Гл31 земельный налог

ПРОВЕРКА ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

Регулирование земельного налога, осуществляется гл. 31 «Земельный налог» части второй НК РФ. В соответствии со ст. 387 «Общие положения» земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается НК РФ и законами этих субъектов, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами этих субъектов и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 НК РФ, а также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Рассмотрим порядок проверки земельного налога по следующим элементам. 1.

Проверка субъектов налогообложения

В соответствии со ст.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. 2.

Проверка объектов налогообложения

При проверке необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 389 «Объект налогообложения* НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения земельные участки: •

изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ; •

ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в

Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; •

ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; •

из состава земель лесного фонда; •

ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда. 3.

Земельный налог

Земельный налог является местным налогом, устанавливаемым федеральным законом и взимаемым на всей территории РФ, кроме того, земельный налог — один из видов платы за землю. Это поимущественный налог рентного типа. Цель введения платы за землю -стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах.

Указанный налог является местным в соответствии со ст. 15 НК РФ. Таким образом, налог относится к муниципальным налогам. В этой связи земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии как с НК РФ, так и с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований, а также городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. Ими могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Взимание налога первоначально осуществлялось на основе Закона РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю»1, а в настоящее время в НК РФ введена гл. 31 «Земельный налог».

Плательщиками (ст. 388 НК РФ) земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве бессрочного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объект налогообложения (ст. 389 НК РФ) — земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, а также городов Москвы и Санкт-Петербурга, на территории которых введен налог.

Налоговая база (ст. 390, 391 НК РФ) определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, в соответствии с земельным законодательством РФ.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал. При установлении налога представительный орган муниципального образования вправе не устанавливать отчетный период.

Ставки налога (ст. 394 НК РФ) устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать установленного федеральным законодательством уровня.

Порядок исчисления налога (ст. 396 НК РФ). Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

При этом налогоплательщики-организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями (в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности), определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного, бессрочного пользования.

Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Льготы по налогу установлены в ст. 395 НК РФ.

Налоги на имущество физических лиц. Налоги на имущество физических лиц имеют глубокие исторические корни. Они существуют практически во всех странах. Следует отмстить, что в настоящее время в Российской Федерации поступления доходов от взимания этого налога крайне малы. Однако в перспективе в связи с развитием частной собственности, совершенствованием процедуры регистрации объектов недвижимости и переходом к оценке имущества по рыночной стоимости доля этих доходов должна увеличиться.

В соответствии со ст. 15 НК РФ налоги на имущество физических лиц являются муниципальным платежами.

Согласно общетеоретической классификации налогов налог на имущество физических лиц является прямым налогом, который образуется в связи с наличием имущества у физического лица. Налог является количественным, т.е. напрямую зависит от стоимостной совокупности имущества физического лица. Налог носит общий характер, поскольку не преследует целей финансирования тех или иных конкретных задач финансовой деятельности государства. Налог регулярный, поскольку взимается с определенной периодичностью в течение всего периода нахождения имущества в собственности физического лица.

Взимание налога на имущество физических лиц регламентируется Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Нормы, регулирующие налогообложение имущества физических лиц, до сих пор не вошли в Особенную часть НК РФ, а юридическая техника, примененная законодателем в начале 1990-х гг., не соответствует требованиям современной науки, равно как и требованиям части первой НК РФ.

Существенные изменения были внесены в Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» в связи с введением транспортного налога, поскольку прежде транспортные средства подпадали под налогообложение в соответствии с требованиями налога на имущество физических лиц.

Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица (граждане Российской Федерации и лица без гражданства) — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (или факт наличия соответствующих предметов материального мира в собственности физических лиц).

Налоговая база измеряется в стоимостном выражении.

Налоговым периодом, в пределах которого формируется налоговая база, является календарный год. Отчетным периодом также является год. В этом случае налоговый и отчетный периоды совпадают.

Ставки налога являются адвалорными (процентными), носят характер прогрессии.

Конкретные ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Порядок исчисления налога предусматривает, что исчисление производится налоговым органом по месту нахождения объектов налогообложения. Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября.

В ст. 4 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» исчерпывающим образом установлены льготы по налогу на имущество физических лиц для отдельных категорий граждан.

Уплата земельного налога в случае раздела земельного участка на несколько новых участков

Автор: Зобова Е., эксперт журнала

Комментарий к письму Минфина России от 16.02.2018 № 03-05-04-02/9667.

В Письме Минфина России от 16.02.2018 № 03-05-04-02/9667 рассматривается вопрос уплаты земельного налога в случае раздела земельного участка на несколько новых участков. По мнению автора вопроса (организации), земельный налог в этом случае уплачивается дважды. Но Минфин придерживается противоположной позиции, с которой нельзя не согласиться: при соблюдении организацией норм гл. 31 «Земельный налог» НК РФ двойного налогообложения одного и того же земельного участка не возникает.

Важным моментом при исчислении земельного налога является возникновение обязанности по его уплате: финансисты уточняют, что основанием для взимания земельного налога признается наличие у налогоплательщика правоустанавливающего документа на земельный участок, а непосредственно данная обязанность возникает с момента регистрации права на земельный участок, то есть внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Одновременно земельному участку присваивается кадастровый номер.

Такого мнения финансисты придерживаются последовательно, тем более что оно полностью соответствует действующему законодательству (Письмо от 07.12.2012 № 03-05-05-02/120). Следовательно, прекращение обязанности по уплате земельного налога связано с прекращением на него права собственности, внесения записи в ЕГРН.

Рассмотрим уплату земельного налога при разделении участка на примере, тем более что все необходимые нормы приведены в комментируемом письме. Добавим лишь, что если право собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) возникло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то этот месяц принимается за полный, а если после 15-го числа соответствующего месяца, то месяц возникновения указанного права не учитывается (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Смотрите так же:  Перерасчет в текущий уровень цен

И наоборот, если право собственности прекращено до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц прекращения указанного права не учитывается, а если после 15-го числа соответствующего месяца, то этот месяц учитывается полностью.

Пример

Организации на праве собственности принадлежит земельный участок № 1, который в 2018 году был разделен на два участка № 2 и № 3 (данные приведены в таблице, цифры условные). Льгот по уплате земельного налога нет. Налоговая ставка – 1,5%. Как рассчитать земельный налог и какие особенности надо учесть при заполнении декларации по земельному налогу в данном случае?

Гл31 земельный налог

Вопрос: В соответствии с п. 2 ст. 387 НК РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая определение размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Предоставлено ли право представительным органам муниципальных образований определять сроки для представления в налоговые органы документов, дающих право на получение указанных налоговых льгот?

Пунктом 4 ст. 397 НК РФ установлено: налогоплательщики — физические лица с 1 января 2010 г. уплачивают земельный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления; возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном ст. ст. 78 и 79 НК РФ. Предоставлено ли право представительным органам муниципальных образований определять порядок перерасчета суммы земельного налога?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения отдельных положений гл. 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 2 Кодекса законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно п. 2 ст. 387 Кодекса при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

При этом считаем, что при определении порядка применения налоговых льгот может быть определен срок для представления в налоговые органы документов, подтверждающих право на получение налоговых льгот, установленных представительными органами муниципальных образований.

Данная позиция согласуется с положением п. 6 ст. 391 Кодекса, согласно которому порядок и сроки представления налогоплательщиками в налоговый орган документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, предусмотренную п. 5 ст. 391 Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Одновременно отмечаем, что с учетом положений ст. 397 Кодекса налогоплательщики вправе представить документы, подтверждающие их право на льготу, в течение трех лет, начиная с даты возникновения права на льготу, с последующим осуществлением зачета или возврата сумм излишне уплаченного налога в порядке, предусмотренном ст. 78 Кодекса.

В соответствии с п. 4 ст. 397 Кодекса налогоплательщики — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

На основании п. 3 ст. 396 Кодекса сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, исчисляется налоговыми органами.

Таким образом, перерасчет неправильно исчисленных сумм земельного налога, уплаченных налогоплательщиками — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, осуществляется налоговыми органами.

Согласно п. 1 ст. 397 Кодекса представительным органам муниципальных образований предоставлено право определять порядок и сроки уплаты земельного налога, право определять порядок перерасчета сумм земельного налога им не предоставлено.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. РАЗГУЛИН

Земельный налог (5)

Главная > Реферат >Финансовые науки

Налоги возникли вместе с появлением товарных отношений и государства. Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. Они являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с экономическими и социальными задачами. Налоги являются основным источником наполнения бюджета всех уровней. Экономическая сущность налогов состоит в том, что между государством и юридическими или физическими лицами складываются отношения, способствующие мобилизации денежных средств в распоряжение государства. Несмотря на принудительный характер платежей, налогообложение производится в соответствии с Законом. Объектов налогообложения существует множество. Я остановлюсь на земельном налоге.

Сущность земельного налога

Земельный налог относится к местным налогам, обязательным к уплате на территориях тех муниципальных образований, представительные органы власти которых приняли нормативный правовой акт о введении налога. Земельный налог с 1 января 2006 г. уплачивается по правилам гл. 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс), исходя из кадастровой стоимости земельного участка. В частности, устанавливаются ставки по налогу в пределах, установленных гл. 31 (в том числе дифференцированные в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельных участков), порядок и сроки уплаты налога.

Кроме того, могут быть предусмотрены налоговые льготы сверх установленных ст. 395 Кодекса, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщики, а также конкретные элементы налогообложения, такие как объект налогообложения, налоговая база, налоговый (отчетный) период и порядок исчисления налога, установлены непосредственно гл. 31 Кодекса. При этом под земельным участком в качестве объекта налогообложения следует понимать часть поверхности земли, в том числе почвенный слой, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Налогоплательщиками по земельному налогу являются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать земельный налог, отвечающие признакам п. 2 ст. 11 Кодекса:

иностранные организации (иностранные юридические лица, созданные на территории Российской Федерации);

граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке. Уплачивают земельный налог только те бюджетные организации – юридические лица, которые обладают земельными участками на праве собственности и праве постоянного (бессрочного) пользования. Это положение следует из п. 1 ст. 15 Земельного кодекса РФ.

Права на земельные участки удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации, которая осуществляется с 31 января 1998 г. в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон №122-ФЗ).

Налогоплательщики определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю. Основанием для признания организаций и физических лиц налогоплательщиками земельного налога являются документы, удостоверяющие право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления о предоставлении земельных участков.

Объект налогообложения

Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального. В соответствии с п. 12 ст. 396 Кодекса органы муниципальных образований ежегодно обязаны сообщать в налоговые органы сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. Указанные сведения представляются по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 23.03.2006 №47н, которая содержит сведения о правообладателях земельных участков. Следовательно, сведения, представленные в отношении лиц, право собственности которых на земельные участки возникло за предыдущий год, могут быть использованы для контроля полноты сведений, полученных от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. [5]

Согласно п. 1. ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ. [5]

Кадастровая стоимость земли

Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, сведения о которой содержатся в государственном земельном кадастре. Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316, и организует ее Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость).

Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 №918 утверждены Правила предоставления сведений государственного земельного кадастра. Сведения представляются в виде выписок из государственного земельного кадастра. Согласно п. 5 Правил в предусмотренных законом случаях сведения могут представляться в виде копий хранящихся в кадастровом деле документов.

Пунктом 14 ст. 396 НК РФ предусмотрено, что кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления не позднее 1 марта этого года.

Изменение кадастровой стоимости земли. Налоговое законодательство не позволяет корректировать налоговую базу по земельному налогу в течение налогового периода. Это означает, что измененная кадастровая стоимость земли, например вследствие перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования участка, будет учитываться в целях налогообложения только в следующем налоговом периоде.

Необходимо отметить, что при переводе земельного участка в другую категорию или изменении условий его использования налогоплательщики вправе применить соответствующую налоговую ставку уже в текущем периоде. [5]

Определение налоговой базы

Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, которая определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, которую осуществляют органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость). Такая оценка основывается на классификации земель по целевому назначению, виду функционального использования и проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.

Налоговую базу по земельному налогу организации формируют самостоятельно на основании сведений, которые представляют органы Роснедвижимости, Федеральной регистрационной службы и органы местного самоуправления.

Налоговая база = КСТ · Дуч, где

КСТ – кадастровая стоимость земельного участка;

Дуч – доля налогоплательщика в праве на земельный участок.

Следует иметь в виду, что кадастровая стоимость определяется по конкретному земельному участку, также как и кадастровый номер земельного участка присваивается каждому конкретному земельному участку.

Вместе с тем согласно п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого же года.

Смотрите так же:  С какой пенсии снимают налог

Если собственник земельного участка не один, установлены правила определения налоговой базы по земельным участкам, находящимся в общей долевой и в общей совместной собственности. Следует помнить, что в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база определяется пропорционально доле каждого налогоплательщика в общей долевой собственности.

Известно, что кадастровая стоимость земли может в течение налогового периода измениться. Например, при переводе земель из одной категории в другую или изменении вида разрешенного использования земельного участка. Согласно ст. ст. 390 и 396 Кодекса налоговая база, размер которой зависит от кадастровой стоимости земельного участка, определяется на конкретную дату (1 января года) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода. Произошедшая в течение налогового периода «переоценка» будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде. Исключение – если изменение результатов государственной кадастровой оценки земли произошло в результате исправления технических ошибок, судебного решения, внесенных обратным числом на указанную дату.

Пример 1. Право собственности на земельный участок установлено 10 февраля текущего года. Его кадастровая стоимость составляет 1 200 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 1,2%.

Коэффициент (К2) определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в собственности, к числу календарных месяцев.

К2 = 11 (мес.): 12 (мес.) = 0,92

Сумма налога за год составит: 1 200 000 руб. x 1,2% x 0,92 = 13 248 руб.

Расчет авансового платежа. Если земельный участок использовался в течение всего отчетного периода (3 мес., 6 мес., 9 мес.), то сумма аванса за отчетный период рассчитывается как одна четвертая от произведения налоговой базы и налоговой ставки. Если не весь отчетный период, то сумма исчисленного авансового платежа равняется 1/4 от произведения налоговой базы, налоговой ставки и коэффициента К2.

Пример 2. Для исчисления суммы авансового платежа, подлежащей уплате в бюджет за I квартал, 6 мес. и 9 мес., коэффициент (К2) определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в пользовании, к числу календарных месяцев в отчетном периоде:

за I квартал: К2 = 2 мес.: 3 мес. = 0,67;

за I полугодие: К2 = 5 мес.: 6 мес. = 0,83;

за 9 мес.: К2 = 8 мес.: 9 мес. = 0,89.

Авансовые платежи по итогам отчетных периодов составят:

за I квартал – (1 200 000 руб. x 1,2% x 0,67): 4 = 2412 руб.;

за I полугодие – (1 200 000 руб. x 1,2% x 0,83): 4 = 2988 руб.;

за 9 мес. – (1 200 000 руб. x 1,2% x 0,89): 4 = 3204 руб.

Всего в течение года организация должна уплатить сумму авансовых платежей в размере: 2412 руб. + 2988 руб. + 3204 руб. = 8604 руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, составит: 13 248 руб. – 8604 руб. = 4644 руб. [1]

Земельный налог: исчисление и уплата (Зернова И.)

Дата размещения статьи: 02.05.2015

Исчисление и уплата земельного налога регулируются гл. 31 «Земельный налог» НК РФ, в которую неоднократно вносились изменения. Предлагаем в этой статье рассмотреть порядок исчисления и уплаты названного налога с учетом положений указанной главы, действующих по состоянию на 01.04.2015.

Земельный налог относится к местным налогам (ст. 15 НК РФ). Он устанавливается на территориях муниципальных образований нормативными правовыми актами их представительных органов (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в соответствии с гл. 31 «Земельный налог» НК РФ.

Представительным органам муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) предоставлено право определять налоговые ставки в пределах, предусмотренных указанной главой, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Кто является плательщиком земельного налога? Согласно ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются учреждения, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в силу ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии со ст. 39.9 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным) в постоянное (бессрочное) пользование.

Если у учреждений земельные участки находятся на праве безвозмездного пользования, в том числе на праве безвозмездного срочного пользования, или переданы им по договору аренды, то эти учреждения не будут признаваться плательщиками земельного налога в отношении данных земельных участков.

В ст. 395 НК РФ предусмотрено освобождение отдельных учреждений от уплаты земельного налога, но образовательные учреждения в перечне не упомянуты.

Несмотря на это, образовательные учреждения могут освобождаться от уплаты земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Что является объектом обложения земельным налогом? Исходя из положений п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен земельный налог.

В то же время в п. 2 этой статьи перечислены земельные участки, которые не признаются объектом налогообложения, в частности земельные участки:

— изъятые из оборота в соответствии с п. 4 ст. 27 ЗК РФ;

— ограниченные в обороте согласно п. 5 ст. 27 ЗК РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, музеями-заповедниками, объектами археологического наследия;

— из состава земель лесного фонда;

— ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;

— входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Следует заметить, что земельными участками, приведенными выше, а также перечисленными в п. п. 4, 5 ст. 27 ЗК РФ, образовательные учреждения располагать не могут. Получается, что образовательные учреждения в отношении объектов обложения земельным налогом не имеют льгот.

Что является налоговой базой по земельному налогу? В силу п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

По ее результатам сведения о кадастровой стоимости земельных участков должны быть предоставлены налогоплательщикам исходя из Постановления Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков». То есть территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Росреестра) бесплатно предоставляют плательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со ст. 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Росреестра в Интернете.

Учреждения должны определять налоговую базу по земельному налогу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, им принадлежащем (п. 3 ст. 391 НК РФ).

Таким образом, в целях исчисления земельного налога базой будет являться кадастровая стоимость земельного участка, отраженная в государственном кадастре недвижимости.

Статьей 391 НК РФ утвержден порядок определения базы по земельному налогу, а именно:

а) налоговую базу следует определять в отношении каждого земельного участка как его кадастровую стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом;

б) налоговая база по земельному участку, образованному в течение налогового периода, исчисляется в данном периоде как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет;

в) налоговую базу в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), нужно определять по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка;

г) при исчислении базы по земельному налогу не учитывается изменение кадастровой стоимости земельного участка, произведенное в текущем налоговом периоде и предыдущих налоговых периодах. Исключением из этих правил являются изменения кадастровой стоимости земельного участка:

— вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом государственного кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости. Это изменение учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена ошибка;

— в силу решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решения суда в порядке, предусмотренном ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания;

д) налоговую базу следует определять отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, по которым налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Что следует понимать под налоговым (отчетным) периодом? В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, а отчетными — I, II и III кварталы календарного года.

Представительным органам муниципального образования (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) предоставлено право не устанавливать отчетный период при определении земельного налога на территории этого муниципального образования.

Какие налоговые ставки по земельному налогу следует применять? Как следует из п. 1 ст. 394 НК РФ, налоговые ставки определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

Налоговая ставка в размере 0,3% установлена в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Смотрите так же:  Смена фамилии приказ по школе

Если образовательные учреждения имеют такие земельные участки, то к ним учреждения будут применять налоговую ставку 0,3%.

В отношении иных земельных участков образовательные учреждения должны применять налоговую ставку в размере 1,5%.

Кроме того, Налоговый кодекс допускает установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.

Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по вышеуказанным налоговым ставкам.

Как исчислить земельный налог и авансовые платежи по нему? Исходя из п. 1 ст. 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по окончании налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (кадастровой стоимости). Это можно представить в виде формулы:

где ЗН — сумма земельного налога, руб.;

Ск — кадастровая стоимость земельного участка, руб.;

Нс — налоговая ставка, %.

Согласно п. 2 ст. 396 НК РФ учреждение должно исчислить земельный налог (сумму авансовых платежей по земельному налогу) самостоятельно.

Пример 1. Земельный участок принадлежит образовательному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования. Законом представительного органа муниципального образования, на территории которого находится учреждение, введен земельный налог. Налоговая ставка установлена в размере 1,5%. Кадастровая стоимость земельного участка на 01.01.2015 составляет 2 800 000 руб. Авансовые платежи по земельному налогу не предусмотрены.

Сумма земельного налога, причитающегося к уплате за 2015 г., будет равна 42 000 руб. (2 800 000 руб. x 1,5%).

Как было сказано выше, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) может быть предусмотрена уплата авансовых платежей по данному налогу с указанием сроков их перечисления в бюджет.

В этом случае авансовый платеж по земельному налогу следует исчислять по итогам каждого квартала налогового периода в размере 1/4 налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Учреждения, уплачивающие авансовые платежи, сумму земельного налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам года, определяют как разницу между годовой суммой земельного налога и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение этого года (ст. 396 НК РФ).

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1, изменив их. Предположим, что нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок, установлен отчетный период — квартал.

Сумма авансового платежа по земельному налогу за квартал составит 10 500 руб. (42 000 руб. / 4).

По окончании 2015 г. учреждение должно заплатить в бюджет земельный налог в сумме 10 500 руб. (42 000 руб. — (10 500 руб. x 3)).

Если у учреждения права на земельный участок возникли (прекратились) в течение налогового периода, начисление суммы налога (авансового платежа по налогу) нужно производить с учетом коэффициента, рассчитанного как отношение числа полных месяцев, в течение которых участок был закреплен за учреждением, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом необходимо учитывать следующее (п. 7 ст. 396 НК РФ):

— если возникновение права на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;

— если возникновение права на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) названного права не учитывается при определении коэффициента.

Подытожим вышеизложенное. Если у учреждения возникновение (прекращение) права на земельный участок произошло в течение налогового периода, то прежде всего нужно рассчитать специальный коэффициент. Для этого следует определить, сколько полных месяцев в году права на земельный участок принадлежали учреждению, с учетом вышеприведенных особенностей признания месяца полным. Затем количество полных месяцев разделить на 12.

Однако поправочный коэффициент при исчислении авансовых платежей будет рассчитываться иначе. Нужно определить число полных месяцев в отчетном квартале, когда право на земельные участки принадлежало учреждению, а затем разделить на 3 (число месяцев в квартале).

Пример 3. Образовательное учреждение зарегистрировало право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок 12.02.2015. Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок, установлено, что:

— отчетным периодом является квартал;

— налоговая ставка составляет 1,5%.

Кадастровая стоимость земельного участка — 2 000 000 руб.

Коэффициент владения земельным участком равен 0,92 ((11 / 12) мес.).

За 2015 г. учреждению нужно уплатить в бюджет земельный налог в сумме 27 600 руб. (2 000 000 руб. x 1,5% x 0,92).

Суммы авансового платежа будут следующими:

— за I квартал — 5025 руб. (2 000 000 руб. x 1,5% / 4 x (2 / 3) мес.);

— за II квартал — 7500 руб. (2 000 000 руб. x 1,5% / 4);

— за III квартал — 7500 руб. (2 000 000 руб. x 1,5% / 4).

По завершении 2015 г. учреждению предстоит уплатить земельный налог в сумме 7575 руб. (27 600 — 5025 — 7500 — 7500).

Пунктом 10 ст. 396 НК РФ установлено, что учреждения, имеющие право на льготы по исчислению и уплате земельного налога, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.

При возникновении (прекращении) права на налоговую льготу в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на такую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу и месяц прекращения указанного права принимаются за полный.

В какие сроки следует производить уплату земельного налога и авансовых платежей? Земельный налог и авансовые платежи по нему следует перечислять в порядке и сроки, определенные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). При этом надо учитывать требования п. 1 ст. 397 НК РФ, согласно которым срок уплаты земельного налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу п. 3 ст. 397 НК РФ уплату земельного налога (суммы авансовых платежей) в бюджет необходимо производить по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.

Когда нужно представлять отчетность по земельному налогу? Исходя из ст. 398 НК РФ учреждения должны представлять в налоговый орган по месту нахождения земельного участка декларацию по земельному налогу по форме и в Порядке, которые утверждены Приказом ФНС России от 28.10.2011 N ММВ-7-11/[email protected] Эта декларация должна быть подана в налоговые органы не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как отразить в учете расчеты по земельному налогу? Согласно п. 263 Инструкции N 157н для учета расчетов по земельному налогу следует использовать счет 1 303 13 000 «Расчеты по земельному налогу».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Суммы начисленного земельного налога отражаются в бухгалтерском учете на основании справки (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств, в том числе по авансовым платежам.

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, расходы по уплате земельного налога учреждениям следует относить на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Начисление и уплату земельного налога в бухгалтерском учете нужно отражать следующими бухгалтерскими записями:

Другие публикации:

  • Пенсия с 1 февраля в 2019 году последние новости Первая индексация страховой пенсии была произведена с 1 января 2019 года Коэффициент индексации для всех один – 7,5 % Первая индексация страховой пенсии была произведена с 1 января 2019 года. Коэффициент индексации для всех один – 7,5 %. Благодаря […]
  • Усно 6% уменьшить налог ип Уменьшение налога УСН 6% в 2019 году для ИП Единый налог, уплачиваемый при применении упрощенной системы налогообложения с объектом «доходы», можно свести к минимуму. В статье расскажем, как уменьшить УСН 6% в 2019 году для ИП. Какие доходы принять в расчет […]
  • Доплата к пенсии мвд за иждивенцев Доплата к пенсии мвд за иждивенцев Статья 17. Надбавки к пенсии за выслугу лет К пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона (в том числе исчисленной в минимальном размере), начисляются следующие надбавки:а) […]
  • Договор мены нежилого помещения с доплатой Примерная форма договора мены нежилых помещений, одно из которых принадлежит государственному (муниципальному) учреждению (обмен с доплатой) (подготовлено экспертами компании "Гарант") Настоящая форма разработана в соответствии с положениями гл. 31 ГК […]
  • Договор в бюджетном праве Письмо Минфина России от 31 марта 2016 г. N 02-04-06/18225 О возможности заключения договоров федеральным государственным бюджетным учреждением на срок, превышающий срок действия утвержденных получателю средств федерального бюджета лимитов бюджетных […]
  • Какая будет пенсия в 2019 году в беларуси Как будут расти пенсии в 2019 году? В будущем году рост пенсий по возрасту прогнозируется на уровне, превышающем 14%. Поставлена задача достичь соотношения среднемесячного размера пенсии по возрасту и среднемесячной заработной платы в 40%. «Для этого […]

Вам также может понравиться