Электронный учебник требования

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ТРЕБОВАНИЯ

Исследования по определению электронного учебника в научных публикациях очень разнообразны. По мнению Н. В. Кононец электронный уче бник — это универсальный интерактивный гипермедийный методический и дидактический учебник, содержащий широкий круг вопросов с тем одной дисциплины (или различных учебных дисциплин), изложенных в компактной форме гипертекстовой среды, и предназначен для использования в учебном процессе [2].

Электронные учебники — это педагогические программные средства, которые охватывают значительные по объему материала разделы учебных курсов или полностью учебные курсы.

Для такого типа программы характерна гипертекстовая структура учебного материала, наличие систем управления с элементами искусственного интеллекта, модулей самоконтроля, развитых мультимедийных составляющих [11].

А. Н. Балыкина определяет электронный учебник как электронный учебную систему назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения и дает возможность в интерактивном режиме, как правило, самостоятельно освоить учебный курс или его раздел при помощи компьютера и строится по модульному принципу с открытой архитектурой [1].

А. М. Гуркова говорит о электронный учебник, как о компьютерном, педагогическое пр граммное средство, предназначенное, в первую очередь, для предоставления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для группового, индивидуального или индивидуализированного обучения и позволяет контролировать полученные знания и умения учащихся [5].

В рамках исследования должны привести высказывание М. Ноября, директора главного информационно-аналитического центра Министерства образования Беларуси:

«. Четкого определения, что такое электронный учебник, у нас действительно пока нет. Есть интуитивное понимание: это какой электронное средство обучения, поддержка обычной книги, определенной темы, главы в цифровом формате. Когда появится полноценный электронный учебник? Если кто-нибудь из учителей напишет хороший педагогический сценарий, мы его сделаем. Пока никто ничего путного не предложил »[12].

Опираясь на сформулированные нами определение электронного учебника, а также вышеизложенные точки зрения практиков, считаем целесообразным привести собственное определение электронного учебника и близких ему изданий по педагогическим позиций.

Электронный учебник — это учебное электронное издание с систематизированным изложением дисциплины (ее раздела, части), в котором равнозначно и взаимосвязано с помощью соответствующих программных средств существует текстовая, звуковая, графическая и другая информация, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, служит для группового, индивидуального или инди идуализированного обучения, соответствует учебной программе и предназначено для использование в учебном процессе.

Минобрнауки представило требования к электронным учебникам

Москва. 20 января. INTERFAX.RU — Электронные учебники, которые наряду с печатными аналогами будут включаться в перечень учебников для школ в этом году, по требованию Минобрнауки РФ должны быть доступны на планшетах и уметь сохранять заметки.

В 2015 году издательствам будет необходимо предоставить в Минобрнауки электронные версии учебников, уже включенных в федеральный перечень. К ним правообладателю необходимо будет приложить положительные экспертные заключения.

К электронной версии учебника в ведомстве предъявляют ряд требований. В частности, устанавливается, что она должна по художественному оформлению и структуре соответствовать печатной форме.

Кроме того, «электронный учебник» должен содержать мультимедийные элементы — аудиофрагменты, галереи изображений, видеоролики, презентации, анимацию, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и т.п.

Учебник должен работать «на трех или более операционных системах, не менее двух из которых — для мобильных устройств» и воспроизводиться как на компьютере, так и на планшете. Кроме того, в «учебнике» должна быть функция, позволяющая делать закладки и сохранять заметки.

Отвечая на вопрос «Интерфакса», в пресс-службе Минобрнауки пояснили, что выбор операционной системы министерство не регламентирует. Если издательство решит, что приложение-учебник должно работать на устройствах под управлением популярных американских систем Android или iOS, в ведомстве возражать не будут.

Другое важное изменение в порядок формирования федерального перечня учебников, закрепленное в новом приказе министерства, вводит особый тип экспертизы для учебников по истории России — «научную историко-культурную экспертизу», которая проверит, насколько учебник соответствует новому историко-культурному стандарту, разработанному Минобрнауки вместе с Российским историческим обществом и историками Российской академией наук.

Общие требования к электронным средствам обучения для общеобразовательных школ

Данные требования распространяются на электронные средства обучения и предназначены для применения при их разработке, а также при экспертизе на пригодность использования в учебном процессе общеобразовательных школ.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Определение используемых понятий
2. Место учебных электронных изданий в учебном процессе современной общеобразовательной школы
3. Критерий педагогической целесообразности
4. Критерий сочетаемости традиционной и информационной технологий в изучении конкретных учебных дисциплин
5. Педагогические требования
5.1. Дидактические требования
5.2. Методические требования
6. Эргономические требования
7. Технические требования
8. Документация
9. Требования к построению электронных учебных изданий
9.1. Построение электронного учебника
9.2. Построение учебного фильма

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПОНЯТИЙ

Использование информационных технологий в обучении осуществляется с помощью электронных средств обучения в виде учебных электронных изданий.

Понятие «учебное электронное издание» опирается на понятие «электронное издание».

электронное издание – электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные данные.

учебное электронное издание – электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанные для учащихся разного возраста и степени обучения.

Основными видами учебных электронных изданий (электронных средств обучения) являются:

– мультимедийное учебное пособие.

Электронный учебник – учебное электронное издание, содержащее теоретический материал учебной дисциплины или ее раздела и предназначенное для изучения этого материала.

Электронный учебник может представлять собой электронную версию обычного (бумажного) учебника или представлять собой самостоятельное издание, в котором учебный материал представлен иначе, чем в бумажном учебнике. В обоих случаях электронный учебник содержит структурированный учебный материал, представленный в виде последовательности интерактивных кадров, содержащих в общем случае текст, иллюстрации (статические и динамические), мультимедийные приложения. Виды и способы представления иллюстративного и мультимедийного материала зависят от учебной дисциплины, представленной в учебнике. Электронный учебник, содержащий мультимедийные приложения часто называют мультимедийным учебником.

Учебный материал в электронном учебнике представляется с помощью гипертекстовой технологии, позволяющей реализовать нелинейный способ получения учащимся учебной информации.

Электронный учебник содержит, как правило, встроенную справочную систему и встроенные разделы с контрольными вопросами, упражнениями и задачами, а также встроенную тестирующую систему.

Структура электронного учебника и способ представления в нем учебного материала зависят от назначения учебника – для самостоятельной работы учащегося или для использования на уроке под руководством преподавателя в сочетании с самостоятельной работой учащегося с учебником после уроков.

Мультимедийное учебное пособие – учебное электронное издание, содержащее учебный материал, дополняющий учебный материал основного учебника (причем независимо от его вида – бумажного или электронного), в котором этот учебный материал представлен с использованием различных средств сообщения информации – текста, графики, звука, видеоизображения. Примером мультимедийного учебного пособия могут служить 20-30 минутные учебные фильмы или видеоролики, тематика которых определяется конкретной учебной дисциплиной (например, вводный урок, демонстрация лабораторных работ по физике, химии, демонстрация стадий роста растений и т.д.).

В отличие от мультимедийного приложения, которое входит в состав электронного учебника как его структурная единица, мультимедийное учебное пособие является самостоятельным учебным электронным изданием, применение которого в учебном процессе определяется методическими рекомендациями по его применению.

2. МЕСТО УЧЕБНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Обучение с помощью информационных технологий с применением учебных электронных изданий – новый способ формирования знаний, существенно отличающийся от традиционного. Информационные технологии открывает широкие возможности для интенсификации процесса обучения и развития личности обучаемого. Однако существующие школьные программы ориентированы на классно-урочную систему обучения и не позволяют ввести систематическое применение указанных технологий в учебный процесс. Требуется разработать совершенно новые методики обучения конкретным учебным дисциплинам, позволяющие в полной мере использовать информационные технологии, создать совершенно новые учебники и учебные пособия (как бумажные, так и электронные), а также новые школьные программы.

Очевидно, что решение этой глобальной задачи потребует значительного времени. Указанные методики могут быть созданы только путем постепенного внедрения в учебный процесс элементов обучения с применением информационных технологий.

Таким образом, в настоящее время информационные технологии могут использоваться в школьном обучении как средства поддержки традиционных форм обучения, интенсифицирующие процесс обучения, способствующие улучшению усвоения учебного материала учащимися, развитию их мышления. Разработка и внедрение учебных электронных изданий по этому назначению является первым этапом на пути к созданию новой образовательной среды в полной мере использующих возможности информационно-коммуникационных технологий.

3. КРИТЕРИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ

Из имеющихся в литературе данных следует, что представленные сегодня на рынке России учебные электронные издания созданы, как правило, без какого-либо научного обоснования, без решения вопросов их сочетания с другими (традиционными) средствами обучения; указывается на недопустимость захламления школ низкокачественными, хотя внешне выглядящими эффектно, учебными электронными изданиями.

Смотрите так же:  Налог по молодой семье

С учетом этого, важнейшим вопросом при реализации программы создания и оснащения общеобразовательных школ учебными электронными изданиями является разработка требований к этим изданиям, а также критериев их отбора. Исходным при разработке этих требований и критериев является учет указанного в предыдущем разделе места, которое информационные технологии занимают сегодня в учебном процессе общеобразовательных школ.

Выступая как средства поддержки традиционных форм обучения, электронные средства обучения в виде учебных электронных изданий должны отвечать основному требованию — педагогической целесообразности их применения в учебном процессе.

Педагогическая целесообразность существует тогда, когда применение электронного средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения, а также реализовать методические цели, которые не могут быть реализованы с помощью бумажного учебника.

Примером электронного средства обучения, который не отвечает критерию педагогической целесообразности, служит электронный учебник, который создан простым переносом тестового и графического материала на электронный носитель, даже если этот перенос осуществлен не путем простого сканирования материала бумажного учебника, а с применением алгоритмических языков программирования. Такой электронный учебник с педагогической точки зрения просто дублирует бумажный учебник, т.е. чтение учебного материала по бумажному учебнику заменяется чтением с экрана монитора. Если учесть, что длительное чтение с экрана компьютера приводит к значительному утомлению и, как следствие, к снижению восприятия и усвоения знаний, то применение такого электронного учебника в обучении не целесообразно.

Электронный учебник не должен заменять бумажный учебник, а должен дополнять его, позволяя интенсифицировать процесс обучения, а также реализовать методические цели, которые не могут быть реализованы с помощью бумажного учебника.

4. КРИТЕРИЙ СОЧЕТАЕМОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗУЧЕНИИ КОНКРЕТНЫХ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

Выступая как средства поддержки традиционных форм обучения, электронные средства обучения в виде учебных электронных изданий должны отвечать также требованию сочетаемости традиционной и информационной технологий в изучении конкретных учебных дисциплин. Учебные электронные издания отвечают этому требованию, если представленный в нем учебный материал интегрирован с учебным материалом используемых традиционных средств обучения.

Указанное интегрирование имеет место, если основной учебный материал электронного учебника:

– полностью соответствует действующим государственным образовательным стандартам и учебным программам;

– полностью увязан и находится в определенном соотношении с учебным материалом традиционных средств обучения, используемых как в рамках отдельных уроков и внеклассной работы по темам этих уроков, так и в рамках всего установленного планов обучения по учебным дисциплинам.

Рассматриваемый здесь критерий является основным критерием, вторым по важности после критерия педагогической целесообразности. Несоответствие электронного средства обучения этому критерию делает это средство обучения бесполезным с точки зрения реализации процесса обучения в рамках действующих школьных учебных программ, по которым ведется обучение. Такое электронное средство обучения (учебное электронное издание) следует рассматривать как несоответствующее целям программы перехода общеобразовательных школ на новый уровень обучения, соответствующий информатизированному обществу.

5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Педагогические требования включают в себя:

5.1. Дидактические требования

Внедрение электронных средств обучения в учебный процесс как средств поддержки традиционных методов обучения приводит к передаче этим средствам обучающих функций. Поэтому электронные средства обучения любого типа должны создаваться в соответствии с дидактическими принципами обучения (отвечать дидактическим требованиям).

К основным традиционным дидактическим требованиям относятся:

– требование научности обучения – обеспечение достаточной глубины и корректности изложения учебного материала с учетом последних достижений науки;

– требование доступности обучения – обеспечение соответствия степени теоретической сложности и глубины изучения возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, не допущение чрезмерной усложненности и перегруженности учебного материала;

– требование систематичности и последовательности обучения – обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся в определенной логически связанной последовательности с обеспечением преемственности;

– требование наглядности обучения – обеспечение чувственного восприятия учащимися объектов, процессов, явлений;

– требование сознательности и активности обучения – обеспечение самостоятельных и активных действий учащихся по извлечению учебной информации;

– требование прочности усвоения знаний – обеспечение закрепления знаний;

Применение информационных технологий для обучения привело к появлению новых дидактических принципов обучения и, соответственно, новых дидактических требований к средствам обучения.

К основным новым дидактическим требованиям относятся:

– требование структуризации учебного материала и структурно-функциональной связанности – обеспечение представления учебного материала с разбивкой на структурные единицы с обозначением структурно-функциональных связей между ними, отражающих внутреннюю логику изучаемого материала;

– требование интерактивности обучения – обеспечение взаимодействие учащегося с электронным учебником (интерактивного диалога учащегося с электронным средством обучения);

– требование адаптивности обучения – обеспечение приспособления процесса обучения к уровню знаний, умений, психологических особенностей учащегося, работающего с учебным электронным изданием.

5.2. Методические требования

Основные методические требования к учебным электронным изданиям сводятся к следующим:

– учебное электронное издание должно отвечать требованию полноты содержания, позволяющему в полной мере реализовать методические цели обучения;

– учебное электронное издание должно разрабатываться на основе педагогического сценария – целенаправленной, личностно-ориентированной последовательности педагогических методов и технологий, обеспечивающих достижение целей обучения;

– педагогические методы и технологии педагогического сценария должны использоваться с учетом специфики каждой конкретной науки и соответствующей ей учебной дисциплины.

6. ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К основным эргономическим требованиям относятся:

– обеспечение психологической естественности работы с учебным электронным изданием (учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, различия типов мышления и т.п.);

– обеспечение комфортности работы с учебным электронным изданием (удобство и наглядность навигации, легкость восприятия информации, отсутствие избыточного кодирования и неоправданных, плохо идентифицируемых сокращений; используемые размеры шрифтов, цвета, приемы выделения части информации на экране должны быть обоснованы и не должны приводить к повышенной утомляемости).

7. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Учебные электронные издания должны позволять его эксплуатацию в школах на персональных компьютерах, работающих автономно, а также в локальной сети.

Минимальные технические характеристики компьютерной техники для функционирования учебных электронных изданий:

– CPU – Intel III-500 MHz

– HDD – 2 Gb свободное пространство

Операционная система – Windows’98 и Windows ME и Windows XP.

При разработке учебного электронного издания могут быть использованы система управления базами данных SQL Server или Interbase.

Все программные средства, применяемые для разработки учебного электронного издания, должны быть лицензионными.

8. ДОКУМЕНТАЦИЯ

Учебное электронное издание должно включать руководство пользователя, содержащее:

– выходные сведения, в соответствии с ГОСТ 7.83-2001;

– техническое руководство, в котором дана краткая характеристика внутренней навигации электронного издания;

– методическое руководство, в котором приведены рекомендации по использованию электронного издания в учебном процессе, в том числе рекомендуемые сценарии его применения в учебном процессе.

9. ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ

9.1. Построение электронного учебника

Электронный учебник должен строиться на основе педагогического сценария – целенаправленной, личностно-ориентированной, методически выстроенной последовательности педагогических методов и технологий для достижения целей обучения. В соответствии с этим сценарием осуществляется структурирование учебного материала и компоновка его в учебные кадры.

При построении электронного учебника необходимо обеспечить следующее:

1) Учебный материал кадра должен иметь некоторый завершенный смысл, но в тоже время не быть перегружен информацией (предъявляемый в кадре текстовый материал должен быть минимальным по объему). Для выполнения этого требования учебный материал кадра должен быть распределен на нескольких содержательных уровнях, используя гипертекстовые и (или) всплывающие окна.

2) Для основного учебного материала, размещенного в кадре, не следует использовать текстовые окна с прокруткой текста. Продвижение по тестовому материалу должно осуществляться путем покадрового предъявления. Это требование может не соблюдаться для некоторых гуманитарных дисциплин, если для целостного восприятия завершенного по смыслу текстового материала этот материал требуется размещать в одном кадре. К таким дисциплинам относятся, например, литература, история.

3) Текстовый материал, размещенный в кадре должен сопровождаться иллюстративным материалом (статические и динамические иллюстрации, мультимедийные приложения). Иллюстративный материал предназначен облегчить восприятие и усвоение учебной информации, и в соответствии с этим должны выбираться его содержание, тип и способ воспроизведения в кадре.

4) В кадре должны присутствовать только те иллюстрации, которые связаны с текстом, присутствующим в кадре. Не связанные друг с другом иллюстрации (относящиеся к различным частям текста, несущим разную смысловую нагрузку) не должны одновременно присутствовать в кадре (если их одновременное присутствие не является обоснованным), а должны вызываться учащимся в кадр поочередно с помощью соответствующих элементов пользовательского интерфейса по мере продвижения по текстовому материалу.

5) Применение иллюстративного материала должно быть исключительно функциональным (облегчение восприятия и усвоения учебного материала). Не следует применять иллюстрации только для украшения кадра. Исключением являются некоторые кадры (например, с титульным листом, меню разделов, подразделов, заставками к разделам). Следует избегать применения всевозможных приемов подачи иллюстративного материала в динамике и других эффектов, не несущих смысловой нагрузки и служащих только для украшения (непроизводительное использование времени работы с электронным учебником).

6) Текстовый материал электронного учебника не должен полностью повторять тексты бумажного учебника. При продвижении по тексту электронного учебника должны вводиться элементы различных технологий развивающего обучения (проблемного обучения, программированного обучения и др.), реализуемые путем организации интерактивного диалога учащегося с электронным учебником. Исключением являются некоторые гуманитарные дисциплины (например, литература, история), для которых целостность завершенного по смыслу текстового фрагмента не нарушается.

Смотрите так же:  Доклад кто такой нотариус

7) По ходу изучения учебного материала должны вводиться задания, стимулирующие самостоятельность и развивающие мышление (например, задания с элементами моделирования и неполными данными, при выполнении которых учащийся должен совершать самостоятельные действия – например, снять показания измерительных приборов, исследовать график, текст, сопоставить текстовую информацию, произвести расчет и др.).

8) Электронный учебник должен содержать встроенный раздел с контрольными вопросами, упражнениями и задачами, содержание которых определяется спецификой конкретной учебной дисциплины. В этом разделе также следует активно использовать интерактивный диалог учащегося с электронным учебником. Этот раздел не должен заменять собой сборники упражнений или задачники. Представленные в нем контрольные вопросы, упражнения и задачи должны иметь непосредственное отношение к тексту основного учебного материала, который изучается учащимся на данный момент, и служить лучшему усвоению этого материала. Моменты обращение учащегося к тем или иным вопросам, упражнениям и задачам этого раздела должны быть определены в педагогическом сценарии.

9) Электронный учебник должен иметь встроенную справочник, позволяющий в любой момент оперативно получать справочную информацию об основных понятиях, терминах, определениях и т.п., используемых в учебном материале. Вход в справочник должен обеспечиваться с любой страницы электронного учебника.

10) Электронный учебник должен иметь встроенную тестирующую систему, предназначенную в первую очередь для самоконтроля учащегося в рамках текущего и итогового контроля. Моменты обращение учащегося к тестам должны быть определены в педагогическом сценарии.

9.2. Построение учебного фильма

Учебный фильм должен строиться на основе педагогического сценария – целенаправленной, личностно-ориентированной, методически выстроенной последовательности педагогических методов и технологий для достижения целей обучения.

Учебный фильм должен строится на основе текстового материала, к которому в соответствии с педагогическим сценарием должны быть разработаны сюжетные кадры, содержащие в общем случае структурные и организационные схемы, иллюстративную графику, анимации, видеосюжеты.

Содержанием учебного фильма может быть:

– вводный урок по учебной дисциплине,

– демонстрации физических, химических, биологических и других явлений и процессов,

– демонстрации выполнения лабораторных работ, опытов,

– другая тематика, отвечающая требованию педагогической целесообразности применения в учебном процессе.

Учебные фильмы должны способствовать активизации познавательной деятельности учащегося, вооружать учащегося стратегией усвоения учебного материала, улучшать понимания и усвоения учебного материала, углублять межпредметные связи. При этом:

– учебные фильмы с вводными уроками должны быть направлены на создание общего представления об учебной дисциплине, на освещение истории ее развития, связи с другими учебными дисциплинами;

– учебные фильмы с демонстрациями должны быть направлены на облегчение лучшего понимания различных явлений и процессов, ознакомления с приемами выполнения опытов, работой на лабораторном оборудовании.

– содержанием учебного фильма выбирать отдельные темы теоретического материала учебной дисциплины (дублировать урок по какой-либо теме учебного материала);

– строить учебные фильмы в виде изложения теоретического материала, подаваемого в виде множества понятий, определений, фактов, формул.

Электронный учебник требования

Электронный учебник — это продукт образовательного характера, который может быть воспроизведен (использован) только с помощью средств информатики (в том числе и компьютера), соответствующий утвержденной программе обучения или программе, разработанной автором для предложенного курса, и имеющий принципиально новые черты по сравнению с ОУ.

Компоненты электронного учебника : презентационная составляющая (содержит основную информационную часть курса); упражнения, способствующие закреплению полученных знаний; тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний учащегося.

Электронный учебник должен содержать: обложку, титульный экран, оглавление, аннотацию, полное изложение учебного материала, краткое изложение учебного материала, дополнительную литературу, систему проверки знаний, систему рубежного контроля, функцию поиска текстовых фрагментов, список авторов, словарь терминов, справочную систему по работе с управляющими элементами электронного учебника, систему управления работой с учебником.

Отличительные особенности электронного учебника:

Информация должна быть хорошо структурирована и представлять собой законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.
Структурным элементам учебного курса должны соответствовать ключевые темы с гипертекстом, иллюстрациями, аудио- и видеокомментариями или видеоиллюстрациями.

Основные фрагменты учебника наряду с текстом и иллюстрациями должны содержать аудио- или видеозапись авторского (или лекторского) изложения материала.

Текстовая информация может дублировать некоторую часть «живых» лекций. ЭУ должен обеспечивать возможность распечатки необходимых фрагментов текста.

Иллюстрации, представляющие сложные модели или устройства, должны быть снабжены системой мгновенной подсказки (помощи), возможность увеличения отдельных элементов до размеров полноэкранной иллюстрации.

В ЭУ рекомендуется использовать многооконный интерфейс.

Текстовая часть должна сопровождаться перекрестными ссылками (гипертекст), позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром и индексом.

Дополнительная видеоинформация или анимированные клипы должны сопровождать те разделы курса, которые трудно понять в текстовом изложении.

Аудиоинформация представляется неизменимой при изучении звучания музыкальных инструментов, распознавании птиц по их пению, определении болезней по шумам в сердце, обучении иностранным языкам и т.д. Подключение звуковых сигналов для указания правильности навигации по ЭУ, оказании помощи. Возможно использование фоновой музыки, помогающей запомнить информацию.

Весь ЭУ должен включать возможность копирования выбранной информации, ее редактирования в блокноте и распечатки без выхода из самого учебника.

ЭУ не должен являться полным аналогом печатного издания, а обладать принципиально новыми качествами по сравнению с ОУ.

Требования, предъявляемые к электронным учебникам

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЭЛЕКТРОННЫМ УЧЕБНИКАМ

Электронный учебник – программно-методический обучающий комплекс, соответствующий типовой учебной программе и обеспечивающий возможность студенту самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебной курс или его раздел. Данный продукт создается со встроенной структурой, словарями, возможностью поиска и т. п.

Электронный учебник имеет ряд принципиальных отличий от учебника, изготовленного типографским способом:

· обеспечение виртуальной реальности;

· высокая степень интерактивности;

· возможность индивидуального подхода к обучающемуся.

Внедрение в структуру электронного учебника элементов мультимедиа позволяет осуществить одновременную передачу различных видов информации. Обычно это означает сочетание текста, звука, графики, анимации и видео.

Интерактивность позволяет установить обратную связь от пользователя информации (ученика) к ее источнику (учителю). Для интерактивного взаимодействия характерна немедленная ответная и визуально подтвержденная реакция на действие, сообщение.

Индивидуальный подход к личности обучающегося формируется после проведения психологического тестирования. Результат такого тестирования позволяет разбить обучающихся на определенные группы и предложить наиболее адекватные модели изучения учебного материала.

Электронный учебник имеет определенные преимущества перед традиционными видами учебников:

· Изучение материала может быть не связано с временными рамками (расписанием аудиторных занятий);

· Позволяет развить навыки самостоятельной работы у учащихся;

· Структура учебника помогает устанавливать контроль над изучением определенных блоков тем.

Электронный учебник имеет дополнительные возможности по сравнению с бумажным вариантом. Одной из таких возможностей является использование гиперссылок, с помощью которых возможен быстрый переход от одного участка учебника, к другому.

Несмотря на то, что создание электронного учебника представляет собою свободный творческий процесс преподавателя и программиста, необходимо все же придерживаться определенных методических требований.

Основные требования к методике составления электронного учебника следующие:

· Учебный материал должен быть разбит на блоки.

· Каждый блок должен быть снабжен подробными иллюстрациями.

· Иллюстрации должны подбираться таким образом, чтобы более подробно и просто разъяснить трудновоспринимаемый учениками материал.

· Основной материал блока должен быть объединен в одно целое с помощью гиперссылок. Гиперссылки могут связывать собой и отдельные блоки электронного учебника.

· Целесообразно, дополнить материал электронного учебника всплывающими подсказками.

Материал электронного учебника состоит из:

· основного материала с упражнениями, задачами, контрольными вопросами;

· промежуточных тестов, позволяющих оценить полученные знания.

Презентационная часть электронного учебника — есть аналог введения печатного учебника. В этом разделе дается краткая характеристика содержания электронного учебника, перечисляют рекомендации по использованию данного программного продукта, наименование образовательного учреждения, название дисциплины и т. д.

Основное содержание электронного учебника разбито на отдельные модули. Модуль аналогичен главе в обычном учебнике. Он состоит из одного или нескольких файлов.

Переход из одного модуля к другому возможен через меню.

Внутри модулей разработано внутреннее меню.

Для доступа к отдельным модулям, переходов внутри модулей разработана навигационная система. Навигационная система отображается на навигационных панелях, а также для удобной навигации по электронному учебнику в текст вставляются гиперссылки. Гиперссылка – это слово или фраза, подчеркнутые или выделенные ярким цветом, при нажатии на которые осуществляется быстрый переход к нужным фрагментам текста.

Требования к оформлению электронного учебника:

· Текст электронного варианта учебного ресурса должен соответствовать следующим требованиям:

§ шрифт текста — Times New Roman;

§ размер шрифта — 18;

§ начало абзаца — отступ с красной строки;

§ межстрочный интервал — одинарный, выравнивание по левому краю.

· При оформлении заголовков документа должны использоваться соответствующие стили.

· Кроме текста, электронный вариант учебника может содержать графику, таблицы, элементы Equation. Все остальные нетекстовые элементы оформляются в виде картинок. В тексте также не допускается использование нестандартных символов.

Смотрите так же:  Как встать на консульский учет в посольстве казахстана

· Оформление графики. Цветные рисунки должны прилагаться отдельно в виде графических файлов с расширением jpg, bmp, gif. При этом подпись и номер рисунка в исходном файле должны соответствовать названию файла с рисунком. Необходимо учитывать, что видимое окно электронного учебника имеет ширину 23 см и длину 15 см.

· Черно-белые рисунки могут быть внедрены в текст исходного файла и не должны выходить за границы полей страницы.

· Графические элементы, состоящие из нескольких компонентов, должны быть сгруппированы. Все подписи внутри графических элементов должны быть выполнены элементом надпись, сгруппированы вместе с другими элементами, расположены по левому краю страницы.

· Подписи под рисунками печатаются обычным текстом.

· Оформление таблиц. Размер таблицы может быть произвольным, но не должен выходить за границы полей страницы. Таблица должна быть расположена по левому краю страницы. Не допускается поворот таблиц.

· Структурирование материала выполняется в соответствии с поставленными целями.

Каждый раздел учебника должен иметь рубежный контроль – тест по теме, что очень важно для самопроверки знаний учащихся. После выполнения теста сразу же возможно прояснить все сложные моменты. Тестовая система самопроверки (самоконтроля) — содержание учебного материала в виде вопросов и ответов, предоставляемое слушателю специальной интерактивной системой. Тестовая система самопроверки изначально несет в себе черты соревновательности (с компьютером), игры и поэтому может оказаться для обучающегося наиболее интересной частью учебника.

Цветовая гамма, основные требования:

1. Разнообразие цветов.

Используйте небольшое количество цветов, для начала 2-3 основных, которые можно разнообразить их же оттенками. Это замечание не относится, конечно, к полноцветным фотографиям и видеороликам, включенным в учебник.

2. Предпочтительная гамма.

Избегайте чрезмерной яркости. Достаточно, если из выбранной вами гаммы насыщенным локальным будет только один цвет. Разнообразие ярких неумело соединенных цветов создает проблемы для вычленения глазом необходимых деталей, рассеивает внимание, уводит от смысла.

Для фона выбирайте приглушенные тона. Они могут быть как светлыми, так и темными. Все зависит от того, в каком цветовом отношении к фону окажутся остальные элементы страницы.

• Например, если в материалах к учебнику преобладают геометрические картинки на белом фоне, то и общий фон лучше оставить белым, иначе, внедренные в цвет, они окажутся подобными заплатам и расчленят пространство страницы, затрудняя ее восприятие.

• Текст и иллюстрация должны быть достаточно контрастны к фону.

• Контраст допустим и прямой (темное на светлом), и обратный (светлое на темном). Главное, чтобы он был четким. У обратного контраста есть одна особенность – при одинаковых размерах светлое изображение на темном фоне кажется большим по размеру, чем темное на светлом. Следует избегать обратных контрастов для больших текстовых блоков, так как при их чтении глаза быстро утомляются.

• Не помещайте яркие мелкие детали (рисунков, текстов) на яркий фон, даже если их цвета достаточно контрастны. Глаз стремится привести эти цвета в равновесие, он утомляется от перефокусировки, внимание рассеивается, появляется эффект «ряби в глазах».

4. Цветовое кодирование.

Цвета, имеющие общепринятые значения, желательно использовать в соответствии с этими смыслами. Например, активный красный цвет может отражать важность сообщения, опасность, запрещение. Но это не отменяет его использование в иных случаях.

Не относитесь к цвету как к догме. Там, где того требует смысл, он может меняться в рамках одного учебника. Разная цветовая гамма может использоваться для разных глав, для разных приложений (например, тестовых заданий) и т. п.

5. Искажения цвета.

Не забудьте, что спроецированные на экран с помощью проектора изображения будут выглядеть иначе. Цвета высветляются и блекнут, контрасты нивелируются, общий эффект может измениться до неузнаваемости. Поэтому проверьте, как задуманная цветовая гамма ведет себя при увеличении на имеющемся лекционном оборудовании.

Электронный учебник требования

· Повысить эффективность и качество обучения

· Повысить объективность оценивания

· Повысить динамичность модификации учебного материала

· Обеспечить оптимальное тиражирование

Электронные учебники

Электронный учебник — компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого. Электронный учебник, как учебное средство нового типа, может быть открытой или частично открытой системой, т.е. такой системой, которая позволяет внести изменения в содержание и структуру учебника. При этом, естественно, должно быть ограничение от несанкционированного изменения учебника, таким образом, чтобы, во-первых, не нарушался закон «Об авторских и смежных правах», а для защиты электронного учебника от несанкционированного изменения должен применяться пароль или система паролей. Во — вторых, изменения, если предусмотрена такая возможность, должны быть разрешены только опытному преподавателю, чтобы не нарушалась общая структура и содержание электронного учебника. Модификация электронного учебника может потребоваться, в первую очередь, для адаптации его к конкретному учебному плану, учитывающему специфику изучаемой дисциплины в данном ВУЗе, возможности материально-технической базы, личный опыт преподавателя, современное состояние науки, базовый уровень подготовленности обучаемых, объем часов, выделенных на изучение дисциплины и т.д. [15]

Следует отметить, что электронный учебник должен не просто повторять печатные издания, а использовать все современные достижения компьютерных технологий.

При проектировании и создании электронных учебников, также как и других обучающих программ, требуется соблюдать психологические принципы взаимодействия человека и компьютера. Нарушение проявляется чаще всего в следующем: избыточная помощь, недостаточная помощь, неадекватность оценочных суждений, избыточность информативного диалога, сбои компьютера, т.е. компьютер может давать ответ не по существу решаемой задачи, либо заданного вопроса, недостаточная мотивированность помощи, чрезмерная категоричность. Это может привести к увеличению времени на обучение, снижению мотивации к учению и др.

Электронные учебники программированного обучения

Программированный учебник, книга, в которой, кроме учебного материала (что учить), содержатся указания о том, как учить — как сочетать чтение (прослушивание) материала с контролем усвоения знаний и навыков, как находить и устранять расхождения между намеченным и достигнутым уровнем усвоения знаний. Программированный учебник реализует линейную, разветвленную или комбинированную обучающую программу.

В зависимости от характера шагов программы различают следующие основные системы программированного обучения.

1. Линейная система программированного обучения, первоначально разработанная американским психологом Б. Скиннером в начале 1960-х годов. Согласно этой системе обучаемые проходят все шаги обучаемой программы последовательно в том порядке, в котором они приведены в программе.

2. Разветвленная программа программированного обучения, основоположником которой является американский педагог Н. Краудер. Контрольные задания в шагах этой системы состоят из задачи или вопроса и набора нескольких ответов, в числе которых обычно один правильный, а остальные неверные, содержащие типичные ошибки. Обучаемый должен выбрать из этого набора один ответ.

По степени адаптации к индивидуальным особенностям обучаемых различают следующие виды программированного обучения:

1) адаптивные только к темпу работы обучаемых; 2) адаптивные к темпу и уровню обученности без самосовершенствования. Многочисленные системы программированного обучения не имели первоначально особого психологического обоснования и разрабатывались в основном эмпирически. В дальнейшем отдельные элементы программированного обучения получили то или иное психологическое обоснование, однако полная теория программированного обучения до сих пор не создана [4].

Другие публикации:

  • Где найти квитанцию на транспортный налог Где взять или распечатать квитанцию на оплату транспортного налога? Согласно российскому налоговому законодательству, человек, на которого был зарегистрирован автомобиль, должен оплачивать транспортный налог. Чтобы у налоговиков не возникало вопросов […]
  • Сохранная расписка на товар Сохранная расписка на ответственное хранение Документ под названием «Сохранная записка» формируется в тех случаях, когда одно предприятие, ИП или физическое лицо передает другому какие-либо товарно-материальные ценности на определенный промежуток […]
  • Про блондинку и адвоката Анекдоты про блондинок Блондинка:- Не бывает людей умных и красивых одновременно. Блин - получается, что я не существую?! Блондинка - подруге: - А я вчера на пляже вообще обалдела. Подходит ко мне парень, протягивает деньги. Ну, деньги я взяла, а парень мне […]
  • Системные требования к фифа 2019 Системные требования к фифа 2019 Системные требования FIFA 19 для ПК. У вас пойдет? Как и каждую осень, в этом году в продажу поступит новая FIFA, и теперь самое время узнать системные требования компьютерной версии игры. EA Sports представила […]
  • Гражданство в сша лотерея ЭЛЕКТРОННАЯ АНКЕТА ДЛЯ УЧАСТИЯ В ГРИН КАРД ЛОТЕРЕЯ 2019. ПРОГРАММА ИММИГРАЦИИ В США ПО ДВ 2021 ВИЗА ЛОТЕРЕЯ Регистрационный Сервисный Центр Лотереи Грин Карта США 2018Для Официальной Диверсификационной Иммиграции в Америку. Это Программа Визовая Лотерея США […]
  • Жалоба в прокуратуру на пристава исполнителя по алиментам образец Жалоба на пристава по алиментам Процедуры, связанные с взысканием алиментных платежей, исчисляемых в отношении несовершеннолетнего ребенка, не заканчиваются фактом получения судебного приказа или процессуального решения. Следующим шагом становится […]

Вам также может понравиться