Идентификационная экспертиза в таможенном деле

Идентификационная экспертиза в таможенном деле

Экспертиза товаров в таможенном деле
А.А.Горносталь

Учебное пособие
ISBN 978-5-4383-0072-4

Рекомендовано ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 036401 «Таможенное дело» («квалификация (степень) «специалист»).

В книге исследуются роль, особенности и характерные черты института экспертизы в правовых отношениях, возникающих в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза. В виде отдельных разделов рассмотрены организационно-правовые и технические вопросы назначения и проведения идентификационных и товароведческих экспертиз товаров и транспортных средств в сфере таможенного дела. Книга представляет интерес для научных и практических работников, занимающихся вопросами внешнеэкономической деятельности и таможенного дела, товароведения и экспертизы товаров, а также преподавателей и студентов ВУЗов.

1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ЭКСПЕРТИЗЫ В ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

1.1 Применение экспертизы в юридически значимых процессах
1.2 Правовое регулирование судебно-экспертной деятельности
1.3 Правовое регулирование назначения и проведения экспертиз при осуществлении таможенного контроля
1.4 Основные положения административного права об экспертном обеспечении производства по делам об административных правонарушениях

2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

2.1 Особенности назначения и выполнения экспертиз товаров и транспортных средств в сфере таможенного дела
2.2 Организация экспертной деятельности в системе таможенных органов России
2.3 Общие вопросы экспертного обеспечения таможенного контроля
2.4 Современное состояние экспертного обеспечения таможенного контроля в регионе деятельности Южного и Северо-Кавказского таможенных управлений
2.5 Экспертное обеспечение производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушениях таможенных правил)

3 ИДЕНТИФИКАЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА ТОВАРОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

3.1 Общие положения и особенности идентификации в сфере таможенного дела
3.2 Значение таможенной идентификационной экспертизы в реализации мер административно-правового регулирования ввоза и вывоза товаров различных групп
3.2.1 Идентификационная экспертиза нефти и нефтепродуктов сырых
3.2.2 Идентификационная экспертиза металлопродукции, используемой на железнодорожном транспорте
3.2.3 Идентификационная экспертиза продукции сахарной промышленности
3.2.4 Идентификационная экспертиза продукции масложировой промышленности
3.2.5 Идентификационная экспертиза продукции винодельческой промышленности
3.2.6 Идентификационная экспертиза продукции лесопромышленного комплекса

4 ТОВАРОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

4.1 Гносеологическая сущность и правовая идентификация товароведческой стоимостной экспертизы в сфере таможенного дела
4.2 Общий методологический подход к проведению товароведческих стоимостных экспертиз
4.3 Содержание товароведческой экспертизы товаров различных групп в сфере таможенного дела
4.3.1 Товароведческая экспертиза алкогольной продукции
4.3.2 Товароведческая экспертиза продуктов питания
4.3.3 Товароведческая экспертиза продукции легкой промышленности
4.3.4 Товароведческая экспертиза строительных материалов
4.3.5 Товароведческая экспертиза транспортных средств специального назначения
4.3.6 Товароведческая экспертиза морских транспортных средств
4.4 Особенности товароведческой экспертизы автотранспортных средств
4.4.1 Правовая идентификация экспертной деятельности в отношении автотранспортных средств
4.4.2 Идентификация автотранспортных средств
4.4.3 Установление существующих дефектов транспортного средства
4.4.4 Определение рыночной стоимости автотранспортных средств при проведении товароведческой экспертизы

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

В учебном пособии приведены понятие, признаки и классификация товаров животного и растительного происхождения. Дается характеристика отдельных видов специфических товаров животного и растительного происхождения. Рассматриваются особенности таможенной экспертизы объектов фауны и флоры как товаров животного и растительного происхождения, перемещаемых через таможенную границу, их идентификационной и стоимостной экспертизы. Приводятся методы оценки отдельных категорий объектов фауны и флоры.

Виды таможенной экспертизы

Таможенные экспертизы включают: материаловедческие, идентификационные, химические, сортификационные, технологические, товароведческие, экологические, искусствоведческие, сертификационные, стоимостные, оценочные, геммологические, технико-криминалистические и другие виды.

Экспертизы связаны с тремя видами деятельности таможенных органов: таможенное оформление и таможенный контроль, расследование и рассмотрение дел о нарушениях и преступлениях в таможенном деле, реализация конфискованных и обращенных иными способами в федеральную собственность товаров.

Группировка видов таможенных экспертиз в зависимости от направления деятельности таможенных органов включает три класса:

1. Идентификационная экспертиза должна ответить на вопросы:

■ к какому классу или группе однородных товаров относится товар;

■ определить наименование и принадлежность товара к изделиям (веществам), ввоз/вывоз которых ограничен или запрещен;

■ установить соответствия товара качественным характеристикам и техническому описанию на него.

Диагностические и идентификационные экспертизы проводятся для алкогольных и безалкогольных напитков, пищевых продуктов.

2. Химическая экспертиза отвечает на вопросы:

■ определить химический состав объекта;

■ установить, не содержатся ли в образце вещества, указывающие на принадлежность к товарам, которые подлежат особому контролю (спирт этиловый);

■ определить содержание компонентов в объекте;

■ идентифицировать вещество по химическому составу и соотношению компонентов в нем.

3. Сортификационная экспертиза должна ответить на вопросы:

■ определить марку, сорт, вид, натуральность представленного для исследования товара;

■ соответствует ли исследуемый объект конкретному нормативно-техническому документу;

■ соответствует ли исследуемый товар существующим стандартам;

■ соответствует ли качество товара представленной технической документации;

■ определить принадлежность отдельной единицы к одной группе.

4. Материаловедческая экспертиза должна ответить на вопросы:

■ из какого материала изготовлено изделие;

■ каковы физические, химические и механические свойства материала;

■ определить технологические критерии, оказывающие влияние на классификацию исследуемого материала.

5. Товароведческая экспертиза должна ответить на вопросы:

■ определить таможенное наименование товара согласно ТН ВЭД России;

■ определить качественные характеристики товара, влияющие на его стоимость;

■ установить оптовую рыночную стоимость товара.

6. Оценочная экспертиза проводится с целью определения потребительской стоимости товаров, обращенных в федеральную собственность, и должна ответить на вопросы:

■ определить назначение и потребительские свойства товара;

■ определить свойства в соответствии с нормативно-техническими документами;

■ установить оптовую рыночную стоимость товара.

7. Экологическая экспертиза проводится с целью оценки возможности ввоза, вывоза товара или помещения под конкретный таможенный режим и должна ответить на вопросы:

■ определить экологическую или эксплуатационную безопасность товара;

■ определить соответствие качества товара требованиям стандартов и медико-биологическим требованиям;

■ определить наличие озоноразрушающих веществ;

■ определить принадлежность товара (вещества) к опасным отходам.

Дополнительная экспертиза назначается, если заключение эксперта является недостаточно ясным или неполным, она поручается тому же или другому эксперту. Повторная экспертиза назначается, если заключение эксперта является необоснованным или есть сомнение в его правильности, она поручается другому эксперту. Если экспертизу проводят несколько экспертов в одной области знаний, она называется комиссионной. Если экспертизу проводят эксперты разных областей, она называется комплексной.

Идентификация товаров при проведении таможенных экспертиз

С ускорением научно-технического прогресса появляются новые товары, потребительские свойства которых существенно различаются и в разной степени могут удовлетворять общественные потребности. С учетом возможных последствий использования этих товаров они должны быть идентифицированы и классифицированы, что позволит повысить экономическую безопасность страны.
Криминальные группировки также хорошо оснащены технически и постоянно улучшают методы совершения таможенных преступлений. Для их раскрытия необходимо использовать более совершенные механизмы и методики идентификации товаров. Поэтому таможенная экспертиза как инструмент выявления потребительских свойств товаров и определения направления их использования приобретает все большее значение.
Таможенную экспертизу можно условно разделить на классы, роды и виды, которые имеют свои собственные характерные признаки: предмет, задачи, объекты и методы исследования (рис. 1).

Классификация таможенных экспертиз

Основная цель таможенной экспертизы товаров — выявление признаков, влияющих на классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее — ТН ВЭД ТС), что предопределяет применение мер государственного регулирования при ввозе или вывозе товара.

В рамках таможенной экспертизы решаются также вопросы, связанные с выявлением страны происхождения товара, его рыночной стоимости, принадлежности к наркотическим средствам и пр. Ее результативность во многом зависит от целесообразности назначения экспертизы, соблюдения всех требований при назначении и проведении таможенной экспертизы, оформления ее результатов.

В случаях несоблюдения процедурных и процессуальных требований заключение расценивается судом как недопустимое доказательство, а решение таможенного органа о классификации товара признается незаконным и подлежащим отмене.

Данные статистики основных показателей деятельности Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России (далее — ЦЭКТУ) за 2012 г. свидетельствуют о том, что среди всех видов таможенных экспертиз основную долю составляют идентификационные экспертизы — более 50%.

Идентификация товаров при проведении таможенных экспертиз проводится для целей однозначной классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС. Она всегда предшествует классификации, и от результатов ее проведения зависит решение о классификации товара.

Специфичность и значимость идентификационной таможенной экспертизы заключаются именно в неразрывной связи с критериями товаров, установленными в ТН ВЭД. Сложность построения ТН ВЭД и правила классификации товаров требуют постоянного совершенствования механизмов управления идентификацией товаров при проведении таможенных экспертиз, учета особенностей потребительной стоимости отдельных групп товаров, обоснованности и точности постановки вопросов перед экспертом.

Для этих целей в ФТС России разработаны методические рекомендации для должностных лиц таможенных органов по постановке вопросов перед экспертом, которые должны учитывать специфику ТН ВЭД и содержать критерии, характеризующие товары определенной группировки с учетом потребительских свойств, материалов, использованных для их производства.

Практика их применения показывает, что методические рекомендации еще далеки от совершенства, однако на данном этапе они решают ряд сложных проблем, возникающих при назначении таможенной экспертизы. В то же время некоторые вопросы остаются не до конца урегулированными. В частности, это касается постановки вопросов, не влияющих на классификацию товара в соответствии с ТН ВЭД, выходящих за пределы компетенции таможенных экспертов и допускающих различное их толкование. Это приводит к значительным временным затратам на производство экспертизы, дополнительной загрузке аналитического оборудования и может явиться основанием для отказа в проведении экспертизы.

Например, такой вопрос эксперту, как определение соответствия характеристик товара классификационным требованиям ТН ВЭД, выходит за пределы компетенции эксперта, выполняющего таможенную экспертизу. В данном случае при постановке вопроса необходимо указать, какие конкретные характеристики следует выявить в процессе производства экспертизы (физические или химические свойства, количественный или качественный состав, потребительские свойства). Юридически значимое решение о соответствии или несоответствии характеристик товара тому или иному коду ТН ВЭД принимает должностное лицо таможенных органов.

Для того чтобы идентификационная таможенная экспертиза была эффективной, точной и своевременной, нужно отобрать образцы (пробы) товаров, которые должны быть презентабельными, характеризовать состав и свойства всего объема представляемого и исследуемого товара и соответствовать нормативным документам по стандартизации. Необходимо установить четкий порядок назначения и проведения таможенной экспертизы как в экспертных подразделениях таможенных органов, так и в негосударственных экспертных организациях, аккредитованных и уполномоченных ФТС России.

Первое условие необходимо для достижения цели таможенной экспертизы, второе — для соблюдения срока ее выполнения, установленного таможенным законодательством, в соответствии с которым он не может превышать 20 рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом (экспертом) материалов к производству. Однако срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться в порядке, установленном законодательством государств — членов Таможенного союза. Практика показывает, что и данный порядок позволяет продлевать ее на неопределенное время, что является грубым нарушением прав участников ВЭД.

В случае проведения таможенной экспертизы в иной уполномоченной организации срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться с письменного разрешения руководителя уполномоченной организации по согласованию с таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу. На практике эти сроки продлеваются по несколько раз, в результате экспертиза может выполняться в течение года и более.

Идентификационная таможенная экспертиза ввиду ее специфичности, на наш взгляд, должна проводиться только в подразделениях ЦЭКТУ ФТС России. По действующему порядку таможенному органу, назначившему ее, может быть отказано в проведении экспертизы, если:

1) недостаточно информации для проведения таможенной экспертизы;

2) решение о назначении таможенной экспертизы оформлено ненадлежащим образом;

3) существует несоответствие сохранности упаковки проб или образцов описанию, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы;

4) отсутствуют необходимая материально-техническая база и специальные условия для проведения таможенной экспертизы;

5) в таможенном органе, проводящем таможенную экспертизу, или иной уполномоченной организации отсутствует эксперт требуемой квалификации.

В случае невозможности проведения таможенной экспертизы подразделениями ЦЭКТУ ее проводят эксперты иной уполномоченной организации на договорной основе. В таких случаях привлекаемая экспертная организация обязана представить в таможенный орган, назначивший экспертизу, документы, подтверждающие наличие у нее необходимых специальных познаний — аккредитации, эксперта (специалиста), оборудования. Порядок принятия решения о привлечении таможенными органами эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации к проведению таможенной экспертизы и Порядок согласования с ЦЭКТУ предусмотрены ведомственными приказами.

Установленный порядок является временной мерой, поскольку делегирование полномочий по проведению таможенной экспертизы не увязано с мерой ответственности, а необходимость этого обусловлена тем, что таможенная экспертиза (ведомственная) может использоваться в рамках судопроизводства.

Процессуальное законодательство позволяет осуществлять производство судебной экспертизы не только государственными экспертами, но и иными лицами, которым поручено производство судебной экспертизы: работниками негосударственных экспертных организаций, частными экспертами. Отсутствие регламентации их деятельности вызывает много противоречий в таможенных технологиях и судебной практике.

Негосударственные экспертные организации к экспертизам в таможенных целях проявляют большой интерес. Это связано с тем, что экспертные заключения, выданные иными экспертными организациями, судами принимаются во внимание наравне с заключениями, выданными подразделениями ЦЭКТУ. Однако, как показывает практика, качество экспертных заключений иных организаций значительно ниже. Это можно объяснить тем, что специфика таможенных экспертиз предполагает владение таможенным экспертом базовым набором знаний, касающихся вопросов исключительно таможенной сферы (ТН ВЭД, таможенная стоимость, страна происхождения и пр.), но этими знаниями не обладают товароведы и эксперты иных экспертных организаций.

Так как таможенная экспертиза является инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности, большое значение имеет легитимность заключений экспертов, работающих в области таможенного дела.

Ввиду сложности построения ТН ВЭД, больших различий в потребительских свойствах товаров и возможных направлений их использования механизмы идентификации товаров при проведении таможенных экспертиз предполагают использование специальных методик. При этом данные методики могут применяться должностными лицами таможенных органов (при досмотре) как в рамках таможенного контроля, так и при проведении таможенной экспертизы.

Рассмотрим предлагаемый нами вариант специальной методики на примере идентификации и классификации частей и принадлежностей товаров, которые представляют особую сложность при таможенном контроле достоверности заявленного кода ТН ВЭД.

Смотрите так же:  Юридический трудовой инспекции

Понятия «части» и «принадлежности» весьма сложно дифференцировать ввиду того, что товары в ТН ВЭД описываются по таким признакам, как материал, из которого они изготовлены, их конструктивные особенности и функциональное назначение.

Частями принято считать узлы и детали машин, которые, как правило, механически соединены с основным агрегатом. При классификации частей важно знать, представляют ли они законченное целое с машиной и не имеют ли альтернативной функции.

Принадлежности (аксессуары) — это изделия, которые выполняют вторичную, или зависимую, роль, несущественную для выполнения основной функции, и, как правило, повышают эффективность, удобство пользования товарами, улучшают эргономические характеристики. Иными словами, они могут расширять возможности применения машин, оборудования, приборов и пр., для которых они предназначены.

В Таможенном тарифе, разработанном на базе ТН ВЭД, нет четкого и однозначного разделения рассмотренных понятий «части» и «принадлежности». Каждый случай следует рассматривать отдельно исходя из характеристик конкретных товаров. Более того, в связи с появлением новых видов товаров, быстрым ростом технологий производства и большим количеством мест (товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций), предназначенных для классификации частей и принадлежностей, достаточно трудно выработать правильный подход к их классификации. В этой связи целесообразна общая методология классификации таких товаров, которую можно использовать для разработки частных методик классификации отдельных товаров.

Первое и основное правило интерпретации ТН ВЭД является приоритетным среди последующих правил. В соответствии с этим правилом классификация любого изделия должна производиться в специально поименованных текстах товарных позиций с учетом примечаний к соответствующему разделу, группе и товарной позиции. Это правило соблюдается и в том случае, если часть (или принадлежность) специально сконструирована для определенного технического оборудования, но имеет конкретную поименованную товарную позицию или относится к конкретной позиции в соответствии с примечанием.

Отдельно следует выделить такую категорию товаров, которая подпадает под примечания 2б к разд. XVI, 3 — к разд. XVII и 3 — к группе 95. Указанные примечания определяют, что части машин или других товаров, которые пригодны для использования исключительно или в основном с одной машиной (товаром) или группой машин одной товарной позиции и не подпадают под описанные выше категории товаров, должны классифицироваться как части этой машины или машин.

На практике зачастую сложно определить, что означает «исключительно или в основном». Поэтому, чтобы определить основное использование части, необходимо использовать информацию от производителя, которую должен представить декларант. В случае если нет товарной позиции, конкретно описывающей данную часть, определяется устройство, с которым эта часть используется главным образом.

Многоцелевые части и принадлежности не предназначены для одного специфического типа машины (т.е. могут иметь различные применения). К этой категории товаров можно отнести части, если они не названы определенно в товарной позиции или не охвачены примечанием, не являются частями общего назначения, не подходят для использования исключительно или в основном с определенной машиной или группой машин, не охвачены любыми другими условиями таможенного тарифа. В ТН ВЭД они не имеют конкретной товарной позиции и классифицируются чаще всего исходя из примечаний (2в — к разд. XVI, 3 — к разд. XVII и 2в — к группе 90 ТН ВЭД), т.е. по первому правилу интерпретации ТН ВЭД. Методологический подход и алгоритм идентификации и классификации частей и принадлежностей, в соответствии с ТН ВЭД, представлены на рис. 2.

Алгоритм идентификации и классификации частей и принадлежностей в соответствии с ТН ВЭД

Таким образом, при классификации частей и принадлежностей необходимо соблюдать определенный порядок, основанный на том, что части делятся на различные категории, требующие индивидуального подхода к их классификации. Предложенная методика в некоторых случаях является единственной возможностью безошибочно решить вопрос идентификации и классификации товара в соответствии с ТН ВЭД.

Методики идентификации отдельных групп товаров, представленные в виде алгоритма действий, позволят сократить время идентификации и минимизировать риски ошибок.

Понятие идентификационной таможенной экспертизы

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

Идентификационная таможенная экспертиза товара устанавливает принадлежность данного изделия к одной из однородных товарных групп или определенному списку по характерным индивидуальным признакам, которые приведены в нормативно-технической и другой документации. Достичь этой цели можно с решением следующих задач:

  1. Определения данного изделия к пищевым продуктам либо указание его использования в технических целях, на корм животных и т.п.
  2. Определения класса или группы однородных товаров данного изделия.
  3. Установления соответствия данного изделия характеристикам качества и техническому описанию на него.
  4. Определения сорта данного изделия.
  5. Определения отношения данного изделия к запрещенным к реализации товарам либо к товарам, которые имеют какие-то ограничения (квоты, лицензирование и т.п.).

Идентификационная таможенная экспертиза отражает результаты в следующих заключениях:

  • в определении данного изделия в качестве пищевого продукта;
  • в выявлении соответствия, либо несоответствия товара определенным требованиям, которые указаны в нормативно-технической или другой документации;
  • установление сорта данного изделия;
  • в отношении данного изделия к списку запрещенных товаров либо имеющих определенные ограничения.

С получением отрицательных параметров результатов идентификационной экспертизы не нужно спешить с заключением о фальсификации того или другого товаpa. Ведь он может представлять группу нового товара, еще не включенного в какую-нибудь нормативно-техническую документацию или список, или изделие представлено одним или несколькими экземплярами (такое изделие называют «ручной работой»). К примеру, теперь на рынке получили широкую рекламацию и реализацию кофемиксы (смесь кофе с сахаром, со сливками ), которые не могут представить нормативно-техническую документацию в РФ, но это совсем не значит, что все они товары фальсификаты.

Вместе с идентификационной экспертизой товара может осуществляться также экспертиза его подлинности. Экспертиза на подлинность товара устанавливает характерные показатели, отличающие натуральный продукт от его подделки. Причем подделка может характеризоваться как худшими показателями качества по сравнению с натуральным продуктом, так и лучшими.

Достижению этой цели помогает решение следующих задач:

  1. Определение наличия в данном изделии показателей, характерных для тех или других типов фальсификации.
  2. Определения соответствия названного изделием показателя, характерного для этой однородной группы товаров.
  3. Определение соответствия маркировки данного изделия требованиям, которые предъявлены нормативно-технической документацией, Законом «О защите прав потребителя» и т.п.

Значит, выходит, что у идентификационной экспертизы и экспертизы подлинности товара разные цели, и достигают этих целей, решая разные задачи. И специалисты, и потребители должны различать эти два понятия.

Определяют термин «идентификация и Правила проведения сертификации в Российской Федерации. «Идентификацией продукции является процедура, которая устанавливает соответствие заявленной на сертификацию продукции требованиям, которые предъявляются к этому виду (типу) продукции (нормативная и техническая документация, информация о продукции)».

Недостаток последнего определения термина выражается в том, что деятельность по идентификации изделия определяется простой процедурой, которая проводится только по сертификации, а идентифицирующие критерии определены требованиями документов нормативных и технических, других средств с информацией о продукции, которые не представляют сложности для лаборанта со средним образованием.

Последним временем нормативно-техническая документация критерии с целью идентификации товара значительно сузились и многие показатели не представляют идентификационную информацию, а лишь выражаются лаконичными фразами: «Соответствует данному виду товара»; «В соответствии с рецептурой» и т.д. Безусловно, руководствуясь такими критериями, идентификационную экспертизу не провести.

Идентификационную экспертизу считают основной, и все операции с товаром должны определяться только с нее. Поскольку проверяемое изделие может входить в группу опасных изделий, либо занесено в список запрещенных товаров. Помимо этого, до тех пор, пока не провели правильную идентификацию товара, вы не в состоянии и правильно оценить его качество, не сможете обеспечить проведения экспертизы качества, сертификационного соответствия.

К примеру, упаковка кондитерских изделий «Марс», «Сникерс» не обозначает принадлежности изделия к виду товара, и если вы станете его рассматривать по качеству как шоколадный батончик, как его представляет реклама, то их экспертиза забракует, ибо в них не содержится 80% шоколада (шоколадный батончик свыше 50 г должен иметь начинки не больше 20%). Это изделие просто необходимо отнести к весовым конфетам, типа «Гулливера».

Объекты идентификации представлены товарами, услугами, ценными бумагами (деньги, акции, векселя и др.), информацией, рабочей силой и другими объектами коммерческой деятельности. И, если говорить об исследовании лишь одной группы объектов — изделиях, которые участвуют в процессе купли-продажи и становятся товаром, так большинство из анализируемых теоретических вопросов одинаково относится, как и к продовольственным, так и к непродовольственным товарам.

Субъекты, которые осуществляют идентификацию товаров, тоже становятся участниками рыночных отношений: производитель — когда принимает сырье, полуфабрикаты, комплектующих изделий и отпускает готовую продукцию; торговые организации (торговый посредник) — когда заключает договора купли-продажи, принимает товары и подготавливает их продажу.

Потребитель также участвует в идентификации покупаемого товара, пользуясь чаще всего органолептическими методами, не владея достаточной информацией, а также доверяя своему собственному житейскому опыту, знаниям и учитывая мнение других. Причем покупателю всегда приходится расплачиваться за все свои просчеты своими же деньгами.

Специалисты-эксперты НП «Федерация Судебных Экспертов» готовы помочь как физическим, так и юридическим лицам в вопросах такой экспертизы, как индентификационная таможенная экспертиза, дать квалифицированную консультацию и ответить на все ваши вопросы. Вы можете лично заказать специалистам независимую экспертизу.

Идентификационная экспертиза в таможенном деле это

Понятие таможенной экспертизы, её объекты, субъекты, критерии и принципы.

Экспертиза — это вид профессиональной деятельности, исследование экспертом вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, торговли, экономики, искусства с выдачей компетентного заключения.

В таможенной деятельности экспертиза — это процессуальное действие, назначаемое должностным лицом, то есть лицом, имеющим на это полномочие. Другим субъектом экспертизы является эксперт — физическое лицо, обладающее необходимыми знаниями.

Объектами таможенной экспертизы могут быть пробы и образцы товаров, документы, вещественные доказательства, образцы сравнения и другие предметы, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации.

предлагается классифицировать объекты в три группы: разрешенные, ограниченные и запрещенные объекты оборота. В свою очередь? разрешенный оборот объектов состоит из торгового и неторгового оборота, где под торговым оборотом понимается оборот по торговым сделкам товаров, предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, а неторговый подразумевает оборот без извлечения прибыли.

Ограниченный оборот объектов регламентируется нетарифным регулированием, такие товары требуют разрешения соответствующих уполномоченных и компетентных органов власти и лиц, обладающих авторскими или другими исключительными правами на эти товары, в частности, это товары двойного применения, стратегическое сырье, материалы, содержащие драгоценные металлы, лекарственные средства, товары, требующие подтверждение их безопасности, средства связи и др.

К запрещенным к обороту объектам относятся оружие, наркотики, валюта, культурные ценности, контрафактные товары (перемещаемые с нарушением авторских или других исключительных прав).

Любые товары при перемещении через таможенную границу должны декларироваться. При этом объекты можно разделить на правильно декларируемые, недостоверно декларируемые и недекларируемые.

В качестве критериев экспертизы выступают требования к показателям качества нормативных документов, базовые ряды образцов товаров, сложившиеся в обществе ценностные нормы представления о товарах.

При проведении экспертизы должны соблюдаться принципы объективности, независимости, компетентности, определенности, при этом используются расчетно-инструментальные, социологические методы и методы экспертной оценки.

Особенностями таможенной экспертизы является то, что она может быть назначена как на стадиях таможенного оформления и таможенного контроля до заведения дела об административном правонарушении или преступлении по таможенному законодательству, так и после заведения дел.

58. Виды таможенных экспертиз ( по порядку проведения, по количеству участвующих экспертов).

В зависимости от числа привлекаемых таможенных экспертов (экспертов) назначается единоличная, комиссионная или комплексная таможенная экспертиза. Также таможенная экспертиза подразделяется на первичную, дополнительную и повторную.

Таможенные экспертизы включают: материаловедческие, идентификационные, химические, сортификационные, технологические, товароведческие, экологические, искусствоведческие, сертификационные, стоимостные, оценочные, геммологические, технико-криминалистические и другие виды.

Экспертизы связаны с тремя видами деятельности таможенных органов: таможенное оформление и таможенный контроль, расследование и рассмотрение дел о нарушениях и преступлениях в таможенном деле, реализация конфискованных и обращенных иными способами в федеральную собственность товаров.

Группировка видов таможенных экспертиз в зависимости от направления деятельности таможенных органов включает три класса:

1. Идентификационная экспертиза должна ответить на вопросы:

■ к какому классу или группе однородных товаров относится товар;

■ определить наименование и принадлежность товара к изделиям (веществам), ввоз/вывоз которых ограничен или запрещен;

■ установить соответствия товара качественным характеристикам и техническому описанию на него.

Диагностические и идентификационные экспертизы проводятся для алкогольных и безалкогольных напитков, пищевых продуктов.

2. Химическая экспертиза отвечает на вопросы:

■ определить химический состав объекта;

■ установить, не содержатся ли в образце вещества, указывающие на принадлежность к товарам, которые подлежат особому контролю (спирт этиловый);

■ определить содержание компонентов в объекте;

3. Сортификационная экспертиза должна ответить на вопросы:

■ определить марку, сорт, вид, натуральность представленного для исследования товара;

■ соответствует ли исследуемый объект конкретному нормативно-техническому документу;

■ соответствует ли исследуемый товар существующим стандартам;

■ соответствует ли качество товара представленной технической документации;

4. Материаловедческая экспертиза должна ответить на вопросы:

■ из какого материала изготовлено изделие;

■ каковы физические, химические и механические свойства материала;

■ определить технологические критерии, оказывающие влияние на классификацию исследуемого материала.

5. Товароведческая экспертиза должна ответить на вопросы:

■ определить таможенное наименование товара согласно ТН ВЭД России;

■ определить качественные характеристики товара, влияющие на его стоимость;

■ установить оптовую рыночную стоимость товара.

6. Оценочная экспертиза проводится с целью определения потребительской стоимости товаров, обращенных в федеральную собственность, и должна ответить на вопросы:

■ определить назначение и потребительские свойства товара;

■ определить свойства в соответствии с нормативно-техническими документами;

■ установить оптовую рыночную стоимость товара.

7. Экологическая экспертиза проводится с целью оценки возможности ввоза, вывоза товара или помещения под конкретный таможенный режим и должна ответить на вопросы:

■ определить экологическую или эксплуатационную безопасность товара;

■ определить соответствие качества товара требованиям стандартов и медико-биологическим требованиям;

■ определить наличие озоноразрушающих веществ;

■ определить принадлежность товара (вещества) к опасным отходам.

Дополнительная экспертиза назначается, если заключение эксперта является недостаточно ясным или неполным, она поручается тому же или другому эксперту. Повторная экспертиза назначается, если заключение эксперта является необоснованным или есть сомнение в его правильности, она поручается другому эксперту. Если экспертизу проводят несколько экспертов в одной области знаний, она называется комиссионной. Если экспертизу проводят эксперты разных областей, она называется комплексной.

Смотрите так же:  Общий кредитный договор сбербанка

59. Порядок взятия проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы.

Методы отбора проб или образцов определяются международными и национальными стандартами, иными нормативными документами, а также методическими рекомендациями, разработанными на их основе. Взятие проб или образцов товаров в процессе таможенного контроля может производиться:

— должностным лицом таможенного органа

— сотрудниками других государственных органов

— декларантами и их представителями

— лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, и их представителями

— правообладателями и их представителями

Должностное лицо таможенного органа производит взятие проб или образцов товаров для проведения экспертиз, назначенных при осуществлении таможенного контроля товаров с целью выявления фактов недостоверного декларирования товаров, обеспечения правильности начисления и взимания таможенных платежей; определения принадлежности к товарам, к которым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

При отборе проб или образцов товаров должностное лицо таможенного органа оформляет акт взятия проб или образцов в 2-х экземплярах. Первый экземпляр акта остается в таможенном органе и хранится вместе с первым экземпляром таможенной декларации и документами к ней либо с делом об административном правонарушении в области таможенного дела, второй — вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товара, если оно установлено, или его представителю. В необходимых случаях взятие проб или образцов производится с участием эксперта или специалиста . Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе

Допускается производить отбор проб или образцов товаров должностным лицом таможенного органа в отсутствие декларанта и его представителей, с участием не менее двух понятых в случаях:

— неявки декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей по истечении 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия;

— пересылки товаров в международных почтовых отправлениях;

— оставления на таможенной территории РФ товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров и транспортных средств с такой территории. Факт присутствия понятых отражается в акте взятия проб или образцов.

Письменное разрешение на взятие проб или образцов товаров таможенным органом выдается декларантам, лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров, правообладателям, их представителям и сотрудникам других государственных органов, если такое взятие:

— не затрудняет проведение таможенного контроля;

— не изменяет характеристик товаров;

Письменное разрешение на взятие проб или образцов представляет собой резолюцию начальника таможенного органа, осуществляющего таможенный контроль, либо лица, его замещающего, на заявлении, оформленном в произвольной форме, которое должно содержать сведения о месте и времени взятия проб или образцов товаров. В разрешении на взятие проб или образцов товаров может быть указано, что взятие проб или образцов допускается при условии присутствия должностных лиц таможенного органа. После взятия проб или образцов письменное разрешение хранится в таможенном органе вместе с первым экземпляром акта взятия проб или образцов.

При взятии проб или образцов товаров сотрудниками других государственных органов:

— составляется акт в двух экземплярах; первый экземпляр остается в таможенном органе, второй — вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или его представителю, если они установлены, копия акта вручается представителю государственного органа;

— таможенный орган должен быть поставлен в известность о результатах проведенного исследования проб или образцов товаров, взятых другими государственными органами, и уведомить о них декларанта, лиц, обладающих полномочиями в отношении товара, правообладателя или их представителей (п. 9 ст. 383 ТК).

Количество пробы или образца товара (в массе, объеме, штуках и т.д.) определяется минимальным количеством, достаточным для проведения исследований. При взятии пробы таможенными органами ее разделяют на три равные части: аналитическую, контрольную и арбитражную, каждую из которых:

— маркируют (нумеруют) в соответствии с актом взятия проб или образцов;

— снабжают ярлыком обеспечения сохранности (См. Приложение 3.1).

При направлении таможенным органом проб или образцов товаров на исследование их упаковывают в одну тару, пломбируют. Сопроводительные документы помещают в отдельный пакет и опечатывают. Если товаром является химическое вещество, то пробы должны сопровождаться копиями сопроводительных документов, содержащих сведения о свойствах, токсичности, мерах безопасности, индивидуальных средствах защиты.

Предметы и документы, бывшие объектами исследования (включая пробы или образцы), упаковываются, опечатываются печатью и направляются таможенному органу, назначившему экспертизу. По окончании исследования пробы или образцы товаров возвращаются их владельцу, за исключением случаев, когда такие пробы или образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством РФ, а также когда расходы на возврат проб или образцов превышают их стоимость (п. 11 ст. 383 ТК).

Правила изъятия, фиксации, отбора, хранения и упаковки проб и образцов заключаются в выполнении следующих обязательных пунктов:

а) отбор проб/образцов, представительных для всей партии исследуемых веществ. Метод отбора зависит от количества поступившего на исследование вещества и его физического состояния. Так, из мешков, тюков и кип пробы отбирают сверху и, после вспарывания по шву, из середины и снизу на глубине не менее 10 см. Из ящика пробы отбирают из верхнего слоя, из среднего слоя, аккуратно удалив примерно половину содержимого, и со дна ящика. Три отобранных пробы объединяют, измельчают и методом квартования выделяют примерно среднюю пробу.

Жидкости перемешивают и сразу отбирают пробы. В случае объема жидкости более 10 литров, отбирают пипеткой или шлангом три точечные пробы по 10 мл верхнего, среднего и нижнего слоя жидкости, сливают их вместе, получая объединенную пробу объемом не менее 30 мл.

От партии мазеобразных веществ пробу отбирают из всей толщи массы сверху вниз до самого дна; в этом случае отбор удобно производить полой металлической трубкой.

б) раздельное упаковывание отдельных проб/образцов. Для предотвращения загрязнения пробы/образцы веществ упаковывают в отдельную тару . Тара должна соответствовать размерам проб/образцов, должна иметь хорошую укупорку и обертку.

в) документальное сопровождение проб/образцов. Изъятые пробы/образцы веществ должны быть упакованы, опечатаны ярлыками (приложение 3.1) с подписями таможенного инспектора, понятых и перевозчика груза (если перевозчик установлен). В протоколе осмотра все объекты должны быть подробно описаны, желательно, сфотографированы. В акте взятия проб/образцов все объекты должны быть пронумерованы и должны быть описаны их характерные признаки. В поручении/постановлении/определении должны быть указаны либо фамилия и инициалы лица, у которого изъята проба/образец, либо адрес, по которому проведено изъятие. Документы, сопровождающие пробы/образцы, должны ясно и однозначно говорить о том, какой груз, где, когда, в каком количестве обнаружен; кто и каким методом производил взятие проб/образцов; как обеспечена идентификация и сохранность проб/образцов.

Если должностные лица таможенных органов обращаются для проведения экспертизы при таможенном оформлении, контроле, при дознании и производстве по уголовным делам, то оформляется Акт взятия проб и образцов (приложение № 3.2.). При возбуждении и производстве по делам об административных правонарушений оформляется Протокол взятия проб и образцов (приложение № 3.3.) .

Участие эксперта во взятии проб и образцов товаров исключает его участие в производстве экспертизы этих проб и образцов.

Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 66 ; Нарушение авторских прав

Идентификация товаров при проведении таможенных экспертиз

С ускорением научно-технического прогресса появляются новые товары, потребительские свойства которых существенно различаются и в разной степени могут удовлетворять общественные потребности. С учетом возможных последствий использования этих товаров они должны быть идентифицированы и классифицированы, что позволит повысить экономическую безопасность страны.
Криминальные группировки также хорошо оснащены технически и постоянно улучшают методы совершения таможенных преступлений. Для их раскрытия необходимо использовать более совершенные механизмы и методики идентификации товаров. Поэтому таможенная экспертиза как инструмент выявления потребительских свойств товаров и определения направления их использования приобретает все большее значение.
Таможенную экспертизу можно условно разделить на классы, роды и виды, которые имеют свои собственные характерные признаки: предмет, задачи, объекты и методы исследования (рис. 1).

Классификация таможенных экспертиз

Основная цель таможенной экспертизы товаров — выявление признаков, влияющих на классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее — ТН ВЭД ТС), что предопределяет применение мер государственного регулирования при ввозе или вывозе товара.

В рамках таможенной экспертизы решаются также вопросы, связанные с выявлением страны происхождения товара, его рыночной стоимости, принадлежности к наркотическим средствам и пр. Ее результативность во многом зависит от целесообразности назначения экспертизы, соблюдения всех требований при назначении и проведении таможенной экспертизы, оформления ее результатов.

В случаях несоблюдения процедурных и процессуальных требований заключение расценивается судом как недопустимое доказательство, а решение таможенного органа о классификации товара признается незаконным и подлежащим отмене.

Данные статистики основных показателей деятельности Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России (далее — ЦЭКТУ) за 2012 г. свидетельствуют о том, что среди всех видов таможенных экспертиз основную долю составляют идентификационные экспертизы — более 50%.

Идентификация товаров при проведении таможенных экспертиз проводится для целей однозначной классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС. Она всегда предшествует классификации, и от результатов ее проведения зависит решение о классификации товара.

Специфичность и значимость идентификационной таможенной экспертизы заключаются именно в неразрывной связи с критериями товаров, установленными в ТН ВЭД. Сложность построения ТН ВЭД и правила классификации товаров требуют постоянного совершенствования механизмов управления идентификацией товаров при проведении таможенных экспертиз, учета особенностей потребительной стоимости отдельных групп товаров, обоснованности и точности постановки вопросов перед экспертом.

Для этих целей в ФТС России разработаны методические рекомендации для должностных лиц таможенных органов по постановке вопросов перед экспертом, которые должны учитывать специфику ТН ВЭД и содержать критерии, характеризующие товары определенной группировки с учетом потребительских свойств, материалов, использованных для их производства.

Практика их применения показывает, что методические рекомендации еще далеки от совершенства, однако на данном этапе они решают ряд сложных проблем, возникающих при назначении таможенной экспертизы. В то же время некоторые вопросы остаются не до конца урегулированными. В частности, это касается постановки вопросов, не влияющих на классификацию товара в соответствии с ТН ВЭД, выходящих за пределы компетенции таможенных экспертов и допускающих различное их толкование. Это приводит к значительным временным затратам на производство экспертизы, дополнительной загрузке аналитического оборудования и может явиться основанием для отказа в проведении экспертизы.

Например, такой вопрос эксперту, как определение соответствия характеристик товара классификационным требованиям ТН ВЭД, выходит за пределы компетенции эксперта, выполняющего таможенную экспертизу. В данном случае при постановке вопроса необходимо указать, какие конкретные характеристики следует выявить в процессе производства экспертизы (физические или химические свойства, количественный или качественный состав, потребительские свойства). Юридически значимое решение о соответствии или несоответствии характеристик товара тому или иному коду ТН ВЭД принимает должностное лицо таможенных органов.

Для того чтобы идентификационная таможенная экспертиза была эффективной, точной и своевременной, нужно отобрать образцы (пробы) товаров, которые должны быть презентабельными, характеризовать состав и свойства всего объема представляемого и исследуемого товара и соответствовать нормативным документам по стандартизации. Необходимо установить четкий порядок назначения и проведения таможенной экспертизы как в экспертных подразделениях таможенных органов, так и в негосударственных экспертных организациях, аккредитованных и уполномоченных ФТС России.

Первое условие необходимо для достижения цели таможенной экспертизы, второе — для соблюдения срока ее выполнения, установленного таможенным законодательством, в соответствии с которым он не может превышать 20 рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом (экспертом) материалов к производству. Однако срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться в порядке, установленном законодательством государств — членов Таможенного союза. Практика показывает, что и данный порядок позволяет продлевать ее на неопределенное время, что является грубым нарушением прав участников ВЭД.

В случае проведения таможенной экспертизы в иной уполномоченной организации срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться с письменного разрешения руководителя уполномоченной организации по согласованию с таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу. На практике эти сроки продлеваются по несколько раз, в результате экспертиза может выполняться в течение года и более.

Идентификационная таможенная экспертиза ввиду ее специфичности, на наш взгляд, должна проводиться только в подразделениях ЦЭКТУ ФТС России. По действующему порядку таможенному органу, назначившему ее, может быть отказано в проведении экспертизы, если:

1) недостаточно информации для проведения таможенной экспертизы;

2) решение о назначении таможенной экспертизы оформлено ненадлежащим образом;

3) существует несоответствие сохранности упаковки проб или образцов описанию, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы;

4) отсутствуют необходимая материально-техническая база и специальные условия для проведения таможенной экспертизы;

5) в таможенном органе, проводящем таможенную экспертизу, или иной уполномоченной организации отсутствует эксперт требуемой квалификации.

В случае невозможности проведения таможенной экспертизы подразделениями ЦЭКТУ ее проводят эксперты иной уполномоченной организации на договорной основе. В таких случаях привлекаемая экспертная организация обязана представить в таможенный орган, назначивший экспертизу, документы, подтверждающие наличие у нее необходимых специальных познаний — аккредитации, эксперта (специалиста), оборудования. Порядок принятия решения о привлечении таможенными органами эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации к проведению таможенной экспертизы и Порядок согласования с ЦЭКТУ предусмотрены ведомственными приказами.

Установленный порядок является временной мерой, поскольку делегирование полномочий по проведению таможенной экспертизы не увязано с мерой ответственности, а необходимость этого обусловлена тем, что таможенная экспертиза (ведомственная) может использоваться в рамках судопроизводства.

Процессуальное законодательство позволяет осуществлять производство судебной экспертизы не только государственными экспертами, но и иными лицами, которым поручено производство судебной экспертизы: работниками негосударственных экспертных организаций, частными экспертами. Отсутствие регламентации их деятельности вызывает много противоречий в таможенных технологиях и судебной практике.

Негосударственные экспертные организации к экспертизам в таможенных целях проявляют большой интерес. Это связано с тем, что экспертные заключения, выданные иными экспертными организациями, судами принимаются во внимание наравне с заключениями, выданными подразделениями ЦЭКТУ. Однако, как показывает практика, качество экспертных заключений иных организаций значительно ниже. Это можно объяснить тем, что специфика таможенных экспертиз предполагает владение таможенным экспертом базовым набором знаний, касающихся вопросов исключительно таможенной сферы (ТН ВЭД, таможенная стоимость, страна происхождения и пр.), но этими знаниями не обладают товароведы и эксперты иных экспертных организаций.

Смотрите так же:  Согаз саранск осаго калькулятор

Так как таможенная экспертиза является инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности, большое значение имеет легитимность заключений экспертов, работающих в области таможенного дела.

Ввиду сложности построения ТН ВЭД, больших различий в потребительских свойствах товаров и возможных направлений их использования механизмы идентификации товаров при проведении таможенных экспертиз предполагают использование специальных методик. При этом данные методики могут применяться должностными лицами таможенных органов (при досмотре) как в рамках таможенного контроля, так и при проведении таможенной экспертизы.

Рассмотрим предлагаемый нами вариант специальной методики на примере идентификации и классификации частей и принадлежностей товаров, которые представляют особую сложность при таможенном контроле достоверности заявленного кода ТН ВЭД.

Понятия «части» и «принадлежности» весьма сложно дифференцировать ввиду того, что товары в ТН ВЭД описываются по таким признакам, как материал, из которого они изготовлены, их конструктивные особенности и функциональное назначение.

Частями принято считать узлы и детали машин, которые, как правило, механически соединены с основным агрегатом. При классификации частей важно знать, представляют ли они законченное целое с машиной и не имеют ли альтернативной функции.

Принадлежности (аксессуары) — это изделия, которые выполняют вторичную, или зависимую, роль, несущественную для выполнения основной функции, и, как правило, повышают эффективность, удобство пользования товарами, улучшают эргономические характеристики. Иными словами, они могут расширять возможности применения машин, оборудования, приборов и пр., для которых они предназначены.

В Таможенном тарифе, разработанном на базе ТН ВЭД, нет четкого и однозначного разделения рассмотренных понятий «части» и «принадлежности». Каждый случай следует рассматривать отдельно исходя из характеристик конкретных товаров. Более того, в связи с появлением новых видов товаров, быстрым ростом технологий производства и большим количеством мест (товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций), предназначенных для классификации частей и принадлежностей, достаточно трудно выработать правильный подход к их классификации. В этой связи целесообразна общая методология классификации таких товаров, которую можно использовать для разработки частных методик классификации отдельных товаров.

Первое и основное правило интерпретации ТН ВЭД является приоритетным среди последующих правил. В соответствии с этим правилом классификация любого изделия должна производиться в специально поименованных текстах товарных позиций с учетом примечаний к соответствующему разделу, группе и товарной позиции. Это правило соблюдается и в том случае, если часть (или принадлежность) специально сконструирована для определенного технического оборудования, но имеет конкретную поименованную товарную позицию или относится к конкретной позиции в соответствии с примечанием.

Отдельно следует выделить такую категорию товаров, которая подпадает под примечания 2б к разд. XVI, 3 — к разд. XVII и 3 — к группе 95. Указанные примечания определяют, что части машин или других товаров, которые пригодны для использования исключительно или в основном с одной машиной (товаром) или группой машин одной товарной позиции и не подпадают под описанные выше категории товаров, должны классифицироваться как части этой машины или машин.

На практике зачастую сложно определить, что означает «исключительно или в основном». Поэтому, чтобы определить основное использование части, необходимо использовать информацию от производителя, которую должен представить декларант. В случае если нет товарной позиции, конкретно описывающей данную часть, определяется устройство, с которым эта часть используется главным образом.

Многоцелевые части и принадлежности не предназначены для одного специфического типа машины (т.е. могут иметь различные применения). К этой категории товаров можно отнести части, если они не названы определенно в товарной позиции или не охвачены примечанием, не являются частями общего назначения, не подходят для использования исключительно или в основном с определенной машиной или группой машин, не охвачены любыми другими условиями таможенного тарифа. В ТН ВЭД они не имеют конкретной товарной позиции и классифицируются чаще всего исходя из примечаний (2в — к разд. XVI, 3 — к разд. XVII и 2в — к группе 90 ТН ВЭД), т.е. по первому правилу интерпретации ТН ВЭД. Методологический подход и алгоритм идентификации и классификации частей и принадлежностей, в соответствии с ТН ВЭД, представлены на рис. 2.

Алгоритм идентификации и классификации частей и принадлежностей в соответствии с ТН ВЭД

Таким образом, при классификации частей и принадлежностей необходимо соблюдать определенный порядок, основанный на том, что части делятся на различные категории, требующие индивидуального подхода к их классификации. Предложенная методика в некоторых случаях является единственной возможностью безошибочно решить вопрос идентификации и классификации товара в соответствии с ТН ВЭД.

Методики идентификации отдельных групп товаров, представленные в виде алгоритма действий, позволят сократить время идентификации и минимизировать риски ошибок.

Виды таможенной экспертизы

Таможенные экспертизы включают: материаловедческие, идентификационные, химические, сортификационные, технологические, товароведческие, экологические, искусствоведческие, сертификационные, стоимостные, оценочные, геммологические, технико-криминалистические и другие виды.

Экспертизы связаны с тремя видами деятельности таможенных органов: таможенное оформление и таможенный контроль, расследование и рассмотрение дел о нарушениях и преступлениях в таможенном деле, реализация конфискованных и обращенных иными способами в федеральную собственность товаров.

Группировка видов таможенных экспертиз в зависимости от направления деятельности таможенных органов включает три класса:

1. Идентификационная экспертиза должна ответить на вопросы:

■ к какому классу или группе однородных товаров относится товар;

■ определить наименование и принадлежность товара к изделиям (веществам), ввоз/вывоз которых ограничен или запрещен;

■ установить соответствия товара качественным характеристикам и техническому описанию на него.

Диагностические и идентификационные экспертизы проводятся для алкогольных и безалкогольных напитков, пищевых продуктов.

2. Химическая экспертиза отвечает на вопросы:

■ определить химический состав объекта;

■ установить, не содержатся ли в образце вещества, указывающие на принадлежность к товарам, которые подлежат особому контролю (спирт этиловый);

■ определить содержание компонентов в объекте;

■ идентифицировать вещество по химическому составу и соотношению компонентов в нем.

3. Сортификационная экспертиза должна ответить на вопросы:

■ определить марку, сорт, вид, натуральность представленного для исследования товара;

■ соответствует ли исследуемый объект конкретному нормативно-техническому документу;

■ соответствует ли исследуемый товар существующим стандартам;

■ соответствует ли качество товара представленной технической документации;

■ определить принадлежность отдельной единицы к одной группе.

4. Материаловедческая экспертиза должна ответить на вопросы:

■ из какого материала изготовлено изделие;

■ каковы физические, химические и механические свойства материала;

■ определить технологические критерии, оказывающие влияние на классификацию исследуемого материала.

5. Товароведческая экспертиза должна ответить на вопросы:

■ определить таможенное наименование товара согласно ТН ВЭД России;

■ определить качественные характеристики товара, влияющие на его стоимость;

■ установить оптовую рыночную стоимость товара.

6. Оценочная экспертиза проводится с целью определения потребительской стоимости товаров, обращенных в федеральную собственность, и должна ответить на вопросы:

■ определить назначение и потребительские свойства товара;

■ определить свойства в соответствии с нормативно-техническими документами;

■ установить оптовую рыночную стоимость товара.

7. Экологическая экспертиза проводится с целью оценки возможности ввоза, вывоза товара или помещения под конкретный таможенный режим и должна ответить на вопросы:

■ определить экологическую или эксплуатационную безопасность товара;

■ определить соответствие качества товара требованиям стандартов и медико-биологическим требованиям;

■ определить наличие озоноразрушающих веществ;

■ определить принадлежность товара (вещества) к опасным отходам.

Дополнительная экспертиза назначается, если заключение эксперта является недостаточно ясным или неполным, она поручается тому же или другому эксперту. Повторная экспертиза назначается, если заключение эксперта является необоснованным или есть сомнение в его правильности, она поручается другому эксперту. Если экспертизу проводят несколько экспертов в одной области знаний, она называется комиссионной. Если экспертизу проводят эксперты разных областей, она называется комплексной.

Понятие идентификационной таможенной экспертизы

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

Идентификационная таможенная экспертиза товара устанавливает принадлежность данного изделия к одной из однородных товарных групп или определенному списку по характерным индивидуальным признакам, которые приведены в нормативно-технической и другой документации. Достичь этой цели можно с решением следующих задач:

  1. Определения данного изделия к пищевым продуктам либо указание его использования в технических целях, на корм животных и т.п.
  2. Определения класса или группы однородных товаров данного изделия.
  3. Установления соответствия данного изделия характеристикам качества и техническому описанию на него.
  4. Определения сорта данного изделия.
  5. Определения отношения данного изделия к запрещенным к реализации товарам либо к товарам, которые имеют какие-то ограничения (квоты, лицензирование и т.п.).

Идентификационная таможенная экспертиза отражает результаты в следующих заключениях:

  • в определении данного изделия в качестве пищевого продукта;
  • в выявлении соответствия, либо несоответствия товара определенным требованиям, которые указаны в нормативно-технической или другой документации;
  • установление сорта данного изделия;
  • в отношении данного изделия к списку запрещенных товаров либо имеющих определенные ограничения.

С получением отрицательных параметров результатов идентификационной экспертизы не нужно спешить с заключением о фальсификации того или другого товаpa. Ведь он может представлять группу нового товара, еще не включенного в какую-нибудь нормативно-техническую документацию или список, или изделие представлено одним или несколькими экземплярами (такое изделие называют «ручной работой»). К примеру, теперь на рынке получили широкую рекламацию и реализацию кофемиксы (смесь кофе с сахаром, со сливками ), которые не могут представить нормативно-техническую документацию в РФ, но это совсем не значит, что все они товары фальсификаты.

Вместе с идентификационной экспертизой товара может осуществляться также экспертиза его подлинности. Экспертиза на подлинность товара устанавливает характерные показатели, отличающие натуральный продукт от его подделки. Причем подделка может характеризоваться как худшими показателями качества по сравнению с натуральным продуктом, так и лучшими.

Достижению этой цели помогает решение следующих задач:

  1. Определение наличия в данном изделии показателей, характерных для тех или других типов фальсификации.
  2. Определения соответствия названного изделием показателя, характерного для этой однородной группы товаров.
  3. Определение соответствия маркировки данного изделия требованиям, которые предъявлены нормативно-технической документацией, Законом «О защите прав потребителя» и т.п.

Значит, выходит, что у идентификационной экспертизы и экспертизы подлинности товара разные цели, и достигают этих целей, решая разные задачи. И специалисты, и потребители должны различать эти два понятия.

Определяют термин «идентификация и Правила проведения сертификации в Российской Федерации. «Идентификацией продукции является процедура, которая устанавливает соответствие заявленной на сертификацию продукции требованиям, которые предъявляются к этому виду (типу) продукции (нормативная и техническая документация, информация о продукции)».

Недостаток последнего определения термина выражается в том, что деятельность по идентификации изделия определяется простой процедурой, которая проводится только по сертификации, а идентифицирующие критерии определены требованиями документов нормативных и технических, других средств с информацией о продукции, которые не представляют сложности для лаборанта со средним образованием.

Последним временем нормативно-техническая документация критерии с целью идентификации товара значительно сузились и многие показатели не представляют идентификационную информацию, а лишь выражаются лаконичными фразами: «Соответствует данному виду товара»; «В соответствии с рецептурой» и т.д. Безусловно, руководствуясь такими критериями, идентификационную экспертизу не провести.

Идентификационную экспертизу считают основной, и все операции с товаром должны определяться только с нее. Поскольку проверяемое изделие может входить в группу опасных изделий, либо занесено в список запрещенных товаров. Помимо этого, до тех пор, пока не провели правильную идентификацию товара, вы не в состоянии и правильно оценить его качество, не сможете обеспечить проведения экспертизы качества, сертификационного соответствия.

К примеру, упаковка кондитерских изделий «Марс», «Сникерс» не обозначает принадлежности изделия к виду товара, и если вы станете его рассматривать по качеству как шоколадный батончик, как его представляет реклама, то их экспертиза забракует, ибо в них не содержится 80% шоколада (шоколадный батончик свыше 50 г должен иметь начинки не больше 20%). Это изделие просто необходимо отнести к весовым конфетам, типа «Гулливера».

Объекты идентификации представлены товарами, услугами, ценными бумагами (деньги, акции, векселя и др.), информацией, рабочей силой и другими объектами коммерческой деятельности. И, если говорить об исследовании лишь одной группы объектов — изделиях, которые участвуют в процессе купли-продажи и становятся товаром, так большинство из анализируемых теоретических вопросов одинаково относится, как и к продовольственным, так и к непродовольственным товарам.

Субъекты, которые осуществляют идентификацию товаров, тоже становятся участниками рыночных отношений: производитель — когда принимает сырье, полуфабрикаты, комплектующих изделий и отпускает готовую продукцию; торговые организации (торговый посредник) — когда заключает договора купли-продажи, принимает товары и подготавливает их продажу.

Потребитель также участвует в идентификации покупаемого товара, пользуясь чаще всего органолептическими методами, не владея достаточной информацией, а также доверяя своему собственному житейскому опыту, знаниям и учитывая мнение других. Причем покупателю всегда приходится расплачиваться за все свои просчеты своими же деньгами.

Специалисты-эксперты НП «Федерация Судебных Экспертов» готовы помочь как физическим, так и юридическим лицам в вопросах такой экспертизы, как индентификационная таможенная экспертиза, дать квалифицированную консультацию и ответить на все ваши вопросы. Вы можете лично заказать специалистам независимую экспертизу.

Другие публикации:

  • Корпоративный секретарь требования Должностная инструкция корпоративного секретаря Общества Утверждена: Советом директоров АО (ООО) Приказ N __________________ от ______________ 200 __ г. Должностная инструкция корпоративного секретаря Общества 1. Общие положения 1.1. Корпоративный секретарь […]
  • Договор аренды столовой с оборудованием Образец договора аренды нежилого помещения аренды недвижимого имущества (нежилого помещения) г. ________________ "__"_________ 200_ г. ______________________________ "______________", в лице ________________________, действующего на основании ____________, […]
  • Типовой договор с уборщиком служебных помещений Договор с уборщицей для офиса К образцу трудового договора с уборщицей приложен перечень должностных обязанностей уборщицы и спецификация выполняемых работ ( ниже текста Договора). ТРУДОВОЙ ДОГОВОР г. Санкт-Петербург 22 февраля 2014 г. ООО «Офис», именуемое […]
  • Должность технический директор требования Должностная инструкция технического директора, должностные обязанности технического директора, образец должностной инструкции технического директора Должностные обязанности технического директора зависят от сферы деятельности и размеров компании, в которой […]
  • Договор на поставку песка и щебня Типовой договор о поставках нерудных материалов Типовой договор о поставке нерудных материалов Договор о поставке нерудных материалов по отгрузочным разнарядкам №_______________ г. Москва «____» 20____ […]
  • Приказ 183н от 220414 ПРИКАЗ МЗ РФ №183н ОТ 22.04.2014 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 22 апреля 2014 г. N 183н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРЕДМЕТНО-КОЛИЧЕСТВЕННОМУ УЧЕТУ Для скачивания: […]

Вам также может понравиться