с применением положений названного закона.

Судебная практика по этому вопросу, базирующаяся на нормах Закона № 44-ФЗ, пока не сложилась.

Из положений ч. 1 ст. 112 данного закона следует, что он применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обес­печения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте РФ либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу указанного закона.

К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона № 44-ФЗ, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено ст. 112. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона № 44-ФЗ, сохраняют свою силу.

Отметим также, что согласно письмам Минэкономразвития России от 27.12.2013 № 29401-ЕЕ/Д28и и ФАС России от 30.12.2013 № АД/53811/13 размещение заказов, извещения об осуществ­лении которых размещены на официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 г., происходит в соответствии с Законом № 94-ФЗ, в том числе при заключении контрактов, согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, в случае если размещение заказа признано несостоявшимся, а также при осуществлении контроля за соблюдением законодательства РФ о размещении заказов.

С учетом сказанного можно прогнозировать, что споры, связанные с применением положений Закона № 94-ФЗ, будут актуальны еще долгое время.

О каких сроках идет речь

На практике срок действия контракта и срок исполнения обязательств по контракту могут не совпадать.

Так, выполнение работ или оказание услуг по контракту в обусловленный сторонами контракта срок вовсе не означает исполнение самого контракта. Ведь в ряде случаев помимо выполнения соответствующих работ или оказания услуг требуется еще и получение согласований или разрешений от контролирующих органов. Например, при выполнении строительных работ в рамках государственного и муниципального контракта стороны могут в качестве предмета контракта указать «строи­тельство объекта и получение разрешения на ввод в эксплуа­тацию». Таким образом, помимо того, что исполнитель по контракту обязан построить какой-либо объект, необходимо также получить на него разрешение о вводе в эксплуатацию.

Смотрите так же:  Рукописная доверенность образец

В то же время нарушение сроков выполнения работ, как правило, влечет изменение сроков исполнения обязательств по контракту, то есть изменение срока действия контракта. В силу названного обстоятельства в настоящее время в судебной практике отсутствуют единооб­разные подходы к указанному вопросу. При этом в некоторых случаях суды акцентируют внимание именно на различении сроков, указанных в контракте.

Можно ли изменить срок исполнения обязательств по контракту?

В судебной практике, базирующейся на применении положений Закона № 94-ФЗ, сложилось два взаимоисключающих подхода к решению этого вопроса.

С учетом первого подхода срок выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту может быть продлен дополнительным соглашением. При этом суды исходят из того, что если договором была предусмотрена возможность в последующем внести изменения о продлении сроков государственных контрактов соглашением сторон, такое соглашение считается заключенным правомерно.

По ряду дел суды применят положения ст. 451 ГК РФ о наличии существенных обстоятельств, послуживших основанием для изменения условий контракта. Вместе с тем в некоторых случаях суды признают доводы истца о наличии существенных изменений обстоятельств, например, отсутствие полного финансирования, а в некоторых случаях это обстоятельство не являлось основанием для изменения условий контракта.

Так, в постановлении ФАС Мос­ковского округа от 19.10.2011 по делу № А40-150631/10 об отказе в удовлетворении требований о признании дополнительных соглашений по государственному контракту в части продления сроков выполнения работ отмечается, что контрактом предусмотрена возможность продления срока выполнения работ, а п. 5 ст. 9 Закона № 94-ФЗ, содержащий исчерпывающий перечень условий государственного контракта, изменение которых не допускается, не включил в данный перечень условие о сроках.

Из постановления ФАС Уральского округа от 28.12.2013 по делу № А07-22501/2012 следует вывод о том, что и контрактом, и Законом № 94-ФЗ допускается изменение сторонами условия о сроках выполнения работ.

Аналогичный подход применен и в Определении ВАС РФ от 06.02.2014 № ВАС-728/14 по делу № А56-75603/2012. В нем коллегия судей подтвердила правомерность вывода нижестоящих судов о том, что вопрос об изменении срока выполнения работ по госконтракту не входит в перечень условий, изменение которых п. 5 ст. 9 Закона № 94-ФЗ не допускается.

Из решения Арбитражного суда Саратовской области от 28.01.2011 по делу № А57-15194/2010 следует, что отсутствие надлежащего финансирования для проведения работ в рамках заключенного между сторонами государственного контракта, за которое отвечает ответчик, является основанием для изменения условий контракта в части сроков выполнения работ.

В то же время в постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 по делу № А28-11808/2012 отмечается, что суд отказал в удовлетворении требования о внесении изменений в государственный контракт в части продления окончательного срока выполнения работ, указав, что истцом не доказано наличие в совокупности всех перечисленных в п. 2 ст. 451 ГК РФ условий, необходимых для изменения контракта по решению суда. Задержка финансирования строительства, как правильно отмечено судом нижестоя­щей инстанции, не является существенным изменением обстоятельств, поскольку стороны на момент заключения контракта могли предвидеть данные обстоятельства, учитывая объемы строительства, запланированные сроки выполнения работ и стоимость строительства.

С учетом второго подхода срок выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту является существенным условием договора и не может быть изменен сторонами по взаимному согласию на основании дополнительного соглашения. Такое соглашение является недействительным.

Так, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 04.10.2011 по делу № А82-13363/2010 суд признал недействительным пунк­т соглашения, продлевающего срок выполнения работ по государственному контракту, как противоречащий ст. 9 Закона № 94-ФЗ.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 06.07.2009 по делу № А11-4585/2008 отмечается следующее. Материалами дела подтверждается, что ответчик нарушил срок окончания работ, однако суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о продлении сторонами срока выполнения таких работ на основании дополнительного соглашения. Изменение сроков выполнения работ по соглашению сторон муниципального контракта противоречит требованиям Закона № 94-ФЗ, следовательно, данное дополнительное соглашение ничтожно в силу ст. 168 ГК РФ.

Из постановления ФАС Поволжского округа от 19.09.2013 по делу № А49-7036/2012 следует вывод о том, что изменение контракта в части сроков выполнения работ нормами ГК РФ и Закона № 94-ФЗ запрещено.

В постановлении ФАС Московского округа от 25.04.2011 по делу № А40-81803/10 отмечается следующее. В соответствии с ч. 5 ст. 9 Закона № 94-ФЗ при заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта, указанных в ч. 3 ст. 29 названного закона, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, пре­дусмотренных ч. 6—6.6 и 8.1 упомянутой статьи. Случаев, предусмотренных указанными нормами, апелляционным судом не установлено, поэтому заключение сторонами дополнительного соглашения, в котором изменены условия договора (изменен срок сдачи предмета договора), правильно оценены как не соответствующие закону.

Изменение календарного плана выполнения и оплаты работ не может быть признано соответствующим ст. 708 ГК РФ, поскольку срок выполнения работ, в том числе промежуточный, является существенным условием договора. Кроме того, апелляционным судом сделан правильный вывод о том, что заключение дополнительного соглашения повлекло за собой изменение стоимости контракта, хотя из дополнительного соглашения прямо не следует, что стои­мость, первоначально оговоренная в контракте, увеличилась.

Аналогичный правовой подход отражен и в постановлениях ФАС Центрального округа от 04.04.2013 по делу № А08-2679/2012, Поволжского округа от 02.05.2007 по делу № А57-5457/2006, Шестого арбит­ражного апелляционного суда от 17.05.2013 по делу № ­А73-713/2013.

Стоит обратить внимание и на письмо Казначейства России от 19.06.2012 № 42-74-05/8.5-321 «О пролонгировании государственных контрактов (договоров), заключенных без проведения конкурсных про­цедур с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)». Из него следует, что ст. 9 Закона № 94-ФЗ не предусмотрена возможность изменения срока действия (пролонгирования) государственного контракта (договора), заключенного с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).

Можно ли изменить срок действия самого контракта?

Как правило, арбитражные суды приходят к выводу, что изменение срока действия контракта не противоречит положениям Закона № 94-ФЗ в отличие от изменения сроков выполнения работ (оказания услуг) по контракту.

Так, ФАС Дальневосточного округа в постановлениях от 24.12.2010 № Ф03-9093/2010 и № Ф03-9094/2010 посчитал правомерными вердикты судов нижестоящих инстанций, которые отказались признать дополнительные соглашения к государственному контракту недействительными. При этом кассационный суд отметил, что, дав толкование условиям оспариваемых пунк­тов контракта и допсоглашения, суды установили, что фактически стороны изменили срок действия контракта, что не противоречит положениям Закона № 94-ФЗ, а не срок оказания услуг (выполнения работ).

Еще один пример подобного подхода можно найти в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 30.01.2013 по делу № А11-2361/2012. Суд отказал в признании недействительным дополнительного соглашения к государственному контракту, заключенного между заказчиком и подрядчиком. Применив положения п. 1, 2 ст. 763, п. 1 ст. 766 ГК РФ и Закона № 94-ФЗ, суд установил, что контрактом определен срок его действия, что не относится к существенным условиям договора подряда. При этом стороны своим волеизъявлением изменили указанные положения контракта, подписав спорное дополнительное соглашение, которым был изменен срок действия договора (а не срок окончания работ), что не противоречит действующему законодательству.

В некоторых случаях возможность изменения срока государственного (муниципального) контракта, если речь идет о долгосрочном контракте, суды ставят в зависимость от выделения или невыделения средств соответствующего бюджета по данному контракту.

Обратимся к постановлению Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2011 по делу № А53-947/2011. В нем сделан такой вывод: из положений ст. 161 БК РФ, а также ст. 450, 702, 767 ГК РФ следует, что по долгосрочному государственному контракту при невыделении бюджетного финансирования на очередные годы возникают основания для пересмотра объема выполняемых сторонами обязательств в сторону их уменьшения. В связи с этим контрагент государственного заказчика по данному до­говору не вправе по истечении срока действия контракта требовать его продления, если в бюджетах на очередные годы не предусмот­рены соответствующие расходы (в частности, в связи с изменившейся экономической ситуацией, повлекшей уменьшение доходной части бюджета против планируе­мого или изменение структуры расходной его ­части).

Примеры судебных решений по спорам о продлении сроков (таблица)

Государственный контракт был заключен в рамках закона 94-ФЗ, по какому закону проводится расторжение этого контракта в одностороннем порядке?

Вопрос-ответ по теме

Государственный контракт был заключен в рамках закона 94-ФЗ, по какому закону проводится расторжение этого контракта в одностороннем порядке?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

В ч. 1 ст. 112 Закона о контрактной системе указывается, что Закон о контрактной системе применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

К отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свою силу.

Таким образом, для расторжения контракта в одностороннем порядке необходимо руководствоваться Законом о контрактной системе. Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).

Смотрите так же:  Как оформить договор купли продажи авто

Здравствуйте!!Спорная ситуация по 44 и 94 ФЗ.

Подписан контракт 17.01.2014г. по 94 ФЗ (в контракте указан 94),способ обеспечения контракта в виде депозита, сейчас есть потребность заменить депозит на Банковскую гарантию, но т.к. по 94ФЗ Банковская гарантия не размещалась на сайте Б.Г. в общем реестре , то банк получатся что нарушает 44ФЗ т.к. необходимо размещение на сайте Б.Г. (Банк технически прикрепить Б.Г. не может т.к. прикрепляет гарантию на сайт ,»привязывает» гарантию к протоколу по 44ФЗ т.к. контракт был по 94 ФЗ этого протокола просто нет на сайте)

Ответы юристов (9)

Федеральный закон № 44-ФЗ в части порядка осуществления закупок, заключения контракта и обеспечения исполнения контракта вступили в силу с 01.01.2014, поэтому в том, что контракт был заключен 17.01.2014, основываясь на положениях ФЗ № 94-ФЗ, утратившего силу, уже есть нарушения. В данном ситуации, на мой взгляд следует рассмотреть возможность расторжения контракта по соглашению сторон и проведение новой закупки по тому же предмету в порядке ФЗ-44-ФЗ, с учетом порядка обеспечения банковской гарантией. Иначе возможна соответствующая реакция ФАС…

Есть вопрос к юристу?

Согласно ст.45 фз от 05.04.2013 N 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

8. Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в в качестве обеспечения исполнения контракта, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 настоящей статьи.

в данном фз предусмотрены отличные правила от фз 94, который уже утратил силу.

Вам необходимо расторгнуть договор по соглашению сторон, затем уже заключить договор, но в него уже включить положения по фз 44. Иначе, как правило выше заметил коллега, возможны проблемы с Федеральной антимонопольной службой.

Согласно Письма Минэкономразвития России от 27.12.2013 N 29401-ЕЕ/Д28и, ФАС России от 30.12.2013 N АД/53811/13 «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения законодательства Российской Федерации в отношении торгов, запроса котировок, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года» осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ, Поэтому не удивительно, что контракт от 17.01.2014 г. заключен в соответствии с ФЗ-94.

По моему мнению Вы уже не сможете изменить форму обеспечения, так как, по сути вы меняете первоначальные условия конкурсной документации (если. конечно контракт заключался по результатам конкурса), так согласно ст. 24 ФЗ94:

3. Заказчик, уполномоченный орган по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника размещения заказа вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Изменение предмета конкурса не допускается. В течение одного дня со дня принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам размещения заказа, которым была предоставлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных изменений в конкурсную документацию до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе такой срок составлял не менее чем двадцать дней.

Не согласен с Котовым. Нарушением это ни каким не будет! Процедура была объявлена по 94-ФЗ.

Мои слова подтверждаются частью 1 статьи 112 44-ФЗ:

Статья 112. Заключительные положения
1. Настоящий Федеральный законприменяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона(а вступил он с 01.01.2014).

Объективно ни каких нарушений нет!

Теперь по поводу вашего вопроса., также частью 1 данной статьи предусматривается:

К отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свою силу.1

но в статье 112 44-ФЗ ни каких особых указаний по данному вопросу нет и соответственно значит применяется общее положение 44 фз с учетом статьи 45!

Возникает вопрос- а закупка предусматривала изменение обеспечение?
В любом же случае это является правом заказчика!

Надеюсь, что мой ответ был полезен Вам, в случае необходимости — обращайтесь!
С Уважением, А.Саяпин!

Уточнение клиента

Алексей спасибо.(Как будет рассматриваться действие заказчика если он примет гарантию в письменном (оригинал) виде от гаранта ,тот приложит сопроводительное письмо о том что гарантия выдана, но разместить на эл. площадке гарант не может(технически).

04 Апреля 2015, 09:11

В соответствии со статьей 112 Закона N 44-ФЗ данный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ.
При этом к отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Поскольку Законом N 44-ФЗ не установлены случаи обратной силы для его норм, исполнение контрактов, заключенных по результатам размещения заказов, извещения об осуществлении которых размещены на сайте www.zakupki.gov.ru, приглашения принять участие в которых либо решения о размещении заказа у единственного поставщика по которым в установленном порядке принято до 1 января 2014 г. осуществляется с соблюдением требований Закона N 94-ФЗ.

Положения Федерального закона 94-фз не предусматривали возможность изменения способа обеспечения исполнения контракта. Следовательно, изменение способа обеспечения исполнения контракта заключенного на основании Федерального закона 94-фз не допускается законом.

Положения Федерального закона 94-фз не предусматривали возможность
изменения способа обеспечения исполнения контракта. Следовательно,
изменение способа обеспечения исполнения контракта заключенного на
основании Федерального закона 94-фз не допускается.

Согласен с коллегами по поводу того, что если в отношении торгов, запроса котировок, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены до 01.01.2014, то контракт заключается по правилам 94-ФЗ. Однако, данный закон возможности изменения контракта на стадии исполнения в части изменения вида обеспечения исполнения контракта не содержал, поэтому на банковскую гарантию заменить обеспечение, на мой взгляд, не получится. Для этого придется расторгать контракт и проводить торги заново уже в порядке 44-ФЗ.

Илья, здравствуйте. Так понимаю, что был проведен открытый аукцион в электронной форме по 94-ФЗ. К Вашим правоотношениям применяется 94-ФЗ, т.к. извещение было вывешено по нему. Срок действия контракта уже заканчивается? Все тут зависит от отношений с Заказчиком, хочет ли он, чтобы Вы дальше исполняли контракт или нет? Например, часто в контрактах прописывается такой пункт: «В случае, если по каким-либо причинам обеспечение
исполнения Контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком его обязательств по Контракту, Подрядчик обязуется в течение 5 (пяти) банковских дней с момента, когда соответствующее обеспечение исполнения обязательств по Контракту перестало действовать предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение Контракта на тех же условиях».

Если есть что-то подобное, то можно попросить Заказчика вернуть Вам обеспечение, а Вы обязуетесь предоставить ему оригинал БГ и пусть проверяет ее на действительность. До 44-ФЗ заказчик просто направлял запрос в банк о том, выдавались ли она вообще и все, реестра БГ не было. У Вас как раз такой случай, т.к. контракт заключен по 94-ФЗ и там требования о предоставлении БГ, которая есть в реестре БГ, нет. Соответственно на сайт и площадку ее также прикреплять уже не надо, не имеет смысла, да и закупка находится в стадии исполнения, а не подачи заявок, так что технически это невозможно.

Пойдет ли на это Заказчик? Тут опять есть нюансы, если скоро проверка КРУ, то вряд ли, т.к. нельзя просто так вернуть обеспечение, должностное лицо должно подстраховаться для этого и вернуть обеспечение только после подписания акта сдачи-приемки работ/услуг. Есть еще хитрость: написать гарантийное письмо Заказчику, что до такого-то до такого-то все исполнить, подписать акты в 1 экземпляры, чтобы Заказчик мог его в Казначейство, например, направить для перечисления Вам суммы залога, после чего такой акт уничтожить до полного исполнения контракта.

Смотрите так же:  Трудовой кодекс про аттестацию

Если общий язык не удастся найти, то либо ждать до конца исполнения контракта, либо расторгать его по соглашению сторон.

на мой взгляд это уже сейчас не возможно! Тем более если условия о возможности перемены обеспечения не было.

И в любом случае сейчас принимается БГ только которая есть в реестр БГ на сайте закупок.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Основные отличия законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ

Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй — закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше. В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, в которых поможет разобраться статья.

Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ?

Этот закон действует на закупки всех госзаказчиков. От них он требует составления 3-летнего плана закупок и ежегодного плана-графика. А от поставщиков — обеспечения заявок и исполнения контракта (для конкурса и электронного аукциона).

Также закон устанавливает сроки всех этапов торгов и регулирует множество других деталей сделки. Закон дает гарантии для победителя, что с ним будет заключен контракт, а поставленные им товары или выполненные работу будут оплачены. Но отступление от правил грозит предпринимателей попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков. А для заказчиков чревато штрафами и даже отменой уже состоявшихся тендеров.

Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права. Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись.

Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т д.

Рамочный 223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время. Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта. Заказчик вправе указывать конкретную марку и модель товара, без эквивалентов.

Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика.

Кто заказчики и поставщики?

Заказчики и поставщики по 44-ФЗ

Муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица.

Заказчики и поставщики по 223-ФЗ

  • Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%, включая их «дочек» и «внучек»,
  • Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или же грантов.
  • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение,
  • Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.),

Точно так же участвовать могут как организации, так и частные лица. Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.

На каких ЭТП проводят торги заказчики?

Заказчики по 44-ФЗ

Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны шесть федеральных торговых площадок. Это «РТС-тендер», «Национальная электронная площадка», «Сбербанк-АСТ», «Единая электронная торговая площадка», «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» и lot-online. Регистрация на ЭТП госзаказа бесплатна, но потребуется предоставить сканы некоторых документов. В соответствии с № 44-ФЗ для участия в электронных торгах по госзаказу нужна усиленная неквалифицированная электронная подпись.

Заказчики по 223-ФЗ

Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок около 200, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.

На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант.

Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной электронной торговой площадки (ЭТП), на которой проводятся торги. Это может быть как квалифицированная подпись, так и неквалифицированная.

Способы закупок

В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика.

Конкурентные закупки

  1. открытые конкурсы;
  2. конкурсы с ограничением участия;
  3. закрытые конкурсы с ограничением участия;
  4. многоэтапные конкурсы;
  5. закрытые формы конкурсов;
  6. электронные аукционы;
  7. аукционы в закрытой форме;
  8. запросы предложений;
  9. запросы ценовых котировок.

Неконкурентные закупки

К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика.

Способы закупок по 223-ФЗ

В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только 2 вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.

Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок.

Отчетность заказчиков торгов

Отчетность по федеральному закону № 44-ФЗ

Заказчик обязан на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru размещать следующие отчеты:

  • Отчет об исполнении контракта;
  • Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
  • Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ

Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:

  • отчет об общей стоимости заключенных договоров;
  • отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;

Обеспечение исполнения обязательств по контракту

Федеральный закон 44-ФЗ

С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта.

Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если НМЦ контракта превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦ, но не менее чем размер аванса, если он предусмотрен контрактом. Способ обеспечения может выбрать сам поставщик. Он или предоставляет банковскую гарантию, или вносит деньги на счет заказчика.

Во втором случае, гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком и дополнительно внесена в реестр банковских гарантий на zakupki.gov.ru.

Федеральный закон 223-ФЗ

Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков. Наличие или отсутствие этого требования всегда отражено в закупочной документации.

Расторжение контракта и возможность внести изменения

Федеральный закон 44-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ дает возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон или в одностороннем порядке, если такая возможность прописана в контракте. Изменить существенные условия контракта (цену, сроки поставки, характеристиками товара) нельзя. В электронном аукционе можно составить протокол разногласий, но только если речь идет об ошибках в тексте контракта.

Федеральный закон 223-ФЗ

Федеральный закон № 223-ФЗ предоставляет возможность компании-заказчику изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг. В каких именно случаях возможны какие-либо изменения, поставщик может узнать из положения о закупках конкретного заказчика.

Обжалование действий заказчика

Федеральный закон 44-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ не только закрепляет такое право за поставщиком, но и прописывает алгоритм действий:

  • В первую очередь участник подает заявку в письменном виде в территориальное отделение ФАС.
  • Затем ФАС публикует жалобу на ООС в течение 2-х рабочих дней.
  • Наконец, за следующие 5 рабочих дней комиссия рассматривает жалобу и выносит предписание по ней.

В 2016 году 45% всех жалоб были признаны ФАС обоснованными и госзаказчики получили по ним предписания (по данным мониторинга Минэкономразвития за 2016 год).

Федеральный закон 223-ФЗ

Как и по 44-ФЗ, жалобы на заказчиков по 223-ФЗ рассматривает ФАС. Однако в этом случае следует заранее из положения о закупке заказчика выяснить сроки подачи жалобы и иметь в виду, что комиссия по рассмотрению жалоб будет руководствоваться данным положением и Гражданским кодексом.

Другие публикации:

  • Закон 44-фз экспертиза товара С 01.07.18 внешняя экспертиза обязательна для несостоявшихся электронных закупок Внешняя экспертиза теперь обязательна для несостоявшихся электронных закупок Многие заказчики не обратили внимание на одно из изменений, внесенных 504-м федеральным законом в […]
  • Экспертиза результатов работы по 44-фз Нужно ли проводить экспертизу товаров, работ, услуг при закупке товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму не свыше 100 тыс. руб. в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ? Если да, то в какой форме? […]
  • Порядок заполнения отчета об исполнении контракта Минфин России разъяснил особенности размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС после 1 июля Специалисты министерства ответили на вопрос, как заказчики должны применять положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в […]
  • Федеральный закон от 05042019 44-фз с последними изменениями 44 ФЗ о закупках с последними изменениями Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - Федеральный закон РФ, который регламентирует порядок осуществления закупок […]
  • Назначение платежа возврат займа по договору займа Беспроцентный заем от учредителя внесен на расчетный счет как безвозмездная помощь Сотрудница банка ввела "вносителя" в заблуждение.Необходимо написать в банк письмо подобное:"Прошу по документу (название) № от считать верным назначение платежа: […]
  • Срок действия контракта раньше срока заключения Был заключен контракт в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. В апреле 2017 года контрагент не приступил к исполнению контракта. Указанный в контракте срок его действия на сегодняшний день истек. Можно ли в такой ситуации увеличить срок действия […]

Вам также может понравиться