Договор транспортного средства страховка

Энциклопедия решений. Порядок заключения договора ОСАГО. Страховой полис ОСАГО

Порядок заключения договора ОСАГО. Страховой полис ОСАГО

По общему правилу владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения им (см. п. 1 — 4 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», далее — Закон об ОСАГО). До истечения указанного срока допускается управление транспортным средством в отсутствие полиса ОСАГО либо без внесения нового владельца в уже имеющийся полис (см. Обзор судебной практики, утвержденный Президиумом ВС РФ 24.12.2014 (Судебная коллегия по административным делам, п. 5), решение ВС РФ от 17.04.2012 N АКПИ12-205).

Верховный Суд РФ исходит из того, что при переходе права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) на транспортное средство новый владелец обязан заключить договор ОСАГО в том числе и в тех случаях, когда не истек срок действия договора, заключенного прежним владельцем (п. 16 постановления Пленума ВС РФ от 29.01.2015 N 2, п. 6 Обзора, утвержденного Президиумом ВС РФ 22.06.2016 (далее — Обзор). Отметим, что такой вывод не вполне соответствует п. 1.14 и абзацу четвертому п. 1.16 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленных положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П (далее — Правила ОСАГО), из которых следует, что изменение собственника транспортного средства не влечет автоматического прекращения заключенного в отношении этого транспортного средства договора ОСАГО (см. также решение ВС РФ от 27.10.2016 N АКПИ16-863). При этом действие такого договора распространяется в том числе и на нового владельца транспортного средства, независимо от того, указан ли он в полисе ОСАГО (см. п. 2 ст. 15 Закона об ОСАГО, определение КС РФ от 12.07.2006 N 377-О). Полагаем, что при таких обстоятельствах новый владелец не обязан повторно страховать гражданскую ответственность, связанную с использованием приобретенного транспортного средства (см. п. 4 ст. 4 Закона об ОСАГО).

Страхование осуществляется владельцем транспортного средства путем заключения со страховщиком соответствующего договора, в котором указывается конкретное транспортное средство, гражданская ответственность владельцев которого застрахована (см. п. 1 ст. 15 Закона об ОСАГО).

Перечень документов , представляемых страхователем страховщику для заключения договора ОСАГО, и порядок их представления определены п. 3 — 5 и 10 ст. 15 Закона об ОСАГО, п. 1.6 и 1.8 Правил ОСАГО.

Форма заявления о заключении договора ОСАГО (пп. «а» п. 3 ст. 15 Закона об ОСАГО) установлена положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П (приложение 2) (см. п. 11 ст. 15 Закона об ОСАГО).

Документ о регистрации транспортного средства (пп. «г» п. 3 ст. 15 Закона об ОСАГО) не представляется в тех случаях, когда договор ОСАГО заключается до государственной регистрации транспортного средства (см. п. 2 ст. 4 Закона об ОСАГО). В таких случаях страхователь в заявлении о заключении договора ОСАГО не заполняет строку «Государственный регистрационный знак». После государственной регистрации транспортного средства и получения государственного регистрационного знака страхователь обязан в течение 3 рабочих дней сообщить этот номер страховщику, который вносит соответствующую запись в бланк полиса ОСАГО (абзац второй п. 1.2 и абзац первый п. 1.3 Правил ОСАГО).

Форма документа, содержащего сведения о страховании (п. 10 ст. 15 Закона об ОСАГО), установлена положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П (приложение 4) (см. п. 11 ст. 15 Закона об ОСАГО). Такие сведения не представляются страхователем при заключении нового договора ОСАГО с тем же страховщиком, с которым был заключен предыдущий договор. В случае заключения нового договора с другим страховщиком страхователь вправе предоставить ему сведения о страховании, полученные от страховщика, с которым был заключен предыдущий договор. При заключении договора ОСАГО без ограничения лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страхователь представляет страховщику сведения о страховании в отношении владельца транспортного средства. В случае заключения договора, предусматривающего управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, соответствующие сведения представляются в отношении каждого такого водителя (п. 1.8 Правил ОСАГО).

По соглашению между страхователем и страховщиком могут быть представлены копии документов, необходимых для заключения договора ОСАГО, а в определенных случаях такие документы могут быть представлены в электронной форме. Если договор ОСАГО заключается с тем же страховщиком, с которым был заключен предыдущий договор, страховщик не вправе требовать от страхователя представления оригиналов документов, предусмотренных ст. 15 Закона об ОСАГО, кроме случаев, когда имеется информация о том, что представленные страхователем копии документов содержат неактуальные сведения (п. 4 ст. 15 Закона об ОСАГО, п. 1.6 Правил ОСАГО).

Пункт 1.7 Правил ОСАГО наделяет страховщика правом произвести осмотр транспортного средства при заключении договора ОСАГО. Осмотр не проводится, если страховщик и страхователь не достигли соглашения относительно места его проведения, а также в случае заключения договора в форме электронного документа*(1).

Заключение договора ОСАГО удостоверяется вручаемым страховщиком страхователю страховым полисом (п. 7 ст. 15 Закона об ОСАГО). Форма полиса ОСАГО установлена положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П (приложение 3) (см. п. 11 ст. 15 Закона об ОСАГО). В случае утраты полиса страхователь вправе бесплатно получить у страховщика его дубликат (абзац шестой п. 1.4 Правил ОСАГО).

Страховой полис выдается страхователю незамедлительно после представления страхователем всех предусмотренных законодательством документов, необходимых для заключения договора ОСАГО, и уплаты страховой премии (абзац пятый п. 1.4 Правил ОСАГО).

В случае изменения в период действия договора ОСАГО сведений, указанных в заявлении о заключении этого договора (например, в связи с заменой водительского удостоверения), страхователь обязан незамедлительно сообщить об этом страховщику в письменной форме. Соответствующие изменения либо вносятся страховщиком в раздел «Особые отметки» страхового полиса, либо страхователю выдается страховщиком новый (переоформленный) страховой полис. Если изменения связаны с увеличением страхового риска, страховщик вправе при необходимости потребовать от страхователя уплаты дополнительной страховой премии исходя из тарифов по ОСАГО, действующих на день уплаты дополнительной премии (см. п. 8 ст. 15, п. 3 ст. 16 Закона об ОСАГО, абзацы первый и второй п. 1.10 Правил ОСАГО).

Неисполнение страхователем указанной обязанности не является основанием для отказа в страховой выплате, однако в предусмотренных законом случаях может повлечь иные неблагоприятные последствия (например, возникновение у страховщика права требовать в порядке регресса суммы выплаченного страхового возмещения — см. пп. «д» и «е» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО)*(2).

Профессиональное объединение страховщиков ОСАГО*(3) по требованию заинтересованных лиц обязано представлять информацию о наличии действующего договора ОСАГО в отношении определенного лица или транспортного средства, номере такого договора и страховщике, с которым он заключен (см. пп. «в3» п. 1 ст. 25, п. 3.2 ст. 30 Закона об ОСАГО)*(4).

Несанкционированное использование бланка страхового полиса не освобождает страховщика от обязанностей перед потерпевшим. Исключением являются случаи хищения бланков, при условии, что до наступления страхового случая страховщик (страховой агент, брокер) обратился в уполномоченные органы с соответствующим заявлением (см. п. 7.1 ст. 15 Закона об ОСАГО).

Вместе с тем в случае установления факта поддельности страхового полиса , имеющегося у причинителя вреда, и отсутствия доказательств, подтверждающих заключение им договора ОСАГО, оснований для страховой выплаты потерпевшему не имеется (п. 16 Обзора)*(5). Верховный Суд РФ исходит из того, что надлежащим доказательством поддельности полиса ОСАГО является заключение экспертизы. Иные доказательства (в частности, сведения страховщика или РСА о том, что полис с определенным серийным номером выдан не причинителю вреда, а другому лицу, справка Гознака (изготовителя бланков полисов) о несоответствии полиса требованиям технологии изготовления защищенной продукции, несовпадение оттисков печатей и штампов на полисе их оригинальным клише и т.п.) сами по себе не свидетельствуют о поддельности полиса (см., например, определения СК по гражданским делам ВС РФ от 28.02.2017 N 2-КГ17-1, от 17.01.2017 N 57-КГ16-17, от 19.07.2016 N 57-КГ16-5).

Поддельность полиса ОСАГО потерпевшего лишает его возможности обратиться за получением страховой выплаты в порядке прямого возмещения убытков (к страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность), однако не препятствует получению страховой выплаты от страховщика причинителя вреда (см. определение СК по гражданским делам ВС РФ от 04.10.2016 N 15-КГ16-6).

Договор ОСАГО по желанию страхователя может быть заключен в виде электронного документа . Страховщик, обладающий лицензией на осуществление ОСАГО, обязан обеспечить возможность заключения договора в электронной форме любому лицу, обратившемуся к нему с соответствующим заявлением (см. п. 7.2 ст. 15 Закона об ОСАГО).

Заявление о заключении договора ОСАГО в электронной форме создается и направляется страхователем с использованием официального сайта страховщика в сети «Интернет» (см. абзацы четвертый, пятый и седьмой п. 7.2 ст. 15 Закона об ОСАГО). Порядок заключения договора ОСАГО в форме электронного документа конкретизирован указанием Банка России от 14.11.2016 N 4190-У.

Страховщики и РСА обязаны обеспечивать бесперебойность функционирования своих официальных сайтов в целях заключения договоров ОСАГО (п. 1.1 ст. 22 Закона об ОСАГО). Требования к обеспечению бесперебойности установлены указанием Банка России от 14.11.2016 N 4191-У.

Смотрите так же:  Налогообложение договора дарения

Непосредственно после оплаты страхователем страховой премии страховщик направляет ему полис ОСАГО в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика. По желанию страхователя ему может быть выдан также полис, оформленный на бланке строгой отчетности (абзац восьмой п. 7.2 ст. 15 Закона об ОСАГО). Распечатанная на бумажном носителе информация о заключении договора ОСАГО в виде электронного документа, наравне с бланком полиса ОСАГО, является доказательством исполнения владельцем транспортного средства обязанности по страхованию своей гражданской ответственности (п. 1 ст. 32 Закона об ОСАГО, абзац второй п. 1.3 Правил ОСАГО).

Следует учитывать, что в случае представления страхователем при заключении договора ОСАГО в электронной форме недостоверных сведений, повлекшего необоснованное уменьшение размера страховой премии, страховщик вправе предъявить страхователю регрессное требование в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, а также взыскать со страхователя необоснованно сбереженные денежные средства (пп. «к» п. 1 ст. 14, абзац шестой п. 7.2 ст. 15 Закона об ОСАГО).

*(1) Отметим, что законодательство не устанавливает последствий непредставления страхователем транспортного средства для осмотра на согласованных со страховщиком условиях. Полагаем в связи с этим, что данное обстоятельство не является основанием для отказа в заключении договора ОСАГО.

*(2) Следует учитывать, что в ряде случаев возможно также наступление административной ответственности (см., например, ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ).

*(3) Таким профессиональным объединением является Российский союз автостраховщиков (РСА).

*(4) Эту информацию можно получить, в частности, с помощью соответствующего сервиса на официальном сайте РСА (http://autoins.ru).

*(5) Отметим, что в случае причинения вреда жизни или здоровью потерпевшего лицом, ответственность которого на застрахована в рамках ОСАГО, потерпевший вправе получить компенсационную выплату РСА (пп. «г» п. 1 ст. 18 Закона об ОСАГО).

Нужна ли для договора купли-продажи автостраховка

Приобретение автомобиля – долгожданное событие для каждого, однако эта процедура, особенно если речь идет о покупке подержанного авто, часто вызывает множество вопросов. Вот лишь некоторые из них:

  • оформить генеральную доверенность или зарегистрировать договор купли-продажи авто;
  • нужна ли страховка для проведения сделки;
  • переходит ли страховой полис в права новому владельцу, если его срок еще не истек;
  • можно ли отказаться от страховки и вернуть деньги и пр.

Попробуем разобраться с этими и некоторыми другими вопросами.

Обязательное условие

Начнем с того, что есть обязательное страхование авто. Предусмотрено проведение этой процедуры российским законодательством для всех транспортных средств, если только скорость их движения не менее 20 км в час. Оформление «автогражданки» необходимо не только для проведения сделки с машиной, но и для пользования ею. Если страховой полис не оформлен, владельцу придется заплатить немалый штраф в ГИБДД. Также «раскошелиться» будет необходимо, если автомобилем управляет не тот человек, что указан в договоре (если только управление не по доверенности). А вот здесь и возникает вопрос: как же быть при передаче прав собственности на транспорт другому лицу?

Возможности передачи страховки

Договор купли-продажи вместо страховки использоваться владельцем не может. Есть несколько вариантов решения проблемы:

  • передача покупателю страхового полиса после перерегистрации автомобиля в ГАИ и смена собственника без прекращения действия страховки;
  • досрочное расторжение страхового договора прошлым владельцем машины и заключение нового.

Новому собственнику можно передать полис, если он оформлен на неограниченное количество водителей. Также можно обратиться в страховую компанию, чтобы вписать нового владельца в список пользователей. Чаще всего так поступают, если основной срок действия договора уже истек и старый хозяин просто не видит смысла тратить время на его расторжение. Большое значение имеют и пункты страхового полиса, где указаны последствия преждевременного прекращения срока действия сделки. Например, владелец авто при преждевременном расторжении должен заплатить определенную сумму страховой компании. В этом случае вполне естественно, что он в этом не заинтересован и проще будет просто вписать в договор нового хозяина. Если же есть возможность вернуть сумму, внесенную за страховку хотя бы частично, многие продавцы предпочитают расторгнуть договор.

Сумма средств, которая считается неизрасходованной и при расторжении подлежит возврату владельцу авто, рассчитывается со дня обращения в страховую компанию, а не с момента договора. Поэтому не стоит откладывать решение этого вопроса.

В то время, пока в договор страховки не вписан новый владелец, или же пока он не расторгнут, ответственность продолжает нести предыдущий владелец. Даты, когда были заключены договоры купли-продажи автомобиля и страховки, при этом могут отличаться.

Важно для покупателя

В обязательный пакет документов для оформления генеральной доверенности или продажи транспортного средства страховка не входит. В ней заинтересован, прежде всего, покупатель, ведь наличие подтверждающих право собственности на машину документов, не избавляет владельца от необходимости иметь страховку. Сменить представителя авто в страховом полисе можно лишь при наличии договора купли-продажи. Генеральная доверенность для этого не подходит.

Не откладывайте на потом

Российское законодательство предусматривает возможность управлять автомобилем без оформления страховки не более десяти дней после заключения договора купли-продажи. Таким образом, у нового владельца есть возможность самостоятельно оформить новую страховку на машину, если предыдущий вариант его в чем-то не устраивает. Единственное, что стоит при этом учитывать – расторгнуть прежний договор возможно только при присутствии бывшего владельца. Зная, сколько действует договор купли-продажи автомобиля без страховки (имеется в виду управление), можно избежать неприятных ситуаций на дороге и вовремя закончить все формальности. Если же остановил сотрудник ГИБДД и попросил предъявить документы, ему нужно просто показать подтверждающий недавнее проведение сделки договор. Продавцу также надо позаботиться о решении вопроса страховки, чтобы не оказаться ответственным за случай на дороге, произошедший уже с новым владельцем. Увы, от этого никто не застрахован.

Страховка ОСАГО по договору купли-продажи, если машина переоформляется в салоне, может быть переоформлена сразу же во время сделки. Обычно агенты предлагают включить ее в стоимость услуг. Это очень удобно и не стоит отказываться от такой возможности. Если же новый владелец не в салоне купил машину по договору купли-продажи, как застраховать ее, думать придется самостоятельно. Главное, не упустить отведенное на это законом время.

Страховка должна быть у каждого автомобиля. Порой владельцы не обращают на нее внимания, а при оформлении не вчитываются внимательно в пункты договора, считая это ненужной формальностью. Однако порой именно от этой формальности зависит разрешение различных ситуаций на дороге.

Страхование транспортных средств (каско)

Понятие и содержание страхования транспортных средств (каско)

Страхование транспортных средств относится к страхованию имущества, оно подразделяется по видам страхования транспортных средств:

  • — водного транспорта (пассажирские, торговые и прочие суда);
  • — средства наземного транспорта (железнодорожного и автомобильного транспорта);
  • — воздушного транспорта (самолеты, вертолеты).

Страхование каско транспортных средств водного, воздушного, автомобильного и железнодорожного транспорта предусматривает страховую защиту от совокупности свойственных для них опасных событий (страховых рисков) и их последствий. Последствиями фактически произошедших неблагоприятных для транспортных средств событий являются их гибель (уничтожение), утрата или повреждение, наносящие убытки (ущерб) страхователям (выгодоприобретателям) и порождающие потребность в денежных средствах для возмещения потерь. Виды страхуемых рисков:

  • o общие для всех видов транспорта, такие как пожар, взрыв, удар молнии, землетрясение, извержение вулкана, наводнение, другие стихийные бедствия; падение летательных аппаратов и их обломков, противоправные действия третьих лиц, и др.;
  • o специфические, присущие отдельным видам транспорта:
  • o для морского транспорта — затопление, посадка судна на мель, выброс судна на берег, поломка валов и др.;
  • o для авиационного транспорта — неудачный взлет или посадка, падение воздушного судна, столкновение с другим судном и др.;
  • o для железнодорожного транспорта, такие как оползни, снежные заносы, сход состава с рельсов;
  • o для автомобильного транспорта — дорожно-транспортное происшествие, перевертывание, наезд на неподвижный объект и др.

Страхователь — юридическое или физическое лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся транспортным средством на правах собственности, по договору аренды, финансового лизинга, имущественного найма, по соглашению о совместной деятельности или по доверенности. Страхователь должен иметь интерес в страховой защите транспортного средства.

Страховщиком является страховая коммерческая страховая компания или объединение страховщиков при значительной стоимости транспортного средства (например, Пул авиационного страхования, Союз авиационных страхователей и др.). Страховщиком могут выступать некоммерческие организации, такие как общества (Клубы) взаимного страхования.

Выгодоприобретателем может быть собственник, арендодатель, эксплуататор, другое лицо, в пользу которого заключен договор страхования. Возможно заключение договора страхования без указания наименования выгодоприобретателя («страхование за счет кого следует»). Страхователю в этом случае выдастся страховой полис «на предъявителя». Предъявитель полиса (сам страхователь или другое лицо) вправе предъявить требование о выплате страхового возмещения страховщику (ст. 939 ГК РФ).

Предметом страхования являются конкретные транспортные средства. Не принимаются к страхованию транспортные средства, у которых истек срок эксплуатации, арестованные, конфискованные, находящиеся в зоне стихийного бедствия и др.

Объект страхования — имущественный интерес страхователя или выгодоприобретателя, связанный с сохранением, восстановлением транспортного средства при наступлении страхового случая и потребностью в дополнительных средствах для этих целей.

Смотрите так же:  Документы под залог коммерческой недвижимости

При заключении договора должны быть согласованы транспортное средство, от каких рисков, на какой срок, на какую сумму, за какую страховую премию производится страхование. В заявлении указываются:

  • o типы, виды, модели, категории страхуемых транспортных средств;
  • o сроки эксплуатации;
  • o номера государственной регистрации;
  • o показатели мощности;
  • o действительная (страховая) стоимость и страховая сумма транспортного средства и др.;
  • o желаемые условие страхования;
  • o период страхования — на определенный срок или рейс и др.

При заключении договора страхования страховщик имеет право провести осмотр страхуемых транспортных средств, проверить достоверность представленных страхователем сведений, назначить экспертизу для установления их действительной стоимости.

Обо всех ставших известными страхователю случаях изменения в страховом риске, например, отклонение от пути следования и т.и., страхователь обязан уведомить страховщика. Изменения в риске, произошедшие после заключения договора страхования и увеличивающие степень риска страховщика, дают ему право на требование дополнительной премии или изменение условий страхования. В случае отказа страхователя договор прекращается с момента наступления изменений в риске.

Объем страховой ответственности страховщика, страховая сумма и срок страхования. В зависимости от обстоятельств, определяющих степень вероятности наступления опасного для транспортного средства события, страхователь обычно заключает договор от наиболее вероятных страховых случаев, например от угона, повреждения автомобиля вследствие ДТП. В этом случае имеет место ограниченный объем страховой ответственности страховщика. Однако для водных, воздушных судов перечень страховых рисков может быть очень обширным.

В целях стандартизации договоров страхования, предоставления выбора страхователю в страховом покрытии в практике страхования применяются различные условия, объединяющие определенную группу рисков.

Например, при страховании водных и воздушных судов применяются следующие виды ответственности страховщика:

  • o с ответственностью за гибель и повреждение судна;
  • o без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения;
  • o с ответственностью за полную гибель, включая расходы по спасению;
  • o с ответственностью только за полную гибель, включая пропажу без вести.

Страхование железнодорожного и автомобильного транспорта бывает:

  • o с ответственностью за повреждение;
  • o ответственностью за гибель (уничтожение);
  • o ответственностью только за утрату (угон).

На международном рынке наиболее распространенными являются английские условия страхования, которые предусматривают следующее.

Условия с ответственностью за гибель и повреждение:

  • o убытки от повреждений или фактической либо конструктивной полной гибели судна вследствие огня, молнии, бури, вихря и других стихийных бедствий, крушения, посадки судна на мель, столкновения судов между собой или со всякими неподвижными или плавучими предметами, включая лед; или вследствие того, что судно опрокинется или затонет, а также вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке и выгрузке груза или при приеме топлива, взрыва на борту судна или вне его, взрыва котлов, поломки валов, скрытого дефекта корпуса, машин и котлов, небрежности или ошибки капитана, механика или других членов команды или лоцмана;
  • o убытки от повреждения судна вследствие мер, принятых для спасения или тушения пожара;
  • o убытки от пропажи судна без вести;
  • o убытки, взносы и расходы по общей аварии;
  • o убытки, которые судовладелец обязан возместить владельцу другого судна вследствие столкновения судов;
  • o все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению судна, по уменьшению убытка и установлению сто размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

Условие без ответственности за частную аварию предусматривает возмещение убытков от полной фактической или конструктивной гибели судна по причинам, изложенным выше предшествующего условия; убытков от пропажи судна без вести; убытков, относящихся к общей аварии, однако только в тех случаях, когда убытки причинены оборудованию, механизмам, машинам и котлам, но не корпусу судна и рулю; возмещаются также убытки, причиненные тушением пожара или столкновением с другими судами во время спасательных работ, расходы по спасению судна, по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

Условия без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения по объему ответственности страховщика, более ограничены. При этом же перечне рисков убытки от полной гибели судна возмещаются полностью, а убытки от повреждений — только в тех случаях, если они явились следствием крушения судна (посадки его на мель, пожара или взрыва на борту судна, столкновения с другим судном или со всяким неподвижным или плавучим предметом, включая лед, или вследствие мер, принятых для спасения или тушения пожара). Подлежат возмещению также убытки от пропажи судна без вести; убытки, взносы и расходы по общей аварии; убытки, которые судовладелец обязан оплатить владельцу другого судна вследствие столкновения судов; все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению судна, а также но уменьшению и определению его размера, если убыток подлежит возмещению по условиям страхования.

Условие с ответственностью только за полную гибель судна, включая расходы по спасению, предусматривает возмещение убытков от полной гибели (фактической или конструктивной), пропажи судна без вести, возмещение расходов по спасению судна.

Условие с ответственностью только за полную гибель судна предусматривает возмещение убытков только от полной (фактической или конструктивной) гибели судна вследствие опасностей, перечисленных выше, и от пропажи судна без вести.

Во всех случаях не возмещаются убытки, произошедшие вследствие умысла или грубой небрежности страхователя, выгодоприобретателя или их представителей; немореходности, ветхости или износа судна, его частей и принадлежностей; форсирования льда без проводки ледоколом, погрузки без ведома страховщика веществ или предметов, опасных в отношении взрыва или самовозгорания; всякого рода военных действий или военных мероприятий и их последствий, повреждения или уничтожения минами, торпедами, бомбами и другими орудиями войны; пиратских действий, а также гражданской войны, народных волнений и забастовок, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения судна по требованию военных или гражданских властей; потери фрахта, простоя (включая расходы по заработной плате и содержанию команды во время простоя и ремонта судна). Не возмещаются также другие косвенные убытки страхователя, кроме тех случаев, когда по условиям страхования такие убытки подлежат возмещению в порядке обшей аварии.

Все перечисленные условия страхования судов являются базисными, проформами для договоров страхования. По соглашению сторон они могут расширяться за счет включения в них других рисков. За отдельную премию в договор страхования включаются военные, забастовочные риски и т.и.

На практике широко применяется включение в национальные страховые полисы некоторых английских стандартных условий (оговорок) ИЛС, регулирующих взаимоотношения сторон в определенных условиях. Например, оговорка ИЛС предусматривает регулирование взаимоотношений страхователя и страховщика при возникновении убытка вследствие столкновения судов. Так называемая ледовая оговорка, или гарантии ИЛС, представляет собой серию стандартных гарантий или оговорок навигационного порядка, предусматривающих запрет застрахованным судам заходить в опасные воды, особенно в зимнее время, из-за возникающей там ледовой опасности.

Объем страховой ответственности включает перечень рисков, принимаемых на страхование и страховую сумму каждого и всех застрахованных по договору транспортных средств. В случае, когда имущество или предпринимательский риск застрахованы лишь в части страховой стоимости, страхователь (выгодоприобретатель) вправе осуществить дополнительное страхование, в том числе у другого страховщика, но с тем, чтобы общая страховая сумма по всем договорам страхования не превышала страховую стоимость (ст. 950 ГК РФ). Если имеет место двойное страхование, договор является ничтожным в той части страховой суммы, которая превышает страховую стоимость. В этом случае все страховщики несут ответственность в пределах страховой стоимости страхуемого интереса, и каждый из них отвечает пропорционально страховой сумме по заключенному им договору страхования. Превышение размера общей страховой суммы по всем договорам над страховой стоимостью допускается при страховании транспортных средств от разных страховых рисков как по одному, так и по отдельным договорам страхования, в том числе по договорам с разными страховщиками (ст. 952 ГК РФ).

Действительной (страховой) стоимостью транспортного средства считается «действительная стоимость в месте его нахождения в день заключения договора страхования» (ст. 947 ГК РФ). Действительная стоимость определяется как разница между балансовой (восстановительной) стоимостью и величиной износа транспортного средства — амортизационных отчислений.

Например, страховая стоимость судна в РФ — это стоимость постройки судна но ценам, действовавшим к моменту начала страхования, с учетом износа.

Как правило, страховщики устанавливают лимит ответственности по каждому транспортному средству и/или договору в целом. Страховая сумма не может в этом случае превышать установленный лимит ответственности или быть меньше его — для случая установления минимального лимита ответственности. Например, страховая сумма должна быть не менее 40% от стоимости нового транспортного средства при страховании железнодорожного транспорта и не более 75% от стоимости морского судна. При возрастании страховой стоимости за период действия договора страхования страховая сумма может быть увеличена за дополнительную плату по дополнительному договору страхования. Наряду с применением лимитов ответственности может устанавливаться по соглашению сторон франшиза, обычно безусловная (25% стоимости судна).

При страховании дорогостоящих транспортных средств применяется сострахование и перестрахование, позволяющие выровнять страховой портфель и ответственность по различным видам рисков.

Срок страхования транспортных средств устанавливается от одного рейса до одного года. При страховании па срок ответственность страховщика начинается и оканчивается в 24 ч тех чисел, которые указаны в договоре страхования. Однако, если, например, судно в момент окончания срока договора находится в плавании, терпит бедствие или стоит на приколе в порту убежища, договор страхования считается продленным до прибытия в порт назначения, а страховщик имеет право на получение дополнительной премии, пропорционально сроку продления договора.

Смотрите так же:  Нотариус в челябинске в субботу

При страховании на рейс ответственность страховщика (если не оговорено иного) начинается, например, с момента отдачи швартовых или снятия с якоря в порту отправления и оканчивается в момент пришвартовывания или постановки на якорь в порту назначения. Страховщик несет ответственность за убытки, происшедшие только в том районе плавания и только по тому рейсу, который был обусловлен в договоре страхования (полисе). При выходе судна из пределов района плавания или при отклонении (девиации) от обусловленного в договоре пути следования страхование прекращается. Чтобы в таких случаях договор страхования мог оставаться в силе, страхователь должен своевременно заявить страховщику о предстоящем изменении района плавания или рейса и подтвердить готовность уплатить дополнительную премию, если страховщик ее потребует. Не считается нарушением договора страхования отклонение судна от обусловленного пути или выход из района плавания в целях спасения человеческих жизней, судов и грузов, а также отклонение, вызванное необходимостью обеспечения безопасности дальнейшего рейса. Международная конвенция обязывает капитанов судов оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель, и при получении сигнала помощи с возможной скоростью следовать на помощь терпящим бедствие (аналогичная норма отражена в ст. 53 Кодекса торгового мореплавания РФ).

Страховая премия и страховые тарифы. Страховой премией называется плата, которую страховщик взимает за страхование (принятие на себя ответственности за возможное повреждение или гибель судна).

Тарифные ставки определяются на основе актуарных расчетов. В силу большого разнообразия видов, типов и классов транспортных средств, широкой географии их эксплуатации ставки по страхованию также отличаются очень большим разнообразием. Они группируются по видам транспорта, техническому состоянию, территориям эксплуатации, условиям страхования и т.д. При этом существуют базовые тарифные ставки и система повышающих и понижающих коэффициентов. Разброс тарифов очень велик (от 0,4 до 3,5% стоимости корпуса судна) и зависит в первую очередь от типа судна. Например, при страховании судов торгового флота более низкие ставки имеют наиболее совершенные современные суда высшего класса регистра, плавающие в спокойных районах. Помимо условий страхования и широты страхового покрытия, страховщик учитывает степень риска, связанного с качеством судна. К старым судам или вообще лишенным регистра применяются более высокие ставки. Учитываются районы плавания, время года; когда может возникать ледовая обстановка или наступает период штормов и т.д. Так, за плавание в арктических водах, где существует ледовая опасность (суда могут застрять во льдах или получить повреждения от столкновения со льдом), обычно сверх нормальных ставок, установленных для плавания в теплых водах, взимается дополнительная, так называемая экстрапремия. Отсюда понятно, что в страховании судов применяются индивидуальные для каждого судна ставки премии в зависимости от его типа, условий страхования, района и времени года и т.и. Твердые тарифы ставок выработать практически невозможно. Практика знает только отдельные тарифы для судов, плавающих в строго определенных районах, тарифные ставки экстрапремий за выход в районы, оговоренные как опасные. Такая экстрапремия представляет собой определенную сумму, взимаемую с каждой брутто-регистровой тонны судна, плюс определенный процент со страховой суммы. При страховании целых флотов, как правило, устанавливается средняя ставка для всего флота или для более точного расчета все суда этого флота группируются по общим однородным показателям и ставка устанавливается для каждой такой группы отдельно.

Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая. При требовании страхового возмещения страхователь обязан документально доказать наличие страхового случая. Страхователь обязан:

  • o принять все зависящие от него меры к предотвращению убытков, спасению и сохранению поврежденного транспортного средства;
  • o уведомить страховщика о наступлении страхового случая;
  • o сообщить в соответствующие компетентные органы;
  • o составить перечень повреждений, сохранить поврежденное транспортное средство и обеспечить представителю страховщика сюрвейеру (аварийному комиссару) условия для осмотра и установления размера убытков;
  • o получить в соответствующих компетентных органах документы, подтверждающие факт, обстоятельства и причины наступления страхового случая, характер и объем причиненного вреда, для представления их страховщику вместе с заявлением о выплате страхового возмещения.

Если причиной аварии явились непреодолимые стихийные силы, капитан для снятия с судовладельца (с судна) ответственности за убытки должен сделать заявление о морском протесте. Морской протест заявляется нотариусу или иному должностному лицу в порту прибытия и должен содержать описание обстоятельств происшествия и мер, которые капитан принял для обеспечения сохранности вверенного ему имущества. В любом виде морского страхования различаются убытки по общей и частной аварии.

Размер ущерба определяется в зависимости от характера вреда, причиненного транспортному средству страховым случаем. При фактической гибели, утрате или пропаже транспортного средства без вести ущерб равен его страховой действительной стоимости. Ущерб при конструктивной гибели (когда затраты на ремонт превышают 75% стоимости) определяется как разница между страховой его стоимостью и стоимостью пригодных для использования или реализации частей, узлов.

При повреждении транспортного средства ущерб определяется как разница между стоимостью восстановления (ремонта) и стоимостью оставшихся после ремонта пригодных для использования, реализации деталей. Если в договоре страхования не установлено иное, убытки от повреждения транспортного средства подлежат возмещению в сумме, которая не должна превышать стоимость восстановления поврежденной или погибшей части, за вычетом естественного износа этой части к моменту аварии, т.е. действует принцип зачета «старого за новое».

Страховое возмещение выплачивается при страховом случае в соответствии с последствиями, размером убытков, страховой суммой, франшизой и видом ответственности страховщика.

Одна из отличительных особенностей договора морского страхования — абандон. Правовой и экономический смысл абандона заключается в возможности отказа страхователя от своих прав на застрахованное судно и/или перевозимый этим судном груз с целью получения от страховщика всей (100%) страховой суммы. В случае абандона страховая сумма выплачивается страхователю или выгодоприобретателю, а права на застрахованное имущество переходят к страховщику. В соответствии со ст. 278 КТМ основанием для заявления абандона со стороны страхователя или выгодоприобретателя по договору морского страхования служат:

  • o пропажа судна без вести;
  • o уничтожение судна и/или груза (полная фактическая гибель);
  • o экономическая нецелесообразность восстановления или ремонта судна;
  • o экономическая нецелесообразность устранения повреждений судна или доставки груза в порт назначения;
  • o захват судна или груза, застрахованных от такой опасности, если захват длится более чем шесть месяцев.

Заявление об абандоне (notice of abandonment) должно быть сделано страховщику в течение шести месяцев с момента окончания срока или наступления обстоятельств, удостоверяющих юридический факт пропажи судна без вести, полной фактической или конструктивной гибели и т.д. Правовые нормы требуют от страхователя или выгодоприобретателя по договору морского страхования, чтобы заявление об абандоне было сделано в безусловной форме.

Это значит, что заявление об абандоне не может быть взято страхователем или выгодоприобретателем обратно. Страхователь лишен права аннулировать абандон, но такое право предоставлено страховщику. При этом к страхователю (выгодоприобретателю) возвращаются его нрава на застрахованное имущество, а страховщику возвращается выплаченная страховая сумма, за исключением части суммы, соответствующей фактически понесенным страхователем документально подтвержденным убыткам (ст. 280 КТМ).

После уплаты страхового возмещения к страховщику в пределах уплаченной суммы переходят все претензии и права, которые страхователь или выгодоприобретатель имеет к третьим лицам, виновным или ответственным за причинение вреда. Страхователь или выгодоприобретатель при получении страхового возмещения обязан передать страховщику все имеющиеся у него документы и доказательства, связанные с убытком, и выполнить все формальности, необходимые для осуществления права регресса к виновной стороне.

Другие публикации:

  • Приказ о проведении елок в доу Официальный сайт МКОУ "Средняя школа №3" г. Сухиничи Сухиничского района Калужской области Приказ о проведении новогодних праздников Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г.Сухиничи Сухиничского района […]
  • Росприроднадзор приказ 479 от 01082019 Приказом добавлено 571 новых объектов в ГРОРО: 12 объектов Алтайский край4 объекта Амурская область6 объектов Архангельская область5 объектов Астраханская область2 объекта Белгородская область2 объекта Брянская область2 объекта Владимирская область17 […]
  • Ст1219 ч1 штраф Статья 12.19 КоАП РФ - Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств 1 Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса и частями 2 - 6 настоящей […]
  • Приказ от 10 мая 2019 года Производственный календарь при шестидневной рабочей неделе на 2019 год Производственный календарь 2019 при шестидневной рабочей неделе важный документ для бухгалтеров и специалистов по кадрам. Календарь поможет избежать ошибок при начислении зарплаты, […]
  • Налоговое правонарушение это вид Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе 1. Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 […]
  • Мировой суд 10 кировского района г уфы Мировой суд 10 кировского района г уфы Судебный участок №10 по Кировскому району г.Уфы Аппарат мирового судьи Амиров Дмитрий Павлович Телефон: 8 (347) 256-22-57 ПОМОЩНИК МИРОВОГО СУДЬИ Муравьева Екатерина Михайловна Телефон: 8 (347) 256-22-57 СЕКРЕТАРЬ […]

Вам также может понравиться