Договор передачи права собственности на отходы

Переход права собственности на отходы

Подборка наиболее важных документов по запросу Переход права собственности на отходы (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Переход права собственности на отходы

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Переход права собственности на отходы

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Право собственности на отходы

Господа, добрый вечер!
Вопрос у меня про договор, но посчитала, что этот раздел актуален.Поправьте меня, если я не права.
Я ИП, оказываю услуги по вывозу твердых бытовых отходов от организаций и населения.
В договоре, который я заключаю с ТСЖ и УК, у меня есть такой пункт:
1.1. Заказчик по заданию Потребителей поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по регулярному вывозу твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности Потребителей ( далее – ТБО), от специализированных контейнерных площадок, предназначенных для сбора ТБО от многоквартирных домов.
1.2. Для целей Договора под Потребителями понимаются лица, являющиеся собственникам помещений в многоквартирном доме и иные лица, использующие помещения в многоквартирном доме на законных основаниях.
1.3. Под ТБО понимаются остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.
1.4. Для целей Договора в понятие ТБО не вошли крупногабаритные отходы (мебель, строительный мусор, крупная упаковочная тара, обрезки деревьев и т.п), т.е отходы не вмещающиеся в стандартный специализированный контейнер ( объемом 0,75 куб.м.) и собираемые отдельно. Оказание услуг по вывозу крупногабаритных отходов Исполнитель обязуется производить по отдельным разовым заявкам Заказчика.
1.5. Исполнитель оказывает услуги по вывозу ТБО от следующих объектов Заказчика ( Приложение№1 )
1.6. Право собственности на отходы по настоящему договору принадлежит Заказчику. Условия договора не подразумевают (прямо или косвенно) передачу Исполнителю права собственности на ТБО, подлежащие вывозу. Тариф на вывоз ТБО не включает в себя платежи за негативное воздействие на окружающую среду

Так вот, в чем собственно и вопрос.
При заключении договора с ТСЖ, председателем этого ТСЖ написан протокол разногласия в плане п.1.6.
Председатель мотивирует отказ подписать на таких условиях, что я этим пунктом подвожу его (ТСЖ) под уплату налога за негативное воздействие на окружающую среду.
Я ему объясняла, что ни жильцы (собственники помещений), ни само ТСЖ плательщиками данного налога не являются, поэтому этот пункт на него по сути не распространяется, этот пункт регулирует мои отношения с полигоном , где производится утилизация ТБО. Я ему пыталась объяснить, но очень сложно общаться с человеком, который не видит абсолютно никакой разницы в понятиях между утилизацией и налогом за загрязнение окружающей среды, так же он со мной не согласен, что услуги продаются.
Просьба, если есть ссылка на какую-нибудь нормативку, либо судебная практика, где написано прям по — русски, поделитесь пожалуйста.
Заранее, огромное спасибо.

Сайт журнала «Экологический Вестник России»

Право собственности на отходы: правовая категория или фикция

Подробности Категория: Комментарий юриста Создано 02.09.2018 14:15 Дата публикации Автор: Super User

В настоящей статье подвергается критическому анализу правомерность использования такого понятийного аппарата как «право собственности на отходы», а также предлагается альтернативных подход регулирования значимых для общества отношений, связанных с определением лица, ответственного за внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.

На законодательном уровне, в правоприменительной практике, а также в юридической литературе встречается такое понятие как «право собственности на отходы». В частности, такого рода указания содержатся в ст. 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ № 89-ФЗ) 1 , письмах уполномоченных органов 2 , судебной практике, а также в трудах и комментариях отечественных исследователей, в том числе М.В. Пономарева, Н.С. Зиновкина, М.А. Ермолиной, Е.В. Лунева Е.В, А.Г. Дудниковой и др.

Так, в качестве аргументации существования такой правовой категории как «права собственности на отходы» М.В. Пономарев указывает, что отходы производства и потребления являются особым объектом гражданского оборота, движимыми вещами, правовой статус и оборотоспособность которых определяется исходя из общих положений гражданского законодательства с учетом специальных требований, предусмотренных законодательством об отходах производства и потребления и об охране окружающей среды. Особые правила отчуждения и перехода права собственности на отходы тесно связаны с вопросом обеспечения выполнения их собственником обязанностей по содержанию своего имущества, в частности с соблюдением экологических требований 3 .

В свою очередь М.А. Ермолина также отмечает, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались 4 . А.Г. Дудникова указывает, что собственник отхода – это лицо, которое вправе распорядиться данной собственностью свободно, если это не наносит вред охраняемым законом интересам. В части отхода – нельзя распорядиться отходом, просто оставив его в ненадлежащем месте, поскольку таким образом будут нарушены охраняемые законом охраняемые законом интересы собственника земельного участка, окружающей среды и т.п. Но передать отход в собственность лицу, которое правомерно им распорядится собственник отхода имеет право 5

Применительно к вопросам распределения договорных обязанностей по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду Е.В. Лунена рекомендует включать условие в содержание договорной конструкции, где обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на специализированную организацию, о переходе права собственности на вывозимые отходы производства и потребления. Дело в том, что в гражданско-правовом значении отходы представляют собой вещи, поэтому их правовой режим определяется нормами одновременно как экологического, так и гражданского права 6 .

Однако использование понятийного аппарата — «право собственности на отходы» независимо от ответа на вопрос о том, кто должен выполнять публичную обязанность по внесению платы за негативное воздействие, вызывает определенные сомнения на предмет обоснованности и правомерности как с точки зрения публичного, так и тем более — частного права. В связи с чем представляется актуальным в рамках настоящей статьи предпринять попытки в исследовании вопроса существования такой правовой категории как «право собственности на отходы», а также в разработке альтернативного аппарат регулирования значимых для общества отношений.

Представляется, что в целях детального анализа и формирования позиции относительно исследуемого вопроса, необходимо сосредоточиться на двух аспектах:

1) определении перечня объектов, на которые может возникнуть право собственности;

2) понятии отхода.

При рассмотрении вопроса в указанной плоскости представляются интересными рассуждения Г.С. Васильева, который подверг критическому анализу Определение ВС РФ от 04.02.2015 по делу № 301-КГ14-1670 по делу № А79-4567/2013 7 , где Судебная коллегия ВС РФ отменила судебные акты нижестоящих инстанций и признал требование банка о возврате денежных средств, уплаченных в качестве платы за негативное воздействие, необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку право собственности на отходы, если иное прямо не предусмотрено в договорах на размещение отходов, заключенных со специализированными организациями, остается за природопользователем (банком). В частности, ученый выдвигает следующие тезисы, имеющие отношение к настоящей работе:

1. сохранение собственности на отходы при сдаче их специализированной организации никак в решении не обосновано современные мусоровозы не просто перемешивают мусор разных отправителей, но и прессуют его. То содержимое мусорного бака, которое раньше можно было считать объектом права собственности природопользователя, исчезает;

2. сохранение права собственности за природопользователем означает, что и специализированная организация, осуществляющая вывоз отходов, и хозяин полигона, на котором они будут захоронены, совершают операции с чужим имуществом. Полномочия на это нельзя вывести из нормативных актов;

3. переход права собственности по договору об оказании услуг (договор на оказание услуг по размещению отходов) возможен. Услуга же в обсуждаемом случае состоит в том, что отчуждаемые предметы имеют отрицательную рыночную стоимость, а потому их хозяин не только не может рассчитывать на вознаграждение за свое имущество, но и сам должен заплатить за то, чтобы предмет кто-нибудь приобрел 8 .

Несмотря на то, что ученый все-таки не отрицает существование такой правовой категории как «право собственности на отходы», он делает весьма справедливое замечание, которое заслуживает внимания – «право собственности исчезает у собственника имущества, когда последний поименовал его в качестве отхода».

В данной связи, необходимо отметить, что, традиционно, под правые собственности понимается наиболее полное абсолютное право, относящееся к такой категории прав как вещные права. Как справедливо отмечает Е.А. Суханов типичным вещным правом является право собственности, сущность которого раскрывается в «господстве над имуществом, имеющим значение вещи». При этом как справедливо отмечает ученый, объектами вещных прав признаются только вещи, материальные предметы (физически осязаемый объект), обладающий пространственными характеристиками, имеющий экономическую форму товара и в силу этого относящийся к объектам гражданских прав 9 . Иными словами, только вещь может обладать ценностью – вещной ценностью 10 , т.е. обладать потребительскими свойствами, позволяющими удовлетворить те или иные потребности лица из соответствующего имущества, в то же время если вещь не имеет экономической ценности и не может быть рассмотрена в качестве товара такое имущество не является по своей правовой природе вещью и не может признаваться объектом вещных правах – объектом права собственности.

Сказанное дает принципиальные основания для выдвижения тезиса: в случае если лицо указывает, что вещь для него преобразовалась в отход, одномоментно вещь исчезла как объект гражданского оборота и у такого лица пропало право собственности на указанное имущество, поскольку объектом права собственности может быть исключительно имущество, которое обладает вещной ценностью, т.е. потребительскими свойствами.

Однако некоторым может показаться, что такого рода толкование является некорректным, поскольку наличие или отсутствие потребительских свойств у конкретного объекта является оценочным критерием и зависит от того, кто является субъектом, в частности: для одних ламповый компьютер, старый автомобиль, продукт жизнедеятельности парнокопытного скота является отходом, а для других – это вещи, имеющие потребительские свойства, которые можно использовать, например, в качестве печатной машинки, транспортного средства или удобрения. Инструментом для парирования такого рода рассуждения является ответ на вопрос: какие взаимоотношения описывает (регулирует) право собственности, а также в каком значение необходимо рассматривать термин «отход»: субъективном или объективном. Представляется, что право собственности регламентирует исключительно субъект – объектную связь, т.е. предписывает за конкретным индивидуализированным субъектом общественных отношений права и обязанности по отношению к конкретной вещи. В то же время термин «отход», который используется как в текущей редакции ФЗ № 89-ФЗ, так и в ранее действующих (например, редакция от 01.01.2014 г.), также определяется с точки зрения субъективного восприятия конкретного лица с ранее существовавшей вещью, обладавшей полезными для субъекта свойствами (его отношения в рамках прежней субъект-объектной связи). Следовательно, в рассматриваемом контексте необходимо сделать вывод, что в случае если лицо пользуется имуществом, право собственности существует именно на вещь, поскольку присутствует вещная (потребительская) ценность, а, следовательно, субъект – объектная связь 11 существует. В случае же если указанный субъект совершает конклюдентные действия, например, выбрасывает вещь в контейнер – она становится отходом и одномоментно с совершением указанных действий у указанного лица исчезает право собственности на вещь, при этом никакого преобразования (производного способа возникновения) права собственности не происходит и не может происходить. В отдельных случаях третье лицо никаким образом, несвязанное с прежним собственником вещи, может приобрести «выброшенную» вещь по правилам о бесхозяйственной вещи (ст. 225 Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ 12 )), кладе (ст. 233 ГК РФ) или переработки (ст. 220 ГК РФ), однако все указанные модели обращения объектов в собственность являются первичными способами приобретения указанного абсолютного права, которые также возлагают на такого собственника соответствующие права и обязанности, при этом указанные способы не имеют какой-либо связи с ранее действовавших право собственности. Аналогичный подход, как представляется, необходимо применять по отношению к процессам сортировки и утилизации отходов, когда в процессе технологической переработки (ст. 220 ГК РФ) возникают новые объекты гражданского оборота (вещи), обладающие полезными свойствами.

Представляется, что указанный подход является весьма обоснованным, в том числе с точки зрения норм, закрепленных ГК РФ, в частности ст. 236 ГК РФ, которая указывает, что любое лицо вправе путем совершения соответствующих конклюдентных действий заявить о прекращении права собственности. При этом прекращение права собственности на конкретный объект гражданского оборота не означает, что у указанного лица также прекратились все обязанности, в том числе предусмотренные нормами как публичного, так и частного права. Аналогичная ситуация происходит и в договорных отношениях, где момент исполнения (расторжения) договора может не совпадать с моментом прекращения всех обязательств, возникших у его субъектов с (сторон договора) момента его заключения 13 .

Таким образом, допустимо сформулировать следующие выводы:

1. использование понятия «право собственности на отходы» является некорректным и необоснованным как с точки зрения публичного, так и частного права, поскольку право собственности как категория вещного права может возникать исключительно на вещь, у которой присутствует вещная (потребительская) ценность, которая у отхода, очевидно, отсутствует;

2. существование обязанности по внесению платы за негативное воздействие за окружающую среду возникает не в связи с тем, что у лица существует право собственности на отходы, а постольку-поскольку у указанного лица помимо прав на конкретную вещь, находящуюся у него на праве собственности, существуют также и обязанности по его содержанию, в том числе связанные с осуществлением публичных мероприятий по размещению отходов на специальных площадках – полигонах, в целях защиты общественного интереса в здоровой окружающей среде.

Смотрите так же:  Проверка автомобиля на залог нотариус

Текстовые сноски на индексы в статье

1 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 26. ст. 3009.

2 Письмо Росприроднадзора от 25.05.2016 № РН-03-03-31/9771 «О рассмотрении обращения», Письмо Минприроды России от 16.11.2017 № 12-47/30950 «Об обращении с отработанными трубами нефте- и газопроводов», Письмо Росприроднадзора от 13.07.2015 № ОД-03-04-32/11939 «О рассмотрении обращения» и т.д. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс».

3 Пономарев М.В. Право собственности на отходы: правовые проблемы реализации и перехода // Журнал российского права. 2017. № 8. С. 53 — 64.

Также, см.: Зиновкин Н.С. Обзор судебной практики по вопросу платы за размещение отходов производства и потребления // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 2. С. 204 — 211.

4 См.: Ермолина М.А. Принцип платности природопользования и проблемы правоприменения // Правовые вопросы строительства. 2012. № 1. С. 12 — 15.

5 Дудникова А.Г. Передача права собственности на отходы: кто заплатит за НВОС? // Справочник эколога. 2018. № 5. С. 40 – 45.

6 Лунева Е.В. Договорное регулирование внесения платы за размещение отходов: взаимодействие экологического и гражданского права // Экологическое право. 2016. № 1. С. 12 — 16.

7 Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2015 № 301-КГ14-1670 по делу № А79-4567/2013 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс».

Аналогичная позиция встречается и в иных судебных актах. См.: Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 № 13АП-343/2015 по делу № А56-64185/2014, Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2016 по делу № А83-2004/2015, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2017 по делу № А43-20389/2016 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс».

8 Васильев Г.С. О собственнике отходов — разворот судебной практики // Закон. 2015. № 12. С. 106 — 112.

9 Суханов Е.А. Вещное право: научно-познавательный очерк. М.: Статут, 2017. C. 14 – 17, 30 – 32, 70.

10 См.: Белов В.А. Аренда как возвратное обязательство. Дисс. … канд. юрид. наук: 12.00.03 / Белов Валерий Александрович. Москва, 2016. С.73, 94, 123, 125, 180.

11 См.: Белов В.А. Статус лица: юридический аспект // Актуальные проблемы Российского права. 2017. №10. С. 72-79.

12 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32., ст. 3301.

13 См.: п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 № 35 «О последствиях расторжения договора» // Вестник ВАС РФ. 2014. № 8.

Договор на передачу права собственности

Уважаемый Paseka, не ищите данного решения на данном форуме. . т.к. вопрос выполнения Ст.4 89-ФЗ .

«Статья 4. Отходы как объект права собственности

1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

3. Собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.Статья 4. Отходы как объект права собственности»

ОТНОСИТСЯ к серии «ДУТЕКТИВНЫХ».
. . и относится к ГК РФ. поскольку Ваш отход — ЭТО «ДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО». .

А поскольку оно «имущество». то по отходам этот вопрос в ГК РФ не отрегулирован. поскольку от отхода Вы стараетесь «избавиться». «спрятать» в ближайшем лесу. . «подарить» соседу. . естественно, Вы за него пытаитесь «заплатить» а не Вам.

Поэтому здесь начинается «пляска» с бубном. главное не попасть что ваш договор «дарения», «мены» . не попал под «регистрацию». лучше «косить» под Ст 226 п.2 ГК РФ.

Начнем «объяснять» на пальцах.

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Статья 4. Отходы как объект права собственности
1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

Гражданский кодекс Российской Федерации

Статья 209. Содержание права собственности
1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
4. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица

Статья 218. Основания приобретения права собственности

2. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица.

Статья 454. Договор купли-продажи
1. По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Статья 567. Договор мены
1. По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.
2. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже (глава 30), если это не противоречит правилам настоящей главы и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен
.
Статья 572. Договор дарения
1. По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением. К такому договору применяются правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса.

Статья 223. Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору
1. Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 226. Движимые вещи, от которых собственник отказался
1. Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
2. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Статья 235. Основания прекращения права собственности1. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Статья 236. Отказ от права собственности
Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Т.е. Вы можете только указать в договоре ……
Статья 454. Договор купли-продажи
Статья 567. Договор мены

Статья 572. Договор дарения (при этом …. обязуется освободить … от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом(т.е. «заплатить» за НВОС по месту ОКАТО расположения полигона за захоронени отходов)))
Статья 236. Отказ от права собственности

Ну а что это такое смотрите выше…..

ВЫБИРАЙТЕ. . это во-первых.

Право собственности на отходы и НВОС после 01.01.2016г.

Коллеги, добрый день!

Прошу разъяснить по праву собственности на отходы и его связи с платой за негативное воздействие.
Мы транспортировщик отходов (есть лицензия еще от 2011 года, сейчас новую оформляем). До 1 января 2016 года работали по такой схеме: Предприятие А передает нам отходы в собственность, компенсирует НВОС, мы везем на полигон и также компенсируем НВОС полигону, а полигон уже платит государству. Право собственности от нас переходило полигону, никаких проблем не было.
После 1 января вступила в силу статья 16-1 ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой плательщиком признается образователь отходов. В нашем случае предприятие А без проблем согласилось вносить плату за НВОС по справке полигона по количеству размещенных отходов. В РПН нам посоветовали заключить трехсторонний договор: образователь-транспортировщик-полигон, где прописать все условия, кто за что отвечает в соответствии с законодательством.
И вот тут возникла проблема-полигон отказывается брать отходы в собственность, основываясь на том, что если предприятие А не внесет негативку-то ее должен будет внести полигон, как собственник отходов (данное утверждение у полигона родилось после общения с местным РПН).

Посему у меня возникли следующие вопросы:
1. Если законодатель конкретно указал, что плательщиком является образователь — какие могут быть претензии к полигону?
2. Как право собственности на отходы (которое сейчас регулируется ГК) связано с внесением платы за НВОС?
3. Как предприятие может оставаться собственником отходов, которые лежат в куче-мала на полигоне? Если полигон нарушает законодательство, а именно, складирует отходы на территории, превышающей территорию полигона (к примеру), тем самым загрязняя ОС, то предприятие, как собственник отходов, несет ответственность за действия полигона?

Конституционный суд признал вопрос «кто плательщик» запросто урегулируемым по договору между объектом назначения и перевозчиком/образователем.
В нашей рабочей практике в договоры попадает перестраховочное положение «если полигон все же заплатит по решению суда (административного органа), то заказчик компенсирует полигону все издержки».

По третьему вопросу я бы разделял «нормативную» ставку платы и сверхнормативные платежи. Одно — по договору, сверхнорматив — на виновного, если вина установлена надлежащим образом.

Коллеги, может я что-то пропустила, а у нас законодательно объяснили, что за зверь такой ТКО? Какие отходы ТКО, а какие нет?

Насколько поняла, по региональным операторам мораторий до 2019 года ввели?

Юристы у Вас есть ?
Ну тогда можете позабавляться.
Открываете «Word-конвертор Приказов РПН по ГРОРО» («переведенные « в базу данных бумажные Приказы РПН по ГРОРО ).

Находите ХМАО -ЮГРА — смотрите и «хахочите» — из 694 объектов размещения (хранения, захоронения) ВКЛЮЧЕННЫХ по ХМАО — только один под номером 86-00476-З-00758-281114 оказывает влияние на ООС.
Остальные не оказывают — «СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ» — ОТСУТСТВУЕТ

(хохочущий смайлик не привожу)

Да. «забыл» напомнить что такая же ситуация во всех остальных субъектах РФ — это чтобы другие субъекты не завидовали. Ну и не завидовали тому, что 99 % объектов включенных в ГРОРО включены с 13-разрядными отмененного ФККО-2002.

Вы как отчитываетесь то ?

(«ржущий» смайлик не привожу)

Решение КС существует вне зависимости от изменений в 89 закон, никто не мешает урегулировать вопрос договором и сейчас — обязав полигон договором исполнить обязанность за образователя. Не просто так, соответственно. Уточню — платит полигон, но от имени и по поручению образователя.

Смотрите так же:  Сколько стоит осаго в димитровграде

2. Механизм есть — обычная купля-продажа по нарицательной цене. Если в Вашем регионе таких полигонов нет, то жаль. На Северо-Западе такая схема обычна.

А зачем это полигону?

Вы о чем господа спорите то ?
Все уже поделено, распределено и посчитано кто и сколько получит.

Все уже досканально прописано в проектах постановлений правительства в т.ч. правила «игры» и понятийный аппарат по переходу прав собственности на отходы ТКО, кто и когда кому платит, кто кому должен, что такое полигоны ТКО, какие отходы туда принимаются, типы типовых договоров и их содержание, включая текстовую часть про переход права собственности, правила и критерии по которым полигоны ТКО соответствуют, несоответствуют требованиям ООС ну и т.д. и т.п.

Вы о чем спорите то ?

Все уже поделено и распределено, включая механизм и нормативы платы для включения в квартплату, перечень отходов, которые попадают в ТКО от предприятий и т.д. и т.п. в .т. числе куда будут девать остальные отходы от предприятий, которые не вошли в ТКО.

Короче — смотрите проекты НПА, в т.ч. «Правила по обращению с твердыми коммунальными отходами» (ТКО) ну и т.д. и т.п.

Нормативные документы

Государственные доклады

Экологический словарь

В помощь начинающим

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: [email protected]

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (800) 200-111-2
(звонок бесплатный
по всей территории РФ)
E-mail: [email protected]

© 2004-2019 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: [email protected] с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Право собственности на отходы и договорные отношения в области обращения с отходами

Ключевые вопросы:

Отношения собственности на отходы в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Отношения собственности на отходы согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации

Договорные отношения с поставщиками и подрядчиками в области обращения с отходами

Отходы, как и любые другие предметы и иные вещи, обладающие относительной независимостью и устойчивостью существования, являются (в отличие от загрязняющих веществ, выбрасываемых с отходящими газами или сбрасываемых со сточными водами) объектом права собственности, которое регулируется преимущественно нормами гражданского законодательства. Эти нормы определяют, с одной стороны, права собственника на владение, пользование и распоряжение своим имуществом (в т.ч. право по своему усмотрению совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам), а с другой — обязанность собственника нести бремя содержания своего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ НА ОТХОДЫ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 24.06.1998 № 89-ФЗ «ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ»

Нормы, регулирующие право собственности на отходы, содержатся в ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ).

Как известно, до вступления в силу с 01.01.2015 изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ[1], ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ было установлено следующее:

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

(в ред. от 25.11.2013, утратила силу)

Статья 4. Отходы как объект права собственности

1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
3. Собственник отходов I–IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности[2].
4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

Как видим, указанная статья содержала специальное требование к собственнику отходов, которое ограничивало его в праве распоряжения своими отходами как объектом собственности. Так, собственник был вправе отчуждать отходы, передавать, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами только лицу с лицензией на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

С 01.01.2015 ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ была сокращена до минимума:

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 4. Отходы как объект права собственности
(в ред. Федерального закона № 458-ФЗ)

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, ранее действовавшее требование об обязательном наличии лицензии на соответствующие виды деятельности в области обращения с отходами I–IV классов опасности у лиц, которым передаются эти отходы (т.е. ограничение оборотоспособности отходов I–IV классов опасности), было отменено.

В настоящее время продолжает действовать норма Федерального закона № 89-ФЗ, запрещающая размещать отходы на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов[3] (далее — ГРОРО), ведение которого осуществляет Росприроднадзор (пп. 6 и 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ), но этот запрет прямо не связан с отношениями собственности.

КСТАТИ

В Государственную Думу внесен законопроект № 826840-6 «О приостановлении действия пункта 7 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»»[4], в соответствии с которым предлагается приостановить до 1 января 2019 г. действие п. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ.

В целом согласно нормам Федерального закона № 89-ФЗ большинство обязательств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с реализацией инструментов государственного регулирования в области обращения с отходами (лицензирование, паспортизация, нормирование, учет и др.), также прямо не связаны с правом собственности на отходы и возлагаются не на собственников отходов, а на лиц, в результате деятельности которых образуются отходы, что имеет важное значение, если собственник отходов и лицо, в результате деятельности которого образуются отходы, не совпадают.

В перспективе в законодательных нормах (в т.ч. в новых статьях Федерального закона № 89-ФЗ и Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ), введенных Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ[5] и Федеральным законом № 458-ФЗ) также сохраняется возложение основных обязанностей при обращении с отходами на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате деятельности которых образуются отходы, независимо от права собственности на эти отходы.

В частности, в соответствии с п. 1 ст. 16.1 (вступит в силу 01.01.2016 согласно Федеральному закону № 219-ФЗ) Федерального закона № 7-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, будут являться юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы[6].

Большую значимость отношения собственности имеют применительно к отходам (лому) черных и цветных металлов.

Так, согласно п. 2 ст. 13.1 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение только в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы, что в первую очередь определяет необходимость установления условий первичного возникновения права собственности на отходы, а также условий его приобретения.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 369 (в ред. от 12.12.2012). Данные Правила определяют порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки[7]) и отчуждения лома и отходов черных металлов на территории Российской Федерации.

Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 370 (в ред. от 12.12.2012). Данные Правила определяют порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки[8]) и отчуждения лома и отходов цветных металлов на территории Российской Федерации.

Необходимо учитывать, что в соответствии с п. 34 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон № 99-ФЗ) заготовка[9], хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов относятся к лицензируемым видам деятельности.

Отношения собственности имеют принципиально важное значение при установлении гражданско-правовой ответственности за причинение вреда окружающей среде, связанного с обращением с отходами всех видов и классов (в т.ч. при нарушении законодательства в области охраны окружающей среды).

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 1 ст. 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда, причиненного деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (в т.ч. при обращении с отходами), возлагается на лицо, которое владеет источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.

На основании п. 3 ст. 78 Федерального закона № 7-ФЗ иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет. Именно поэтому установление условий первичного возникновения права собственности на отходы, а также условий его приобретения имеет существенное значение в отношении всех отходов.

ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ НА ОТХОДЫ ПО ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Применительно к деятельности в области обращения с отходами приоритетное значение имеют нормы гражданского законодательства, регулирующие:

  • отношения собственности на отходы и возникновение гражданских прав и обязанностей при их отчуждении;
  • определенные виды обязательств в отношении обращения с отходами по гражданским договорам (прежде всего договорам подряда и возмездного оказания услуг).

Следует отметить, что не все отношения в области обращения с отходами прямо урегулированы гражданским законодательством — в этих случаях применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (ст. 6 ГК РФ).

В частности, прямо не урегулированы гражданским законодательством основания возникновения права собственности на отходы (как на вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению[10]) в момент их образования. Поэтому в данном случае применяются нормы гражданского права, регулирующие сходные отношения.

Первичное право собственности на отходы (которое ранее устанавливалось в ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ) в общем случае определяется исходя из норм ст. 220 ГК РФ и подразумевает по существу переход права собственности с материалов на отходы, образовавшиеся в результате переработки материалов, а не возникновение права собственности на отходы у переработчика, в результате деятельности которого образовались эти отходы, т.е. собственником отходов изначально является собственник материалов, из которых образовались отходы[11]:

Извлечение
из ГК РФ

Статья 220. Переработка

1. Если иное не предусмотрено договором, право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов.
[…]

При этом согласно ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества (в т.ч. и отходов) любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в т.ч. отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом.

Смотрите так же:  Доверенность на подписание договоров ип

Гражданским законодательством установлены также общие нормы, регулирующие отчуждение имущества на основании соответствующих договоров (ст. 218 ГК РФ):

Извлечение
из ГК РФ

Статья 218. Основания приобретения права собственности

[…]
2. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
[…]

Исходя из норм Гражданского кодекса, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договоров, предметом которых непосредственно по Гражданскому кодексу является передача права собственности, т.е. договоров купли-продажи, мены или дарения (из них наибольшее практическое значение имеют допустимые при всех условиях договоры купли-продажи). Но возможны и другие сделки об отчуждении этого имущества (прежде всего в случаях его неликвидности, т.е. когда имущество не имеет реальной рыночной стоимости) с включением положений о передаче права собственности в различные гражданские договоры других видов. Указанные нормы (которые до 01.01.2015 присутствовали в ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ) должны применяться и в отношении отходов (как объекта собственности)[12].

В статье 226 ГК РФ установлены нормы, регулирующие обращение в собственность брошенных движимых вещей, в т.ч. брошенных на земельном участке отходов различных видов, в отношении которых собственник земельного участка (землевладелец, землепользователь) имеет право (а фактически обязан — в контексте норм ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации по охране земель от загрязнения и захламления) совершить действия, свидетельствующие об обращении их в свою собственность:

Извлечение
из ГК РФ

Статья 226. Движимые вещи, от которых собственник отказался

1. Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
2. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Каких-либо ограничений оборотоспособности отходов как объектов собственности в Гражданском кодексе не установлено. Как отмечалось ранее, такое ограничение с 01.01.2015 отсутствует и в Федеральном законе № 89-ФЗ.

Вместе с тем вытекающее из Гражданского кодекса и Федерального закона № 89-ФЗ (в ред. Федерального закона № 458-ФЗ) отсутствие ограничений оборотоспособности отходов несколько осложняется тем, что в приказах Минприроды России, принятых или разработанных до вступления в силу Федерального закона № 458-ФЗ, сохраняется требование о включении в природоохранную документацию сведений о наличии лицензий на деятельность по обращению с отходами у лиц, которым передаются отходы.

Например, в сносках к приложениям 11 и 18 к Методическим указаниям по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение[13], утвержденным Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349, предусмотрено, что при передаче (предлагаемой ежегодной передаче) отходов I–IV класса опасности другим хозяйствующим субъектам с целью их обезвреживания и (или) размещения в таблицах «Предлагаемая ежегодная передача отходов другим хозяйствующим субъектам» проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР) и «Фактическое использование, обезвреживание, размещение отходов, а также их передача другим хозяйствующим субъектам за период с ____ по ____» технического отчета по обращению с отходами указываются номер и дата выдачи лицензии на деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I–IV класса опасности[14].

Согласно п. 18 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред. от 25.06.2014), в таблице «Данные учета отходов, переданных от индивидуального предпринимателя (юридического лица)» (приложение № 3) указываются дата выдачи и номер лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV класса опасности[15] и наименование органа, выдавшего эту лицензию.

На основании пп. 11 и 12 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного Приказом Минприроды России от 16.02.2010 № 30 (в ред. от 09.12.2010), юридические лица и индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, обязаны:

•указать в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (далее — отчетность) дату выдачи и номер документа, подтверждающего наличие у юридического лица и индивидуального предпринимателя, которым в отчетном периоде были переданы отходы, лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I–IV класса опасности[16] (далее — лицензия) (при передаче отходов I–IV класса опасности);
•в приложения к отчетности включить копии документов, подтверждающих наличие лицензии и выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которым отчитывающийся субъект малого и среднего предпринимательства передал в отчетном периоде отходы I–IV класса опасности.

Принимая во внимание верховенство федеральных законов (ст. 4 Конституции Российской Федерации), указанные выше нормативные правовые акты должны применяться только в части, не противоречащей федеральным законам, или могут быть обжалованы в Верховном Суде Российской Федерации.

ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Поскольку предприятие, оставаясь собственником отходов, несет ответственность за соблюдение требований в области обращения с отходами как на своих собственных или арендованных земельных участках, так и за их пределами (например, при транспортировке отходов), оно обязано следить за выполнением поставщиками (подрядчиками) природоохранных требований при осуществлении ими деятельности в области обращения с отходами собственника, которая может оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Управление деятельностью поставщика (подрядчика), связанной с воздействием на окружающую среду (в т.ч. при обращении с отходами), со стороны предприятия-заказчика может осуществляться только на основе договоров, заключаемых в соответствии с общими положениями, а также правилами об отдельных видах договоров (подряда, возмездного оказания услуг, поставки), которые содержатся в Гражданском кодексе. Также необходимо установить технические требования к работам (услугам) (техническое задание) и обязательно включить в договорные обязанности контрагента обеспечение выполнения требований в области обращения с отходами.

Общие требования в области охраны окружающей среды, которые должны соблюдать строительные подрядчики, сформулированы непосредственно в Гражданском кодексе:

Извлечение
из ГК РФ

Статья 751. Обязанности подрядчика по охране окружающей среды и обеспечению безопасности строительных работ

1. Подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ.
Подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований.
2. Подрядчик не вправе использовать в ходе осуществления работ материалы и оборудование, предоставленные заказчиком, или выполнять его указания, если это может привести к нарушению обязательных для сторон требований к охране окружающей среды и безопасности строительных работ.

Общие экологические требования к строительным подрядчикам, другим подрядчикам и поставщикам услуг, а также их ответственность за нарушения природоохранного законодательства (в т.ч. в области обращения с отходами) могут (и, вероятно, должны быть) отражены в договорах подряда или поставки услуг.

Например, при оформлении договоров строительного подряда, подряда на реконструкцию, техническое перевооружение, ремонты и техническое обслуживание оборудования, зданий и сооружений, включая поставку и монтаж оборудования, уборку и благоустройство территории и т.д., подрядчику (поставщику) могут вменяться следующие обязанности:
•в случае применения контролирующими органами штрафных санкций к заказчику по фактам нарушений требований в области обращения с отходами, их размещения в непредназначенных для этих целей местах, произошедших по вине подрядчика, возмещать заказчику расходы на уплату таких штрафов в течение 10 банковских дней (или другого срока) с даты получения соответствующего письменного требования;
•своими силами обеспечивать складирование отходов, образующихся в процессе выполнения работ, в местах, указанных заказчиком;
•за свой счет организовывать погрузку-разгрузку, транспортирование и передачу отходов, образовавшихся в процессе выполнения работ, в места их захоронения или специализированным организациям для их утилизации, обработки, обезвреживания, размещения.

В случае нарушения подрядчиком и его работниками требований в области обращения с отходами (если договором предусмотрена их фиксация в акте, который подписывается ответственными работниками предприятия) в отношении подрядчика в договоре может быть установлена ответственность в виде уплаты штрафа в размере, например, 100 000 руб. за каждый случай нарушения с увеличением указанной суммы, например, на 100 % по отношению к предыдущему случаю за каждое последующее нарушение (в т.ч. за нарушение указанных требований субподрядчиками и их работниками).

Дополнительная конкретизация общих экологических требований в отношении обращения с отходами возможна в техническом задании (технических условиях) к договорам подряда или поставки услуг (выполнения работ).

Например, в обязанности подрядчика (поставщика услуг) при выполнении работ на территории предприятия или в зоне его ответственности могут быть включены следующие обязанности:
•строго соблюдать установленный порядок обращения с отходами[17], Инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп;
•осуществлять уборку территории в месте выполнения работ или оказания услуг, ежедневно удалять отходы из мест их образования в места накопления, установленные на Карте-схеме мест накопления отходов на территории предприятия и предоставленные предприятием подрядчику для использования в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»;
•обеспечивать обращение с горючими отходами в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (в ред. от 06.03.2015);
•своевременно (с соблюдением установленных периодичности или срока) осуществлять погрузку-выгрузку, транспортирование и передачу отходов для утилизации, обработки, обезвреживания или — в пределах установленных для предприятия лимитов — размещения отходов на объектах размещения отходов, внесенных в ГРОРО;
•осуществлять погрузку-выгрузку, вывоз и передачу собственных отходов, образующихся в процессе выполнения работ на территории предприятия из материалов и оборудования, принадлежащих поставщику (подрядчику);
•незамедлительно информировать ответственного исполнителя договора об изменении условий образования отходов, увеличении их количества или образовании видов отходов, не предусмотренных в ПНООЛР подразделения предприятия.

Особое значение имеют договоры возмездного оказания услуг в отношении сбора, транспортирования, утилизации, обработки, обезвреживания и размещения отходов с фактическим или потенциально возможным загрязнением земель (в т.ч. лесного фонда) или водных объектов. Применительно к таким договорам наиболее перспективным является передача подрядчику (поставщику услуг) права собственности (если это возможно) на отходы, поскольку после удаления отходов со своей территории предприятие практически утрачивает контроль за соблюдением требований в области обращения с этими отходами, но не утрачивает, оставаясь собственником отходов, ответственности за причинение вреда окружающей среде в результате нарушения требований в области обращения с ними.

В случае невозможности передачи права собственности на отходы подрядчику (например, по причине его возможного отказа принимать право собственности при отсутствии альтернатив приобретения аналогичных услуг у других подрядчиков или полного отсутствия таких подрядчиков в конкретном регионе) чрезвычайно важно установление ответственности подрядчика (поставщика услуг) по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде нарушением требований в области обращения с отходами по вине подрядчика, предъявляемым органами надзора (в т.ч. прокурорского) предприятию-заказчику услуг, являющемуся собственником отходов. Формально такие иски могут быть обжалованы в суде и в отсутствие соответствующих положений в договоре, но спорные вопросы решаются более успешно, если изначально права и обязанности сторон (в т.ч. в отношении условий возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения требований в области обращения с отходами) установлены в договоре.

[1] Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ).

Подробнее об изменениях, предусмотренных данным Федеральным законом, и подзаконных актах, принятых в его развитие, см.:

Другие публикации:

  • Договор на поставку песка и щебня Типовой договор о поставках нерудных материалов Типовой договор о поставке нерудных материалов Договор о поставке нерудных материалов по отгрузочным разнарядкам №_______________ г. Москва «____» 20____ […]
  • Прививки приказ 551 О внесении изменений в Календарь профилактических прививок в Украине МІНІСТЕРСТВО ОХОРОНИ ЗДОРОВ'Я УКРАЇНИ Зареєстровано в Міністерстві юстиції України 04 червня 2018 р. за N 659/32111 Про внесення змін до Календаря профілактичних щеплень в […]
  • Загс тамбова подать заявление Загс тамбова подать заявление Внимание! С 01 октября 2018 года вводится в эксплуатацию ФГИС «ЕГР ЗАГС» Внимание! С 18 ноября 2018 года вступает в силу Закон Тамбовской области от 06.11.2018 №280-З «О прекращении исполнения отдельными администрациями […]
  • Приказ 183н от 220414 ПРИКАЗ МЗ РФ №183н ОТ 22.04.2014 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 22 апреля 2014 г. N 183н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРЕДМЕТНО-КОЛИЧЕСТВЕННОМУ УЧЕТУ Для скачивания: […]
  • Поставка дизельного топлива договор Предлагаем ГСМ с доставкой по договору. Договор на поставку товара № ___ «____» _________ 2010г. ООО «Топливная компания Люберецкого района», именуемое в дальнейшем «Поставщик», в лице директора Кропоткина А.П., действующего на основании Устава, с одной […]
  • Камышинский хлебокомбинат отчетность ЦЕНТР РАСКРЫТИЯ ОАО "Камышинский хлебокомбинат" Раскрытие в сети Интернет годовой бухгалтерской отчетности Обязательное раскрытие информации АО, раскрытие дополнительных сведенийО раскрытии в сети Интернет годовой бухгалтерской отчетности 1. Общие […]

Вам также может понравиться