Федеральный договор о разграничении предметов ведения

Федеральный договор о разграничении предметов ведения

Федеративный договор, подписание которого было одним из пунктов программы Б.Н.Ельцина при избрании в мае 1990 главой российского государства, подписан в Москве 31 марта 1992 года Президентом РФ Б.Н.Ельциным, Председателем Верховного Совета РФ Р.И.Хасбулатовым и руководителями 86 из 88 субъектов Российской Федерации. Под договором оставлены места для подписей представителей Татарстана и Чечено-Ингушетии, которые так и не были поставлены. 10 апреля 1992 постановлением Съезда народных депутатов РФ Федеративный договор был включен в Конституцию (Основной закон) Российской Федерации как ее составная часть. В новую Конституцию РФ, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, Федеративный договор не включен. В соответствии с ее заключительными положениями, в случае несоответствия положений Федеративного договора положениям Конституции РФ действуют положения Конституции РФ.

15 февраля 1994 подписан Договор с Татарстаном. Только после этого (13 марта) Татарстан избрал депутатов в Федеральное Собрание РФ (выборы 12 декабря 1993 года в 2 округах не состоялись из-за недостаточного числа кандидатов, а в остальных 4 — из-за неявки избирателей). После этого подписание договоров вошло в моду. В 1994 году подписаны 3 договора, в 1995 — 4, в 1996 — 17, в 1997 — 12, в 1998 — 6. Подготовкой проектов договоров о разграничении полномочий занималась Комиссия при Президенте РФ по подготовке договоров о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которую возглавлял С.М.Шахрай. Исключение составила Чеченская Республика Ичкерия, переговоры с которой вели с лета 1996 года секретари Совета Безопасности — сначала А.И.Лебедь, затем — И.П.Рыбкин.

К середине 1998 подписаны 42 индивидуальных договора с 46 субъектами Федерации. Первые три (с Татарстаном, Кабардино-Балкарией и Башкирией) именовались договорами о разграничении предметов ведения и ВЗАИМНОМ ДЕЛЕГИРОВАНИИ полномочий, остальные 39 (условно под вопросом — неопубликованные NN35, 37-41) — о разграничении предметов ведения и полномочий. Точные названия этих 39 договоров полностью (за исключенем названий регионов) совпадают с одним исключением — в название договора с Красноярским краем и его составными частями не включены названия регионов.

15 июля 1998 С.М.Шахрая сменил тогдашний заместитель Руководителя Администрации Президента В.В.Путин, с тех пор ни один договор подписан не был. Указом N 1003 от 8 августа 2001 Президент в связи с созданием 21 июня «Комиссии по подготовке предложений. » отменил все ранее принятые указы о «Комиссии по подготовке договоров. «.

Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (119-фз от 24 июня 1999, основные авторы проекта — В.Н.Лысенко и Р.Г.Абдулатипов) установлен приоритет федеральных законов перед Федеративным договором и Договорами о разграничении полномочий между РФ и ее субъектами. Тем же законом установлено, что договоры до подписания Президентом РФ должны быть рассмотрены в законодательном (представительном) органе региона и в Совете Федерации. Предписано привести ранее заключенные договоры и соглашения в соответствие с этим законом в течение трех лет со дня вступления его в силу.

Указом Президента Путина N741 от 21 июня 2001 Комиссия по подготовке договоров была упразднена с одновременным созданием Комиссии при Президенте РФ по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления под председательством заместителя Руководителя Администрации Президента РФ Д.Н.Козака.

Летом 2001 года ряд регионов выступили с инициативой расторжения договоров о разграничении полномочий, заключенных ими с федеральным центром. С 21 декабря (?) 2001 по 21 апреля 2002 подписаны 28 двустороних (трехсторонних) актов о прекращении действия договоров . Остальные 14 договоров продолжают действовать. Список 16 договоров, договоры о расторжении которых к началу мая 2002 еще не были опубликованы: — 14 двусторонних: с органами государственной власти Республики Татарстан, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Башкортостан, Республики Северная Осетия — Алания, Республики Саха (Якутия), Удмуртской Республики, Свердловской области, Калининградской области, Республики Коми, Хабаровского края, Чувашской Республики, Москвы, Брянской области, Мурманской области; — 1 трехсторонний: с органами государственной власти Иркутской области и входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа; — 1 четырехсторонний: с органами государственной власти Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов.

Подписан: Москва, 31 марта 1992 10 апреля 1992 постановлением Съезда народных депутатов РФ включен в Конституцию РФ

Состоит из трех договоров и двух протоколов: 1. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации Подписан полномочными представителями Республик Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Горный Алтай, Дагестан, Кабардино-Балкарской, Калмыкия — Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесской ССР, Республики Карелия, Коми ССР, Марийской ССР — Республики Марий Эл, Мордовской ССР, Республики Саха (Якутия), Северо-Осетинской ССР, Республики Тува, Удмуртской Республики, Републики Хакасия, Чувашской Республики — Чаваш республики, Российской Федерации.

1а. Протокол к Федеративному договору (Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации) Согласован полномочными представителями тех же сторон, что и договор (1). В нем представители республик «доводят до сведения органов власти», что «необходимо обеспечить предоставление не менее 50 процентов мест в одной из палат высшего законодательного органа РФ представителям республик в составе РФ, автономных областей и автономных округов».

2а. Протокол к Федеративному договору (Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации) Согласован полномочными представителями тех же сторон, что и договор (2), но представителями Калужской, Ленинградской областей и Санкт-Петербурга — с оговорками. Протокол относит к совместному ведению разграничение государственной собственности на территории регионов, установление общих принципов бюджетной системы и налогообложения в РФ, изменение границ краев и областей, и для сторон, подписавших протокол, делает перечень предметов совместного ведения (ст.II Договора) закрытым.

Индивидуальные договоры с субъектами РФ

1. Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» Москва, 15 февраля 1994 Вступил в силу через 7 дней после подписания Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Председатель Правительства РФ В.Черномырдин, Президент РТ М.Шаймиев, Премьер-министр РТ М.Сабиров

2. Договор Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики» Москва, 1 июля 1994 Вступил в силу с момента подписания Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Председатель Правительства РФ В.Черномырдин, Президент КБР В.Коков, Премьер-министр КБР Г.Черкесов

3. Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» Москва, 3 августа 1994 Вступил в силу с момента подписания Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Председатель Правительства РФ В.Черномырдин, Президент РБ М.Рахимов, И.о.Премьер-министра РБ Р.Бакиев

4. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Северная Осетия — Алания Москва, 23 марта 1995 Вступил в силу с момента подписания Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Председатель Правительства РФ В.Черномырдин, Президент РСОА А.Галазов, Председатель Правительства РСОА Ю.Бирагов

5. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия) Москва, 29 июня 1995 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Председатель Правительства РФ В.Черномырдин, Президент РС(Я) М.Николаев, Председатель Правительства РС(Я) Ю.Кайдышев

6. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Бурятия Москва, 29 августа 1995 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Президент РБ Л.Потапов

7. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Удмуртской Республики Москва, 17 октября 1995 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Председатель Правительства РФ В.Черномырдин, Председатель Государственного Совета УР А.Волков, Председатель Правительства УР П.Вершинин

8. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Свердловской области Москва, 12 января 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Свердловской области Э.Россель

9. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области Москва, 12 января 1996 Вступил в силу со дня опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Председатель Правительства РФ В.Черномырдин, Глава администрации Калининградской области Ю.Маточкин, Председатель Калининградской областной Думы В.Устюгов

Смотрите так же:  Штраф за разведения костра во дворе

10. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Оренбургской области Москва, 30 января 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации — Председатель Правительства Оренбургской области В.Елагин

11. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Краснодарского края Москва, 30 января 1996 Вступил в силу со дня опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Краснодарского края Е.Харитонов

12. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Коми Москва, 20 марта 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава Республики Коми Ю.Спиридонов

13. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Хабаровского края Хабаровск, 24 апреля 1996 Вступил в силу со дня опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Хабаровского края В.Ишаев

14. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Омской области Омск, 19 мая 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Омской области Л.Полежаев

15. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чувашской Республики Москва, 27 мая 1996 Вступил в силу со дня опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Президент Чувашской Республики Н.Федоров

16. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Иркутской области и входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Москва, 27 мая 1996 Вступил в силу со дня опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Иркутской области Ю.Ножиков, Глава администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа А.Батагаев

17. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Сахалинской области Москва, 29 мая 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Сахалинской области И.Фархутдинов

18. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Пермской области и органами государственной власти Коми-Пермяцкого автономного округа Москва, 31 мая 1996 Вступил в силу со дня опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Пермской области Г.Игумнов, Глава администрации Коми-Пермяцкого автономного округа Н.Полуянов

19. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Нижегородской области Москва, 8 июня 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Нижегородской области Б.Немцов

20. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ростовской области Ростов-на-Дону, 11 июня 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Ростовской области В.Чуб

21. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ленинградской области Санкт-Петербург, 13 июня 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Ленинградской области А.Беляков

22. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга Санкт-Петербург, 13 июня 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Санкт-Петербурга В.Яковлев

23. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Тверской области Москва, 13 июня 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Тверской области В.Платов, Председатель Законодательного Собрания Тверской области В.Курбатов

24. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Алтайского края Москва, Барнаул, 29 ноября 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Алтайского края Л.Коршунов

25. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Брянской области Москва, 4 июля 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Брянской области Ю.Лодкин Опубликован: Российские вести, 25 сентября 1997

26. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Вологодской области Москва, 4 июля 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Вологодской области В.Позгалев Опубликован: Российские вести, 25 сентября 1997

27. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Магаданской области Москва, 4 июля 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Магаданской области В.Цветков Опубликован: Российские вести, 26 сентября 1997

28. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Саратовской области Москва, 4 июля 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Саратовской области Д.Аяцков Опубликован: Российские вести, 3 октября 1997

29. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Челябинской области Москва, 4 июля 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Челябинской области П.Сумин Опубликован: Российские вести, 26 сентября 1997

30. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Самарской области Самара, 1 августа 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Самарской области К.Титов Опубликован: Российские вести, 25 сентября 1997

31. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ульяновской области Москва, 30 октября 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Ульяновской области Ю.Горячев Опубликован: Российские вести, 12 ноября 1997

32. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Астраханской области Москва, 30 октября 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Астраханской области А.Гужвин Опубликован: Российские вести, 16 декабря 1997

33. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ярославской области Москва, 30 октября 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Ярославской области А.Лисицын Опубликован: Российские вести, 17 декабря 1997

33. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Мурманской области Москва, 30 октября 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Мурманской области Ю.Евдокимов Опубликован: Российские вести, 25 декабря 1997

35. 30 октября 1997 подписан также договор с Кировской областью

36. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий [между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов] Красноярск, 1 ноября 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Красноярского края В.Зубов, Губернатор Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Г.Неделин, глава администрации Эвенкийского автономного округа А.Боковиков, первый заместитель Председателя Правительства РФ Б.Немцов. Опубликован: Российские вести, 27 ноября 1997

С апреля 1998 года сплошное опубликование договоров прервалось, т.к. Администрация Президента отказалась от издания газеты «Российские вести», после чего выпуск газеты был приостановлен.

37-41. 20 мая 1998 подписаны 5 договоров: с Республикой Марий Эл, Амурской, Воронежской, Ивановской и Костромской областями.

42. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы Москва, 16 июня 1998 Заключен сроком на 10 лет Вступил в силу со дня опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Мэр Москвы Ю.Лужков Опубликован: Российская газета, 23 июня 1998

ИТОГО к 29 июня 1998 подписаны 42 индивидуальных договора с 46 субъектами Федерации. ДОГОВОРЫ С ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ:

  • Хасавюртские соглашения от 31 августа 1996
  • Договор о мире и принципах взаимоотношений от 12 мая 1997
  • Проекты нового Договора на октябрь 1997ССЫЛКИ
  • Тексты договоров анонсированы и постепенно появляются на региональном сервере Центра регионального анализа и прогнозирования

    ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР от 31.03.92 «О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ ВЛАСТИ КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ, ГОРОДОВ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (вместе с ПРОТОКОЛОМ К ФЕДЕРАТИВНОМУ ДОГОВОРУ О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ ВЛАСТИ КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ, ГОРОДОВ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

    Мы, полномочные представители федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации,

    Смотрите так же:  Увольнение всвязи

    проявляя уважение к истории, традициям, культуре, языкам и национальному достоинству народов Российской Федерации,

    признавая свою ответственность за сохранение исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации и целостности ее территории,

    ставя целью достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и взаимопонимания,

    реализуя приоритет прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности, территории проживания и других обстоятельств, заботясь о его материальном благосостоянии и духовном развитии,

    стремясь к качественному обновлению федеративных отношений на основе рационального распределения полномочий и их эффективного осуществления,

    исходя из того, что в пределах своих полномочий органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации самостоятельно осуществляют эту власть на соответствующих территориях,

    руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете Российской Федерации, решениями Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации по вопросам федеративного устройства и федеративных отношений в Российской Федерации,

    договорились о нижеследующем:

    1. К ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации относятся:

    а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

    б) федеративное устройство, состав, территория Российской Федерации и ее целостность; утверждение образования новых краев, областей; утверждение изменений границ краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

    в) защита прав и свобод человека и гражданина и гражданство Российской Федерации; защита прав национальных меньшинств;

    г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных государственных органов; установление общих принципов организации системы органов представительной и исполнительной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

    д) определение основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития в Российской Федерации;

    е) федеральная государственная собственность и управление ею;

    ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

    з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

    и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

    к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации; международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

    л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

    м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство расщепляющихся материалов, ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

    н) статус, режим и защита государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

    о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно — процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; административно — процессуальное, трудовое, семейное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

    п) федеральное коллизионное право;

    р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; официальный статистический бухгалтерский учет;

    с) федеральная государственная служба;

    т) государственные награды и почетные звания Российской Федерации.

    2. Органы власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации участвуют в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

    3. Краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу гарантируется представительство в федеральных представительных органах государственной власти Российской Федерации.

    1. К совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации относятся:

    а) обеспечение соответствия уставов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Конституции и законам Российской Федерации;

    б) защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

    в) установление общих принципов территориального деления и организации местного самоуправления в краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге;

    г) установление общих принципов налогообложения в краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге;

    д) адвокатура, нотариат;

    е) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

    ж) административное, жилищное законодательство; земельное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

    з) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

    и) здравоохранение, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;

    к) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

    л) карантин, борьба с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

    м) другие полномочия, отнесенные Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации.

    2. По вопросам, указанным в части первой настоящей статьи, федеральные органы государственной власти Российской Федерации издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты.

    3. Законопроекты по предметам совместного ведения, указанным в пункте 1 настоящей статьи, направляются краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу.

    1. Все полномочия государственной власти, не отнесенные согласно статьям I и II настоящего Договора к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляются органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

    2. Края, области, города Москва и Санкт-Петербург являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами в составе Российской Федерации, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации. Координация международных и внешнеэкономических связей краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации совместно с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

    3. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируются Основами законодательства Российской Федерации и правовыми актами краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. По взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга определяется статус федеральных природных ресурсов.

    4. Введение чрезвычайного положения на территории края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации с уведомлением органов власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

    1. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации по соглашению с органами государственной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации.

    2. Органы государственной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга по соглашению с федеральными органами государственной власти Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий.

    1. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга исполняют федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации в крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    2. Юридические документы, выданные органами власти, учреждениями и должностными лицами Российской Федерации, края, области, а также республики, автономной области, автономного округа в составе Российской Федерации в пределах полномочий этих органов, учреждений и должностных лиц, признаются на всей территории Российской Федерации.

    1. Органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга не могут принимать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации, равно как и федеральные органы государственной власти Российской Федерации не могут принимать правовые акты по вопросам, отнесенным настоящим Договором к ведению краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

    2. В случае издания органами государственной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации, а также при противоречии правовых актов края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга федеральным законам, изданным по вопросам, отнесенным к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, применяются федеральные законы.

    3. Споры по вопросам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, разрешаются Конституционным Судом Российской Федерации.

    Отношения между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга строятся на основе Конституции Российской Федерации, взаимоуважения и взаимной ответственности. Споры разрешаются с обязательным использованием согласительных процедур в порядке, установленном Конституцией и законами Российской Федерации.

    Смотрите так же:  Кредитная карта стерлитамак оформить

    Установленное настоящим Договором разграничение предметов ведения и полномочий не может быть изменено в одностороннем порядке.

    Положения настоящего Договора вносятся в порядке совместной законодательной инициативы на Съезд народных депутатов Российской Федерации для их оформления в качестве раздела Конституции (Основного закона) Российской Федерации.

    31 марта 1992 г.

    Настоящий Договор подписан полномочными представителями:

    Федеральный договор о разграничении предметов ведения

    Федеративный договор не отражает интересы народов Дагестана

    Заявление представителей общественности Республики Дагестан

    13 марта 1992 г. Председатель Верховного Совета Дагестана М.-А.М.Магомедов парафировал, а 31 марта — подписал Федера­тивный Дого­вор (Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной вла­сти Российской Федерации и органами власти республик в соста­ве Российской Федерации).

    Этот Договор, практически перечеркивающий (в случае его реализа­ции) перспективы государственности Дагестана, в реаль­ности низводя­щий Дагестан до статуса заурядной российской об­ласти, был подписан за спиной общественности нашей Республики. Многие из нас наивно полага­ли, что будет широкое предваритель­ное обсуждение проекта Договора (ведь это практиковалось даже в период тоталитарного режима), что бу­дут «круглые столы», дис­куссии в средствах массовой информации. Другие считали, что перед подписанием Договора его будут обсуждать хотя бы в Вер­ховном Совете Дагестана. Ни того, ни другого не про­изошло. М.-А.М.Магомедов с энтузиазмом подписал без предварительных об­суждений и дискуссий этот Договор, за который нам должно быть стыдно как перед нашими героическими предками, так и перед будущими поколениями дагестанцев (да и само слово «дагестанец» по логике этого Договора превращается в чисто географическое понятие, в государствен­но-политическом словаре понятия «Дагестан» и «дагестанец» исчезают).

    Этот Договор противоречит и решениям самого Верховного Совета Дагестана, под которыми стоит подпись его Председателя. В частности, он противоречит даже куцему, нерешительному По­становлению Ш-го Съезда народных депутатов Дагестана о повы­шении статуса Республики. Кроме того, последняя сессия Верхов­ного Совета Дагестана в феврале 1992 г. отвергла проект Соглаше­ния о разграничении полномочий между федеральным Центром и субъектами федерации. А уже через две недели Председатель Верховного Совета подписывает фактически то же самое Согла­шение (отвергнутое Верховным Советом), но только под другим на­званием и преподнесенное «под другим соусом». Достаточно прочитать подзаголовок Федеративного Договора — «Договор о раз­граничении предме­тов ведения и полномочий между федераль­ными органами государствен­ной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Российской Федерации», чтобы убедиться в этом, даже слово «республика» в Договоре пи­шется с маленькой буквы в то время как «Федерация» — с боль­шой. Это не просто орфографический нюанс, это вполне соответ­ствует тому статусу, который отводится в договоре Рес­публикам.

    Что нас не устраивает в этом Договоре?

    Первое. Федератив­ный до­говор не может заключаться между Центром и Республи­ками. Такой Договор должны заключать сами Республики между собой. Т. е., Центр должен создаваться, формироваться Республи­ками, а не быть самостоя­тельной и даже главенствующей (как в нашем случае) стороной в Догово­ре.

    Второе. Парадоксально, но факт. В Федеративном Договоре Российс­кой Федерации не участвует сама Россия. Среди респуб­лик, подписав­ших Федеративный Договор, нет Российской (или Русской) Республики. Если же имеется в виду, что вместо Русской Республики в Договоре представлен Центр, то это не Федерация, а обыкновенное унитарное госу­дарство. К чему тогда игра в Феде­ративный Договор? Ведь сам термин «федерация» здесь лишается своего смысла.

    Третье. Если внимательно прочитать ст. 1 Федеративного До­говора (предметы ведения федеральных органов государственной власти Россий­ской Федерации) и ст. 2 (предметы совместного ве­дения федеральных органов и органов государственной власти республик), то становится ясно, что в самостоятельном ведении Республик фактически ничего не остается. Т. е., поставив подпись под этим Договором, М.-А.М.Магомедов фактически подал в от­ставку, сложив свои полномочия в пользу Б.Н.Ельцина и Р.И.Хасбулатова, теперь они руководят Дагестаном и фор­мально и по существу.

    Не надо пугать и пугаться, что, якобы, будет «война законов», если расширить полномочия Республик, как иные это изображают. Как будто трудно спокойно разграничить функции.

    Четвертое. В Договоре не предусмотрено, что законы РФ под­лежат ратификации высшими органами власти Республик.

    Пятое. В Договоре не предусмотрено право его денонсирова­ния, не отражена процедура выхода из Российской Федерации, нет и самого пра­ва на выход. Т. е., если даже этот, куцый и не­равноправный, Договор бу­дет нарушаться Россией, если будут по­стоянно ущемляться интересы Дагестана, мы не имеем права рас­торгнуть Договор, не имеем права на цивилизованный выход из Федерации. Право выхода не есть немедлен­ный выход из Феде­рации. Право выхода — это дело принципа, это форма уважения государственного статуса Республик!

    Шестое. Даже вопросы установления общих принципов орга­низации местного самоуправления, принятия административного, трудового, се­мейного, земельного, жилищного и т.д. законодатель­ства не могут, со­гласно Договору, решаться Дагестаном самостоя­тельно. Т.е., за Центром сохраняется право вмешательства в наши сугубо внутренние дела, в т.ч. в нашу экономическую политику, в вопросы национально-государственного и административно-терри­ториального устройства Дагестана, в вопросы языка, культуры, национального быта, семьи, которые нужно решать со­гласно на­шим обычаям и исторически сложившимся представлениям.

    Разумеется, есть вопросы, которые Республикам сложно ре­шать самим и выгодно делегировать федеральным органам. Но перечень этих вопросов и полномочий должны каждый раз опре­делять сами Республи­ки, а не Центр. Республики должны также иметь возможность при необ­ходимости отзыва отдельных ранее делегированных полномочий.

    Седьмое. В Договоре не предусмотрено собственное граждан­ство республик. Какая же мы республика, если у нас не будет своих Граж­дан?!

    Восьмое. Не отражены в Договоре условия нахождения воо­ружен­ных сил России на территории Республик, не предусмот­рено их подчинение Законам Республик, на территории которых они находятся.

    Девятое. В Договоре нет запрета на применение Центром си­лы в от­ношении кого бы то ни было (например, против Татарстана или Чечни) без согласия всех Республик, входящих в РФ.

    Десятое. Центр в Договоре не гарантирует поддержку усилий Рес­публик по защите прав своих соотечественников в других ре­гионах РФ и в других государствах, в т.ч. СНГ, например, прав дагестанцев в Азербай­джане, Казахстане, Грузии, на Ставрополье и т.д.

    Одиннадцатое. Республики, согласно Договору, не могут стать пол­ноправными субъектами международного права, не могут даже самостоя­тельно вступить в СНГ.

    С учетом всего этого, мы, представители общественности Да­гестана, выражаем свое неприятие и непризнание Федеративного договора, выра­жаем протест в связи с закулисным его подписани­ем и обращаемся к народам Дагестана с призывом объединить усилия за сохранение Дагестана и обес­печение достойного статуса нашей Республики.

    Призываем потребовать от Верховного Совета Дагестана де­завуиро­вания подписи М.-А.М.Магомедова и признания Федера­тивного Договора недействительным для Республики Дагестан.

    Данное заявление является открытым. К нему могут присое­динить­ся общественные организации, коллективы и граждане, ко­торым небез­различна судьба Дагестана.

    Высшее руководство Дагестана старательно демонстрирует свою ло­яльность и преданность российскому вождю (что, однако, оно не очень спешило делать 19-20 августа 1991 г.) и при этом за­бывает, что оно от­ветственно прежде всего перед народами Дагес­тана, а не перед лидерами России. У каждого народа в Дагестане есть свои проблемы. Мы восприни­маем эти проблемы как общеда­гестанские. Народы Дагестана не давали никому полномочий под­писывать Федеративный Договор.

    Али Алиев, сопредседатель Лакского народного движения.

    Аркадий Ганиев, редактор газеты «Маджлис».

    Нурислам Джидалаев, доктор филологических наук.

    Деньга Халидов, зам. председателя парламента КГНК.

    Источник : Маджлис. 1992, апрель. N 3.

    Другие публикации:

    • Выплата пособия на погребение военного пенсионера Финансово-экономическая деятельность Предоставление государственных гарантий по погребению ветеранов, проходивших службу в Вооруженных Силах. В Российской Федерации государственные гарантии по погребению граждан, погибших (умерших) и захороненных на […]
    • Школа 3 в удо Электронное образование в Республике Татарстан Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа №3» Ново-Савиновского района г. Казани Визитная карточка ВНИМАНИЕ! Государственное бюджетное учреждение […]
    • Судимость условия погашения и снятия судимости Погашение судимости Согласно смыслу уголовного закона судимость является правовым последствием наказания за совершенное преступление, имеет строгие временные рамки, возникает со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу, действует во время […]
    • Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения рб Административная ответственность за нарушение Правил дорожного движения Условные обозначения: — предупреждение — возможно лишение права управления ТС — лишение права управления ТС — возможен административный арест В редакции Кодекса Республики […]
    • Росприроднадзор приказ 479 от 01082019 Приказом добавлено 571 новых объектов в ГРОРО: 12 объектов Алтайский край4 объекта Амурская область6 объектов Архангельская область5 объектов Астраханская область2 объекта Белгородская область2 объекта Брянская область2 объекта Владимирская область17 […]
    • Приказ о зачислении учащихся в учреждение дополнительного образования Приказ о зачислении учащихся в учреждение дополнительного образования Унифицированная форма № Т-1Утверждена Постановлением Госкомстата Россииот 05.01.2004 № 1Форма по ОКУД МБУ ДО АР «Детская школа искусств г. Аксая» Приказ № 27от 27.06.2017 года 1.Зачислить […]
  • Вам также может понравиться