Государственная пошлина это обязательный платеж

За что уплачивается государственная пошлина?

Государственная пошлина — это обязательный платеж за действия, совершаемые арбитражным судом по рассмотрению, разрешению, пересмотру арбитражных дел, а также за выдачу документов.

Государственной пошлиной оплачиваются: исковые заявления; заявления о
признании несостоятельными (банкротами) организаций и граждан; заявления о
вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора; заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение; апелляционные и кассационные жалобы на решения арбитражного суда, а также на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов; заявления о
выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда; апелляционные и кассационные жалобы на определения арбитражного суда о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда и об отказе в выдаче исполнительного листа.

Государственной пошлиной оплачиваются как первоначальные, так и встречные исковые требования имущественного или неимущественного характера.

Взыскание и уплата государственной пошлины в арбитражном судопроизводстве регулируется Законом РФ «О государственной пошлине» в редакции Федерального закона от 31 декабря 1995 г. № 226-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О государственной пошлине» (с изменениями от 20 августа 1996 г., 19 июля 1997 г., 21 июля 1998 г.).

Арбитражный суд Тамбовской области

Председатели российских судов подведут итоги 2018 года

С 12 по 13 февраля 2019 года состоится общероссийское совещание-семинар председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, апелляционных арбитражных судов, арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам с участием председателей кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, районных (городских) судов и мировых судей.

Совещание председателей арбитражных судов Девятнадцатого апелляционного округа

17 января в Арбитражном суде Тамбовской области председатель Арбитражного суда Центрального округа А.В.Орлов провел совещание с участием председателя Девятнадцатого Арбитражного апелляцинного суда А.Н.Бумагина и председателей арбитражных судов Девятнадцатого апелляционного округа. На совещании были подведены итоги работы судов за 2018 год и рассмотрены планы работы на 2019 год.

Состоялась церемония представления председателя Арбитражного суда Тамбовской области О.В.Соловьевой

Сегодня, 17 января, в администрации Тамбовской области состоялась церемония представления председателя Арбитражного суда Тамбовской области Оксаны Викторовны Соловьевой.

Егорова Т.В. «К вопросу о понятии государственной пошлины»

Обзор деятельности арбитражного суда в СМИ

К вопросу о понятии государственной пошлины

В правовом регулировании вопросов государственной пошлины, в том числе, взимаемой по делам, рассматриваемым судами, в последнее время произошли довольно существенные изменения. С теоретической и практической стороны весьма интересен анализ нормативно-правовых норм, регулирующих порядок уплаты государственной пошлины, так как их оценка во многом связана с развитием процессуального права, как следствие этого, с эффективностью осуществления правосудия, с результатами работы всей системы государственной власти, как ее части, судебной ветви.

Тем более что ныне сложилась ситуация, когда теоретическому осмыслению вопросов о природе судебных пошлин и анализу связанных с этим практических последствий в процессуальной литературе не придается должного значения. Вопросы госпошлины незаслуженно находятся на периферии процессуальной науки, современные комплексные исследования этих вопросов практически отсутствуют. Это приводит к непониманию большинством авторов, касающихся вопросов госпошлины, как самой природы этого платежа в контексте основных начал законодательства о налогах и сборах, так и соотношения применимых к госпошлине норм отраслевого законодательства.

Так, в ряде комментариев и даже в учебниках госпошлину либо упорно называют федеральным налогом [1], либо вопрос о природе этого платежа в рассматриваемом аспекте вообще обходится [2]. Авторы указанных и ряда других комментариев ограничиваются воспроизведением известной формулы, приведенной в ныне утратившем силу Законе «О государственной пошлине», не указывая на место госпошлины в системе налогов и сборов, признавая наличие противоречий между налоговым и процессуальным законодательством, предлагается разрешать их в пользу последнего без учета предмета и сфер регулирования соответствующих отношений отраслевым законодательством и определяемых этими предметом и сферами приоритетов и соотношения между законами, относящимися к разным отраслям.
В действующем законодательстве о налогах, сборах и пошлине, а также юридической и экономической литературе даются определения понятий налога, сбора и пошлины, носящие дискуссионный характер, правильное разрешение которых имеет важное научное и практическое значение.

Говоря о понятии государственной пошлины, Закон «О государственной пошлине», регулирующий вопросы взимания государственной пошлины до введения в действие главы 25.3 Налогового Кодекса Российской Федерации, содержал менее объемную норму. Он определял государственную пошлину как установленный настоящим законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет государственную пошлину как сбор, взимаемый с лиц, указанный в Налоговом кодексе, при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом.

Родовое понятие сбора содержится в пункте 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сбора государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий. Сбор хотя и не является прямым эквивалентом испрашиваемой плательщиком «публично-правовой услуги», тем не менее, по своей природе представляет собой индивидуально-возмездный платеж. В этом заключается принципиальное различие между сбором и налогом, последнее согласно пункту 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации является индивидуально-безвозмездным платежом, уплата которого не предполагает совершения в отношении конкретного плательщика каких-либо юридически значимых действий [3].

Сравнивая приведенные определения, прежде всего, необходимо отметить, что Налоговый кодекс более точно определил правовую природу государственной пошлины — это не обезличенный с позиций налогового законодательства платеж, а именно сбор, под которым понимается в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В действующем законодательном определении по сравнению с определением, данным в статье 1 Закона РФ «О государственной пошлине», более расширено указаны органы, при обращении в которые взимается государственная пошлина, также уточнена формулировка наличия полномочий указанных органов на совершение юридически значимых действий.

Несмотря на очевидное усовершенствование законодательного определения понятия государственной пошлины, приходится отметить и его недостаток. Речь идет о следующем.

Представляется целесообразным отметить, что оба варианта определения государственной пошлины не свободны от критического рассмотрения, поскольку в первом варианте содержится признак, характеризующий не только госпошлину, но и определение налога и сбора, а именно, данное официальное определение госпошлины наделено таким признаком, как «обязательный платеж», который содержится в официальных определениях налога и сбора, что нельзя признать корректным и усложняет решение задачи отличить государственную пошлину от налога и сбора. Как справедливо отмечается в юридической литературе, обязанность уплатить ее возникает лишь в связи с предоставлением определенных услуг юридического характера (совершением действий) со стороны указанных в законодательстве органов.

Обязательным платежом оно является именно в этом смысле, ибо если лицо не обращается за такими услугами, то и обязанности платить ее не возникает [4].

Некорректным является и новое определение госпошлины, приведенное в статье 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, государственная пошлина понимается законодателем как сбор за совершение юридически значимых действий.

Из практических соображений отсутствует потребность иметь в законодательстве два понятия (сбор и госпошлина) с одинаковой функциональной значимостью — платеж за совершение юридически значимых действий. Кроме того, такое понимание госпошлины является очень широким, поскольку под него подпадает множество действий, и поэтому его нельзя считать корректным.

Далее, исходя из указанного определения в его взаимосвязи с последующими положениями главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации, трудно однозначно определить, является ли государственная пошлина единым сбором или представляет собой обобщающее наименование нескольких сборов, имеющих различные объекты обложения, разные ставки и сроки уплаты и объединенных только тем, что все они взимаются в связи с обращением за совершением юридически значимых действий.

С одной стороны, следуя буквальному значению слов и выражений, содержащихся в главе 25 Кодекса, можно сделать вывод о том, что госпошлина — единый сбор, уплата которого имеет, однако, свои особенности в зависимости от характера юридически значимых действий, за совершением которых обращается заинтересованное лицо. С другой — наименование множества, по существу, разных сборов госпошлиной, то есть одним и тем же сбором, как представляется, не отражает их реального содержания и назначения и преследует скорее цель создать видимость отсутствия множественности соответствующих податей, в том числе взимаемых по судебным делам [5].

Дореволюционное законодательство России не ставило перед собой такой задачи, справедливо исходя из того, что по судебным делам уплачивается не одна, а целый ряд пошлин, включающий: 1) гербовые пошлины, уплачиваемые с листа всякого рода прошений, заявлений и жалоб, подаваемых по тяжебным делам; 2) судебные пошлины, взимаемые с первоначальных и встречных исков, с прошений о вступлении в процесс третьего лица, с отзыва на заочное решение и апелляционных жалоб; 3) канцелярские пошлины, уплачиваемые за изготовление канцелярией по просьбе тяжущихся бумаг и копий и отдельно за приложение печати; 4) сборы по производству дела, взимаемые за совершение некоторых процессуальных действий [6].

Государственная пошлина взимается с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам. Однако этим положением не охватываются случаи взимания государственной пошлины, предусмотренные в по подпункте 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, — при привлечении лиц в качестве ответчиков к участию в делах, рассматриваемых судами общей юрисдикции, арбитражными судами и мировыми судьями, если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины.

Смотрите так же:  Неустойка явно несоразмерна

Получается, что ответчик выступает плательщиком того, что не подпадает под определение госпошлины, сформулированное в Налоговом кодексе Российской Федерации, — ведь он не обращался к суду за совершением в отношении себя каких-либо юридически значимых действий, не подавал заявлений, которые указаны в законе, в качестве облагаемых госпошлиной.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения, к которым, в частности, относятся объект обложения и ставка сбора. Применительно к госпошлине по судебным делам соответствующие элементы обложения уясняются из положений статьи 333.19, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, где указано, какие именно подаваемые в суд заявления и жалобы облагаются госпошлиной, а также определены ее ставки.

Таким образом, законодатель называет ответчика плательщиком госпошлины в отсутствие у него объекта обложения [7].

В случае, когда истец освобожден от уплаты госпошлины, у него отсутствует сама обязанность, которая ни на кого перейти не может, по этой причине невозможно считать, что нормой подпункта 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик обязывается к уплате госпошлины за истца, освобожденного от ее уплаты.

С другой стороны впервые Кодекс дал развернутое определение плательщиков государственной пошлины и отнес к ним ответчиков, если решение принято не в их пользу и истец освобожден в соответствии с законом от уплаты государственной пошлины.

Список использованных источников

1. Комментарий к ГПК РФ / Под ред. В.М. Жуйкова, В.К. Пучинского, М.К. Треушникова. М., 2003, с. 244; Комментарий к ГПК РФ / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2003; Арбитражный процесс: Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2003, с. 230.

2. Комментарий к ГПК РФ / Под ред. В.И. Радченко. М., 2003, с. 186; Комментарий к ГПК РФ / Под ред. М.А. Викут. М., 2003, с. 189-190.

3. Хозяйство и право. 2005. №8. С. 76.

4. Химичева Н.И. Налоговое право. Учебник. М., 1997. С. 185.

5. Хозяйство и право. 2005. №8. С.77.

6. Энгельман И.Е. Курс русского гражданского судопроизводства. Юрьев,1912, C. 176.

7. Хозяйство и право. 2005. №5. С. 78.

Т. В. Егорова,
г. Тамбов

Актуальные вопросы теории государства и права: Сб. науч. ст. преподавателей, аспирантов и соискателей кафедры теории государства и права/ Отв. ред. Л.В. Кочетков; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. -Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2008. — 128 с.

Обязательные платежи, входящие в налоговую систему Российской Федерации. Государственная пошлина. Таможенная пошлина.

Государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. Плательщики уплачивают государственную пошлину: 1) при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям — до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной); 2) плательщики, в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда; 3) при обращении за совершением нотариальных действий — до совершения нотариальных действий; 4) при обращении за выдачей документов (их дубликатов) — до выдачи документов (их дубликатов); 5) при обращении за проставлением апостиля — до проставления апостиля; 5.1) при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов — не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение; 6) при обращении за совершением юридически значимых действий, — до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

К таможенным платежам относятся: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; 4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; 5) таможенные сборы. При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает: 1) при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы; 2) при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации. Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если: 1) в соответствии с законодательством Российской Федерации или настоящим Кодексом: товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами; в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, — в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение; 2) общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей; 3) до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных настоящим Кодексом, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения; 4) товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В отношении товаров, выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации либо вывезенных с этой территории без обязательства об обратном ввозе, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается: 1) с уплатой в полном объеме сумм таможенных пошлин, налогов; 2) со смертью физического лица — плательщика таможенных пошлин, налогов или с объявлением его умершим в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 3) с ликвидацией организации — плательщика таможенных пошлин, налогов.

Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он несет солидарную с декларантом ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов. При несоблюдении положений ТК РФ о пользовании и распоряжении товарами или о выполнении иных требований и условий, установленных ТК РФ для применения таможенных процедур и таможенных режимов, содержание которых предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, являются владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима. Ограничения по общей сумме таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации: общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, не может превышать сумму таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, без учета пеней и процентов, за исключением случаев, когда сумма таможенных пошлин, налогов увеличивается вследствие изменения ставок таможенных пошлин, налогов, когда к товарам применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом при заявлении измененного таможенного режима. В указанных случаях суммы уплаченных таможенных пошлин, налогов при предшествующем таможенном режиме подлежат зачету при уплате сумм таможенных пошлин, налогов в соответствии с условиями вновь избранного таможенного режима. Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для целей исчисления таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации. Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов, в соответствии с Таможенным Кодексом.

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 37 ; Нарушение авторских прав

3. Налоги и пошлины.

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный, безвозвратный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме от­чуждения денежных средств в различные уровни бюджетной системы.

Сбор определяется как обязатель­ный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами ме­стного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (ли­цензий).

К пошлинам относятся сборы, которые государство берет с тех, кому приходится обращаться к органам власти или госучре­ждениям за определенными услугами гражданско-правового ха­рактера, не имеющими промышленного элемента; при этом раз­мер сбора устанавливается государственной властью без участия заинтересованных сторон.

Совокупность взимаемых налоговых платежей, форм, методов и принципов их построения называется налоговой системой. Характеристика налога осуществляется по следующим критериям: субъект и носитель налога, объект налога, налоговая база, налоговое бремя, ставка налога, процедура его исчисления, наличие налоговых льгот и их субъектов.

Субъект налога — лицо, которое в соответствии с действующим налоговым законодательством, обязано платить налог. Однако при наличии определенных условий можно переложить частично или полностью выплату налога на другое лицо. Степень переноса тяжести налогов (как косвенных, так и прямых) зависит от возможности включения их в цены готовой продукции, услуг, ресурсов, от эластичности спроса и предложения последних Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы..

Носитель налога — лицо, которое фактически уплачивает налог.

Объект налога — доход или имущество, с которого начисляется налог. Он распадается на две части: налогооблагаемую и необлагаемую налогом.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Смотрите так же:  Договор купли-продажи без денег

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Налоговая база — налогооблагаемая часть объекта налога (сумма, с которой исчисляются налоги). Она определяется разностью между величиной объекта налога и налоговыми льготами.

К налоговым льготам относятся:

— понижение налоговых ставок;

— сдвиг во времени вперед налоговых платежей (налоговый кредит);

— необлагаемый минимум объекта налога;

— освобождение от уплаты налога;

— вычет из налоговой базы (уменьшение величины налоговой базы);

— изъятие из обложения определенных частей объекта налога.

Налоговое бремя — общая величина суммы налога в абсолютном исчислении (налоговое обязательство).

Налоговая ставка — величина налога на единицу обложения, выражаемая в твердой квоте (абсолютной сумме) в процентной квоте по специальной шкале, зависящей от вида налогообложения: пропорциональной, прогрессивной и регрессивной (относительное исчисление). Различают следующие виды налоговых ставок: средние и предельные.

Средняя налоговая ставка — общая сумма выплачиваемого налога, деленная на общий размер части объекта, облагаемой налогом (отношение налогового бремени к налогооблагаемой базе).

Предельная налоговая ставка — отношение прироста суммы выплачиваемого налога к приросту части объекта, облагаемой налогом (отношение изменения в налоговом бремени к изменению в налогооблагаемой базе).

Динамика средней налоговой ставки следует за динамикой предельной ставки. Чем выше (ниже) предельная налоговая ставка, тем выше (ниже) средняя ставка.

Существуют различные критерии классификации налогов:

С точки зрения объекта налогообложения: прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются с дохода и имущества. Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товаров или включенные в тариф.

-налог на доходы физических лиц;

— налог на прибыль предприятий;

— социальные налоги (отчисления на социальное страхование);

— налог на имущество физических лиц;

— налог на имущество предприятий;

— налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др.

Прямые налоги носят адресный характер, они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

— налог на добавленную стоимость;

— акцизы, таможенные пошлины, сборы.

С точки зрения целевого использования налоговых поступлений: общие и специальные. Общие налоги не имеют строго целевого использования. Они поступают в бюджет для финансирования общегосударственных мероприятий. Спецналоги имеют строго целевое назначение (например, для формирования дорожного фонда, воспроизводства лесного фонда, поддержки важнейших отраслей н/х).

С точки зрения уровня поступлений налоговых платежей в бюджетную систему: федеральные и местные налоги.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы

С точки зрения изменения налоговых ставок: прогрессивные, пропорциональные, регрессивные. Прогрессивный налог — налог, ставка которого увеличивается в относительных величинах по мере увеличения объекта налогообложения. Пропорциональный налог — налог, ставка которого не зависит от величины объекта налогообложения. Регрессивный налог — налог, ставка которого снижается по мере увеличения объекта налогообложения.

Вместе с тем следует отметить, что степень прогрессивности налогообложения определяется не только шкалой колебания налоговых ставок, но и фактическим расширением налогового бремени. Например, налог на добавленную стоимость является пропорциональным. Тяжесть выплаты этого налога несут на себе конечные потребители, оплачивая его в цене товаров. Однако эта тяжесть выплаты различна для лиц с высоким и низким уровнем дохода. Поскольку тяжесть налогового бремени выше у лиц с низким уровнем дохода (они выплачивают большую долю своего дохода на приобретение товаров первой необходимости), постольку налог на добавленную стоимость является регрессивным.

Таким образом, прогрессивность налогообложения должна оцениваться не только с точки зрения субъекта, но и носителя налога.

Под процедурой исчисления налога понимается последовательность применения соответствующих правил (расчетов) с учетом времени и места, в результате которой определяется величина налоговой суммы и урегулируется налоговое обязательство.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ.

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

В рыночной системе хозяйствования к числу основных источников бюджетных централизованных налоговых поступлений можно отнести: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость, акцизы, пошлины, социальные налоги, поимущественные налоги.

Налог на доходы физических лиц — прямой налог на доходы отдельных лиц и семей.

Налог на прибыль предприятий — прямые фиксированные в процентах налоговые отчисления из валовой прибыли предприятия.

Налог на добавленную стоимость — косвенный налог на разницу между стоимостью проданных предприятием товаров и услуг и стоимостью их факторов производства, купленных предприятием со стороны.

Акциз — косвенный налог на некоторые продукты массового потребления в виде повышения розничных цен.

Таможенная пошлина — плата, взимаемая таможней при провозе грузов через границу согласно установленному таможенному тарифу.

К социальным налогам относят взносы предприятий на социальное обеспечение.

Поимущественные налоги включают в себя налоги на имущество физических и юридических лиц, дарение и наследство.

Налоги могут взиматься несколькими способами:

1. После получения дохода налогоплательщиком на основе заполнения декларации.

2. В процессе получения им дохода, исходя из признаков, позволяющих установить размеры налоговой базы.

3. До получения дохода в форме налоговых авансовых платежей с последующим их окончательным урегулированием.

В налоговой практике стремятся соблюдать следующие экономические принципы налогообложения:

1. Издержки взимания налогов должны быть как можно более низкими.

2. Уровень налогообложения не должен отрицательно влиять на хозяйственную мотивацию налогоплательщика.

3. Налогоплательщик должен заранее знать размер налоговых отчислений и условия их выплаты. Способ уплаты налога должен быть удобным для налогоплательщика.

4. Налогообложение не должно носить двойного характера.

Двойное налогообложение — ситуация, при которой один и тот же доход подлежит обложению двумя налогами, например, на федеральном и региональном уровне. Ситуация двойного налогообложения может возникнуть при налогообложении доходов акционеров (вначале облагается прибыль акционерного общества, затем дивиденды акционеров), зарубежной деятельности отечественного предприятия (налогообложение одних и тех же доходов за рубежом и внутри страны).

5. Обязательность и своевременность уплаты налогов должны быть более выгодными, чем нарушение налоговой дисциплины. На это должны быть направлены соответствующим образом система наказания и общественное мнение в стране.

6. Справедливость по вертикали и горизонтали. Справедливость по горизонтали означает, что налогоплательщики, получившие одинаковый доход при прочих равных условиях должны выплачивать одинаковые налоговые суммы. Справедливость по вертикали означает, что налогоплательщики, получившие неодинаковый доход при прочих равных условиях должны выплачивать неодинаковые налоговые суммы.

Налоги выполняют следующие функции в экономической системе:

Фискальная функция налогов заключается в том, что взимание их составляет основную часть бюджетных доходов, из которых финансируются государственные расходы.

Социальная функция налогов в экономической системе заключается в устранении чрезмерных различий в уровне доходов различных групп населения, создании условий для социальной защищенности самых бедных социальных слоев. Помимо налогов для реализации этих функций существует система государственных трансфертных платежей.

Уровень реализации налогами социальной функции обусловлен степенью прогрессивности налогообложения доходов населения, налоговыми льготами, дифференциацией ставок косвенных налогов на потребительские блага.

Регулирующая функция налогов заключается в их прямом и косвенном (через превращение налоговых поступлений в бюджетные расходы) воздействии на уровень производимого ВНП. При помощи соответственно сконструированных налоговых систем и бюджетных расходов правительство может влиять на структурные изменения в экономике, формировать уровень накопления и темп экономического роста, регулировать уровень и направления потребления, уровень занятости и т.п.

Российское законодательство выделяет три вида пошлин:

Государственная пошлина взимается за совершение ряда услуг в пользу плательщика (принятие исковых заявлений и других до­кументов судебными органами, совершение нотариальных дейст­вий, регистрация актов гражданского состояния, выдача ряда доку­ментов, предоставление особого права (например, права на охоту)).

Регистрационная пошлина взимается с юридических и физиче­ских лиц, например при обращении лица с заявкой о выдаче па­тентов на изобретение и т. д.

Таможенная пошлина взимается с юридических и физических лиц при осуществлении экспортно-импортных операций, а также при транзите товаров.

Таможенная пошлина выполняет три основные функции: а) фискальную, т. е. функцию пополнения доходной части государ­ственного бюджета (относится как к импортным, так и к экспортным пошлинам); б) протекционистскую (защитную), призванную защищать местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции (характерна для импортных пошлин); в) балансиро­вочную, вводимую для предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (присуща экспортным пошлинам).

Смотрите так же:  Как подать заявление на развод если беременна

Таможенные пошлины классифицируются по различным признакам, в частности:

¨ по направлению движения продукции: импортные; экспортные; транзитные (облагаются товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны);

¨ по способу взимания: адвалорные (исчисляются в процентах к таможенной стоимости товаров); специфические (исчисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара); комби­нированные (сочетают оба вида таможенного налогообложения);

¨ по характеру происхождения: автономные (являются макси­мальными по размеру и применяются к товарам, которые проис­ходят из стран и их союзов, не пользующихся в данной стране режимом наибольшего благоприятствования); конвенциальные (применяются к товарам, происходящим из стран и их союзов, пользующихся в данном государстве режимом наибольшего бла­гоприятствования в торговле; их размеры устанавливаются в соот­ветствии с международными договорами и являются минимальными);

¨ по цели применения: антидемпинговые; специаль­ные; компенсационные; преференциальные.

Антидемпинговые таможенные пошлины, призваны не допус­тить на национальный рынок товары, продаваемые экспортерами по заведомо низким ценам.

Специальные пошлины применяются в качестве за­щитной меры для отечественных производителей от иностранных конкурирующих товаров либо как ответная мера на дискримина­ционные действия со стороны других стран.

Компенсационные пошлины вводятся в случае установления факта запрещенного международным законодательством получе­ния экспортером прямой государственной субсидии в целях по­вышения его конкурентоспособности.

Преференциальные таможенные пошлины отличаются пониженным размером ставок и применяются в отношении товаров, про­исходящих из государств, заключивших договоры о взаимном снижении размеров таможенных пошлин на определенные това­ры, образующих таможенный союз или зону свободной торговли, обращающихся в приграничной торговле, происходящих из раз­вивающихся государств, пользующихся Всеобщей системой пре­ференций в соответствии с нормами международной торговли.

Пол­ностью освобождаются от пошлины перемещение ряда товаров и услуг, в том числе:

• транспортные средства для международных перевозок пасса­жиров и грузов;

• предметы материально-технического снабжения, вывозимые для обеспечения деятельности российских судов, ведущих мор­ской промысел, а также ввозимая продукция их промысла;

• товары, ввозимые или вывозимые для официального или лич­ного пользования представителями иностранных государств — фи­зическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений;

• валюта и ценные бумаги (положение не распространяется на ввоз или вывоз, осуществляемый в нумизматических целях);

• товары, подлежащие обращению в собственность государства;

• товары, представляющие собой гуманитарную помощь;

•товары, предназначенные для оказания технического содействия;

• товары, перемещаемые под таможенным контролем в режи­ме транзита и предназначенные для третьих стран;

• товары, перемещаемые через таможенную границу физиче­скими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности.

Что такое государственная пошлина (госпошлина)

Далеко не все знают, что такое эта пошлина – это налог или сбор, и зачем её нужно уплачивать.

Содержание

Каков размер этой пошлины и от чего он зависит? Кто является получателем платежа, и где взять реквизиты на оплату?

Многие так и уплачивают государственную пошлину, так и не зная, для чего это нужно и что это за платёж такой.

Государственная пошлина – это сбор, которые уплачивается физическими и юридическими лицами, за совершение должностными лицами или органами государственной власти юридически значимых действий, и за выдачу бланков строгой отчётности, подтверждающих совершение этих действий.

Такой определение государственной пошлины даётся в ст. 333.16 НК РФ. Например, за выдачу за регистрацию развода и получение соответствующего свидетельства, гражданин должен уплатить госпошлину.

Кроме этого, за получение дубликата свидетельства о разводе, заявителю придётся также оплатить государственную пошлину.

Следовательно, выдача дубликатов документов о регистрации юридических фактов также является юридически значимым действием. Не взимается пошлина за юридические действия, совершаемые консульскими учреждениями нашей страны.

Кто является плательщиком?

Плательщиком государственной пошлины являются все, кто совершает и регистрирует юридически значимые факты. Это:

  • физические лица;
  • юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели.

Эти лица становятся плательщиками госпошлины только в том случае, если они:

  1. Обращаются в государственные органы или же к должностным лицам, за регистрацией юридически важных фактов и получают об этом соответствующий документ на бланке строгой отчётности.
  2. Являются истцами по делам, которые рассматриваются в судах всех юрисдикций на территории нашей страны.
  3. Являются ответчиками по делам, которые рассматриваются в судах всех юрисдикций на территории нашей страны. По этому основанию они выступают плательщиками пошлины, если суд принял решение в пользу истца, и последний освобождается от уплаты судебных расходов, в том числе и пошлины. В этом случае, происходит взыскание с ответчика уплаченной ранее истцом государственной пошлины.

Нормативная база

Порядок и срок уплаты пошлины, а также её размер, регулируются налоговым законодательством нашей страны. В налоговом кодексе госпошлине отведена целая глава – глава 25. 3 НК РФ.

В этой главе указаны не только порядок и размер пошлины, но также и льготы по её уплате, и основания для её возврата.

Что нужно знать ↑

Для того заплатить государственную пошлину за совершение тех или иных действий юридического значения, плательщик должен знать сумму к уплате и реквизиты, куда платёж должен «уйти».

Как правило, должностное лицо, которое совершается необходимые действия, выдаёт заявителю заполненный бланк для оплаты.

Если этого не произошло, то реквизиты для оплаты можно посмотреть на стенде информации или же на сайте того органа государственной или муниципальной власти, который регистрирует юридические факты.

Очерёдность платежа

Как сказано в ст. 855 ГК РФ, уплата государственной пошлины является четвёртой в очереди обязательных платежей.

То означает, что если у плательщика на банковском счёте не хватает денежных средств для уплаты каких-либо платежей, то оплата пошлины пойдёт четвёртой в списке обязательных платежей.

В этом же законе сказано, что эту же очерёдность необходимо указывать и при заполнении платежных документов на оплату государственной пошлины.

Фото: квитанция на уплату госпошлины на выдачу паспорта

Это актуально для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так как они осуществляют платежи с расчётного счёта и сами заполняют платёжные документы.

Физические же лица, чаще всего, получают на руки уже готовые платёжки и платят наличными. Если же платёжка у физического лица не заполнена, то он всегда может попросить сотрудника банка заполнить её на компьютере.

Контроль со стороны государства

Государственная пошлина входит в состав доходной части бюджета. Она уплачивается в бюджет того субъекта федерации, где осуществляется юридически значимый факт.

Ни одно должностное лицо не имеет право зарегистрироваться юридический факт без предъявления заявителем квитанции об оплате пошлины.

Некоторые чиновники требуют предъявить копию квитанции, а затем подкладывают её к тем бумагам и документам, которые сдал заявитель для регистрации факта.

Видео: госпошлина — платим правильно

Если при регистрации юридического факта необходимо выдавать документ на бланке строгой отчётности (а так чаще всего и бывает), то количество квитанций об оплате пошлины должно быть равно количеству израсходованных бланков за отчётный период.

Это не касается регистрации факта рождения ребёнка и выдачи свидетельства о рождении. Это единственный юридический факт, для регистрации которого не требуется предварительная оплата полшины.

Стоит помнить, что если исковое заявление не оплачено госпошлиной, суд не примет такой документ даже к регистрации в секретариате.

Получение льготы

Льготы по оплате государственной пошлины имеют следующие категории плательщиков:

  • органы управления внебюджетными фондами в РФ;
  • редакции СМИ;
  • казённые предприятия;
  • ЦБ РФ;
  • архивы, музеи и библиотеки;
  • другие организации, перечисленные в ст. 333.35 НК РФ.

Кроме этого, существуют льготы для некоторых категорий физических лиц:

  1. Герои СССР и РФ, а также полные кавалеры ордена Славы за обращение в суды всех юрисдикций на территории нашей страны, включая Верховный и Конституционный, а также при обращении в ЗАГС.
  2. Ветераны и инвалиды ВОВ – по тем же основаниям.
  3. Единственный автор программы ЭВМ, который просит зарегистрировать программу на себя, если он является ветераном или инвалидом ВОВ, жителем блокадного Ленинграда или же узником концлагерей.
  4. Лица, которые признаны малоимущими в соответствии с действующим законодательством РФ.

Для получения льгот по этим основаниям, физическому лицу достаточно предъявить должностному лицу документ, который подтверждает его право на льготу с заявлением.

Кроме того, пошлина не уплачивается за совершение следующих юридических фактов, независимо от того, кто является плательщиком:

  1. За выдачу приглашения на въезд иностранцу, который едет учиться в образовательное учреждение нашей страны, имеющее необходимую аккредитацию.
  2. За вывоз культурных ценностей с территории нашей страны, если эти ценности были незаконно размещены у нас в стране и их вывозят для возврата владельцу.
  3. За государственную регистрацию арестов имущества.
  4. За регистрацию договора ипотеки.
  5. По другим основаниям, которые указаны в п. 3 ст. 333.35 НК РФ.

Все о возврате госпошлины из налоговой, читайте здесь.

Эти льготы предоставляются «автоматически», то есть никаких документов заявителю предъявлять не надо.

Кроме этих льгот, существуют и специфические льготы:

Другие публикации:

  • Выплата пособия на погребение военного пенсионера Финансово-экономическая деятельность Предоставление государственных гарантий по погребению ветеранов, проходивших службу в Вооруженных Силах. В Российской Федерации государственные гарантии по погребению граждан, погибших (умерших) и захороненных на […]
  • Гражданство юлии латыниной Юлия Латынина, биография, новости, фото! Имя: Юлия Латынина (Yulia Latynina) День рождения: 16 июня 1966 (52 года) Место рождения: Москва Восточный гороскоп: Лошадь Деятельность: журналист, писатель, ведущая Вам нравится Юлия Латынина? Биография Юлии […]
  • Мировой суд в г боровичи Судебный участок № 2 Боровичского судебного района 174411, Новгородская область, Боровичский район, г. Боровичи, пл. Володарского, д.7 МИРОВОЙ СУДЬЯ: Осипов Антон Викторович ПОМОЩНИК МИРОВОГО СУДЬИ: Андреева Оксана Владимировна СЕКРЕТАРЬ СУДЕБНОГО […]
  • Приказ минобрнауки россии от 16082019 968 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.11.2017 г. № 1138 "О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом […]
  • Мировой суд красноярск адрес Октябрьский районный суд г. Красноярска Место в судебной системе В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", районные суды относятся к судам системы федеральных […]
  • 36 ан приказ мз Приказом Минздрава России № 946н внесены изменения в порядок проведения диспансеризации Больницы обяжут информировать пациентов об обследовании на ВИЧ С 19 января 2017 года вступает в силу приказ Минздрава России № 946н "Изменения, которые вносятся в порядок […]

Вам также может понравиться