Федеральный закон о бухгалтерском учете и отчетности 2011 год

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О бухгалтерском учете»

О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

22 ноября 2011 года

29 ноября 2011 года

Судебная практика и законодательство — 402-ФЗ О бухгалтерском учете

приказ Минприроды России от 10.03.2015 N 94 «О вводе в промышленную эксплуатацию информационных систем Минприроды России»; постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»; приказ Минфина России 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти»; Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ О бухгалтерском учете; Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ Бюджетный кодекс Российской Федерации

аудитор также выпустил аудиторское заключение о годовой бухгалтерской отчетности политической партии, состав которой установлен Федеральным законом «О бухгалтерском учете», подготовленной за тот же период;

от аудитора не требуется сообщать информацию о ключевых вопросах аудита в соответствии с МСА 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении», и он не принял решение сделать это по каким-либо иным причинам;

2. Настоящий формат (часть CV, версия 5.07) разработан в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 02.08.2010 N 18023) с учетом последующих изменений, утвержденных приказами Минфина России.

В обоснование своего требования административный истец указал, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Нарушение своих прав административный истец связывает с тем, что при рассмотрении арбитражными судами конкретных дел с участием ПАО «ВНИПИгаздобыча» были применены оспариваемые положения нормативного правового акта.

4. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 480 «Об утверждении федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года».

Перечень основных услуг БУ и ставок на услуги БУ, применяемых для определения базового тарифа БУ (далее — Перечень БУ), составлен исходя из необходимости учета хозяйственных операций, проведения активных и пассивных операций, отражения операций в регистрах бухгалтерского учета и составления отчетности в соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», Федерального закона «О бухгалтерском учете», нормативных актов Банка России и внутренних регулятивных документов Агентства.

1.2. Инвентаризация имущества финансовой организации (далее — инвентаризация) проводится в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность финансовых организаций.

49. Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с требованиями Федерального закона «О бухгалтерском учете».

50. Организации представляют первичные статистические данные о движении драгоценных металлов и драгоценных камней по утвержденным формам федерального государственного статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

аудит проводился в отношении полного комплекта годовой бухгалтерской отчетности, состав которой установлен Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

годовая бухгалтерская отчетность составлена руководством аудируемого лица в соответствии с правилами составления бухгалтерской отчетности, установленными в Российской Федерации;

13. По строкам 05 — 06 приводится выручка от проведения обязательного и инициативного аудита (далее — аудит) бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» консолидированной финансовой отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), а также аудита отдельных частей бухгалтерской (финансовой) отчетности, и отчетности, составленной по специальным правилам, например, отличная от консолидированной финансовая отчетность, составленная по МСФО. Под обязательным аудитом понимается аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, который проводится в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ) или иного федерального закона. Под инициативным аудитом бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается аудит, отличный от обязательного.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ
«О бухгалтерском учете»

С изменениями и дополнениями от:

28 июня, 2, 23 июля, 2 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 4 ноября 2014 г., 23 мая 2016 г., 18 июля, 31 декабря 2017 г., 29 июля, 28 ноября 2018 г.

Принят Государственной Думой 22 ноября 2011 года

Одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года

См. Сравнительный анализ настоящего Федерального закона и Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

О вопросах организации и ведения бухгалтерского учета экономическими субъектами, возникающих в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, см. информацию Минфина РФ от 4 декабря 2012 г. N ПЗ-10/2012, информационное письмо ФСФР России от 14 марта 2013 г. N 13-СХ-12/8387

Президент Российской Федерации

6 декабря 2011 г.

Цель нового Закона о бухучете — исключить устаревшие и неэффективные нормы, устранить пробелы.

Вести бухучет должны все экономические субъекты (в т. ч. перешедшие на УСН). Исключение — индивидуальные предприниматели (ИП); лица, занимающиеся частной практикой; структурные подразделения иностранных организаций (при условии, что ведется налоговый учет).

Объектами бухучета являются факты хозяйственной жизни (сделки, события, операции). Активы. Обязательства. Источники финансирования деятельности. Доходы и расходы. Иные объекты, если это установлено федеральными стандартами. Прежде объектами бухучета признавались имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции.

Ранее руководители организаций могли вести бухучет лично. Это право остается только у руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства.

Руководитель утверждает образцы первичных учетных документов. При этом в новом законе альбомы унифицированных форм не упоминаются.

Прежде бухотчетность подписывалась руководителем и бухгалтером (в т. ч. главным). Теперь она считается составленной после подписания ее руководителем.

Определены обязательные реквизиты регистров бухучета, особенности бухотчетности при реорганизации и ликвидации юрлица. Закреплено, как разрабатываются и утверждаются федеральные стандарты в области бухучета.

В отношении бухотчетности нельзя устанавливать режим коммерческой тайны. Ранее содержание регистров бухучета и внутренней бухотчетности являлось таковой.

Прежний Закон о бухучете содержал норму, допускающую не применять правила бухучета, если они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации. Новый такую возможность не предусматривает.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 9 декабря 2011 г. N 54, в «Российской газете» от 9 декабря 2011 г. N 278, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 7 декабря 2011 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 декабря 2011 г. N 50 ст. 7344

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 ноября 2018 г. и с 1 января 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 июля 2017 г.

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 425-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 357-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 292-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня его официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральный закон о бухгалтерском учете и отчетности 2011 год

6 декабря 2011 года № 402-ФЗ

Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

Принят
Государственной Думой
22 ноября 2011 года

Одобрен
Советом Федерации
29 ноября 2011 года

Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 № 134-ФЗ,
от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 251-ФЗ, от 02.11.2013 № 292-ФЗ,
от 21.12.2013 № 357-ФЗ, от 28.12.2013 № 425-ФЗ, от 04.11.2014 № 344-ФЗ,
от 23.05.2016 № 149-ФЗ, от 18.07.2017 № 160-ФЗ, от 31.12.2017 № 481-ФЗ,
от 29.07.2018 № 272-ФЗ, от 28.11.2018 № 444-ФЗ)

Новый закон «О бухгалтерском учете»: принципы регулирования практики учета в России

Новый закон «О бухгалтерском учете»: принципы регулирования практики учета в России

Совершенно новую редакцию получили нормы Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон 2011 года), касающиеся вопросов регулирования бухгалтерской практики в России. В этой связи можно говорить о кардинальном изменении подходов к регулированию учета в нашей стране. И здесь следует выделить три направления:

  • законодательное определение принципов регулирования бухгалтерского учета;
  • новое определение структуры системы нормативно-правовых актов, регулирующих учетную практику, и их соподчиненности;
  • определение роли МСФО в регулировании практики учета в России.

Принципы регулирования бухгалтерского учета

Определение «принципов регулирования бухгалтерского учета» статьей 20 Закона 2011 года — это абсолютное нововведение в практику нормативного регулирования бухгалтерского учета в России. Обратим внимание: речь идет не о методологических бухгалтерских принципах, таких как допущение непрерывности деятельности, имущественная обособленность, начисление, консерватизм и т. п., а о принципах именно нормативного регулирования учетной практики. Впервые закон дает некую логическую основу формирования нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету в России, в определенном смысле задает дух нормотворчества в данной области, формулируя цели, достижению которых должны способствовать положения нормативных документов по бухгалтерскому учету в нашей стране.

Значение принципов регулирования для практики бухгалтерского учета по значению для данной области экономических отношений (учетной практики) можно сопоставить с так называемыми «основными началами» гражданского и налогового законодательства, определяемыми, соответственно, статьей 1 ГК РФ и статьей 3 НК РФ.

Следует отметить, что схожие по значению положения содержатся в статье 4 «Принципы официального статистического учета и системы государственной статистики» Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Итак, статьей 20 нового Федерального закона «О бухгалтерском учете» устанавливается, что «регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;

2) единства системы требований к бухгалтерскому учету;

3) упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;

4) применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;

5) обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;

6) недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета».

Рассмотрим их содержание более подробно.

Принцип № 1. «Соответствие федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета»

Собственно упоминание о пользователях отчетности не ново для текста Федерального закона «О бухгалтерском учете». Пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон 1996 года), в частности определял, что «основными задачами бухгалтерского учета являются: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности».

Смотрите так же:  Договор управление содержание и ремонт многоквартирного дома

Указание на пользователей отчетности как потребителей той информации, которую формируют бухгалтеры — это новация, пришедшая в текст отечественных нормативных актов из МСФО. Именно в «Принципах составления и представления финансовой отчетности» (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements) МСФО определяется состав основных групп пользователей финансовой отчетности экономических субъектов. Однако, что очень важно, в отличие от Закона 1996 года, МСФО не только констатируют необходимость соответствия потребностям пользователей отчетности, но и определяют эти потребности.

«Принципы» выделяют семь групп пользователей бухгалтерской информации: (1)инвесторы; (2) работники; (3) заимодавцы; (4) поставщики и прочие торговые кредиторы; (5) покупатели; (6) правительство и его органы; (7) общественность.

Относительно инвесторов в МСФО отмечается, что в основном эта группа состоит из имеющихся и потенциальных акционеров. Инвесторы, вкладывающие рисковый капитал, и их консультанты беспокоятся о риске, связанном с инвестициями и о доходе на них. Им нужна информация, которая помогла бы им определиться, покупать, держать или продавать ценные бумаги компании. Акционеры также заинтересованы в информации, позволяющей им оценить способность компании выплачивать дивиденды.

Таким образом, у инвесторов одно желание или сочетание двух: рост прибыли (то есть получение доходов в виде дивидендов) и прирост капитала (рост цен акций на рынке и получение доходов при их продаже по более высоким ценам). Следовательно, основное внимание инвесторов сосредоточено на демонстрируемых в отчетности прибылях, которые определяют размеры будущих дивидендов и влияют на курс акций.

Любопытно, что МСФО определяет работников компании как целевую группу пользователей их бухгалтерской отчетности. Работники, — указывается в «Принципах», — и представляющие их группы заинтересованы в информации о стабильности и прибыльности своих нанимателей. Они также заинтересованы в информации, которая позволит им оценить способность компании обеспечить заработную плату, пенсии и возможность трудоустройства». Следует отметить, что работникам часто требуется информация, не финансовая по своей природе. Например, им могут потребоваться данные о перспективах карьерного роста и т. п. Поэтому работникам могут быть нужны определенные отчеты, содержащие информацию, традиционно вовсе не рассматриваемую как «финансовая».

Заимодавцев, — акцентируют наше внимание «Принципы» МСФО, — интересует информация, позволяющая им определить, будет ли заем и причитающиеся проценты выплачены в срок. Таким образом, основной интерес заимодавцев составляет не прибыльность, а платежеспособность компании, то есть стоимость ее активов как обеспечения существующей кредиторской задолженности и размер обязательств перед кредиторами.

Поставщики и прочие торговые кредиторы, — отмечается в МСФО, — интересуются информацией, которая дает им возможность определить, будет ли в срок погашена задолженность перед ними. Таким образом, интересы поставщиков и торговых кредиторов практически совпадают с интересами заимодавцев. Единственное отличие между ними состоит в том, что торговые кредиторы, вероятно, будут интересоваться компаниями на протяжении более короткого периода времени, чем заимодавцы, следовательно, их будет интересовать платежеспособность организации в более короткой перспективе. Однако в случае, если торговые кредиторы будут зависеть от продолжения работы компании как основного покупателя, их интересы практически полностью совпадут с интересами заимодавцев.

Покупателей интересует информация о стабильности компании, особенно когда они имеют с ней долгосрочные отношения или зависят от нее. При этом покупателям требуется оценивать надежность бизнеса компании как в краткосрочной (смогут ли мне поставить товары своевременно и в надлежащем состоянии), так и в долгосрочной (будет ли обеспечено послепродажное обслуживание и выполнение гарантийных обязательств и сможет ли данный поставщик стать постоянным) перспективе. Эти характеристики положения дел в компании позволяют оценить анализ как рентабельности, так и платежеспособности фирмы.

Говоря о Правительстве и его органах как пользователях финансовой отчетности, МСФО отмечают их заинтересованность в распределении ресурсов и, таким образом, в деятельности компаний в целом. Однако, прежде всего, регулирующим органам требуется информация для того, чтобы регулировать деятельность компании, определять свою налоговую политику. Таким образом, в первую очередь здесь можно говорить о фискальных целях. Отчетность с этой точки зрения должна представлять налогооблагаемые величины. Добавим, что не меньший интерес для государственных органов представляет и финансовая отчетность компании как информационная база для официального статистического учета.

Отдельно в качестве целевой группы пользователей бухгалтерской информации МСФО называют общественность. В «Принципах» в связи с этим отмечается, что компании оказывают разнообразное воздействие на членов общества. Например, компании могут вносить значительный вклад в местную экономику самым разным образом, в том числе через количество предоставляемых рабочих мест и опеку местных поставщиков. Финансовая отчетность в этом случае может помочь общественности, предоставляя информацию о тенденциях и последних изменениях в благосостоянии компании и о диапазоне ее деятельности.

Также в соответствии с рассматриваемым нами принципом нормативного регулирования учетной практики, содержание федеральных стандартов в области бухгалтерского учета должно соответствовать уровню развития науки и практики бухгалтерского учета. Как определить такое соответствие? Вопрос очень сложный.

К термину «наука» можно подойти формально, оперируя понятиями Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Но закона или другого нормативно-правового акта «О практике» пока не существует. Да и с наукой не все понятно, есть разные научные школы, разные взгляды, соответствие каких из них имеется в виду — не ясно. Вместе с тем, эти рассуждения имеют довольно важное значение, так как рассматриваемые нами формулировки нового Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ создают возможность характеристики того или иного федерального стандарта по бухгалтерскому учету как соответствующего или не соответствующего «уровню развития науки и практики».

И вот здесь доказательство того или иного могут быть весьма и весьма затруднительны. Рассматриваемый случай является хорошим доказательством того, что не все благие пожелания (соответствие уровню развития науки и практики — сложно не назвать благим пожеланием) могут быть воплощены в текст законодательных актов.

Принцип № 2. «Единство системы требований к бухгалтерскому учету»

При прочтении формулировки данного принципа сразу возникают далеко не праздные вопросы: Что в данном случае понимается под термином «единство»? О каких требованиях идет речь? И что следует понимать под системой таких требований?

Прямого ответа на данные вопросы формулировка данного принципа не дает. Остается предположить, что речь здесь может идти, с одной стороны, о непротиворечивости требований системы нормативно-правовых актов, регулирующих учетную практику в России, а с другой — о методологическом единстве их предписаний.

Идея непротиворечивости требований нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета заложена в тех определениях, которые новый Закон дает понятиям федеральных и отраслевых учетных стандартов, а также рекомендациям в области бухгалтерского учета и стандартам экономического субъекта.

В соответствии со статьей 21 Закона 2011 года «к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта».

При этом пункт 15 данной статьи устанавливает, что «федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам».

Таким образом, речь идет об установлении Законом 2011 года иерархической соподчиненности регулятивов в области бухгалтерского учета.

Что же касается методологического единства требований в области бухгалтерского учета, то оно может достигаться соответствием методологическому содержанию тех определений, которые дает Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Однако здесь следует отметить, что они довольно немногочисленны.

Это относится к определениям статьей 3 Закона 2011 года таких понятий как:

  • «бухгалтерская (финансовая) отчетность — информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом)»; и
  • «факт хозяйственной жизни — сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств)».

Иные определения статьи 3 носят, скорее, нормативно-организационный, нежели методологический характер. Также следует отметить, что определяя ряд объектов бухгалтерского учета, таких как активы, обязательства, источники финансирования деятельности, доходы и расходы (ст. 5), Закон 2011 года вообще не дает им определений.

Также соблюдение методологического единства предписаний регулятивов в области бухгалтерского учета может быть обеспечено их соответствием общим принципам (концептуальным основам), получившим в отечественной системе нормативных документов название допущений и требований.

Ряд из них содержал Закон 1996 года. Напомним, что статья 8 определяла «основные требования к ведению бухгалтерского учета», часть которых представляла собой законодательное определение концептуальных основ учета. В частности Закон 1996 года устанавливал, что:

  • «имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации» (п. 2) — принцип имущественной обособленности); и
  • «в бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно» (п. 6) — принцип соответствия доходов и расходов.

В настоящее время основные допущения и требования, которым должна соответствовать система официального бухгалтерского (финансового) учета экономического субъекта, определяются пунктами 5 и 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (далее — Положение).

Напомним, что пункты 5, 6 Положения устанавливают: «При формировании учетной политики предполагается, что:

— активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);

— организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

— принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

— факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Учетная политика организации должна обеспечивать:

— полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

— своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

— большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

— отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

— тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

— рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности)».

Однако статус ПБУ как федерального стандарта затрудняет рассмотрение его норм как обеспечивающих методологическое единство системы регулятивов в области бухгалтерского учета.

Рассмотренные обстоятельства делают принцип «единства системы требований» достаточно трудно реализуемым на практике.

Принцип № 3. «Упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций»

В предыдущих статьях мы останавливались на созданном Законом 2011 года положении, отменяющем возможность для организаций, применяющих упрощенные системы налогообложения, не вести финансовый учет.

Данная новация понятна и оправдана. Малый бизнес занимает определенное место в экономике России, и качественная финансовая информация о нем необходима для принятия управленческих решений в области кредитования, формирования статистических данных, позволяющих оценить тенденции экономического развития и т. д. Подобное положение существует и в системе МСФО, содержащей специальные стандарты, определяющие упрощенные правила ведения финансового учета экономическими субъектами, не относящимися к крупному бизнесу.

Вместе с тем, при отмене возможности не вести финансовый учет «упрощенщикам» и «вмененщикам» и провозглашении принципа «упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций», система отечественных учетных регулятивов пока специальных федеральных стандартов в этой области не содержит.

Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства определяются Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Среди существующих «послаблений» в области ведения финансового учета для субъектов малого предпринимательства можно отметить содержащиеся в Приложении № 5 к приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (финансовых результатах — М.П.) субъектов малого предпринимательства, и определяемую рядом ПБУ возможность неприменения (добровольного применения) субъектами малого предпринимательства их отдельных предписаний.

В «1С:Предприяии 8» упрощенные формы бухгалтерской отчетности для малого бизнеса в соответствии с приказом Минфина России от 17.08.2012 № 113н уже реализованы.

Смотрите так же:  Налог на покупку евро

Принцип № 4. «Применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов»

Говоря об этом принципе регулирования бухгалтерского учета в России, следует вспомнить о том, что процесс «перехода на МСФО» имеет в нашей стране уже весьма давнюю историю.

С конца 90-х годов прошлого века в России началось реформирование бухгалтерского учета. Толчком к началу реформ послужил семинар по проблемам учета на совместных предприятиях, проводившийся Центром ООН по ТНК и Торгово-промышленной палатой СССР в июне 1989 года в Москве. Однако официальным началом процесса реформирования учета следует считать принятие Государственной Программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утв. Постановлением ВС РФ от 23.10.1992 № 3708-1. В данном документе была установлена цель реформирования бухгалтерского учета, определены задачи, поставленные для достижения этой цели.

Помимо этого, было приято решение об использовании МСФО при создании концепции бухгалтерского учета и в процессе разработки национальных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету в качестве отправной точки, образца и критерия соответствия международно-принятой практике.

В 1994 году Методологическим Советом по бухгалтерскому учету при Минфине России была одобрена Программа реформирования системы бухгалтерского учета. Переход на МСФО, в соответствии с которой должен был осуществиться до 2000 года. В ходе осуществления основных мероприятий Программы реформирования была разработана Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим Советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Институтом Профессиональных бухгалтеров России в декабре 1997 года*.

Примечание:
* Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике написана на основе Принципов составления и представления финансовой отчетности.

К 1998 году была принята «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности», утв. Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283. Следующим шагом в реформировании бухгалтерского учета в России послужила «Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу», одобренная приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180.

В дальнейшем приказом Минфина России от 30.11.2011 № 440 был утвержден «План Министерства Финансов Российской Федерации на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности».

В 2010 году увидел свет Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (далее — Закон), который содержал совершенно беспрецедентные для отечественной учетной практики положения.

Пункт 1 статьи 3 Закона установил: «Консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО».

При этом пункт 3 данной статьи Закона предписал следующее: «на территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства Российской Федерации Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации».

Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 № 107 было утверждено «Положение о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации».

Далее, приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н на территории РФ были введены в действие 37 МСФО и 26 Разъяснений МСФО.

30 марта 2012 года приказом Минфина России № 148 было утверждено «Положение о Межведомственной рабочей группы по применению МСФО», целью деятельности которой было определено «обобщение практики применения Федерального закона „О консолидированной финансовой отчетности» и иных нормативных правовых актов по вопросам применения Международных стандартов финансовой отчетности, Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности, других документов, определенных Фондом Международных стандартов финансовой отчетности в качестве неотъемлемой части Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности (далее — МСФО), на территории Российской Федерации, а также анализ государственной политики в сфере применения МСФО на территории Российской Федерации, подготовка на их основе соответствующих рекомендаций для представления руководству Министерства финансов Российской Федерации».

Приказом Минфина России от 30.03.2012 № 148, данная рабочая группа была сформирована.

Все эти факты в целом говорят об одном: учет в России все больше дистанцируется от континентально-европейских традиций, заимствуя методологию финансового учета англо-американской модели, формирующей основы МСФО. Это не хорошо и не плохо. Это тенденции времени, диктуемые международными рынками капитала, и нам с вами, дорогие коллеги, нужно принять это во внимание.

Принцип № 5. «Обеспечение условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов»

Данный принцип фактически развивает требование Принципа № 2 и представляет собой конкретную задачу, ставящуюся Законом 2011 года перед нормотворцами в области бухгалтерского учета. Вряд ли что-то еще можно добавить к данному общему утверждению. Данные условия обеспечиваются собственно содержанием данных стандартов, степенью их согласованности и «правовым качеством» их предписаний.

Принцип № 6. «Недопустимость совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета»

Здесь следует лишь отметить, что данный принцип в настоящее время реализуется в силу предписаний Положения «О Министерстве Финансов Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329, согласно которому, «Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере. аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. » (п. 1). При этом, «Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства» (п. 2).

В следующей статье мы рассмотрим новую структуру регулятивов в области бухгалтерского учета и механизм влияния на их содержание МСФО.

Внимание: новый Закон о бухгалтерском учете!

С 1 января 2013 г. бухгалтерский учет в Российской Федерации получит новую законодательную базу. Президентом РФ 6 декабря 2011 г. подписан Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который кардинально меняет систему регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

Основные задачи нового Закона о бухгалтерском учете состоят в сближении концептуальных требований к учету и отчетности, содержащихся в российской системе учета и МСФО, а также в реализации новой схемы утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета и отчетности и разъяснений к ним.

Результатом принятия закона может стать еще большее отдаление отчетности, создаваемой для контроля за финансовым положением компаний (бухгалтерской отчетности), от отчетности, подведомственной налоговым органам.

Действие нового Закона о бухгалтерском учете распространится на все коммерческие и некоммерческие организации, филиалы и представительства иностранных компаний, находящиеся на территории РФ, организации, осуществляющие доверительное управление имуществом или деятельность в рамках соглашения о разделе продукции, а также на Центральный банк РФ. Закон обязаны будут применять и бюджетные организации при составлении отчетности, а также в целях учета изменения своих активов и обязательств.

Кроме того, положения нового закона распространятся на индивидуальных предпринимателей, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой. Между тем для указанных категорий лиц, а также для филиалов и представительств иностранных компаний новым законом предусмотрена возможность не вести бухгалтерский учет, если эти лица учитывают доходы и расходы в соответствии с налоговым законодательством (п. 2 ст. 6).

Организации, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, данной возможности лишатся: с введением нового закона они будут вести учет и оформлять бухгалтерскую отчетность.

Что касается компаний — участниц проекта «Сколково», они смогут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установленные для субъектов малого предпринимательства. Никаких ограничений по сумме выручки для них не установлено.

Напомним, что сейчас организации, имеющие статус участников проекта «Сколково», могут вести учет доходов и расходов по правилам главы 26.2 НК РФ и соответственно не осуществлять бухгалтерский учет, если годовой объем их выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышает миллиарда рублей (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — действующий Закон о бухучете).

Основные требования к бухгалтерскому учету

Согласно действующему Закону о бух­учете первичные учетные документы могут приниматься к учету, если они составлены по унифицированным формам (п. 2 ст. 9). И только при отсутствии утвержденных унифицированных форм первичные учетные документы могут быть оформлены по усмотрению компании с соблюдением требования о наличии обязательных реквизитов.

Требование об обязательных реквизитах учетных документов в новом законе сохранено. К таким реквизитам отнесены наименование документа и экономического субъекта, дата составления, содержание операции, величина натурального и денежного измерения операции, наименование ответственного лица, подписи ответственных лиц.

Тем не менее с введением нового закона все формы первичных учетных документов будут утверждаться руководителем экономического субъекта на основании предложений ответственного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Данное нововведение не будет распространяться на организации государственного сектора, для которых формы учетных документов должны устанавливаться в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Важным достижением нового закона является то, что первичные учетные документы теперь могут оформляться как в бумажном виде, так и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Однако оформление электронных учетных документов не освободит организации от представления по требованию другой стороны копии электронных документов на бумажном носителе, если это отвечает условию заключенного сторонами договора или если контрагентом выступает государственная организация.

Напомним, что в настоящее время предусмотрена возможность составлять документы на бумажных и машинных носителях информации (п. 7 ст. 9 действующего Закона о бухучете). При этом в последнем случае организация обязана также изготовить за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ, суда и прокуратуры.

Бухгалтерские регистры также можно будет заполнять в электронном виде и заверять электронной подписью.

Основные требования к бухгалтерской отчетности

По новому закону отчетным периодом для составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности по-прежнему остается календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно. Сказанное не относится к вновь образованным, реорганизованным или ликвидированным юридическим лицам.

Для вновь созданных организаций (кроме кредитных) устанавливается пролонгированный год, если они зарегистрированы после 30 сентября: первым отчетным годом для них может являться период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом их государственной регистрации, включительно. Однако руководство компании может установить иной временной период своей первой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Отметим, что данное правило не распространяется на реорганизованные и ликвидированные предприятия. Порядок составления ими бухгалтерской (финансовой) отчетности закреплен в законе отдельно.

Новый закон содержит требование об обязательном оформлении годовой бухгалтерской отчетности компаниями, но упраздняет составление квартальной отчетности. Это еще одно важное изменение. В качестве отчетного периода для формирования промежуточной отчетности компании (составляемой на добровольной основе или по иным основаниям) может быть выбран любой временной период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Закон устанавливает, что бухгалтерская отчетность должна состоять из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Для кредитных организаций состав отчетности регулирует Центральный банк РФ (см. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Бюджетные организации должны руководствоваться требованиями бюджетного законодательства.

И еще один важный момент. Новый закон предусматривает обязательное представление экземпляра бухгалтерской отчетности только в орган государственной статистики. Установлен максимальный срок представления отчетности — три месяца со дня окончания отчетного периода.

Требования о представлении одного обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности в территориальный орган статистики обусловлено задачей создания единого государственного информационного ресурса, доступного всем заинтересованным лицам (за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен). Порядок представления обязательного экземпляра отчетности, а также правила пользования государственным информационным ресурсом утверждает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной статистической деятельности.

Бухгалтерская отчетность реорганизованного юридического лица

В новом законе подробно описан порядок формирования отчетности реорганизованными компаниями. В частности, последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемого юридического лица составляется на дату, предшествующую дате государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

Указанная последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации возникшего юридического лица (внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ). Аналогичная информация включается и в первую бухгалтерскую (финансовую) отчетность нового юридического лица, которая должна быть сформирована по состоянию на дату его государственной регистрации, если иное не установлено федеральными стандартами.

Бухгалтерская отчетность ликвидируемого юридического лица

Необходимость освещения в новом законе порядка составления бухгалтерской отчетности при ликвидации юридического лица вызвана не только тем, что в деятельности ликвидируемых компаний не соблюдается принцип непрерывности, что должно быть реализовано в отчетности, но и фактом возбуждения в ряде случаев процедур банкротства.

В пункте 2 ст. 17 нового закона сказано, что последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность ликвидируемого юридического лица составляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) либо арбитражным управляющим, если юридическое лицо ликвидируется вследствие признания его банкротом. Отчетность формируется на дату, предшествующую дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

Смотрите так же:  Независимая экспертиза в тпп

Последняя отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

Требования к главному бухгалтеру

Согласно п. 3 ст. 7 нового закона руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации должен возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера.

Если действующий Закон о бухучете возлагает на руководителя организации ответственность за состояние учета, но допускает ведение бухгалтерского учета им лично (п. 2 ст. 6), то согласно новому закону (п. 3 ст. 7) вести учет лично смогут только руководители малых и средних предприятий.

Напомним, что критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Впервые новый закон закрепляет квалификационные требования к главному бухгалтеру (п. 4 ст. 7):

  • наличие высшего профессионального образования;
  • стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
  • отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Квалификационные требования установлены для главных бухгалтеров:

  • открытых акционерных обществ (за исключением кредитных организаций);
  • страховых организаций;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • акционерных инвестиционных фондов;
  • управляющих компаний паевых инвестиционных фондов;
  • иных экономических субъектов, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций);
  • органов управления государственных внебюджетных фондов;
  • органов управления государственных территориальных внебюджетных фондов.

Данные требования относятся также к компаниям, привлекаемым для ведения бухгалтерского учета. Компании, оказывающие услуги по ведению бухгалтерского учета перечисленным экономическим субъектам, должны иметь не менее одного сотрудника, работающего по трудовому договору и отвечающего установленным выше требованиям.

Требования к руководителям бухгалтерских служб кредитных организаций устанавливает ЦБ РФ.

Документы, регулирующие бухгалтерский учет

Новым законом предусмотрен перечень документов, которые будут регулировать систему бухгалтерского учета в Российской Федерации (п. 1 ст. 21). В него вошли:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта.

Федеральные и отраслевые стандарты утверждаются нормативными правовыми актами. В них отражаются:

  • определение и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;
  • допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
  • порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;
  • требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;
  • план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;
  • состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
  • условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
  • состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
  • состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.

Федеральные стандарты также могут регулировать порядок бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы или устанавливать требования к бухгалтерскому учету в отдельных видах экономической деятельности.

Отраслевые стандарты предусматривают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению.

Рекомендации в области бухгалтерского учета будут выпускаться саморегулируемыми организациями. Задача рекомендаций к федеральным и отраслевым стандартам — сокращение затрат на ведение учета, распространение передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, в том числе технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов.

Рекомендации будут применяться на добровольной основе.

Стандарты экономического субъекта должны устанавливаться субъектами самостоятельно и применяться равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства.

Субъекты регулирования бухгалтерского учета

Особым образом в новом законе (ст. 27) прописаны порядок утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета и отчетности и механизм разделения функций федеральных органов и саморегулируемых бухгалтерских организаций в части утверждения стандартов и рекомендаций (разъяснений) к ним.

Закон различает следующие субъекты регулирования бухгалтерского учета, которые будут принимать участие в разработке стандартов бухгалтерского учета:

  • органы государственного регулирования бухгалтерского учета — уполномоченный федеральный орган и Центральный банк РФ;
  • субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета — саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета.

За органами государственного регулирования бухгалтерского учета новым законом закреплены конкретные функции (ст. 23).

Уполномоченный федеральный орган:

1) утверждает программу разработки федеральных стандартов в порядке, установленном настоящим федеральным законом;

2) утверждает федеральные стандарты и в пределах его компетенции отраслевые стандарты и обобщает практику их применения;

3) организует экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учета;

4) утверждает требования к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета;

5) участвует в установленном порядке в разработке международных стандартов;

6) представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

7) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим федеральным законом и иными федеральными законами.

Центральный банк РФ в пределах его компетенции:

1) утверждает отраслевые стандарты и обобщает практику их применения;

2) участвует в подготовке и согласовывает программу разработки федеральных стандартов;

3) участвует в экспертизе проектов федеральных стандартов;

4) участвует совместно с уполномоченным федеральным органом в установленном порядке в разработке международных стандартов;

5) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим федеральным законом и иными федеральными законами.

В отношении субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета в новом законе закреплены следующие функции (ст. 24):

1) разработка проектов федеральных стандартов, проведение публичного обсуждения этих проектов и представление их в уполномоченный федеральный орган;

2) участие в подготовке программы разработки федеральных стандартов;

3) участие в экспертизе проектов стандартов бухгалтерского учета;

4) обеспечение соответствия проекта федерального стандарта международному стандарту, на основе которого разработан проект федерального стандарта;

5) разработка и принятие рекомендаций в области бухгалтерского учета;

6) разработка предложений по совершенствованию стандартов бухгалтерского учета;

7) участие в разработке международных стандартов.

Как видим, с вступлением в силу нового закона не на Минфин России, а именно на субъекты негосударственного регулирования будут возложены функции создания отечественных стандартов бухгалтерского учета и комментариев к ним.

Напомним, что согласно Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180, к ведению органов государственной власти относился также контроль за соблюдением законодательства в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности. Обращает на себя внимание тот факт, что в новом законе ничего не говорится о том, кто и как будет контролировать соблюдение субъектами законодательства о бухгалтерском учете. Из этого можно сделать вывод, что после вступления в силу нового закона вопрос надзора за достоверностью бухгалтерской отчетности должен постепенно сойти на нет. В этом случае вопрос доверия к бухгалтерской отчетности компаний станет исключительно проблемой самих экономических субъектов, а также заинтересованных пользователей их отчетности.

Новый закон предусматривает создание при уполномоченном федеральном органе совета по стандартам бухгалтерского учета. Совет по сути будет являться посредником между государственными и негосударственными органами регулирования. Он будет состоять на 2/3 из представителей негосударственных субъектов регулирования и 1/3 государственных (всего 15 членов).

Состав совета по стандартам бухгалтерского учета будет утверждать руководитель уполномоченного федерального органа. Но председателем совета будет представитель организации негосударственного регулирования.

Основной задачей совета станет анализ (экспертиза) проектов федеральных стандартов на предмет:

  • соответствия законодательству РФ о бухгалтерском учете;
  • соответствия потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
  • обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету;
  • обеспечения условий для единообразного применения федеральных стандартов.

Порядок разработки стандартов

Новый закон фактически содержит подробный регламент разработки бухгалтерских стандартов — от составления программ до утверждения стандартов (ст. 26—28).

Согласно п. 1 ст. 26 нового закона федеральные стандарты разрабатываются и утверждаются в соответствии с программой разработки федеральных стандартов.

Программу утверждает уполномоченный федеральный орган (по согласованию с Центральным банком РФ) по факту внесения предложений государственными и негосударственными органами регулирования. Программа должна ежегодно уточняться и быть доступной всем заинтересованным лицам.

Инициатором и фактическим разработчиком какого-либо стандарта может выступить любой негосударственный субъект регулирования. Сама процедура разработки стандарта аналогична процедуре принятия международных стандартов.

Разработчик направляет уведомление о разработке стандарта в уполномоченный федеральный орган. Уведомление публикуется в печатном издании, определяемом уполномоченным органом, и на официальных сайтах уполномоченного органа и разработчика.

Не позднее десяти рабочих дней после опубликования уведомления в печатном издании разработчик публикует в этом издании и на своем сайте сам проект.

После этого в течение не менее трех месяцев проходит публичное обсуждение проекта.

Согласно п. 5 ст. 27 нового закона в период публичного обсуждения проекта федерального стандарта разработчик:

  • принимает от заинтересованных лиц замечания в письменной форме. Разработчик не может отказать в приеме замечаний в письменной форме;
  • проводит обсуждение проекта федерального стандарта и полученных в письменной форме замечаний;
  • составляет перечень полученных в письменной форме замечаний с кратким изложением содержания таких замечаний и результатов их обсуждения;
  • дорабатывает проект федерального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний.

О завершении публичного обсуждения проекта разработчик уведомляет уполномоченный федеральный орган, соответствующая информация опубликовывается также в печатном издании и Интернете.

По завершении публичного обсуждения разработчик направляет в уполномоченный федеральный орган доработанный проект стандарта вместе с перечнем комментариев, полученных в ходе обсуждения.

Экспертизу нового стандарта должен проводить Совет по стандартам бухгалтерского учета в срок не более двух месяцев. По ее результатам уполномоченный федеральный орган обязан принять федеральный стандарт либо отклонить его в течение одного месяца. Таким образом, минимальный срок от начала обсуждения стандарта до его принятия — шесть месяцев.

Стандарты для государственного сектора будет разрабатывать уполномоченный федеральный орган. Он готовит федеральные стандарты и в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утвержденной программой разработки федеральных стандартов.

Другие публикации:

  • Ангарск нотариусы наследство Нотариусы Ангарск +7 (499) 703-35-33 доб. 792 – Москва и МО Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Афанасьева Лидия Николаевна Телефон: +7 […]
  • Санкт-петербургский городской суд госпошлина реквизиты Реквизиты городского суда На какие реквизиты платить госпошлину при подаче апелляции в городской суд через районный. Добрый вечер! Пошлина за подачу апелляционной или кассационной жалоб должна быть оплачена по реквизитам суда, в котором будет рассматриваться […]
  • Судебная практика 94 фз Формирование судебной практики по вопросам проведения процедур открытого аукциона в электронной форме А.Ю. Лобов, Начальник правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Журнал "Госзакупки.ру. Официальная информация. […]
  • 94 приказ фсин Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 13 марта 2006 г. N 94 "Об организации работы по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд уголовно-исполнительной системы" Приказ Федеральной службы исполнения […]
  • Энергомаш банкротство Банкротство ООО Энергомаш Волгодонск - Атоммаш продлено на 3 месяца Арбитражный суд Ростовской области продлил на три месяца конкурсное производство в отношении «старого» «Атоммаша», входящего в холдинг «Энергомаш» (ООО «Энергомаш (Волгодонск) - Атоммаш»). […]
  • Бухгалтерский учет пособие по беременности и родам Бухгалтерский учет пособие по беременности и родам Глава 9. Бухгалтерский учет операций по начислению и выплате пособий по временной нетрудоспособности Начисление пособия по беременности и родам отражается в бухгалтерском учете, в соответствии с Планом […]

Вам также может понравиться