Исполнитель имеет право привлекать субподрядчиков

Тема: Привлечение субподрядчиков.

Привлечение субподрядчиков.

А вообще законно, когда в договоре подряда пишут, что подрядчик вправе для исполнения отдельных видов работ привлекать третьих лица. При этом как сам факт привлечения субподрядчиков, так и их кандидатуры согласовываются с заказчиком.
Императивная норма ГК говорит о том, что «если в договоре или законе не установлена обязанность подрядчика выполнить работы лично, он вправе привлекать третьих лиц».

Вышеуказанная же обязанность по согласованию есть только в главе о подряде на научные работы.

Так может незаконно такое условие об обязанности согласовывать? (в договоре не прописана обязанность подрядчика исполнить работы лично).

Я неправильно выразилась.

Вызывает сомнение фраза: «При этом (при привлечении субподрядчиков) Исполнитель должен согласовывать как сам факт привлечения к выполнению третьих лиц, так и их кандидатуры.»
При этом условие о выполнении работы лично отсутствует.

О правомерности привлечения соисполнителей без согласования с заказчиком, за исключением проведения научно-исследовательских работ, при которых такое согласование является обязательным.
Вопрос: О правомерности привлечения соисполнителей без согласования с заказчиком, за исключением проведения научно-исследовательских работ, при которых такое согласование является обязательным.

Ответ: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 6 августа 2010 г. N Д22-1339

Департамент развития конкуренции рассмотрел обращение о разъяснении положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон) и сообщает. Законом не устанавливается ограничение на привлечение участником размещения заказа соисполнителей (субподрядчиков). Требование заказчика о выполнении работы лично участником размещения заказа противоречит положению Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК). Так, согласно ч. 1 ст. 706 ГК, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), при этом согласно ч. 1 ст. 770 ГК исполнитель обязан согласовывать с заказчиком привлечение соисполнителей только при выполнении научно-исследовательских работ. Таким образом, поставщик имеет право привлекать соисполнителей без согласования с заказчиком, за исключением проведения научно-исследовательских работ, при которых такое согласование является обязательным.

Заместитель директора Департамента развития конкуренции А.Т.КАТАМАДЗЕ 06.08.2010

Привлекаем подрядчиков к исполнению госконтракта

Порядок привлечения субподрядчиков по 44-ФЗ

Согласно ч. 5 ст. 30 в извещении о закупке можно установить требование к поставщику о работе привлечь к исполнению госконтракта организацию из числа СМП и СОНКО. Этот факт, а также объем таких работ в виде процентной ставки (не менее 5%) должен быть зафиксирован в контракте. За невыполнение этого условия поставщики несут ответственность (например, штраф 1 % от цены договора). Причем заказчик учитывает эту долю в годовом объеме закупок у подобных организаций, а также контролирует выполнение поставленного условия (ч. 2 ст. 101). В Постановлении Правительства РФ № 1466 от 23.12.2016 установлены типовые условия вышеуказанных контрактов.

Поставщик может и самостоятельно прибегнуть к услугам соисполнителей, если это не запрещено документацией или контрактом.

Запрет на привлечение субподрядчиков по 44 ФЗ со стороны заказчика может быть как правомерным, так и нет. В первом случае речь идет о требовании, установленном не к самому участнику, а к способу исполнения договора после торгов. Перечень работ, которые победитель тендера обязан выполнить самостоятельно содержится в Постановлении Правительства РФ № 570 от 15.05.2017. Во втором случае нарушается ч. 6 ст. 31 44-ФЗ. Причем, как показывает практика судов и ФАС, часто именно эту позицию принимают высшие инстанции.

Образец письма о привлечении субподрядчика

Ч. 1 ст. 770 ГК РФ обязывает поставщика согласовывать с заказчиком привлеченных исполнителей только при выполнении научно-исследовательских работ.

При НМЦК в размере 1 млрд. руб. и 100 млн. руб. для федеральных и муниципальных нужд соответственно, победитель тендера обязан предоставлять покупателю информацию о сторонних договорах, касающихся данной сделки (ч. 23 ст. 34 44 ФЗ). Однако при невыполнении этой нормы договор останется действительным.

В любом случае, для уведомления заказчика о привлечении соисполнителей контракта, генподрядчик может направить ему письмо.

Привлечение субподрядчиков по 223 ФЗ

Для отдельных видов юридических лиц закон не устанавливает четких требований к услугам соисполнителей. Основным документом здесь является Положение о закупках, в котором могут быть прописаны правила работы с субподрядчиками, в том числе СМП и СОНКО.

Важно обратить внимание на сроки оплаты таких договоров. Согласно п. 14(3) Постановления Правительства №1352 от 11.12.2014, на перечисление денег за товары или услуги вышеуказанных организаций у генподрядчика есть не более 30 календарных дней. Следовательно, последний должен ориентироваться именно на этот период, а не на тот, который указан в Положении о закупках.

Привлечение соисполнителей

Вопрос-ответ по теме

По договору возмездного оказания услуг по тех. обслуживанию и ремонту автотранспортных средств имеет ли исполнитель право требовать от заказчика оплату услуг привлеченных исполнителем третьих лиц? В договоре такая формулировка: «По письменному согласованию с Заказчиком привлекать, в случае необходимости, третьих лиц для выполнения определенных работ и требовать оплату услуг третьих лиц, согласно выставленным финансовым документам за оказанные ими услуги.» Означает ли это, то Заказчику придется платить Исполнителю и третьему лицу, фактически выполнившему работу, за одну и ту же работу?

Нет, право на оплату имеет только исполнитель.

Так в соответствии со ст. 780 ГК РФ если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично. Указанное условие в договоре позволяет исполнителю только привлекать субисполнителей (фактически привлекать субподрядчиков). Однако по-прежнему только исполнитель остается ответственным за качество услуг и только он может рассчитывать на оплату. Соисполнитель (субподрядчик) может выдвигать требования только к исполнителю.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

«Условие о порядке оказания услуг

В условиях договора о порядке оказания услуг заказчику нужно проверить следующее.

1. Способ оказания услуги. Это важно, если способ может повлиять на качество оказания услуг или на деятельность заказчика. Так, в договоре можно определить:

  • технологию оказания услуг (например, указать нормативный документ, в котором она описана, или описать ее в договоре самостоятельно);
  • режим оказания услуг (например, указать конкретное время каждого дня, дни недели и т. д., когда будут предоставляться услуги).

Если в договоре не указан способ оказания услуги, то исполнитель определяет его самостоятельно (п. 3 ст. 703,ст. 783 ГК РФ) за исключением случаев, когда требования к способу установлены законом (п. 2 ст. 721, ст. 783 ГК РФ).

Пример формулировки условия договора о способе оказания услуги

«Исполнитель обязан при оказании услуг выполнить следующие действия в указанной последовательности:

2. Необходимые материалы и оборудование.

3. Сторону, которая обязана предоставить эти материалы и оборудование. Если это условие не согласовано, то обязанность возлагается на исполнителя (п. 1 ст. 704, ст. 783 ГК РФ).

Стороны вправе возложить обязанность по материально-техническому обеспечению процесса оказания услуг полностью или частично на заказчика (ст. 713, 783 ГК РФ). Если заказчик эту обязанность не выполнит, то исполнитель не будет нести ответственности за возникшую в связи с этим просрочку предоставления услуг.

4. Привлечение для оказания услуг третьих лиц (субисполнителя). Если это условие не согласовано, исполнитель будет обязан оказать услуги лично (ст. 780 ГК РФ). Иногда (но не всегда) включение условия о привлечении субисполнителя полезно заказчику, так как это может служить гарантией высокого качества услуг и соблюдения сроков. Если услуги будут оказаны некачественно или не в срок, то исполнитель будет нести перед заказчиком ответственность за это, даже если виной тому были действия (бездействие) субисполнителя (п. 3 ст. 706 ГК РФ)*».

Смотрите так же:  Содержание договор поручения

Запрет на привлечение субподрядчиков

Вопрос-ответ по теме

Можно ли без последствий для исполнителя и заказчика разрешить следующую ситуацию. Являясь единственным поставщиком ( исполнителем). Наша сторона дала согласие на заключение контракта. В тех. документации есть работы , на выполнение которых требуется лицензия. У нашей компании её нет. Заключать такой контракт для нашей стороны очень рискованно , а заказчик ссылается на то , что не может исключить « проблемные» для нас положения. Какую юридическую конструкцию посоветуете? И есть ли она.

Если в договоре не стоит прямо запрет на привлечение субподрядчиков , то у Вас есть право привлекать к исполнению договора любых субподрядчиков ( п. 1 ст. 706 ГК РФ).

В условия договора , чтобы обезопасить себя , Заказчик может включить следующие моменты:

Согласно п. 1 ст. 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу , если им будут обнаружены также иные не зависящие от подрядчика обстоятельства , которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо влекут невозможность ее завершения в срок. По смыслу это могут быть любые обстоятельства , не зависящие от подрядчика и создающие угрозу годности или прочности результатов выполняемой работы или влекущие невозможность ее завершения в срок в том числе и отсутствие у подрядчика лицензии на выполнение работ. Так , в постановлении ФАС СЗО от 10.08. 2010 г. № А56−72032/2009 отмечается: возражения подрядчика сводились к тому , что нарушение срока выполнения работ вызвано несвоевременным принятием истцом мер по поиску субподрядчика для выполнения работ по асфальтированию моста , так как у него отсутствует лицензия на выполнение указанных работ. Подрядчиком не представлены доказательства совершения действий , предусмотренных п. 1 ст. 716 ГК Р. Ф. При таком положении судами обеих инстанций обоснованно удовлетворены исковые требования о взыскании неустойки.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах « Системы Юрист».

« Нередко привлекаемый к работе подрядчик не имеет возможности выполнить ее самостоятельно. Однако у него есть право привлекать к исполнению договора любых субподрядчиков, если только запрет на это специально не указан в договоре подряда ( п. 1 ст. 706 ГК РФ).*

Какие положения Гражданского кодекса РФ нужно учесть при составлении и заключении договора субподряда

Подрядчик , заключающий договор субподряда , выступает перед заказчиком в роли генерального подрядчика ( п. 1 ст. 706 ГК РФ). Фактически в отношениях с субподрядчиком он будет являться заказчиком. То есть помимо условий договора подряда ( заключенного между заказчиком и подрядчиком)подрядчику необходимо учитывать также положения Гражданского кодекса РФ о договоре подряда. То есть договор субподряда должен содержать существенные условия , установленные законодательством для договора подряда. Иначе возникнет риск , что в случае спора заинтересованная сторона добьется признания такого договора незаключенным.

Существенными условиями договора подряда ( субподряда) являются:

1. предмет договора. Чтобы его определить , в договоре необходимо предусмотреть конкретные виды работ , объект работы , ее результат. Подробнее см. Что необходимо проверить заказчику при составлении и заключении договора подряда: существенные условия и риски;

2. срок выполнения работы. Он включает в себя срок начала и срок окончания выполнения работ. Подрядчику необходимо учитывать определенные правила при включении данного условия в договор субподряда с тем , чтобы предотвратить риск признания его незаключенным;

К другим условиям договора субподряда , на которые подрядчику необходимо обратить внимание , относятся положения:

Какие условия договора подряда нужно учесть при привлечении субподрядчиков

Подрядчик при исполнении своих обязательств обязан соблюдать условия договора подряда. Это касается в том числе и вопросов , которые связаны с привлечением субподрядчиков , так как заказчик в договоре подряда может:*

  • установить возможность подрядчика привлекать субподрядчиков только с письменного согласия заказчика. Подрядчику нужно будет получить согласие лишь на сам факт привлечения , а не на кандидатуру конкретного субподрядчика. При этом в договорах подряда иногда содержится условие о специальном сроке , в течение которого подрядчик должен будет получить ответ ( согласие) заказчика. Если такого ответа не последует , то будет считаться , что заказчик согласен на привлечение субподрядчика. Также может содержаться обратное условие , по которому подрядчику придется приостановить работу до того момента , пока не получит согласия заказчика;
  • ограничить объем работ , для выполнения которых подрядчик сможет привлекать субподрядчиков ( например , не более 30% от общего объема). Сверх указанного в договоре предела передать им работу не получится;
  • указать перечень конкретных организаций , с которыми подрядчик может заключать субподрядные договоры;
  • указать на возможность привлекать субподрядчиков только для определенных видов работ.
    • о привлечении « субсубподрядчиков». Подрядчику необходимо заранее решить , согласен ли он на то , что работу может выполнять не только непосредственно субподрядчик , но и привлекаемые им третьи лица ( т. е. «субсубподрядчики»). Если в договоре будет закреплено , что субподрядчик обязан выполнять работу лично , то он не сможет привлекать к ее выполнению субсубподрядчиков;
    • о порядке сдачи-приемки выполненных работ;
    • об обязанностях подрядчика. При этом подрядчику иногда имеет смысл закрепить в договоре субподряда некоторые дополнительные обязанности субподрядчика;
    • об ответственности сторон;
    • о порядке изменения и расторжения договора. Так , в договоре субподряда стоит определить нарушения , которые будут являться основаниями для его расторжения в судебном порядке.

  • лишить подрядчика права привлекать субподрядчиков. Такая ситуация может сложиться , если заказчику важно , чтобы подрядчик выполнил работу лично. В таком случае не удастся привлечь субподрядчиков , работу придется выполнять самому подрядчику;
  • установить обязанность подрядчика согласовывать кандидатуры субподрядчиков с заказчиком. При этом в договоре могут быть указаны критерии , по которым заказчик будет принимать ту или иную кандидатуру ( опыт работы , возможность длительного сотрудничества). Таким образом , подрядчику при поиске субподрядчиков также придется придерживаться указанных критериев;
  • установить возможность подрядчика привлекать субподрядчиков только с письменного согласия заказчика. Данное условие отличается от предыдущего тем , что подрядчику нужно будет получить согласие лишь на сам факт привлечения , а не на кандидатуру конкретного субподрядчика. При этом в договорах подряда иногда содержится условие о специальном сроке , в течение которого подрядчик должен будет получить ответ ( согласие) заказчика. Если такого ответа не последует , то будет считаться , что заказчик согласен на привлечение субподрядчика. Также может содержаться обратное условие , по которому подрядчику придется приостановить работу до того момента , пока не получит согласия заказчика;
  • ограничить объем работ , для выполнения которых подрядчик сможет привлекать субподрядчиков ( например , не более 30% от общего объема). Сверх указанного в договоре предела передать им работу не получится;
  • указать перечень конкретных организаций , с которыми подрядчик может заключать субподрядные договоры;
  • указать на возможность привлекать субподрядчиков только для определенных видов работ.

    Что будет , если подрядчик в нарушение ограничений , установленных в договоре , привлечет для выполнения работы субподрядчиков*

    Во-вторых , подрядчик будет нести перед заказчиком ответственность за убытки , которые могут возникнуть по причине участия субподрядчика в исполнении договора ( п. 2 ст. 706 ГК РФ).

    В-третьих , заказчик сможет заявить требование в суд о расторжении договора подряда на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ ( существенное нарушение договора подрядчиком) и взыскании убытков. Однако при этом заказчику необходимо будет доказать , что такое нарушение было действительно существенным , то есть что оно повлекло для заказчика такой ущерб , из-за которого он в значительной степени лишился того , на что бы вправе рассчитывать при заключении договора.

    Также подрядчику нужно учитывать , что в договоре подряда может быть установлено право заказчика контролировать работу субподрядчиков. Это положение будет полезным подрядчику , поскольку заказчик будет вовлечен в процесс выполнения работы субподрядчиками. Такой контроль ( и со стороны подрядчика , и со стороны заказчика) позволит существенно снизить риск того , что субподрядчики выполнят некачественную работу. Однако в данном случае подрядчику и при заключении договора субподряда нужно будет предусмотреть право заказчика контролировать работу субподрядчика , аналогичное предусмотренному в договоре подряда.

    Если в договоре подряда есть условие о таком контроле , а в договоре субподряда его не предусмотрели , то возникнет риск , что положение договора подряда о контроле за работой субподрядчиков станет неисполнимым. При этом подрядчику нужно иметь в виду , что заказчик может дополнить положение о контроле за работой субподрядчиков условием об ответственности подрядчика за невключение в договоры субподряда « дублирующего» положения.

    Кроме того , если по указанной причине заказчик не сможет контролировать работу субподрядчика , то в случае спора о качестве результата работы сможет ссылаться на это обстоятельство. При этом заказчик будет обосновывать причину некачественной работы тем , что по вине подрядчика не мог исполнить положение договора подряда о контроле за работой субподрядчика.

    По общему правилу ответственность за действия субподрядчиков перед заказчиком несет генеральный подрядчик ( п. 3 ст. 706 ГК РФ). Однако заказчик может предложить подрядчику включить в договор подряда и в договоры субподряда условие о том , что ответственность за свои действия субподрядчик несет непосредственно перед заказчиком по основному договору. Такое условие подрядчику будет очень полезно , так как « разгрузит» подрядчика — освободит его от необходимости в порядке регресса предъявлять претензии к субподрядчику ( при наличии спора о качестве работы). Однако , чтобы такое условие договора подряда « заработало», нужно внести определенные положения и в договор субподряда либо в трехстороннее соглашение между генеральным подрядчиком , субподрядчиком и заказчиком.

    Такое условие будет действовать только в том случае , если в договоре подряда и ( или) субподряда установлено , что заказчик рассчитывается непосредственно с субподрядчиком. Иначе суды откажут заказчику в иске к субподрядчику , указав , что заказчик не является стороной договора субподряда. Он сможет предъявить требование только генподрядчику , с которым у него имеются непосредственные договорные отношения ( см., например , постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 марта 2006 г. по делу № А13−1814/2005−16).

    Подрядчику также нужно иметь в виду , что по умолчанию он сам должен производить оплату работ субподрядчика. При этом не имеет значения , получил ли он сам оплату от заказчика ( п. 9 информационного письма ВАС РФ от 24 января 2000 г. № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»).

    Как привлечь несколько субподрядчиков

    Если договором подряда не предусмотрено иное , подрядчик может привлечь к выполнению работы нескольких субподрядчиков ( ст. 707 ГК РФ).

    Для этого по отдельным видам работ можно заключить несколько самостоятельных договоров субподряда.

    Если подрядчик заключает один договор субподряда с несколькими субподрядчиками , то при неделимости предмета обязательства несколько субподрядчиков будут выступать перед подрядчиком в качестве солидарных должников и солидарных кредиторов ( ст. 321, 322 ГК РФ). Неделимость предмета обязательства может означать:

    • невозможность юридически распределить обязанности субподрядчиков;
    • невозможность разделить результат работы без изменения его хозяйственного назначения ( ст. 133 ГК РФ).

    Примером может послужить такая работа , как устройство наливных поризованных бетонных стяжек ( см., например , постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21 июня 2005 г. № Ф08−2360/05 по делу № А53−21260/2004-С1−12), то есть такая работа , результат которой является неделимой вещью ( ст. 133 ГК РФ).

    Чтобы привлечь к работе несколько субподрядчиков , которые будут солидарными должниками и солидарными кредиторами по отношению к подрядчику , необходимо наличие единого обязательства , выраженного в одном договоре субподряда. Даже если предмет обязательства будет неделимым , но не будет единого обязательства , суд при наличии спора может сделать вывод об отсутствии солидарной ответственности у субподрядчиков.

    При делимости предмета обязательства каждый субподрядчик приобретет права и будет нести обязанности по отношению к подрядчику в пределах своей доли ( п. 2 ст. 707 ГК РФ).

    Успешных Вам закупок!

    Ваши вопросы имеют ответы, а проблемы — решение! Тел. 8-800-333-28-66, (4212) 788-100 ©

    Адрес: 680014, Россия,
    г.Хабаровск, пр-т 60-летия Октября,
    д 170 «В», оф.43

    Телефон: (4212) 788-100
    (4212) 75-88-48 (факс)

    О типичных ошибках привлечения исполнителя по госконтракту к ответственности за выполнение работ без лицензии

    Сравнительно недавно российские предприниматели и организации столкнулись с проблемой предъявления им различных претензий со стороны контролирующих органов в связи с выявляемыми правонарушениями по результатам проведенного «мониторинга Единой информационной системы в сфере закупок».

    Как показывает практика, подобные претензии в адрес предпринимателей направляются не только от имени Минфина России, ФАС России, Генеральной прокуратуры РФ, или контрольно-ревизионных органов субъектов России. С недавних пор, такие претензии стали поступать и от лиц иных органов государственной власти, напрямую не связанных с осуществлением контроля и надзора в сфере госзакупок. В качестве примера, можно назвать ряд дел, инициированных по результатам мониторинга Единой информационной системы в сфере закупок, проведенного сорудниками Росгидромета. Как правило, подобные решения затем обжалуются в территориальных органах ФАС России или в судебном порядке (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 июля 2017 г. № 09АП-29515/2017 по делу № А40-63758/17, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 марта 2018 г. № 20АП-862/2018 по делу № А23-8080/2017).

    Вместе с тем, хотелось бы оставить за рамками настоящего обсуждения проблему правомочности фактического, не подтвержденного прямым нормативным указанием, самонаделения представителями контролирующих ведомств себя несвойственными им полномочиями по проведению инициативной мониторинговой деятельности. Напомним лишь о наличии в КоАП ч. 3 ст. 26.2, прямо запрещающей использовать доказательства, полученные с нарушением закона и о необходимости, до возбуждения дела об административном правонарушении, оформления всех данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в акте о проведении соответствующей проверки (примечание к ст. 28.1 КоАП РФ).

    В данной колонке уделю подробное внимание еще одной, может быть, и несколько теоретической, но, вместе с тем и приводящей к реальным негативным последствиям проблеме.

    Достаточно часто по результатам проведенного «мониторинга» в отношении исполнителя по заключенному государственному контракту предпринимается попытка возбуждения дела об административном правонарушении, квалифицируемого по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Данная норма предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такие разрешение или лицензия обязательны.

    По мнению проверяющих, само появление в системе государственных и муниципальных закупок информации о факте заключения контракта с исполнителем, не обладающим соответствующей лицензией или разрешением на выполнение предусмотренных контрактом работ или услуг уже является достаточным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и привлечении такого исполнителя к административной ответственности.

    Подобный вывод, на мой взгляд, представляется весьма поспешным.

    Прежде всего, следует обратить внимание, что в самой заявке о проведении закупки, информация об обязательном наличии у исполнителя лицензии или разрешения на проведение работ может не указываться.

    Как было отмечено в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 мая 2018 г.) для целей информационного обеспечения закупки в документации о закупке должны содержаться достаточные сведения, в том числе об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение. Соответственно, информация о наличии у исполнителя конкретных лицензий или разрешений подлежит обязательному включению в состав заявки на участие в закупке только в том случае, если вывод о перечне разрешительных документов не мог быть сделан самостоятельно разумным участником закупки, обладающим необходимым уровнем профессионализма и опыта.

    И до появления указанного обзора, в правоприменительных материалах органов ФАС России неоднократно отмечалось, что установление заказчиком требования о предоставлении в составе заявки копии лицензии на осуществление соответствующей деятельности является прямым нарушением требований действующего федерального законодательства (решение Иркутского УФАС России от 9 апреля 2018 г. № 389/18).

    Если предметом контракта предусматривается выполнение комплекса технологически и функционально связанных между собой работ, или услуг как требующих, так и не требующих специального разрешения (лицензии), и сам контракт не устанавливает прямого запрета на привлечение субподрядчиков, то действующее законодательство о контрактной системе не запрещает исполнителю контракта привлечь для выполнения лицензируемых работ иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (постановление ФАС Поволжского округа от 18 марта 2016 г. № Ф06-6380/2016 по делу № А65-14159/2015, решение Оренбургского УФАС России от 20 ноября 2017 г. по делу №08-07-1313/2017).

    Если же выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, то именно заказчик должен указать в требованиях к участникам закупки на наличие у них лицензии на такой вид деятельности («Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 г.).

    На основе вышеуказанного, можно сделать следующие выводы:

    • данные мониторинга Единой информационной системы в сфере закупок в отношении документов, размещаемых на этапе ее объявления и периода приема заявок от потенциальных исполнителей не могут однозначно указывать на желание конкретного лица осуществить деятельность без специального разрешения (лицензии);
    • обязанность надлежащей конкретизации работ или услуг, требующих специального разрешения или лицензии фактически возлагается на их заказчика. Такое решение не может быть уточнено или конкретизировано органами государственного контроля вне процедуры обжалования самой процедуры проведения торгов и их результатов.

    Согласно действующему законодательству о контрактной системе отсутствие у лица, подавшего заявку на участие в закупке лицензии на выполнение соответствующих работ или услуг является достаточным основанием для отказа в допуске к его участию в конкурсе. Фактический же допуск участника к конкурсным процедурам и, тем более, объявление его победителем, без последующего обжалования результатов самой процедуры закупки, фактически означает тот факт, что сторонами данных взаимоотношений надлежащим образом было согласовано, что целью (или основной задачей) заключаемого контракта является выполнение именно работ или оказания услуг, не требующих наличия специального разрешения (лицензии), либо наличие такой лицензии (разрешения) на момент заключения контракта, в силу специфики его исполнения, не являлось обязательным, либо же стороны неумышленно совместно заблуждались в определении истинного характера предусмотренных контрактом работ или услуг.

    Выявление каким-либо из контролирующих органов факта непредоставления лицензии победителем конкурсных процедур, соответственно, должно влечь не привлечение исполнителя к административной ответственности за совершение фактических действий по исполнению контракта, а к инициированию предусмотренной законом процедуры оспаривания результатов проведения соответствующей государственной закупки.

    Следует также заметить, что само по себе заключение договора или контракта между его сторонами, еще не означает начала исполнения обязательств по такому договору, а значит, и не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

    Например, стороны в тексте договора могут предусмотреть, что момент начала его действия наступает по истечении определенного периода времени со дня его подписания. Нельзя исключать, что за этот период времени, исполнитель успеет получить разрешение или лицензию, необходимую для исполнения договора. Либо, если это прямо не запрещено договором – успеет заключить соглашение с соисполнителями (субподрядчиками) уже обладающими соответствующей лицензией.

    Также договором может быть предусмотрено, что необходимость выполнения лицензируемых работ или услуг, производится в определенную сторонами дату на протяжении действия договора. Опять же, в этот промежуток времени вопрос с лицензией может быть решен.

    Таким образом, представляется возможным резюмировать, что само по себе установление по результатам мониторинга Единой информационной системы в сфере закупок факта заключения контракта на выполнение лицензируемых работ или оказание услуг не должно признаваться достаточным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ и привлечения исполнителя контракта к ответственности по данной статье. Как минимум, должно быть достоверно установлено, что исполнителем уже было начато исполнение по контракту и это исполнение связано именно с личным выполнением подлежащих лицензированию работ или услуг в отсутствии соответствующей лицензии или разрешения.

    Получение таких дополнительных данных возможно лишь органами государственной власти, наделенными правом осуществлять контрольные и надзорные функции именно в сфере государственных закупок, а не в смежных областях деятельности.

    При выявлении в ходе проверки достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения они должны быть зафиксированы в акте о проведении соответствующей проверки и только потом должно приниматься решение о необходимости возбуждения дела об административном правонарушении.

    Сбор подобной информации путем истребования сведений в порядке ст. 26.10 КоАП РФ в рамках режима административного расследования (ст. 28.7 КоАП РФ) является недопустимым. На это указывают и материалы правоприменительной практики. Так в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 5 апреля 2017 г. № 05АП-1606/2017 по делу № А51-38/2017 прямо указывалось, что ст. 28.7 КоАП РФ не предусмотрено проведение административного расследования по категориям дел, связанным с осуществлением деятельности без лицензии, поскольку в силу очевидности такого правонарушения не требуется проведения дополнительных процессуальных действий, совершение которых обусловлено значительными временными затратами.

    Другие публикации:

    • Нотариус конина отзывы Нотариусы. Томск. Октябрьский район Нотариус Лебеда Надежда Витальевна Адрес: 634062 г. Томск, ул. Иркутский тракт, 108/1. Телефон: 8 (3822) 67-46-31, 68-50-55 Наследственные дела: г. Томск, Октябрьский район (буквы А-И) Расписание работы: Понедельник: […]
    • Ангарск нотариусы наследство Нотариусы Ангарск +7 (499) 703-35-33 доб. 792 – Москва и МО Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Афанасьева Лидия Николаевна Телефон: +7 […]
    • Бухгалтерский учет пособие по беременности и родам Бухгалтерский учет пособие по беременности и родам Глава 9. Бухгалтерский учет операций по начислению и выплате пособий по временной нетрудоспособности Начисление пособия по беременности и родам отражается в бухгалтерском учете, в соответствии с Планом […]
    • Исковое заявление о выходе из ооо Примерная форма искового заявления о взыскании действительной стоимости доли участника при выходе из общества с ограниченной ответственностью (подготовлено экспертами компании "Гарант") В [ наименование судебного органа ] Истец: [ Ф. И. О. ]адрес: [ вписать […]
    • Закон 44-фз экспертиза товара С 01.07.18 внешняя экспертиза обязательна для несостоявшихся электронных закупок Внешняя экспертиза теперь обязательна для несостоявшихся электронных закупок Многие заказчики не обратили внимание на одно из изменений, внесенных 504-м федеральным законом в […]
    • Контракт заключен по 94 фз по какому закону сейчас его можно расторгнуть Расторжение контрактов на стадии ликвидации организации Вопрос-ответ по теме Подскажите пожалуйста, организация работала и по 44 ФЗ и по 223 ФЗ. Сейчас она находится в стадии ликвидации. Как ей расторгнуть договора и контракты, на какие пункты […]

Вам также может понравиться