Компенсация стоимости билета

Электронная приемная

Московский государственный университет
имени М. В. Ломоносова

14.04.2014 | компенсация стоимости билета

Здравствуйте! Я слышал, что есть положение, согласно которому, каждый студент имеет право на компенсацию стоимости билета домой. Воспользоваться этим правом можно один раз за период обучения, при предоставлении билета. Хотелось бы узнать, как работает эта программа, где подробнее прочитать об этом положении и к кому обращаться с этим вопросом? Заранее Спасибо!

Игорь Борисович Котлобовский

Проректор — начальник Управления учебно-методической деятельности и дополнительного образования

14.04.2014 | Ответ

Действующее федеральное законодательство подобной социальной льготы для студентов не предполагает.
Действующее до 2004 года право на компенсацию студентам один раз в год стоимости проезда по территории РФ было отменено Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ («О монетизации льгот).

С уважением.
Председатель ОПК МГУ
И.Б.Котлобовский

Электронная приемная

Московский государственный университет
имени М. В. Ломоносова

Copyright © 1997–2013 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Внимание! При перепечатке текстовой информации и фотографий ссылка на сайт обязательна.

Компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно

самостоятельные путешествия, дешевые авиабилеты, виза самостоятельно, отзывы туристов, погода на курортах, аренда авто, туристическая страховка, маршруты достопримечательности

Компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно

05 дек 2014, 07:36

Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее – компенсации расходов) установлен статьей 325 Трудового Кодекса РФ и постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 года №455.

«Если работник проводит отпуск за пределами страны, то компенсируется расходы к месту пересечения им границы России.»

«Свой отпуск работник может проводить и за границей. В данном случае размер выплачиваемой компенсации определяется исходя из проезда железнодорожным, воздушным, морским, речным, автомобильным транспортом до ближайших к месту пересечения границы РФ железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции (п. 10 Правил).

Размер компенсации следует определять на основании данных из справки транспортной организации и (или) ее уполномоченного агента. Однако вместе с такой справкой работником должна быть представлена копия заграничного паспорта с отметкой органа пограничного контроля (пункта пропуска) о месте пересечения государственной границы РФ. Должностные лица организации должны сверить копию с оригиналом паспорта.

Соответствующих отметок в паспорте нет, если работник следовал в страны СНГ, с которыми при пересечении границы (в частности, с Белоруссией) их проставление не предусмотрено. В данном случае компенсация должна выплачиваться без представления заграничного паспорта.

Если в отпуск за границу работник и (или) члены его семьи следовали на самолете, стоимость перевозки по территории РФ также подтверждается справкой соответствующей транспортной организации.

В полной мере приведенные Правила касаются и случаев, когда семья следует в отпуск за границу по туристической путевке.»

Допустим я взял пакет в Гоа за 30000 Р. Как здесь будет считаться размер компенсации? Какие справки мне предоставят? Кто-нибудь сталкивался, знает? Спасибо.

Как получить компенсацию за проблемы с вылетом

17 января 2017 в 10:50

Овербукинг, задержки и отмены рейсов происходят довольно часто. Например, вчера из-за непогоды в аэропортах Москвы отменили более 30 рейсов, а сегодня — около 20. Представитель сервиса AirHelp, который помогает получить компенсацию за потерянное время в аэропорту, рассказал The Village, как пассажирам бороться за свои права.

Евгений Лонский

директор AirHelp по Восточной Европе

По статистике нашего сервиса, с 2013 года в России 316 112 пассажиров пострадали от задержанных или отмененных рейсов. Каждый из них может получить компенсацию до 600 евро. Но 1 % из них пользуются этой возможностью.
В большинстве случаев авиаперевозчики не сообщают пассажирам об их правах в случае проблем с перелетом.
А пассажиры не имеют опыта и времени для того, чтобы добиваться компенсации за неприятности в пути. Вот что важно знать в случае проблем с вылетом.

Что может предложить авиакомпания?

Пассажиры должны знать о причинах и сроках задержки рейса. Эту информацию можно попробовать получить на стойке авиакомпании или на сайте.

Если вы находитесь в аэропорту, а рейс отменили по вине авиакомпании, то варианты следующие:

альтернативный перелет при ближайшей возможности;

перебронирование на другую удобную дату;

возмещение стоимости билета в течение недели.

За этими опциями необходимо обращаться на стойку авиакомпании. Если такую не найдете, звоните в офис перевозчика. При этом вы не должны ничего оплачивать. Все расходы ложатся на плечи перевозчика, чей билет вы купили.

Что обязаны предоставить
в аэропорту?

Согласно российскому законодательству, если ваш рейс задерживается на два часа, то вам должны предоставить напитки и холодные закуски, возможность совершить два телефонных звонка или отправить два имейла. Детям и их сопровождающим должна быть предоставлена комната матери и ребенка.

После четырех часов задержки рейса должно быть организовано горячее питание. В Европе в этом случае выдаются ваучеры на посещение точки общепита. В России чаще всего поступают так же: выдаются талоны на питание в один из ресторанов или кафе аэропорта.

После восьми часов ожидания днем или шести часов ожидания ночью должна быть предоставлена гостиница. Пассажиров бесплатно перевозят до места размещения и обратно в аэропорт. При этом перевозчик должен позаботиться о вашем багаже и организовать его хранение.

Закон не разрешает заселять посторонних пассажиров в один номер. Если условия размещения вам не подходят, снимайте гостиницу сами, сохраняя при этом чеки для компенсации.

Разумеется, не стоит расслабляться — на возврат денег за премиальный номер и ужин с дорогим вином и морепродуктами рассчитывать не стоит. Лучше всего выбрать ближайшую к аэропорту гостиницу и поесть в недорогом ресторане рядом. Такие траты суд сразу удовлетворяет.

На какую компенсацию рассчитывать?

Размер компенсации за задержку рейсов зависит от того, под какое законодательство попадает перелет. Так, рейсы «Аэрофлота» Москва — Берлин и Берлин — Москва будут рассматриваться с разных точек зрения.

Европа

Существенное возмещение до 600 евро положено, если рейс попал под регламент ЕС 261/2004. Этот документ распространяется на перелеты внутри Евросоюза, вылеты из аэропортов ЕС и из Исландии, Норвегии, Швейцарии, а также на рейсы европейских перевозчиков, прибывающих в аэропорты Евросоюза. Если европейская авиалиния летит из Америки или Азии в Европу, то это тоже оценивается по европейскому законодательству.

Компенсацию можно требовать за задержку рейса от трех часов, отказ в посадке на самолет, задержку или отмену вылета по техническим причинам, по вине авиакомпании. Срок давности заявки на возмещение колеблется от трех до шести лет в зависимости от законодательства стран, под которые попадает авиаперевозчик. Компенсации не предусмотрены в случаях терактов, забастовок и непогоды. Но бывают и исключения. Например, в 2016 году Air France приняла заявки на компенсации за забастовку своих сотрудников. Размер компенсации составил от 250 до 600 евро. Итоговая сумма всегда зависит от дальности полета, причины отмены рейса и продолжительности задержки.

Россия

Если у вас возникли проблемы с внутренним перелетом или российская авиакомпания с задержкой вылетела за рубеж, то размер компенсации будет незначительным. Пассажиру обязаны заплатить неустойку в 25 % от минимального размера оплаты труда за час задержки, но не более 50 % от перевозной платы. Сейчас это 25 рублей за каждый час ожидания.

США

За отмену и задержку рейса компенсация законом не предусмотрена. Американские перевозчики платят ее, только если отказали пассажиру в посадке из-за овербукинга.

В этом случае выплачивается двойная стоимость билета в одну сторону, если пассажиры в итоге прилетели на два часа позже оригинального рейса. Максимальная компенсация в этом случае составляет 650 долларов. Если же компании не удалось уложиться в этот двухчасовой промежуток, то компенсация может составить четырехкратную стоимость билета, до 1 300 долларов. По статистике AirHelp, 26 миллионов авиапассажиров в США могут рассчитывать на такую компенсацию, но получили ее всего лишь 2 % .

Азия

Если говорить об Азии, то компенсации минимальны, а зачастую их просто нет. Например, в случае задержки или отмены рейса по вине China Eastern Airlines эта авиакомпания всего лишь предоставит информацию о полете, обеспечит питанием и окажет необходимую помощь. Но если рейс задержан не по вине перевозчика, то покупать еду в аэропорту пассажирам придется на свои деньги.

Korean Air за 20-часовую задержку по вине авиакомпании извинялись перед пассажирами всем персоналом, включая регионального директора, выдавали льготные купоны на полеты в следующий раз, компенсировали расходы за гостиницу, но денежная компенсация не предполагалась.

Но в какой бы стране вы ни находились, обязательно сохраняйте ваш посадочный талон при задержке или отмене рейса!

Как получить эту компенсацию?

Чтобы получить компенсацию, необходимо подать в авиакомпанию либо письменное заявление с подписью, либо онлайн-заявку. У разных авиакомпаний разные требования. Обычно к ней нужно приложить копии посадочных талонов и паспорта.

Рассмотрение заявки длится в среднем более трех месяцев. Можно также попробовать добиться возмещения с помощью онлайн-сервисов. Например, на нашем сайте можно бесплатно проверить, попадает ли ваш рейс под компенсацию, загрузить нужные документы и отправить заявку.

Авиакомпания может принять претензию и заплатить сразу. Если этого не произошло, но вы намерены бороться до конца, придется обращаться в суд.

Работник с Севера летит в отпуск за рубеж без посадки у границы — как учесть расходы

В письме от 19.12.2014 № 03-03-06/1/66014 Минфин напомнил, что согласно ныне действующей редакции статьи 325 Трудового кодекса лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории РФ и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.

Смотрите так же:  Как проверить штраф дти

При этом размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, трудовыми договорами.

Согласно пункту 7 статьи 255 НК такие компенсации учитываются в расходах в случае проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении.

В случае поездки за пределы РФ воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения госграницы РФ аэропорту работник организации должен представить справку о стоимости перевозки по территории РФ, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданную транспортной организацией.

Также для подтверждения поездки в целях компенсации расходов, кроме перевозочных документов, является копия загранпаспорта с отметкой органа пограничного контроля (пункта пропуска) о месте пересечения госграницы РФ.

Если в коллективном договоре предусмотрено, что при выезде работника за границу в отпуск стоимость проезда работодатель оплачивает до места пересечения границы РФ, то в рассматриваемой ситуации — без оформления проездного документа до приграничного пункта — расходы на оплату стоимости проезда до границы, по мнению Минфина, могут быть признаны расходами на оплату труда в соответствии с пунктом 7 статьи 255 НК при обязательном условии их документального подтверждения.

Рекомендуйте новость коллегам:

Комментарии читателей

Старая песня: фискалы считают точкой пересечения границы — отметку в паспорте. 23.01.2015 16:11

В случае поездки за пределы РФ воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения госграницы РФ аэропорту работник организации должен представить справку о стоимости перевозки по территории РФ, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданную транспортной организацией.

Старая песня: фискалы считают точкой пересечения границы — отметку в паспорте.

то ему шлепнут отметку о пересечении границы в Мурманске и фиг тебе, а не компенсация?

Что ага? В Мурманске прямо стоят столбы госграницы и погранцы с берданкой?

В случае поездки за пределы РФ воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения госграницы РФ аэропорту работник организации должен представить справку о стоимости перевозки по территории РФ, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданную транспортной организацией.

Нет, Петя, в аэропорту стоит пограничник и ставит штемпель каждому пересекающему границу. Понятно? 24.01.2015 11:26

Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость. Хотя относительно Вселенной я не уверен. (А.Энштейн)
А ваша глупость, Анатолий, бесконечна((
Вы хоть что-нибудь слышали о воздушном пространстве, воздушном коридоре, о правилах и аэронавигационных документах, законах, постановлениях правительства, КС. о транзите, об уполномоченных в области безопасности, обороны, таможенного дела и т.д. ?
Татьяна, не слушайте ересь Анатолия, справки выдают и РЖД, и Авиакомпании, и Турагенства, указывая стоимость не общей цены билета, а именно до точки пересечения воздушной границы России.
Это и будет компенсацией работнику.

Петя, Ваши репризы — чрезмерно пафосны, но не имеют отношения к действительности. А действительность такова: авиакомпании, которые устраивают чартеры из мест отбытия РКС — не раскрывают стоимость пролета этого чартера от а/п вылета, до точки пересечения границы. А чартеры -это основной вид перемещений РКС в отпуск по наиболее популярным направлениям. Если же работник предоставит справку (расчёт) по регулярным тарифам(такие справки дают), то даже по «promo» стоимость пролета от а/п вылета, до географической точки пересечения границы оказывается больше, чем стоимость чартерного билета до точки назначения. Теперь, Петя, понятно? 24.01.2015 12:02

Ответственность несешь, словоблуд?
— Нет!
ну и чмоки-чмоки, комедиант, good bye . 24.01.2015 12:07

Что, Петя, аргументы закончились? А известно ли Вам, что с момента вступления 2-й части НК РФ фискалы на эту тему выпустили не только это письмо?
Первоначально (см. Письмо МФ РФ от 19 августа 2005 г. N 03-05-02-04/159 и ряд других), позиция была такова:». Согласно ст. 9 Федерального закона от 01.04.1993 N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное, специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Как следует из вышеприведенной нормы, работник, направляющийся на отдых в иностранное государство воздушным транспортом, пересекает пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в здании аэропорта, открытого для международных сообщений (международных полетов).
Учитывая изложенное, в целях реализации п. 7 ст. 255 Кодекса налогоплательщик отражает в составе расходов на оплату труда документально подтвержденные проездными документами расходы по проезду до аэропорта, в котором он осуществляет вылет к месту своего отдыха, расположенного за пределами Российской Федерации. «

Потом были и другие письма, и арбитражные решения, как в пользу, так и не в пользу налогоплательщиков.. Обсуждаемое письмо ровно на эту же тему.
Впрочем, Петя, это я пишу не для Вас. 24.01.2015 13:50

Последний раз, мне ВСЁ известно и предыдущее письмо Минфина 2012г.

В письме от 19.12.2014 № 03-03-06/1/66014 Минфин напомнил, что согласно ныне действующей редакции статьи 325 Трудового кодекса лица

Петя, а что Вы так горячитесь? При чем тут ст.325 ТК? Разве в этой статье ТК содержится норма о признании возмещений стоимости для налоговых правоотношений? Речь там идет об обязанности работодателя по отношению к работнику, а не о признании этих расходов для целей НУ. И Закон о Госгранице — здесь не работает: у работника, вылетевшего из Мурманска или Сургута — стоит отметка о том, что он (работник) пересек границу в Мурманске или Сургуте. А справку от перевозочной организации, если человек летел чартером — он не получит, а справка, относящаяся к регулярному тарифу — не будет признана фискалами, потому, что сумма по ней будет превышать стоимость всего чартерного авиабилета.

Все перечитывайте! Может быть и поймете, в чем сомневаюсь. слов нет, одни многоточия ((

Статья 325 ТК РФ. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно

Компенсация дороги в отпуск

Статья 325 ТК РФ наделяет правом возмещения трат на дорогу в отпуск не всех работников, а только северян. Возместить траты на поездку к месту отдыха могут сотрудники бюджетной сферы, чьи работодатели находятся на территории Крайнего Севера и причисленных к ней областях. По мнению законодателя, такие граждане нуждаются в смене климатической обстановки, так как работают в неблагоприятном климате. Компенсация стоимости дороги к месту отдыха и назад признаётся стимулирующей выплатой для этих сотрудников. Она производится из средств федерального бюджета. Чтобы применить своё право на такую компенсацию, нужно соблюсти множество правил, собрать большое количество подтверждающих документов. Правила компенсации затрат на поездку в отпуск для работников Севера закреплены статьей 325 ТК РФ и правительственным постановлением от 12.06.2008 N 455. Так, компенсируется дорога и перевозка багажа сотрудникам гос. органов и учреждений, финансируемых из федер. бюджета, и их членам семьи. Под членами семьи подразумеваются иждивенцы — безработные муж (жена) и дети, проживающие совместно. Требует отдельного разъяснения вопрос о том, когда сотрудник имеет право воспользоваться положенной компенсацией. Ст 325 ТК РФ подчёркивает, что выплаты компенсации не суммируются, и сгорают, если сотрудник не успеет вовремя их получить. Так когда же необходимо успеть получить положенную компенсацию? Важно, что компенсировать затраты на дорогу можно за каждый ежегодный отпуск, но если не успеть этого сделать за 2 года, право на выплату теряется. Уходя в свой первый оплачиваемый отпуск, сотрудник приобретает право возмещения трат на отпуск за 1-й и 2-й год работы на предприятии. На 3-м и 4-м году работы он может компенсировать расходы за 3-й и 4-й годы, но уже никак за 1-й и 2-й. Так, право на возмещение прерывается каждые два года. Право на компенсацию трат на проезд родственников возникает одновременно с таким же правом для работника. Его отпуск должен совпадать по времени и месту пребывания с отпуском остальных членов семьи — только в таком случае траты на проезд будут компенсированы всем. Например, не получится офромить компенсацию за проезд одного ребенка в летний лагерь, или, отправившись отдыхать с супругом в разные места, компенсировать дорогу каждого. То, какие именно затраты на проезд могут компенсировать северяне, и как подтвердить свое право на денежное возмещение, целесообразно рассмотреть более подробно.

Затраты, подлежащие компенсации, и их документальное подтверждение

  1. Стоимость дороги к месту отдыха и обратно к месту жительства — в объеме фактических расходов, но в сумме, не большей, чем стоит проезд в:
    • купе скорого фирменного поезда;
    • каюте 5 группы морского судна;
    • каюте 2 категории речного судна;
    • каюте 1 категории паромной переправы;
    • авиасалоне эконом-класса;
    • автомобильном транспорте общего пользования и автобусах (кроме такси).

Траты подтверждаются билетами.

  • Стоимость проезда общественным транспортом (не такси) к вокзалу, аэропорту, причалу или иному месту отправления. Подтверждается билетами.
  • Стоимость перевозки багажа до 30 кг на каждого из семьи, вне зависимости от того, какое количество багажа по билету разрешено провести бесплатно. Подтверждается багажными билетами.
  • Стоимость бензина, если поездка осуществляется с помощью личного автомобиля. Подтверждается чеками с АЗС, но в сумме не большей, чем рассчитанная по кратчайшему маршруту исходя из среднего расхода топлива стоимость поездки. При этом потребуется подтвердить также свое нахождение в месте отдыха.
  • Право компенсации трат на проезд для работников внебюджетной сферы

    Бегло ознакомившись с нормами ст 325 ТК РФ, можно подумать, что возместить траты на проезд к месту отдыха, могут только те работники северных районов, чьи предприятия финансируются из бюджета. Однако это нет так. Ст 325 ТК РФ не ограничивает возможность воспользоваться этой льготой для граждан, которые трудятся на частных предприятиях. В последней части статьи сообщается, что другие работодатели устанавливают условия и порядок такого денежного возмещения колл. договорами, локальными актами, вводимыми с учётом мнения профсоюзов, и труд. договорами. Под “другими работодателями” здесь понимаются фирмы и предприятия, которые не имеют отношения к бюджетной сфере и занимаются предпринимательством и иной экономической деятельностью на территории Крайнего Севера и причисленных к ней. То есть все работодатели Севера обязаны компенсировать траты на проезд к месту отдыха и обратно для своих сотрудников, способствуя выезду трудящихся за границы неблагоприятной климатической зоны. При установлении размеров и объемов такой компенсации локальными актами фирмы учитываются реальные финансовые возможности организации. Но полностью отказаться от компенсации и неоправданно занижать её работодатель не вправе. КС РФ трактует норму ч 8 ст 325 ТК РФ, обязывающую работодателей — не бюджетников тоже возместить своим сотрудникам проезд, следующим образом. Это возможность соблюсти баланс интересов сторон труд. договора, то есть работника и работодателя. Интересы работника не могут ущемляться, но при этом организация должна иметь экономическую базу и финансовую возможность, чтобы компенсировать сотруднику затраты.

    Смотрите так же:  Как оформить перевод работника с неполного рабочего дня на полный

    О компенсациях работникам стоимости авиаперелетов

    Авторы: Л.В. Титова, ведущий консультант департамента развития и стандартизации учетных процессов ФБК, Е.А. Дбар, ведущий юрисконсульт «ФБК Право», Е.Н. Щербачева, заместитель директора департамента развития и стандартизации учетных процессов ФБК

    Ситуация

    Входящее в холдинг «А» ООО «АБ» реализует своим работникам билеты на авиарейсы, которые совершаются самолетом входящего в тот же холдинг «А» авиаперевозчика ООО «БВ». Указанная операция необходима для перевозки вахтового персонала.

    Стоимость пассажирских мест утверждена тарифами; она не указывается в билетах, но информация о ней размещена на доступных сетевых ресурсах.

    Билеты выписываются в кассе службы вахтовых перевозок (СВП) ООО «АБ» и ООО «БВ» по дополнительному списку, подписанному руководителем СВП. Указанный список содержит основания права работника-пассажира на перелет.

    Оплата осуществляется либо через кассу (работнику выписывается приходный кассовый ордер и выдается чек ККМ), либо по заявлению работника путем удержания из его заработной платы.

    При перелете на вахтовом самолете каждый пассажир получает посадочный талон, а в случае необходимости инженер СВП может распечатать электронный билет (без указания стоимости).

    Данная хозяйственная операция отражается в бухгалтерском учете как выручка от обычных видов деятельности. Себестоимость услуги формирует часть стоимости закупаемого вахтового рейса, распределяемую пропорционально количеству полетевших в самолете пассажиров.

    Вместе с тем законодательством РФ и коллективным договором ООО «АБ» предусмотрены социальные льготы, дающие право на бесплатный проезд (например, проезд к месту ежегодного отдыха и обратно, проезд на лечение). Чтобы воспользоваться указанными льготами и компенсировать оплату проезда, работник должен оформить авансовый отчет с приложением документов, подтверждающих право на льготу, а также факт приобретения и оплаты билета (посадочный талон по маршруту следования и обратно, чек ККМ и т.п.). Компенсация стоимости перелета осуществляется путем выдачи денежных средств через кассу или перечисления на пластиковую карту при перечислении заработной платы.

    Вопросы

    • Как можно описать порядок бухгалтерского и налогового учета хозяйственных операций по компенсации работнику стоимости перелета (отнесение расходов на прочие расходы на основании авансового отчета, сторнирование выручки и себестоимости от оказания услуги, сформированных при продаже билета, иные варианты)?
    • Достаточно ли в качестве подтверждающих документов прикладывать к авансовому отчету:
    • в качестве подтверждения факта перелета — справку службы вахтовых перевозок с приложением к данной справке посадочного талона;
    • в качестве подтверждения оплаты — заверенный расчетный листок работника (в случае удержания стоимости из заработной платы) с отражением суммы удержания; справку с информацией о том, какая стоимость была удержана за перелет (в случае отсутствия чека ККМ и приходного кассового ордера)?

    Ответы

    Трудовое законодательство использует понятие «компенсация» в различных ситуациях и придает ему разные смыслы. Так, в Трудовом кодексе РФ компенсационные выплаты рассматриваются как:

    • составная часть заработной платы — оплата труда работников (например, доплаты и надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) (ст. 129 ТК РФ);
    • денежная выплата, установленная в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 164 ТК РФ).

    Кроме того, в ТК РФ закреплено понятие «гарантии». Гарантии — это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

    Основания для выплаты упомянутых компенсаций и гарантий различаются. Так, на основании ст. 129 ТК РФ заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом компенсации в смысле ст. 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда, не предназначенными для возмещения физическим лицам конкретных затрат, связанных с непосредственным выполнением трудовых обязанностей или обеспечением прав в области социально-трудовых отношений.

    Понятие гарантий и компенсаций закреплено в ст. 164 ТК РФ, а перечень их выплат — в ст. 165 ТК РФ. Выплаты осуществляются:

    • при направлении в служебные командировки;
    • переезде на работу в другую местность;
    • исполнении государственных или общественных обязанностей;
    • совмещении работы с получением образования;
    • вынужденном прекращении работы не по вине работника;
    • предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
    • в некоторых случаях прекращения трудового договора;
    • в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;
    • в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

    Отметим, что контролирующие органы также различают понятия компенсации как составной части заработной платы и компенсации в смысле ст. 164 ТК РФ. Достаточно устойчивая правоприменительная практика сложилась в отношении выплат за работу во вредных и (или) опасных условиях. Суды и контролирующие органы указывают, что надбавка к тарифной ставке за вредные условия является составной частью оплаты труда, поскольку ст. 147 ТК РФ прямо устанавливается, что оплата труда таких работников осуществляется в повышенном размере. Однако дополнительная выплата помимо установленной надбавки является уже компенсационной (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 17 октября 2006 г. № 86/06, письмо Минфина России от 19 июня 2009 г. № 03-04-06-02/46).

    В рассматриваемой ситуации общество компенсирует работникам расходы на проезд при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Такое основание прямо поименовано в ст. 165 ТК РФ, а также в ст. 325 ТК РФ. В связи с этим рассматриваемая выплата не является составной частью заработной платы. Данный вывод подтверждается в письме ФСС России от 1 июня 2007 г. № 02-13/07-4827.

    Оплата проезда к месту лечения и обратно, к месту похорон и обратно не поименована в ТК РФ в качестве составной части заработной платы, в связи с чем данная выплата также не является оплатой труда работника, а включается в систему гарантий и компенсаций.

    По нашему мнению, оплата проезда в рассматриваемой ситуации подпадает под определение гарантий как средств, обеспечивающих осуществление прав работников в социально-трудовых отношениях: общество в коллективном договоре гарантирует работникам оплату проезда в ряде случаев, т.е., по сути, предоставляет социальную льготу при наступлении определенных событий.

    Положениями коллективного договора ООО «АБ» предусмотрена компенсация работникам стоимости перелета по такому основанию, как «оплата работникам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях… проезда к месту использования отпуска на территории РФ и обратно». В частности, коллективным договором установлено, что общество обязуется ежегодно оплачивать отдельным категориям работников проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также стоимость провоза багажа весом до 30 кг.

    Таким образом, из правового основания компенсаций и положений коллективного договора следует, что описываемые ситуации представляют собой компенсационные выплаты:

    • не обусловленные необходимостью привлечения конкретного перевозчика (например, ООО «БВ»);
    • не связанные с осуществлением трудовых обязанностей;
    • необходимость выплаты которых обусловлена фактом наступления определенных событий.

    Например, положениями коллективного договора установлено, что общество:

    1. авансирует 70% стоимости проезда при условии представления копии проездного билета;
    2. компенсирует 100% стоимости проезда при условии представления всех установленных коллективным договором документов.

    Таким образом, и авансирование компенсации, и окончательная компенсация возможны только в отношении приобретенного работником билета. Следовательно:

    1. операции компенсации стоимости авиабилетов ООО «БВ» не могут быть классифицированы в качестве элементов оплаты труда, а являются возмещением понесенных работником затрат;
    2. операции по реализации авиабилетов непосредственно на чартерные рейсы ООО «БВ» являются самостоятельной операцией и не являются элементом установленных коллективным договором гарантий ООО «АБ» своим работникам.

    Порядок документального подтверждения указанных затрат, отражения в бухгалтерском и налоговом учете определяется указанным правовым обоснованием.

    Документы, подтверждающие факт перелета, являющиеся основанием выплаты компенсации. Поскольку компенсация выплачивается в качестве возмещения затрат работника на проезд к месту отпуска, представляемые им документы должны содержать информацию, позволяющую идентифицировать факт проезда именно лицом, заявляющим о компенсации, а также информацию:

    1. о сумме понесенных расходов;
    2. дате проезда;
    3. способе проезда, перевозчике.

    В описываемой ситуации перечень документов и порядок их представления работником в целях получения компенсации установлены коллективным договором ООО «АБ».

    Согласно требованиям данного локального нормативного документа выдача денежных средств на оплату проезда работника производится на основании следующих документов:

    • заявления на имя главного бухгалтера (по форме, установленной соответствующим приложением к коллективному договору);
    • подлинников проездных документов (в случае проезда авиа- или железнодорожным транспортом);
    • копии паспорта работника.

    При этом договором также установлено требование к работнику оформлять авансовый отчет с приложением подтверждающих понесенные затраты документов.

    Как следует из описания ситуации, работник в подтверждение понесенных им затрат на перелет рейсом ООО «БВ» представляет:

    • в качестве идентификации лица, совершающего перелет, и даты перелета — посадочный талон, выданный ему при регистрации на рейс;
    • в качестве документа, подтверждающего оплаченную сумму, — чек ККМ, а случае удержания суммы из заработной платы работника — заверенный расчетный листок.

    Необходимо отметить, что при утере работником:

    • посадочного талона перевозчик ООО «БВ» может выдать справку, содержащую необходимую для подтверждения полета информацию;
    • чека ККМ общество располагает приходным кассовым ордером, подтверждающим поступление в кассу денежных средств по основанию реализации работнику билета, а также информацией о действующих на момент реализации билета тарифах.

    Кроме того, сведения о факте перелета и сумма оплаты дополнительно подтверждаются справкой, выданной уполномоченной совершать операции по продаже билетов и осуществлять процесс перевозки работников службой — службой вахтовых перевозок ООО «АБ».

    Таким образом, действующий в обществе порядок документооборота обеспечивает возможность подтверждения необходимости выплаты компенсации работнику в сумме понесенных им затрат; при этом справка, выдаваемая СВП, при отсутствии иных подтверждающих факт перелета работником документов может являться таким подтверждающим документом при условии, что ООО «АБ» в лице указанной службы является представителем ООО «БВ».

    Смотрите так же:  Договор использования недвижимого имущества

    Требования к комплектации представляемых работником документов путем приложения их к авансовому отчету не противоречат требованиям законодательных и нормативных актов, регулирующих правила документооборота в РФ.

    Отметим, что указанных документов достаточно для подтверждения расходов на выплату компенсации в виде оплаты стоимости проезда также и для целей налогообложения прибыли. Минфин России неоднократно издавал разъяснения о документах, подтверждающих расходы работников на проезд, из которых видно, что контролирующий орган избрал достаточно гибкий подход к данной ситуации.

    Так, в случае утраты посадочного талона, по мнению Минфина России, справка авиаперевозчика и его представителя может быть использована в качестве документа, подтверждающего проезд работника (письма от 7 июня 2013 г. № 03-03-07/21187, от 27 февраля 2012 г. № 03-03-07/6). Более того, при наличии бланка билета или распечатки маршрутной квитанции, а также посадочного талона дополнительных документов, подтверждающих оплату билета, в том числе выписки, подтверждающей оплату банковской картой, не требуется (письмо от 29 августа 2013 г. № 03-03-07/35554).

    Таким образом, в случае отсутствия приходного ордера и чека ККМ для цели подтверждения расходов на оплату перелета работника считаем достаточным наличия заверенного расчетного листка работника, а также документа с информацией об утвержденных перевозчиком тарифах (при отсутствии указания стоимости перелета в билете).

    Отражение операций по компенсации работнику стоимости перелета в бухгалтерском учете

    Описываемые компенсационные выплаты могут быть признаны в качестве расходов по обычным видам деятельности, так как по своему характеру они направлены на обеспечение стабильности социально-трудовых отношений организации: не являясь оплатой труда, выплаты социального характера опосредованно обеспечивают меры по организации и управлению труда через установление определенных гарантий работникам организации.

    Согласно п. 16 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

    • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
    • сумма расхода может быть определена;
    • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Такая уверенность имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

    Таким образом, общество вправе признать расходы по выплате компенсации затрат работника в периоде, когда одновременно наступают следующие события:

    • общество реализовало гарантированное работнику право в области социально-трудовых отношений;
    • сумма подлежащих компенсации затрат определена;
    • существует уверенность в том, что затраты работника будут возмещены.

    Учитывая действующий в обществе порядок подтверждения расходов работника на проезд к месту отпуска, периодом, в котором будут соблюдены все условия признания расходов, будет период утверждения даты авансового отчета.

    В бухгалтерском учете в соответствии с требованиями Плана счетов расходы в утвержденной сумме будут отражаться записью:

    • Д 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и т.д. — К 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

    Необходимость сторнирования выручки от реализации авиабилетов. Как уже отмечалось, операции по реализации авиабилетов непосредственно на чартерные рейсы ООО «БВ» являются самостоятельной операцией и не входят в перечень установленных коллективным договором гарантий ООО «АБ» своим работникам: общество гарантирует определенной категории работников ежегодную компенсацию оплаты проезда в отпуск любыми видами транспорта.

    Согласно требованиям п. 12 ПБУ 9/99 выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

    • организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
    • сумма выручки может быть определена;
    • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
    • право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
    • расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

    Таким образом, общество вправе признать выручку в периоде осуществления перелета, поскольку:

    • обладает правом на получение указанной выручки, которое вытекает из договорных отношений с перевозчиком ООО «БВ»;
    • сумма выручки определена;
    • общество получило денежные средства в кассу либо удержало их из заработной платы работника;
    • услуга оказана;
    • сумма расходов, которые общество понесло в связи с осуществлением указанной операции, вытекает из договорных отношений с перевозчиком ООО «БВ» и подтверждается документами, предоставляемыми перевозчиком.

    Указанные операции подлежат отражению на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности общества в периоде их осуществления.

    Действующими нормативными актами бухгалтерского учета предусмотрено, что изменение представленной в бухгалтерском учете и отчетности информации о доходах организации возможно в случае выявления неправильного отражения (неотражения) фактов хозяйственной деятельности (далее — ошибки).

    В соответствии с требованиями ПБУ 22/2010 ошибка может быть вызвана:

    • неправильным применением законодательства РФ о бухгалтерском учете и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
    • неправильным применением учетной политики организации;
    • неточностями в вычислениях;
    • неправильной классификацией или оценкой фактов хозяйственной деятельности;
    • неправильным использованием информации, имеющейся на дату подписания бухгалтерской отчетности;
    • недобросовестными действиями должностных лиц организации.

    Не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности.

    Таким образом, приобретение работником билета на перелет рейсом самолета ООО «БВ» с последующим предъявлением его стоимости к возмещению не может быть признано неправильным отражением выручки от реализации указанного билета и соответственно не влечет необходимости сторнирования и исправления бухгалтерской записи.

    Отражение операций по компенсации работнику стоимости перелета в налоговом учете. В соответствии с п. 7 ст. 255 Налогового кодекса РФ к расходам на оплату труда относятся фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории РФ и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном работодателем. Также для целей налогообложения учитываются другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором.

    Следовательно, расходы на оплату проезда в предусмотренных коллективным договором случаях учитываются для целей налогообложения прибыли как расходы на оплату труда.

    Из пункта 4 ст. 272 НК РФ следует, что расходы на оплату труда учитываются ежемесячно на дату их начисления. Таким образом, для целей налогообложения прибыли расходы по оплате проезда учитываются в периоде подтверждения работником права на получение компенсации, т.е. в периоде утверждения авансового отчета.

    Подчеркнем, что оснований корректировать ранее отраженную выручку от реализации билетов нет оснований.

    Из положений ст. 54 НК РФ следует, что перерасчет налоговой базы производится налогоплательщиком в случае обнаружения ошибок (искажений).

    Однако в рассматриваемой ситуации общество не допускает ошибки, отражая выручку в периоде реализации билетов, поскольку в периоде продажи билетов у общества отсутствует информация о том, что работником будет принято решение получить возмещение именно по данной поездке. Установленный в обществе порядок свидетельствует о том, что работник обращается за компенсацией после покупки билета. Кроме того, возможна ситуация, когда сотрудник не подтвердит право на проезд (утратит документы, не вернется к месту работы), а значит, компенсация не будет предоставлена.

    1. Чистые бланки билетов кассир СВП получает у представителя ООО «БВ» на основании доверенности.
    2. Право на получение компенсации стоимости проезда по территории России к месту проведения отпуска и обратно (ст. 325 ТК РФ, ст. 33 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»).
    3. О возможности подтверждения расходов на приобретение билета см. также письма Минфина России от 13 января 2012 г. № 03-03-06/1/11 и от 9 ноября 2011 г. № 03-03-07/50.
    4. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.
    5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.
    6. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н.
    7. Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» ПБУ 22/2010 утверждено приказом Минфина России от 28 июня 2010 г. № 63н.

    Другие публикации:

    • Как платить госпошлину в суд от юридического лица Возможна ли оплата государственной пошлины представителем юридического лица в безналичном порядке при подаче иска в суд? В соответствии с п. 10 ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам.Пунктом 1 ст. 45 НК РФ […]
    • Федеральный закон о государственной регистрации кадастра и картографии Статья 33. О введении в действие настоящего Федерального закона Статья 33. О введении в действие настоящего Федерального закона Настоящий федеральный Закон вступил в силу 31 января 1998 года. С этого момента в силу вступили нормы, регламентирующие процедуру […]
    • Приказ 160н ПРИКАЗ Минфина РФ от 28.12.2007 N 160н "О ВВЕДЕНИИ ОТЧЕТНОСТИ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СУБСИДИЙ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ БЮДЖЕТАМ НАУКОГРАДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ […]
    • Приказ 606 по вич Приказ Минздрава РФ от 19 декабря 2003 г. N 606 "Об утверждении Инструкции по профилактике передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку и образца информированного согласия на проведение химиопрофилактики ВИЧ" Приказ Минздрава РФ от 19 декабря 2003 г. N 606"Об […]
    • Приказ 183н от 220414 ПРИКАЗ МЗ РФ №183н ОТ 22.04.2014 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 22 апреля 2014 г. N 183н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРЕДМЕТНО-КОЛИЧЕСТВЕННОМУ УЧЕТУ Для скачивания: […]
    • Камышинский хлебокомбинат отчетность ЦЕНТР РАСКРЫТИЯ ОАО "Камышинский хлебокомбинат" Раскрытие в сети Интернет годовой бухгалтерской отчетности Обязательное раскрытие информации АО, раскрытие дополнительных сведенийО раскрытии в сети Интернет годовой бухгалтерской отчетности 1. Общие […]

    Вам также может понравиться