Договор овсе

Россия вышла из Договора об обычных вооруженных силах в Европе

Россия решила приостановить участие в заседаниях Совместной консультативной группы (СКГ) по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Об этом говорится в заявлении руководителя российской делегации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Антона Мазура.

По словам представителя МИД, Москва полностью остановит действие ДОВСЕ с 11 марта 2015 года. Кроме того, дипломат заявил, что Россия просит Беларусь представлять ее интересы в СКГ.

При этом Мазур подчеркнул, что этот шаг не означает отказа Москвы от дальнейшего диалога о контроле над обычными вооружениями в Европе (КОВЕ), «если и когда для него созреют наши партнеры». «Мы по-прежнему готовы к совместной работе над новым режимом KOBE, отвечающим интересам как России, так и других европейских государств», — заявил он.

Говоря о причинах, которые побудили Москву на такой шаг, Мазур, в частности, напомнил, что по настоянию стран НАТО диалог о будущем KOBE был остановлен в 2011 году и с тех пор не возобновлялся. «Западные партнеры регулярно используют эту площадку для обращений к российской стороне с ритуальными и не имеющими отношения к действительности призывами вернуться к соблюдению ущербного для нас старого ДОВСЕ», — подчеркнул дипломат.

Он отметил, что «в этих условиях продолжение участия в заседаниях СКГ, как правило, сводящихся к зачитыванию повестки дня, становится для Российской Федерации бессмысленным с политической и практической точек зрения и неоправданно затратным — с финансово-экономической».

В ноябре 2014 года о смерти ДОВСЕ заявил глава российского МИД Сергей Лавров. Он добавил, что Москва не намерена к нему возвращаться.

ДОВСЕ был подписан 19 ноября 1990 года в Париже и вступил в силу в 1992-м. Изначально подписи под ним поставили представители 16 государств НАТО, а также шести государств-участников Варшавского договора. Соглашение устанавливало ограничения на размер обычных вооруженных сил и определяло предельные численности обычных вооружений, развертываемых сторонами в Европе.

После распада Варшавского договора и СССР образовался дисбаланс из-за расширения НАТО за счет бывших стран-союзников СССР и его составных частей. Москва присоединилась к адаптированному договору, но он так и не был ратифицирован большинством европейских государств, и в 2007 году Россия приостановила действие ДОВСЕ.

ДОГОВОР ОБ ОБЫЧНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ В ЕВРОПЕ (ДОВСЕ) — договор, подписанный 19 декабря 1990 г. в Париже полномочными представителями 16 государств.участников НАТО и 6 государств (после объединения Германии) – участников ОВД. Он был направлен на ограничение возможности размещения обычных вооружений стран-участниц Организации Варшавского Договора и НАТО вдоль линии их соприкосновения. Целями Договора являлись установление безопасного и стабильного баланса обычных вооруженных сил в Европе на более низких уровнях; ликвидация неравенств, наносящих ущерб стабильности и безопасности. ликвидация потенциала для осуществления внезапного нападения и для начала крупномасштабных наступательных действий в Европе. В декабре 2007 Россия приостановила действие ДОВСЕ в связи с рядом исключительных обстоятельств, влияющих на безопасность Российской Федерации (см. ниже).

Договором ограничивались следующие пять категорий вооружений: боевые танки, боевые бронированные машины (БТР, БМП и боевые машины с вооружением калибра свыше 75 мм), артиллерия калибра 100 мм и более (орудия, минометы, реактивные системы залпового огня – РСЗО), боевые самолеты (самолеты фронтовой, тактической авиации, средние бомбардировщики, истребители ПВО , учебно-боевые самолеты), ударные вертолеты.

Договором предусматривались коллективные уровни вооружений для каждой из групп государств, входивших в НАТО и ОВД:

1. Региональные ограничения:

– Центральная Европа (на стороне НАТО – Германия, страны Бенилюкс; на стороне ОВД – Польша, Венгрия, Чехословакия);

– расширенная Центральная Европа (Центральная Европа с включением на стороне НАТО Франции, Великобритании, Италии, Дании, а на стороне ОВД – военных округов.СССР – Прибалтийского, Белорусского, Прикарпатского, Киевского). При этом устанавливались ограничения на общее количество вооружений в Киевском военном округе;

– расширенная Центральная Европа с включением тылового района (расширенная Центральная Европа с включением на стороне НАТО Испании и Португалии, а на стороне ОВД – Московского и Приволжско-Уральского военных округов.СССР);

2. Предельные уровни вооружений (уровни достаточности) для одного государства в составе каждого союза.

3. Национальные уровни ограничений вооружений СССР (по соглашению между государствами-членами ОВД).

4. Количество вооружений для СССР на флангах (Ленинградский, Одесский, Северокавказский, Закавказский военные округа). Складское хранение сверх согласованных уровней (4700 танков, 5900 ББМ, 6000 артиллерийских систем в регулярных войсках – статья V, п.1) разрешено для Одесского и южной части Ленинградского военных округов.

5. Морская авиация наземного базирования.

6. Вооружения в полувоенных формированиях (КГБ СССР, МВД СССР, ДОСААФ).

Вооружения и техника, ограничиваемые Договором в других видах ВС , в общий уровень ограничений по Договору не включались, но по ним государств.-участницы Договора обменивались информацией.

Договором определялась периодичность обмена информацией, порядок подсчета вооружений и квоты инспекций.

Предполагалось, что сокращения осуществляются в 3 этапа. К концу первого этапа (через 16 мес. после вступления Договора в силу) каждое государство должно ликвидировать 25% излишествующих вооружений и техники, к концу второго этапа (через 28 мес.) – 60%, к концу третьего (через 40 мес.) – все остальные вооружения и технику.

Договор позволил главам государств и правительств Европы, а также США и Канады заявить о том, что отныне отношения их государств будут основываться на взаимном уважении, сотрудничестве и равной безопасности, что отныне в Европе уже нет противников и нет военного противостояния двух групп государств. В целом он являлся достаточно действенным инструментом укрепления европейской безопасности.

Рассматривая Договор как важнейший инструмент поддержания военно-политической стабильности в Европе, Россия принимала самое активное участие в переговорах по его модернизации (1996-1999 гг.), которые проводились по ее инициативе. В целях обеспечения нормального функционирования ДОВСЕ и поддержания его жизнеспособности в меняющейся военно-политической обстановке в Европе государствами-участниками Договора на стамбульском саммите ОБСЕ 19 ноября 1999 г. было подписано Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе. К настоящему времени его ратифицировали лишь Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина (для вступления в силу адаптированного Договора необходима его ратификация всеми государствами-участниками).

Соглашение об адаптации трансформировало зонально-групповую основу Договора (по признаку членства в военно-политических союзах) в систему национальных (для всех категорий ограничиваемых Договором вооружений и техники) и территориальных (для наземных сил) уровней для каждого государств.-участника.

Параллельно с подписанием указанного Соглашения и в связи с ним на встрече ОБСЕ на высшем уровне в г. Стамбуле был принят Заключительный акт Конференции государств.участников Договора (не требует ратификации). К нему приложены заявления 4 центрально-европейских государств – Венгрии, Польши, Чехии и Словакии о будущем понижении их территориальных предельных уровней (ТПУ ), а также Белоруссии, Германии и Украины – об отказе от использования механизмов, позволяющих увеличивать свои ТПУ , России – относительно сдержанности и использования договорных гибкостей в Калининградской и Псковской областях, Молдовы – об отказе принимать на своей территории иностранные обычные вооружения на условиях временного развертывания. К Заключительному акту прилагается также российско-грузинское заявление, фиксирующее в том числе обязательства России относительно сокращения излишков ограничиваемых Договором вооружений и техники, (договором вооружения и техника»>ОДВТ ), и вывода (утилизации) ОДВТ, находящихся на российских военных базах в городах Вазиани, Гудауте и на ремонтных предприятиях в г. Тбилиси. Эти обязательства Российской Федерацией полностью выполнены. В Заключительном акте зафиксированы также обязательства РФ вывести (уничтожить) к концу 2001 г. российские договором вооружения и техника»>ОДВТ , находящиеся на территории Молдовы.

Все названные политические обязательства являются частью пакета, формирующего единый режим обновленного Договора.

Вводимая в обновленном Договоре жесткая система национально-территориальных ограничений устанавливала потолок для размещения ограничиваемых Договором наземных вооружений и техники и четкие временные и количественные рамки возможных изменений этого потолка без подрыва общей и региональной стабильности в районе применения (ограничение воздушного компонента договором вооружения и техника»>ОДВТ должно было осуществляться в рамках национальных уровней государств.участников Договора и заявления НАТО о неразмещении на постоянной основе существенных боевых сил альянса на территориях его новых членов).

Вступление в силу Соглашения об адаптации Договора не влекло за собой понижения обороноспособности России. Российские уровни договором вооружения и техника»>ОДВТ соответствовали параметрам предыдущего Договора: по танкам – 6350 ед., по боевым бронированным машинам – 11280 ед., по артиллерийским системам – 6315 ед., по боевым самолетам – 3416 ед., по ударным вертолетам – 855 ед. Более того, увеличивалась российская квота вооружений для регулярных частей.

В соответствии с фланговым режимом адаптированного Договора Россия получала возможность иметь в новой фланговой зоне (ЛенВО – без Псковской области, СКВО – без Волгоградской, Астраханской и восточной части Ростовской областей) почти в четыре раза больше ББМ: 2140 вместо 580 ед. в регулярных частях по действовавшему Договору. По танкам и артиллерии России разрешалось использовать право на дополнительное временное развертывание (153 танка и 140 артсистем). Россия сохраняла возможность переброски вооружений и техники из северного района в кризисный южный район фланговой зоны.

Смотрите так же:  Заявление на двойной стандартный налоговый вычет

Обновленный Договор позволял сохранить присутствие российских вооружений и техники в Армении и на Украине. В рамках двусторонних договоренностей в контексте адаптированного Договора было получено согласие Грузии на сохранение на ее территории российских ОДВТ в параметрах базового временного развертывания (153 танка, 241 ББМ , 140 артсистем). Что касается Молдовы, то в соответствии с ее Конституцией на молдавской территории запрещено присутствие иностранных вооруженных сил, что нашло отражение в стамбульских решениях ОБСЕ .

Режим адаптированного Договора создавал основу для формирования широкой зоны стабильности в Центральной и Восточной Европе. Он ограничивал возможности развертывания в этом регионе обычных вооруженных сил государств.членов НАТО. Польша, Венгрия, Чехия и Словакия взяли обязательства до конца 2002 г. (Польша – до конца 2003 г.) сократить свои территориальные и национальные уровни по сравнению с существующими на 595 танков, 665 ББМ и 440 артсистем. Территориальные уровни этих государств, а также Германии не должны были пересматриваться в сторону повышения. Взяли обязательства дополнительно сократить свои уровни Германия (по танкам территориальный и национальный предельные уровни снижались на 200 ед.) и Италия (территориальный предельный уровень понижался на 81 танк, 167 ББМ и 137 артсистем).

Кроме того, вне рамок Договора государств.-члены НАТО приняли обязательство политического характера: не размещать на постоянной основе свои существенные боевые силы.на территориях новых членов альянса. В результате возможное развертывание сил НАТО на территориях Польши, Венгрии и Чехии не должно было привести к опасной дестабилизации военной обстановки в регионе.

Со своей стороны Россия заявила, что будет проявлять адекватную сдержанность в Калининградской и Псковской областях и не станет размещать там дополнительно на постоянной основе существенные боевые силы.

Адаптированный Договор ограничивал возможности размещения сил на территории иностранных государств. Такое размещение должно было осуществляться с явно выраженного согласия принимающего эти силы государств.-участника Договора. Оно имело право на подобное размещение как в счет заполнения зазора между своим ТПУ и реальным наличием собственных вооружений и техники, так и путем временного превышения ТПУ на фиксированные величины базового и, в случае кризисных ситуаций, чрезвычайного временного развертывания. Осуществление обоих видов временных развертывании подлежало контролю и подпадало под дополнительные меры транспарентности.

В случае временного развертывания с превышением ТПУ более чем на 153 танка, 241 ББМ и 140 артсистем был предусмотрен и политический ограничитель – безотлагательный созыв конференции государств.участников, на которой принимающие и осуществляющие развертывание государств.-участники должны были объяснить его причины. Задействовался механизм ОБСЕ – об итогах конференции информировался Постоянный совет ОБСЕ , который мог принять необходимые политические меры для урегулирования ситуаций, связанных с этим развертыванием.

Принципиально новым качеством обновленного Договора явился охват ограничительным, инспекционным и информационным режимами динамических изменений количества договором вооружения и техника»>ОДВТ . Помимо ЧВР , подлежали уведомлению и контролю все значимые в военном отношении (30 танков, 30 ББМ и 10 артсистем) трансграничные перемещения наземных договором вооружения и техника»>ОДВТ . Договор ограничивал также транзитные переброски вооружений и техники по времени – как совокупному для всех государств, так и по сроку пребывания транзитных вооружений на территории одного государств.-участника.

Качественно были модифицированы информационный и контрольный механизмы Договора за счет положений, позволяющих более оперативно отслеживать изменения в количестве вооружений, структуре и дислокации обычных вооруженных сил государств.участников в районе применения Договора. Обновленный режим инспекций позволял составить более полное представление о масштабах мероприятий, в рамках которых осуществляется развертывание дополнительного количества вооружений, и о динамике передислокаций существенных в военном отношении группировок войск.

Последовавшая в начале 2000-х гг. трансформация геополитической обстановки, связанная с массовым вступлением бывших стран ОВД в НАТО и затянувшийся отказ западных государств ратифицировать адаптированный ДОВСЕ, оправдывавшийся якобы неполным выполнением Россией стамбульских политических обязательств в отношении Грузии и Молдавии, привели к тому, что Россия настояла на созыве Чрезвычайной конференции по ДОВСЕ, которая состоялась в Вене 12-15 июня 2007 г. На ней российская делегация выдвинула ряд предложений, направленных на восстановление жизнеспособности режима ДОВСЕ: присоединение к адаптированному Договору Латвии, Литвы и Эстонии; понижение общего уровня численности ОДВТ стран НАТО для компенсации дисбаланса, возникшего в связи с расширением альянса; отмена фланговых ограничений для территории России и пр.

Итоговый документ Конференции, однако, согласовать не удалось в связи с отсутствием у целого ряда стран политической воли к поиску взаимоприемлемых решений, и 13 июля 2007 г. Президент России подписал указ о приостановлении Российской Федерацией действия ДОВСЕ (вступил в силу 13 декабря 2007 г.) до тех пор, пока страны НАТО не ратифицируют Соглашение об адаптации и не начнут добросовестно выполнять этот документ.

Состоявшаяся в конце первого десятилетия 21 века «перезагрузка» в российско-американских отношениях, подписание и ратификация Россией и США нового Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) создали предпосылки для обсуждения в 2011 г. рамочного документа, который позволил бы возобновить переговоры о контроле над обычными вооружениями в Европе.

Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 10 лет назад — 13 июля 2007 г. — президент РФ Владимир Путин подписал указ о приостановлении Россией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об этом Договоре, проблемах его адаптации, ратификации и выполнения.

Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) был подписан 19 ноября 1990 г. 16 государствами НАТО и шестью странами Организации Варшавского Договора (ОВД). Целью документа было установление безопасного военного баланса в Европе за счет сокращения вооружений обычных вооруженных сил. Для каждого блока были установлены максимальные уровни вооружений и техники: 20 тыс. танков, 30 тыс. боевых бронированных машин, 20 тыс. артиллерийских систем, 6,8 тыс. боевых самолетов и 2 тыс. ударных вертолетов.

Вооружение и техника сверх этих уровней подлежали сокращению в течение 40 месяцев. Кроме того, вводились ограничения в так называемых фланговых зонах (для ОВД — Болгария, Румыния, Закавказский, Ленинградский, Северо-Кавказский, Одесский военные округа СССР; для НАТО — Греция, Исландия, Норвегия и Турция). На флангах каждой стороне разрешалось иметь не более 4,7 тыс. танков, 5,9 тыс. бронемашин и 6 тыс. артиллерийских систем. Для контроля за соблюдением договора вводилась система взаимных инспекций.

После распада СССР, роспуска ОВД, разделения Чехословакии и объединения Германии участниками ДОВСЕ стали 30 государств. Квота СССР была разделена между новыми независимыми государствами. Соглашение об этом 15 мая 1992 г. в Ташкенте подписали Россия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Молдавия, Украина и Грузия (Латвия, Литва и Эстония остались вне договора). Россия обязалась иметь не более 6,4 тыс. танков, 11 тыс. 480 бронемашин, 6 тыс. 415 артсистем, 3 тыс. 450 самолетов и 890 вертолетов.
9 ноября 1992 г. ДОВСЕ вступил в силу. Выход на установленные уровни в основном был завершен в 1995 г.

К этому моменту у России возникли трудности с реализацией положений документа, касающихся фланговой зоны, в частности Ленинградского и Северо-Кавказского военных округов. В этих округах допустимые лимиты были превышены, в том числе из-за боевых действий в Чечне. Поправкой к ДОВСЕ от 31 мая 1996 г. границы фланговых зон были пересмотрены: из них были исключены Псковская, Волгоградская, Астраханская области, а также восточная часть Ростовской области и коридор на юге Краснодарского края. Тогда же сроки выполнения Россией обязательств по ДОВСЕ были отодвинуты на конец мая 1999 г.

Всего в рамках ДОВСЕ было ликвидировано 59 тыс. единиц вооружений, и проведено около 60 тыс. инспекций.

Адаптированный ДОВСЕ

К концу 1990-х гг., когда часть бывших членов Организации Варшавского договора вступила в НАТО, существующие лимиты боевой техники для блоков потеряли смысл. В связи с этим участники ДОВСЕ приняли решение об обновлении договоренностей. В итоге 19 ноября 1999 г. на саммите ОБСЕ в Стамбуле было подписано Соглашение об адаптации ДОВСЕ.

Этот документ предусматривал переход от блоковых ограничений к национальным и территориальным, в том числе был введен лимит на размещение на территории суверенных государств боевой техники других стран. Национальная квота для России несколько сократилась и составила 6 тыс. 350 танков, 11 тыс. 280 бронемашин, 6 тыс. 315 артсистем, 3 тыс. 416 самолетов и 855 вертолетов. Фланговые лимиты — 1,3 тыс. танков, 2 тыс. 140 бронемашин и 1 тыс. 680 артиллерийских систем.

Общая квота НАТО на момент подписания документа составила 19 тыс. 96 танков, 31 тыс. 787 бронемашин, 19 тыс. 529 артиллерийских систем, 7 тыс. 273 самолетов, 2 тыс. 282 вертолетов.

Заключительный акт переговоров по адаптации договора

Одновременно с Соглашением об адаптации ДОВСЕ 19 ноября 1999 г. в Стамбуле был принят Заключительный акт переговоров по адаптации договора, в котором были зафиксированы политические обязательства государств. Так, страны НАТО обязались не размещать на территории новых членов на постоянной основе существенные боевые силы, включая авиацию; были понижены территориальные уровни вооружений для Польши, Венгрии, Чехии и Словакии.

Смотрите так же:  Сумма единовременного пособия при рождении второго ребенка в 2019 году

Россия взяла обязательства о сдержанности в размещении сил на территории Калининградской и Псковской областей, о выводе излишков вооружений из Грузии и всех вооружений из Молдавии. Все эти обязательства имели политический характер и не подлежали ратификации, но они являлись частью пакета, формирующего единый режим адаптированного ДОВСЕ.

Адаптированный ДОВСЕ должны были ратифицировать все участники базового договора. Однако процесс ратификации завершили лишь четыре страны — Белоруссия, Украина, Казахстан и Россия.

Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария и Румыния, ранее входившие в ОВД, не оформили свой переход из «восточной» в «западную» группу стран, в связи с чем возникли серьезные диспропорции в пользу Североатлантического альянса. Вступление в НАТО Литвы, Латвии, Эстонии и Словении, вообще не являющихся участниками ДОВСЕ, также создавало дисбаланс обычных вооружений. В 2007 г. 22 страны Североатлантического альянса, участвующие в ДОВСЕ, имели 22 тыс. 424 танков, 36 тыс. 570 бронемашин, 23 тыс. 137 артсистем, 8 тыс. 38 самолетов и 2 тыс. 509 вертолетов, что превышало пороговые уровни, изначально установленные договором для НАТО в 1990 г.

12-15 июня 2007 г. в Вене состоялась чрезвычайная конференция стран-участниц ДОВСЕ. Она была созвана по просьбе России в связи с предложением президента РФ Владимира Путина объявить мораторий на исполнение договора. Российская делегация внесла на рассмотрение участников конференции пакет предложений по восстановлению обязательств по ДОВСЕ. Среди них — присоединение к договору стран Прибалтики, а также сокращение общего уровня численности вооружений и техники стран НАТО для компенсации потенциала, приобретенного в результате расширения блока. Однако согласовать итоговый документ не удалось.

Мораторий на исполнение Россией

13 июля 2007 г. Путин подписал указ о приостановлении Россией действия договора 1990 г. и связанных с ним документов. В справке к президентскому указу от 13 июля 2007 г. пояснялось, что причинами этого шага стали уклонение бывших участников ОВД от переоформления их вооружений в западный блок, прямое превышение блоком НАТО установленных лимитов, развертывание на территории Болгарии и Румынии военных баз США, невыполнение странами НАТО обязательств по ратификации адаптированного ДОВСЕ, образование в Европе «серых зон», возникших в связи со вступлением в НАТО Литвы, Латвии, Эстонии и Словении, не являющихся участниками ДОВСЕ и др.

Действие документа приостанавливалось «до тех пор, пока страны НАТО не ратифицируют Соглашение об адаптации и не начнут добросовестно выполнять этот документ». Госдума одобрила указ президента 7 ноября, Совет Федерации — 16 ноября. Мораторий был введен в ночь на 12 декабря 2007 г., через 150 дней с даты получения его депозитарием (Нидерланды). Тогда же Россия прекратила предоставление партнерам по договору информации о перемещении войск, вооружений и техники, приостановила прием и проведение инспекций, а 11 марта 2015 г. — участие в заседаниях Совместной консультативной группы по ДОВСЕ.

Хотя в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 69/47 от 2 декабря 2014 г. ДОВСЕ оценивается как «краеугольный камень европейской безопасности», Россия считает, что договор безнадежно устарел и давно не отражает изменившегося положения вещей. Глава МИД Сергей Лавров в ноябре 2014 г. заявил: «Мы приостановили выполнение, но он (ДОВСЕ — прим. ТАСС-ДОСЬЕ) для нас мертв, и возвращения к нему не будет. Никто из членов НАТО не исполняет этот договор, и нам не хочется выглядеть, как будто мы участвуем в театре абсурда».

Вступление в силу Договора об обычных вооруженных силах в Европе

Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) был подписан 19 ноября 1990 г. в Париже шестнадцатью государствами-участниками НАТО и шестью государствами-участниками ОВД. Согласно нему от Атлантического океана до Уральских гор, реки Урал и Каспийского моря (включая островные территории) обеим группам государств разрешалось иметь равное количество обычных вооружений и боевой техники. Устанавливалось максимальное суммарное количество: 40 тыс. боевых танков, 60 тыс. боевых бронированных машин, 40 тыс. артиллерийских единиц калибром от 100 мм; 13,6 тыс. боевых самолетов и 4 тыс. ударных вертолетов. Документ вступил в силу уже после распада социалистического блока 9 ноября 1992 г.

В последующие годы его участниками в связи с изменениями военно-политической обстановки в Европе было принято множество документов технического характера и четыре международных договора: Будапештское соглашение 1990 г. между членами ОВД, Ташкентское соглашение 1992 г. между членами СНГ, Фланговое соглашение 1997 г. по европейской части России и соглашение об адаптации ДОВСЕ 1999 г.

Обновленный вариант ДОВСЕ с учетом распада СССР был подписан 19 ноября 1999 г. на саммите Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Стамбуле. С его помощью должен был произойти переход от блоковой структуры договора к национальным и территориальным уровням вооружений и техники для каждого государства-участника. Новый вариант договора должен был объединить всех участников ОБСЕ. Однако ратифицировали адаптированный договор только Россия, Беларусь, Казахстан и Украина. Грузия и Молдова отказались от ратификации, требуя, соответственно, вывода российских войск из Южной Осетии и Приднестровья. Российская позиция состояла в том, что сроки и условия функционирования российских военных баз в Южной Осетии и вывоз военного имущества из Приднестровья носят двусторонний характер и не могут быть препятствием для ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ другими странами.

13 июля 2007 г. Владимир Путин подписал указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров». Это было связано с превышением присоединившимися к НАТО государствами общих ограничений. Также этому поспособствовал отказ от участия в ДОВСЕ прибалтийских стран, вступивших в НАТО в 2004 г.

С 11 марта 2015 г. Российская Федерация полностью приостановила свои участие в ДОВСЕ.

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) и контроль над обычными вооружениями в Европе

Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) подписан в Париже 19 ноября 1990 г. Вступил в силу 9 ноября 1992 г. Депозитарий – Нидерланды.

Являлся достаточно эффективным для начала 90-х гг. инструментом укрепления европейской безопасности. Его первоначальными участниками стали шесть государств, подписавших Варшавский договор 1955 г., и шестнадцать государств, подписавших или присоединившихся к Брюссельскому договору 1948 г. (Западноевропейский союз – ЗЕС) или Вашингтонскому договору 1949 г. (НАТО). По факту участия в этих военно-политических союзах были сформированы две группы государств — участников Договора.

На сегодняшний день участниками ДОВСЕ являются 28 государств Европы (Армения, Азербайджан, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Люксембург, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия[*], Румыния, Словакия, Турция, Украина, Франция и Чехия), а также США и Канада.

Договор ограничивает численность пяти основных категорий обычных вооружений и техники (боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем калибра 100 мм и выше, боевых самолётов и ударных вертолётов) вооружённых сил тридцати государств — участников в районе применения (территория Европы от Атлантического океана до Уральских гор). В соответствии с ним предусматривался обмен информацией и широкая инспекционная деятельность.

Центральными являются положения о максимальных уровнях на ограничиваемые Договором вооружения и технику (ОДВТ) каждой из групп государств-участников в районе применения в целом и в отдельных его регионах. Уровни, установленные в Договоре для групп государств — участников, были распределены ими внутри этих групп.

Целью введения зональных (региональных) ограничений было понижение плотности вооружений в полосах соприкосновения ОВД и НАТО. Выделение в отдельную зону с жёсткими ограничениями т.н. флангового района, включавшего обширные территории на севере и юге Европы, оказалось крайне невыгодным для России, однако в полной мере это стало ясно лишь после прекращения существования Варшавского Договора и СССР.

Принятие ДОВСЕ как бы подводило черту под эпохой межблокового противостояния. Договор устанавливал равновесие сил ОВД и НАТО на пониженных уровнях, ограничивал возможности размещения обычных вооружений двумя союзами вдоль линии их соприкосновения. Он позволил провести быстрое и сбалансированное сокращение большого количества избыточных вооружений и техники, доставшихся странам — участницам в наследство от времён «холодной» войны.

Однако с прекращением существования ОВД, а затем и СССР*, выводом советских/российских войск из Центральной и Восточной Европы, Балтии и республик СНГ, возникновением ряда очагов конфликтов и особенно с расширением НАТО, договорные механизмы, предназначенные для поддержания баланса сил между двумя военно-политическими союзами, стали утрачивать своё значение. В первую очередь это произошло из-за того, что блок НАТО в результате расширения превысил установленные для него Договором уровни.

В этих условиях по инициативе России было разработано Соглашение об адаптации Договора об обычных вооружённых силах в Европе (подписано в Стамбуле 19 ноября 1999 г.). На его основе имелось в виду осуществить переход от зонально-блоковой структуры ДОВСЕ к национальным и территориальным предельным уровням ОДВТ для каждого государства — участника, при этом адаптированный ДОВСЕ должен был стать открытым для присоединения любого европейского государства — участника ОБСЕ. Однако Соглашение об адаптации ДОВСЕ было ратифицировано только Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной (последняя не сдала ратификационную грамоту депозитарию) и так и не вступило в силу из-за надуманных претензий к России со стороны натовских стран.

Смотрите так же:  Гражданский кодекс рф ст 276

Практически сразу же после подписания Соглашения об адаптации ДОВСЕ они под воздействием США взяли курс на затягивание процесса введения этого документа в действие. Так, начало его ратификации стало увязываться с выполнением Россией не относящихся к контролю над вооружениями условий, связанных, в частности, с выводом российских войск с территории Грузии и Молдавии. Россия, выполнив все относящиеся к ДОВСЕ договорённости, считала эту увязку неправомерной. Кроме того, страны НАТО игнорировали конкретные российские предложения по выводу ДОВСЕ из кризиса (возвращение Латвии, Литвы и Эстонии в договорное поле в сфере обычных вооружений в Европе; понижение суммы разрешённых уровней и наличий обычных вооружений стран НАТО в целях компенсации потенциала, приобретённого альянсом в результате двух волн расширения; принятие политического решения об отмене фланговых подуровней для территории России; разработка общего понимания термина «существенные боевые силы» и проявление соответствующей сдержанности в период до его согласования; вступление в силу или, по крайней мере, начало временного применения Соглашения об адаптации; разработка условий присоединения к ДОВСЕ новых участников и дальнейшая модернизация договора), ограничиваясь обещаниями обсудить их позже, после вступления адаптированного Договора в силу.

Сложившаяся ситуация потребовала приостановления Российской Федерацией применения, выполнения Договора. Реализация соответствующих нормативных актов началась 12 декабря 2007 г. В практическом плане это означало приостановление всей деятельности России по выполнению ДОВСЕ и связанных с ним документов (Будапештского Соглашения и Флангового Документа). При этом мы подчёркивали, что приостановление – не самоцель, а средство борьбы РФ за обновление режима контроля над обычными вооружениями в Европе.

В ноябре 2011 г. страны альянса объявили в рабочем органе по ДОВСЕ Совместной консультативной группе (СКГ), заседания которой проходят в Вене, о приостановке представления российской стороне информации по Договору и приёма российских инспекций на своей территории, мотивируя это «необходимостью отреагировать на действующий с 2007 г. российский мораторий». США, однако, заявили, что намерены в порядке доброй воли информировать Россию о любых значительных изменениях в своих вооружённых силах в Европе.

Россия, в свою очередь, с декабря 2011 г. также перестала представлять краткую обобщённую информацию о наличиях вооружений и техники, которую она добровольно передавала остальным государствам — участникам Договора с декабря 2007 г.

11 марта 2015 г. Россия приостановила своё участие и в работе СКГ (наши интересы в этом органе теперь представляет делегация Белоруссии).

В сентябре 2016 г. в Вене без нашего участия прошла очередная конференция по рассмотрению действия ДОВСЕ. Итоговый документ не был принят.

С учётом нынешних политических реалий возвращаться к выполнению ДОВСЕ Россия не намерена. По нашим оценкам, Договор себя изжил.

Россия выступает за создание принципиально нового режима контроля над обычными вооружениями в Европе (КОВЕ), соответствующего современным потребностям, исключающего возможность силового решения международных проблем и основывающегося на принципах равной и неделимой безопасности, сбалансированности прав и обязательств сторон.

Последние годы не отмечены практическими результатами по выводу из кризиса режима контроля над обычными вооружениями в Европе (КОВЕ). Усилия государств — участников, в первую очередь стран НАТО, были сосредоточены на «домашней работе» над концепцией возможной будущей договорённости по КОВЕ. Однако перспективы её завершения весьма туманны, учитывая, что на Валлийском саммите НАТО (сентябрь 2014 г.) альянс вновь взял курс на «сдерживание» России и военное наращивание на «восточном фланге». Под предлогом «российской военной угрозы» трансатлантические союзники увеличивают силы передового базирования в государствах Балтии, Норвегии и Польше, разворачивают складскую инфраструктуру под тяжелую боевую технику, совершенствуют командно-управленческие структуры, наращивают военную деятельность на Балтике и в Чёрном море.

В ходе саммита в Брюсселе 11 — 12 июля 2018 г. страны НАТО, сохраняя приверженность контролю над обычными вооружениями в качестве основного элемента евроатлантической безопасности, заявили о решимости сохранять, укреплять и модернизировать режим КОВЕ на основе таких ключевых принципов, как взаимность, транспарентность и согласие принимающей стороны. В то же время, с учётом сложной ситуации в сфере евробезопасности, подчеркнули готовность к дальнейшим переговорам с Российской Федерацией по данной проблематике.

С инициативой восстановления диалога о КОВЕ в августе 2016 г. выступил бывший мининдел ФРГ Ф.-В.Штайнмайер. Это самостоятельное направление работы в формате сформировавшейся «группы единомышленников», в состав которой входит 21 государство — участник ОБСЕ, практически свелось к «нулю».

На СМИД ОБСЕ в Гамбурге в декабре 2016 г. запущено решение о запуске неформального «структурированного диалога» по вызовам безопасности в регионе ОБСЕ. Его цель Россия видит в деэскалации ситуации, снижении военного противостояния, восстановлении отношений по военной линии.

[*] Российская Федерация продолжает оставаться государством — участником ДОВСЕ, несмотря на приостановление ею в декабре 2007 года действия этого договора.

* 15 мая 1992 года в Ташкенте было подписано Соглашение о принципах и порядке выполнения Договора об обычных вооружённых силах в Европе («Ташкентское Соглашение», ратифицировано Российской Федерацией в 1992 году, не вступило в силу). Данное Соглашение регулирует распределение прав и обязательств бывшего СССР по ДОВСЕ между Россией и другими его государствами — участниками, являющимися правопреемниками Советского Союза (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Молдавия, Украина). Несмотря на то, что Азербайджан и Грузия не ратифицировали это Соглашение, его участники на протяжении многих лет в целом придерживались его положений.

Как соблюдался Договор об обычных вооруженных силах в Европе

Подписанный входившими в Организацию Варшавского договора и НАТО странами Договор об обычных вооруженных силах в Европе вводил ограничения на численность военной техники в Европе (от Атлантики до Урала) по пяти категориям: танки, бронемашины, артиллерия, боевые самолеты и вертолеты. Каждый блок обязался сократить количество военной техники в Европе до 20 тыс. танков, 30 тыс. бронемашин, 20 тыс. артсистем, 6,8 тыс. самолетов и 2 тыс. вертолетов. Чтобы исключить концентрацию вооружений, было лимитировано число танков, бронемашин и артсистем в четырех зонах. На флангах (Болгария, Румыния, Закавказский, Ленинградский, Северо-Кавказский, Одесский военные округа СССР для Варшавского договора; Греция, Исландия, Норвегия и Турция для НАТО) каждому блоку разрешалось иметь 4700 танков, 5900 бронемашин и 6000 артсистем.

Первая проблема возникла после распада СССР, когда потребовалось разделить советскую квоту вооружений между новыми независимыми государствами. Это сделано 15 мая 1992 года на саммите СНГ в Ташкенте. Квота РФ составила: 6400 танков, 11 480 бронемашин, 6415 артсистем, 3450 самолетов и 890 вертолетов. Затем возникли проблемы с Ленинградским и Северо-Кавказским военными округами. Там РФ можно было иметь в общей сложности до 700 танков, 580 бронемашин и 1280 артсистем. С началом войны в Чечне у РФ возникли проблемы с соблюдением этих ограничений. В результате в 1996 году границы фланговых зон были пересмотрены: из них исключили Псковскую, Волгоградскую, Астраханскую области, восточную часть Ростовской области и коридор на юге Краснодарского края.

В конце 90-х возник военный дисбаланс из-за расширения НАТО за счет бывших стран Варшавского договора и государств, появившихся после распада СССР. 19 ноября 1999 года в Стамбуле подписано Соглашение об адаптации ДОВСЕ. Теперь лимиты вводились не для военных блоков, а для отдельных стран. Для РФ квота составила 6350 танков, 11 280 бронемашин, 6315 артсистем, 3416 самолетов и 855 вертолетов (эти лимиты превышают реально имеющееся количество боевой техники). Фланговые квоты РФ были увеличены в 1,3-3,7 раза.

Однако соглашение об адаптации было увязано с обязательством России вывести свои войска из Грузии и Молдавии. В итоге адаптированный ДОВСЕ ратифицировали лишь 4 страны (Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина) из 30 подписавших.

Другие публикации:

  • Приказ 694 министерства здравоохранения Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 октября 2018 г. N 694н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи детям при мукополисахаридозе I типа (ферментная заместительная терапия)" Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 октября […]
  • Прививки приказ 551 О внесении изменений в Календарь профилактических прививок в Украине МІНІСТЕРСТВО ОХОРОНИ ЗДОРОВ'Я УКРАЇНИ Зареєстровано в Міністерстві юстиції України 04 червня 2018 р. за N 659/32111 Про внесення змін до Календаря профілактичних щеплень в […]
  • Приказ фскн россии 29 Приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 3 июня 2015 г. № 186 "О внесении изменений в Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, […]
  • Полицейский патрульно-постовой службы требования Приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Приказом МВД России от 11 марта 2012 г. N 160 в настоящий приказ […]
  • Судебные приставы по оупдс изменения Статья 11. Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов Информация об изменениях: Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ статья 11 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции Статья 11. […]
  • 977-н приказ Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 декабря 2015 г. N 977н"Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по организации управления движением поездов, производства маневровой работы на раздельных пунктах" В соответствии с пунктом 16 […]

Вам также может понравиться