Доплата сотрудникам за стаж

Содержание:

Сколько платить сотрудникам?

Менеджеры прилагают немало усилий, чтобы сделать рабочие места своих предприятий более привлекательными. Стало недостаточным «просто платить» сотрудникам. Если человек работает в организации только за деньги, его может «перекупить» конкурент. А это уже способно нанести компании немалый урон. Поэтому перед работодателями остро стоит вопрос мотивации персонала.

Условно можно выделить четыре группы факторов мотивации. Во-первых, это компенсационный план — вся совокупность прямых (материальных!) благ, которые работодатель представляет наемному работнику в обмен на добросовестный труд, время, используемые компетенции и прочее. Сюда относится зарплата, премии, бонусы, доплаты «за выслугу лет» и т. п. Во-вторых, это комфортные условия труда. В-третьих, возможности для самореализации, занятия любимым делом, личностного и профессионального роста. Здесь речь идет об инвестициях компании в персонал , то есть материальных и других вложениях в развитие компетенций и лояльности сотрудников. И, наконец, в-четвертых, грамотное поведение менеджмента всех звеньев, способствующее воодушевлению персонала, добросовестности, сознательной и продуктивной работе в интересах фирмы.

Психологические факторы мотивации труда – излюбленная тема авторов учебников и монографий по общему и кадровому менеджменту. Но, как показывает практика, для отечественных работодателей главным вопросом остается все тот же: «Сколько нужно платить людям?». В нашей классификации это – компенсационный план, первая группа факторов. Поскольку тема в целом слишком объемна для небольшой статьи, этой группой мы и ограничимся.

При составлении компенсационного плана обычно возникают следующие вопросы:
В какой пропорции должны соотноситься постоянная и переменная части оплаты труда?
Следует ли выплачивать надбавки за стаж работы на данном предприятии?
Как часто стоит платить премиальные: раз в месяц, в квартал, в полугодие или год?
Нужно ли назначать бонусы по результатам работы фирмы?
Выплачивать ли заработную плату полностью в денежной форме или часть ее предоставлять в виде товаров и услуг как социальный пакет?

Понятная система оплаты

В стремлении согласовать интересы фирмы и наемных работников следует придерживаться принципа максимальной простоты и прозрачности. Это означает, что персонал компании должен хорошо представлять себе систему оплаты труда, знать, какие действия и результаты поощряются, а какие – наоборот. Премия должна рассчитываться, исходя из простых формул, содержащих не более двух-трех коэффициентов. Попытки охватить в системе оплаты все значимые стороны поведения сотрудников обычно приводят к тому, что появляются сложные формулы, которые трудно рассчитать, а уж понять – тем более. Такие модели не стимулируют, а скорее, дезориентируют работников.

Итак, сначала нужно выделить несколько категорий должностей (три-пять вполне достаточно), явно различающихся по ценности для предприятия, целям и результатам труда. А затем для каждой из них сформировать свой компенсационный план, мотивирующий на деятельность в интересах компании.

Такие категории можно выделить на следующих основаниях:

Цели должности: процесс или результат? Р абота представителей инфраструктурного сегмента предприятия (бухгалтеров, секретарей, офис-менеджеров и т. д.) не выражается в измеримых результатах. От сотрудников же, например, отдела продаж требуется результат в виде выполнения плана . Понятно, что в первом случае целесообразно в составе компенсационного пакета предлагать сравнительно большую долю должностного оклада и сравнительно меньшую – премии, а во втором – наоборот.

Зависимость результата от работника. Сравним двух менеджеров по продажам. Первый должен самостоятельно заниматься поиском покупателей, второй же нет, поскольку поток клиентов обеспечивает реклама. От первого требуется инициатива, активность, психологические качества продавца. От второго – элементарная этика общения с клиентом. Понятно, что первого можно стимулировать оплатой за объемы продаж, а на результатах второго такая мотивация вряд ли скажется.

Индивидуальный или групповой результат. Если речь идет о командной работе подразделения, то компенсационный пакет в своей премиальной части должен отражать общий результат. В случае, когда каждый достигает результата независимо от других, премиальная часть должна быть индивидуальной. Однако это может привести к конфликтам. Например, при индивидуальной системе премирования менеджеры по продажам нередко начинают соперничать между собой, пытаются «перехватить» друг у друга клиентов, что в конечном итоге идет не на пользу компании.

Доплата за стаж и бонусы

О текучести кадров принято говорить как о негативном явлении. В действительности это далеко не всегда так. Бывает, что кадровая политика предприятия состоит как раз в том, чтобы стимулировать высокую текучесть, обеспечивать сохранение на работе лучших и уход несостоятельных работников. В отдельных случаях такой подход экономически оправдывается.

Тем не менее, если предприятие заинтересовано в том, чтобы сотрудники оставались на своих рабочих местах, стоит предусмотреть соответствующие механизмы в компенсационном плане. Речь идет о доплатах за стаж, а также о бонусах.

Одним из главных мотиваторов, стимулирующих эффективный труд и привязанность к рабочему месту, как уже отмечалось, являются предоставляемые работодателем возможности для карьеры, личностного и профессионального роста. Современный амбициозный человек (не важно, мужчина или женщина), каждые три-пять лет испытывает потребность в продвижении «наверх». К сожалению, современный российский бизнес устроен так, что далеко не каждое предприятие способно выстроить для своих работников привлекательную карьерную лестницу. В результате мы все чаще наблюдаем на рынке труда смену работы по причине отсутствия перспектив на прежнем месте.

Доплата за стаж работы в компании способна частично решить эту проблему. Особенно если она сопровождается изменением названия должности, например «менеджер», «старший менеджер», «ведущий менеджер» и т. п. Если человек знает, что при успешной работе он раз в два-три года получит такое повышение, то стремление к перемене мест снижается.

Чт о касается бонусов, то они служат очень приятным, надолго запоминающимся «сигналом» работодателя, показывающим, насколько он ценит своих работников. Как ни странно, бонусная система может и не привести к существенному росту затрат на персонал. В разных аудиториях мы проводили следующий эксперимент: предлагали участникам на выбор два компенсационных плана. Первый предполагал стабильную, немного выше средней по рынку, ежемесячную оплату труда. Второй содержал такую же стабильную оплату, но на 15 процентов ниже первой, зато один раз в год сотрудник получал бонус в размере всей «недоплаченной» по сравнению с первым планом суммы. Понятно, что суммарная оплата труда за год в обоих случаях одинакова. Только во втором варианте ее часть выплачивалась не с разбивкой по месяцам, а единовременно. Нетрудно подсчитать, что такой бонус составил сумму почти в два раза большую месячной зарплаты. Как правило, свыше половины участников опроса предпочитают второй вариант, объясняя его так: «мне лично трудно накопить деньги, а здесь за меня это делает фирма». При этом женщины обычно склоняются ко второй модели, а мужчины – к первой.

Крупные бонусы выступают двумя мотивирующими факторами одновременно: «привязывают» работника к компании, по крайней мере, на год и надолго воодушевляют воспоминаниями о полученной крупной сумме, потраченной на дорогую покупку или, например, путешествие.

Социальный пакет или денежные выплаты?

Социальный пакет как набор услуг имеет смысл там, где предприятию выгодно, чтобы сотрудники ими пользовались. Допустим, если офис фирмы неудобно расположен, лучше забирать сотрудников от метро собственным автобусом. Это предотвратит опоздания на работу и частично снимет усталость от дороги.

Вот пример, на наш взгляд, грамотного использования социального пакета. На одном из строительных предприятий до 60 процентов персонала составляют женщины рабочих специальностей, имеющие детей школьного возраста. В 2004 году руководство организовало социальный проект «Дети – наше будущее». Для всех детей персонала от шести до 17 лет была создана программа мероприятий, включающая спортивные праздники, кружки и секции, походы, летние выезды за город и т. п. Затраты предприятия на этот проект составили около 1 миллиона рублей. В результате резко сократилась текучесть кадров (при этом уровень оплаты труда сохранился). Понятно, что любая мать более высокой зарплате предпочтет спокойствие и уверенность в том, что ребенок под присмотром и занят полезным делом. Одновременно предприятие получило широкую известность в городе и области как «хороший работодатель». Проект до сих пор успешно продолжается.

Ту же сумму можно было бы потратить на прибавку к заработной плате работников. Простые расчеты показывают, что у каждого сотрудника она повысилась бы менее чем на 100 рублей в месяц. Эти деньги, безусловно, растворились бы в семейном бюджете и через короткое время забылись.

У социального пакета есть один «подводный камень»: если деньги нужны всем, то услуги, как правило, вызывают у сотрудников неоднозначное отношение. В примере с автобусом компания создает льготу для работников, живущих относительно далеко и ездящих общественным транспортом. А как быть с теми, кто живет по соседству или ездит на работу на собственном автомобиле? Они могут предъявить свои права на компенсацию. В примере с детской программой «обиженными» могут посчитать себя сотрудники, не имеющие детей школьного возраста.

Здесь целесообразно вспомнить, что социальный пакет – не благотворительность, а способ решения определенных проблем, как сотрудников, так и предприятия. Поэтому не стоит слишком заботиться о том, чтобы «осчастливить» всех без исключения: недовольные останутся всегда. Если же предложить персоналу заменить услуги денежными выплатами, скорее всего, этим воспользуется и те, кому услуги нужны. В результате важные для предприятия проблемы останутся нерешёнными, просто все сотрудники получат доплату, при этом не очень понятно, за что.

« Система мотивации должна быть прозрачна…»

Маргарита Вязникова, ведущий специалист по развитию персонала ФГУП «Атомэнергопроект»

В нашей компании действует система материальной и нематериальной мотивации. Первая из них представлена в виде окладно-премиальной системы оплаты труда и надбавок.

При оплате и оценке работы персонала мы руководствуемся следующими принципами:
ориентация на достижение конечного результата;
сочетание коллективного и личного интереса;
оплата в зависимости от количества и сложности труда;
конфиденциальность заработной платы работников;
нижняя граница заработной платы установливается на уровне прожиточного минимума;
оценка труда сотрудников структурных подразделений производится руководителем данного подразделения. Их, в свою очередь, оценивает генеральный директор.

Смотрите так же:  Порядок оплаты налога за патент

Также у нас предусмотрено ежемесячное и ежегодное премирование за выполнение производственных заданий. Премии начисляются в процентах к должностному окладу (до 75 процентов) за фактически отработанное время.

Кроме того, в компании введены следующие виды надбавок и доплат: за руководство другими сотрудниками, за совмещение профессий и должностей, за расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, за наставничество.

Нематериальная мотивация предоставлена в виде различных социальных льгот: дотация на питание, медицинское страхование, дополнительное пенсионное обеспечение. Своим сотрудникам мы предоставляем дополнительные отпуска, материальную помощь, единовременные пособия в связи с уходом на пенсию, бесплатное посещение бассейна, частично оплачиваем санаторно-курортное лечение, организуем отдых в детских оздоровительных учреждениях

Несмотря на все вышеперечисленное, такая система оплаты труда на сегодняшний день имеет ряд минусов. В частности она устарела и непрозрачна для работников. В связи с этим в сейчас проводятся мероприятия по ее пересмотру и доработке.

Как показывает современная российская практика, отдельные виды мотивации не работают. Например, классическая схема «зарплата + премия». Персонал настолько привыкает к дополнительным выплатам, что начинает воспринимать их как само собой разумеющееся. Аналогичная ситуация с социальными пакетами. Нематериальные методы стимулирования также зачастую не приводят к должным результатам. Эффект дипломов и грамот, устных поощрений руководства, мероприятий, направленных на формирование «командного духа», существенно нивелируется растущим в обществе цинизмом.

Основываясь на собственном опыте, я считаю, что дополнительные выплаты (премии, бонусы) необходимо устанавливать только, если работник достиг бизнес-результата, необходимого компании. Чтобы учитывать индивидуальные особенности сотрудников и придать гибкость и управляемость системе материальной мотивации, базовый оклад может предусматривать надбавки. Допустим, за стаж, за совместительство и совмещение профессий, за знание и использование в работе иностранного языка, за руководство другими сотрудниками, не входящее в прямые обязанности, за общую эффективность в работе и т. п. Но самое главное – система мотивации должна быть абсолютно прозрачна и понятна сотрудникам. К тому же она должна постоянно реагировать на изменения внутренней и внешней ситуации предприятия.

Какая надбавка за выслугу лет полагается бюджетникам в 2018 году?

К числу стимулирующих выплат, не зависящих от эффективности работы специалистов, относится надбавка за выслугу лет. Она полагается за стаж занятости в конкретной сфере деятельности государственным служащим, бюджетникам (учителя, медработники), военным, представителям муниципальной власти. Это способ материальной мотивации персонала, снижающий текучку кадров и поощряющий профессиональный рост.

Что такое надбавки за стаж?

Надбавками называются доплаты, исчисляемые в процентах от основного оклада, устанавливаемые для работников, которые трудились в конкретной сфере установленное количество лет. Их введение призвано повысить заинтересованность специалистов в профессиональном развитии, свести к минимуму текучку кадров.

Согласно нормам действующего законодательства, на надбавки вправе рассчитывать представители следующих профессий:

  • военные;
  • сотрудники ОВД;
  • летчики и космонавты;
  • работники сфер образования и здравоохранения;
  • госслужащие и т.д.

Если обязанность делать доплаты за стаж для конкретной сферы деятельности не предписана законодательно, компании вправе предусмотреть ее своими локальными актами. Это станет способом дополнительной материальной мотивации персонала.

От чего зависит размер доплаты

Надбавка за выслугу лет, причитающаяся конкретному специалисту, рассчитывается в процентах от оклада. Ее величина зависит от следующих факторов:

  • стажа работы гражданина в конкретной сфере;
  • динамики его дохода за предыдущие годы;
  • сферы занятости (военная служба, образование, здравоохранение, государственная власть и т.д.);
  • политики работодателя и содержания положения о поощрении или коллективного договора, действующего в организации;
  • наличия дополнительных районных коэффициентов и т.д.

Например, размеры надбавок для государственных служащих указываются в ст. 50 73-ФЗ, принятого в 2004 году. В ней указано, что к окладу специалистов прибавляется:

  • 10% – если стаж труда составляет 1-5 лет;
  • 15% – если специалист трудится не более 10-ти лет;
  • 20% – если стаж варьируется в интервале 10-15 лет;
  • 30% – если госслужащий не покидает структуру 15-ть лет и более.

Указанный минимальный порог обязателен к соблюдению всеми без исключения госструктурами-нанимателями. Они вправе повысить его положениями внутренних актов для дополнительной мотивации персонала.

Порядок исчисления доплат

Для расчета суммы надбавки за выслугу лет нужно умножить оклад, закрепленный за специалистом, на процент, обозначенный действующим законодательством или внутренними актами предприятия. Полученная величина прибавляется к заработной плате и выдается работнику «на руки» за минусом подоходного налога (13%). Наниматель обязательно начисляет и уплачивает с нее страховые взносы.

Надбавки за выслугу не исключают других бонусов к зарплате, например:

  • за особые условия гражданской службы;
  • северные или районные коэффициенты;
  • доплаты за работу со сведениями, являющимися государственной тайной;
  • премии;
  • денежные поощрения;
  • материальная помощь и т.д.

Как исчисляются надбавки военнослужащим?

Принцип исчисления доплат для военных аналогичен тому, что действует для лиц на гражданской службе. Шкала процентов, на основании которой рассчитываются надбавки, дана в 306-ФЗ, действующем с 2011 года. Во второй статье нормативного акта указаны следующие пороговые значения выслуги лет:

  • более 2-х, но менее 5-ти – 10%;
  • до 10-ти – 15%;
  • до 15-ти – 20% и т.д.

Максимально военнослужащий может получать надбавку за выслугу лет в размере 40% от должностного оклада. Это значение устанавливается после 25-ти-летней службы и не меняется с годами.

Положенные военному надбавки не лишают его права получать иные выплаты, предусмотренные 306-ФЗ, в частности:

  • перечисления за особый характер службы;
  • доплаты за квалификацию;
  • денежные поощрения за исполнение задач, означающих риск для жизни;
  • надбавки за работу с гостайной и т.д.

Надбавки по выслуге – признанный инструмент денежной мотивации специалистов. Он регулируется федеральными законами, подзаконными актами и внутренними положениями фирм-нанимателей. Сегодня такого рода доплаты встречаются и в государственных учреждениях, и на частных предприятиях.

Как рассчитывается доплата за стаж работы?

Доплата за стаж работы осуществляется специалистам разных профессий, причем устанавливаться она может как законодательными актами, так и внутренними документами организации. Основные моменты, касающиеся доп. выплат за стаж вообще и адресованных работникам конкретных сфер в частности, рассмотрим подробно в нашей статье.

Что такое надбавка за стаж работы на предприятии?

Доплатой за стаж работы называют специальную стимулирующую выплату, которая увеличивает зарплату некоторых категорий работников. Законодательно подобная надбавка предусмотрена:

  • для бюджетников и госслужащих;
  • сотрудников ОВД;
  • военнослужащих и некоторых других категорий трудящихся.

На законодательном уровне вопрос дополнительного стимулирования сотрудников за стаж установлен, к примеру:

  • законом «О соцгарантиях сотрудникам ОВД РФ…» от 19.07.2011 № 247-ФЗ (ст. 7, 8);
  • законом «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (п. 2 ст. 54);
  • приказом министра обороны от 30.12.2011 № 2700;
  • постановлением Правительства РФ «О порядке и условиях выплаты…» от 08.07.1993 № 638.

Кроме того, порядок и условия получения доплат за непрерывный стаж работы может определяться локальной документацией предприятий.

Согласно вышеназванным нормативным актам и другим законодательным документам по той же тематике, размер доплат за выслугу определяется в процентном соотношении к окладу с учетом продолжительности трудовой деятельности. Размер выплат такого рода составляет, как правило, 5–40% (некоторым специалистам и больше) окладной части оплаты труда.

Как рассчитывается надбавка за выслугу лет госслужащим и бюджетным работникам

Размер надбавки за стаж работы гражданским госслужащим определен п. 5 ст. 50 закона «О государственной гражданской службе…» от 27.07.2004 № 73-ФЗ и составляет:

  • при стаже от 1 до 5 лет — 10% оклада;
  • от 5 до 10 лет — 15%;
  • от 10 до 15 лет — 20%;
  • от 15 лет — 30%.

При этом для подсчета стажа трудовой деятельности на государственных гражданских должностях, в соответствии с п. 1 ст. 54 закона № 73-ФЗ, засчитывается работа на должностях:

  • гражданской службы, воинских и федеральной госслужбы;
  • государственных (в соответствии с указом Президента РФ от 31.12.1995 № 32);
  • муниципальных;
  • других, если это закреплено в федеральном законодательстве.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 54 закона № 73-ФЗ, для целей установления гражданским госслужащим дополнительной оплаты за продолжительность работы в стаж трудовой деятельности помимо указанных в п. 1 статьи случаев засчитываются периоды замещения должностей, перечисленных в указе Президента РФ от 19.11.2007 № 1532.

Порядок установления и выплаты добавочных сумм в связи с длительностью трудовой деятельности определены также указом Президента РФ № 1532 с учетом пояснений, данных Федеральной налоговой службой в письме от 26.07.2011 № 4-3-22/[email protected]

Что касается бюджетников вообще, то это большая группа работников, многим из которых положены доплаты за продолжительность трудовой деятельности. Конкретные условия назначения подобных выплат и их размеры устанавливаются законодательными актами, регулирующими работу определенного ведомства. К примеру, постановление Правительства РФ «О порядке исчисления стажа…» от 23.01.2003 № 43 устанавливает положения о доп. выплате за стаж сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы, таможни, противопожарной службы и налоговой полиции.

Как рассчитать надбавку за выслугу лет в МВД

Суммы доплаты за продолжительность службы сотрудникам органов внутренних дел определяются п. 7 ст. 2 закона № 247-ФЗ и составляют:

  • при стаже от 2 до 5 лет — 10% окладной части;
  • от 5 до 10 лет — 15%;
  • от 10 до 15 лет — 20%;
  • от 15 до 20 лет — 25%;
  • от 20 до 25 лет — 30%;
  • свыше 25 лет — 40%.

Стаж работы для расчета указанной доплаты высчитывается по нормам постановления Правительства РФ «О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслуги лет) сотрудникам ОВД РФ» от 27.12.2011 № 1158. Согласно п. 2 правил, утвержденных этим постановлением, в стаж зачисляется работа на различных должностях:

  • служебная деятельность в войсках нац. гвардии, милиции, полиции, ОВД;
  • период испытательного срока (стажировки) на соответствующих должностях в ОВД;
  • служба в налоговой полиции и т. п.

Кроме того, в документе изложены особенности расчета выслуги для сотрудников ОВД на момент принятия в состав РФ Республики Крым.

В каких размерах начисляется доплата за стаж военным?

Доплаты за выслугу лет военнослужащим установлены законом «О денежном довольствии военнослужащих…» от 07.11.2011 № 306-ФЗ и приказом министра обороны от 30.12.2011 № 2700. Размер этих выплат определен ч. 13 ст. 2 закона № 306-ФЗ и п. 40 приказа № 2700.

Ежемесячная надбавка за стаж военнослужащим-контрактникам составляет:

  • при выслуге 2–5 лет — 10% оклада;
  • 5–10 лет — 15%;
  • 10–15 лет — 20%;
  • 15–20 лет — 25%;
  • 20–25 лет — 30%;
  • более 25 лет — 40%.
Смотрите так же:  Налоговый вычет 17

Выплачивается надбавка с момента достижения военнослужащим выслуги, позволяющей получать доплату к окладу, по день увольнения с военной службы (даты издания приказа об исключении из списков личного состава).

Исчисление периодов службы, дающих право на доп. выплату за стаж, производится в соответствии с нормами закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет» от 21.12.2011 № 1074. В п. 2 вышеуказанных правил определен перечень периодов, засчитываемых в стаж, дающий права на доп. выплату. Данный перечень состоит из 19 пунктов, описывающих различные варианты замещения должностей на военной службе. Кроме того, правила определяют порядок зачисления в стаж периодов службы на льготных условиях (пп. 3–9).

Стажевые надбавки за непрерывную работу пенсионерам

Среди населения бытует мнение, что существуют доплаты к пенсии за непрерывный трудовой стаж. Ранее существовавшее законодательство 1990-х годов действительно предусматривало такие преференции пенсионерам, однако действующие в настоящее время нормативные акты федерального уровня их не предусматривают.

Ныне действующее законодательство содержит понятие «страховой стаж» — стаж, который дает право на получение пенсионной выплаты по старости. Чем больше страховой стаж, тем выше коэффициент доплаты.

Между тем законодательство некоторых регионов может предусматривать доплаты пенсионерам как раз за длительность работы. Так, к примеру, законом Республики Алтай «О доплате к пенсии в Республике Алтай» от 01.11.2001 № 25-28 установлены надбавки за продолжительность трудовой деятельности мужчинам, стаж которых составляет 50 лет или более, и женщинам, имеющим стаж от 45 лет. Сведения о доплатах за стаж в других регионах можно узнать в органах соцзащиты по месту проживания.

Как считается надбавка к заработной плате за допуск к государственной тайне

Надбавка за допуск к государственной тайне регулируется нормами действующего законодательства, в частности:

  • законом РФ «О гостайне» от 21.07.1993 № 5485-1;
  • постановлением Правительства РФ «О предоставлении соцгарантий гражданам, допущенным к гостайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите гостайны» от 18.09.2006 № 573.

Размер доплат за собственно допуск к сведениям, составляющим гостайну, не зависит ни от длительности трудовой деятельности, ни от продолжительности допуска к таким сведениям. Процент надбавок рассчитывается исходя из состава информации, с которой имеет право знакомиться специалист, и степени ее секретности. Правила выплаты ежемесячных надбавок, утвержденные постановлением № 573, устанавливают доплаты за стаж работы в структурных подразделениях по защите гостайны (п. 3 правил).

Размер указанных доп. выплат, в зависимости от стажа работ в отделах по защите гостайны, составляет:

  • при стаже от 1 до 5 лет — 10%;
  • от 5 до 10 лет — 15%;
  • от 10 лет — 20%.

При этом в стаж работы при расчете данных выплат засчитываются периоды трудовой деятельности во всех структурных подразделениях, занимающихся защитой гостайны, в том числе органов государственной и муниципальной власти или организаций.

Таким образом, доплата за стаж рассчитывается с учетом условий, установленных законами и локальными актами. Для каждой конкретной организации порядок расчета будет различен.

Надбавки и доплаты: порядок применения

На законодательном уровне порядок применения доплат и надбавок к заработной плате работника регулируется гл. 21 ТК РФ. Однако вопросы о доплатах и надбавках возникают на практике довольно часто. В основном они связаны с тем, что одни из этих выплат являются обязательными, а другие могут устанавливаться на усмотрение работодателя.

Доплаты и надбавки — дополнительные выплаты сотрудникам, которые начисляются им помимо заработной платы и включаются в систему оплаты труда.

Под надбавками, как правило, понимают выплаты стимулирующего характера, которые начисляются за конкретные заслуги или характеристики работника. Назначение таких надбавок — вознаградить сотрудников за высокие профессиональные качества, вызвать у них желание совершенствоваться и дальше.

Тем не менее существуют надбавки, которые не вписываются в указанное определение и носят скорее компенсационный характер. Они призваны сократить текучесть кадров на работах с особыми условиями труда.

Надбавки, как правило, не связаны с возложением на работника дополнительных обязанностей, помимо тех, что предусмотрены трудовым договором.

На законодательном уровне порядок применения доплат и надбавок к заработной плате работника регулируется гл. 21 ТК РФ. Однако вопросы о доплатах и надбавках возникают на практике довольно часто. В основном они связаны с тем, что одни из этих выплат являются обязательными, а другие могут устанавливаться на усмотрение работодателя.

Например, стимулирующие надбавки могут выплачиваться за выслугу лет (стаж работы), за классность водителям, за профессиональное мастерство, за ученую степень или звание, за продолжительность непрерывной работы и т. п.

Примером компенсационной надбавки может быть надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 315–317 ТК РФ), а также надбавка за вахтовый метод работы (ст. 302 ТК РФ).

Доплата — это обычно выплата компенсационного характера. Ее начисляют за повышенную интенсивность труда или работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.

Например, доплата устанавливается за работу в выходные и праздничные дни (ст. 149, 153 ТК РФ), за работу в ночное время (ст. 154 ТК РФ), за работу в тяжелых, вредных, опасных условиях труда (ст. 147 ТК РФ).

ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ

Не все надбавки и доплаты обладают одинаковым статусом. Некоторые из них должны выплачиваться обязательно, причем в строго установленном законом размере.

Но есть и такие, которые организация вправе вводить самостоятельно и определять их размер на свое усмотрение.

Обязательны, как правило, надбавки и доплаты, которые связаны с особыми условиями труда, неблагоприятными факторами производства.

Согласно ст. 135 ТК РФ стимулирующие выплаты — премии, доплаты и надбавки, не установленные на законодательном уровне, работодатель может устанавливать самостоятельно с учетом мнения представительного органа работников (при его наличии).

Например, стимулирующие надбавки в процентах от установленного оклада могут быть закреплены как в локальных актах организации (например, в положении о материальном и моральном поощрении), так и в коллективном договоре.

Кроме того, надбавки и доплаты, действующие в компании, должны найти отражение в тексте трудового договора с работником, поскольку размер зарплаты (в том числе размер надбавок, доплат, премий) является обязательным условием трудового договора (абзац 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ) — хотя бы в виде отсылочного условия.

Таким образом, порядок и условия выплаты надбавок, размер которых установлен в процентах от месячного оклада (месячной тарифной ставки), должны быть зафиксированы вышеперечисленными документами.

Как правило, размер надбавки, установленной в процентах от оклада, изменяется в случае изменения месячного оклада (месячной тарифной ставки).

Выплата надбавок и доплат не приостанавливается на время очередного отпуска, командировки и в других случаях, когда за работником сохраняется средний заработок.

ДОПЛАТЫ И НАДБАВКИ ПРИ СУММИРОВАННОМ УЧЕТЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

Суммированный учет рабочего времени — фактически специальный режим рабочего времени и времени отдыха, основанный на графиках сменности. При этом учет рабочего времени в отличие от нормального допускает отклонение продолжительности рабочего времени в сутки и в течение недели от той, что установлена для данной категории работников. То есть выполнение нормы труда обеспечивается не за неделю, а за более длительный период (месяц, квартал, год).

Введение суммированного учета в организации предполагает установление:

• продолжительности учетного периода (месяц, квартал, год);

• нормы рабочих часов за учетный период;

Определение нормы рабочего времени осуществляется на основании производственного календаря (или производственного табеля-календаря).

Рассмотрим алгоритм начисления надбавки при суммированном учете рабочего времени на конкретном примере.

Пример

Сотруднику организации установлен месячный оклад в размере 20 000 руб. и надбавка за стаж работы 5 % от оклада при суммированном учете рабочего времени. Учетным периодом является квартал. Допустим, за квартал сотрудником отработано 460 ч при норме по производственному календарю 447 ч за учетный период (квартал).

Количество сверхурочных часов составит:

Иными словами, переработка за квартал определяется разницей между фактически отработанным временем и нормой рабочего времени за учетный период.

Определим среднечасовую тарифную ставку путем деления суммы окладов с учетом процентной надбавки за все месяцы квартала на нормальное количество рабочих часов в этом учетном периоде:

((20 000 + 20 000 × 5 %) × 3) / 447 ч = 140 руб. 93 коп.

Сверхурочная работа (с учетом соответствующей доплаты) должна оплачиваться за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере часовой тарифной ставки, за последующие часы — не менее чем в двойном (ст. 152 ТК РФ). Конкретные размеры доплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.

Доплата (за сверхурочные или переработку) рассчитывается следующим образом:

140,93 руб. × 2 ч × 1,5 + 140,93 руб. × 11 ч Ч 2 = 422,79 руб. + 3 100,46 руб. = 3 523 руб. 25 коп.

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

В ст. 135 ТК РФ сказано, что система заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов и различного вида выплат устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организации, трудовыми договорами. Для работников государственных и муниципальных учреждений необходимо учитывать нормы ст. 144 ТК РФ.

Согласно вышеназванным нормам Трудового кодекса РФ недостаточно указать размеры надбавок и доплат только в штатном расписании и в приказах о приеме на работу. Чтобы данные выплаты были включены в систему оплаты труда, они обязательно должны быть урегулированы на локальном уровне.

Е. Н. Селянина,
аудитор

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 4, 2011.

Надбавка за стаж

Надбавка за стаж

Похожие публикации

Стажевые надбавки за стаж непрерывной работы подразумевают денежные выплаты сверх установленного трудовым договором и штатным расписанием оклада. Надбавки могут быть обязательными, они устанавливаются на законодательном уровне. Также руководители частных предприятий могут устанавливать доплату за выслугу лет для своих работников в локально-нормативных документах.

Надбавка за стаж работы установленная законом

На законодательном уровне надбавки за стаж устанавливаются только для следующих категорий:

  • военнослужащих;
  • работников бюджетной и государственной сферы;
  • работников системы МВД;
  • гражданам, трудящимся на Крайнем Севере и местностях, к ним приравненных.

Данные надбавки устанавливаются отдельными федеральными законами. Некоторые из них могут дополняться региональными законодательными актами.

Как правило, надбавка выражается в процентном соотношении к заработной плате, или только к окладной части.

Расчет надбавки на примере зарплаты государственного служащего

Для госслужащих установлены следующие надбавки за стаж:

  • от 12 месяцев и до 5 лет включительно – 10% к окладу;
  • от 5 до 10 лет включительно – 15% к окладу;
  • от 10 до 15 лет включительно – 20% к окладу;
  • за стаж свыше 15 лет доплата составляет 30%.

Доплата высчитывается только от оклада.

Смотрите так же:  Договор транспортного средства страховка

Заработная плата Никитенкова А.А. составляет 45 000 рублей. Из них оклад 6000 рублей, а все остальное это различные доплаты и надбавки (за сложность, напряженность, секретность и т.д.). Стаж его работы 12 лет.

Заработная плата будет рассчитываться следующим образом:

  • Высчитываем надбавку за стаж (20%): 6000 х 20% = 1200 рублей.
  • Полученную надбавку прибавляем к основной заработной плате: 45 000 + 1200 = 46 200 рублей.

В других случаях, как например, для работников Крайнего Севера, надбавка высчитывается от всей начисленной заработной платы.

Надбавка за стаж работы для работников частных организаций

Если надбавка за стаж не установлена на законодательном уровне, то ее можно не выплачивать.

Но руководители некоторых предприятий устанавливают стажевые надбавки за стаж непрерывной работы по своему желанию, с целью стимулировать и поощрять работников.

Такие надбавки прописываются в Положении об оплате труда или Коллективном договоре. Как правило, они зависят от следующих факторов:

  • стаж непрерывной работы;
  • производственных показателей;
  • добросовестной работы.

Надбавки могут выражаться в процентном соотношении или твердой денежной сумме.

От размера стажа могут зависеть разовые премии, например, к профессиональному празднику. Также премия может устанавливаться из расчета определенной суммы за один полный год работы.

Государство устанавливает надбавки за стаж для работников, занятых в определенных климатических условиях или работающих в государственной системе. Для них величина надбавки строго регламентирована. Для работников прочих организаций такие доплаты законом не предусмотрены, но руководитель предприятия может воспользоваться ими как средством для мотивации работников. В данном случае сумма надбавки ничем не ограничена и устанавливается на усмотрение работодателя.

Отметим, что статья 255 НК РФ предусматривает, что в расходы включаются любые начисления работникам, включая стимулирующие начисления и надбавки. П. 10 ст. 255 предполагает, что единовременная надбавка за стаж также относится к расходам на оплату труда в целях налога на прибыль.

По мнению ФНС России (письмо ФНС от 11.08.2014 № ГД-4-3/[email protected]), если всевозможные доплаты и компенсационные и стимулирующие надбавки прописаны в трудовых либо колдоговорах, их можно учесть в расходах при налогообложении.

Напомним, что если надбавки прописаны законодательно (для тех же жителей Крайнего Севера), то они без оговорок учитываются в расходах.

Надбавка за выслугу лет

Для многих категорий граждан, получающих заработную плату из федерального бюджета, предусматривается надбавка за выслугу лет. Однако иногда даже работники бухгалтерии, не говоря уже о простых сотрудниках, не знают, как рассчитать надбавку за выслугу лет в связи с изменениями законодательства. О том, как считается процентная надбавка за выслугу лет госслужащим, муниципальным служащим, сотрудникам полиции и ФСИН и другим бюджетникам будет полезно знать каждому человеку, занятому в этой сфере.

Надбавка за выслугу лет – что это такое

Под надбавкой за выслугу лет в российском законодательстве подразумевается доплата, осуществляемая работникам сфер и учреждений, находящихся на полном бюджетном финансировании и работающим на государство. То есть, в первую очередь – не просто сотрудникам, а лицам, которые находятся на определенной службе. Соответственно, в общем случае трудовых взаимоотношений данная категория выплат не является обязательной и не предусмотрена для работников коммерческих и некоммерческих организаций.

Данная дополнительная выплата привязывается в первую очередь к установленной тарифной ставке или окладу работников. При этом она имеет форму процентной надбавки за выслугу лет – в зависимости от наличествующего трудового стажа в рамках соответствующей службы увеличивается и размер таковой выплаты. То есть, данная надбавка не устанавливается непосредственно в виде твердой денежной суммы, а напрямую зависит от предусмотренного должностного оклада или ставки, увеличивая их на указанный процент.

Правовое регулирование надбавки за выслугу лет обеспечивается различными нормативными документами. В некоторых сферах её размеры прямо определяются федеральным законодательством. В частности, примером подобного правового регулирования могут являться следующие нормативные документы:

  • ФЗ №79 от 27.07.2004. Данный документ регламентирует гражданскую государственную службу и устанавливает в качестве обязательной к применению надбавку за выслугу лет для госслужащих.
  • ФЗ №2202-1 от 17.01.1992. В данном документе регламентируется работа российской прокуратуры и устанавливается надбавка за выслугу лет для прокуроров.
  • ФЗ №53 от 28.03.1998. Этим законом рассматривается воинская служба, а также надбавки за выслугу лет для военнослужащих в Российской Федерации.
  • ФЗ №40 от 03.04.1995. Означенный закон затрагивает вопросы деятельности ФСБ в целом, и в его положениях также есть упоминание наличия надбавки за выслугу лет работникам службы безопасности.
  • ФЗ №403 от 28.12.2010. Данный закон регулирует деятельность Следственного комитета РФ, в том числе и в вопросах предоставления его работникам надбавки в зависимости от их срока службы.

Следует также обратить внимание на тот факт, что помимо федеральных законов и действующих на всей территории РФ нормативных актов, затрагивающих надбавку за выслугу лет, различные дополнительные нормативы могут устанавливаться в рамках субъектов федерации или даже непосредственно муниципалитетов или даже отдельных учреждений.

Ключевой особенностью подобного правового регулирования является обязательность выплаты положенных федеральным законодательством доплат и надбавок. Соответственно – региональные и местные нормативы могут лишь увеличивать размер подобных дополнительных платежей работникам, посвятившим длительное время службе во благо государства.

Кому положена надбавка за выслугу лет

Как можно понять из вышеизложенной информации, надбавка за выслугу лет предполагает её предоставление лишь ограниченному кругу лиц. В частности, надбавка за выслугу лет предусматривается для следующих категорий граждан:

  • Судьи.
  • Прокуроры.
  • Работники следственного комитета.
  • Работники аппарата Госдумы, Совета Федерации и Администрации Президента.
  • Государственные служащие.
  • Муниципальные служащие.
  • Сотрудники МВД.
  • Служащие ФСБ.
  • Сотрудники МЧС.
  • Военнослужащие.
  • Работники ФСИН.
  • Медработники.
  • Педагоги.
  • Сотрудники бюджетных учреждений – библиотек, театров, музеев.
  • Иные категории граждан, чья деятельность оплачивается из федерального или местного бюджета и рассматривается отдельными нормативными документами.

Следует отметить, что в отношении медработников, педагогов, библиотекарей, музейных сотрудников, надбавки за выслугу лет предусмотрены исключительно при условии, что они работают именно в финансируемых из государственного бюджета организациях. Работники частных клиник, музеев, библиотек и школ не считаются категориями граждан, которые вправе безусловно претендовать на надбавку за выслугу лет.

Как считается выслуга лет

Ключевым фактором при определении надбавки за выслугу лет является непосредственно порядок расчета не только самого размера выплат, но и наличествующей выслуги. Следует отметить, что в каждом конкретном случае на то, как считается выслуга лет, влияют в первую очередь непосредственно затрагивающие работу определенного ведомства нормативные документы и акты.

Однако есть несколько общих правил, которые являются актуальными для всех без исключения категорий лиц, претендующих на соответствующие надбавки за выслугу. К ним можно отнести следующие особенности расчета выслуги:

  • Выслуга лет начинает отсчитываться от даты непосредственного начала соответствующей службы.
  • Периоды временной нетрудоспособности, отстранения от должности не по вине служащего, а также отпусков включаются в расчет выслуги.
  • Выслуга лет считается суммировано для отдельной сферы деятельности. То есть, например, если перерыв в работе в качестве госслужащего составил несколько лет, то при повторном трудоустройстве на государственную службу все время предыдущей работы сотрудника на госслужбе будет в полной мере включено в выслугу лет при соответствующих расчетах.

Данные особенности учитываются при расчете выслуги лет во всех ситуациях, когда за нее предусматриваются дополнительные льготы. Однако также следует отметить, что в отдельных случаях расчет выслуги лет на период отпусков по уходу за ребенком может иметь предельные сроки в соответствии с нормативами законодательства – чаще всего включается в выслугу не более пяти лет таковых отпусков.

Кроме этого есть отдельные дополнительные факторы, которые могут влиять на расчет выслуги лет, увеличивая количество отработанных месяцев с юридической точки зрения. К таковым ситуациям можно отнести зачет одного месяца работы за несколько в случае особого характера работы. Например, повышенная выслуга лет предусмотрена для военнослужащих-летчиков, для которых один месяц фактической службы при определении выслуги лет засчитывается за два.

Как рассчитать надбавку за выслугу лет

Вопрос о том, как рассчитать надбавку за выслугу лет, является актуальным как для работников кадрового отдела и бухгалтерии, так и для самих сотрудников, которые хотят иметь полное понимание о заработанных ими средствах. При этом следует понимать, что информирование работника о его заработной плате и всех полагающихся ему надбавках является прямой обязанностью работодателя. В целом, рассчитать надбавку за выслугу лет можно только на основании конкретных нормативных документов, регулирующих определенную деятельность. Это связано с тем, что как требования за выслугу лет, так и фактические размеры возможных надбавок могут серьезно отличаться между различными видами службы, равно как и порядок их начисления.

В общем же случае надбавка за выслугу лет рассчитывается путем умножения действительного оклада на коэффициент, предполагаемый для определенной выслуги лет. При этом применяется данная надбавка ежемесячно по отношению к получению заработной платы. В различных случаях могут предполагаться различные механизмы её начисления.

Надбавка за выслугу лет госслужащим

Госслужащие имеют право претендовать на надбавки в зависимости от их выслуги лет. При этом характер предоставления таких надбавок касается любой государственной службы, регламентированной соответствующим законом. Размеры надбавки за выслугу лет госслужащим в общих случаях выглядят следующим образом:

Другие публикации:

  • Заявление по форме банка в росгосстрах Как оформить кредит наличными в Росгосстрах Банке? Если вам срочно понадобились деньги на покупку того или иного товара, но вы не располагаете нужной суммой, вы всегда можете обратиться в проверенную банковскую организацию. Дорогие читатели! Статья […]
  • Кредитный договор газпрома Кредитный договор газпрома В рамках подписанного 21 апреля 2017 г. между Банком «РОССИЯ» и ПАО «Газпром нефть» Кредитного договора был выдан транш в размере 15 млрд рублей. Срок кредитования по договору составляет 5 лет. Кредитные средства будут направлены […]
  • Форма заявления на предоставление льготы Как написать заявление о предоставлении льготы на транспортный налог? В соответствии с налоговым законодательством, все владельцы транспортных средств обязаны регулярно делать взносы. Но некоторые люди имеют определенные причины, в связи с ними сумма налога […]
  • Развод в загсе 4 Расторжение брака в органах ЗАГСа Развод через ЗАГС имеет много преимуществ: простота подготовки заявления и минимальный пакет документов для развода, невысокая стоимость и отсутствие дополнительных расходов, короткие сроки рассмотрения заявления и быстрое […]
  • Тюмень фмс патент Миграционные услуги: Оформление разрешения на работу и патента на работу В соответствии с Федеральным законом от 24.11.2014 №357-ФЗ иностранные граждане , прибывшие на территорию РФ в порядке , не требующем получения визы , для осуществления трудовой […]
  • Договор после тендера Подписание договора Для подписания договора выполните следующие действия: 1. С главной страницы РТС-тендер нажмите кнопку «Вход». В открывшейся форме «Закупки по 223-Ф3, коммерческие закупки, 615-ПП РФ» выберите роль «Поставщик-резидент». Нажмите кнопку […]

Вам также может понравиться