Какие требования к водителю при перевозке опасных грузов

Глава 8.2
Требования, касающиеся подготовки экипажа транспортного средства

8.2.1
Общие требования к подготовке водителей

    8.2.1.1
    Водители транспортных средств, перевозящих опасные грузы, должны иметь свидетельство, выданное компетентным органом или любой организацией, признанной этим органом, и удостоверяющее, что они прошли курс подготовки и сдали экзамен на знание специальных требований, которые должны выполняться при перевозке опасных грузов.

8.2.1.2
Водители транспортных средств, перевозящих опасные грузы, должны пройти базовый курс подготовки. Подготовка осуществляется в виде курсов, утвержденных компетентным органом. Основные цели подготовки заключаются в том, чтобы ознакомить водителей с рисками, связанными с перевозкой опасных грузов, и дать им базовую информацию, необходимую для сведения к минимуму вероятности происшествия, а в случае происшествия – для принятия мер, необходимых для обеспечения безопасности водителя, других людей и окружающей среды и для ограничения последствий происшествия. Эта подготовка, включающая индивидуальные практические занятия, является базовой для всех категорий водителей и охватывает, по меньшей мере, темы, указанные в пункте 8.2.2.3.2.

8.2.1.3
Водители транспортных средств или MEMU, перевозящих опасные грузы во встроенных или съёмных цистернах вместимостью более 1 м³, водители транспортных средств-батарей общей вместимостью более 1 м³ и водители транспортных средств или MEMU, перевозящих опасные грузы в контейнерах-цистернах, переносных цистернах или МЭГК индивидуальной вместимостью более 3 м³ на одной транспортной единице, должны пройти специализированный курс подготовки по перевозке в цистернах, охватывающий, по меньшей мере, темы, указанные в пункте 8.2.2.3.3.

8.2.1.4
Водители транспортных средств, перевозящих вещества или изделия класса 1, за исключением веществ и изделий подкласса 1.4, группа совместимости S (см. дополнительное требование S1 в главе 8.5), водители MEMU, перевозящих смешанные грузы веществ или изделий класса 1 и веществ класса 5.1 (см. пункт 7.5.5.2.3), и водители транспортных средств, перевозящих некоторые радиоактивные материалы (см. Специальные положения S11 и S12 в главе 8.5), должны пройти специализированные курсы подготовки, охватывающие, по меньшей мере, темы, указанные в пунктах 8.2.2.3.4 или 8.2.2.3.5.

8.2.1.5
Посредством соответствующих подтверждающих записей, вносимых в его свидетельство каждые пять лет компетентным органом или любой организацией, признанной этим органом, водитель транспортного средства должен быть способен доказать, что в течение года, предшествовавшего дате истечения срока действительности его свидетельства, он прошел переподготовку и сдал соответствующий экзамен. Новый срок действительности начинается с даты истечения предыдущего срока действительности свидетельства.

8.2.1.6
Начальная подготовка или переподготовка по программе базового курса и начальная подготовка или переподготовка по программе специализированного курса могут осуществляться в рамках всеобъемлющих курсов, проводимых на комплексной основе, в одни и те же сроки и одной и той же обучающей организацией.

8.2.1.7
Курсы начальной подготовки, курсы переподготовки, практические занятия и экзамены, а также роль компетентных органов должны соответствовать положениям раздела 8.2.2.

8.2.1.8
Все свидетельства о подготовке, соответствующие требованиям настоящего раздела и выданные компетентным органом одной из Договаривающихся сторон или любой организацией, признанной этим органом, в соответствии с образцом, приведенным в пункте 8.2.2.8.3, признаются в течение срока их действительности компетентными органами других Договаривающихся сторон.

8.2.1.9
Свидетельство должно быть составлено на языке или одном из языков страны, компетентный орган которой выдал свидетельство или признал выдавшую его организацию, а также, если этот язык не является английским, немецким или французским, – на английском, немецком или французском языке, за исключением случаев, когда в соглашениях, заключенных между странами, участвующими в перевозке, предусмотрено иное.

8.2.2
Специальные Требования к подготовке водителей

8.2.2.1
Необходимые знания и навыки приобретаются с помощью теоретических и практических занятий. Для проверки полученных знаний проводится экзамен.

8.2.2.2
Обучающая организация обеспечивает знание и учет преподавателями-инструкторами изменений в правилах перевозки опасных грузов и в требованиях к подготовке персонала для осуществления перевозки таких грузов. Подготовка должна быть связана с практикой. Программа подготовки должна соответствовать утверждению и основываться на темах, упомянутых в пунктах 8.2.2.3.2–8.2.2.3.5. Начальная подготовка и переподготовка должны также включать индивидуальные практические занятия (см. пункт 8.2.2.4.5).

8.2.2.3 Структура подготовки

8.2.2.3.1
Начальная подготовка и переподготовка проводятся в виде базового курса и, при необходимости, специализированных курсов.

8.2.2.3.2
Базовый курс должен охватывать по меньшей мере следующие темы:

    а) общие требования, регулирующие перевозку опасных грузов;

b) основные виды опасности;

с) информация о защите окружающей среды при осуществлении контроля за перевозкой отходов;

d) превентивные меры и меры по обеспечению безопасности при различных видах опасности;

e) меры, принимаемые в случае аварии (оказание первой помощи, обеспечение безопасности дорожного движения, основы использования защитного снаряжения и т. д.);

f) маркировка, знаки опасности, информационные табло и таблички оранжевого цвета;

g) что надлежит и что запрещается делать водителю при перевозке опасных грузов;

h) назначение и способы эксплуатации технического оборудования, установленного на транспортных средствах;

i) запрещение совместной погрузки в одно и то же транспортное средство или в один и тот же контейнер;

j) меры предосторожности, принимаемые при погрузке и разгрузке опасных грузов;

k) общая информация, касающаяся гражданской ответственности;

l) информация о мультимодальных перевозках;

m) обработка и укладка упаковок;

n) ограничения движения в туннелях и инструкции по поведению в туннелях (профилактика и безопасность, действия в случае пожара или других чрезвычайных ситуаций и т. д.).

8.2.2.3.3
Специализированный курс по перевозке в цистернах должен охватывать, по меньшей мере, следующие темы:

    a) поведение транспортных средств во время движения, включая перемещения груза;

    b) специальные требования, предъявляемые к транспортным средствам;

    c) общие теоретические знания в области различных систем наполнения и опорожнения;

    d) специальные дополнительные положения, регулирующие использование транспортных средств (свидетельства о допущении; маркировка, свидетельствующая о допущении; информационные табло и таблички оранжевого цвета и т. д.).

8.2.2.3.4
Специализированный курс по перевозке веществ и изделий класса 1 должен охватывать, по меньшей мере, следующие темы:

    a) виды опасности, характерные для взрывчатых и пиротехнических веществ и изделий;

    b) специальные требования, предъявляемые к совместной погрузке веществ и изделий класса 1.

8.2.2.3.5
Специализированный курс по перевозке радиоактивных материалов класса 7 должен охватывать, по меньшей мере, следующие темы:

    a) виды опасности, характерные для ионизирующего излучения;

    b) специальные требования, предъявляемые к упаковке, обработке, совместной погрузке и укладке радиоактивных материалов;

    c) специальные меры, принимаемые в случае аварии при перевозке радиоактивных материалов.

8.2.2.4 Программа начальной подготовки

8.2.2.4.1
Минимальная продолжительность теоретической части каждого начального курса или всеобъемлющего курса должна составлять:

    Базовый курс — 18 занятий 1

Специализированный курс по перевозке в цистернах — 12 занятий 1

Специализированный курс по перевозке веществ и изделий класса 1 — 8 занятий

Специализированный курс по перевозке радиоактивных материалов класса 7 — 8 занятий

1 Для практических занятий, упомянутых в пункте 8.2.2.4.5, ниже, требуется дополнительное учебное время, которое будет зависеть от числа обучаемых водителей.

8.2.2.4.2
Общая продолжительность всеобъемлющего курса может определяться компетентным органом, который не должен изменять продолжительность базового курса и специализированного курса по перевозке в цистернах, но может дополнять их укороченными специализированными курсами по классам 1 и 7.

8.2.2.4.3
Продолжительность одного занятия составляет, как правило, 45 минут.

8.2.2.4.4
Ежедневно разрешается проводить, как правило, не более восьми занятий.

8.2.2.4.5
Индивидуальные практические занятия должны проводиться в дополнение к теоретической подготовке и должны охватывать, по меньшей мере, оказание первой помощи, тушение пожара и меры, принимаемые в случае происшествия или аварии.

8.2.2.5 Программа переподготовки

8.2.2.5.2
Переподготовка должна быть пройдена до истечения срока, упомянутого в пункте 8.2.1.5.

8.2.2.5.3
Продолжительность переподготовки, включая индивидуальные практические занятия, должна составлять не менее двух дней.

8.2.2.5.4
В течение каждого учебного дня разрешается проводить, как правило, не более восьми занятий.

8.2.2.6 Утверждение курсов подготовки

8.2.2.6.1
Курсы подготовки подлежат утверждению компетентным органом.

8.2.2.6.2
Утверждение выдается лишь на основании письменных заявлений.

8.2.2.6.3
К заявлению с просьбой об утверждении прилагаются следующие документы:

    a) подробная программа подготовки, в которой указываются изучаемые темы, расписание занятия и планируемые методы обучения;

b) квалификация и профиль деятельности обучающего персонала;

c) информация о помещениях, в которых проводятся курсы, и учебных материалах, а также о средствах, используемых для практических занятий;

d) условия участия в занятиях, например число участников.

8.2.2.6.4
Компетентный орган организует контроль за обучением и проведением экзаменов.

8.2.2.6.5
Утверждение выдается в письменном виде компетентным органом при условии выполнения, в частности, следующих требований:

    a) подготовка осуществляется в соответствии с документами, прилагаемыми к заявлению;

b) компетентный орган вправе направлять назначенных им лиц для присутствия на курсах подготовки и экзаменах;

c) компетентный орган заблаговременно извещается о сроках и месте проведения каждого курса подготовки;

d) утверждение может быть отозвано в случае несоблюдения предусмотренных им условий.

8.2.2.6.6
В документе об утверждении указывается, идет ли речь о базовых или специализированных курсах, начальных курсах или курсах переподготовки.

8.2.2.6.7
Если после утверждения курса подготовки обучающая организация намерена внести какие-либо изменения в те или иные детали, учитывавшиеся при утверждении, то она должна сначала получить соответствующее разрешение компетентного органа. Это относится, в частности, к изменениям, касающимся программы подготовки.

8.2.2.7.1
Экзамены по базовому курсу начальной подготовки

8.2.2.7.1.1
После завершения базовой подготовки, включая практические занятия, проводятся экзамены по базовому курсу.

8.2.2.7.1.2
В ходе экзамена кандидат должен показать, что он обладает знаниями, пониманием и практическими навыками, которыми должен владеть профессиональный водитель транспортных средств, перевозящих опасные грузы, как предусмотрено базовым курсом подготовки.

8.2.2.7.1.3
С этой целью компетентный орган или экзаменационная комиссия, назначенная этим органом, готовит перечень вопросов по темам, кратко изложенным в пункте 8.2.2.3.2. Экзаменационные вопросы должны выбираться из этого перечня. До соответствующего экзамена кандидаты не должны знать содержания вопросов, выбранных из перечня.

8.2.2.7.1.4
По всеобъемлющему курсу может проводиться единый экзамен.

8.2.2.7.1.5
Каждый компетентный орган осуществляет контроль за проведением экзамена.

8.2.2.7.1.6
Экзамены проводятся либо в форме письменного экзамена, либо в форме комбинированного письменного и устного экзамена. Каждому кандидату задается не менее 25 письменных вопросов. Экзамен длится по меньшей мере 45 минут. Вопросы могут различаться по степени сложности и иметь неодинаковый вес при оценке результатов.

8.2.2.7.2
Экзамены по специализированному курсу начальной подготовки по перевозке в цистернах или по перевозке взрывчатых веществ и изделий или радиоактивных материалов

8.2.2.7.2.1
После сдачи экзамена по базовому курсу и после прохождения специализированного курса по перевозке в цистернах или по перевозке взрывчатых веществ и изделий или радиоактивных материалов кандидат допускается к сдаче соответствующего экзамена.

8.2.2.7.2.2
Этот экзамен проводится и контролируется на основе тех же требований, которые изложены в пункте 8.2.2.7.1.

8.2.2.7.2.3
По каждому специализированному курсу задается не менее 15 вопросов.

8.2.2.7.3
Экзамены по переподготовке

8.2.2.7.3.1
После прохождения переподготовки кандидат допускается к сдаче соответствующего экзамена.

8.2.2.7.3.2
Этот экзамен проводится и контролируется на основе тех же требований, которые изложены в пункте 8.2.2.7.1.

8.2.2.7.3.3
В ходе экзамена по переподготовке задается не менее 15 вопросов.

8.2.2.8 Свидетельство о подготовке водителя

8.2.2.8.1
В соответствии с пунктом 8.2.1.8 свидетельство выдается:

    a) по завершении базового курса подготовки при условии успешной сдачи кандидатом экзамена в соответствии с пунктом 8.2.2.7.1;

b) по завершении, в зависимости от конкретного случая, специализированного курса по перевозке в цистернах или по перевозке взрывчатых веществ и изделий или радиоактивных материалов либо по получении знаний, указанных в специальных положениях S1 и S11, изложенных в главе 8.5, при условии успешной сдачи кандидатом экзамена в соответствии с пунктом 8.2.2.7.2.

8.2.2.8.2
Срок действия свидетельства продлевается, если кандидат может документально подтвердить прохождение им переподготовки в соответствии с пунктом 8.2.1.5 и если он сдал экзамен в соответствии с пунктом 8.2.2.7.3.

8.2.2.8.3
Свидетельство должно соответствовать приведенному ниже образцу. Рекомендуется, чтобы это свидетельство имело такой же формат, как и формат европейского национального водительского удостоверения, а именно А7 (105 мм × 74 мм), или представляло собой лист, который в сложенном вдвое виде соответствовал бы этому формату.

Требования к транспорту, перевозящему опасные грузы

Новые требования к транспорту, перевозящему опасные грузы действуют с 2017 г. Согласно требованиям ТР ТС О18 / 2О11, автотранспорт для транспортировки опасных веществ необходимо приводить в соответствие с положениям Правил Европейской Экономической Комиссии ООН под номером 105, каковые соответствуют нормам пункта 9,2 ДОПОГ. Эти требования изменялись в начале 2О15 года и трактовались разными инстанциями по-разному, но недавно были растолкованы более детально, что повлекло трудности для автовладельцев при оформлении свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов. Требования к транспорту опасных грузов

Наибольшие перемены затронули требования к непременному оснащению АБС на всем автотранспорте для транспортировки опасных веществ свыше 3,5 тн (до этого они применялись для авто свыше16 тн) и автономного устройства ограничения скоростного режима.

ABS. Возникло добавочное положение АДР 9.2.3.1.1, в котором говорится о выполнении тех.регламента ЕЭК номер 13. Правилами же 13 говорится, что все ТС категории МII, МIII, NII, NIII с количеством осей больше 4-х, необходимо оборудовать АБС.

Устройство ограничения скорости. В правилах перевозки опасных грузов ЕЭК ООН за номером 105-О4 в п.5,1,4 сказано, что транспорт перевозки опасных грузов кат. NII и NIII требуется оснащать механизмами лимитирования скорости, соответствующими техническому регламенту ЕЭК N 89 и п.9,2,5 АДР. Данный механизм необходимо настроить таким образом, чтобы скорость не была более 9О км/ч.

Сейчас многие путают понятие самостоятельного устройства лимитирования скорости с возможностью контроля скорости, запрограммированной в электронном блоке автомобиля.

Зарубежные изготовители уже много лет выпускают новые автомобили для перевозки опасных грузов с шильдиком «ADR», максимально соответствующие правилам ЕЭК 00Н N 105. Они имеют независимое устройство лимитирования скорости со своим идентификационным номером и значительно белее дорогостоящи.

В настоящее время обучение на перевозку опасных грузов в безусловном порядке проходят водители автомобилей, гос. инспекторы технадзора ГИБДД, которые проверяют и допускают транспорт опасных грузов, сотрудники госавтонадзора (УГАДН), выдающие сперазрешения на перевозку грузов повышенной опасности (в основном на топливо), а так же специалисты по доставке опасных веществ.

Как отмечают многие компетентные органы, свидетельство ДОПОГ получают в основном автоводители, и то в рамках усеченного курса, а так же инспектора ГИБДД, но и их подготовка оставляет желать лучшего, по причине огромного количества нормативных актов и технических регламентов. Инспектора УГАДН обучение фактически не проходят, ввиду отсутствия финансирования.

Для того, чтобы пройти курс обучения перевозке опасных грузов и получить Свидетельство ДОПОГ заполните заявку и пришлите их на адрес Академии ДПО.

Требования к перевозке опасных грузов

Вопрос о том, какие требования предъявляются к перевозке опасных грузов, необходимо изучить заранее – до того, как такая потребность возникнет у перевозчика. Все дело в том, что вопрос транспортировки веществ повышенной опасности достаточно сложен, и быстро организовать процесс перемещения по всем правилам не получится.

Основным документом, регламентирующим этот вид деятельности, являются «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», утвержденные приказом N 73 Министерства Транспорта Российской Федерации от 8 августа 1995 года с дополнениями от 1999 года.

Классификация опасных грузов

Прежде чем изучать требования к перевозке опасных грузов автомобильным транспортом необходимо определиться, какие же материалы и вещества относятся к этой категории. Приведенный выше документ опирается на ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация опасных грузов и маркировка» и указывает 9 классов таких веществ, среди которых:

  • Взрывчатые материалы.
  • Газы сжатые, сжиженные и растворенные в жидкой среде под давлением.
  • Легковоспламеняющиеся материалы.
  • Радиоактивные вещества.
  • Токсины и биологически опасные компоненты и т.д.
  • Требования, предъявляемые к перевозке опасных грузов разных классов, могут отличаться, но в любом случае их выполнения является обязательным.

Общие аспекты перевозки опасных веществ

Базовые требования к перевозке опасных грузов, описанные в «Правилах», будут следующими:

  • Деятельность по транспортировке таких материалов может вестись на основе лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ.
  • В ряде случаев транспортировка грузов должна согласовываться с ГИБДД МВД РФ.
  • Опасные грузы, предназначенные для перевозки, обаятельно маркируются.

Кроме того, в «Правилах» содержатся требования к водителям при перевозке опасных грузов: минимальный непрерывный стаж не менее 3 лет, обязательное прохождение инструктажа, медицинское освидетельствование и т.д.

Оснащение автомобиля для транспортировки опасных грузов

Требования к автомобилю для перевозки опасных грузов также достаточно строгие:

  • Каждый автомобиль должен быть оснащен не менее чем одним противооткатным упором. Габариты и конструкция упора подбираются в соответствии с типом автомобиля.
  • В оснащение автомобиля должны входить два предупреждающих знака (конуса светоотражающие конусы, автономные желтые мигающие фонари или знаки аварийной остановки).
  • Автомобиль, выполняющий перевозку опасного груза, обязательном порядке маркируется.
  • Каждый член экипажа оснащается желтым жилетом со светоотражающими вставками, перчатками переносными фонарями и средствами индивидуальной защиты (в т.ч. для защиты органов дыхания – при перевозке определенных грузов).

Требования к автоцистернам для перевозки опасных грузов также предполагают контроль таких параметров:

  • Материал корпуса цистерны (а также материал герметизирующих систем) не должен вступать в реакцию с перевозимым веществом.
  • Уровень заполнения резервуара цистерны не должен превышать допустимых значений.
  • При погрузке на транспортное средство и при дальнейшей перевозке цистерны-контейнеры и съемные цистерны должны быть защищены от боковых/продольных ударов и от опрокидывания.
  • В сопредельных отсеках цистерн не должны перевозиться материалы, которые могут вступить в реакцию друг с другом.
  • При перевозке высокотемпературных веществ поверхность цистерны не должна нагреваться выше 70 градусов. При необходимости для этого обустраивается дополнительный теплоизоляционный контур.

Строгое выполнение требований к перевозке опасных грузов позволит свести к минимуму риск возникновения инцидентов, влекущих за собой убытки, а иногда и человеческие жертвы.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ НЕФТЕПРОДУКТОВ

ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Требования к водителям транспортных средств

Водитель транспортного средства при перевозке опасных грузов обязан соблюдать Правила дорожного движения, Правила перевозки опасных грузов и Инструкции по перевозке отдельных видов опасных грузов, не вошедших в номенклатуру, приведенную в Правилах.

Водитель, выделяемый для перевозки опасных грузов, обязан пройти специальную подготовку или инструктаж.

Специальная подготовка водителей транспортных средств, постоянно занятых на перевозках опасных грузов, включает:

  • изучение системы информации об опасности (обозначения транспортных средств и упаковок);
  • изучение свойств перевозимых опасных грузов;
  • обучение приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим при инцидентах;
  • обучение действиям в случае инцидента (порядок действия, пожаротушение, первичные дегазация, дезактивация и дезинфекция);
  • подготовку и передачу донесений (докладов) соответствующим должностным лицам о происшедшем инциденте.

Водитель, временно занятый на перевозках опасных грузов, обязан пройти инструктаж по особенностям перевозки конкретного вида груза.

Водители, постоянно занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить медицинский осмотр при поступлении на работу и последующие медицинские осмотры в соответствии с установленным графиком, но не реже одного раза в 3 года (Приказ Минздрава СССР от 29.09.89 г. № 555), а также предрейсовый медицинский контроль перед каждым рейсом по перевозке опасных грузов.

Водители, временно занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить медицинский осмотр при назначении их на данный вид перевозок и предрейсовый медицинский контроль перед каждым рейсом по перевозке опасных грузов.

В транспортных документах должна быть сделана отметка о прохождении водителем, назначаемым на перевозку опасных грузов, специальной подготовки или инструктажа и медицинского контроля.

К перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства данной категории не менее трех лет и свидетельство о прохождении специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов (Постановление Российской Федерации № 372 от 23 апреля 1994 г.).

Обязанности персонала при перевозке опансых грузов

Водитель, осуществляющий перевозку опасного груза, должен иметь при себе следующие транспортные документы:

  • лицензионную карточку на транспортное средство с отметкой «Перевозка ОГ «;
  • путевой лист с указанием маршрута перевозки, с отметкой «Опасный груз», выполненной красным цветом, в верхнем левом углу и указанием в графе «Особые отметки» N опасного груза по списку ООН;
  • свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов;
  • аварийную карточку системы информации об опасности;
  • товарно-транспортную накладную;
  • адреса и телефоны должностных лиц автотранспортной организации, грузоотправителя, грузополучателя, ответственных за перевозку дежурных частей органов ГИБДД МВД России, расположенных по маршруту движения.

При перевозке опасных грузов водителю запрещается отклоняться от установленного и согласованного с ГИБДД МВД России маршрута и мест стоянок, а также превышать установленную скорость движения.

В случае вынужденной остановки водитель обязан обозначить место стоянки знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем согласно Правилам дорожного движения и знаками, запрещающими остановку.

При поломке автомобиля в пути следования и невозможности устранения на месте силами водителя технической неисправности водитель должен вызывать машину технического обеспечения перевозок и сообщить о месте своей вынужденной стоянки в ближайшие органы ГИБДД МВД России.

В случае возникновения инцидента водитель обязан:

За время движения по маршруту перевозки водитель обязан периодически осуществлять контроль за техническим состоянием транспортного средства, а экспедитор — за креплением груза в кузове и за сохранностью маркировки и пломб.

Водителям транспортных средств, перевозящих опасные грузы, запрещается осуществлять заправку автомобилей топливом на автозаправочных станциях общего пользования.

При управлении транспортным средством с опасным грузом водителю запрещается:

  • резко трогать транспортное средство с места;
  • производить обгон транспорта, движущегося со скоростью более 30 км/час;
  • резко тормозить;
  • двигаться с выключенным сцеплением и двигателем;
  • курить в транспортном средстве во время движения (курить разрешается во время остановок не ближе чем в 50 м от места стоянки транспорта);
  • пользоваться открытым пламенем (в исключительных случаях для приготовления пищи огонь можно разводить на расстоянии не ближе 200 м от стоянки транспорта);
  • оставлять транспортное средство без надзора.

Запрещается на транспортном средстве, перевозящем опасный груз, одновременно перевозить другой груз, не указанный в товарно-транспортной документации, а также посторонних лиц.

Требования к персоналу, обслуживающему перевозки опасных грузов

Персонал, сопровождающий транспортное средство, перевозящее опасный груз (экспедитор, охрана, дозиметрист и др.), обязан иметь свидетельство, удостоверяющее их право на сопровождение опасных грузов по данному маршруту. Свидетельство действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность сопровождающего.

Обслуживающий персонал, занятый на работах, связанных с хранением опасных грузов, должен пройти специальный инструктаж и обучение действиям по ликвидации последствий инцидентов.

К проведению погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами допускаются операторы со стажем работы не менее 3 лет на применяемом подъемно-транспортном оборудовании.

Операторы, постоянно занятые на работах с опасными грузами, должны проходить медицинский осмотр не реже одного раза в год.

Операторы, временно занятые на выполнении погрузочно-разгрузочных операций с опасными грузами, должны пройти медицинский осмотр при назначении на данный вид работ.

При проведении погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами оператору запрещается курить.

Обслуживающий персонал, занятый на ручной погрузке-разгрузке опасных грузов, должен пройти специальный инструктаж по правилам обращения с этими видами грузов и в ходе работы руководствоваться следующим:

  • строго выполнять требования, указанные маркировкой и предупредительными надписями, нанесенными на упаковку соответствующего груза;
  • запрещается осуществлять бросание опасного груза с плеч и его волочение;
  • в местах проведения погрузочно-разгрузочных работ запрещается курить;
  • после окончания погрузочно-разгрузочных работ произвести обеззараживание рабочей одежды в соответствии с установленными требованиями.

Обслуживающий персонал аварийной бригады обязан:

  • пройти предварительную подготовку по специальной программе;
  • после завершения выполнения каждой из работ по ликвидации последствий инцидентов проходить, помимо плановых, дополнительные медицинские освидетельствования;
  • содержать в полной технической исправности имеющиеся средства индивидуальной защиты, средства и имущество, предназначенные для ликвидации последствий инцидентов.

5.1. Требования к водителям транспортных средств, перевозящих опасные грузы

5.1.1. Водитель транспортного средства при перевозке опасных грузов обязан соблюдать Правила дорожного движения, настоящие Правила и инструкции по перевозке отдельных видов опасных грузов, не вошедших в номенклатуру, приведенную в Правилах.

5.1.2. Водитель, выделяемый для перевозки опасных грузов, обязан пройти специальную подготовку или инструктаж.

5.1.3. Специальная подготовка водителей транспортных средств, постоянно занятых на перевозках опасных грузов, включает:

изучение системы информации об опасности (обозначения транспортных средств и упаковок);

изучение свойств перевозимых опасных грузов;

обучение приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим при инцидентах;

обучение действиям в случае инцидента (порядок действия, пожаротушение, первичные дегазация, дезактивация и дезинфекция);

подготовку и передачу донесений (докладов) соответствующим должностным лицам о происшедшем инциденте.

5.1.4. Водитель, временно занятый на перевозках опасных грузов, обязан пройти инструктаж по особенностям перевозки конкретного вида груза.

5.1.5. Водители, постоянно занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить медицинский осмотр при поступлении на работу и последующие медицинские осмотры в соответствии с установленным графиком, но не реже одного раза в 3 года (Приказ Минздрава СССР от 29.09.89 N 555), а также предрейсовый медицинский контроль перед каждым рейсом по перевозке опасных грузов.

5.1.6. Водители, временно занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить медицинский осмотр при назначении их на данный вид перевозок и предрейсовый медицинский контроль перед каждым рейсом по перевозке опасных грузов.

5.1.7. В транспортных документах (Приложение 7.12) должна быть сделана отметка о прохождении водителем, назначаемым на перевозку опасных грузов, специальной подготовки или инструктажа и медицинского контроля.

5.1.8. К перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства данной категории не менее трех лет и свидетельство о прохождении специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов (Постановление Российской Федерации N 372 от 23 апреля 1994 г.).

5.1.9. Водитель, осуществляющий перевозку опасного груза, должен иметь при себе следующие транспортные документы:

лицензионную карточку на транспортное средство с отметкой «Перевозка ОГ»

путевой лист с указанием маршрута перевозки в соответствии с требованиями раздела 2.6 и Приложения 7.11 настоящих Правил, с отметкой «Опасный груз», выполненной красным цветом, в верхнем левом углу и указанием в графе «Особые отметки» N опасного груза по списку ООН;

свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов (Приложение 7.12);

аварийную карточку системы информации об опасности (Приложение 7.5);

адреса и телефоны должностных лиц автотранспортной организации, грузоотправителя, грузополучателя, ответственных за перевозку дежурных частей органов ГАИ МВД России, расположенных по маршруту движения.

5.1.10. При перевозке опасных грузов водителю запрещается отклоняться от установленного и согласованного с ГАИ МВД России маршрута и мест стоянок, а также превышать установленную скорость движения.

5.1.11. В случае вынужденной остановки водитель обязан обозначить место стоянки знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем согласно Правилам дорожного движения и знаками, запрещающими остановку, предусмотренными настоящими Правилами (пункт 4.1.9).

5.1.12. При поломке автомобиля в пути следования и невозможности устранения на месте силами водителя технической неисправности водитель должен вызвать машину технического обеспечения перевозок и сообщить о месте своей вынужденной стоянки в ближайшие органы ГАИ МВД России.

5.1.13. В случае возникновения инцидента водитель обязан:

не допускать посторонних лиц к месту инцидента;

сообщить о случившемся инциденте в ближайший орган ГАИ МВД России и при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь;

вызывать аварийную бригаду (раздел 2.13);

оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;

в соответствии с указанием аварийной карточки принять меры по первичной ликвидации последствий инцидента;

по прибытии на место происшедшего инцидента представителей органов ГАИ МВД России и здравоохранения проинформировать их об опасности и принятых мерах и предъявить транспортные документы на перевозимый груз.

5.1.14. За время движения по маршруту перевозки водитель обязан периодически осуществлять контроль за техническим состоянием транспортного средства, а экспедитор — за креплением груза в кузове и за сохранностью маркировки и пломб.

5.1.15. Водителям транспортных средств, перевозящих опасные грузы, запрещается осуществлять заправку автомобилей топливом на автозаправочных станциях общего пользования. Заправка топливом этих транспортных средств осуществляется в соответствии с требованиями пункта 2.9.14 настоящих Правил.

5.1.16. При управлении транспортным средством с опасным грузом водителю запрещается:

резко трогать транспортное средство с места;

производить обгон транспорта, движущегося со скоростью более 30 км/час;

двигаться с выключенным сцеплением и двигателем;

курить в транспортном средстве во время движения (курить разрешается во время остановок не ближе чем в 50 м от места стоянки транспорта);

пользоваться открытым пламенем (в исключительных случаях для приготовления пищи огонь можно разводить на расстоянии не ближе 200 м от стоянки транспорта);

оставлять транспортное средство без надзора.

5.1.17. Запрещается на транспортном средстве, перевозящем опасный груз, одновременно перевозить другой груз, не указанный в товарно-транспортной документации (пункт 5.1.9), а также посторонних лиц.

Требования к водителю при перевозке опасных грузов

Перевозка опасных грузов – это обычный процесс в современном прогрессивном мире. Тяжело представить производство, бытовую жизнь без употребления продукции, которая была обработанная с определенного сырья.

Опасные химические элементы могут быть как отходами от такого производства, так и важными компонентами в составе готовых к употреблению веществ.

Поэтому возникает потребность в транспортировке таких веществ в разные регионы: это удобно и экономически выгодно.

В сфере услуг логистики существует множество специализирующихся компаний, но лишь некоторые из них осуществляют перевозки опасных грузов.

Как правило, это – крупные и авторитетные корпорации, имеющие большое количество постоянных партнеров, а также богатый автопарк.

Для заказчика эта услуга может показаться не выгодной, но существуют два преимущества – ответственность за сохранность и сроки доставки несет перевозчик, все организационные нюансы с документацией также ложатся на логистическую компанию.

Транспортировка опасных грузов имеет множество требований к транспортному средству, к организации, документации, а особенно – к водителям, потому что от их профессиональных и личностных качеств зависит половина успеха при проведении дела.

Обращаясь в такую компанию, вы можете быть уверенны, что ваше имущество находится в надежных руках.

Основные требования к водителю

К персоналу, который занимается перевозкой таких веществ, выдвигается целый ряд требований, потому что такой процесс требует особенную организованность, высокий профессионализм и крепкое здоровье.

Поэтому существует множество правил, которые прописаны в специальных законах и постановах. Мало быть профессиональным водителем, нужно иметь опыт в сфере услуг по доставке опасных грузов, или пройти специальные курсы для квалификации.

Неподготовленного водителя не допустят к транспортировке особенной категории багажа. Поэтому неопытному специалисту нужно пройти специальную программу или детальный инструктаж.

Сюда входит:

  • знакомство с системой обозначения транспортных средств и упаковок;
  • знакомство с особенностями определенной категории опасных грузов, которые будут перевозится;
  • тренировка приемов первой медицинской помощи, если произошел инцидент и есть пострадавшие;
  • обучение алгоритму правильных действий, если произошел инцидент (правила пожаротушения, первичная дегазация, отключение систем и дезинфекция);
  • изучение действий по подготовке и передаче донесений своему руководству, а также уполномоченным инстанциям.

Водитель ТС, которому предстоит заниматься транспортировкой опасных материалов, должен отменно знать и соблюдать ПДД, хоть они и не содержат соответствующие пункты.

Специалист, который временно будет заниматься оказанием таких услуг, тоже обязан пройти детальный инструктаж.

Если перевозчик постоянно занят транспортировкой багажа с отметкой «Опасно», он обязан по специальному графику проходить тщательный медицинский осмотр.

При устройстве на работу компания требует наличие соответствующей справки с больницы, повторно это осуществляется каждые 3 года.

Приказ Министерства Здравоохранения регламентирует прохождение предрейсовых медосмотров (осуществляется перед каждой поездкой), но это касается не всех случаев.

Нормой считается медосмотр каждые полгода, это остается в интересах и самого водителя.

Наличие разрешения на перевозку опасных грузов для водителя

Допуск для транспортировки опасных грузов – обязательный документ, который входит в список транспортной документации. Без него водитель не имеет права осуществлять данный процесс.

Разрешение выдается логистической компанией на основе прохождения специалистом инструктажа, медицинского осмотра и наличия опыта вождения и перевозки особенного груза.

Нужно отличать разрешение для водителя и ДОПОГ. Второй документ предназначен для всей организации, как лицензия для перевозки опасных грузов. Это документ международного класса, без него логистическая компания не может предоставлять подобные услуги.

Разрешение для водителя выдается компанией и заверяется уполномоченными органами ГАИ. Срок ее действия имеет лимит, поэтому специалисту периодически придется повторно проходить процедуру медосмотра и повышения квалификации.

О штрафах за перевозку пассажиров сверх нормы в легковом автомобиле читайте здесь.

Для такого сотрудника самое важное при осуществлении такого процесса – это соблюдение алгоритма действий и правил. Также важно иметь всю предусмотренную документацию в должном виде (медосмотр водителя, назначение на транспортировку такого багажа, подготовку и инструктаж, прочее).

Заниматься перевозкой опасных материалов имеет право водитель с трехлетним стажем (как минимум!). У него должно иметься разрешение на осуществления такой операции (это регламентирует Постановление РФ № 272).

В каждую поездку нужно иметь при себе такой набор документации:

  • лицензионная карточка на ТС с пометкой «Транспортировка ОГ»;
  • маршрутный талон с указанием пути передвижения (это регламентируют раздел действующих Правил;
  • на транспортном средстве крепится отметка красного цвета «Опасный груз» с графой «Особые отметки» и номером опасных материалов согласно списку ООН;
  • свидетельство о допуске специалиста к осуществлению этого процесса;
  • аварийную карточку;
  • ТТН;
  • контактные данные должностных лиц (организатора и исполнителя, заказчика, получателя, уполномоченных органов правопорядка, по территории которых прокладывается маршрут).

Мы перечислили самые главные требуемые документы, хотя в каждом отдельно случае могут быть дополнительные договора, согласования о сопровождении.

Важно также соблюдать процедуру сдачи грузов, потому что следует позаботиться о документации, например, подпись получателя как факт прибытия багажа.

Водитель несет ответственность за его сохранность и целостность упаковки, иначе это может принести вред окружающей среды и повлечь за собой штрафы.

Существует федеральная программа подготовки водителей по перевозке опасных грузов, она предусматривает курс для усваивания перевозчиками стандартных блоков знаний и навыков, а также прохождение экзамена для проверки успешности инструктажа.

Обязанности и права

Для специализирующихся водителей существуют как обязанности и запреты, так и права с поощрениями. Первоначально водителя должны руководствоваться требованиями к себе, чтобы в результате получить выгоду. Обязанности к транспортерам указаны в Правилах перевозки опасных грузов.

Мы выделили из них девять основных:

  1. В процессе транспортировке запрещено отклоняться от установленного и согласованного с уполномоченными органами пути передвижения и точек стоянок, не разрешается ехать с превышенной скоростью (максимальная грань указывается в организационных документах).
  2. Если в непредвиденных случаях происходит вынужденная остановка, то, согласно пункту 4.1.9 Правил, водитель ставит знак аварийной остановки и мигающий красный фонарик.
  3. При поломке ТС, в фургоне которого находится опасный груз, нужно вызвать сервис технического обеспечения транспортировок и сообщить свои координаты ближайшим органам ГАИ.
  4. При возникновении ЧП водителю запрещено допускать на место происшествия посторонних людей, кроме сотрудников уполномоченных правоохранительных органов, медработников и аварийной бригаде по спасению.

В это время разрешается, согласно аварийной карточке, выполнять действия по первичной ликвидации последствий, предоставлять пострадавшим медицинскую помощь до прибытия чрезвычайных служб.

  1. В процессе поездки водителю нужно периодически контролировать техническое состояние ТС, а экспедитору – следить за целостностью креплений, маркировки и пломб.
  2. Заливать топливо в грузовик на общественных заправках категорически запрещено, это регламентирует пункт 2.9.14 актуальных Правил.
  3. Во время управления ТС не разрешается резко стартовать; обгонять другой транспорт, который движется со скоростью, превышающей 30 км/час; резко останавливать; находиться в пути с неактивным сцеплением и двигателем; курить в процессе перевозки (это разрешено на расстоянии 50 м от ТС во время остановки).
  4. Категорически запрещается использовать открытое пламя (допускается в исключительных случаях на дистанции от 200 м стоящего грузовика); оставлять автомобиль на стоянке без присмотра.
  5. Запрещено транспортировать в одном ТС одновременно другой груз, который не числится в документации. Также нельзя перевозить в кабине посторонние лица, не задействованы в логистическом процессе.

Среди прав, которые имеет водитель по перевозке опасных грузов досрочная пенсия, является обязательной. Многие логистические компании поощряют своих сотрудников за экстремальную работу, поэтому доплата за перевозку опасных грузов водителям.

Каждая фирма самостоятельно вычисляет процент надбавки. Такая премия бывает постоянно или зависит от сделки (стоимости осуществления перевозки, а также количества поездок), и выплачивается как гонорар.

Риски при работе

Прямой контакт с опасными веществами, хоть такой почти исключается, негативно отражается на состоянии здоровья каждого работника. Кроме этого опасностью могут стать: неисправное ТС, погодные условия и вредные действия других лиц.

К действиям при таких обстоятельствах обучают во время подготовки к транспортировке ТС, но не всегда водитель в силах их устранить. Важно знать, как минимизировать уровень риска и правильно действовать в чрезвычайных ситуация.

В чрезвычайных случаях ответственность за случившееся устанавливается лишь после специальной экспертизы.

Если будет доказано, что ТС средство было неисправным по вине небдительного воителя, пренебрегающего своими обязанностями, то ответственность будет возлагаться на нем.

Внимательность и быстрая реакция – это ключевые характеристики профессионального водителя, который может успешно транспортировать опасных грузов.

Ведь можно пройти все инструктажи, иметь нужную документацию, но важнее на деле показывать свою мобильность и способность профессионально выполнять обязанности.

Правила транспортировки грузов предъявляют ряд требований, обязанностей и запретов для водителя, потому что от его целенаправленных действий зависит результат транспортировки. Также именно перевозчик несет ответственность за сохранность дорогого груза.

Рекомендуем водителю тщательно ознакомиться со всеми пунктами действующего законодательства, чтобы руководствоваться ими при перевозке, а во время непредвиденных ситуаций уметь отстоять свои права и защититься от несправедливой ответственности.

Порядок заключения договора перевозки грузов смотрите на странице.

О рефрижераторных перевозках по России узнайте из информации.

Видео: Книги для водителей и консультантов по перевозке опасных грузов

Другие публикации:

  • Автостраховка осаго отзывы Страховая компания МАКС - отзывы Специалисты СК на сайте Последние отзывы о компании Не можем вписать новое водительское Добрый день. В сентябре месяце оформили полис ОСАГО в вашей СК. ХХХ 0055101395 от 05.09.2018 на имя Токарева Василия Александровича. На […]
  • 3 ндфл документы компенсация Возврат процентов по ипотеке по декларации 3-НДФЛ Возврат процентов по ипотеке Похожие публикации Приобретая жилье в ипотеку, вы можете рассчитывать на получение сразу двух имущественных вычетов по налогу: вычет до 2 000 000 рублей по фактическим расходам, […]
  • Сколько сбербанк рассматривает документы на квартиру Порядок действий при оформлении ипотеки Со Сбером не получится? Ха-ха. Купили 3 недели назад квартиру, взяв кредит у Сбера. Правда, покупали новостройку. Что, кстати, сейчас намного сложнее сделать через ипотеку. Со вторичкой они вообще легко и просто […]
  • Антонова татьяна александровна нотариус Нотариус Антонова Татьяна Александровна Московская городская нотариальная палата г. Москва, г. Московский, мкр. 3, д. 1, офис 1 (495) 984-86-44 не известно Лицензия №000508 от 30.12.1994 Приказ №504 от 17.08.2012 Информация получена из открытых […]
  • Лицензия на программное обеспечение образец Лицензионный договор на программное обеспечение (образец) Лицензия на использование программ для ЭВМ: сущность, виды В соответствии с п. 1 ст. 1286 ГК РФ лицензионный договор — это соглашение о предоставлении прав на использование произведения (в данном […]
  • Как обналичить материнский капитал за 3 ребенка Материнский капитал на третьего ребенка Многие семьи интересуются тем, полагается ли материнский капитал за третьего ребенка? Если да, то как получить выплату, каков будет её размер, на что можно потратить? Ответ на эти вопросы вы получите в данной […]
Смотрите так же:  Какие документы нужны для подачи в суд по осаго

Вам также может понравиться