Договор подписанный в феврале 1992

25 лет назад в Маастрихте был подписан «Договор о Европейском союзе»

Маастрихтский договор стал основой ЕС в его нынешнем виде

7 февраля 1992 года в голландском университетском городке Маастрихте главами государств и правительств европейских стран был подписан «Договор о Европейском союзе». Именно этот документ стал основной образования ЕС в том виде, в каком мы его знаем сегодня.

Еще в 1951 году в оправлявшейся от последствий войны Европе было образовано Европейское объединение угля и стали, которое, как нетрудно понять из названия, регулировало отношения стран этой части света только по двум стратегическим экономическим вопросам. В 1957 году были подписаны Римские договоры об образовании Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатом существует и поныне) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которое объединяло усилия стран уже практически по всем аспектам экономической политики.
В 1985 году в дни 40-летия завершения Второй мировой войны тогдашние лидеры Германии и Франции заявили о полном примирении, отсутствии политических противоречий и высказали намерения объединиться не только экономически, но и политически, а также в вопросах права и безопасности. По существу это было заявление о стремлении создать Единую Европу. Однако полномасштабный договор быстро согласовать не удалось, и в 1986-м был подписан так называемый Единый европейский акт, декларировавший начало Европейского политического сотрудничества и вводивший некоторые институты государственного управления Единой Европы, хотя из этого понятия в те годы исключалась Восточная Европа.
И только в 1992 году в Маастрихте был подписан судьбоносный договор, в соответствии с которым объединялись не только экономические функции государств, но также функции внешней политики и безопасности, внутренних дел и правосудия. Прямым следствием договора стало введение Единой европейской валюты – евро, о чем еще за несколько лет до Маастрихта всерьез мало кто говорил.
Маастрихтские соглашения известны меньше, чем Шенгенские, заключенные еще раньше, в 1985 году. Объясняется это тем, что на практике информация о пересечении границ полезнее знаний об общих принципах объединения Европы. Однако именно «Договор о Европейском союзе» сделал возможным то, что сегодняшняя Европа столь разительно отличается от Европы начала 90-х.
Празднование этого юбилея омрачено брекситом. Тем не менее, многие в Европе помнят о том, что ровно четверть века назад новость из малоизвестного в ту пору города Маастрихт перевернула политическую реальность многих стран.
Портал «По Европам» в ближайшее время расскажет о городах, с которыми связаны объединительные процессы и деятельность европейских институтов. Это Маастрихт, Шенген, Брюссель и Страсбург. Мы также расскажем о единой европейской валюте, о валютах стран, не вошедших в зону евро, и о тех национальных валютах, которые ушли в историю в связи с созданием Единой Европы. Кто и что изображено на европейских купюрах и банкнотах разных стран? Почему именно так выглядят «орлы» и «решки» на европейских монетах? Читайте об этом на нашем портале под рубрикой «Деньги».

Договор подписанный в феврале 1992

Пока что Маастрихтский договор — это всего лишь очередной этап в развитии ЕС, гораздо менее важный, чем Единый европейский акт (договор о принципах европейского политического сотрудничества 1989 года. — РБК). Именно поэтому во время подписания соглашения сторонники евроинтеграции больше говорили о работе, которую еще предстоит проделать.

Британская тактика состояла в том, чтобы попытаться максимально ускорить темпы расширения Евросоюза с целью максимально децентрализовать управление внутри сообщества. Не дожидаясь начала британского председательства в ЕС в июле 1992 года, [Дуглас] Херд (министр внутренних дел Великобритании. — РБК) заявил, что приоритетными задачами общего правительства должно стать завершение создания единого рынка и начало территориального расширения ЕС.

Он заявил о намерении в самое ближайшее время начать переговоры о вступлении в Евросоюз Австрии, Швеции и Финляндии. Соглашения об ассоциации с Польшей, Венгрией и Чехословакией, по словам министра, должны способствовать присоединению этих стран к ЕС уже в 2000 году. Таким образом, уже к концу XX века Евросоюз может расшириться до 20 стран.

Что такое Маастрихтский договор?

Маастрихтский договор был подписан 7 февраля 1992 года в Нидерландах. Соглашением, которое было подписано 12 странами, учреждался Европейский союз. Оно вступило в силу 1 ноября 1993 года.

Договор создавал общую денежно-валютную систему, которую должен был регулировать Европейский центральный банк. С 1 января 1999 года в странах — членах ЕС должна была появиться общая валюта — евро.

Кроме этого, страны — участницы соглашения одобрили так называемые Маастрихтские критерии, соответствие которым удовлетворяло бы условиям вступления в Европейский валютный союз:

  • дефицит государственного бюджета не превышает 3%;
  • государственный долг не превышает 60% ВВП;
  • государство в течение двух лет участвует в механизме валютных курсов и поддерживает курс национальной валюты;
  • уровень инфляции не превышает более чем на 1,5% среднее значение трех стран — участниц Евросоюза с наиболее стабильными ценами;
  • долгосрочные процентные ставки по гособлигациям не превышают более чем на 2% среднее значение соответствующих ставок в странах с самой низкой инфляцией.

Маастрихтский договор является «мудрым балансом между амбициями и благоразумием, идеализмом и прагматизмом, солидарностью и субсидиарностью», заявил премьер-министр Португалии Анибал Каваку Силва, чья страна в настоящее время председательствует в Евросоюзе. Выступая перед церемонией подписания договора, он сказал, что соглашение является «политическим договором, приспособленным к настоящему и спроецированным на будущее». «Это не финальная стадия. Скорее всего, это начало нового цикла», — отметил он.

Имея в виду более бедных членов ЕС, он сказал, что южные страны также возлагают надежды на будущее сообщества: «Мы не можем разочаровать тех, кто рассматривает ЕС в качестве проводника политических и человеческих ценностей. Очень важно, чтобы Европа не ограничивала себя простым торговым партнерством».

Голландский премьер-министр Рууд Любберс, чья страна председательствовала в ЕС в декабре 1991 года, когда был согласован договор, заявил: «Мы уже прошли точку невозврата. Соглашение имеет жизненно важное значение». По его словам, в последние годы европейское сообщество уже показало себя важным игроком на мировой арене.

Министр иностранных дел Франции Ролан Дюма после подписания договора заявил, что Евросоюз, который сам по себе является источником благосостояния и фактором мирного существования, станет центром притяжения для стран, которые расположены по соседству с ним. «Говоря это, я имею в виду все страны Восточной Европы», — сказал он.

Разговоры о деньгах — это испытания для самых прочных дружеских отношений. Споры вокруг нового пятилетнего плана расходов Европейского сообщества не станут исключением.

В глобальных масштабах расходы Евросоюза в 1993 году будут небольшими — 66 млрд экю (безналичная общеевропейская валюта, в 1992 году ее курс составлял примерно $1,3. — РБК), это сопоставимо с ВВП Швейцарии. Еврокомиссия была убеждена в том, что эта сумма должна увеличиваться примерно на 2,5% в год, к 1997 году она должна составлять около 87 млрд экю. Более бедные южные государства надеются на дополнительное финансирование, которое позволит им выйти на экономический уровень своих более богатых партнеров.

Франция, Германия и Великобритания — главные доноры бюджета Евросоюза. Это означает, что каждая из этих стран отдает в бюджет ЕС больше средств, чем получает обратно в виде грантов и финансирования программ развития. Они будут настаивать, что общий бюджет не должен расти так быстро и часть средств может быть сэкономлена, например за счет сокращения расходов на сельское хозяйство. Эту позицию могут поддержать Нидерланды, Бельгия и Дания. Общая сельскохозяйственная политика съедает около 60% расходов ЕС. Вокруг этой ситуации ведутся споры, однако возможное реформирование сельскохозяйственной политики Евросоюза также потребует значительных расходов.

Смотрите так же:  Приказ министра обороны 555 о вещевом обеспечении

Евросоюз — потомок холодной войны. С момента начала осуществления единой сельскохозяйственной политики строительство объединенной Европы находилось в тени соперничества сверхдержав. Европейские страны объединялись прежде всего по экономическим причинам — это прямое следствие того, что возможное лишение части суверенитета в области обороны или внешней политики воспринималось национальными элитами как угроза существующему мировому порядку.

Но те дни уже в прошлом. Теперь при помощи экономической интеграции страны пытаются запустить общий политический проект, но получается не очень хорошо. Худшее состоит в том, что механизм валютных курсов (European Exchange Rate Mechanism, ERM, был создан для стабилизации курсов национальных валют. — РБК) и общая валютная политика способны разрушить строящийся карточный домик.

Маастрихтский договор представляет собой очередной триумф экономики над политикой. Политический союз, предусмотренный соглашением, ничтожен, и Дуглас Херд был частично прав, заявив, что идее национального государства ничего не угрожает.

Но был прав лишь частично. Страны, подписавшие соглашение, фактически натянули на себя экономическую смирительную рубашку в попытках довести дело до создания единой валютной зоны с 1 января 1999 года.

В Германии растет тревога, что после вступления в Евросоюз страна потеряет часть рынков и получит растущую инфляцию, — неудивительно, что споры в Немецком федеральном банке по поводу обоснованности присоединения страны стали достоянием общественности. В стране опасаются, что условия жесткого валютного соглашения приведут к потере страной положительного сальдо торгового баланса.

Главной силой европейской интеграции должны стать внутриевропейские политический и социальный союзы, ее задачами — достижение минимальных общих целей в области образования, профессиональной подготовки, обеспечения жильем и охраны окружающей среды. При этом европейские государства должны быть освобождены от экономических ограничений — только в таком случае они смогут направлять свои средства на достижение этих целей.

Создание института общеевропейского бакалавриата, который позволит любому европейскому студенту в течение года проходить обучение в любой стране — члене ЕС, окажет значительно больший положительный эффект на имидж Евросоюза, чем еще одно десятилетие безработицы с уровнем 10%. И уж точно больший, чем введение общей валюты.

Не успели лидеры стран поставить подписи под Маастрихтским договором, как в европейском сообществе уже начались дискуссии о том, каким будет будущее Евросоюза.

Подписание 189-страничного договора 12 странами — членами Евросоюза праздновалось в Маастрихте с оркестрами, флагами и шампанским. Соглашения, подписанные министрами финансов и иностранных дел, призваны создать новый суперблок с единым валютным рынком и единым голосом на международной арене. «Это исторический момент для 300 с лишним миллионов жителей европейского сообщества. Мы прошли точку невозврата», — сказал премьер-министр Нидерландов Рууд Любберс.

При этом, даже несмотря на то, что соглашение все же удалось подписать, споры вокруг того, что должен представлять Евросоюз, не утихают. Председатель Еврокомиссии Жак Делор ясно дал понять, что его видение будущего союза — это подобие Соединенных Штатов Европы с сильными центральными органами. «Могу сказать, что федеральная структура — это единственный вариант, который позволит нам совместно решать имеющиеся проблемы и спокойно осуществить трансфер национального суверенитета», — сказал он.

Между тем Великобритания, еще в прошлом году настоявшая на запрете использования слова «федеральный» в тексте договора, говорит о слабой степени кооперации в отношениях между членами ЕС. Немецкий федеральный банк в день подписания договора в очередной раз заявил о своих опасениях по поводу отказа Германии от мощной марки на общие европейские деньги. Подобные высказывания говорят о том, что общее европейское пространство пока что не является реальностью.

По крайней мере две страны — Ирландия и Дания — проведут национальные референдумы по поддержке Маастрихтского договора населением своих стран. Некоторые из более бедных членов ЕС, например Испания, также могут отложить процесс одобрения положений соглашения в национальном парламенте до окончания переговоров о будущем финансировании Евросоюза. Дебаты на этот счет могут начаться уже на следующей неделе. Председатель Европейской комиссии Жак Делор уже пообещал удвоить помощь беднейшим регионам сообщества в течение следующих пяти лет.

Министр иностранных дел Дании Уффе Эллеманн-Йенсен назвал символичным заявление, сделанное в день подписания договора финским президентом Мауно Койвисто, который рекомендовал своему правительству присоединиться к Евросоюзу. Если Финляндия действительно подаст заявку на вступление в ЕС, то она присоединится к Швеции, Австрии, Кипру, Мальте и Турции, которые уже находятся в этой очереди. По словам Херда, в 1995 году в ЕС может появиться от трех до пяти новых членов.

3.Договор о Европейском Союзе. Маастрихт. 7 февраля 1992 г. («Маастрихтский договор»).

Маастрихтский договор (официально «Договор о Европейском Союзе»)— договор, подписанный 7 февраля 1992 года в городе Маастрихт (Нидерланды), положивший начало Европейскому союзу. Договор вступил в силу 1 ноября 1993. Договор завершил дело предыдущих лет по урегулированию денежной и политической систем европейских стран.

Согласно статье А договора сторонами учреждался Европейский союз. Союз создавался на базе Европейского экономического сообщества, которое по условиям договора переименовывалось в Европейское сообщество, дополненного сферами политики и формами сотрудничества в соответствии с вновь заключаемым договором.

Ответственность за денежно-кредитную политику Евросоюза возложена на Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ), в составе Европейского центрального банка (ЕЦБ) и национальных центральных банков (НЦБ) государств ЕС.

Последствием договора было введение евро как европейской валюты и установление трёх основ союза — экономики и социальной политики, международных отношений и безопасности, правосудия и внутренних дел.

Ратификация договора вызвала трудности в ряде стран. Референдум во Франции поддержал договор на 51,05 %, а Дания отказалась от изначальной формулировки. В Великобритании договор был ратифицирован парламентом с минимальным перевесом правительственной группировки (выступавшей за ратификацию) над противниками договора.

Страны, подписавшие Маастрихтское соглашение, одобрили пять критериев, которым должны удовлетворять страны, вступающие в Европейский валютный союз, так называемые Маастрихтские критерии:

Дефицит государственного бюджета не должен превышать 3 % ВВП.

Государственный долг должен быть менее 60 % ВВП.

Государство должно в течение двух лет участвовать в механизме валютных курсов и поддерживать курс национальной валюты в заданном диапазоне.

Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 % среднего значения трёх стран-участниц Евросоюза с наиболее стабильными ценами.

Долгосрочные процентные ставки по государственным облигациям не должны превышать более чем на 2 % среднее значение соответствующих ставок в странах с самой низкой инфляцией.

Его Величество Король Бельгийцев, Ее Величество Королева Дании, Президент Федеративной Республики Германии, Президент Греческой Республики, Его Величество Король Испании, Президент Французской Республики, Президент Ирландии, Президент Итальянской Республики, Его Королевское Высочество Великий Герцог Люксембурга, Ее Величество Королева Нидерландов, Президент Португальской Республики, Ее Величество Королева Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. договорились о следующем.

Раздел I. Общие условия

Согласно настоящему Договору Высокие Договаривающиеся Стороны учреждают Европейский союз, называемый в дальнейшем «Союз».

Договор знаменует собой новый этап в процессе создания как никогда ранее сплоченного союза народов Европы, в котором принимаемые решения направлены на наиболее полное удовлетворение потребностей граждан.

Союз учреждается на базе Европейского сообщества, дополненного сферами политики и формами сотрудничества в соответствии с настоящим Договором. Его задача состоит в том, чтобы организовать, с помощью методов, характеризуемых сплоченностью и солидарностью, отношения между государствами-членами и между их народами.

Смотрите так же:  Заявление на акт единичного осмотра

Союз ставит перед собой следующие цели:

содействовать устойчивому и гармоничному экономическому и социальному прогрессу, особенно путем создания пространства без внутренних границ, экономического и социального сплочения и создания экономического и валютного союза, в конечном счете, включающего введение единой валюты в соответствии с положениями настоящего Договора;

способствовать утверждению его индивидуальности на международной арене, особенно путем осуществления общей внешней политики и общей политики безопасности, включая возможное оформление в дальнейшем общей оборонительной политики, которая могла бы привести со временем к созданию общих сил обороны;

усилить защиту прав и интересов граждан государств-членов посредством введения гражданства Союза;

развивать тесное сотрудничество в области правосудия и внутренних дел;

полностью сохранять достигнутый уровень интеграции Сообщества (acquis communautaire) и опираться на него, чтобы определить посредством применения процедуры, изложенной в статье 2, в какой мере политика и формы сотрудничества, сформулированные настоящим Договором, нуждаются в пересмотре для обеспечения эффективности механизмов и институтов Сообщества.

Цели Союза достигаются таким образом, как это предусмотрено настоящим Договором, в соответствии с установленными им условиями и графиком, а также при соблюдении принципа субсидиарности, как он определен в статье 3 «Ь» Договора, учредившего Европейское сообщество.

В Союзе действует единая институционная структура, которая должна обеспечивать согласованность и преемственность деятельности, осуществляемой для достижения его целей, с соблюдением и опорой на достигнутый в Сообществе уровень интеграции.

Союз должен особо обеспечивать согласованность своих внешнеполитических действий в общем контексте внешней политики, политики в сферах безопасности, экономики и содействия развитию. Совет и Комиссия несут ответственность за обеспечение такой согласованности. Они обеспечивают осуществление этой политики в соответствии со своими полномочиями.

Европейский совет дает Союзу необходимый побудительный импульс для развития и определяет общие политические ориентиры.

Европейский совет собирает глав государств или правительств государств-членов и председателя Комиссии. Их должны сопровождать в качестве помощников министры иностранных дел государств-членов и один из членов Комиссии. Европейский совет собирается по крайней мере дважды в год под председательством главы государства или правительства государства-члена, которое председательствует в Совете.

Европейский совет представляет Европейскому парламенту доклад о каждом своем заседании и ежегодный письменный доклад о прогрессе, достигнутом Союзом.

Европейский парламент, Совет, Комиссия и Суд осуществляют свои полномочия в соответствии с условиями и согласно целям, предусмотренным, с одной стороны, положениями Договоров, учредивших Европейские сообщества, и последующих договоров и актов, внесших в них изменения и дополнения, с другой — иными положениями настоящего Договора.

1. Союз уважает национальную индивидуальность государств-членов, чьи политические системы основаны на принципах демократии.

Союз уважает основные права личности, как они гарантированы Европейской конвенцией по защите прав человека и основных свобод, подписанной 4 ноября 1950 г. в Риме, и как они вытекают из общих конституционных традиций государств-членов, в качестве общих принципов права Сообщества.

Союз наделяет себя средствами, необходимыми для достижения своих целей и осуществления своей политики.

7 февраля 1992 года: Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор)

Маастрихтский договор (The Treaty of Maastricht) — документ, предусматривающий трансформацию Европейского сообщества в экономический, валютный и политический союз. Подписан 7 февраля 1992 года в городе Маастрихт (Нидерланды)

Подготовка Договора заняла более трех лет, начиная с сессии Европейского Совета ЕС в Ганновере (27-28 июня 1988 года), поручившей президенту Комиссии ЕС Жаку Делору «изучить и подготовить предложения относительно конкретных этапов, ведущих к экономическому и валютному союзу». Доклад был представлен 17 апреля 1989 года и дважды рассматривался на сессиях Европейского Совета 1989 года — в Мадриде (июнь) и Риме (декабрь).

Решающей фазой подготовки Договора были две межправительственные конференции. На одной из них прорабатывался текст разделов, посвященных экономическому и валютному союзу, на другой — о политическом союзе. На сессии Европейского Совета (Маастрихт 9-10 декабря 1991 года) окончательный текст был одобрен и после некоторых редакционных доработок — представлен к подписанию.

Согласно договору, ЕС учреждался на основе Европейского сообщества, дополненного общей внешней политикой и политикой безопасности и сотрудничеством в области юстиции и внутренних дел.

Договор определил основные параметры и этапы создания Европейского экономического и валютного союза и критерии вступления в него.

Страны, подписавшие Маастрихтское соглашение, одобрили критерии, которым должны удовлетворять страны, вступающие в

Европейский валютный союз:

  • темпы инфляции не должны превышать более чем на 1,5% средний показатель в странах-членах с наименьшим ростом цен;
  • процентные ставки по долгосрочным кредитам не должны превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий средний показатель для трех стран с наименьшим ростом цен;
  • дефицит госбюджета не должен быть более 3% ВВП;
  • государственный долг не должен быть более 60% ВВП;
  • в течение двух лет валюта не должна девальвироваться, и ее обменный курс не должен выходить за пределы колебаний, установленные Европейской валютной системой.

Договор определил процедуру введения единой валюты евро. Документ предусматривал создание Европейского Центробанка (ЕЦБ), имеющего исключительное право санкционировать эмиссию банкнот.

Маастрихтский договор ввел для граждан стран-членов ЕС единое европейское гражданство (не отменяя гражданство каждой отдельно взятой страны), предоставил им право свободного проживания в любой из стран ЕС, участия в муниципальных выборах и выборах в Европарламент по месту жительства. Маастрихтским договором предусматривались разработка и принятие Конституции ЕС.

К договору прилагался пакет соглашений по социальным вопросам, касающимся, в том числе, введения общих норм гарантий прав лиц наемного труда и параметров социальной политики. Для координации действий полицейских органов стран ЕС создавался Европол.

Ратификация Маастрихтского договора вызвала в ряде стран определенные трудности, в частности, потребовалось проведение референдумов в Дании и Франции, специальных парламентских слушаний в Великобритании и Германии.

Маастрихтский договор вступил в силу 1 ноября 1993 года.

Членами Европейского союза стали Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция и ФРГ. С 1 января 1995 года к ним присоединились Австрия, Швеция и Финляндия.

В настоящее время членами Европейского союза являются 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.

В июне 2016 года около 52% граждан Великобритании проголосовали на референдуме за выход страны из ЕС. Правительство страны планирует официально запустить процесс выхода из ЕС в конце марта 2017 года. Переговоры продлятся от полутора до двух лет.

Для завершения институционных реформ Евросоюза в дополнение к Маастрихтскому договору были подписаны Амстердамский договор 2 октября 1997 года (создал институциональную основу для принятия в состав ЕС стран Восточной Европы, уточнил процедуры принятия решений в ЕС, наметил меры по проведению европейскими странами скоординированной политики в вопросах обеспечения занятости), Ниццкий договор 26 февраля 2001 года (определил основные тенденции будущего развития ЕС и реформы его органов управления) и Лиссабонский договор 13 декабря 2007 года (внес изменения в действующие соглашения о ЕС в связи с расширением числа его участников и заменил собой не вступившую в силу Конституцию ЕС).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). Справка

Маастрихтский договор (The Treaty of Maastricht) – подписанный 7 февраля 1992 года в городе Маастрихт (Нидерланды) документ, положивший начало Европейскому союзу (European Union).

Маастрихтский договор был призван содействовать превращению Европейского сообщества (European Community) в политический, а затем – в экономический и валютный союз.

Смотрите так же:  Образец заявление на оплату больничного листа

В Маастрихтский договор помимо разделов об экономическом сотрудничестве были включены разделы о внешней политике и правосудии, что означало формирование трех опор ЕС:

– экономический и валютный союз (ЭВС);
– общая внешняя политика и политика безопасности ЕС (ОВПБ);
– сотрудничество государств-членов в области внутренних дел и правосудия.

Страны, подписавшие Маастрихтское соглашение, одобрили критерии, которым должны удовлетворять страны, вступающие в Европейский валютный союз:

– темпы инфляции не должны превышать более чем на 1,5% средний показатель в странах-членах с наименьшим ростом цен;
– процентные ставки по долгосрочным кредитам не должны превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий средний показатель для трех стран с наименьшим ростом цен;
– дефицит госбюджета не должен быть более 3% ВВП;
– государственный долг не должен быть более 60% ВВП;
– в течение двух лет валюта не должна девальвироваться, и ее обменный курс не должен выходить за пределы колебаний, установленные Европейской валютной системой.

Договор определил процедуру введения единой валюты евро. Документом предусматрено создание Европейского центробанка (ЕЦБ), имеющего исключительное право санкционировать эмиссию банкнот. Его дополняет Европейская система центральных банков стран-членов, которые вместе с ЕЦБ занимаются выпуском европейских денег.

Маастрихтский договор существенно расширил права Европарламента, который теперь может участвовать в принятии законодательства ЕС, утверждать состав Европейской Комиссии, формулировать позицию по важнейшим международным договорам. В Маастрихте Европарламент получил и другие полномочия. Например, право требовать от Европейской Комиссии выработки новых законодательных актов, а также создавать европарламентские комиссии для расследования случаев нарушения правовых актов ЕС и злоупотребления полномочиями.

Договор устанавливал гражданство Союза. Это означает, что каждый гражданин государства – члена ЕС является гражданином Союза и имеет право на свободное передвижение и постоянное проживание на территории государств – членов ЕС в соответствии с положениями Договора.

Ратификация договора вызвала трудности в ряде стран. Во Франции в поддержку Маастрихтского договора высказалось лишь незначительное большинство граждан (51,05%). В Дании референдум дал отрицательный результат. Для обеспечения положительного результата при повторном голосовании Европейский Совет пошел на уступки и в соответствии с особым протоколом закрепил право Дании отказаться от полномасштабного участия в создании Экономического и валютного союза, а также сохранить статус наблюдателя при проведении совместной оборонительной политики. Подтвердила свою «особую позицию» в отношении европейской интеграции и Великобритания. Для положительного голосования в Палате общин британскому правительству пришлось пригрозить оппозиции досрочными выборами.

В тех странах, где для ратификации договора было необходимо лишь решение парламента (в Италии, Испании, Португалии, Греции, Голландии, Бельгии и Люксембурге), эта процедура не вызвала затруднений. Лишь в Германии после одобрения Маастрихтского договора бундестагом и бундесратом понадобилось дополнительное решение Конституционного суда о правомерности делегирования части полномочий национального парламента европейским органам.

В целом ратификация Маастрихтского договора потребовала свыше полутора лет.
Официально договор вступил в силу 1 ноября 1993 года. Членами Европейского cоюза стали Бельгия, Великобритания. Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция и ФРГ. С 1 января 1995 года к ним присоединились Австрия, Швеция и Финляндия.

На 2012 год членами Европейского союза являются 27 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Договор подписанный в феврале 1992

Маастрихтский договорДоговор о Европейском союзе — подписан 7 февраля 1992 года. Ратифицирован парламентами участников Европейского союза и вступил в силу с 1 ноября 1993 года. С этого момента интеграционный блок государств-участников получил название Европейского союза. Обновлен в Амстердаме в 1997 году (Амстердамский договор ).

После подписания договора для характеристики главных сфер деятельности ЕС стало применяться понятие “трех опор (pillar):

Стратегия развития ЕС в 90-е годы 20 века осуществлялась в рамках трех основных направлений:

С Маастрихстким договором связан процесс институализации европейской политики пространственного развития.

Договор фокусируется на аспекте ограничения юрисдикции и полномочий исполнительных органов Европейского Союза (по принципу субсидиарности в Статье 3b Договора об учреждении ЕЭС). В областях, которые не находятся в пределах его исключительной компетенции, Сообщество должно предпринимать действия в только в том случае, если цели предложенного действия не могут быть достигнуты самими государствами — членами, и поэтому быть достигнутым на уровне Сообщества.

И расширение Европы на восток, вызванной исчезновением “железного занавеса” и проблемы ЕС в Средиземноморье диктуют потребность управлять пространственным развитием в общеевропейском масштабе. Юрисдикция ЕС в этом отношении ограничена определенным отраслевыми аспектами: сельское хозяйство, экономическое и социальное единение, окружающая среда и т.д.

Существует задача улучшения координации общей рамочной пространственной политики ЕС и конкретных политик государств – членов. Направленности этих двух уровней могут приводить к столкновениям (необходимость в политическом согласовании), ослабляемым только постоянной реформацией Маастрихтского договора. В другом повороте налицо сложность координирования бесчисленных юридических инструментов и областей политики, имеющих отношение к региональному развитию

В самом широком смысле вопрос: каково соотношение проблем региональной политики планирования, затронутых в Договоре и практики различных местных субъектов ЕЭС.

В отношении европейского уровня, необходимо подчеркнуть факт, что, хотя никакие компетенции невозможно выявить для пространственного планирования или политики пространственного развития из Договора по ЕС, условия Договора (подъем качества жизни по статье 2 Договора об учреждении ЕЭС; Трансевропейские сети — статья 129 b-d Договора об учреждении ЕЭС; экономическое и социальное согласие — статья 130 a-e Договора об учреждении ЕЭС; окружающая среда — статья 130 r-t Договора об учреждении ЕЭС) тем не менее обеспечивают основание для значительной деятельности со стороны Сообщества в отношении вопросов, влияющих на пространственное развитие по сравнению с Единым европейским актом. Это привело к появлению ведомственной политики с сильным воздействием на пространственное развитие, однако, к сожалению, без необходимой горизонтальной и вертикальной координации этой секторной политики в рамках ЕС.

Другие публикации:

  • Продлить полномочия руководителя Продлить полномочия руководителя Вопрос: Общее собрание участников продлило полномочия генерального директора еще на один срок. Нужно ли увольнять и снова принимать его на работу? Нужно ли уведомлять контролирующие органы? Очередное общее собрание […]
  • Арбитражный суд в иванове Арбитражный суд Ивановской области Отделение Иваново г. Иваново УФK по Ивановской области (ИФНС России по г. Иваново) Реквизиты для уплаты на депозитный счет Счет не предназначен для уплаты госпошлины Банк Отделение Иваново г. Иваново Получатель УФК по […]
  • Заложить машину в залог Особенности и условия выдачи кредита под залог автомобиля Ситуации, когда может срочно понадобиться крупная сумма денег, — не редкость, тем более сегодня, в период экономического кризиса. Зачастую обстоятельства складываются так, что бумажная волокита при […]
  • Договор транспортировки спецтехники Аренда трала от 20 до 250 тонн Перевозка негабаритных грузов : негабарит • негабаритный груз • негабаритные перевозки • низкорамник • низкорамная платформа • перевозка спецтехники • перевозка негабаритных грузов Шаблоны и образцы документов, используемых […]
  • Ровное наследство план План текста ровное наследство. Ответ оставил Гость Точнее пиши. О чем и как? Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Русский язык. Комплексная работа ровное наследство […]
  • Уголовный кодекс японии 2019 Уголовный кодекс японии 2019 Н.Морозов ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ ЯПОНИИ 1. Преступление - это «виновно-противоправное действие, определенное уголовном кодексе» (Кусано, Оно, Такикава). Положение «nulla poena sinelege» является основным принципом […]

Вам также может понравиться