Финансирование выплаты пособия по беременности и родам

Содержание:

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 февраля 2009 г. N А33-12878/2008-Ф02-564/2009 Поскольку общество правомерно применяло коэффициент при выплате пособий по временной нетрудоспособности и источником финансирования выплаты таких пособий, начиная с третьего дня временной нетрудоспособности, является фонд социального страхования РФ, несостоятельным является объяснение учреждения о том, что пособия по временной нетрудоспособности в части, превышающей коэффициент, выплачиваются за счет организации (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 26 февраля 2009 г. N А33-12878/2008-Ф02-564/2009
(извлечение)

Открытое акционерное общество «Красноярский завод цветных металлов имени В.Н. Гулидова» (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным решения государственного учреждения — Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — учреждение) от 22.07.2008 N 85с/с в части отказа в зачете 215 616 рублей 54 копеек пособий по временной нетрудоспособности.

Решением от 25 ноября 2008 года Арбитражного суда Красноярского края заявленные требования удовлетворены. В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись. Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя кассационной жалобы, пособия по временной нетрудоспособности в части превышения коэффициента 1.2 выплачиваются за счет средств организации. В отзыве на кассационную жалобу общество считает судебные акты законными и обоснованными и просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения. Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что учреждением проведана выездная проверка общества на предмет соблюдения им законодательства об обязательном социальном страховании за период с 01.01.2006 по 31.03.2008.

По результатам проверки учреждением составлен акт от 26.06.2008 N 79с/с, на основании которого вынесено решение от 22.07.2008 N 85с/с об отказе в зачете расходов, произведенных страхователем — плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования. Не согласившись с данным решением в указанной выше части, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его в этой части недействительным. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обществом правомерно применен коэффициент 1.3 при выплате пособий по временной нетрудоспособности, в связи с чем расходы по данным пособиям заявлены обоснованно. В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 «Об основах обязательного социального страхования» страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, установлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке. Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 22.12.2005 N 180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году» в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих коэффициентов. В пункте 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» указано, что в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Частью 2 статьи 13 Федерального закона N 234-ФЗ от 19.12.2006 «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год», частью 2 статьи 12 Федерального закона N 183-ФЗ от 21.07.2007 «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» предусмотрено, что в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих районных коэффициентов. В соответствии со статьями 1 , 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» действие данного Закона распространяется на лиц, работающих по найму или временно на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливаются названным Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка и с учетом районного коэффициента и процентной надбавки.

В соответствии с пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Пунктом 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Администрацией Красноярского края 21.08.1992 принято постановление N 311-п «Об установлении районного коэффициента», которым установлен единый районный коэффициент 1,3 вместо действующего коэффициента 1,2 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края. Принимая во внимание изложенное, применение обществом коэффициента 1.3 при определении размера пособий по временной нетрудоспособности является правомерным. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 22.12.2005 N 180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году» застрахованным лицам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, признаваемыми налогоплательщиками единого социального налога в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации, пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) выплачиваются за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период начиная с третьего дня временной нетрудоспособности — за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Аналогичная норма предусмотрена пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».

Смотрите так же:  Земельный налог отчетность 2019

Учитывая, что общество правомерно применяло коэффициент 1.3 при выплате пособий по временной нетрудоспособности и источником финансирования выплаты таких пособий, начиная с 3-го дня временной нетрудоспособности является Фонд социального страхования Российской Федерации, несостоятельным является довод учреждения о том, что пособия по временной нетрудоспособности в части, превышающей коэффициент 1.2, выплачиваются за счет организации.

При таких обстоятельствах судебный акт, принятый на основании всестороннего и полного исследования представленных в материалы дела доказательств и при правильном применении судом норм материального и процессуального права, изменению или отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 274 , 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

Решение от 25 ноября 2008 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-12878/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Финансирование выплаты пособий

Пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается за первые два дня за счет средств работодателя, а за остальной период — начиная с 3-го дня — за счет средств ФСС России. В остальных случаях — за счет средств ФСС России с 1-го дня временной нетрудоспособности.

ВНИМАНИЕ! С 1 января 2007 г. размер пособия определяется исходя из количества календарных (а не рабочих, как это было ранее) дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам. Следовательно, если первые два дня нетрудоспособности попадут на выходные дни, то они тоже оплачиваются работодателем.

Статьей 2 Федерального закона от 31 декабря 2002 г. № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» предусмотрено, что гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств ФСС России, поступающих от единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого налога для организаций и Индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, — в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а оставшаяся часть — за счет средств работодателей.

Пособие по беременности и родам выплачивается за счет средств ФСС России. Женщинам, обучающимся по очной форме обучения, а также проходящим военную службу и женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств, пособие выдается соответственно за счет выделяемых в установленном порядке образовательным учреждениям средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, служба в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов.

СТАТЬЯ 3. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЙ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ

(Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию. Закон РФ от 29.12.2006 № 255-ФЗ)

Статья 3. Финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам

1. Финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Пособие по временной нетрудоспособности в случаях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, выплачивается застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, указанных в части 4 настоящей статьи) за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период начиная с 3-го дня временной нетрудоспособности — за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

3. Пособие по временной нетрудоспособности в случаях, предусмотренных пунктами 2 — 5 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, выплачивается застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, указанных в части 4 настоящей статьи) за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации с 1-го дня временной нетрудоспособности.

4. Финансирование выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованным лицам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы (перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога), а также лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан».

5. В случаях, установленных законами Российской Федерации, федеральными законами, финансирование расходов, связанных с выплатой пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в размерах сверх установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании, осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых для этих целей Фонду социального страхования Российской Федерации.

Финансирование выплаты пособия по беременности и родам

Финансирование выплаты пособий по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета ФСС РФ, а также за счет средств Компании (Положение (46)).

Пособие по беременности и родам застрахованным лицам выплачивается:

— в пределах установленных действующим законодательством – за счет средств ФСС РФ;

— доплата пособия до 100% среднего заработка – за счет Компании ((46)).

Больничные листы: новый порядок начисления и выплаты: Практическое пособие

10. Источник выплаты пособий

Как уже упоминалось ранее, финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств ФСС РФ, а также за счет средств работодателя в предусмотренных законодательством случаях.

Средства ФСС РФ формируются за счет:

— страховых взносов работодателей (администраций предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

— страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

— страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

— доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете фонда на соответствующий период;

Смотрите так же:  Как будет индексироваться в 2019 году военная пенсия

— добровольных взносов граждан и юридических лиц, а также за счет поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

— ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

— прочих поступлений (например, возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов).

Напомним, что пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается работнику за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а с третьего дня временной нетрудоспособности — за счет средств ФСС РФ (п. 2 ст. 3 Закона N 255-ФЗ) в случаях:

1) утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения;

2) необходимости осуществления ухода за больным членом семьи;

3) карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным;

4) осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении;

5) долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории РФ, непосредственно после стационарного лечения.

Данный порядок применяется всеми организациями, являющимися плательщиками единого социального налога.

Финансирование выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованным лицам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы (перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога), а также лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется в соответствии с Законом N 190-ФЗ. В данном случае выплата пособий происходит за счет:

— средств ФСС РФ, поступающих от единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, — в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;

— средств работодателей — в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет

С 1 января 2010 г. обеспечение ежемесячным пособием по уходу за ребенком регулируется гл. 3.1 Закона N 255-ФЗ.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ним, со дня предоставления такого отпуска до достижения ребенком возраста полутора лет.

Если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия предоставляется одному из них (ст. 11.1 Закона N 255-ФЗ).

В соответствии с п. 39 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н, право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком помимо вышеперечисленной категории лиц имеют также:

— матери, проходящие военную службу по контракту, матери либо отцы, проходящие службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

— матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в т.ч. уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с переводом мужа из таких воинских частей в Российскую Федерацию;

— матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в т.ч. уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, или в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;

— матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в т.ч. обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком);

— другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

— неработающие жены (проживающие на территориях иностранных государств) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территориях иностранных государств.

Указанный документ фактически заменил Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 865 и утратившее силу с 1 января 2010 г.

Согласно п. 6 ст. 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет:

— заявление о назначении указанного пособия;

— свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки;

— свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию;

— справку с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячное пособие, а если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не учится, не служит) — справку из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В случае назначения и выплаты ежемесячного пособия территориальным органом ФСС РФ застрахованное лицо представляет также сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено указанное пособие.

Цель представления в составе документов справки с места работы — не допустить выплаты одного и того же пособия обоим родителям.

Однако на практике иногда женщина заявляет, что она не поддерживает связи с отцом ребенка и не знает, где он находится. Подтверждением такого заявления может являться только решение суда. Справки из милиции, паспортного стола, домоуправления бухгалтерией приниматься не должны.

Смотрите так же:  Реєстр адвокатов

Если один из родителей умер, лишен родительских прав, пропал без вести и т.д., необходимо представить подтверждающие документы. Если родители в разводе, но второй родитель не лишен родительских прав, справка с места его работы представляется в обязательном порядке.

Если отец ребенка не установлен ни добровольно, ни по решению суда, мать является одинокой. В этом случае имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка «со слов матери», фамилия — по фамилии матери (п. 5 ст. 58 Семейного кодекса РФ). Одинокая мать представляет справку по форме N 25 из районного ЗАГСа, в которой указывается, что отец ребенка записан со слов матери.

Если в свидетельстве о рождении ребенка в графе «отец» стоит прочерк, справка из ЗАГСа не требуется.

Согласно п. 41 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается:

— лицам, указанным в пп. «а» — «в» п. 35 настоящего Положения, — по месту работы, службы;

— лицам, указанным в пп. «г» и «д» п. 35 Положения, — в органах социальной защиты населения по месту жительства, по месту службы;

— лицам, указанным в пп. «е» — «з» п. 35 Положения, — по месту учебы, в органах социальной защиты населения по месту жительства, по месту службы мужа.

Соответственно, лица, получающие пособие по месту жительства, должны понимать, куда за ним обращаться.

Местом жительства гражданина признается жилое помещение, в котором он постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Местом пребывания — место, где гражданин временно проживает: гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся его местом жительства (ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

Согласно п. п. 9 и 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, российские граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.

При этом регистрация по месту пребывания и жительства является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Этот способ не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П).

Таким образом, местонахождение (по месту пребывания или по месту жительства) лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию, не должно препятствовать реализации их права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В целях исключения случаев получения ежемесячного пособия по уходу за ребенком как по месту жительства, так и по месту пребывания (двойного получения пособия) должна быть представлена справка из органов социальной защиты населения, подтверждающая, что указанное пособие не выплачивается по месту постоянного жительства (п. 3 Разъяснения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России и ФСС РФ от 13.04.2007 N 270/106).

Обратите внимание! Согласно новой редакции п. 2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ, если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается ему страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

В прошлые годы об ограничении выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком только у одного работодателя в нормативных документах напрямую не говорилось. Однако ФСС РФ своими разъяснениями и тогда не разрешал выплачивать ежемесячное пособие по всем местам работы (Письмо от 07.06.2007 N 02-13/07-4837). Впрочем, несмотря на отрицательный ответ, в Письме было сообщено, что данный вопрос находится на рассмотрении в Минздравсоцразвития России.

Пока министерство готовило поправки в Закон N 255-ФЗ, за дело взялись арбитражные судьи. ФАС Поволжского округа в Постановлении от 19.02.2009 по делу N А57-9004/2008 занял сторону ФСС, а ФАС Центрального округа за совместителей заступился. В Постановлении от 21.05.2009 N Ф10-1765/09 он указал: ст. 287 ТК РФ предоставляет внешним совместителям те же гарантии и компенсации, что и основным работникам. Часть начисленного ЕСН с зарплаты совместителей поступает в бюджет ФСС. Следовательно, есть источник для выплаты пособия по уходу за ребенком и совместителям. Расчет пособия был сделан исходя из зарплаты, начисляемой только по совместительству. В результате суд обязал ФСС возместить произведенные работодателем расходы на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 14.09.2009 по делу N А28-451/2009-19/14 также решил: вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что выплата пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет производится исключительно по основному месту работы застрахованного лица, является ошибочным.

Застрахованное лицо, занятое у нескольких страхователей, при обращении к одному из них (по своему выбору) за назначением и выплатой пособия представляет справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком этим страхователем не осуществляются (п. 7 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).

Возникает резонный вопрос: откуда работодатель узнает о том, есть ли у работника, обратившегося за назначением пособия, другие места работы, если работник о них умалчивает?

В этой ситуации рекомендуем требовать от работника указать в своем заявлении на выплату пособия, что у других работодателей он не работает и пособие больше нигде не получает. Аналогичные сведения в письменном виде должен представить и супруг работника. Если обнаружится обман со стороны работника, сокрытие данных, влияющих на получение пособия, будет являться основанием для удержания с работника начисленного пособия (п. 4 ст. 15 Закона N 255-ФЗ).

Другие публикации:

  • Приказ 705 от 2012 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 г. № 66н “Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным […]
  • Приказ мз 502н с изменениями Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. N […]
  • Квалификационные требования кадрового работника Квалификационные требования к соискателю ("Кадровик. Кадровое делопроизводство", N 8, август 2008 г.) Квалификационные требования к соискателю "Кадровик. Кадровое делопроизводство", N 8, август 2008 г. Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа […]
  • Сумма пособия по потере кормильца в москве Ежемесячные выплаты по потере кормильца на ребенка Указом Президента РФ от 29.10.2009 № 1219 с 1 ноября 2009 года в России установлено новое ежемесячное пособие по потере кормильца. В 2017 году его размер составляет 2231 руб. 85 коп. в месяц. Оно […]
  • Приказ от 30122009 г 624 Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке […]
  • Приказ фскн россии 29 Приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 3 июня 2015 г. № 186 "О внесении изменений в Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, […]

Вам также может понравиться