Договор ограничения вооружений

§ 4. Разоружение и ограничение вооружений

Одним из наиболее эффективных международно-правовых средств сохранения мира и предотвращения войны являются разоружение и ограничение вооружений.

В настоящее время имеется целый комплекс международ­но-правовых норм, способов и методов для успешного решения проблемы разоружения и сокращения вооружений как в пол­ном объеме, так и по частям. Устав ООН определяет порядок и задачи решения этой проблемы. Основными органами по разо­ружению в рамках ООН являются: Комиссия ООН по разору­жению, которая готовит рекомендации по проблемам разору­жения, разрабатывает общие принципы переговоров по разо­ружению, следит за выполнением решений специальных сес­сий Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению; Конферен­ция ООН по разоружению.

Рассмотрим содержание действующих международных договоров и соглашений относительно разоружения.

Договоры о запрещении ядерных испытаний. 5 августа 1963 г. в Москве представителями СССР, США и Великобрита­нии был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Договор имел подлинно универсальный характер: он был от­крыт для подписании всеми государствами, и любое из них мог­ло к нему присоединиться.

В преамбуле проводится связь между прекращением ис­пытательных взрывов ядерного оружия и достижением согла­шения о всеобщем и полном разоружении под строгим между­народным контролем. Каждый из участников обязался не про­изводить любые испытательные взрывы ядерного оружия и другие ядерные взрывы в трех средах: в атмосфере; за преде­лами атмосферы, включая космическое пространство; под во­дой, включая территориальные воды и открытое море. Кроме того, запрещаются ядерные «взрывы» в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территориальных границ государства, под юрисдик­цией или контролем которого производится такой взрыв».

Нормы договора не распространялись на подземные ядер­ные испытания, по которым предполагалось особое решение.

В последующем в интересах дальнейшего сокращения ядер­ного оружия на глобальном уровне с конечной целью его ликви­дации государства предприняли усилия по подготовке универ­сального и поддающегося эффективному контролю Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Такой дого­вор был открыт для подписания в июне 1996 г. Его интересная особенность.—лаконичная формулировка «основных обяза­тельств» (ст. 1) и детальная регламентация организационно-кон­трольных мер на международном уровне и национальных мер по осуществлению.

«Основные обязательства» сформулированы следующим образом:

1. Каждое государство-участник обязуется не производить любых испытательных взрывов ядерного оружия и любых дру­гих ядерных взрывов, а также запретить и предотвратить лю­бой такой ядерный взрыв в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем.

2. Каждое государство-участник обязуется воздерживать­ся от побуждения, поощрения или какого-либо участия в про­ведении подобных ядерных взрывов.

Для достижения объекта и цели Договора учреждается Организация по Договору о всеобъемлющем запрещении ядер­ных испытаний (ст. II). Ее членами являются все государства-участники. Местопребывание — г. Вена (Австрия).

Органы Организации: Конференция государств-участников, Исполнительный совет, Технический секретариат, который включает Международный центр данных.

Конференция государств-участников — главный орган Организации. Состоит из всех государств-участников, имеющих по одному представителю.

Конференция собирается на очередные и специальные сес­сии. Очередные сессии проводятся ежегодно, специальные — по решению Конференции, по запросу Исполнительного совета или по запросу любого государства-участника, который под­держивают большинство государств-участников. Конференция вправе рассматривать любые вопросы в рамках действия Дого­вора.

Кроме того, Конференция рассматривает и принимает док­лад Организации об осуществлении Договора и ежегодную про­грамму и годовой бюджет, представляемые Исполнительным советом; избирает членов Исполнительного совета; назначает Генерального директора Технического секретариата; осущест­вляет рассмотрение и обзор научно-технических достижений, которые могли бы сказаться на действии Договора; принимает меры по обеспечению соблюдения договора и т. д.

Конференция принимает свои правила процедуры. В нача­ле каждой сессии она избирает своего председателя и других необходимых должностных лиц.

Решения по процедурным вопросам принимаются большин­ством членов, присутствующих и участвующих в голосовании. Решения по вопросам существа по мере возможности принима­ются консенсусом.

Исполнительный совет является исполнительным органом организации. Состоит из 51 члена, избираемых в соответствии с принципом справедливого географического распределения. Он подотчетен Конференции.

Функции Исполнительного совета: содействует эффектив­ному осуществлению и соблюдению Договора; надзирает за дея­тельностью Технического секретариата; рассматривает и пред­ставляет Конференции проекты ежегодной программы и годо­вого бюджета Организации; организует сессии Конференции, включая проект повестки дня, и некоторые другие функции.

Технический секретариат содействует государствам-уча­стникам в реализации Договора. Он осуществляет функции кон­троля и другие функции, которые делегируются ему Конфе­ренцией или Исполнительным советом. В состав Технического секретариата входит Международный центр данных.

Генеральный директор назначается Конференцией по ре­комендации Исполнительного совета сроком на 4 года.

Весь персонал Организации пользуется привилегиями и иммунитетами, которые определяются соглашениями между Организацией и государствами-участниками, а также соглаше­нием между Организацией и государством местопребывания Организации (Австрийская Республика).

Договором предусмотрен международный контроль и ин­спекции на местах, а также меры укрепления доверия.

Споры, возникающие в связи с применением или толкова­нием норм Договора, урегулируются в соответствии с положе­ниями Устава ООН.

Договор о нераспространении ядерного оружия. XXII сес­сия Генеральной Ассамблеи ООН одобрила проект Договора, который был открыт для подписания 1 июля 1968 г. в столицах трех государств: Москве, Вашингтоне и Лондоне. Договор явля­ется универсальным, поскольку в нем могут участвовать все без исключения государства.

В Договоре разграничиваются обязательства государств, обладающих ядерным оружием, и обязательства государств, не обладающих им. Государство, обладающее ядерным оружием и участвующее в данном договоре, «обязуется не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрыв­ными устройствами ни прямо, ни косвенно». Государства, не обладающие ядерным оружием, обязуются не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также не принимать какой-либо помощи в производстве такого оружия (ст. 1, 2).

Договор содержит норму, которая служит своего рода свя­зующим звеном между действующими нормативными поста­новлениями и будущими соглашениями по вопросам разоруже­ния: «Каждый участник настоящего Договора обязуется в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по пре­кращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и полном разоружении под строгим и эффективным междуна­родным контролем» (ст. 6).

Договоры о демилитаризации отдельных территориаль­ных пространств. Институт демилитаризации содержит груп­пу международных договоров, которые запрещают размещение и использование всякого оружия или его наиболее опасных ви­дов на определенной территории. В эту группу входят: Договор об Антарктике 1959 г., Договор о космосе 1967 г., Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. К этой группе договоров относятся договоры о безъядер­ных зонах в Латинской Америке (Договор Тлателолко, 1967 г.), и в южной части Тихого океана (Договор Раратонга, 1985 г.).

Договоры об ограничении стратегических вооружений. Наиболее важными с точки зрения решения вопросов разору­жения являются советско-американские двусторонние догово­ры: Договор об ограничении систем противоракетной обороты от 26 мая 1972 г. и дополнительный Протокол к нему от 3 июля 1974 г., Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), Договор об ограничении стратегических наступательных воо­ружений (ОСВ-2); Договор о ликвидации ракет средней дально­сти и меньшей дальности от 8 декабря 1987 г., Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических насту­пательных вооружений от 3 января 1993 г.

Договор об ограничении противоракетной обороны (ПРО) предусматривает обязательства сторон не развертывать систе­мы ПРО на своей территории и ограничиться определенным числом (с учетом Протокола от 1974 г. — одним районом с каж­дой стороны) комплексов противоракетной обороны и пусковых установок противоракет, запрещает испытывать и размещать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космиче­ского или наземного мобильного базирования.

Договор 1987 г. предусмотрел ликвидацию всех ракет сред­ней и меньшей дальности, пусковых установок к ним, вспомога­тельных сооружений и вспомогательного оборудования. Сроки ликвидации: для ракет средней дальности — 3 года; для ракет меньшей дальности — 18 месяцев после вступления Договора в силу. В дальнейшем ни одна из сторон не производит никаких ракет указанных двух классов и пусковых установок для них.

Согласно Протоколу об инспекциях, в связи с Договором предусмотрен жесткий контроль за выполнением норм Догово­ра. Объектом контроля могут быть ракетные операционные базы, вспомогательные объекты, места ликвидации ракет, предпри­ятия по их производству. Каждая из сторон может проводить инспекции в течение 13 лет после вступления Договора в силу (1 июня 1988 г.).

Конвенция о запрещении бактериологического и токсинного оружия. Женевский протокол 1925 г. — это запрещение применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. Между тем непре­рывное совершенствование и накопление запасов химического и бактериологического оружия диктовали настоятельную необ­ходимость создания соответствующих международно-правовых норм, запрещающих его производство и хранение.

10 апреля 1972 г. была открыта для подписания Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. Первыми ее подписали представители СССР, США и Великобритании. Конвенция имеет универсальный ха­рактер и является бессрочной.

Государства приняли на себя обязательство ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накап­ливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохра­нять микробиологические или другие биологические агенты или токсины таких видов и в таких количествах, которые не имеют назначения для профилактических, защитных или других мир­ных целей, а также оружие, оборудование или средства дос­тавки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфлик­тах. Запрещена передача кому бы то ни было средств бактерио­логического и токсинного оружия.

Конвенция о запрещении разработки, производства, на­копления и применения химического оружия и о его уничто­жении.

Данная Конвенция была открыта для подписания в январе 1993 года.

Каждое государство — участник Конвенции обязуется ни­когда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не про­изводить, не приобретать, не накапливать и не сохранять хи­мическое оружие и не передавать его прямо или косвенно кому бы то ни было. Оно обязуется не применять химическое оружие и не проводить любых военных приготовлений к применению химического оружия.

Каждое государство — участник Конвенции обязано унич­тожить химическое оружие, которое находится в его собствен­ности или владении или которое размещено в любом месте под его юрисдикцией или контролем или оставлено им на террито­рии другого государства. Согласно Конвенции должны быть уничтожены любые объекты по производству химического ору­жия.

Смотрите так же:  Договор охраны гаража

Российская Федерация в числе первых подписала Конвен­цию, а Федеральным законом от 5 ноября 1997 г. ее ратифици­ровала.

Договор ограничения вооружений

ДОГОВОР МЕЖДУ СССР И США ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ (ДОГОВОР ОСВ-2) – подписан 18 июня 1979 г. в Вене. Договор ограничивал количество МБР наземного базирования и ракет, установленных на подводных лодках (БРПЛ ), стратегических бомбардировщиков, а также баллистических ракет «воздух-земля» (БРВЗ ). Срок его действия устанавливался до 31 декабря 1985 г.

Стратегические наступательные вооружения сторон ограничивались первоначальным суммарным количеством носителей, равным 2400 ед. Стратегические наступательные вооружения, которые имелись у СССР и США сверх этого уровня, подлежали демонтажу или уничтожению.

С 1 января 1981 г. предусматривалось установить для каждой из сторон пониженный уровень на указанные вооружения, составляющий не более 2250 носителей. В рамках этих суммарных количеств устанавливались для СССР и США подуровни, которые не должны были превышать:

В этих пределах СССР и США могли по своему усмотрению определять структуру стратегических наступательных вооружений.

В статье IX Договора отмечалось, что каждая из сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать средства для вывода на околоземную орбиту ядерного оружия или любых других видов ОМП , включая частично орбитальные ракеты.

Договор ОСВ-2 являлся надежной основой для осуществления дальнейших мер по ограничению и сокращению стратегических вооружений. Он исходил из принципа равенства и одинаковой безопасности. Длительные и нелегкие переговоры, которые предшествовали его подписанию, существенно продвинули СССР и США в осознании проблем ограничения стратегических наступательных вооружений. Однако он не был ратифицирован.

Находившаяся в то время у руководства США демократическая администрация Д.Картера согласилась с противниками Договора, утверждавшими, что он не выгоден США, ущемляет интересы их безопасности. В течение полутора лет под предлогом «улучшения» Договора продолжались попытки отсрочить ратификацию. С приходом в январе 1981 г. к власти Президента Р. Рейгана США отказались ввести заключенный Договор в действие.

Хотя Договор ОСВ-2 не вступил в действие, его положения, в основном, соблюдались сторонами в течение ряда лет. В мае 1986 г. США заявили, что дальше не считают себя связанными ограничениями по Договору ОСВ-2. В декабре того же года СССР объявил, что будет продолжать «в течение некоторого времени» соблюдать установленные Договором ограничения.

Договор по сокращению стратегических наступательных вооружений. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 5 февраля 2018 года истекает срок выполнения обязательств по Договору по сокращению стратегических наступательных вооружений, заключенному между Россией и США в 2010 году. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории заключения этого документа и его основных положениях.

Договор по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3, Пражский договор) был подписан президентами России и США Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой 8 апреля 2010 года в Праге.

Его официальное название — Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений.

Впервые предложение о разработке СНВ-3 обсуждалось еще в марте 1997 года в ходе консультаций президентов РФ и США Бориса Ельцина и Билла Клинтона в Хельсинки. В СНВ-3 по версии 1997 года планировалось установить «потолки» на уровне 2000-2500 стратегических ядерных боезарядов и придать договору бессрочный характер (переговоры по этому соглашению были безрезультатными). С инициативой начать новый переговорный процесс в июне 2006 года выступил президент РФ Владимир Путин. К разработке документа эксперты приступили после встречи президентов Дмитрия Медведева и Барака Обамы в Лондоне 1 апреля 2009 года (в рамках саммита Группы 20). Переговоры завершились спустя 11 месяцев подписанием документа.

Основные положения

Договор предусматривает, что каждая из сторон сокращает и ограничивает свои СНВ таким образом, чтобы через семь лет после его вступления в силу (и в дальнейшем) их суммарные количества не превышали: 700 единиц для развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ); 1550 единиц для боезарядов на них; 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок (ПУ) МБР и БРПЛ, а также ТБ.

Договор впервые ввел понятия «неразвернутые» носители и ПУ, т. е. не находящиеся в боевой готовности, а используемые для обучения или испытания, не имеющие боеголовок (СНВ-1 и СНВ-2 охватывали ядерные боезаряды, размещенные на развернутых стратегических носителях).

Каждая из сторон имеет право самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений в суммарных пределах, установленных договором. В договоре зафиксирован запрет на базирование СНВ за пределами национальной территории.

Два положения документа касаются противоракетной обороны (ПРО): первое — о взаимосвязи стратегических наступательных (ядерное оружие) и стратегических оборонительных вооружений (системы противоракетной обороны), второе — о запрете на переоборудование пусковых установок МБР и БРПЛ в пусковые установки для перехватчиков ПРО, также как и их обратное переоборудование.

Ограничения в отношении противоракетной обороны отсутствуют. Неучтенным остался и так называемый «возвратный потенциал» — складированные ядерные боезаряды. Технически эта часть ядерного арсенала может быть развернута достаточно быстро, если какая-либо из сторон перестает выполнять Договор.

Верификационный механизм обеспечивает необратимость и транспарентность процесса сокращений СНВ. Обмен телеметрической информацией о пусках ракет осуществляется по взаимному согласованию и на паритетной основе не более чем по 5 пускам в год. Производить обмен информацией о количестве боеголовок и носителей стороны должны два раза в год.

Договор дополняют протокол и технические приложения к нему, имеющие равную с ним юридическую силу.

И в США, и в РФ документ был внесен на ратификацию в мае 2010 года. Сенат США одобрил его 22 декабря 2010 года, Госдума и Совет Федерации РФ — 25 и 26 января 2011 года.

При ратификации стороны сделали ряд оговорок. В резолюции Конгресса США отмечалось, что «новый договор не накладывает ограничений на развертывание систем ПРО, в том числе в Европе». Россия оставила за собой право выйти из договора, если ПРО США достигнет той стадии развития, когда станет представлять угрозу РФ. Отдельно было указано, что положения преамбулы, где прописана взаимосвязь СНВ и ПРО, имеют юридическую силу и должны в полном объеме учитываться сторонами.

Законы о ратификации были подписаны президентом РФ 28 января 2011 года, президентом США — 2 февраля 2011 года. Обмен ратификационными грамотами состоялся 5 февраля 2011 года в Мюнхене. Тогда же документ вступил в силу и заменил Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) от 31 июля 1991 года и Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП) от 24 мая 2002 года.

Консультативная комиссия

Для содействия осуществлению целей и положений договора была учреждена Двусторонняя консультативная комиссия (ДКК). Ее заседания созываются на нерегулярной основе по запросу любой из сторон. В составе ДКК могут образовываться рабочие группы для обсуждения различных проблем. Повестка дня заседаний комиссии и ее работа, как правило, не предается огласке.

Действие договора рассчитано на 10 лет, если до истечения этого срока он не будет заменен последующим соглашением о сокращении и ограничении СНВ. Стороны могут договориться о продлении действия договора на период не более пяти лет. Договор включает положение о выходе из него.

Ограничение и сокращение стратегических вооружений

EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое «Ограничение и сокращение стратегических вооружений» в других словарях:

ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ — процесс ускоренного накопления запасов оружия и военной техники, их усовершенствования. Соперничество в военной области и технике существовало во все века. Преимущество в качестве и количестве вооружений было одним из важнейших условий… … Большая актуальная политическая энциклопедия

ОССВ — Ограничение и сокращение стратегических вооружений (договор, мероприятия) ограничение и сокращение стратегических вооружений … Словарь сокращений русского языка

РАЗОРУЖЕНИЕ — система международных мероприятий, направленных на ликвидацию или сокращение средств ведения войны. В XIX–XX вв. в связи с наличием в мире оружия массового поражения (прежде всего ядерного) разоружение стало важнейшей международной проблемой,… … Большая актуальная политическая энциклопедия

ОССВ — Ограничение и сокращение стратегических вооружений договор, мероприятия воен. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с … Словарь сокращений и аббревиатур

Разоружение — Разоружение сокращение государствами средств ведения войны, которыми они обладают. Разоружение можеть быть как многосторонней, так и односторонней акцией, может затрагивать как ограниченную территорию, так и ставить целью демилитаризацию… … Википедия

РАЗОРУЖЕНИЕ — сокращение средств ведения войны, которыми обладают государства. Меры по разоружению, принимаемые государствами, могут включать в себя как межгосударственные соглашения, так и односторонние акции; это могут быть относительно простые… … Энциклопедия Кольера

СНВ-III — / New START Договор между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений Treaty between the United States of America and the Russian Federation on… … Википедия

Джордж Уокер Буш — (George Walker Bush) Биография Джорджа Уокера Буша , карьера и достижения Биография Джорджа Уокера Буша , карьера и достижения, личная жизнь Содержание Содержание 1.Биография Дж. Буша. Первый интерес к миру . 2. Предвыборная кампания Дж. Буша.… … Энциклопедия инвестора

Разоружение в современном мире: договоры, конвенции, результаты — Неделя разоружения (Disarmament Week) проводится ежегодно с 24 по 30 октября, что предусмотрено в Заключительном документе специальной сессии Генеральной Ассамблеи 1978 года. Разоружение комплекс мер, призванных прекратить наращивание средств… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Разоружение — система мероприятий, осуществление которых должно привести к полному уничтожению или существенному сокращению средств ведения войны и созданию условий для устранения угрозы её возникновения. В современных условиях в связи с наличием в… … Большая советская энциклопедия

Разоружение и ограничение вооружений

Разоружение – это комплекс мероприятий государств, призванных уменьшить и ликвидировать материальные средства ведения войны. Общая международно-правовая основа разоружения – ст. 11 Устава ООН, относящая принципы разоружения и ограничения вооружений к общим принципам сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности. Международное право не содержит нормы, прямо обязывающей государства разоружаться, поэтому разоружение нельзя считать когентной нормой. В решении Международного Суда ООН по делу «Никарагуа против США» (1986 г.) закреплено: «В международном праве нет норм, за исключением таких, которые признаны заинтересованными государствами договорным или иным путем, в соответствии с которыми уровень вооружений суверенных государств может быть ограничен, и этот принцип применим ко всем государствам без исключения».

Смотрите так же:  Заявление о зачёте излишне уплаченного налога

Разоружение – один из важнейших институтов права международной безопасности. Суть основного обязательства государств в данной области заключается в том, чтобы «в духе доброй воли вести переговоры о всеобщем и полном разоружении под международным контролем». Юридическое содержание этого обязательства:

  • – выработка практических мер в области разоружения;
  • – выполнение норм действующих соглашений в области разоружения;
  • – достижение конечной цели разоружения – полная ликвидация вооруженных сил и вооружений.

Устав ООН определяет общий порядок и основные задачи политики разоружения. Неоднократно созывались специальные сессии ГА ООН, посвященные проблемам разоружения – в 1978, 1982 и 1988 гг. Основные органы ООН, занимающиеся вопросами разоружения: СБ ООП (отвечает за создание системы регулирования вооружений и возможного разоружения); Комиссия ООН по разоружению (разрабатывает общие принципы в области ядерных и обычных вооружений и меры по укреплению доверия); Конференция ООН по разоружению (разрабатывает проекты международных соглашений по ограничению и запрещению оружия массового уничтожения, некоторых видов обычного вооружения); Специальный комитет ООН для Всемирной конференции по разоружению.

В рамках мирового сообщества разработаны программы разоружения:

  • – всеобъемлющее (полное) разоружение;
  • – частичное разоружение.

Программа всеобщего и полного разоружения отражена в Совместном заявлении правительств СССР и США 1961 г.: конечная цель разоружения – абсолютная и полная ликвидация всех видов вооружений.

Ядерное разоружение и предотвращение ядерной войны – центральная проблема всего комплекса вопросов о разоружении. Определение оружия массового уничтожения было выработано ООН в 1948 г.: «Это оружие включает оружие, действующее атомным взрывом; оружие, действующее при помощи радиоактивных материалов; смертоносное химическое и бактериологическое оружие; любое разработанное в будущем оружие, обладающее характеристиками, сравнимыми по разрушительному действию с атомной бомбой и другим упомянутым выше оружием».

Запрет применения ядерного оружия представляет собой императивную норму международного права. Это подтверждено в декларациях ГА ООП: о запрещении использования ядерного и термоядерного оружия 1961 г., о неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия 1972 г., о предотвращении ядерной катастрофы 1981 г.

Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. первоначально был подписан Великобританией, СССР и США, но открыт для подписания всем государствам. В Договоре подчеркнута связь между прекращением испытательных взрывов ядерного оружия и достижением соглашения о всеобщем и полном разоружении. Участники обязались не производить испытаний ядерного оружия и другие ядерные взрывы в трех средах: в атмосфере; за пределами атмосферы, включая космическое пространство; под водой, включая территориальные воды и открытое море. Нормы Договора не распространяются на подземные ядерные взрывы (по этому вопросу предполагалось принять отдельное решение).

Участниками Договора нс являются такие ядерные государства, как Китай и Франция (неоднократно проводили ядерные испытания), Индия и Пакистан (в 1998 г. произвели испытательные ядерные взрывы, за что по инициативе Франции СБ ООН наложил на эти государства «ядерные санкции»).

Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г. – подписан 135 государствами, но три из 44 ядерных и околоядерных стран (КНДР, Индия и Пакистан) отказались от участия в этом соглашении. Цель Договора – дальнейшее сокращение ядерного оружия на глобальном уровне с целью его полной ликвидации. Особенность Договора – детальная регламентация мер международного контроля и национальных мер по реализации обязательств по Договору.

  • 1. Каждое государство-участник обязуется не производить любых испытательных взрывов ядерного оружия и любых других ядерных взрывов; запрещать и предотвращать любые ядерные взрывы в любом месте, находящемся иод его юрисдикцией и контролем.
  • 2. Каждое государство-участник обязано воздерживаться от побуждения, поощрения или какого-нибудь участия в проведении подобных ядерных взрывов.

Соблюдение Договора обеспечивается режимом контроля (международная система мониторинга; консультации и разъяснения; инспекции на местах; меры укрепления доверия). Режим контроля урегулирован Протоколом к Договору.

Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. (ДНЯО) был одновременно открыт для подписания всеми государствами мира в Лондоне, Вашингтоне и Москве. Договор установил две группы различных обязательств.

  • 1. Обязательства ядерных государств – «не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно».
  • 2. Обязательства неядерных государств – не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, не принимать какой-то помощи в производстве такого оружия. Если эти государства желают приобщиться к использованию ядерной энергии в мирных целях, они должны осуществлять такое приобщение под контролем МАГАТЭ.

В Договоре четко обозначены методы контроля за нераспространением ядерного оружия – система гарантий МАГАТЭ, инспекции на местах, предоставление отчетов по использованию расщепляющих материалов. За время действия Договора появилась третья группа государств околоядерные (уровень промышленного развития этих стран позволяет им создать свое собственное ядерное оружие – Ирак, Аргентина, Бразилия, Израиль, ЮАР, КНДР). ЮАР в свое время отказалась от разработок собственного ядерного оружия, ликвидировала созданные запасы и присоединилась к ДНЯО как неядерное государство. В связи с появлением околоядерных государств в международном праве сложилась обычная норма, дополняющая Договор, – такие государства обязаны приостановить разработки ядерного оружия.

В 1995 г. действие ДНЯО было продлено на неопределенный срок. Франция и Китай не участвуют в Договоре, но соблюдают его положения как нормы обычного права. В 2008 г. КНДР заявила о своем выходе из ДНЯО и провела запуск ракет с ядерными боеголовками. В настоящий момент Северная Корея – тоталитарное ядерное государство, не связанное обязательствами по Договору.

В 1978 г. правительства Великобритании, СССР и США выступили с односторонним заявлением об отказе от применения ядерного оружия против неядерных государств.

В 1996 г. Международный Суд ООН в консультативном заключении «О законности угрозы или применения ядерного оружия» заявил о существовании «обязательства вести в духе доброй воли переговоры о ядерном разоружении во всех его аспектах под строгим и эффективным международным контролем». Таким образом содержащееся в ст. VI Договора обязательство государств вести переговоры о ядерном разоружении истолковано Международным Судом как констатация прекращения гонки ядерных вооружений. Суд отделил обязательство по ст. VI от самого ДНЯО, заявив, что это обязательство уже не связано с участием в Договоре и имеет характер самостоятельной обычной нормы права императивного характера.

Демилитаризация отдельных территориальных пространств – это запрещение размещения и использования любых видов вооружения на какой-либо территории. Нормативная основа института демилитаризации – международно-правовые соглашения о создании демилитаризованных зон. Демилитаризация делится на полную и частичную. Полная демилитаризация автоматически приводит к деато- мизации – на определенной территории запрещено размещение любого оружия, в том числе и ядерного: Аландские острова, архипелаг Шпицберген, Антарктика, Луна и другие небесные тела, отдельные острова в Средиземном море. Договор о демилитаризации одновременно создает безъядерную зону.

Частичная демилитаризация – это создание безъядерных зон, т.е. запрет размещения и испытания на определенной территории только оружия массового уничтожения: космическое пространство, дно морей и океанов и их недра, Латинская Америка, южная часть Тихого океана, Юго- Восточная Азия, Африка.

Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. установило мирный режим использования этих территорий: запрещено создание военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. На Луне запрещены применение силы или угрозы силой, любые другие враждебные действия или угроза их совершения; запрещено использование Луны для совершения любых подобных действий или применения любых подобных угроз в отношении Земли, космических кораблей, их персонала или искусственных космических объектов. Допустимо использование на Луне военного персонала для научных исследований или в каких-либо иных мирных целях. Луна и другие небесные тела представляют собой полностью демилитаризованные территории.

Вашингтонский договор об Антарктике 1959 г. установил принцип мирного использования Антарктики. В этом районе запрещены любые военные мероприятия, включая создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, испытания любых видов оружия. Антарктика не может использоваться для размещения воинских контингентов, служить театром военных действий, полигоном для применения ядерного или обычного оружия. В Антарктике запрещено проведение любых ядерных взрывов и размещение любых радиоактивных материалов. Антарктика – это полностью демилитаризованная, нейтрализованная и безъядерная территория. Система контроля за соблюдением режима демилитаризации: проведение инспекций, воздушное и наземное наблюдение.

Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. обязывает государства не устанавливать и не размещать на морском дне и в его недрах за пределами территориальных вод ядерное оружие, а также сооружения, пусковые установки и другие устройства, предназначенные для хранения, испытания и применения такого оружия. Договор установил эффективную систему контроля: наблюдение за деятельностью на морском дне; взаимные консультации; инспекции на местах; передача вопроса на рассмотрение СБ.

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. установил режим частичной демилитаризации космического пространства и полной демилитаризации небесных тел. Участники Договора обязаны не выводить па орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве иным образом. Космическое пространство в соответствии с этим Договором является безъядерной зоной.

Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г. (Договор Тлателолко) устанавливает безъядерную зону в этом регионе: полный запрет на размещение ядерного оружия и его испытания. Государства обязаны использовать находящиеся под их юрисдикцией ядерные материалы и средства только в мирных целях. Участники Договора обязаны предотвращать на своей территории испытание, изготовление, приобретение, установку ядерного оружия. Для обеспечения выполнения обязательств по Договору создано Агентство по запрещению ядерного оружия в Латинской Америке. Постоянные члены СБ (ядерные державы) подписали Дополнительный протокол к Договору, выразив свою готовность соблюдать положение о безъядерной зоне в Латинской Америке.

Смотрите так же:  Кладовщик требования вакансии

Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана 1985 г. (Договор Раротонга) установил безъядерную зону в этом регионе. Стороны обязаны не допускать испытания, использования, изготовления, производства, приобретения или размещения ядерного оружия, захоронения радиоактивных отходов. Система контроля по Договору – доклады государств, обмен информацией, консультации, применение гарантий МАГАТЭ. Договор дополнен тремя протоколами. Протокол №1 касается США, Франции и Великобритании, имеющих контролируемые территории в пределах зоны. Протокол обязывает эти государства соблюдать на контролируемых ими территориях статус безъядерной зоны (ни одно из этих государств Протокол не подписало). Протоколы № 2 и 3 обязывают все ядерные государства не применять ядерного оружия и не угрожать его применением, не проводить ядерных испытаний в пределах зоны.

Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго- Восточной Азии 1995 г. (Бангкокский договор) и Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке 1996 г. (Договор Пелинджаба) устанавливают безъядерные зоны в Юго-Восточной Азии и Африке. Содержат обязательства государств и систему контроля, аналогичные обязательствам по договорам Тлателолко и Раротонга. На шестидесятой сессии Генеральной Ассамблеи ООН (2005 г.) был принят проект резолюции «Создание зоны, свободной от ядерного оружия, в районе Ближнего Востока».

Ограничение и сокращение стратегических вооружений. Термин «стратегические вооружения» имеет условный характер – он охватывает межконтинентальные баллистические ракеты; баллистические ракеты, запускаемые с подводных лодок; тяжелые бомбардировщики; крылатые ракеты морского базирования; средства стратегической противоракетной обороны. До недавнего времени регулирование стратегических вооружений осуществлялось только в советско-американских соглашениях. После распада СССР определенные обязательства в этой области были возложены на Казахстан, Украину и Беларусь, что отражено в Протоколе 1992 г. к российско-американскому

Договору о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 г. Полноправными участниками Договора остались только Россия и США. Участие трех бывших союзных республик было обусловлено только необходимостью завершить процесс удаления с их территорий стратегических вооружений.

Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений 1972 г. (Договор ОСВ-1) был заключен на пять лет (пролонгирован по соглашению сторон). Обязывал стороны прекратить строительство дополнительных стационарных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования; ограничить количество пусковых установок баллистических ракет подводных лодок и подводных лодок с баллистическими ракетами.

Договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений 1979 г. (Договор ОСВ-2) содержал обязательства сторон ограничивать и сокращать такие вооружения (пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок, тяжелые бомбардировщики, баллистические ракеты «воздух-земля»).

Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 г. (Договор о РСМД) – к 1991 г. обе стороны ликвидировали более 2,5 тыс. ракетных средств наземного базирования двух классов (средней – 1000–5500 км – и меньшей – 500–1000 км – дальности), пусковые установки, вспомогательные сооружения и вспомогательное оборудование. Стороны не вправе производить никаких ракет указанных классов и пусковых установок к ним. Договор дополнен Протоколом об инспекциях.

Договор между Россией и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 г. (Договор СНВ-1) был заключен до 2009 г. с возможной пролонгацией. Вступил в силу в 1994 г. Запрещены модернизация и замена СИВ, ограничены районы базирования мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет. Контроль включает в себя проведение инспекций на местах и возможность непрерывного наблюдения за сокращением СНВ. Договор дополнен несколькими протоколами: об инспекциях, о переоборудовании и ликвидации, об уведомлениях. Участниками Протокола 1992 г. к Договору являются Украина, Беларусь и Казахстан.

Договор между Россией и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений 2010 г. (с Протоколом к нему) – стороны обязаны сократить свои СНВ; подлежат полной ликвидации тяжелые межконтинентальные баллистические ракеты.

Запрещение разработки, производства, применения химического, бактериологического и токсинного оружия. Помимо ядерного к оружию массового уничтожения относится химическое, бактериологическое и токсинное. Биологическое (бактериологическое) оружие находится под всеобъемлющим запретом: его нельзя не только применять во время войны, но и разрабатывать, производить и накапливать. Все запасы подлежат уничтожению.

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. – универсальный бессрочный договор. Первыми эту Конвенцию подписали представители СССР, США и Великобритании. Государства- участники обязались не разрабатывать, не производить, не накапливать и не сохранять микробиологические агенты и токсины, которые не предназначены для мирных целей. Запрещена передача кому бы то ни было бактериологического и токсинного оружия.

Официально считается, что к началу 1976 г. все упомянутое оружие и средства его доставки были уничтожены или переключены на мирные цели, однако есть сведения, что работы, связанные с таким оружием, продолжали проводиться в США, СССР и Ираке.

Вскоре после окончания Первой мировой войны химическое оружие было объявлено противозаконным как средство ведения войны – Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или иных подобных газов и бактериологических средств 1925 г. Протокол не был подписан большинством государств, но его нормы соблюдались как нормы международно-правового обычая.

Конвенция о запрещении производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. (вступила в силу в 1997 г.) открыта для участия всем государствам мира. В соответствии с Конвенцией под химическим оружием понимаются:

  • – токсичные химикаты и реагенты, участвующие в производстве таких химикатов;
  • – боеприпасы и устройства, предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсичных химикатов, высвобождаемых в результате применения таких боеприпасов и устройств;
  • – любое оборудование, предназначенное для использования в связи с применением боеприпасов и устройств.

Государства обязаны ни при каких обстоятельствах:

  • – не разрабатывать, не производить, не приобретать, не накапливать и не сохранять химическое оружие или не передавать такое оружие кому бы то ни было;
  • – не применять химическое оружие;
  • – не проводить никаких военных приготовлений для применения химического оружия;
  • – не помогать, не поощрять или не побуждать каким- либо образом кого бы то ни было к проведению любой деятельности, запрещенной конвенцией;
  • – не использовать химические средства борьбы с беспорядками в качестве средства ведения войны.

Каждое государство обязано уничтожить все химическое оружие и все объекты по его производству. Государства сами определяют методы уничтожения химического оружия; процесс уничтожения должен производиться на специально оборудованном объекте; не допускается уничтожения путем захоронения в земле, затопления в водоемах или сжигания на открытом воздухе.

Запрещение производства новых видов оружия массового уничтожения. Это положение («оговорка Мартенса») закреплено в Гаагских конвенциях 1907 г., хотя они и не содержат точного определения понятия «новые виды вооружений». В настоящее время в международном обычном праве запрещены конкретные виды оружия: нейтронное, генетическое, инфразвуковое, лучевое, лазерное, радиоактивное.

Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. содержит универсальные нормы, запрещающие любое враждебное военное воздействие на природную среду, обладающее разрушительным потенциалом, сопоставимым с использованием оружия массового уничтожения. Государства обязаны воздерживаться от причинения ущерба другому государству-участнику путем воздействия на его природную среду, которое влечет за собой серьезные враждебные последствия (искусственные землетрясения, наводнения, уничтожение растительного мира, экоцид, биоцид, терроцид). Подобные деяния представляют собой международные преступления.

Сокращение обычных вооружений и вооруженных сил. В 1990 г. в рамках СБСЕ был заключен Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Составной частью Договора являются протоколы: о существующих типах обычных вооружений и техники; о процедурах, регулирующих переклассификацию конкретных моделей или вариантов учебно-боевых самолетов в невооруженные учебные самолеты; о процедурах, регулирующих сокращение обычных вооружений и техники; о процедурах, регулирующих классификацию боевых вертолетов и переклассификацию многоцелевых ударных вертолетов; об уведомлениях и обмене информацией; об инспекциях. В 1999 г. было заключено Соглашение об адаптации Договора, которое внесло в него значительные изменения, поправки и дополнения.

Район применения Договора: вся сухопутная территория государств-участников в Европе от Атлантического океана до Уральских гор. Внутри этого района выделены еще четыре района, в пределах которых государства ограничивают и сокращают численность своих танков, боевых машин, артиллерии, боевых самолетов и вертолетов таким образом, чтобы суммарные количества не превышали определенного уровня численности вооруженных сил.

В целях контроля за соблюдением положений Договора каждый участник предоставляет уведомления и обменивается информацией, касающейся его обычных вооружений и техники (Протокол об обмене информацией). Договор является бессрочным, но любое государство имеет право одностороннего выхода из Договора, если сочтет, что исключительные обстоятельства поставили под угрозу его интересы (в 2008 г. этим правом воспользовалась Россия).

Другие публикации:

  • Договор транспортного средства страховка Энциклопедия решений. Порядок заключения договора ОСАГО. Страховой полис ОСАГО Порядок заключения договора ОСАГО. Страховой полис ОСАГО По общему правилу владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации […]
  • Как красиво оформить книгу своими руками Всё самое красивое, самое интересное и самое полезное! 04 декабря, 2011 Делаем книгу своими руками Зачем делать книгу самому? Во-первых, иногда найти нужную книжку в магазинах очень сложно, особенно , если книжка узконаправленная или на иностранных […]
  • Требования debian 7 Требования debian 7 После сбора всей информации о компонентах компьютера, проверьте, что ваше аппаратное обеспечение соответствует требованиям желаемого типа установки. В зависимости от потребностей, у вас может оказаться машина меньшей мощности, чем […]
  • Требования безопасности к детским лагерям Скачивать документы могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь! Типовая инструкция о мерах пожарной безопасности детских оздоровительных лагерей Типовая инструкция о мерах пожарной безопасности детских […]
  • Рисунки на асфальте штраф Реклама на асфальте Работодатель попросил меня как физ лицо съездить оплатить штраф за рекламу на асфальте. Деньги дал. Вопрос такой: для меня какие последствия будут? Владимир, да никаких последствий. Работодателю дешевле назначит виновного - физическое […]
  • Транспортный налог 2019 в москве Транспортный налог-2019 (Москва): ставки Базовые ставки транспортного налога приведены в Налоговом кодексе (п. 1 ст. 361 НК РФ). Однако региональным властям разрешено корректировать эти ставки ( п. 1-3 ст. 361 НК РФ). При этом если региональным законом не […]

Вам также может понравиться