Экологические требования при вводе объектов в эксплуатацию

Статья 44. Экологические требования при вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов

1. Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов производится

при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных

проектом, по актам приемочных комиссий, создаваемых с участием представителей

специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации

в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического

2. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными

технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации

вредных отходов, выбросов и сбросов до уровня предельно допустимых нормативов,

средствами контроля за загрязнением окружающей природной среды, без завершения

запроектированных работ по охране природы, рекультивации земель, оздоровлению

окружающей природной среды.

3. Председатель и члены приемочных комиссий несут персональную ответственность

за нарушение порядка приемки объектов в соответствии с законодательством Российской

Принятый 19 декабря 1991 г. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» знаменует новый этап в развитии российского экологического законодательства как законодательства нового поколения.

Характер нарушения природной окружающей среды при возведении подземной части зданий и сооружений разнообразен, причем на этот характер существенное влияние оказывает вид выполняемых … Федеральный закон Об охране окружающей среды.

В Законе РФ «Об охране окружающей среды» содержатся наиболее общие принципы оценки и возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения.

Юридическая ответственность является следствием совершенного экологического правонарушения. Понятие его содержится в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды».

Так, Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. был назван «Об охране окружающей природной среды». Во многих отечественных работах правильно указывается на некорректность понятия «окружающая среда».

В общем виде направления экономического стимулирования охраны окружающей среды определены в ст. 24 Закона «Об охране окружающей природной среды». Они включают: • установление налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим.

Согласно ст. 89 Закона об охране окружающей природной среды, при определении величины вреда здоровью граждан должны учитываться необходимые затраты на восстановление здоровья, упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с.

При этом под лимитами понимаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, предусмотренные ст. 27 Закона «Об охране окружающей природной среды» и временно согласованные нормативы (ст.45).

В то же время Закон «Об охране окружающей природной среды» предусматривает возмещение вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды (ст. 89).

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» выделяет два вида экологического страхования – добровольное и обязательное государственное страхование предприятий, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и.

Эколого-правовые требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию предприятий и проблемы их совершенствования

В. В. Круглов, заведующий кафедрой земельного и экологического права УрГЮА, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор,

О. А. Пучков, доктор юридических наук, профессор кафедры теории государства и права УрГЮА

В условиях переходного периода к рыночной экономике важное значение имеет правовое обеспечение охраны окружающей среды в хозяйственной деятельности. Это предполагает, прежде всего, совершенствование всей системы правовых экологических требований, с точки зрения их полноты и достаточности для решения экологических задач, соответствия условиям переходного периода к рыночной экономике.

Эколого-правовые требования к сфере хозяйственной деятельности сформулированы в федеральном и региональном экологическом законодательстве. По своему содержанию они весьма многочисленны. Поэтому для анализа этих требований необходимо их определенным образом сгруппировать.

С позиций системного подхода эколого-правовые требования в рассматриваемой области в зависимости от содержания и целевой направленности можно подразделить на два вида. Это эколого-правовые требования, сформулированные в действующем законодательстве:

а) применительно к хозяйственной деятельности в целом, которые распространяются на все субъекты и стадии хозяйственной деятельности. Эколого-правовые требования содержатся, прежде всего, в статьях Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»1, закрепляющих принципы, нормативы, приоритеты, правила охраны окружающей среды и природопользования;

б) касающиеся отдельных стадий хозяйственной деятельности. В частности, при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию предприятий. Они включают конкретные эколого-правовые требования, конкретизирующие общие правовые экологические требования, адресованные отдельным стадиям хозяйственной деятельности с учетом специфики их экологических задач.

При этом правовые экологические требования в рассматриваемой области должны вытекать из целей и задач охраны окружающей среды на отдельных стадиях хозяйственной деятельности и включать:

– обеспечение сохранения природной среды, а также недопущение ухудшения ее качества;

– недопущение ухудшения состояния отдельных природных объектов;

– недопущение ухудшения состояния и обеспечение функционирования особо охраняемых природных комплексов;

– недопущение отрицательного влияния производственных предприятий на здоровье населения.

Кроме того, эколого-правовые требования, касающиеся отдельных стадий хозяйственной деятельности, можно классифицировать с учетом:

а) комплексного характера охраны природной среды;

б) особенностей рационального использования и охраны отдельных природных объектов.

Рассмотрим эколого-правовые требования, касающиеся отдельных стадий хозяйственной деятельности.

Во-первых, при размещении предприятий и производственных объектов в соответствии с Законом об охране окружающей среды, необходимо обеспечить, в частности:

– выполнение природоохранных требований;

– восстановление природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, экологической безопасности с учетом ближайших (отдаленных) экологических, экономических, иных последствий их эксплуатации;

– приоритет сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия;

– соблюдение правовых экологических требований при выборе места строительства объекта;

– принятие решения при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;

– учет результатов референдумов, который затрагивает законные интересы граждан;

– выполнение санитарных правил и установление их санитарно-защитных зон при размещении объектов.

В федеральном природоресурсном законодательстве предусматриваются дополнительные правовые экологические требования в рассматриваемой сфере. К их числу относятся, в частности:

– обеспечение сохранения среды обитания и условий размножения, нагула, отдыха и путей миграции объектов животного мира, неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий (ст. 22 ФЗ о животном мире);

– соблюдение нормативов качества атмосферного воздуха, учета фонового уровня, прогноза изменения его качества (ст. 16 ФЗ об охране атмосферного воздуха);

– учет влияния объекта на состояние вод и природную среду, согласование места строительства предприятий и объектов с органами управления использованием и охраной водного фонда, охраны окружающей среды, использованием и охраной природных ресурсов, органом санитарно-эпидемиологического надзора (ст. 105 Водного кодекса РФ);

– согласование размещения и определения места строительства производственного предприятия и объекта с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством, проведение государственной экологической экспертизы проекта (ст. 65 Лесного кодекса РФ).

К сожалению, анализ правовых требований по охране отдельных природных объектов при размещении предприятий и производственных объектов показывает, что рассматриваемые правовые требования пока не согласуются между собой, а также и с общими эколого-правовыми требованиями.

Во-вторых, эколого-правовые требования при проектировании предприятий и объектов сформулированы в:

а) федеральных законах «Об охране окружающей среды» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»2. К их числу относятся, в частности, следующие правовые экологические требования:

– обеспечение учета нормативов допустимой антропогенной нагрузки на природную среду;

– проведение мероприятий по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды;

– запрещение изменения стоимости проектных работ и утвержденных проектов за счет исключения из них природоохранных мер;

– соблюдение санитарных правил;

б) законодательных и иных нормативных правовых актах федерального природоресурсного законодательства. К ним относятся следующие правовые требования, в частности:

– обеспечение соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха, уменьшения выбросов вредных веществ, их обезвреживания (Закон об охране атмосферного воздуха);

– сохранение среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий (Закон об охране животного мира);

– учет влияния объектов на состояние вод и природную среду и создание замкнутых систем технического водоснабжения;

– проектирование прямоточных систем при положительном заключении государственной экспертизы на предпроектную и проектную документацию и экологической экспертизы (Водный кодекс РФ).

Правовые требования по охране отдельных объектов при проектировании предприятий и производственных объектов также не согласуются между собой и общими эколого-правовыми требованиями.

В-третьих, экологические требования при строительстве (реконструкции) предприятий и объектов содержатся в:

а) Законе об охране окружающей среды. Правовые экологические требования включают, в частности:

– соблюдение природоохранных, санитарных и строительных требований;

– выполнение мер по охране и восстановлению окружающей среды, рекультивации земель и благоустройству территорий;

– недопущение осуществления строительства (реконструкции) объектов до утверждения проектов и отвода земель или с нарушением проектов, или по проектам, не прошедшим экологическую экспертизу;

– недопущение изменения утвержденных проектов в ущерб правовым экологическим требованиям;

б) федеральном природоресурсном законодательстве. Сюда относятся следующие правовые требования:

– обеспечение учета влияния объекта на состояние вод и природную среду, создание замкнутых систем технического водоснабжения (ст. 105 Водного кодекса РФ);

– сохранение среды обитания и условий размножения, нагула, отдыха и путей миграции объектов животного мира, неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий (ст. 22 Закона о животном мире);

– соблюдение нормативов качества атмосферного воздуха; запрещение строительства предприятий и объектов, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя, ухудшению здоровья людей, природной среды, уничтожению генетического фонда растений и животных, негативному воздействию на земли, леса, недра, воды или весь природный комплекс (Федеральный Закон «Об охране атмосферного воздуха»3).

Правовые требования по охране отдельных объектов при строительстве предприятий и объектов также не всегда согласуются между собой и общими эколого-правовыми требованиями.

В-четвертых, правовые экологические требования при вводе в эксплуатацию предприятий и объектов содержатся в:

а) Законе об охране окружающей среды. Экологические требования включают, в частности:

– выполнение в полном объеме правовых экологических требований, предусмотренных проектами;

– запрещение ввода в эксплуатацию производственных предприятий и объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, техническими средствами и технологиями, обеспечивающими выполнение правовых экологических требований;

– запрещение ввода предприятий и объектов без завершения предусмотренных проектами работ по охране и восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий;

– руководители и члены комиссий по приемке в эксплуатацию производственных предприятий, объектов несут ответственность за приемку в эксплуатацию объектов, не соответствующих требованиям экологического законодательства;

б) федеральном природоресурсном законодательстве. Экологические требования, в частности, включают:

– обеспечение учета влияние предприятия и производственного объекта на состояние вод и природную среду; запрещение ввода в эксплуатацию предприятий и объектов без установления зон санитарной охраны и пунктов наблюдения за состоянием вод, не оборудованных сооружениями по учету забираемых и сбрасываемых вод и их очистке; ввод водозаборных и сбросовых сооружений без рыбозащитных устройства (ст. 105 Водного кодекса РФ);

– запрещение превышения нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух (Закон об охране атмосферного воздуха);

в) законодательстве Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях. К числу правовых требований относятся, в частности:

– недопущение ввода в эксплуатацию производственных предприятий и объектов в заповедниках;

– ввод объектов в пределах заказников, национальных и природных парков, противоречащих их целям и задачам и могущих причинить вред природной среде.

Таким образом, изучение и анализ системы эколого-правовых требований при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных объектов, показывает, что в действующием экологическом и природоресурсном законодательстве предусматриваются гарантии эффективного функционирования будущего предприятия с точки зрения охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

В то же время следует отметить, что правовые требования по охране отдельных объектов при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных предприятий и объектов не всегда согласуются между собой и общими эколого-правовыми требованиями.

Все это не может не сказаться на природоохранительной деятельности производственных предприятий и объектов при его эксплуатации.

В связи с этим действующее в настоящее время федеральное и региональное экологическое и природоресурсное законодательство нуждается в необходимых изменениях и дополнениях:

Во-первых, в Законе об охране окружающей среды целесообразно предусмотреть специальную статью о правовых экологических требованиях в природопользовании.

В соответствии с положениями Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует внести изменения в федеральное и региональное природоресурсное законодательство Российской Федерации.

Во-вторых, правовые требования по охране отдельных объектов при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных предприятий и объектов должны быть конкретизированы в нормативных актах гражданского, хозяйственного, административного, трудового, финансового, градостроительного и других отраслей законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок и условия размещения, проектирования, строительства и реконструкции, а также ввод в эксплуатацию предприятий и производственных объектов.

В-третьих, для реализации эколого-правовых требований при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных предприятий и объектов должна быть разработана система организационных, правовых (включая меры юридической ответственности), экономических, технических, идеологических и иных мер.

Таковы эколого-правовые требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных предприятий.

Лекция 7. Правовая охрана окружающей среды в промышленности, энергетике и военной деятельности

7.1. Экологические требования при размещении, строительстве и эксплуатации промышленных объектов. Экологическая паспортизация предприятий

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве и эксплуатации промышленных объектов (ст. 34). Устанавливается, что экологические требования в качестве административных предписаний должны соблюдаться при размещении, строительстве и эксплуатации промышленных объектов, оказывающих как прямое, так и косвенное негативное воздействие на окружающую среду.

На этапах принятия решений о размещении промышленных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Достижению этих целей способствует:

– правило о том, что строительство промышленных объектов должно осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды;

– запрет строительства промышленных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды (ст. 37);

Смотрите так же:  Согласие страхование осаго

– возможность ввода в эксплуатацию промышленного объекта при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды;

– запрет ввода в эксплуатацию промышленных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ (ст. 38).

Признаками самовольного строительства, закреплёнными в ст. 222 ГК РФ, являются возведение строения, сооружения и иного недвижимого имущества, обладающего одним из признаков либо их совокупностью, а именно:

– созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей, в порядке, установленном законом и иными правовыми актами;

– созданное без получения на это необходимых разрешений;

– созданное с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.

При эксплуатации промышленного объекта юридические и физические лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий.

Значимым предварительно-разрешительным этапом некоторых видов промышленной деятельности является наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» определяет объекты государственной экологической экспертизы как федерального, так и регионального уровней (ст. 11, 12). Непосредственно относящимися к промышленной деятельности являются следующие объекты:

– материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

– проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;

– проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I – V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I – V классов опасности.

Отдельные природоохранные требования содержатся в специальных законах. Так, ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» содержит следующие требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной деятельности:

– должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий;

– должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности.

В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (Министерство природных ресурсов и экологии – Минприроды, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования – Росприроднадзор).

К специальному нормативному правовому регулированию также можно отнести Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», которым устанавливается обязательность страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте. Страхование осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

В качестве экологической стандартизации в промышленной деятельности в России утверждён экологический паспорт природопользователя (Постановление Госстандарта России от 11.09.2000 № 218-ст). Стандарт устанавливает основные положения по построению, изложению, оформлению и заполнению типовых форм экологического паспорта природопользователя и рекомендуется для разработки и ведения юридическими лицами, независимо от форм собственности осуществляющими хозяйственную или иные виды деятельности и оказывающими воздействие на окружающую природную среду.

Природопользователь разрабатывает экопаспорт за счет собственных средств. Экопаспорт должен быть утвержден руководителем природопользователя и согласован с территориальным подразделением специально уполномоченного государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды.

Информационная база экопаспорта должна поддерживаться в режиме постоянной корректировки. В случае перепрофилирования или изменения технологии производства, замены оборудования, сырья или материалов, сокращения или увеличения количества источников вредного воздействия на окружающую природную среду, изменения формы собственности природопользователь должен вносить дополнения или корректировки в экопаспорт.

Информационная база экопаспорта может быть использована для разработки проектов нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов), лимитов размещения отходов, для расчета платы за загрязнение окружающей природной среды, установления налоговых льгот и других целей.

В экопаспорте отражаются: общие сведения о природопользователе, эколого-экономические показатели, сведения о выпускаемой продукции, краткая характеристика производств, сведения о потреблении энергоносителей, эколого-производственные показатели, сведения о землепользовании, сведения о разрешениях (лицензиях) на природопользование и природоохранную деятельность, план природоохранных мероприятий. К эколого-производственным показателям относят:

– основные производственные фонды, используемые для охраны окружающей природной среды,

– затраты на окружающую природную среду, заложенные в себестоимость выпускаемой продукции и в балансовую прибыль природопользователя;

– сведения по использованию природных ресурсов;

– количество источников выбросов;

– водопотребление и водоотведение, наличие очистных сооружений, объемы ливневых и сточных вод;

– характеристику промышленных и бытовых отходов, сведения по их образованию, движению и размещению.

Экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности

Экологические требованиязакона сформулированы раз­дельно для размещения, проектирования, строительства, реконст­рукции, ввода в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.

При строительстве объекта обязательны следующие требо­вания (ст.43 Закона «Об охране окружающей природной среды»):

— строительство разрешается только по проекту, прошедше­му экологическую экспертизу;

— ведение строительных работ до утверждения проекта и от­вода земельного участка в натуре запрещается;

— при ведении строительных работ должны соблюдаться ме­ры по охране природы;

— при нарушении требований по охране природы в период ведения строительных работ производится их приостановка с одно­временным прекращением финансирования этих работ учреждением соответствующего банка.

При вводе в эксплуатацию (ст. 44):

— ввод объекта в эксплуатацию осуществляется только при условии выполнения в полном объеме всех экологических требова­ний;

— запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспечен­ных современными технологиями по охране природы и без завер­шения запроектированных работ по охране природы.

При эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности (ст.45):

— предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать меры и соблюдать установленные нормативы по сохра­нению окружающей природной среды;

— выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов до­пускается на основе разрешения, выданного специальным, уполно­моченным на то органом РФ в области охраны окружающей при­родной среды;

-до перехода на нормативы ПДК и ПДС могут быть уста­новлены временно согласованные нормативы (лимиты) выбросов и сбросов с одновременным утверждением плана снижения объемов выбросов или сбросов до предусмотренных предельных нормативов;

— нарушение требований по охране окружающей природной среды ведет за собой приостановку и даже прекращение деятельно­сти предприятий и организаций по предложению специальных уполномоченных на то органов РФ в области охраны окружающей природной среды с одновременным прекращением финансирования указанной деятельности учреждением банка;

— перепрофилирование деятельности предприятий и органи­заций производится только по согласованию с органами РФ в облас­ти охраны окружающей природной среды и санитарно-эпиде­миологического надзора.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Экологические требования при вводе в эксплуатацию хозяйственных и иных объектов;

Экологические требования при строительстве и реконструкции хозяйственных и иных объектов

Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды. При осуществлении строительства и реконструкции объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Экологические требования к строительству, реконструкции предприятий, сооружений и иных объектов: 1.Строительство, реконструкция предприятий, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы, в строгом соответствии с действующими природоохранительными, санитарными, а также строительными нормами и правилами. 2. Запрещается строительство, реконструкция объектов до утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре. Не допускается изменение утвержденного проекта или стоимости проектных работ в ущерб требованиям экологической безопасности. 3.При выполнении строительных работ принимаются меры по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, рекультивации земель и других ресурсов, благоустройству территории и оздоровлению окружающей природной среды. 4. Нарушение требований, изложенных в настоящей статье Закона, влечет за собой приостановление строительных работ до устранения отмеченных недостатков по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора с одновременным прекращением финансирования этих работ учреждением соответствующего банка.

Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством РФ.

Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов:

1. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

2. обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

3. Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.

Меры воздействия за нарушение природоохранных требований:

При нарушении природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Блоги Экологическая безопасность

Экологические требования при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации гидротехнических сооружений

В. В. Абрамов , директор по безопасности и режиму ООО «УГМК Холдинг», кандидат юридических наук В России насчитывается около 3?млн гидротехнических сооружений (ГС) – в основном это водохранилища и накопители различного назначения.

В. В. Абрамов , директор по безопасности и режиму ООО «УГМК Холдинг», кандидат юридических наук.

В России насчитывается около 3?млн гидротехнических сооружений (ГС) – в основном это водохранилища и накопители различного назначения. Большая часть гидротехнических сооружений принадлежит различным субъектам хозяйствования (65?% водохранилищ объемом 1 млн кубометров и 62?% – объемом более 1 млн кубометров). В государственной собственности находится немногим более 3?% водохранилищ объемом менее 1 млн кубометров, около 8?% водохранилищ объемом более 1 млн кубометров и свыше 29?% накопителей жидких отходов. Более 400 сооружений находятся в аварийном состоянии, 300 из них вообще не имеют собственника, представляя реальную угрозу населению и объектам экономики. Однако российское законодательство о гидротехнических сооружениях не отвечает в полной мере современным требованиям, не может эффективно противостоять существованию «бесхозных» гидросооружений. Все это приводит к значительному экономическому ущербу, особенно в период паводков, при прорыве дамб.

При строительстве ГС нередко наносится вред окружающей среде, поскольку часть земель затопляется, прибрежные леса вырубаются. Вред причиняют и многие действующие гидротехнические сооружения. Большинство аварийных ГС эксплуатируются с нарушением требований законодательства о декларировании безопасности гидротехнических сооружений 1 .

Все это требует совершенствования правового режима гидротехнических сооружений, четкой правовой регламентации вопросов собственности на ГС, обязанностей собственников и организаций, эксплуатирующих ГС, возмещения вреда, причиненного в результате нарушений законодательства о безопасности ГС. Весьма важными, с точки зрения правового регулирования, являются вопросы проектирования, строительства ГС, их эксплуатации и др.

Экологические требования при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации гидротехнических сооружений содержатся как в федеральном, так и в региональном специальном законодательстве.

В Водном кодексе РФ (ст. 94) записано: «При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-тех­но­ло­ги­ческие, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для водных объектов». В силу ст. 105 Водного кодекса РФ при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, а также при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов и окружающую природную среду.

В п. 3 ст. 1 Земельного кодекса РФ сказано, что настоящий кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются в том числе на следующем принципе: «приоритет охраны жизни и здоровья человека», согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

Как видно, правила Водного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ содержат общие (в какой?то степени декларативные) экологические требования.

Напротив, в ст. 1 Закона об охране окружающей среды дано определение требований в области охраны окружающей среды (далее – природоохранные требования) – это «предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды». Здесь надо обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, экологические (природоохранные) требования представляют собой обязательные условия, ограничения или их совокупность. Во-вторых, соответствующие требования могут быть установлены законами, иными нормативными правовыми актами, а также природоохранными нормативами, государ­ственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Смотрите так же:  Налогова отчетность состоит из

Следовательно, с точки зрения закона экологические требования есть, с одной стороны, обязательные предписания, с другой – правовые ограничения 21 , включающие собственно ограничения, обременения и запреты.

Экологические требования можно обнаружить и в региональном законодательстве. Так, к числу законов, предъявляющих природоохранные требования к хозяйственной деятельности, следует отнести Закон Курганской области от 2 октября 1998?г. №?163 «Об охране окружающей среды Курганской области». В соответствии со ст. 6 закона нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной дея­тельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Указанное нормирование заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. При этом нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе со­временных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.

1. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Глава V Закона об охране окружающей среды посвящена нормированию в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст.19 названного закона указанное нормирование осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование есть установление нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном правительством Российской Федерации.

В этой связи необходимо сделать следующие выводы.

1. Любое нормирование, в том числе нормирование в области охраны окружающей среды, есть управленческая деятельность, в рамках которой осуществляется разработка, согласование и утверждение нормативов.

2.?Процесс нормирования – это преимущественно сфера административно-правового регулирования.?

3.?Нормативы (включая экологические) – результат процесса нормирования. В законодательстве выделяют нормативы и нормы, представляющие собой разработанные заранее и утвержденные в установленном порядке величины потребления основных фондов, природных и материальных ресурсов, допускаемых вредных выбросов и других подлежащих обязательному применению условий хозяйствования 1 . В отличие от норм, нормативы – не простые, а синтетические величины, отличающиеся сложным измерением многофакторных слагаемых (например нормативы допустимого воздействия на окружающую среду).

4.?Соблюдение нормативов является обязательным для всех лиц, кому они адресованы. За превышение установленных нормативов в зависимости от причиненного окружающей среде вреда виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством.

5.?Наряду с нормативами применяются также государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды. Однако надо иметь в виду, что государственные стандарты, а также иные нормативные документы, утрачивают силу в связи с принятием Федерального закона от 27 декабря 2002?г. №?184?ФЗ «О техническом регулировании» 2 . В настоящее время применяются технические регламенты – документы, которые приняты международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением правительства РФ и устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). В соответствии с п.1 ст.6 Закона о техническом регулировании технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается. В силу п.1 ст.7 закона технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие, в частности: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; промышленную безопасность; термическую безопасность; электрическую безопасность.

2. В силу ст. 3 Закона об охране окружающей среды, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: а) презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; б) обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Статья 32 названного закона посвящена оценке воздействия на окружающую среду. Такая оценка проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйст­венной и иной деятельности. Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В настоящее время действует Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное приказом Минприроды от 18 июля 1994?г. №?222 (в ред. приказа Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000?г. №?372) 31 . Согласно Положению об ОВОС, оценка воздействия на окружающую среду – процедура учета экологических требований законодательства РФ при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества. ОВОС организуется и осуществляется с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности. Проведение ОВОС при подготовке документации, обосновывающей развитие видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, перечень которых приведен в приложении, является обязательным. В частности, в упомянутом приложении наряду с прочими объектами перечислены:

–?объекты и?/?или полигоны термической, химической переработки, утилизации и захоронения нерадиоактивных отходов;

–?крупные плотины высотой 15?м и более, водохранилища с площадью поверхности 2 кв. км и более, магистральные каналы, гидромелиоративные системы и системы водоснабжения крупных городов;

–?сооружения по очистке промышленных и коммунальных сточных вод с годовым стоком более 5?% от объема стока бассейна реки.

Таким образом, практически все гидротехнические сооружения, о которых идет речь в данной работе, подпадают под действие Положения об ОВОС.

В результате проведения ОВОС заказчик делает вывод о допустимости воздействия намечаемой им деятельности на окружающую среду. После чего обосновывающая документация представляется инициатором?/?заказчиком на государственную экологическую экспертизу в соответствии с Законом об охране окружающей среды (ст. 33). Обосновывающая документация по реализации видов и объектов деятельности, перечень которых приведен в приложении к Положению, без результатов проведения ОВОС на государственную экологическую экспертизу в Минприроды России и?/?или его территориальные органы не принимается. Согласно Положению, ОВОС организуется и проводится при подготовке следующих видов обосновывающей документации:

1) концепций, программ (в том числе инвестиционных) и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития;

2) схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;

3) градостроительной документации (генеральных планов городов, проектов и схем детальной планировки и т.?д.);

4) документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;

5) предпроектных обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований и?/?или проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих хозяйственных и?/?или иных объектов и комплексов.

При подготовке хозяйственных и иных решений, включающей разработку нескольких видов обосновывающей документации, ОВОС проводится поэтапно с учетом детализации видов, источников и уровней воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.

Для выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых последствий в процессе анализа и оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду разработчиком обосновывающей документации должны быть рассмотрены:

1) цели реализации замысла или предполагаемого проекта;

2) разумные альтернативы намечаемой деятельности;

3) характеристика проектных и иных предложений в контексте существующей экологической ситуации на конкретной территории с учетом ранее принятых решений о ее социально-экономическом развитии;

4) сведения о состоянии окружающей среды на территории предполагаемой реализации намечаемой деятельности в соответствующих пространственных и временных рамках;

5) возможные по­следствия реализации намечаемой деятельности и ее альтернатив;

6) меры и меро­приятия по предотвращению неприемлемых для общества последствий осуществления принимаемых решений;

7) предложения по разработке программы мониторинга реализации подготавливаемых решений и плана послепроектного экологического анализа.

С учетом требований Положения об ОВОС, а также других документов, постановлением Минстроя России от 30 июня 1995?г. №?18?63 принят и введен в действие Свод Правил «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений» СП 11?101?95, в котором имеется специальный раздел «Оценка воздействия на окружающую среду». Оценка воздействия на окружающую среду предназначена для выявления характера, интенсивности, степени опасности влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения. Такая оценка воздействия на окружающую среду при обосновании инвестиций в строительство проводится для определения негативных последствий намечаемой хозяйственной деятельности и их предупреждения на предпроектной стадии путем разработки определенных меро­приятий возможной деградации окружающей среды под воздействием проектируемого объекта и должна предшествовать принятию решения об осуществлении проекта хозяйственной деятельности. Ответственность за организацию и проведение оценки при разработке обоснования инвестиций возлагается на заказчика (инвестора) проекта.

Заказчик (инвестор) обеспечивает финансирование оценки воздействия объекта на окружающую среду и связанного с ее проведением сбора необходимых исходных данных. Финансирование оценки должно быть предусмотрено при разработке обоснований инвестиций. Сбор необходимых данных, проведение оценки и оформление результатов осуществляет разработчик предпроектной документации с привлечением в необходимых случаях специализированных организаций. Разработчик несет ответственность за полноту, качество оценки и достоверность используемой при ее проведении информации. Разработка оценки воздействия выполняется в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, нормативных документов, утвержденных Госкомэкологией России и Госстроем России, а также нормативных актов местной администрации, регулирующих природоохранную деятельность в намечаемом районе размещения объекта.

Для проведения оценки воздействия объекта строительства на окружающую среду разработчик выявляет:

–?существующие характеристики состояния окружающей среды в районе расположения объекта;

–?виды, основные источники и интенсивность существующего техногенного воздействия в рассматриваемом районе;

–?характер, объем и интенсивность предполагаемого воздействия проектируемого объекта на компоненты окружающей среды в процессе строительства и эксплуатации;

–?возможность аварийных ситуаций на объекте и их последствия;

–?изменения параметров окружающей среды под воздействием проектируемого объекта (намечаемой хозяйственной деятельности);

–?экологические к социальные последствия строительства и эксплуатации объекта.

При проведении оценки воздействия объекта на окружающую среду для обоснования инвестиций проводят анализ:

–?различных способов осуществления хозяйственной деятельности, требований к строительству производственных объектов, применяемым технологиям и издер­жкам производства по вариантам намечаемой деятельности;

–?характера использования и объемов (количества) природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот, условий их транспортировки и хранения;

–?количества отходов производства, степени их токсичности, условий складирования, захоронения или утилизации;

–?возможности использования полуфабрикатов и отходов в других отраслях хозяйства.

При проведении оценки воздействия должны рассматриваться альтернативные варианты размещения объекта и технические решения, снижающие негативные последствия намечаемой деятельности. К последним относят замену отдельных технологий на другие, более совершенные, применение нового оборудования и агрегатов, улучшение условий складирования отходов и т.?п. Рассмотренные варианты и решения должны быть увязаны с эколого-эко­но­ми­че­ской оценкой осуществления различных вариантов инвестиционного проекта.

Результаты проведения оценки должны быть подкреплены экономическими расчетами. При этом следует учитывать затраты на реализацию различных вариантов проекта, компенсационные выплаты, размер платежей и выплат за использование природных ресурсов и сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, затраты на производство и сбыт продукции, на содержание объектов социально-бытовой сферы и другие расходы, связанные с осуществлением намечаемой деятельности.

По всем вариантам намечаемой деятельности должна быть рассчитана в соответствии с требованиями нормативных документов экономическая эффективность затрат, связанных с реализацией инвестиционного проекта, а также рассмотрен вариант отказа от проекта. По результатам оценки воздействия также разрабатывается система экологического мониторинга проектируемого объекта для последующей реализации в составе раздела проектной документации «Охрана окружающей природной среды».

3. Экологическая экспертиза. Эколого-экономическая эффективность инвестиций в природоохранные мероприятия при осуществлении проекта строительства определяется сопоставлением затрат на их реализацию с величиной предот­вращенного хозяйственного ущерба. Ущерб от воздействия проектируемого объекта на окружающую среду является комплексной величиной и представляет собой потери и затраты от техногенного воздействия объекта на компоненты среды, социальные условия жизни и здоровье населения. Если оценка воздействия на окружающую среду позволяет обеспечить учет экологических требований при планировании и проектировании новой хозяйственной деятельности и составляет основу подготовки экологически значимых хозяйственных решений, то экологическая экспертиза, прежде всего государственная, создает правовые предпосылки для их принятия.

Несмотря на некоторые черты экологической экспертизы, сходные с ОВОС, государственная экологическая экспертиза не является стадией ОВОС, а представляет собой самостоятельную стадию проектирования объектов строительства 71 . Экологическая экспертиза – логическое продолжение оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и обеспечения учета экологических требований при ее проектировании и планировании. Задача государственной экологической экспертизы – гарантировать, что в процессе ОВОС предусмотрены меры по охране окружающей среды, адекватные требованиям действующего законодательства.

«Экологическая экспертиза занимает особое место в механизме действия экологического права России, – полагает руководитель Центра эколого-правовых исследований Института государства и права РАН М.?М. Бринчук. – Она проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Таким образом, экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля. По некоторым оценкам, предот­вращение загрязнения природной среды обходится в четыре-пять раз дешевле, чем ликвидация негативных последствий экологически необоснованных решений. Экспертиза является также инструментом поддержания экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности, обеспечения соблюдения и охраны права каждого на благоприятную окружающую среду, источником разнообразной экологически значимой информации, средством доказывания при разрешении споров» 81 . Теперь обратимся к положениям законодательства.

Смотрите так же:  Военный адвокат калининград

В ст. 33 Закона об охране окружающей среды говорится, что экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23 ноября 1995?г. №?174?ФЗ «Об экологической экспертизе» 92 экологическая экспертиза есть установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Согласно ст. 3 Закона об экологической экспертизе экологическая экспертиза основывается на принципах: а) презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; б) обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; в) комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; г) обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; д) достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении им своих полномочий в области экологической экспертизы; е) научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; ж) гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения; з) ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы. Эти принципы экологической экспертизы и служат стержнем всей системы права в данной сфере.

Закон (ст.4) предусматривает два вида экологической экспертизы: государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза 101 . При этом порядок проведения государственной экологической экспертизы относится законодателем к полномочиям федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, а утверждение порядка проведения государственной экологической экспертизы – к полномочиям правительства РФ. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области экологической экспертизы на соответ­ствующих территориях относится получение от тех или иных органов информации об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, а также делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей. Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ информируют население о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и их результатах.

Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

Кроме государственной экспертизы, Законом об экологической экспертизе предусмотрена и общественная экологическая экспертиза. Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном законом порядке, имеют право: получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в п. 1 ст. 14 настоящего федерального закона; знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы; участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам. И, наконец, заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

После того как проектная документация прошла государственную и, в отдельных случаях, общественную экспертизу, может быть принято решение о «предоставлении земельного участка для строительства» в соответствии с п. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ, или же в соответствии с п. 9 той же статьи «решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. В случае признания в судебном порядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса и принявшие такое решение, возмещает гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта».

4. Экологический мониторинг. Мониторинг – это система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и его изменений 1 . Существует два вида мониторинга: государственный и частный.

Закон об охране окружающей среды (ст.63) устанавливает правила о государственном экологическом мониторинге. Государственный экологический мониторинг осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Порядок организации и осуществления?государственного мониторинга окружающей среды устанавливается правительством РФ.

Инструкция о мониторинге безопасности ГС – специальный нормативный акт в сфере правового регулирования мониторинга безопасности ГС. Согласно п. 1.2 Инструкции, мониторинг безопасности гидротехнических сооружений промышленных предприятий, организаций – это совокупность постоянных (непрерывных) наблюдений за состоянием безопасности гидротехнических сооружений и характером их воздействия на окружающую среду.

Мониторинг безопасности осуществляется в пределах границ земельного участка, предоставленного для возведения гидротехнического сооружения (земельного отвода). В случаях, когда вредное влияние сооружения распространяется за границы земельного отвода, сфера действия мониторинга должна быть расширена до границ влияния. Основа мониторинга безопасности – ведущиеся на промышленных предприятиях, организациях наблюдения за состоянием безопасности и характером влияния гидротехнических сооружений на окружающую среду, осуществляемые службой геотехконтроля, маркшейдерскими, геологическими, природоохранными и иными службами.

Мониторинг осуществляется с целью обеспечения постоянного контроля за состоянием безопасности гидротехнических сооружений и их воздействием на окружающую среду, предотвращения возникновения аварийных ситуаций и создания условий для безопасной эксплуатации.

К объектам мониторинга безопасности относятся:

–?промышленные гидротехнические сооружения (накопители промышленных отходов: хвостохранилища, шламохранилища, гидроотвалы, пруды-отстойники, накопители технических, дренажных и шламовых вод, технологические водохранилища, выведенные из эксплуатации накопители жидких промышленных отходов, используемые как техногенные месторождения полезных ископаемых или находящиеся в нестабильном состоянии), включающие: намывные и насыпные ограждающие и подпорные дамбы и плотины; грунты основания гидротехнического сооружения в зоне влияния; системы гидротранспорта и оборотного водоснабжения, включая пруды-отстойники; основное технологическое оборудование; природоохранные сооружения, предназначенные для предотвращения вредного влияния накопителя.

–?проектная и эксплуатационная документация вышеуказанных объектов;

–?состояние процесса подготовки и порядка обучения эксплуатационного персонала.

Основные функции системы мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий включают в себя: наблюдения за уровнями воды, глубиной, мутностью, химсоставом и объемами воды в прудах-отстойниках; наблюдения за фильтрацией из накопителя; учет сбросов (баланс) дренажных вод и выбросов загрязняющих веществ (в том числе пыли) в окружающую среду; учет нарушенных (деградированных, загрязненных) и рекультивированных (восстановленных) земель; наблюдения за состоянием (загрязнением) подземных и по­верхностных вод в районе накопителя, а также грунтов прилегающих территорий.

5. Экологические требования при строительстве ГС изложены в ст. 37 Закона об охране окружающей среды, а также в ст. 105 Водного кодекса РФ. Строительство ГС должно осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительные заключения государственной экологической экспертизы, с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре, а также утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды. При осуществлении строительства и реконструкции должны приниматься меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий. Кроме того, при строительстве должно учитываться влияние ГС на состояние водных объектов и окружающую среду. Важное значение при строительстве также имеют требования, учитывающие специфику территорий, специфику ГС 1 .

Целый набор экологических требований установлен для ввода в эксплуатацию ГС. Так, согласно ст. 38 Закона об охране окружающей среды ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме требований в области охраны окружающей среды, предусмотренных проектами, и в соответствии с актами комиссий по приемке в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, в состав которых включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды. Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Запрещается ввод в эксплуатацию гидротехнических сооружений без рыбозащитных устройств, а также устройств для пропуска паводковых вод и рыбы, водозаборных и иных гидротехнических сооружений без установления зон санитарной охраны и создания пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов. Решение о запрещении ввода в эксплуатацию ГС принимает правительство РФ.

Ввод в действие объектов, не отвечающих требованиям законодательства, охраны труда и техники безопасности, строительных, санитарных, экологических и других норм, не допускается.

Резюмируя результаты, полученные в процессе научного исследования, можно отметить следующее:

1. Только системный, комплексный подход может обеспечить оптимальные условия для установления рациональных экологических требований в области охраны окружающей среды, а также при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации гидротехнических сооружений. Все законы, нормативные правовые акты и другие документы должны основываться в этих сферах на приоритете охраны жизни и здоровья человека.

Экологические требования представляют собой обязательные предписания, правовые ограничения, включающие собственно ограничения, обременения и запреты. В этом качестве экологические требования направлены на ограничение объема прав собственников ГС, а также эксплуатирующих организаций.

2. Государственная экологическая экспертиза является не только логическим продолжением оценки воздействия на окружающую среду. Правовое значение экологической экспертизы значительно шире, поскольку ее задача – гарантировать, что в процессе ОВОС предусмотрены меры по охране окружающей среды, адекватные требованиям законодательства.

3. Общественная экологическая экспертиза необходима при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, модернизации и эксплуатации ГС. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу и обязательно для исполнения после утверждения его специально уполномоченным органом в области экологической экспертизы.

1 Тимофеев Л.?А. Правовые проблемы водоснабжения населения в Российской Федерации. Саратов: Изд-во ФГОУ ВПО Саратовский ГАУ, 2003. С. 13.

2 Виноградов В.?П. Деятельность Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды?/??/?Экологическое право. 2001. №?2. С. 37.

3 О правовых ограничениях и запретах см.: Алексеев С.?С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989; Оськин И.?Н. Правовые ограничения в предпринимательской деятельности гражданина (физического лица), действующего без образования юридического лица: Автореф. канд. юрид. наук. Волгоград, 2002.

4 Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2?т. Т. 1?/?отв. ред. О.?М. Олейник. М.: Юристъ, 1999. С. 19 (автор раздела – О.?М. Олейник).

5 Собрание законодательства РФ. 2002. №?52 (ч. 1). Ст. 5140. Далее – Закон о техническом регулировании.

6 БНА. 2000. №?31. Далее – Положение об ОВОС.

7 См.: Воронин Б.?А. Правовое регулирование охраны окружающей природной среды при проектировании предприятий, сооружений и иных объектов: Автореф. канд. юрид. наук. Уфа, 1994. С. 7.

8 См.: Бринчук М.?М. Правовой институт экологической экспертизы и ее принципы?/?Журнал российского права. 1998. №?9.

9 Первоначальный текст документа опубликован: Собрание законодательства РФ.1995. № 48. Ст. 4556. Далее – Закон об экологической экспертизе.

10 В литературе было высказано мнение о существовании также ведомственной, научной и коммерческой экологической экспертизы (см.: Петров В.?В. Экологическое право России: Учебник. М.: Изд-во БЕК, 1995. С.252–253). Конечно, можно проводить и такие виды экспертиз. Но они не предусмотрены законом, а потому не имеют юридического значения.

11 Бринчук М.?М. Экологическое право: Учебник. С.274–275.

12 См.: Круглов В.?В. Современные организационно-правовые проблемы охраны окружающей среды в промышленности России. Екатеринбург, 2000. С. 86–87.

Другие публикации:

  • Приказ 1033 Приказ министерства труда и социального развития Краснодарского края от 22 июня 2017 г. N 861 "О внесении изменений в приказ министерства труда и социального развития Краснодарского края от 17 августа 2016 года N 1033 "Об утверждении требований к отдельным […]
  • Гражданский иск в уголовном праве Гражданский иск в уголовном процессе Подборка наиболее важных документов по запросу Гражданский иск в уголовном процессе (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Гражданский иск в уголовном […]
  • Договор в бюджетном праве Письмо Минфина России от 31 марта 2016 г. N 02-04-06/18225 О возможности заключения договоров федеральным государственным бюджетным учреждением на срок, превышающий срок действия утвержденных получателю средств федерального бюджета лимитов бюджетных […]
  • Федеральный закон от 05042019 44-фз с последними изменениями 44 ФЗ о закупках с последними изменениями Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - Федеральный закон РФ, который регламентирует порядок осуществления закупок […]
  • Закон 44-фз экспертиза товара С 01.07.18 внешняя экспертиза обязательна для несостоявшихся электронных закупок Внешняя экспертиза теперь обязательна для несостоявшихся электронных закупок Многие заказчики не обратили внимание на одно из изменений, внесенных 504-м федеральным законом в […]
  • Возврат обеспечения при расторжении контракта по соглашению сторон Возврат обеспечения контракта Можно вернуть обеспечение исполнения контракта при расторжении контракта по соглашению сторон и в какой срок? Ответы юристов (2) Здравствуйте. Для того чтобы более достоверно ответить на ваш вопрос, желательно увидеть условия […]

Вам также может понравиться