Договор осв 1972

Стратегические ядерные силы СССР и России

Представляемый раздел составлен на основе материалов, опубликованных в книге Стратегическое ядерное вооружение России (под. ред. П.Л. Подвига, Москва, ИздАт, 1998 г.) а также публикаций Центра. Он адресован слушателям курса «Стратегические вооружения и проблемы безопасности» в качестве учебного пособия.

  • Создание ядерного оружия
  • Создание стратегических средств
  • Обеспечение количественного паритета
  • Ограничение вооружений: Договор ОСВ-1 и Договор по ПРО
  • Модернизация стратегических сил в начале 70-х годов
  • Договор ОСВ-2
  • Программа модернизации конца 70-х годов
  • Начало разоружения: Договор СНВ-1
  • Распад Советского Союза
  • Договор СНВ-2
  • Современное состояние и перспективы развития

Ограничение вооружений: Договор ОСВ-1 и Договор по ПРО

Первые консультации о возможности начала переговоров об ограничении вооружений были начаты в 1967 г., а конкретная договоренность о начале переговоров была достигнута в июле 1968 г. После задержки, вызванной вводом советских войск в Чехословакию и президентскими выборами в США, переговоры были начаты в ноябре 1969 г. Первоначально предполагалось, что предметом переговоров станет всеобъемлющее соглашение, касающееся как наступательных так и оборонительных вооружений. Однако, в процессе обсуждения наступательных вооружений Советский Союз последовательно настаивал на обязательном учете средств передового базирования США, расположенных в Европе. В итоге было решено, что соглашение о наступательных вооружениях не будет иметь всеобъемлющего характера и не будет включать ограничений на бомбардировщики. В то же время, стороны согласились заключить полномасштабное соглашение об ограничении оборонительных средств.

Прогресс в области ограничения оборонительных противоракетных систем стал возможен прежде всего благодаря тому, что к моменту начала переговоров как в СССР так и США была продемонстрирована невозможность создания эффективной системы ПРО, способной обеспечить защиту ограниченного района или территории страны. В связи с этим на одном из этапов переговоров стороны были готовы пойти на полное запрещение противоракетных систем, однако в итоге было решено сохранить возможность развертывания систем, находившихся в процессе разработки и строительства.

В основу соглашения об ограничении наступательных вооружений был положен принцип, в соответствии с которым ограничению подлежало количество пусковых установок баллистических ракет как наземного, так и морского базирования. Количество бомбардировщиков, а также количество боезарядов соглашением никак не ограничивалось. На ранних стадиях переговоров СССР и США обсуждали возможность запрета на оснащение баллистических ракет боеголовками индивидуального наведения, однако сторонам не удалось найти взаимоприемлемого решения этой проблемы.

Ставшие результатом переговоров документы — Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (Договор ОСВ-1) — были подписаны 26 мая 1972 г. и вступили в силу 3 октября 1972 г. Срок действия Договора ОСВ-1 составлял 5 лет, Договор по ПРО обладал неограниченным сроком действия.

Основным положением Договора ОСВ-1 стало обязательство СССР и США не начинать с 1 июля 1972 г. строительства новых стационарных пусковых установок баллистических ракет наземного базирования, а также не увеличивать количество подводных лодок и пусковых установок баллистических ракет морского базирования. Кроме этого, соглашение запрещало создание новых шахтных пусковых установок тяжелых ракет, а также переоборудование существующих ШПУ в пусковые установки тяжелых ракет. В результате установления этих ограничений была фактически заморожена структура группировок баллистических ракет наземного базирования. На момент подписания соглашения в СССР были построены или находились в процессе строительства 1416 шахтных пусковых установок, 308 из которых предназначались для размещения тяжелых ракет Р-36 (SS-9) и Р-36М (SS-18 Mod 1). Кроме этого, к числу тяжелых ракет относились 18 орбитальных ракет Р-36, развернутых на полигоне Байконур.

Установленные ОСВ-1 ограничения на количество подводных ракетоносцев относились только к подводным лодкам построенным после 1964 г. и, таким образом, не касались советских подводных лодок проектов 629 (Golf), 658 (Hotel) и 701 (Hotel III). Поскольку Договор разрешал завершение строительства подводных лодок и шахтных пусковых установок, начатого к моменту его заключения, определение строящейся подводной лодки было сформулировано таким образом, чтобы дать СССР возможность построить 62 «современных» подводных ракетоносца, на которых могло быть развернуто не более 740 ракет. В дополнение к этому СССР мог дополнительно развернуть 210 баллистических ракет морского базирования за счет уничтожения такого же количества наземных пусковых установок ракет Р-16У и Р-9А. Это положение давало СССР возможность иметь до 950 ракет морского базирования, так как пусковые установки типа «групповой старт», в которых размещались ракеты Р-16У и Р-9А, не могли быть использованы для размещения новых ракет наземного базирования и любом случае должны были выводиться из боевого состава. В целом, Договор ОСВ-1 никак не ограничивал советскую программу создания стратегических ракетоносцев.

В 1972 году в Москве подписан советско-американский договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), который стал важным шагом на пути разрядки и спасения мира от угрозы ядерной войны

Может быть, сейчас это кажется невероятным, но мир однажды уже стоял на пороге атомной катастрофы. В октябре 1962 года противоречия между СССР и США, когда американское ядерное оружие было размещено в Турции, а советское — на Кубе, вполне могли привести к реальному военному конфликту. Но тогда стороны достигли компромисса.

Уже в следующем, 1963 году, между Советским Союзом, Соединенными Штатами и Великобританией был заключен договор о запрещении испытаний ядерного оружия в воздухе, космическом пространстве и под водой. Постепенно к политическим руководителям противоборствующих блоков приходило осознание бессмысленности дальнейшей гонки вооружений. Так, в 1967 году министр обороны США Роберт Макнамара публично признал, что Советский Союз останется способен уничтожить США даже после первого американского атомного удара. Советские руководители также пришли к выводу о необходимости мирного сосуществования стран с различными социально-экономическими системами. В 1971 году официальная газета ЦК КПСС «Правда» писала: «Мы исходим из того, что улучшение отношений между СССР и США возможно. Наша принципиальная линия в отношении капиталистических стран, в том числе США, состоит в том, чтобы последовательно и полно осуществлять на практике принципы мирного сосуществования; развивать взаимовыгодные связи, а с теми государствами, которые готовы к этому, сотрудничать на поприще укрепления мира, придавая максимально устойчивый характер взаимоотношениям с ними».

США сделали попытку договориться с Советским Союзом при президенте Ричарде Никсоне. Первая встреча советской и американской делегаций началась 17 ноября 1969 года в столице Финляндии. Обсуждения были непростыми, переговоры еще несколько раз проходили в Хельсинки и Вене. Поиск взаимоприемлемых решений шел вокруг двух вопросов: ограничения количества «дальнобойных» баллистических ракет и «замораживания» создания новых средств противоракетной обороны. В результате в Москве 26 мая 1972 года было подписано два документа: договор об ограничении систем противоракетной обороны и «Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений» (известное как «ОСВ-1»).

Смотрите так же:  Собственность функции и формы

Одно время в ходе переговоров обсуждали даже полное запрещение противоракетных систем, однако в итоге сошлись на том, чтобы оставить возможность ввода в строй противоракет, которые были на стадии строительства.

Ограничения были наложены и на систему ПВО. В соответствии с договоренностями, СССР и США не стали создавать системы противовоздушный щит по периметру своих границ. Стороны могли иметь не более двух территориальных группировок ПВО, каждая из которых предполагала не более 100 зенитных ракет. Ограничивал договор количество и точки размещения радиолокационных станций. В 1974 году был подписан дополнительный протокол к договору по ПРО, по которому СССР и США могли развертывать не две, а только одну систему противоракетной обороны.

С принятием договора ОСВ-1 нельзя было увеличивать общее число пусковых установок наземных баллистических ракет и ракет, установленных на подлодках, а также само количество подводных ракетоносцев. Соглашение не позволяло создавать новые шахтные пусковые установки баллистических ракет. Вместе с тем договор разрешал окончить строительство уже находящихся в производстве подлодок и ракетных шахт. Поэтому СССР смог, не нарушая условий договора, достроить 62 подводные лодки, которые были способны нести до 740 ракет.

Хотя к концу 1970-х годов советско-американские отношения испортились, договор ОСВ-1 сыграл важную роль в обеспечении мира, стал базой для дальнейших договоренностей по ограничению вооружений. Этот договор можно считать победой советской дипломатии, поскольку его заключение позволило сберечь ресурсы страны в гонке ядерных вооружений.

ДОГОВО́РЫ ОБ ОГРАНИЧЕ́НИИ СТРАТЕГИ́ЧЕСКИХ ВООРУЖЕ́НИЙ 1972, 1979

  • В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 179-180

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ДОГОВО́РЫ ОБ ОГРАНИЧЕ́ НИИ СТРА­ТЕ­Г И́ЧЕСКИХ ВООРУЖЕ́НИЙ 1972, 1979, до­го­во­ры, за­клю­чён­ные ме­ж­ду СССР и США с це­лью сдер­жи­ва­ния гон­ки стра­те­ги­че­ских на­сту­па­тель­ных воо­ру­же­ний и за­кре­п­ле­ния па­ри­те­та в об­лас­ти стра­те­ги­че­ских ядер­ных сил ме­ж­ду дву­мя стра­на­ми, ко­то­рый сло­жил­ся к нач. 1970-х гг.

    ОГРАНИЧЕ́НИЕ СТРАТЕГИ́ЧЕСКИХ ВООРУЖЕ́НИЙ

  • В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 666-667

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ОГРАНИЧЕ́НИЕ СТРАТЕГИ́ЧЕСКИХ ВО­ОРУЖ Е́НИЙ (ОСВ), один из клю­че­вых прин­ци­пов и на­прав­ле­ний совр. ми­ро­вой по­ли­ти­ки, ко­то­рый за­клю­ча­ет­ся в ог­ра­ни­че­нии стра­те­гич. во­ору­же­ний оп­ре­де­лён­ным ко­ли­чест­венным ли­ми­том. ОСВ име­ет це­лью уп­ро­чне­ние международной безопасности­ и пре­дот­вра­ще­ние во­ен. уг­ро­зы и пред­став­ля­ет со­бой сред­ст­во про­ти­во­дей­ст­вия со­пер­ни­че­ст­ву го­су­дар­ств в об­ла­сти на­коп­ле­ния и со­вер­шен­ст­во­ва­ния вооружений­ . Ус­та­нов­ле­ние та­ко­го ли­ми­та мо­жет быть осу­щест­вле­но пу­тём не­пре­вы­ше­ния су­щест­вую­ще­го или со­кра­ще­ния стра­те­гич. во­ору­же­ний до но­во­го, бо­лее низ­ко­го уров­ня ОСВ; по свое­му ха­рак­те­ру мо­жет быть не толь­ко ка­чест­вен­ным, но и ко­ли­чест­вен­ным (напр., ус­та­нов­ле­ние за­пре­та на но­вые ти­пы стра­те­гич. во­ору­же­ний). Как наи­бо­лее ра­ди­каль­ную фор­му ОСВ мож­но пред­ста­вить ли­кви­да­цию на вза­им­ной ос­но­ве тех или иных со­гла­со­ван­ных ви­дов во­ору­же­ний. По на­зна­че­нию стра­те­гич. во­о­ру­же­ния под­раз­де­ля­ют на стра­те­гич. на­сту­па­тель­ные (удар­ные) и стра­те­гич. обо­ро­ни­тель­ные. В со­став стра­те­гич. на­сту­пат. воо­ру­же­ний (СНВ) вхо­дят на­зем­ные ра­кет­ные ком­плек­сы с меж­кон­ти­нен­таль­ны­ми бал­ли­стич. ра­ке­та­ми (МБР) ста­цио­нар­но­го и мо­биль­но­го ба­зи­ро­ва­ния, ра­кет­ные ПЛ стра­те­гич. наз­на­че­ния с бал­ли­стич. ра­ке­та­ми под­вод­ных ло­док (БРПЛ) и стра­те­гич. (тя­жё­лые) бом­бар­ди­ров­щи­ки (ТБ), ос­на­щён­ные стра­те­гич. кры­ла­ты­ми ра­ке­та­ми (КР) и авиац. бом­ба­ми. К стра­те­гич. обо­ро­нит. воо­ру­же­ни­ям от­но­сят­ся ком­плек­сы и сис­те­мы про­ти­во­ра­кет­ной обо­ро­ны (ПРО), сред­ст­ва ПВО, про­ти­во­ло­доч­ной обо­ро­ны и ра­кет­но-кос­мич. обо­ро­ны, пред­на­зна­чен­ные для по­ра­же­ния стра­те­гич. ра­кет и средств их ба­зи­ро­ва­ния. Ос­но­ву совр. стра­те­гич. воо­ру­же­ний со­став­ля­ет ядер­ное ору­жие (ЯО). Ино­гда к стра­те­гич. воо­ру­же­ни­ям от­но­сят и вы­со­ко­точ­ное ору­жие в обыч­ном сна­ря­же­нии, при­ме­няе­мое для по­ра­же­ния стра­те­ги­че­ски важ­ных объ­ек­тов.

    В мае 1972 СССР и США заключили Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений сроком на 5 лет (Договор ОСВ-1). Договор устанавливал ограничения по количеству межконтинентальных баллистических ракет, число ядерных зарядов не оговаривалось. В ноябре 1974 удалось договориться о новом соглашении об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). Подписание договора намечалось на 1977, однако этого не произошло из-за появления в США нового типа вооружений – крылатых ракет и отказа США устанавливать ограничения на них. Тем не менее договор сужал фронт гонки вооружений.

    ПОЛИТИКА “РАЗРЯДКИ” В ОТНОШЕНИЯХ С ЗАПАДОМ

    В сфере внешней политики начало 70-х гг. было отмечено радикальным поворотом в сторону реальной «разрядки» напряженности между Востоком и Западом. Он был вызван стабилизацией взаимоотношений Советского Союза с социалистическими странами (ранее приоритетное направление во внешней политике СССР) и наметившимися в конце 60-х гг. изменениями в позиции западноевропейских государств, заинтересованных в развитии экономического сотрудничества.

    На фоне сближения позиций СССР и западноевропейских держав в 70-е гг. происходит улучшение взаимоотношений Советского Союза и США, что позволило впоследствии назвать 70-е гг. периодом разрядки напряженности. В определенной степени это было вызвано сложившимся ядерным паритетом двух сверхдержав. Начало разрядке положил визит президента США Р. Никсона в Москву в мае 1972 г. Во время встречи американского президента с Л. И. Брежневым была достигнута договоренность о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Обе стороны в договоре признали, что в «ядерный век не существует иной основы для поддержания отношений между ними, кроме мирного сосуществования». В Москве был заключен и бессрочный договор о противоракетной обороне (ПРО), согласно которому стороны брали на себя обязательство иметь на вооружении не более 200 противоракет и по два района их базирования, включая столицы. В июне 1973 г. состоялся ответный визит Л. И. Брежнева в США, где было подписано Соглашение о предотвращении ядерной войны. Во время Вашингтонской встречи было заключено около двадцати соглашений о сотрудничестве в различных областях, в том числе о совместной космической программе «Союз-Аполлон» (реализована в 1975 г.). Во время летней встречи 1974 г. в Крыму Р. Никсон и Л. И. Брежнев договорились об ограничении подземных испытаний, уменьшении численности ракет ПРО, а также о снижении вдвое систем ПРО, оставляя их только вокруг столиц. Несмотря на вынужденную отставку Никсона в августе 1974 г., встречи в верхах имели продолжение уже через несколько месяцев, когда в ноябре 1974 г. во Владивостоке встретились новый президент США Дж. Форд и Л. И. Брежнев. Прежние договоренности были подтверждены, и заявлено о дальнейшем ограничении ядерных средств. Углублению разрядки в последующий период помешали откровенная ставка США на новый тип вооружений (крылатые ракеты) и ошибочное решение Советского Союза о размещении в европейской части СССР ракет РСД-10 (СС-20 по натовской классификации) в 1977 г. Это был серьезный просчет советского руководства, который привел к обострению отношений со странами Западной Европы. В 1979 г. все же была достигнута договоренность о подписании нового договора ОСВ-2, но ввод советских войск в Афганистан привел к срыву ратификационного процесса, к новому витку напряженности в отношениях между СССР и США.

    И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. История Советской России

    ПОДПИСАНИЕ ДОГОВОРОВ ОСВ-1 И ПРО

    Советско-американское сотрудничество в политико-дипломатической области развивались в начале 70-х годов непривычно плодотворно. С 1969 г. в Хельсинки шли советско-американские переговоры о контроле над вооружениями, задачей которых было выработать компромисс в сфере ограничения стратегических наступательных вооружений. Попутно велась подготовка целой серии двусторонних договоренностей, направленных на стабилизацию советско-американских отношений и исключение случайного военного конфликта между СССР и США. Эти переговоры стали приносить результаты.

    Смотрите так же:  Типовой договор субподряда на строительные работы

    30 сентября 1971 г. в Вашингтоне было подписано бессрочное советско-американское Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США. В соответствие с ним стороны обязались обязательно информировать друг друга обо всех случаях «несанкционированного, случайного или иного необъяснимого инцидента, связанного с возможным взрывом ядерного оружия», а также принимать меры для предотвращения случайного или несанкционированного применения ядерного оружия, находящегося под контролем каждой стороны. Соглашение регламентировало ряд важных технических и организационных аспектов взаимодействия СССР и США в случае возникновения опасных ситуаций для избежания конфликта между ними. Это был первый документ после карибского кризиса 1962 г., в котором фиксировались правила поведения сторон в случае возникновения «ядерной тревоги».

    В мае 1972 г. состоялся официальный визит президента США Р.Никсона в Москву. Это был первый в истории визит высшего американского руководителя в Советский Союз, если не считать пребывания президента Ф.Д.Рузвельта в Ялте в 1945 г. В результате проведенных переговоров удалось заключить ряд важных соглашений военно-стратегического и общеполитического характера.

    Прежде всего, были подписаны первые документы, ставшие результатом компромиссов, достигнутых в рамках переговоров по ограничению стратегических вооружений. По-русски этот процесс сокращенно назывался по первым буквам этого словосочетания – ОСВ, по-английски – SALT (Strategic Arms Limitation Talks). В 60-70-х годах состоялось два тура таких переговоров. Первый из них получил наименование «ОСВ-1», второй – «ОСВ-2». К визиту Р.Никсона в Москву относятся договоренности серии «ОСВ-1» – Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений 1972 г.

    а) Договор ПРО (перестал действовать в 2001 г.) был призван предупредить гонку вооружений в области создания систем обороны против ракетно-ядерных ударов. Эти системы разрабатывались в Советском Союзе и Соединенных Штатах, причем считалось, что в СССР – с некоторым опережением. Системы были дорогостоящими и, по заключениям экспертов, не достаточно надежными. Они представляли собой оборонительные комплексы, состоящие из «противоракет», то есть ракет-перехватчиков, способных уничтожать приближающиеся ракеты противника до того, как те смогут нанести ущерб обороняющейся стороне.

    СССР и США договорились о том, что каждой стороне будет разрешено создать по два комплекса «противоракет» и поставить под их защиту, соответственно, по два района (всего четыре) по выбору – вокруг столиц и в районе расположения шахтных пусковых установок, то есть баз МБР. При этом обе стороны обязались не создавать общенациональные, то есть покрывающие всю территорию страны, системы ПРО и основы для их создания. Договором также запрещалось создавать, испытывать и развертывать системы или компоненты систем ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования. Договор был бессрочным, но из него было можно выйти, уведомив об этом за 6 месяцев до дня предполагаемого выхода (чем воспользовалась американская сторона в 2001 г.).

    Во время второго визита президента Р.Никсона в Москву в июне 1974 г. специальным советско-американским протоколом число районов, разрешенных для размещения систем ПРО, было сокращено с четырех до двух – по одному для каждой стороны. Советский Союз разместил свою систему ПРО в районе Москвы, а США – в Гранд-Форкс, районе основной базы пусковых установок МБР.

    б) Вторым элементом договоренностей серии «ОСВ-1» было Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений 1972 г. В литературе это соглашение часто именуется «соглашением ОСВ-1», что не вполне точно, но принято между специалистами-практиками. Временное соглашение было заключено сроком на пять лет и содержало количественные ограничения развертывания наступательных вооружений. СССР получил право иметь 1600 единиц МБР как наземного, так и морского базирования, а США – 1054. При этом СССР, как очевидно, получил право на большее число ракет, чем США. Но советские ракеты в тот период имели всего одну боеголовку, а американские – уже имели разделяющиеся головные части, то есть одна ракета несла несколько боеголовок, каждая из которых была способна к индивидуальному наведению на цель. Численное преимущество Советского Союза по ракетам, поэтому, компенсировалось преимуществом США по количеству боеголовок.

    Сверх этого лимита стороны обязались в течение пяти лет не увеличивать число стационарных пусковых установок МБР наземного базирования и пусковых установок баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ).

    Договоренности серии «ОСВ-1» не касались таких важных видов наступательных вооружений как бомбардировщики дальнего радиуса действия, по числу которых США имели трехкратное преимущество над СССР. Кроме того, соглашения не регламентировали численность разделяющихся головных частей (РГЧ), что позволяло увеличивать разрушающую мощность стоявших на вооружении ракет за счет размещения на них разделяющихся боеголовок вместо обычных, оставаясь формально в лимитах соглашений 1972 г.

    История международных отношений (1918-2003) / под ред. А.Д. Богатурова.

    НИКСОН В МОСКВЕ

    Первый официальный визит американского президента в СССР начался 22 мая 1972 года в четыре часа дня по московскому времени. Именно в этот момент в аэропорту Внуково-2 приземлился президентский «боинг». У трапа самолета Ричарда Никсона встречали Подгорный и Косыгин, некоторые наши министры, причастные к предстоящим переговорам на высшем уровне, сотрудники посольства США, а также малочисленная группа «представителей трудящихся». Так было определено сценарием встречи, утвержденным Политбюро с учетом сложных политических условий, в которых проходил этот визит. Ведь США в то время не только продолжали воевать во Вьетнаме, но и активизировали там свои военные действия. Американцы бомбили территорию Северного Вьетнама, вели наземные боевые операции. И это не могло не отразиться на атмосфере встречи.

    Высокого гостя приветствовал в аэропорту почетный караул из представителей трех родов войск, на ветру развевались государственные флаги СССР и США. Словом, весь протокольный церемониал был соблюден. Строй почетного караула вместе с Никсоном обошел Подгорный, а по окончании церемонии Подгорный, Косыгин и Никсон сели в одну машину, и длинный кортеж направился в Кремль.

    Ленинский проспект и другие улицы, ведущие в сторону Кремля, были украшены советскими и американскими флагами. Не было, правда, только «восторженных» толп москвичей, которых при встречах представителей дружественных государств обычно собирали по разнарядке. Более того, даже случайных прохожих к краям тротуаров не подпускали. Это все оговорили заранее.

    Никсона поселили в Кремле, в апартаментах по соседству с Оружейной палатой. Там же, в отдельном крыле, разместили его ближайших помощников, включая Киссинджера. Над зданием впервые в его истории развевался государственный флаг Соединенных Штатов Америки. Подгорный и Косыгин откланялись, напомнив гостю, что вечером, после того как Никсон отдохнет от утомительного перелета, они с ним вновь встретятся — на официальном банкете в Кремле.

    Вечер был ясный. После грибного дождика, который встретил Никсона в аэропорту, погода наладилась. Майская яркая зелень радовала глаз.

    Смотрите так же:  Материнский капитал за 3 ребенка сумма

    Но вот мы и у цели. Лифт поднял нас на второй этаж, и мы оказались возле кабинета, который когда-то занимал Сталин, а позднее Хрущев. В приемной, ее называли предбанником, уже находился Александров. Он распахнул дверь. Никсон, а за ним и я вошли в кабинет. Навстречу, широко улыбаясь, шел Брежнев. Лидеры тепло поприветствовали друг друга. Брежнев предложил гостю сесть напротив него. Официант принес чай и печенье. Беседа началась.

    Леонид Ильич выразил удовлетворение в связи с первым в истории официальным визитом президента США в СССР, а затем напомнил Никсону, что они с ним уже однажды мимолетно встречались, а именно в 1959 году, летом, когда он, Брежнев, вместе с Хрущевым и другими советскими руководителями присутствовал на открытии Национальной выставки США в Сокольниках. Брежнев, слегка заискивая, как мне показалось, напомнил также Никсону о том, что на выставке была сделана фотография, которая потом обошла все газеты мира. На ней запечатлены Никсон и Хрущев во время своего знаменитого «кухонного спора». «Так вот, я тоже есть там, справа от вас, но вы, может быть, этого уже не помните. » — спросил Брежнев. Никсон с улыбкой ответил, что конечно же помнит.

    В целом же создавалось впечатление, что оба лидера хорошо понимают друг друга, так сказать работают на одной волне. В какой-то момент Брежнев начал говорить о своем желании установить особые личные отношения с президентом США, которые, завязавшись в эти дни, затем укреплялись бы в ходе последующих встреч, а в промежутках между ними поддерживались бы перепиской. Никсон ответил в том же ключе и напомнил об особых отношениях, сложившихся между Сталиным и Рузвельтом во время войны. Он отметил, что они благодаря своим личным взаимоотношениям могли находить решения спорных вопросов даже тогда, когда это не удавалось бюрократам.

    Беседа лидеров затягивалась. По времени уже должен был начаться банкет. Но Брежнев не смотрел на часы и продолжал разговор. Потом сказал, что они, видимо, заработали свой ужин, и предложил президенту отправиться в Грановитую палату. Никсон ответил, что он только заедет за женой и тотчас присоединится к Брежневу на банкете.

    Договор осв 1972

    К началу 70-х годов XX века развитие ядерных вооружений достигло такого уровня, при котором конфликт двух ядерных держав мог привести к уничтожению не только самих противников, но и всей жизни на планете. С 1945 года, когда США продемонстрировали разрушительную силу нового оружия, непрерывно велась гонка вооружений. США постоянно находились в более выгодном положении, но они не могли быть уверены, что в случае применения ядерного оружия против СССР, советский ответный удар можно будет предотвратить, или ущерб от него можно свести к минимальному. В 40-50-х годах США, превосходя Советский Союз в количестве ядерных бомб и самолетов, способных доставить их на территорию противника, стремились окружить Союз авиабазами. В случае американской ядерной бомбардировки, советские бомбардировщики не успели бы взлететь для нанесения ответного удара. Американское превосходство было сломлено в 1957 году, когда СССР вывел на орбиту искусственный спутник Земли. Это означало, что территория США больше не являлась недосягаемой для советского ядерного оружия, и ядерный ответ становился неотвратимым. И, хотя количественный паритет ядерных арсеналов Советского Союза и Соединенных Штатов был достигнут только к 70-м годам XX века, уверенность сторон в неотвратимости возмездия и неприемлемости ущерба от ответного удара только укреплялась.

    Системы противоракетной обороны начали ставиться странами на вооружение в начале 60-х годов. Советские системы ПРО превосходили по качеству американские, но и те и другие были бессильны перед массированным ракетным ударом противника. Не смотря на это, системы ПРО, развернутые по периметру стран создавали иллюзию возможности «смягчить» удар противника.

    К концу 60-х годов уже действовали различные договоры, ограничивающие опасность возникновения ядерного конфликта: «Договор о нераспространении ядерного оружия», «Договор об ограничении ядерных испытаний в трех средах». Однако эти договоры никак не ограничивали гонку вооружений ядерных держав.

    Начатые в 1969 году переговоры касались ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ) и систем противоракетной обороны, причем, ОСВ считалось более важной задачей. Однако возникшие на переговорах разногласия по принципам сокращения наступательных вооружений вывели проблему ПРО на первый план. [1, стр.141]

    Принятый в мае 1972 года Договор об ограничении систем противоракетной обороны запретил СССР и США иметь больше двух развернутых систем ПРО. Одна из них должна была находиться вокруг столицы, другая — в районе развертывания межконтинентальных баллистических ракет (МБР). В 1974 году к Договору был принят протокол, ограничивающий число развернутых систем ПРО до одной у каждой стороны. СССР оставил систему ПРО вокруг Москвы, США — в районе развертывания МБР. [2, стр. 91]

    Договор по ПРО от 1972 года стал первым в цепи подобных договоров: на его основе до конца 70-х были приняты 2 договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1 и ОСВ-2).

    Принципиальность Договора по ПРО в том, что СССР и США, отказавшись от права на самозащиту, свели к нулю вероятность возникновения ядерного конфликта. Будучи фактически незащищенной перед массированным возмездием противника, ни одна из сторон не решилась бы начать ядерную войну. [3, стр.125]

    [1] Корниенко Г.М. Холодная война: Свидетельство её участника.
    [2] Внешняя политика Советского Союза и международные отношения. Сборник док-тов. 1972. М., 1973.
    [3] Макнамара Р. Путем ошибок к катастрофе, М., 1988.

    Другие публикации:

    • Приказ по профилактике дорожно-транспортного травматизма в школе Приказ по профилактике дорожно-транспортного травматизма в школе Вы не можете посетить текущую страницу по причине: просроченная закладка/избранное поисковый механизм, у которого просрочен список для этого сайта пропущен адрес у вас нет права […]
    • Приказ ффомс 230 от 01122010 с изменениями и дополнениями Приказ ффомс 230 от 01122010 с изменениями и дополнениями Вы не можете посетить текущую страницу по причине: просроченная закладка/избранное поисковый механизм, у которого просрочен список для этого сайта пропущен адрес у вас нет права доступа на […]
    • Полномочия какой комиссии входит непосредственный подсчет голосов Контрольные вопросы по законодательству о выборах (ЦИК)/Текст 1. Если у членов участковой избирательной комиссии при проведении сортировки избирательных бюллетеней возникли сомнения в определении волеизъявления избирателя, то соответствующий избирательный […]
    • Приказ 977 минобрнауки Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 21 августа 2013 г. N 977 г. Москва "О внесении изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального […]
    • Неустойка расчет по ключевой ставке Неустойка расчет по ключевой ставке Сведения о средних ставках банковского процента по вкладам физических лиц для целей применения ст. 395 ГК РФ (по федеральным округам) Дата начала применения Дата начала применения Дата начала применения Здесь размещены […]
    • Республиканский материнский капитал 2019 Республиканский материнский капитал "Семья" в Саха (Якутия) и Якутске в 2019 году Республиканский материнский капитал "Семья" в Саха (Якутия) принят Законом Республики Саха (Якутия) от 16.06.2011 г. N 803-IV "О республиканском материнском капитале "Семья", в […]

    Вам также может понравиться