Экспертиза работы воспитателя

Проект по теме:
Экспертиза профессиональной деятельности воспитателя ДОО

Экспертиза профессиональной деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации, заключение эксперта

Предварительный просмотр:

по итогам оценки уровня квалификации воспитателя

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад

Э ксперт … провел экспертизу педагогической деятельности воспитателя МБДОУ детский сад для аттестации педагогического работника с целью установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории по должности «воспитатель».

Наличие квалификационной категории: вторая, до …20… г.

Воспитатель имеет среднее педагогическое образование, полученное в «…», в …г. Квалификация по диплому: «воспитатель детей дошкольного возраста». Также наличествует второе образование — среднее специальное, полученное в «…», в … г. Квалификация по диплому: …

Воспитатель прошла курсы повышения квалификации: ГОУ ДПО «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», 20… г. по теме «Обновление содержания дошкольного образования в условиях приоритетных направлений развития образования», 72 ч.; в период подготовки аттестации и во время аттестационного периода проходит курсы повышения квалификации в ОУ Фонд Педагогический Университет «Первое сентября» по курсу «Дети раннего возраста в детском саду», 20…-20… гг, 72 ч.

Также за период проведения аттестационной работы участвовала в работе международных экспертно-медийных семинаров в объеме 72-х очно-заочных учебных часов по теме «Интерактивные и компьютерные технологии в организации духовно-нравственного развития, воспитания детей и учащихся, их социально-педагогического и медико-психологического сопровождения», организованных «Республиканский институт высшей школы».

Воспитатель поощрена следующими наградами муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, минобразования Ростовской области, Администрации Ростовской области, Минобрнауки России и т.д.:

— Почетная грамота Министерства образования и науки РФ за значительные успехи в воспитании детей дошкольного возраста, совершенствование воспитательного процесса в свете современных достижений медицины, культуры и искусства, большой личный вклад в формирование нравственных основ детей, 20… г.;

— Грамота отдела образования муниципального образования за значительные успехи в воспитании детей дошкольного возраста, совершенствование воспитательного процесса, большой вклад в формирование нравственных основ детей и многолетних плодотворный труд, 20…г.

— Грамота отдела образования муниципального образования за значительные успехи в воспитании детей дошкольного возраста, совершенствование воспитательного процесса, большой вклад в формирование нравственных основ детей и многолетних плодотворный труд, 20… г.

Общий трудовой стаж аттестуемого составляет 20 лет, стаж педагогической работы 20 лет, в аттестуемой должности 20 лет, стаж работы в данном учреждении 20 года.

Личностные качества воспитателя позволяют строить отношения с воспитанниками и их родителями (законными представителями) на взаимном доверии, уважении и справедливом отношении друг к другу. Воспитанники легко идут на контакт с воспитателем, выполняют небольшие (соответственно возрасту) просьбы и поручения, делятся впечатлениями, переживаниями. Воспитатель старается приобщить воспитанников к духовному богатству многих поколений, в этом немаловажную роль играют такие качества воспитателя, как дисциплинированность, внимание к деталям (не все дети в возрасте 1,5-2 года умеют хорошо выразить свои мысли, просьбы, желания, жалобы в речи), высокая нравственная самоотдача. Воспитатель – человек широкого эмоционального диапазона, глубоко переживает совместную с ее воспитанниками радость, огорчение, тревогу, старается минимизировать негативные влияния на жизнь ребенка сторонних факторов.

В области постановки целей и задач педагогической деятельности воспитатель может четко и грамотно сформулировать и обосновать цели и задачи собственной педагогической деятельности. Цели и задачи формируются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В области постановки целей и задач педагогической деятельности воспитатель характеризуется как компетентный педагог, умеет создавать условия, обеспечивающие успех воспитанников в различных видах деятельности, проявляет к воспитанникам чуткость, любовь, заботу, находит необходимый верный тон в общении с детьми, проявляя разумные требования, уважая в каждом ребенке личность.

Воспитатель осуществляет свою профессиональную деятельность в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, владеет в достаточной мере современными образовательными программами и технологиями, эффективно применяет их в практической профессиональной деятельности, активно внедряет здоровьесберегающие технологии, творчески подходит к организации предметно-развивающей среды, систематически участвует в методической работе детского сада, обладает личностными качествами, обеспечивающими реализацию гуманистической позиции по отношению к воспитанникам и всем участникам образовательного процесса. Анализ уровня компетентности в области разработки программ и принятия педагогических решений показал, что педагог знает основные нормативные документы, отражающие требования к организации и оказанию услуг по содержанию, уходу, присмотру и ведению дошкольного образования.

Круг педагогических интересов воспитателя представлен актуальной темой, связанной с легкой и быстрой адаптацией малышей второго-третьего года жизни к условиям ДОУ и организации комфортных условий пребывания ребенка в группе среди детского коллектива, а также средствами быстрой адаптации. Посещаемость детей в течение первого адаптационного месяца составляет — 90 – 94%.

2009/10 г. 2010/11 г. 2011/12 г. 2012/13г. 2013/14 г.

Легкий — 40% 64% 71% 40% 61 %

Средний — 60% 36% 29% 60% 39%

Сложный — 0% 0% 0% 0% 0 %

Дезадаптация — 0% 0% 0% 0% 0 %

Воспитатель характеризуется хорошим уровнем подготовки в области мотивирования воспитанников на разные виды их деятельности. Воспитатель отличается высокой требовательностью к себе как к педагогу. Педагог организует воспитательную работу с детьми на основе педагогической диагностики, отслеживает результаты, прогнозирует развитие воспитанников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, проводит мониторинг результатов педагогической деятельности и вносит коррективы, имеет стабильные результаты по параметрам, значимым в общих показателях развития детей первой младшей группы.

Анализ уровня компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности показал, что используемые методы преподавания соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.

Распространяет опыт собственной работы — имеет более 20 публикаций на педагогических образовательных порталах, опубликовала педагогические портфолио на nsportal.ru, maaam.ru, prodlenka.ru, среди них работы, представленные воспитателем официальными свидетельствами и сертификатами о публикациях:

— методическая разработка «Развлечение в гостях у бабушки» (ns.portal),

— занятие «Слава тебе господи, что мы казаки!» (ns.portal),

— занятие «Ты лети, мой конь, лети!» (ns.portal),

— методические рекомендации для воспитателей «Адаптация детей 1 младшей группы к условиям дошкольного образовательного учреждения» (maaam.ru),

— презентация «Адаптация детей раннего возраста к условия ДОУ» nsportal.ru,

— методическая разработка занятия «Козушка-белоногушка и добрые ребята» nsportal.ru,

Воспитатель создала в социальных сетях nsportal.ru свой персональный сайт «воспитателя дошкольных учреждений», поощрена Благодарностью администрации сайта за активное участие в работе социальной сети работников образования nsportal.ru,

Воспитатель также автор нескольких статей, предназначенных для публикации в местном СМИ. В муниципальной газете «…» опубликована статья дидактического характера «Ребенок идет в детский сад», 20… г.

В настоящее время ПИ ЮФО к публикации принята авторская рукопись методических рекомендаций для воспитателей, объем – …авт. л.

Во время аттестационного периода воспитатель провела открытое комплексное занятие для детей 1 младшей группы по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «В гости к лесным друзьям», осеннее развлечение для детей младших и средних групп «Осень – добрая волшебница, как тебя нам отыскать» и др. Занятия отличались насыщенностью, логичностью, чередованием различных видов деятельности детей с учетом их возрастных особенностей и индивидуальных потребностей.

Воспитателем разработан цикл практических рекомендаций по темам: «Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса с детьми раннего возраста», консультации для родителей и воспитателей по вопросу быстрой и легкой адаптации ребенка к условиям детского сада.

На основании изложенного экспертная группа считает, что уровень квалификации воспитателя соответствует требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории по должности «воспитатель» (значение показателя уровня квалификации – 4,24).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертное заключение, составленное экспертом по определению уровня профессиональной компетентности педагогических кадров Кутняховой Н.А., для оценки уровня квалификации старшего воспитателя МБД.

Экспертиза профессиональной деятельности аттестуемого на высшую квалификационную категорию педагога-психолога.

Экспертиза профессиональной деятельности учителя средней школы, для аттестации на первую квалификационную категорию по должности «учитель».

Портфолио профессиональной деятельности для прохождения аттестации.

Профессия воспитателя постепенно переходит в разряд специальностей, характеризующихся высочайшим уровнем мобильности. Она становится все более сложной, что связано с появлением новых профессиона.

Актуальность. Проблема поиска новых подходов организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении с введением ФГОС является актуальной. Системно — деятельностный подход дае.

Выступление на МО воспитателей в форме путешествия.

Экспертиза профессиональной компетентности педагога ДОО из практики

Екатерина Повышева
Экспертиза профессиональной компетентности педагога ДОО из практики

Экспертиза педагогической компетентности (из практики)

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Ученые А. С. Белкин и В. В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве».

Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) — это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников).

Педагогическая компетентность — системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога.

Была подготовлена Программа экспертизы профессиональной компетентности педагогов ДОО. Опираясь на программу, была проведена экспертиза профессиональной компетентности педагогов ДОО. Экспертиза профессиональной компетентности педагогов проходила на базе двух детских садов. Примечательно: в первом детском саду возрастной коллектив, во втором молодые специалисты.

В первом детском саду, у педагога достаточно большой опыт работы. Из наблюдения за педагогом, видно, что она старается организовывать ППС и деятельность детей, но не всегда это у нее получается. Из наблюдения видно, что в группе «напряженная» обстановка, дети могут шумно себя вести и конфликтовать, на что педагог не всегда реагирует. Не было видно поддержки детской инициативы и организации детских игр (дети самостоятельно находили себе занятия). Однако видно, что дети к ней тянутся, рассказывают о своих достижениях. Удалось побывать на репетиции новогоднего утренника, там педагог активно участвовала в организации детей и они ее поддерживали и слушали. В ведении документации, были некоторые замечания, педагог не сразу смогла найти все требуемые документы, некоторая документация находится у нее дома. Не удалось посмотреть взаимодействия с родителями, совместные мероприятия проходят только на родительских собраниях. Социального взаимодействия тоже нет, педагог объяснила это тем, что дети еще маленькие и никуда не ходят. Педагог знает особенности всех детей и организует совместную работу с другими педагогами. Не удалось увидеть педагога полностью погруженного в работу с детьми. Возможно этому помешало большое количество практикантов в группе.

Во втором детском саду, педагог организует ППС, оказывает недирективную помощь детям, организовывает работу с детьми и родителями, ведет документацию группы. Понаблюдав за деятельностью педагога, можно сделать вывод, что она ответственно относится к своей работе, а дети в свою очередь, любят педагога. Это видно по эмоциональному состоянию в группе. Дети спокойно играют, самостоятельно могут решать конфликтные ситуации, знают правила поведения. Педагог направляет и является активным участником детских игр, поощряет детские инициативы, вовлекает детей в образовательную деятельность. В своей работе активно использует ИКТ, что очень нравится детям. Безусловно этот педагог заслуживает высокий уровень оценки.

Проведя экспертизу, пришли к выводу, что во втором детском саду, профессиональная компетентность на высоком уровне, в первом соответственно на низком. Это обусловлено тем, что молодые специалисты больше готовы к использованию новых технологий в детском саду, тогда как возрастные педагоги не готовы изучать что-то новое и применять это на практике.

«Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов» Задачу заведующего и старшего воспитателя дошкольного учреждения состоит в том, чтобы выработать систему использования новых, эффективных.

Формирование профессиональной компетентности педагога Формирование позиции педагога, соответствующей новым требованиями к его компетентности, — одна из основных проблем на современном этапе.

Характеристика компетентности педагога Характеристика компетентности педагога1. Аналитическая : Показывает себя как педагог умеющий педагогически мыслить, в любой деятельности.

Комплексный опросник для определения уровня экологической компетентности педагогических кадров ДОО Вариант комплексного опросника для определения уровня экологической компетентности педагогических кадров дошкольной образовательной организации.

Методическое сопровождение по формированию профессиональной компетентности воспитателей: мастерство мотивации ребенка Методическая разработка на тему: «Методическое сопровождение по формированию профессиональной компетентности воспитателей – мастерство мотивации.

Смотрите так же:  Как получить паспорт рф без документов

Особенности профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО Функция детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка, т. е. введение его в мир природных и человеческих связей и отношений,.

Педагогический совет «Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов» Федотова М. А., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 3 «Светлячок» города Алатыря Чувашской Республики Цель: повысить значимость использования.

Консультация «Проявление детского эгоцентризма из практики педагога» Эгоцентризм у детей дошкольного возраста – явление достаточно распространенное, и связано оно с тем, что ребенок не в состоянии осознать.

Семинар-практикум «Развитие профессиональной направленности педагогов ДОО» Цель: рассмотрение понятия «педагогическая направленность», самодиагностика развития профессионально важных качеств, осознание истинных.

Проект по теме:
Экспертиза профессиональной деятельности старшего воспитателя ДОУ

Экспертное заключение, составленное экспертом по определению уровня профессиональной компетентности педагогических кадров Кутняховой Н.А., для оценки уровня квалификации старшего воспитателя МБДОУ.

Предварительный просмотр:

по итогам оценки уровня квалификации старшего воспитателя

муниципального бюджетного образовательного учреждения

детский сад № … города Зверево Ростовской области

В соответствии с порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209, приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 17.01.2011 № 12 «Об утверждении региональных нормативных документов по аттестации педагогических работников», приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.12.2010 №1024 «Об утверждении региональных нормативных документов по аттестации педагогических работников», приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 05.05.2014 № 271 «Об утверждении графиков проведения экспертизы профессиональной деятельности» эксперт по определению уровня профессиональной компетентности педагогических кадров Кутняхова Наталия Анатолиевна, кандидат педагогических наук, ведущий специалист отдела образования муниципального образования «Город Зверево», 29.05.2014 г. по 30.05.2014 г. провела экспертизу профессиональной деятельности старшего воспитателя муниципального бюджетного образовательного учреждения детский сад г. Зверево Ростовской области.

Экспертная оценка проводилась в соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки России по оценке уровня квалификации педагогических работников. Экспертом проведен анализ квалификационных показателей в соответствии с педагогическими компетенциями, проанализирован самоанализ педагогического работника, проведено собеседование с заведующим МБДОУ, проанализированы методический и дидактический инструментарий старшего воспитателя.

На основании проведенной экспертной оценки удостоверяю: старший воспитатель имеет среднее специальное образование, в окончила Донской педагогический колледж, по специальности «дошкольное образование», присвоена квалификация «воспитатель детей дошкольного возраста».

Общий трудовой стаж – 20 лет, стаж педагогической работы — 20 лет, в аттестуемой должности — 10 лет, стаж работы в данном учреждении — 20 лет, квалификационная категория – не имеет.

В межаттестационный период проходила курсы повышения квалификации: ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО «Экспертиза профессиональной деятельности и оценка уровня профессиональной компетентности педагога в ходе аттестации педагогических работников в контексте Федерального Закона об Образовании в Российской Федерации», 2014 г., 72 ч.

Принимала участие в региональном семинаре-совещании «Достижение качества дошкольного и общего образования в условиях введения ФГОС средствами учебно-методических комплектов издательства «Дрофа».

За успехи в профессиональной деятельности имеет поощрения и награды:

— Грамота мэра за активную жизненную позицию и большой вклад в развитие образовательной системы,

— Благодарственное письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области за значительные успехи в воспитании детей дошкольного возраста, совершенствование воспитательного процесса, большой личный вклад в формирование нравственных основ детей,

— Диплом открытого межрегионального турнира способностей «РОстОК-IntellectУм» за организацию и проведение турнира в ДОУ, активную жизненную позицию, профессионализм, творческий подход к работе.

Необходимые для успешной реализации методической и педагогической деятельности личностные качества старшего воспитателя развиты высоко.

Она обладает высоким уровнем профессиональной культуры. Отношения с коллегами по работе строит на основе принципов гуманизма и взаимного уважения. В педагогическом коллективе стремится создать благоприятные условия для позитивного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Всегда может найти подбадривающие и искренние слова для коллег и воспитанников, делом откликается на призыв о помощи. Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого педагога.

Старший воспитатель внутренне дисциплинирована, грамотно планирует и организует свое рабочее время, распределяет текущие дела, заранее предполагает временные затраты и выполняет работу в установленный срок. Обладает широким кругозором, тактична, деликатна в общении с коллегами и обучающимися. Обладает способностью к самоконтролю, самоорганизации и самодисциплине, сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой. Умеет объективно оценивать свои возможности и адекватно принимает оценочные суждения о себе со стороны всех участников образовательного процесса.

Результаты анализа деятельности старшего воспитателя позволяют оценить степень сформированности у нее отдельных компетенций.

В области постановки целей и задач педагогической деятельности старший воспитатель характеризуется как компетентный педагог. При организации методической работы, городских мероприятий, социально-значимых проектов и акций, мероприятий детского сада старший воспитатель грамотно формулирует их цели и задачи, разрабатывает положения, подбирает содержание и формы проведения, досконально продумывает методическое и дидактическое сопровождение каждого этапа своей деятельности. Учитывает возрастные и психологические особенности аудитории. Гибко реагирует на изменение ситуации, своевременно вносит коррективы в намеченный план деятельности.

В области реализации компетентности обеспечения мотивации учебной деятельности организует работу по повышению квалификации педагогов: планирует деятельность педагогов ДОУ, разрабатывает методические материалы в помощь педагогам, ведет работу по изучению и обобщению передового педагогического опыта, посещает и анализирует занятия и воспитательные мероприятия педагогов, оказывает помощь при подготовке открытых занятий, постоянно стимулирует работу педагогов по программному обеспечению образовательно-воспитательного процесса.

При этом старший воспитатель умело мотивирует педагогов на освоение нового методического материала. Для этого она использует методы социального проектирования, проблемного обучения, методику практико-ориентированной деятельности и другие активные формы познавательной деятельности. При планировании работы педагогов ДОУ старший воспитатель учитывает их интересы, проблемы и пожелания, а также необходимость оперативно знакомить коллег с современными достижениями и требованиями педагогической науки.

Старший воспитатель умеет пробудить интерес педагогов к работе с детьми и вовлечь их в активный поиск решения поставленных проблем. Осуществляет методическую помощь педагогам в воспитательно-образовательной деятельности в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Обладает умением обыгрывать ситуацию так, чтобы стать на позицию воспитателя, отмечает даже самый маленький успех коллег. Вызывает интерес к работе с детьми, организуя педагогические, методические советы, работу по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, проводит мастер-классы. Содействует выявлению и поддержке детей, обладающих высокими интеллектуальными способностями, оказывает помощь в раскрытии их потенциала.

Старший воспитатель имеет благодарности за организацию и проведение открытого межрегионального интеллектуального турнира способностей «РостОК-IntellectУМ».

Хороший уровень мотивированности воспитанников доказывается и показателями результативности готовности детей к школьному обучению:

Проверка в ДОУ. Экспертиза деятельности ОУ.

Светлана Тюлякова
Проверка в ДОУ. Экспертиза деятельности ОУ.

В этой статье вы найдете материал который поможет Вам подготовить свое ОУ к проверке.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ

1. Организационный (10 минут)

В рамках данного этапа проходит представление экспертной группы администрации ОУ с обозначением имен и должностей экспертов и перечисление тех показателей, за которые они ответственны.

2. Знакомство с учреждением (30 минут)

В процессе знакомства администрация ОУ представляет экспертной группе кабинеты, требующие специального оснащения:

• для общеобразовательных учреждений начального, основного, среднего (полного) образования: кабинеты химии, физики, информатики, истории, географии, биологии, мастерские, кабинет обслуживающего труда, актовый зал, спортивный зал, столовая, библиотека;

• для специальных (коррекционных) образовательных учреждений: кабинет СБО, зал ритмики и ЛФК, кабинет логопеда, кабинет психолога, музыкальный зал, сурдокабинет, столовая, библиотека, помещение интерната, санузлы;

• для детских домов: спальни, комнаты для самоподготовки, игровые, комната гигиены для девочек, санузлы, медицинский блок, изолятор

• для дошкольных учреждений: группы, спальни, санузлы, спортивный зал, актовый зал, медицинский кабинет, методический кабинет

В рамках знакомства особое внимание обращается на значительные изменения, которые произошли в материально-техническом оснащении ОУ за последние 5 лет.

3. Работа с документами (1 — 2 часа)

После знакомства с учреждением экспертная группа собирается в одном кабинете, где организованы рабочие места для всех экспертов согласно озвученным показателям и собраны все документы, которые представляет ОУ в рамках процедуры аккредитации:

• Сохранение контингента. Экспертизе подлежат: статистические отчеты за последние 4 года; справки, подтверждающие продолжение обучения выбывших обучающихся за последние 3 года; заявления родителей (законных представителей) обучающихся.

• Результаты выступления обучающихся в олимпиадах. Экспертизе подлежат документы, подтверждающие участие и (или) наличие призеров на различных уровнях олимпиад, проводимых департаментом образования Нижегородской области и министерством образования РФ.

• Результативность профилактической работы по предупреждению асоциального поведения обучающихся. Экспертизе подлежит организационно-правовая документация по профилактике асоциального поведения обучающихся (положения, должностные инструкции, планы работ, программы, а так же справки из ПДН и КДН (информация представляется за 3 последних года).

• Результативность участия в конкурсах, соревнованиях, смотрах. Экспертизе подлежат документы, подтверждающие участие и (или) наличие призеров в мероприятиях, проводимых на различных уровнях. (К рассмотрению принимаются достижения обучающихся, к которым они пришли в рамках образовательного учреждения)

• Мониторинг воспитательного процесса. Экспертизе подлежат анкеты, графики, текстовые справки, отчеты за 3 последних года.

• Охват обучающихся дополнительным образованием. Экспертиза рассматривает количество направленностей, кружков и процент охвата обучающихся.

• Содержание образовательной деятельности. Экспертизе подлежит Учебный план ОУ.

• Учебно-методическое обеспечение. При проведении экспертизы рассматриваются: учебные программы по предметам и соответствующие им УМК (года издания – не более чем 5-ти летнего срока давности); демонстрационное оборудование и реактивы для проведения обязательных практических работ по предметам естественно-научного цикла; использование информационных технологий в образовательном процессе (для школ повышенного статуса); библиотечный фонд.

• Содержание воспитательной деятельности. Экспертизе подлежат: организационно-правовое обеспечение воспитательной деятельности (локальные акты, определяющие принципы воспитательной деятельности с обучающимися); планирование воспитательной деятельности (программы воспитания, дополнительные образовательные программы, планы работ, направленные на социально-нравственное, общеинтеллектуальное и общекультурное развитие); полнота реализации планов и программ.

• Инновационная образовательная деятельность. Приказы, локальные акты, должностные инструкции, программы, планы работ (за последние 3 года).

• Кадровое обеспечение. Тарификация на 1сентября текущего учебного года; план-график направления педагогов на курсы повышения квалификации и его выполнение; итоги аттестации педагогических и руководящих работников; образовательный ценз педагогов; удостоверения о прохождении курсовой подготовки.

• Организационно-правовая база деятельности ОУ. Устав ОУ, локальные акты, должностные инструкции, договор с Учредителем, договор с родителями.

• Материально-техническое оснащение образовательного процесса (в процессе знакомства с учреждением).

• Результативность коррекционно-развивающей работы

— Уровень реализации учебного плана. Учебный план, программно-методическое обеспечение коррекционных курсов: учебный план составлен на основе требований федеральных нормативных документов к учебному плану данного вида С (к)ОУ; выполняются ли установленные федеральными нормативными документами нормы учебной нагрузки по предметам (с учетом обязательных индивидуальных и групповых занятий); общеобразовательные и коррекционные курсы, обязательные групповые и индивидуальные занятия подкрепляют и дополняют друг друга, обеспечивая оптимальные условия для всестороннего развития личности учащихся (по сведениям, содержащимся в журналах).

— Уровень коррекционной работы в рамках учебной деятельности. Работа педагога, психолога, дефектолога (планирование, диагностические карты, отражающие динамику развития учащихся в рамках реально-проводимой образовательной деятельности. (за 3 года).

— Уровень сформированности трудовых навыков. Планово-программная документация по направлениям профессионально-трудовой подготовки составленная в соответствии с требованиями государственных нормативных документов для ОУ данного вида; соблюдается ли планирование занятий по направлениям профессионально-трудовой подготовки в ходе реально осуществляемой учебно-воспитательной работы (по сведениям, содержащимся в отчетной документации); содержание трудовой подготовки с одной стороны и содержание общеобразовательной подготовки, коррекционной и лечебно-профилактической работы с другой подкрепляют друг друга, обеспечивая оптимальные условия для всестороннего развития личности учащихся (по сведениям содержащимся в планово-программной документации); мониторинг профессионально-трудовой подготовки (диагностические материалы педагога по трудовому обучению, которая проводится на основе программных требований (методики, анализ, выводы, рекомендации).

— Уровень психолого-педагогической реабилитации. Планирование работы психолога, содержащее этапы взаимодействия с педагогами, воспитателями, медицинским персоналом и социальными педагогами; диагностические карты с динамикой развития обучающегося в ходе реально проводимой психолого-педагогической работы (цели, задачи, методики, анализ, выводы, причины, рекомендации, прогнозы, сроки реализации); мониторинг психолого-педагогической деятельности 3 последних года.

Дошкольные образовательные учреждения

Взаимодействие сотрудников с детьми. В процессе экспертизы оценивается: характер общего эмоционального фона, сопровождающего взаимоотношения как детей между собой, так и взрослых с детьми; характер отношения к личности ребенка со стороны сотрудников ДОУ; комплексное использование в процессе взаимодействия вербальных и невербальных проявлений; отражение в планировании воспитательно-образовательных задач, направленных на формирование коммуникативных умений и развитие коммуникативных способностей детей.

Создание условий для развития детей. В процессе экспертизы оценивается: психологическая комфортность программно-развивающего пространства; направленность программно-развивающего пространства на комплексное развитие детей; учет при организации предметно-развивающего пространства общедидактических принципов и нормативных требований.

Содержание и методы обучения и воспитания детей в различных видах деятельности и областях знаний. В процессе проведения экспертизы оценивается: уровень и качество планирования работы с детьми; направленность используемых методов воспитания и обучения на комплексное развитие детей; качество (технические умения и навыки, проявления креативности, самостоятельности, вариативность представленных работ и т. д.) продуктов детской деятельности и их использование в образовательном процессе.

Смотрите так же:  Договор без приложений действителен

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения

Результаты коррекционно-развивающей работы

Уровень коррекционной работы в рамках учебной деятельности. Работа педагога, психолога, дефектолога (планирование, диагностические карты, отражающие динамику развития учащихся в рамках реально-проводимой образовательной деятельности. (за 3 года).

Уровень психолого-педагогической реабилитации. Планирование работы психолога, содержащее этапы взаимодействия с педагогами, воспитателями, медицинским персоналом и социальными педагогами; диагностические карты с динамикой развития обучающегося в ходе реально проводимой психолого-педагогической работы (цели, задачи, методики, анализ, выводы, причины, рекомендации, прогнозы, сроки реализации); мониторинг психолого-педагогической деятельности 3 последних года.

Состояние трудовой и начальной профессиональной подготовки

Планово-программная документация по направлениям профессионально-трудовой подготовки составленная в соответствии с требованиями государственных нормативных документов для ОУ данного вида; соблюдается ли планирование занятий по направлениям профессионально-трудовой подготовки в ходе реально осуществляемой учебно-воспитательной работы (по сведениям, содержащимся в отчетной документации); содержание трудовой подготовки с одной стороны и содержание общеобразовательной подготовки, коррекционной и лечебно-профилактической работы с другой подкрепляют друг друга, обеспечивая оптимальные условия для всестороннего развития личности учащихся (по сведениям содержащимся в планово-программной документации); мониторинг профессионально-трудовой подготовки (диагностические материалы педагога по трудовому обучению, которая проводится на основе программных требований (методики, анализ, выводы, рекомендации).

Результаты лечебно-профилактической работы

При проведении экспертизы рассматриваются: списки учащихся по группам здоровья; анализ лечебно-профилактической работы с динамикой; план медицинских мероприятий (обследований, профилактики, лечения) составленный на основе требований федеральных нормативных документов для данного вида ОУ; соблюдается ли план медицинских мероприятий в ходе реально проводимой лечебно-профилактической работы (по сведениям, содержащимся в отчетной документации); стороны лечебно-профилактической работы подкрепляют друг друга, обеспечивая оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников (по сведениям, содержащимся в плановой документации).

Учебный план

Учебный план, программно-методическое обеспечение коррекционных курсов: учебный план составлен на основе требований федеральных нормативных документов к учебному плану данного вида С (к)ОУ; выполняются ли установленные федеральными нормативными документами нормы учебной нагрузки по предметам (с учетом обязательных индивидуальных и групповых занятий); общеобразовательные и коррекционные курсы, обязательные групповые и индивидуальные занятия подкрепляют и дополняют друг друга, обеспечивая оптимальные условия для всестороннего развития личности учащихся (по сведениям, содержащимся в журналах).

Для образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей

Обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников

При проведении экспертизы рассматриваются: списки учащихся по группам здоровья; анализ лечебно-профилактической работы с динамикой; план медицинских мероприятий (обследований, профилактики, лечения) составленный на основе требований федеральных нормативных документов для данного вида ОУ; соблюдается ли план медицинских мероприятий в ходе реально проводимой лечебно-профилактической работы (по сведениям, содержащимся в отчетной документации); стороны лечебно-профилактической работы подкрепляют друг друга, обеспечивая оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников (по сведениям, содержащимся в плановой документации).

Обеспечение защиты прав и интересов воспитанников

Экспертизе подлежат: личные дела воспитанников; арматурные карты; отчеты, планы работы социального педагога.

4. Подведение итогов, объявление результатов. (15 минут)

Экспертная группа объявляет результаты по каждому из показателей с пояснениями, подводит общий итог работы в данном ОУ.

Конкурс «Золушка» в рамках праздника 8 Марта В МДОУ стало традицией проводить конкурс «Золушка». Конкурс проводится в рамках праздника 8 Марта в эстетической группе «Гармония» (6-7.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» .

Педагогическая экспертиза как фактор совершенствования профессиональной компетентности учителя

На правах рукописи

ТАТАРЧЕНКОВА СВЕТЛАНА СТЕПАНОВНА

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Общая характеристика работы.

Актуальность исследования. Совершенствование профессиональной компетентности – процесс постоянный. Он длится в течение всей трудовой деятельности человека, но в определенные периоды, прежде всего кризисные для общества в целом и работника в частности, меняются цели профессиональной деятельности и возникает необходимость в переосмыслении происходящих в обществе изменений и подготовленности к решению профессиональных задач в новых условиях.

В настоящее время вошли в противоречие усложнение общественной жизни и повышение требований к результатам образования, с одной стороны, недостаточная профессиональная подготовка и быстрое моральное устаревание некогда приобретенной компетентности – с другой (С.Г. Вершловский, В.Г. Онушкин, Ю.И. Турчанинова). Проблема педагогической экспертизы становится одной из важных, поскольку вариативная и разнообразная педагогическая практика требует анализа происходящих в сфере образования процессов, результативности образовательных систем и педагогической деятельности.

В связи с проведением аттестации педагогических кадров эта проблема приобретает новый смысл. Преобладание стихийного эмпирического подхода к пониманию сущности, целей, задач и способов педагогической экспертизы профессиональной компетентности вызывает необходимость ее серьезного научного обеспечения.

Диссертационное исследование по теме «Педагогическая экспертиза как фактор совершенствования профессиональной компетентности учителя» направлено на решение актуальной задачи – повышение эффективности обучения педагогов в системе ИПК на основе комплексной диагностики и оценивания уровня профессиональной компетентности в процессе курсовой подготовки.

Как показывает анализ практики, педагогическая экспертиза вовлекает множество субъектов (руководители управлений и учреждений образования, инспекторско-методический состав, специалисты вузов и институтов повышения квалификации, независимые аттестационные службы и др.), которые оценивают профессиональную компетентность одного и того же учителя с разных, часто противоречивых позиций. При этом учитель, оставаясь лишь объектом внешней экспертизы, не владея знаниями, умениями педагогической самоэкспертизы, часто не принимает выводов и рекомендаций эксперта. В таком случае педагогическая экспертиза не становится фактором профессионального и личностного роста учителя, а иногда приводит даже к деморализации личности педагога и дестабилизации его деятельности.

Процесс повышения квалификации педагогов, который мог бы выполнить развивающую функцию и способствовать решению личностных и профессиональных проблем учителя, выявленных в ходе экспертизы, в настоящее время не ориентирует его в полной мере на рефлексивную позицию по отношению к собственной деятельности. Это связано прежде всего с тем что существует определенный разрыв между процессами диагностики профессиональной компетентности учителя, его обучением в ИПК, методической работой в школе и самообразованием. Можно предполагать, что только обучение, связанное с научно обоснованным анализом актуального уровня педагога и перспектив развития его возможностей, может претендовать на повышение квалификации специалиста, соответствующего современным требованиям.

Анализ научной литературы дает возможность выявить теоретические подходы, на которых базируется педагогическая экспертиза профессиональной деятельности. Они касаются общего понимания экспертизы как процесса выявления индивидуальных экспертных оценок, сути экспертного метода (Г.Г. Азгальдов, Л.Г. Евланов, В.А. Кутузов, А.И. Пискунов, P.M. Хвастунов, В.В. Чередниченко и др.), критериев подбора экспертов (Н.А. Китаев, В.С. Черепанов и др.), определения критериев оценки профессиональной деятельности (Б.П. Битинас, Г.В. Воробьев, В.В. Завьялов, Г.И. Хозяинов), сравнения достигнутых результатов с нормативными, эталонными (Ю.А. Конаржевский), методов рейтинга, взаимооценки и самооценки, групповой оценки профессионально-предметных, социально-психологических и организаторских качеств педагога (Л.Б. Ительсон, Б.К. Коломиец, В.И. Михеев, В.А. Сластенин и др.), этики экспертно-оценочной деятельности, ее основных принципов (М.В. Кларин, С.Н. Маслов. С.Ю. Степанов, А.И. Субетто и др.)

Проведя анализ состояния педагогической квалиметрии, составной частью которой рассматривается педагогическая экспертиза, В.И. Журавлев, Н.М. Розенберг, В.М. Полонский и др. пришли к выводу о необходимости разработки методологического обоснования для создания качественно нового критериального аппарата измерений в педагогике.

Взаимообусловленность процессов педагогической экспертизы и повышения квалификации учителя рассматривается в работах Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской (выявление отношения учителя к повышению квалификации), А.Е. Марона, Р.М. Шерайзиной (взаимодействие эксперта и педагога в процессе курсовой подготовки) и др.

Метод групповых экспертных оценок представлен в работе В.С. Черепанова, посвященной теоретическим основам педагогической экспертизы. В исследованиях Т.Г. Браже раскрываются технологии самоанализа профессиональной предметной деятельности учителя.

Однако до сих пор открытыми остаются вопросы специфики, содержания, технологии проведения педагогической экспертизы в системе повышения квалификации, ее влияния на изменение уровня профессиональной компетентности учителя.

Реализация гуманистического подхода в повышении квалификации педагогов предполагает анализ уровней самоактуализации личности учителя его персонализации в детях и развития личности учащихся. Следует отметить, что данные параметры практически не переводятся на язык педагогической квалиметрии.

В этой связи особую актуальность приобретает экспертиза, осуществляемая прежде всего на стыке субъектных опытов эксперта и самого учителя.

Таким образом, специального рассмотрения требует проблема организации педагогической экспертизы как процесса, ее взаимодействия с повышением квалификации учителя. Разрешение противоречия между потребностью в педагогической экспертизе профессиональной компетентности, с одной стороны, и недостаточной разработанностью ее как процесса – с другой, связано с созданием необходимых условий, при которых педагогическая экспертиза становится фактором совершенствования профессиональной компетентности.

Объект исследования – педагогическая экспертиза профессиональной компетентности учителя в процессе повышения его квалификации в ИПК. Предмет исследования – организационно-педагогические условия обеспечивающие влияние педагогической экспертизы на профессиональную компетентность слушателей в процессе курсовой подготовки в ИПК. Цель исследования – определить влияние педагогической экспертизы, осуществляемой в процессе обучения учителей в ИПК, на повышение их профессиональной компетентности. Задачи исследования:

I. Раскрыть сущность и специфику педагогической экспертизы профессиональной компетентности учителя в процессе повышения квалификации в условиях ИПК.

II. Определить содержание и процедуру комплексной диагностики профессиональной компетентности учителя как составной части педагогической экспертизы в ходе курсовой подготовки.

III. Разработать содержание и формы подготовки субъектов проведения педагогической экспертизы профессиональной компетентности учителя (преподавателей и слушателей ИПК).

IV. Выявить условия, при которых педагогическая экспертиза, осуществляемая в условиях ИПК, становится фактором совершенствования профессиональной компетентности учителя.

V. Разработать научно-практические рекомендации по проведению педагогической экспертизы в ходе учебного процесса в ИПК и подготовки слушателя как ее субъекта.

Мы полагаем, что педагогическая экспертиза в процессе обучения слушателей в ИПК становится фактором совершенствования их профессиональной компетентности, если:

— педагогическая экспертиза основана на системе комплексной диагностики профессиональной компетентности учителя;

— специалисты ИПК и учителя – слушатели курсов являются субъектами педагогической экспертизы, а процесс повышения квалификации в ИПК обеспечивает их подготовку к педагогической экспертизе;

— взаимосвязь процесса обучения в ИПК и педагогической экспертизы, его содержание и формы совместно с результатами экспортирования обусловливают изменения профессиональных установок учителя;

— педагогическая экспертиза, осуществляемая с позиции гуманистического подхода, создает условия для личностного и профессионального роста учителя на основе принятия и осознания учителем результатов педагогической экспертизы как стимула профессионального самосовершенствования.

Методологическая основа исследования.

Исследование опирается на методологические положения системного и комплексного подхода и его применения к изучению педагогических явлений (И.В. Блауберг, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, В.П. Симонов и др.), осуществлению педагогической квалиметрии (В.И. Журавлев. A.M. Пискунов, В.М. Полонский, М.Н. Скаткин и др.); современные теории личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский и др.); концепции подготовки и развития личности учителя в целом (Е.П. Белозерцев, З.И. Васильева, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.) и конкретно в послевузовском педагогическом образовании (Т.Г. Браже. С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, Ю.Н. Кулюткин, Н.Н. Лобанова, А.Е. Марон, Р.В. Овчарова, В.Г. Онушкин, А.Ю. Панасюк, Е.А. Соколовская, Г.С. Сухобская, Е.П. Тонконогая и др.); идеи моделирования и проектирования педагогической деятельности (Н.Д. Иванов, В.И. Михеев, Н.Ф. Талызина и др.).

Решение поставленных задач осуществлялось с использованием теоретических и эмпирических методов исследования: анализ основной и смежной литературы по проблеме исследования, учебной документации ИПК: системно-структурный подход; педагогическое наблюдение; моделирование; изучение практики педагогической экспертизы; экспертное оценивание: включенное наблюдение за процессом повышения квалификации педагогов, педагогический эксперимент; анкетирование; методы математической статистики для обработки результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогическая экспертиза – это процесс анализа и вынесения оценочных суждений о профессиональной компетентности учителя и процесс рефлексии с этих позиций его деятельности. Она выступает фактором совершенствования профессиональной компетентности учителя в том случае, если наряду с диагностической и контрольно-оценочной она выполняет стимулирующую, прогностическую и конструктивную функции.

2. Поскольку профессиональная компетентность является интегральным системным образованием, ее экспертиза осуществляется на основе комплексной диагностики, которая предполагает исследование профессиональных установок, отношения к педагогической деятельности, уровня профессиональных знаний, умений и результатов деятельности.

3. Субъекты педагогической экспертизы, преподаватели, методисты и слушатели курсов в процессе повышения квалификации обучаются способам ее проведения, анализу и интерпретации, предъявлению ее результатов, а также процедуре функционально-ролевого взаимодействия специалистов в этом процессе. Таким образом, педагогическая экспертиза выступает не как самоцель, а является, с одной стороны, условием для дальнейшего личностного и профессионального роста и самосовершенствования учителя; с другой стороны, определяет пути модификации учебных планов и образовательных программ ИПК на диагностической основе и с учетом перспектив развития педагогов.

4. Педагогическая экспертиза становится фактором профессионального роста, если ее цели и результаты принимаются педагогом, способствуют изменению его профессионально-личностных качеств и становлению его как субъекта – эксперта профессиональной деятельности.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем:

— дано обоснование сущности педагогической экспертизы и ее специфических функций в совершенствовании профессиональной компетентности учителя:

— представлена система комплексной многофункциональной диагностики профессиональной компетентности учителя в процессе повышения квалификации;

— определены содержание и формы подготовки субъектов педагогической экспертизы в ИПК,

Смотрите так же:  Договор общества и филиала

— исследован процесс влияния педагогической экспертизы на профессиональный рост учителя;

— выявлены условия, при которых педагогическая экспертиза становится фактором совершенствования профессиональной компетентности учителя в процессе курсовой подготовки.

Практическая значимость определяется разработкой методического обеспечения педагогической экспертизы на курсах повышения квалификации как фактора совершенствования профессиональной компетентности учителя, представленного в виде комплектов материалов для преподавателей ИПК и учителя.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются методологической базой исследования, сочетанием различных подходов и методов исследования, его логической структурой, экспериментальной проверкой теоретических положений и воспроизводимостью результатов.

Опытной и экспериментальной базой исследования явились Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования; информационно-методические центры гг. Архангельска, Северодвинска, Котласа, Коряжмы, сельских районов Архангельской области. Опытно-экспериментальная работа проводилась со слушателями аттестационных и проблемных курсов, курсов повышения квалификации (193 человека).

Апробация исследования и внедрение его результатов в практику.

Ход исследования и его результаты докладывались на научно-практических конференциях в гг. Санкт-Петербурге и Москве (1995-1996 гг.), на зональном совещании ректоров ИПК (1996), межвузовских и институтских конференциях в г. Архангельске (с 1993 г.), семинарах начальников управлений образования, заведующих информационно-методических центров, руководителей образовательных учреждений (с 1995 г.), областных Ломоносовских чтениях (1996 г.), аттестационных курсах (с 1994 г.), излагались в публикациях.

Исследование проводилось в три основных этапа.

Первый этап (1993-94 гг.) включал анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, накопление эмпирических данных по теме исследования, проведение поискового эксперимента.

Второй этап (1994-95 гг.) состоял в проектировании процесса педагогической экспертизы и проведении формирующего эксперимента.

Третий этап (1995-96 гг.) заключался в статистической обработке, обобщении, оформлении и внедрении результатов исследования в практику деятельности ИПК.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, 16 приложений, содержит 21 таблицу, 7 схем, 10 рисунков.

Основное содержание работы.

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяются предмет, объект и цель исследования, выдвигается гипотеза, формулируются задачи, раскрываются методы, теоретическая и практическая значимость исследования, его научная новизна.

В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования проблемы педагогической экспертизы профессиональной компетентности учителя» представлены результаты концептуального анализа широкого круга проблем, контекстно связанных с понятием «педагогическая экспертиза», рассматриваются вопросы истории, становления современной практики педагогической экспертизы, ее роли в повышении квалификации педагога, проводится теоретический анализ педагогической экспертизы как социально-педагогического феномена, раскрываются методологические, психолого-педагогические предпосылки и концептуальные основы педагогической экспертизы как фактора совершенствования профессиональной компетентности учителя. В главе представлена также система комплексной диагностики профессиональной компетентности учителя.

Педагогическая экспертиза в целом рассматривается как процесс экспертного анализа и предъявления оценочных суждений о профессиональной компетентности учителя и рефлексии им собственной деятельности. Подчеркивается значимость положения: педагогическая экспертиза не является самоцелью, а служит, с одной стороны, условием для дальнейшего личностного роста учителя, его самоэкспертизы и самосовершенствования, с другой – определяет пути моделирования и модификации учебных планов и программ ИПК на диагностической основе и с учетом перспектив развития педагога. В силу этого педагогическая экспертиза выступает фактором совершенствования профессиональной компетентности учителя, если наряду с диагностической выполняет позитивно стимулирующую, прогностическую и конструктивную функцию.

Делая вывод о том, что педагогическую экспертизу можно рассматривать как социально- педагогический феномен, так как ее целью и результатом является профессиональный и личностный рост учителя, а следствием – развитие личности ученика.

Педагогическая экспертиза рассматривается как часть педагогической квалиметрии (по типу – групповая, индивидуальная, рефлексивная; по форме контакта – очная и заочная; по форме предъявления материалов – устная и письменная; по отношению к объекту – открытая, закрытая, полузакрытая; по способам получения информации – прямая и косвенная; по субъектам – внешняя, внутренняя, самоэкпертиза; по целям – констатирующая, прогнозирующая, формирующее-развивающая).

В главе раскрывается, как процесс и процедура педагогической экспертизы реализуются в системе отношений «человек-человек». Высокая личная и социальная значимость экспертизы обуславливает необходимость знания и учета психологических механизмов ее влияния и соблюдения определенных социальных и психолого-педагогических условий.

В качестве особо значимых выделяются следующие положения: педагогическая экспертиза создает базу для изменения субъективной системы отношений педагога к тем или иным явлениям педагогической реальности. На основе отношений к профессиональной деятельности меняются профессиональные установки и ценностные ориентации, которые обуславливают новые мотивы и соответствующие потребности деятельности учителя:

влияние педагогической экспертизы осуществляется через следующие психологические механизмы: когнитивного консонанса, т.е. совпадения понимания целей, задач, критериев и результатов педагогической экспертизы с самоэкспертизой учителя; идентификации собственной профессиональной деятельности с эталонами; принятия результатов комплексной экспертизы в их соотношении с эталонами; интериоризации идеальных (объективных) профессиональных установок на основе педагогической экспертизы; экспертиза профессиональной компетентности осуществляется на основе комплексной по содержанию и полифункциональной по субъектам и объектам диагностики.

Комплексная диагностика профессиональной компетентности педагога – это углубленный, всесторонний анализ его личности со стороны ценностных ориентаций, профессиональных установок и профессионально-личностных качеств, педагогического общения и педагогической деятельности, направленный на решение практических задач; гармонизацию личности педагога и повышение эффективности процессов повышения квалификации и педагогической экспертизы. Обширное поле диагностики позволяет судить о комплексном характере ее методов (педагогических, психологических, социологических). Для реализации междисциплинарного, комплексного подхода и интеграции полученного знания необходимо также использование математико-статистических методов.

Педагогическая экспертиза осуществляется разными экспертами-диагностами, которых объединяет единый предмет – профессиональная компетентность. Тогда становится необходимым принятие общих принципов организации комплексной диагностики: единства диагностики профквалификации; единства внешней, внутренней и самоэкспертизы; личностно-ориентированного и гуманистического подхода; профессиональной компетентности, разделения функций и взаимодействия экспертов.

Взаимодействие экспертов в процессе комплексной диагностики определяется различными алгоритмами их деятельности в зависимости от характера и содержания курсов.

Полный цикл комплексной диагностики может быть реализован на аттестационных курсах и состоит из трех этапов: входная диагностика по выявлению образовательных мотивов и потребностей профессиональных установок и мотивов педагогической деятельности слушателей; комплексная диагностика, целью которой является выявление динамики изменений и оценка эффективности педагогической экспертизы и повышения квалификации (схема 1).

Схема 1. Диагностический процесс на курсах повышения квалификации.

Во второй главе «Взаимодействие процессов повышения квалификации и педагогической экспертизы профессиональной компетенции учителя» показана роль ИПК в осуществлении педагогической экспертизы. Дан анализ результатов педагогической экспертизы профессиональной компетентности учителя в процессе опытно-экспериментальной работы, рассмотрены организационные и психолого-педагогические условия эффективной организации педагогической экспертизы, сформированы основные позиции, характеризующие процесс педагогической экспертизы в ИПК как фактор повышения профессиональной компетентности учителя.

Повышение квалификации педагога – есть рост его профессиональной компетентности на основе изменения негативных и формирования новых позитивных профессиональных установок учителя в процессе обучения.

По статусу ИПК является единственной структурой образования, которая может соединить процессы повышения квалификации и педагогической экспертизы.

Взаимодействие указанных выше процессов может быть реализовано как на структурном, так и на операциональном уровнях.

Целью процесса педагогической экспертизы является совершенствование профессиональной компетентности учителя, развитие его личностных, творческих ресурсов на основе оценки их актуального уровня и обозначения возможных перспектив.

Содержание педагогической экспертизы соответствует блокам профессиональной компетентности, выявляемым с помощью адекватно подобранного диагностического инструментария.

Основными методами экспертизы являются: собеседование, зачет, экзамен, анкетирование, социологическое исследование, компьютерная диагностика, самодиагностика, экспертные оценки и др. Педагогическая экспертиза использует инструментальные, компьютерные, технические, статистические, демонстрационные, рефлексивные и другие средства. Она проводится в различных формах: практикум по педагогической рефлексии, контрольная для взрослых, трибуна передового педагогического опыта, исследовательские и деловые игры, тренинг, самоэкспертиза, взаимоэкспертиза, внешняя экспертиза по заданным критериям и др.

Взаимодействие процессов экспертизы и повышения квалификации может быть рассмотрено со стороны целей, результатов, содержания, методов, средств и субъектов, а также со стороны конкретных процедур-операций. Оно способствует взаимному повышению эффективности названных процессов. Однако это происходит лишь в том случае, если субъекты указанных процессов вполне осознают сущность и специфику каждого из них, когда существуют и организационно отработаны механизмы прямой и обратной связи через систему управления. В условиях ИПК такими управляющими звеньями являются: лаборатория профдиагностики, аттестационные комиссии, экспертный совет и учебный отдел.

В заключении диссертации отмечены основные теоретические и практические результаты проведенного исследования.

Экспериментальное исследование, проведенное на базе Архангельского ИПК, показало, что педагогическая экспертиза, включенная в процесс повышения квалификации учителя и взаимодействующая с ним, дает положительные результаты. Они отражаются в позитивной динамике профессиональных установок, ценностных ориентаций, уровне обучающей и экспортирующей деятельности, их мотивов, отношении к обучению.

До обучения и экспертизы исследование выявило ряд тенденций, вызывающих определенную неудовлетворенность преподавателей-экспертов: доминирование конформной, эгоистической, авторитарной центраций деятельности учителя при снижении гуманистической; стремление давать социально желательные ответы, гиперсоциализированность; преобладание результативности по функциональному, а не личностному аспекту обучающей деятельности; несбалансированность практического и теоретического компонентов профессиональности; слабый интерес к таким источникам информации, как научная опытно-экспериментальная работа, профессиональное общение, обучение; недостаточная развитость гностических, развивающих, оценочных умений; недостаточные возможности в овладении новыми педагогическими парадигмами и дидактическими системами: преобладание узколичностных, социально-позиционных мотивов обучения.

Однако в процессе повышения квалификации и педагогической экспертизы произошли существенные позитивные изменения во всех указанных параметрах. Анализ эффективности педагогической экспертизы как фактора повышения квалификации педагога проводился на основе специально разработанных критериев: принятие учителем результатов внешней экспертизы, согласование результатов внешней экспертизы и самоэкспертизы, изменение профессиональных установок педагога на основе ценностных ориентаций, изменение мотивов педагогической деятельности на основе психологических центраций, изменение мотивов повышения квалификации. По каждому критерию были разработаны признаки – индикаторы.

В итоге работы выявлено, что 88% учителей понимают необходимость экспертизы для профессионального роста, у 77% выявлено безоценочное отношение к ее процедуре, 72% педагогов чувствовали себя комфортно во время экспертизы, 88% безусловно приняли ее субъективно, у 83% возникла потребность в позитивных изменениях личности, деятельности и общения. Следовательно, большая часть педагогов продемонстрировали высокий уровень принятия педагогической экспертизы.

Аналогичные результаты получены по второму и третьему критериям. Так, общий уровень согласованности результатов внешней и самоэкспертизы оценили как высокий 31%, средний – 46% и недостаточный – 11% слушателей. На первое место вышли такие ценностные ориентации, как самореализация личности, гуманистическая направленность личности. Установился определенный баланс между ценностями познавательного плана, нравственными ценностями, творческого самовыражения и прагматическими. Авторитарные (22 б.) и эгоистические (20 б.) центрации, определяющие мотивы профессиональной деятельности, уступили место гуманистической (20 б.) и познавательной (15 б.) направленности. На заключительном этапе обучения доминирующими выступили мотивы: широкие познавательные (60%), самообразования (51%), профессионального самоопределения (43%).

Следует также отметить позитивную динамику отношения слушателей к обучению на курсах, структур их профессиональных установок в процессе повышения квалификации и педагогической экспертизы, объективацию и сближение экспертных оценок педагогов, руководителей школ, преподавателей ИПК (таблицы 1, 2, 3, 4).

Так, диагностика отношения слушателей к обучению на курсах (табл. 1) свидетельствует, что к концу курсов снизилась нацеленность учителя на обязательное получение новых технологий, профессиональной информации в готовом виде, краткосрочность курсов. В то же время изменилось отношение к дискутированию, обмену опытом, исследовательской работе.

В таблице 2 мы видим в целом изменения ориентации слушателей на детей (Д), учебный процесс (П), снижение значимости Э-компонента (собственные интересы), и В-компонента (внешние факторы), что можно объяснить достижением цели пребывания на курсах.

Таким образом, результаты экспериментального исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и правильность теоретических и методологических позиций, достаточную валидность и надежность методов и инструмента для диагностики.

Таблица 1. Динамика выбора отдельных суждений опросника в процентах

Другие публикации:

  • Сколько пенсия у российских военных Военная пенсия в 2018 году Военная пенсия в 2018 году Согласно российского пенсионного законодательства военная пенсия в 2018 году положена гражданам, которые имеют выслугу срок службы от 20 лет (военная служба, служба в ОВД, ГПС, ФСИН и т.п.) или достигших […]
  • Компенсация по вкладам в россии Какую компенсацию по вкладам Сбербанка стоит ждать в 2018 Содержание статьи: Компенсация по вкладам Сбербанка 2018 – частичное или полное возвращение денег вкладчикам, которые открыли депозит до 20 июня 1991 г. и потеряли свои «замороженные» сбережения в […]
  • Налог на имущество в 2019г До 2020 года налог на недвижимость увеличится в несколько раз Постепенное увеличение налога на квартиры и нежилую недвижимость от полутора до десяти раз ожидает россиян в течение ближайших пяти лет. Закон, регламентирующий это повышение, подписал президент […]
  • Левшина вероника михайловна нотариус Левшина Вероника Михайловна Услуги, контакты, отзывы Левшина Вероника Михайловна Краткая справка Нотариус Левшина приступил к выполнению обязанностей в 1994 году. Регистрационный орган - Московская Областная Нотариальная Палата, приказ о назначении - №238 от […]
  • Заявление на получение компенсаций сбербанк Компенсация вкладов, открытых до 1991г. на 2018 - 2020 годы Компенсация вкладов, оформленных до 1991 года В 2018 году продолжится выплата компенсаций по вкладам, размещённым до 1991 года Гражданами РФ в Сберегательном банке Российской Федерации, которые […]
  • Налог на прибыль в медицинских учреждениях Налог на прибыль: применение нулевой ставки образовательными и медицинскими организациями Условия применения льготного налогообложения По общему правилу, установленному п. 1 ст. 284 НК РФ, налоговая ставка по налогу на прибыль равна 20%, за исключением […]

Вам также может понравиться