Когда полномочия президента могут быть прекращены досрочно

ОСНОВАНИЯ ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Согласно Конституции РФ пребывание Президента РФ в должности составляет шесть лет. Вместе с тем в ч. 2 и 3 ст. 92 Конституции РФ предусмотрены три основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ:

  • • его отставка;
  • • стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
  • • отрешение от должности.

К данному перечню, очевидно, можно добавить смерть Президента РФ, утрату им дееспособности, признание безвестно отсутствующим, объявление умершим.

1. Отставка Президента РФ это добровольный уход главы государства со своего поста до истечения срока полномочий. Мотивы отставки Президент определяет самостоятельно. Процедура отставки Президента законодательно не урегулирована. Отставка должна сопровождаться подписанием письменного заявления, извещающего об оставлении должности Президента, и приниматься парламентом. Президент не может отозвать свое заявление об отставке.

Добровольная отставка первого Президента России Б.Н. Ельцина произошла 31 декабря 1999 г. посредством: издания Указа № 1761 «Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации» и Указа № 1762 «О временном исполнении полномочий Президента Российской Федерации»; официального уведомления об отставке главы государства палат Федерального Собрания; обращения Президента РФ к гражданам по общенациональному телевидению.

2. Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту РФ полномочия предполагает законодательное урегулирование процедуры объективного установления данного факта. В отсутствие такого закона правила понимания ч. 2 ст. 92 Конституции РФ сформулировал Конституционный Суд РФ.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г. № 12-П: для досрочного освобождения главы государства от должности по состоянию здоровья необходимо:

  • • выработать особый порядок (процедуру) такого освобождения;
  • • положения о порядке установления степени утраты трудоспособности, определенные в Основах законодательства об охране здоровья граждан, не связаны с применением ч. 2 ст. 92 Конституции РФ;
  • • для установления стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту РФ полномочия требуется применение особой процедуры с целью объективного подхода к определению фактической невозможности для Президента в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер. Для досрочного прекращения полномочий Президента РФ в таком случае волеизъявление Президента РФ может не являться обязательной предпосылкой;
  • • приведение в действие досрочного прекращения полномочий Президента по состоянию здоровья допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом своих полномочий или добровольной его отставки;
  • • порядок установления стойкой неспособности Президента осуществлять свои полномочия не может быть облегченным, упрощенным. При этом должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента.
  • 3. Отрешение Президента РФ от должности — форма его конституционной ответственности, урегулированная ст. 93 Конституции РФ.

Аналогичный порядок отстранения президента от должности в зарубежном конституционном законодательстве часто называется импичментом.

Исходя из факта всенародного избрания главы государства, необходимости политической стабильности общества, процедура отрешения Президента РФ от должности довольно сложная. В ней участвуют Государственная Дума, Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Совет Федерации.

Основанием отрешения Президента РФ от должности может быть только государственная измена или иное тяжкое преступление. Определение государственной измены дано в ст. 275 УК РФ, тяжкого преступления — в ст. 15 УК РФ.

* [1] —* Некоторые ученые рассматривают основания отрешения Президента от

должности не в уголовном, а политическом аспекте. В частности, Н.А. Михалева под государственной изменой Президента РФ понимает «совершение действий, противоречащих высшим интересам страны, злоупотребление президентскими полномочиями и совершение любого деяния, причиняющего вред публичным (общественным и государственным) интересам». В состав государственной измены при импичменте Президенту РФ включаются действия (бездействие), направленные на: 1) ослабление обороноспособности РФ (воспрепятствование финансированию Вооруженных Сил, ликвидация российских военных баз и др.); 2) подрыв суверенитета и территориальной целостности РФ (например, поддержка зарубежных партий, инициирование территориальных уступок зарубежным государствам); 3) ухудшение геополитического и внешнеполитического положения РФ (необоснованное ослабление или ликвидация военного присутствия за рубежом, отказ в поддержке стратегических союзников РФ и др.) [1] .

К тяжким преступлениям как основанию импичмента предлагается относить: 1) принятие актов Президента РФ, повлекших нарушение конституционных прав и свобод граждан; 2) действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя; 3) совершение уголовно наказуемого деяния, не совместимого со статусом Президента; 4) создание препятствий правомерному функционированию органов власти; 5) злоупотребление полномочиями, приведшее к системному экономическому кризису, снижению эффективности государственного управления, деградации правоохранительной и судебной системы [3] .

Порядок отрешения от должности Президента РФ включает несколько стадий (рис. 9).

Рис. 9. Порядок отрешения от должности Президента РФ

Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным.

Это инте Р есно

В России были предприняты две попытки отрешения Президента РФ Б.Н. Ельцина от должности, которые не увенчались успехом.

12 июля 1995 г. Государственная Дума рассмотрела вопрос о создании специальной комиссии в связи с предложением депутатов о выдвижении обвинений против Президента РФ в связи с государственным переворотом в сентябре 1993 г., событиями в г. Буденновске во время военных действий в Чеченской Республике. «За» проголосовали 166 человек, «против» — 43 человека, «воздержались» — 3 человека, не голосовали — 238 человек. Таким образом, по результатам голосования постановление принято не было.

В мае 1999 г. процедура отрешения Президента РФ от должности была начата по инициативе фракции коммунистов и дошла до голосования палаты по выдвижению обвинения. Специальная комиссия проверила выдвинутые против Президента обвинения. Однако ни один из пяти пунктов обвинения не получил в Государственной Думе необходимых 2/з голосов депутатов для продолжения процедуры.

Сложность процедуры отрешения Президента РФ от должности нередко подвергается критике.

«Практически невозможно представить, — пишет С.А. Авакьян, — что Президент РФ совершит государственную измену или иное тяжкое преступление, служащие основанием для его отрешения от должности (ст. 93 Конституции РФ). А других оснований, например, грубое нарушение Конституции, законов, присяги, теперь не предусмотрено» [4] .

Поскольку исполнение полномочий Президента РФ не должно прерываться, Конституцией РФ предусмотрено, что в случае досрочного их прекращения обязанности Президента РФ временно, т.е. до избрания нового Президента РФ, исполняет Председатель Правительства РФ. Однако исполняющий обязанности Президента РФ ограничен в выполнении президентских функций. Он не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ. Выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (он не распространяется на Президента, отрешенного от должности) устанавливает следующие правовые, социальные и иные гарантии:

  • 1) пожизненно предоставляется государственная охрана;
  • 2) сохраняется право на медицинское обслуживание в прежнем порядке (экс-Президенту и членам его семьи);
  • 3) жизнь и здоровье бывшего Президента подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета;
  • 4) лицо обладает неприкосновенностью, которая распространяется на деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента. Однако он может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления. Если это деяние совершено в период исполнения полномочий Президента, то лишение неприкосновенности требует согласия Государственной Думы по представлению Генерального прокурора РФ;
  • 5) бывший Президент имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75% месячного денежного вознаграждения Президента;
  • 6) бывший Президенту предоставляется в пожизненное пользование одна из государственных дач; он может бесплатно пользоваться правительственной связью;
  • 7) бывший Президент имеет право содержать за счет средств федерального бюджета аппарат помощников.

Федеральный закон подробно определяет условия реализации этих гарантий Президенту, прекратившему исполнение полномочий, и членам его семьи.

  • [1]Михалева Н.А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах). М.: ЮРКОМПАНИ, 2011. С. 98.
  • [2]Михалева Н.А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах). М.: ЮРКОМПАНИ, 2011. С. 98.
  • [3]Сергеев А.Л. Конституционная ответственность федеральных органов государственной власти Российской Федерации. М.: МГУП, 2007. С. 66.
  • [4]Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1998. № 1. С. 27.

Статья 39. Досрочное прекращение полномочий губернатора Воронежской области

Статья 39. Досрочное прекращение полномочий губернатора Воронежской области

1. Полномочия губернатора Воронежской области могут быть прекращены досрочно в случаях:

Смотрите так же:  Ремонт квартир страховка

1) досрочного сложения полномочий по собственному желанию путем подачи заявления Президенту Российской Федерации;

2) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

Информация об изменениях:

Законом Воронежской области от 4 апреля 2007 г. N 33-ОЗ пункт 3 части 1 статьи 39 настоящего Устава изложен в новой редакции

3) утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

6) признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления умершим;

7) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Воронежской областной Думой;

Информация об изменениях:

Законом Воронежской области от 30 ноября 2015 г. N 174-ОЗ в пункт 8 части 1 статьи 39 главы 3 настоящего Устава внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

8) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей (в том числе по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации), а также в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

При этом основанием для утраты доверия Президента Российской Федерации является выявление в отношении губернатора Воронежской области фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов как правонарушений, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», либо установление в отношении губернатора Воронежской области фактов открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда он являлся зарегистрированным кандидатом на данную должность.

Информация об изменениях:

Законом Воронежской области от 25 июня 2012 г. N 83-ОЗ часть 1 статьи 39 настоящего Устава дополнена пунктом 9, вступающим в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

9) его отзыва избирателями, зарегистрированными на территории Воронежской области, на основании и в порядке, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Законом Воронежской области «О порядке осуществления гражданской инициативы в Воронежской области».

Информация об изменениях:

Законом Воронежской области от 4 апреля 2007 г. N 33-ОЗ в часть 2 статьи 39 настоящего Устава внесены изменения

2. Решение о досрочном прекращении полномочий губернатора Воронежской области принимается Воронежской областной Думой по представлению Президента Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи.

В случаях, предусмотренных пунктами 1, 7 и 8 части 1 настоящей статьи, решение о досрочном прекращении полномочий губернатора Воронежской области принимается Президентом Российской Федерации.

3. Решение о выражении недоверия губернатору Воронежской области принимается на заседании Воронежской областной Думы не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов Воронежской областной Думы по инициативе не менее 1/3 от установленного числа депутатов и направляется Президенту Российской Федерации для решения вопроса об отрешении губернатора Воронежской области от должности.

Информация об изменениях:

Законом Воронежской области от 25 июня 2012 г. N 83-ОЗ статья 39 настоящего Устава дополнена частью 3.1, вступающей в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

3.1. Отзыв губернатора Воронежской области возможен по одному из следующих оснований:

1) нарушение губернатором Воронежской области законодательства Российской Федерации и (или) законодательства Воронежской области, факт совершения которого установлен соответствующим судом. Отзыв по данному основанию не освобождает губернатора Воронежской области от иной ответственности, предусмотренной федеральными законами и законами Воронежской области;

2) неоднократное грубое без уважительных причин неисполнение губернатором Воронежской области своих обязанностей, установленное соответствующим судом.

Информация об изменениях:

Законом Воронежской области от 25 июня 2012 г. N 83-ОЗ статья 39 настоящего Устава дополнена частью 3.2, вступающей в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

3.2. Обратиться в Воронежский областной суд с заявлением об установлении фактов, указанных в части 3.1 настоящей статьи, вправе политические партии, их региональные отделения, иные общественные объединения, а также группа граждан Российской Федерации в количестве не менее 100 человек, проживающих на территории Воронежской области и обладающих активным избирательным правом на выборах губернатора Воронежской области.

Информация об изменениях:

Законом Воронежской области от 25 июня 2012 г. N 83-ОЗ статья 39 настоящего Устава дополнена частью 3.3, вступающей в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

3.3. Процедура отзыва губернатора Воронежской области должна обеспечивать гражданам Российской Федерации, обладающим активным избирательным правом на выборах губернатора Воронежской области (далее — участники голосования), возможность проведения агитации за его отзыв и против его отзыва, а также гарантировать участникам голосования всеобщее равное и прямое участие в тайном голосовании по отзыву.

Процедура отзыва губернатора Воронежской области проводится по инициативе граждан Российской Федерации, проживающих на территории Воронежской области и обладающих активным избирательным правом на выборах губернатора Воронежской области, в порядке, установленном для проведения референдума Воронежской области, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Инициатива проведения голосования по отзыву губернатора Воронежской области может быть выдвинута не ранее чем по истечении одного года со дня вступления в должность избранного губернатора Воронежской области.

В поддержку инициативы проведения голосования по отзыву губернатора Воронежской области собираются подписи избирателей в количестве не менее одной трети от числа избирателей, зарегистрированных на территории Воронежской области.

Проверка подписей избирателей, соблюдения порядка их сбора и проверка соблюдения процедуры выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву губернатора Воронежской области осуществляются Избирательной комиссией Воронежской области, действующей в качестве комиссии по отзыву (далее — комиссия по отзыву).

Отзываемое лицо и инициаторы его отзыва должны быть проинформированы комиссией по отзыву о месте и времени проведения ее заседания, на котором будут рассматриваться вопросы о результатах проверки подписей избирателей и результатах выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву губернатора Воронежской области. Комиссия по отзыву также обязана проинформировать отзываемое лицо и инициаторов его отзыва о результатах рассмотрения Воронежской областной Думой инициативы проведения голосования по отзыву.

Срок рассмотрения комиссией по отзыву инициативы проведения голосования по отзыву губернатора Воронежской области и принятия ею решения составляет 15 дней со дня представления инициаторами отзыва в комиссию по отзыву всех необходимых документов, в том числе подписных листов. Срок рассмотрения Воронежской областной Думой указанной инициативы и принятия решения о назначении голосования по отзыву либо об отказе в назначении такого голосования составляет 15 дней со дня поступления документов от комиссии по отзыву.

Голосование по отзыву губернатора Воронежской области назначается Воронежской областной Думой при наличии хотя бы одного из оснований отзыва, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи, необходимого количества достоверных и (или) действительных подписей избирателей, установленного законом Воронежской области в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также при соответствии процедуры выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву и представленных документов требованиям закона.

Голосование по отзыву губернатора Воронежской области может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования по отзыву на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении голосования по отзыву подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Отзываемое лицо должно иметь возможность дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания отзыва. На всех этапах осуществления отзыва отзываемым лицом может быть использовано право на защиту чести и достоинства, гражданских прав и свобод в суде.

Голосование по отзыву губернатора Воронежской области проводится не позднее 60 дней со дня принятия Воронежской областной Думой решения о назначении голосования по отзыву.

Отзыв губернатора Воронежской области признается состоявшимся, если за него проголосовало более половины от числа участников голосования, включенных в списки для голосования по отзыву губернатора Воронежской области.

4. В случае досрочного прекращения полномочий губернатора Воронежской области его полномочия исполняет временно исполняющий обязанности высшего должностного лица Воронежской области, назначаемый Президентом Российской Федерации.

Временно исполняющий обязанности губернатора Воронежской области не вправе исполнять полномочия, предусмотренные пунктами 3, 9, 10, 12-15 части 1 статьи 37 настоящего Устава Воронежской области, а также вносить предложения об изменении Устава Воронежской области.

Конституционное право России

Учебники для вузов

7.2.6. Основания и порядок прекращения полномочий Президента Российской Федерации

Конституция РФ (ст. 92) предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ.

В обычном порядке Президент РФ прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который он был избран, в момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Полномочия Президента РФ могут быть прекращены досрочно:

1) по инициативе самого Президента РФ — в случае его отставки;

2) по не зависящим от воли Президента РФ причинам — в случае.стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3) по инициативе Федерального Собрания — в случае принятия им решения об отрешении Президента РФ от должности.

Под отставкой согласно общепринятой государственно-правовой практике понимается добровольный уход главы государства со своего поста. Механизм отставки Президента РФ Конституцией РФ не урегулирован, поэтому необходимо принятие специального федерального закона.

Процедура прекращения полномочий Президента РФ в результате стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия также требует детальной правовой регламентации в федеральном законе, где необходимо указать: какой орган и каким образом устанавливает факт наличия стойкой неспособности, каковы ее критерии и т. д.

Отрешение Президента от должности — это процедура привлечения к юридической ответственности главы государства. Впервые такая процедура под названием «импичмент» была установлена Конституцией США, * а затем и конституциями многих других государств.

* В США имели место три попытки импичмента президенту — в 1868, 1974, 1998 гг.

Конституция РФ предусматривает основания и порядок отрешения Президента РФ от должности.

Основаниями для отрешения Президента РФ от должности являются совершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления. Перечень тяжких преступлений определяется в УК Российской Федерации. *

* Необходимо отметить, что на момент принятия Конституции РФ 1993 г. в Российской Федерации действовал УК РСФСР 1961 г., где в ст. 71 были перечислены тяжкие преступления. В УК Российской Федерации 1997 г. дана новая классификация преступлений. Согласно ст. 15 УК Российской Федерации преступления подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления — в зависимости от характера и степени общественной опасности. Думается, что по новому Уголовному кодексу Президент РФ должен нести ответственность за совершение особо тяжких преступлений.

Процедура отрешения Президента РФ от должности складывается из трех этапов.

1. Выдвижение Государственной Думой обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Инициатива в принятии такого решения должна исходить не менее чем от одной трети депутатов Государственной Думы.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ должно содержать конкретные указания на признаки тяжкого преступления, которое вменяется в вину Президенту РФ.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ направляется Государственной Думой на заключение специальной комиссии, образуемой палатой для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ и заключение специальной комиссии рассматривается на заседании Государственной Думы. По итогам обсуждения Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также в Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд для дачи заключения.

Если предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ не получило поддержки большинства в две трети голосов от общего числа депутатов палаты, Государственная Дума оформляет постановление об отказе в выдвижении обвинения против Президента РФ.

2. Подтверждение решения Государственной Думы заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

3. Принятие Советом Федерации решения об отрешении Президента РФ от должности.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против главы государства. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации, и оформляется постановлением Совета Федерации .

Если решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности не набрало необходимого количества голосов, рассмотрение обвинения против Президента РФ прекращается, что оформляется постановлением Совета Федерации.

Постановление Совета Федерации незамедлительно доводится через средства массовой информации до всеобщего сведения.

С момента досрочного прекращения полномочий Президента РФ по рассмотренным выше основаниям до избрания нового главы государства соответствующие государственные функции временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Основания и порядок прекращения полномочий Президента Российской Федерации

Конституция РФ (ст. 92) предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ.

В обычном порядке Президент РФ прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который он был избран, в момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Полномочия Президента РФ могут быть прекращены досрочно:

1) по инициативе самого Президента РФ — в случае его отставки;

2) по не зависящим от воли Президента РФ причинам — в случае стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3) по инициативе Федерального Собрания — в случае принятия им решения об отрешении Президента РФ от должности.

Под отставкойсогласно общепринятой государственно-правовой практике понимается добровольный уход главы государства со своего поста. Механизм отставки Президента РФ Конституцией РФ не урегулирован, поэтому необходимо принятие специального федерального закона. Президент официально объявляет об отставке в письменной форме (с указанием не только года, месяца и дня, но также и часа, с которой начинается отставка), даже если Президент объявляет о ней в публичном выступлении либо в заявлении по телевидению. Причем отставка должна следовать в день объявления о ней. Так именно поступил Б.Н. Ельцин 31 декабря 1999 года. 31 декабря 1999 г. в целях реализации конституционных норм об отставке Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным были совершены следующие юридически значимые действия: принят Указ № 1761 «Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации», в котором был определен момент досрочного прекращения полномочий главы государства (вслед за этим исполняющим обязанности Президента был издан Указ № 1762 «О временном исполнении полномочий Президента Российской Федерации»; направлены официальные уведомления об отставке главы государства в палаты Федерального Собрания; по общенациональным телевизионным каналам было передано обращение Президента к гражданам, в котором он объявил о своей отставке. Анализ правовых актов и действий, совершенных Президентом 31 декабря 1999 г. в связи с отставкой, лишний раз убеждает в необходимости законодательного регулирования соответствующих процедур.

В настоящее время существует группа стран, где глава государства обладает неприкосновенностью и вследствие этого вообще не несет никакой юридической ответственности. Такая юридическая формула типична для монархий. «Личность Короля неприкосновенна, и он не подлежит ответственности» (ст. 56 Конституция Испании) Конституции зарубежных стран.

Процедура прекращения полномочий Президента РФ в результате стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия также требует детальной правовой регламентации в федеральном законе, где необходимо указать: какой орган и каким образом устанавливает факт наличия стойкой неспособности, каковы ее критерии и т. д. Президент РФ прекращает исполнение полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (ч. 2 ст. 92 Конституции РФ).

Как и в случае с отставкой, порядок досрочного прекращения президентских полномочий по этому основанию не урегулирован федеральным законодательством. К сожалению, и это основание для прекращения полномочий Президента должным образом не регламентировано и вызывает много вопросов.

В частности, не совсем ясно: «стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия» является основанием для прекращения полномочий Президента по воле последнего или вопреки его воле? Нет ответа в законодательстве и на вопросы, кто и каким образом устанавливает сам факт наличия стойкой неспособности, каковы ее критерии, как обеспечить такого рода решение, кто его обнародует и т.д.

Однако Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 11 июля 2000 г. № 12-П по делу о толковании положений ст. 91 и ч. 2 ст. 92 Конституции сформулировал ряд правовых позиций, на основе которых должна строиться законодательная регламентация досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации по рассматриваемому основанию. Конституционный Суд отметил, прежде всего, что речь должна идти об особой процедуре, имеющей целью объективное установление «фактической невозможности для Президента Российской Федерации в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий. » (именно в этом смысле следует понимать стойкую неспособность осуществлять. полномочия); в отличие от отставки, волеизъявление Президента в данном случае не является обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий; приведение в действие рассматриваемой процедуры допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом Российской Федерации своих полномочий или добровольной его отставкой; соответствующий порядок досрочного прекращения полномочий главы государства не может носить облегченный, упрощенный характер, с тем чтобы была исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента Российской Федерации от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента Российской Федерации (пп. 4 и 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда от 11 июля 2000 г. №12-П).

Установление юридического факта невозможности Президентом по состоянию здоровья исполнять свои полномочия, как и в случае его отставки, требует решения юрисдикционного органа, которое принимается, как правило, на основании заключения государственной медицинской комиссии. По этой причине в ряде зарубежных стран, в том числе входящих в состав СНГ, соответствующее полномочие возложено на судебные органы конституционного контроля (Азербайджан, Армения, Молдова, Литовская Республика). В Казахстане Конституционный совет Республики дает заключение о соблюдении конституционных процедур при досрочном освобождении от должности Президента вследствие «устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни» (ч. 1 ст. 47 Конституции Республики Казахстан).

При реализации данного полномочия органы конституционного контроля, не подвергая сомнению медицинский диагноз, сформулированный специальной комиссией, основываясь на нем, констатируют необходимые юридические факты, с наличием которых Конституция соответствующего государства связывает возможность досрочного прекращения полномочий Президента.

Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации, сохранив норму о рассматриваемом основании досрочного прекращения полномочий Президента, в то же время не предусматривает каких-либо специальных процедур конституционного судопроизводства, связанных с установлением этого основания.

В 1996 — 1998 гг. депутатами Государственной Думы было разработано несколько проектов федеральных законов о порядке досрочного прекращения полномочий Президента в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Некоторые из них предполагали, что устанавливать «стойкую неспособность» должен Верховный Суд Российской Федерации, предусматривалось в том числе право этого органа назначать медицинскую экспертизу по рассматриваемому вопросу.

Такой подход, не соответствует правовой природе данного полномочия, которое должно осуществляться посредством конституционного, а не гражданского судопроизводства, ибо юридически значимые последствия соответствующего судебного решения лежат в плоскости именно конституционных правоотношений. В конечном итоге ни один из упомянутых законопроектов так и не был принят.

Таким образом, порядок досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия пока не определен, и, по-видимому, возможны различные законодательные модели его регламентации. При этом нельзя исключить возможность участия в данной процедуре и Конституционного Суда Российской Федерации в случае, если этот орган будет наделен соответствующим полномочием. Косвенно это признается и в уже упоминавшемся Постановлении Конституционного Суда от 11 июля 2000 г., в п. 5 мотивировочной части которого сформулирована правовая позиция о том, что федеральному законодателю при регламентации порядка досрочного прекращения полномочий Президента в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия надлежит соблюдать принцип баланса и взаимодействия всех ветвей власти.

Возможны исключительные случаи, когда Президент Российской Федерации временно не в состоянии исполнять свои полномочия, главным образом по состоянию здоровья, однако оснований для их досрочного прекращения, предусмотренных ч. 2 ст. 92 Конституции, не усматривается.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 6 июля 1999 г. № 10-П по делу о толковании положений ч. 2 и 3 ст. 92 Конституции дал интерпретацию конституционным нормам в части, касающейся рассматриваемых случаев. Он указал (п. 3 мотивировочной части), что, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, в целях обеспечения непрерывного осуществления государственной власти, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, он своим решением возлагает на Председателя Правительства Российской Федерации временное исполнение обязанностей Президента Российской Федерации с учетом ограничений, предусмотренных частью 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации. Если же в силу исключительных обстоятельств Президент Российской Федерации не в состоянии ни выполнять свои полномочия, ни возложить своим решением исполнение обязанностей Президента Российской Федерации на Председателя Правительства Российской Федерации, последний временно исполняет их в точном соответствии с положениями, содержащимися в частях 2 и 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации.

Данные правовые позиции Конституционного Суда пока не получили никакой законодательной конкретизации. А она, по мнению автора работы, безусловно, необходима, поскольку ряд важных вопросов остается неурегулированным. Например, на какой максимальный срок могут временно возлагаться на Председателя Правительства полномочия Президента Российской Федерации? Если речь идет о досрочном прекращении полномочий главы государства, то в соответствии с ч. 4 ст. 5 и ст. 82 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» такой срок по общему правилу составляет четыре месяца (три месяца до проведения досрочных выборов главы государства и один месяц до вступления в должность избранного Президента).

А каким должен быть этот срок, если полномочия главы государства досрочно не прекращаются? Конституционный Суд в Постановлении от 6 июля 1999 г. указал, что временное исполнение полномочий Президента в таком случае осуществляется до момента возвращения действующего Президента Российской Федерации к исполнению своих обязанностей.

В то же время понятно, что этот срок не может быть растянут, например, на годы, ибо в таком случае временная неспособность главы государства исполнять свои обязанности явно приобретает характер стойкой неспособности, которая в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 92) должна влечь за собой досрочное прекращение полномочий Президента.

Председатель Правительства РФ является единственным должностным лицом, полномочным замещать главу государства, что с позиций надежности института исполняющего обязанности главы государства, представляется явно недостаточным. Наличие только одного лица, полномочного замещать главу государства, создает реальную опасность безвластия, если на момент президентской вакансии Председатель Правительства РФ будет отсутствовать. Представляется, что при невозможности в силу разных причин осуществления Президентом РФ своих обязанностей они помимо Председателя Правительства должны осуществляться Председателем Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Причем в первую очередь Председателем Совета Федерации и во вторую — главой федерального Правительства. При этом учитывается выборное происхождение председателя верхней палаты российского парламента и интересы разделения властей, которые при таком совмещении страдают меньше. Следует учитывать и российскую практику, факт участия в президентских выборах Председателя Правительства РФ, должность которого не может не сказываться на его избирательных возможностях.

При этом Председатель Совета Федерации, замещающий главу государства, в интересах сохранения баланса власти должен временно прекратить исполнение своих полномочий в верхней палате, которые в этом случае могут исполняться одним из его заместителей.

Анализируя содержание Постановления Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г., авторы работы признает, что данное Конституционным Судом толкование ч. 2 ст. 92 Конституции не внесло достаточной ясности. Видимо, целесообразно этот вопрос решить законодательным путем — в Федеральном законе «О Президенте Российской Федерации».

Отрешение Президента от должности — это процедура привлечения к юридической ответственности главы государства. Впервые такая процедура под названием «импичмент» была установлена Конституцией США, а затем и конституциями многих других государств.

Конституция РФ предусматривает основания и порядок отрешения Президента РФ от должности.

Основаниями для отрешения Президента РФ от должности являются совершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления. Перечень тяжких преступлений определяется в УК Российской Федерации.

Другие публикации:

  • Приказ минздравсоцразвития порядок обучения по охране труда Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (с изменениями и дополнениями) Постановление Минтруда РФ и […]
  • Бухгалтерский учет пособие по беременности и родам Бухгалтерский учет пособие по беременности и родам Глава 9. Бухгалтерский учет операций по начислению и выплате пособий по временной нетрудоспособности Начисление пособия по беременности и родам отражается в бухгалтерском учете, в соответствии с Планом […]
  • Требования безопасности при геологоразведочных работах Требования безопасности при геологоразведочных работах Сервис бесплатной оценки стоимости работы Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы Расчет стоимости придет на почту и по СМС Номер вашей заявки Прямо сейчас на почту придет […]
  • Переволоцкий нотариус Нотариусы р. п. Переволоцкий +7 (499) 703-35-33 доб. 792 – Москва и МО Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Расчупко Елена […]
  • Приказ минфин 112н от 20112007 ПРИКАЗ Минфина РФ от 20.11.2007 N 112н (ред. от 30.07.2010) "ОБ ОБЩИХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПОРЯДКУ СОСТАВЛЕНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ И ВЕДЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СМЕТ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ" Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 декабря 2007 г. N 10750 (в ред. Приказа Минфина РФ от […]
  • Договор купли продажи котёнка Договор купли-продажи племенного животного (для ознакомления - образец!) ДОГОВОР ПРОДАЖИ КОТЕНКА Заводчик Мейн кунов Я _________________ фамилия, имя, отчество покупателя _______________ ____________________ Прожив. по адресу ________________ город, […]

Вам также может понравиться

Авторские права © 2019 Zealint.ru. Все права защищены.
Тема: VT Blogging от VolThemes. Работает на WordPress.