Договор о международных водах

Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива

Российская Федерация и Украина, далее именуемые Сторонами,

руководствуясь отношениями дружбы и сотрудничества между народами России и Украины, исторически сложившимися братскими узами между ними;

руководствуясь положениями Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 года, а также Договора между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе от 28 января 2003 года;

отмечая важное значение Азовского моря и Керченского пролива для экономического развития России и Украины;

будучи убеждены в том, что все вопросы, касающиеся Азовского моря и Керченского пролива, должны решаться только мирными средствами совместно или по согласию России и Украины;

исходя из необходимости сохранения Азово-Керченской акватории как целостного хозяйственного и природного комплекса, используемого в интересах России и Украины:

договорились о нижеследующем:

Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами Российской Федерации и Украины.

Азовское море разграничивается линией государственной границы в соответствии с соглашением между Сторонами.

Урегулирование вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива, осуществляется по соглашению между Сторонами.

1. Торговые суда и военные корабли, а также другие государственные суда под флагом Российской Федерации или Украины, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства.

2. Торговые суда под флагами третьих государств могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются в российский или украинский порт или возвращаются из него.

3. Военные корабли и другие государственные суда третьих государств, эксплуатируемые в некоммерческих целях, могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются с визитом или деловым заходом в порт одной из Сторон по ее приглашению или разрешению, согласованному с другой Стороной.

Российско-украинское сотрудничество, в том числе совместная деятельность в области судоходства, включая его регулирование и навигационно-гидрографическое обеспечение, рыболовства, защиты морской среды, экологической безопасности, а также поиска и спасания в Азовском море и Керченском проливе, обеспечиваются как реализацией имеющихся соглашений, так и заключением, в соответствующих случаях, новых договоренностей.

Споры между Сторонами, связанные с толкованием и применением настоящего Договора, разрешаются путем консультаций и переговоров, а также другими мирными средствами по выбору Сторон.

Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу с даты обмена ратификационными грамотами Сторон.

Изменения и дополнения к настоящему Договору оформляются отдельными протоколами, вступающими в силу в соответствии с процедурой, описанной в пункте 1 настоящей Статьи.

Совершено в г. Керчь 24 декабря 2003 года, в двух экземплярах, каждый на русском и украинском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Конвенция 1982 г. по морскому праву

Организация Объединенных Наций впервые созвала Гене­ральную конференцию по морскому праву в 1958 г.; целью этой акции было принять единые соглашения по четырем аспектам международно-правового режима морских про­странств: 1) определение понятия территориальные воды, 2) определение понятия нейтральные воды, 3) определение того, что относится к континентальному шельфу, и 4) ры­боловство и охрана живых ресурсов. Некоторого прогресса удалось добиться как на этой конференции, так и на следую­щей — в 1960 г. Но в 1967 г. государство Мальта подняло новый вопрос: в чьих руках должна быть юрисдикция на разработку глубоководных залежей полезных ископаемых? К 1970 г. ООН подготовила «Декларацию о принципах, определяющих владение дном морей и океанов и их недрами за пределами национальной юрисдикции» и созвала третью конференцию по морскому праву. Большой контингент специалистов практически из всех стран работал в течение последующих 12 лет, составляя окончательный текст Дого­вора по морскому праву 1982 г., в настоящее время ратифицированный почти всеми странами. Два элемента этого до­говора особенно важны для океанологии и рассматриваются в следующих разделах.

Экономическая зона

Весьма возможно, что никакое другое условие Договора 1982 г. не имеет такого значения, как положение о том, что каждое прибрежное государство обладает исключительны­ми правами на владение особой экономической зоной (ЭЗ) шириной минимум 200 мор. миль. Рисунке 19.1 показывает, что к этой зоне можно отнести приблизительно 40% всей пло­щади океанов, а на рисунке 19.2 отмечены территории, относя­щиеся к США, вместе с их 200-мильными зонами. Если сум­мировать все эти площади, то окажется, что США владе­ют самой большой ЭЗ среди всех стран мира — около 3,9 млрд. акров (15,8 млн. км 2 ).

Рисунок 19.1. Карта Мирового океана, показывающая ситуацию, ко­торая возникнет, если каждое прибрежное государство будет вла­деть особой экономической зоной (ЭЗ) с минимальной шириной 200 мор. миль. Нужно иметь в виду, что карта построе­на не в равноплощадной проекции и полярные районы здесь непро­порционально велики.

Рисунок 19.2. Экономическая зона США. В целом она занимает пло­щадь около 3,9 млрд. акров (15,8 млн.км 2 ) — больше общей пло­шали самих США и принадлежащих им территорий (2,3 млрд. акров = 9,36 млн. км 2 ).

Геометрия ЭЗ. Что представляет собой ЭЗ? Как она опреде­ляется? Конвенция 1982 г. устанавливает число отдельных зон, на которые может в какой-либо мере распространяться контроль прибрежного государства, причем мера эта варьи­рует от полной до нулевой. Самая ближняя к берегу зона (рисунок 19.3) — территориальные воды. Ширина этой полосы составляет 12 мор. миль; здесь прибрежное государство об­ладает полным суверенитетом, ограничиваемым только «правом свободного прохода». Обеспечение свободного про­хода коренится в старой, привычной практике мореплава­ния; предусматривается, например, проход судов через узкие проливы, даже если они расположены внутри закрытой 12-мильной территориальной зоны.

Полоса территориальных вод обрамляется прилежащей зоной шириной еще 12 мор. миль, в пределах которой прибрежное государство имеет право пресекать контрабандные перевозки и выдавать лицензии на добычу полезных ископа­емых (никакое другое государство не может претендовать здесь и на бесконтрольный лов рыбы — подробнее об этом см. ниже).

Внешняя граница ЭЗ проходит на расстоянии 200 мор. миль от той же базисной линии, от которой отсчитывается ширина зоны территориальных вод. В пределах ЭЗ примор­ское государство обладает правами на эксплуатацию всех возобновляемых ресурсов, местных или мигрирующих, всех ресурсов морского дна и подстилающих его недр.

Рисунок 19.3. Определение экономи­ческой зоны (ЭЗ) и континенталь­ного шельфа.

(а) ЭЗ простирается на 200 мор. миль от базисной іинии террито­риальных вол. Если реальный континентальный шельф уже, то ширина «юридического» шельфа вне зависимости от этого опреде­ляется как 200 мор. миль.

(б) Если реальный шельф выходит за отметку 200 мор. миль, край «юридического» шельфа отодвига­ется до 350 мор. миль, либо уста­навливается на 60 мор. миль даль­ше подножия континентального склона, либо на 100 мор. миль дальше изобаты 2500 м.

Более сложно определяется юридическое понятие конти­нентального шельфа. Если реальный шельф, ограничивае­мый перегибом на границе с континентальным склоном на глубинах около 200 м, не достигает границы 200-мильной ЭЗ, вводится понятие юридического шельфа. Оно не связано с батиметрией и просто соответствует ширине экономичес­кой зоны, даже если морское дно на границе такого «шель­фа» относится уже к абиссальной равнине или даже глубо­ководному желобу. Эта оговорка введена для стран, распо­лагающихся у зон субдукции, желобов, вулканических дуг, где ширина шельфа вдоль их окраин особенно мала.

Там, где реальный шельф шире 200 мор. миль, морское право определяет зону расширенного шельфа, граница кото­рой может находиться на расстоянии до 350 мор. миль от базисной линии (рисунок 19.3,б). Однако ширина ЭЗ при этом не увеличивается.

Прибрежное государство владеет всеми ресурсами в пределах 200-мильной зоны и значительной частью ресурсов морского дна и подстилающих недр в той части шельфа, ко­торая протягивается дальше 200 мор. миль. Морское право предусматривает, однако, что часть стоимости ресурсов этого расширенного шельфа должна передаваться Организа­ции Объединенных Наций в виде выплат Агентству ООН по морскому дну.

Океан, не входящий в ЭЗ: площадь, управление и хозяйственная деятельность

Те 60% площади Мирового океана, которые не входят в ЭЗ отдельных стран, называются нейтральными водами, от­крытыми для перевозок и рыболовства, или просто «Райо­ном», когда речь идет о других предметах, скажем о мине­ральных ресурсах глубокого морского дна. Этот «Район» объявлен общим достоянием человечества. К его наибо­лее известным ресурсам относятся полиметаллические кон­креции, залегающие на дне глубоководных бассейнов (таблица 5.2). Организация Объединенных Наций в предвиде­нии того, что эти минеральные образования вскоре могут стать технически доступными, создала Международное агентство по морскому дну (ISA) как орган, контролирую­щий выдачу лицензий на разведку и добычу полезных иско­паемых, и получение доходов от этой деятельности. Горные работы на глубоководном морском дне в пределах «Района» должны проводиться по контракту с ISA, а добыча должна контролироваться этим агентством, чтобы избежать эконо­мических потерь для стран, уже добывающих соответствую­щее минеральное сырье из наземных месторождений.

Агентство ISA также требует, чтобы производители гор­ных работ отдавали часть стоимости продукции в виде от­числений. Деньги, остающиеся после оплаты администра­тивных расходов, должны распределяться среди развиваю­щихся стран.

Имеются и другие стороны морского права, новые и в каком-то смысле революционные. Агентство ISA может создать собственное производственное предприятие. Фонды, не­обходимые для того, чтобы такое предприятие начало выпу­скать продукцию, оцениваются в настоящее время в 1 млрд. долл. и могут быть собраны из частных и госу­дарственных займов. Это уникальное предприятие возникнет только после того, как частные компании, выпустив первую продукцию, докажут рентабельность таких работ. Эти ком­пании-пионеры будут нужны не только для того, чтобы пере­дать предприятию ISA передовую технологию. Они должны быть также готовы продать этому предприятию свои участ­ки, если они потребуются международному агентству.

Агентством ISA управляет совет, состоящий из 36 членов. Способ образования этого совета интересен с точки зрения понимания новых принципов действия морского права. В состав совета должны входить представители четырех стран — потребителей наибольшего количества металлов, которые предполагается добывать, а также представители четырех главных «наземных» производителей, т. е. стран, на территории которых расположены важнейшие месторож­дения этих металлов. Должны быть представлены и четыре страны, внесшие наибольший вклад в работы по освоению морского дна; остальные места должны быть отданы раз­вивающимся странам.

Декларация Рейгана 1983 г.

В 1985 г. США отказались ратифицировать Конвенцию по морскому праву. Вместо этого президент Рейган в 1983 г. в одностороннем порядке объявил об установлении для США 200-мильной ЭЗ, почти идентичной определению ЭЗ в Кон­венции 1982 г. В результате позиция США состоит в том, что они принимают создание исключительной экономичес­кой зоны как обычную норму международного права, но полностью отвергают идею о международном владении ре­сурсами морского дна.

Права и обязанности прибрежных государств

Конвенция 1982 г. по морскому праву утверждает следую­щие права прибрежного государства:

— Исключительный суверенитет над разведкой и разра­боткой всех живых и неживых природных ресурсов морской воды, дна и недр.

Смотрите так же:  Договор переуступки прав требования долга цессии

— Исключительное управление другой хозяйственной де­ятельностью, включая производство энергии, создание ис­кусственных островов и ферм для разведения морских жи­вотных и растений.

— Право быть осведомленным о морских научных про­ектах и участвовать в них или не соглашаться на проведение исследований без соблюдения особых требований.

— Право контролировать затопление всяческих отходов.

— Право останавливать, осматривать и задерживать су­да, накладывать штрафы на их владельцев, если они подо­зреваются в нарушении международных правил, касающих­ся безопасности или загрязнения окружающей среды.

К обязанностям прибрежного государства относятся следующие:

— Обеспечивать сохранение живых ресурсов в водах ЭЗ.

— Проводить оптимальное использование этих ресурсов посредством 1) определения допустимых размеров добычи и 2) выдачи разрешений на лов иностранными судами — при соблюдении рациональных требований — излишков рыбы, если таковые имеются после собственного рыболовного промысла.

— Участвовать в уже заключенных соглашениях о рыболовстве по охране видов, которым угрожает опасность уничтожения, и проводить мероприятия по сохранению ви­дов, мигрирующих через границы ЭЗ.

— Подчиняться решениям арбитража о границах, не со­гласованных между заинтересованными сторонами, с тем, чтобы все вовлеченные стороны могли эффективно осущест­влять другие свои права и обязанности.

Все государства — приморские и не имеющие выхода к морю — обладают определенными правами в пределах ЭЗ любого прибрежного государства:

— Все страны имеют право осуществлять судоходство в нейтральных водах и полеты над ними, прокладывать под­водные кабели и трубопроводы, выполнять любые опера­ции, связанные с такой деятельностью, например по эксплу­атации трубопроводов.

— Суда крупнейших морских держав, по традиции поль­зующихся морскими путями, должны соблюдать междуна­родные правила.

Все страны несут ответственность за то, чтобы осу­ществление их собственных прав не ущемляло права других.

Конвенция 1982 г. по морскому праву предусматривает, что неразрешенные споры между государствами должны выноситься на арбитраж по заявлению любой стороны. Ис­ключением могут быть случаи, когда имеются более ранние международные соглашения о границах.

Комментарий к правилам и определениям Конвенции 1982 г. по морскому праву

Никогда раньше в истории так много стран мира не пыта­лись достичь столь важного соглашения. Это сродни приня­тию всемирной конституции. Но еще более удивительны не­которые конкретные пункты этого договора:

— Контроль за проведением научных исследований в ЭЗ со стороны прибрежного государства.

— Положение о том, что прибрежное государство дол­жно отказываться от «неиспользованных» возобновляемых ресурсов.

— Учреждение всемирного коммерческого предприятия.

Прибрежное государство отвечает за проведение всех на­учных исследований внутри своей ЭЗ и имеет на это права. Это весьма важное новое положение. Прежде иностранные морские исследования на иностранных судах были «обыч­ной» процедурой везде, кроме узкой территориальной зоны прибрежного государства. Согласно Конвенции 1982 г. по морскому праву, вся исследовательская деятельность в пре­делах ЭЗ может осуществляться только при согласии соот­ветствующего прибрежного государства. Другие страны мо­гут обращаться к нему за разрешением на проведение иссле­дований, и в Конвенции указано, что прибрежное государ­ство должно либо позволить это сделать, либо отказать в просьбе в 4-месячный срок после запроса. Отсутствие отве­та считается согласием на проведение работ. Но в разреше­нии может быть отказано, если прибрежное государство со­чтет, что 1) исследование прямо, связано с разведкой при­родных ресурсов и, таким образом, посягает на права соб­ственности, либо 2) исследование само по себе «вредит» окружающей среде, либо 3) запрос содержит неточные све­дения о предстоящих работах, либо 4) запрос был подан без предварительного уведомления, которое должно делаться за 6 мес., либо 5) запрос не предусматривает адекватной воз­можности для приморского государства быть полноправ­ным участником исследовательской деятельности, либо 6) запрос не предусматривает соответствующего контроля со стороны прибрежного государства за тем, какие результаты научного исследования могут или не могут быть опуб­ликованы.

Эти меры контроля могут оказаться как полезными, так и вредными для прогресса океанологии. С одной стороны, прибрежное государство извлекает выгоду, поскольку на до­рогостоящие морские исследования в его водах тратятся средства других стран, а оно получает новые данные, необ­ходимые для развития собственных исследований. С другой стороны, новые процедуры запросов и получения согласия могут затянуть начало работ, а отсрочка может понизить прибыльность, которая в наши дни определяет финансиро­вание многих научных исследований.

Идея о том, что от приморской страны можно потребо­вать предоставления другим странам возможности добы­вать «неиспользованные рыбные ресурсы», весьма спорна. У нее много разных аспектов. Один из них тот, что при­брежное государство с высоким уровнем жизни (и высокими доходами населения) не сможет вступить в международную конкуренцию, если цены на рыбу низки и, значит, выгоднее не заниматься рыболовством в собственных водах. Не луч­ше ли позволить другой стране, чьи моряки соглашаются работать за более низкую плату, «пользоваться» рыбными ресурсами?

Вне зависимости от того, будет или не будет ратифици­рован договор 1982 г. по морскому праву 60 государствами, что необходимо для вступления его в силу, сами перегово­ры, проводившиеся в период 1960-1982 гг., уже позволили дать новые определения «обычным» нормам морского пра­ва. Кроме того, в этих переговорах участвовали почти все страны мира. Идея о том, что открытое море — «общее достояние», теперь уже будет неоспоримой в сознании буду­щих поколений.

Министерство иностранных дел Российской Федерации

ПРАВОВОЙ ДЕПАРТАМЕНТ МИД РОССИИ

ПЕРЕЧЕНЬ ДВУСТОРОННИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И УКРАИНОЙ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ АЗОВСКОГО МОРЯ И КЕРЧЕНСКОГО ПРОЛИВА

СПИСОК ДОКУМЕНТОВ ДОСТУПНЫХ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ

между Российской Федерацией и Украиной

о сотрудничестве в использовании Азовского моря

и Керченского пролива

Российская Федерация и Украина, далее именуемые Сторонами,

руководствуясь отношениями дружбы и сотрудничества между народами России и Украины, исторически сложившимися братскими узами между ними;

руководствуясь положениями Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 года, а также Договора между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе от 28 января 2003 года;

отмечая важное значение Азовского моря и Керченского пролива для экономического развития России и Украины;

будучи убеждены в том, что все вопросы, касающиеся Азовского моря и Керченского пролива, должны решаться только мирными средствами совместно или по согласию России и Украины;

исходя из необходимости сохранения Азово-Керченской акватории как целостного хозяйственного и природного комплекса, используемого в интересах России и Украины;

договорились о нижеследующем:

Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами Российской Федерации и Украины.

Азовское море разграничивается линией государственной границы в соответствии с соглашением между Сторонами.

Урегулирование вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива, осуществляется по соглашению между Сторонами.

1. Торговые суда и военные корабли, а также другие государственные суда под флагом Российской Федерации или Украины, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства.

2. Торговые суда под флагами третьих государств могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются в российский или украинский порт или возвращаются из него.

3. Военные корабли и другие государственные суда третьих государств, эксплуатируемые в некоммерческих целях, могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются с визитом или деловым заходом в порт одной из Сторон по ее приглашению или разрешению, согласованному с другой Стороной.

Российско-украинское сотрудничество, в том числе совместная деятельность в области судоходства, включая его регулирование и навигационно-гидрографическое обеспечение, рыболовства, защиты морской среды, экологической безопасности, а также поиска и спасания в Азовском море и Керченском проливе, обеспечиваются как реализацией имеющихся соглашений, так и заключением, в соответствующих случаях, новых договоренностей.

Споры между Сторонами, связанные с толкованием и применением настоящего Договора, разрешаются путем консультаций и переговоров, а также другими мирными средствами по выбору Сторон.

1. Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу с даты обмена ратификационными грамотами Сторон.

2. Изменения и дополнения к настоящему Договору оформляются отдельными протоколами, вступающими в силу в соответствии с процедурой, описанной в пункте 1 настоящей Статьи.

Совершено в г. Керчь » 24 » декабря 2003 года, в двух экземплярах, каждый на русском и украинском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Мировой океан и морское право

Жизнь на Земле возникла в Мировом океане. Необъятные океанические пространства покрывают около 140 миллионов квадратных миль, что составляет более 70 процентов земной поверхности. Помимо того что океаны всегда служили основным источником питания для всего живого на земле, они также с самых ранних времен истории человечества способствовали развитию торговли и налаживанию связей. Океаны разлучали людей и сводили их вместе.

Даже сейчас, когда все участки суши нанесены на карту и вглубь континентов можно свободно перемещаться по автомобильным дорогам, а также с помощью речных и воздушных путей, большая часть жителей планеты по-прежнему живут в пределах 200 миль от моря и тесно с ним связаны.

Мировой океан долгие годы подпадал под действие доктрины свободы морей, выдвинутой еще в 17-м веке и, по сути, ограничивающей национальные права и юрисдикцию в отношении океана до узкой полоски моря, прилегающей к побережью государств. Остальная часть Мирового океана была провозглашена свободной и не принадлежащей ни одному государству.

Это положение сохранялась до середины двадцатого века, когда у государств появился новый стимул заявлять о своих притязаниях на морские ресурсы. Росла обеспокоенность по поводу ущерба, наносимого рыбным запасам в прибрежных водах рыболовецкими судами, ведущими промысел в открытом море, а также в связи с угрозой загрязнения отходами транспортных судов и нефтяных танкеров, бороздящих морские просторы по всему земному шару и нередко перевозящих опасные грузы. Возникла угроза загрязнения, угрожающая прибрежным зонам и морской флоре и фауне. Военно-морские силы морских держав боролись за сохранение своего присутствия по всему земному шару, не только на поверхностных водах, но и под водой.

Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС)

Организация Объединенных Наций уже давно находится в авангарде усилий по обеспечению мирного, основанного на сотрудничестве и закрепленного законодательно использования морей и океанов, в интересах как отдельных стран, так и всего человечества. Настоятельные призывы к установлению эффективного международного использования океанского и морского дна за пределами действия четко определенной национальной юрисдикции положили начало 15-летнему процессу, в течение которого был создан Комитет Организации Объединенных Наций по морскому дну и подписан договор, запрещающий размещение ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения на дне морей и океанов. В тот же период Генеральная Ассамблея ООН приняла декларацию, провозгласившую ресурсы дна и недр морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции, а также ресурсы таких зон, общим достоянием человечества. Кроме того, была созвана Стокгольмская конференция по проблемам окружающей человека среды.

Новаторская деятельность ООН привела к принятию в 1982 году Конвенции по морскому праву. Это стало определяющим моментом в расширении сферы действия международного права на обширные, совместного используемые водные ресурсы нашей планеты.

Конвенция разрешила ряд важных проблем, касающихся использования океана и национальной юристдикции. Так, в ней были установлены:

  • права на свободную навигацию;
  • границы территориального моря в 12 милях от берега;
  • исключительные экономические зоны в пределах 200 миль от берега;
  • правила расширения права на континентальные шельфы до 350 миль от берега.
Смотрите так же:  Экспертиза определение площади земельного участка

Кроме того, был создан Международный орган по морскому дну, а также другие механизмы урегулирования конфликтов, такие как Комиссия по границам континентального шельфа.

С момента принятия Конвенции по морскому праву, были приняты еще несколько документов, расширяющих правовой режим регулирования морей и океанов. Среди них принятое в 1995 году соглашение о трансграничных рыбных запасах и запасах далеко мигрирующих рыб. Это соглашение устанавливает порядок защиты таких запасов с целью обеспечения их долговременного сохранения и рационального использования.

Что касается самой Конвенции по морскому праву, то ее положения осуществляются усилиями нескольких организаций. Среди них Международный орган по морскому дну, помогающий государствам-участникам осуществлять организацию и контроль деятельности по освоению минеральных ресурсов международной зоны морского дна. Международный трибунал по морскому праву занимается разрешением споров в отношении толкования или применения Конвенции, а Комиссия по границам континентального шельфа, отвечает за применение конкретных научных и технических методов для обозначения внешних границ континентального шельфа в тех случаях, когда находящаяся под водой часть прибрежного государства простирается более чем на 200 миль от береговой линии.

Защита морской среды

Защита морей и океанов является одним из важнейших аспектов деятельности Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП). В частности, в рамках своей Программы по региональным морям, она содействует безопасному с точки зрения экологии использованию морских ресурсов.

ЮНЕП учредила Глобальную программу действий по защите морской среды от загрязнения в результате осуществляемой на суше деятельности. Это единственный глобальный межправительственный механизм, занимающийся вопросами наземных, пресноводных, прибрежных и морских экосистем.

Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) с помощью Межправительственной океанографической комиссии координирует программы в области морских исследований, систем наблюдения, а также смягчения опасных явлений и более эффективного управления океанскими и прибрежными районами.

Ключевой структурой Организации Объединенных Наций в области развития международного морского права является Международная морская организация (ИМО). Ее главная задача заключается в создании глобальной эффективной нормативно-правовой базы в области индустрии судоходства, в которой отражены интересы всех сторон.

Судоходство и загрязнение моря

Для обеспечения экологически чистого судоходства Международная морская организация (ИМО) разработала правила, направленные на сокращение выбросов в атмосферу опасных веществ, а также обязательные энергосберегающие методы с целью сокращения эмиссии парниковых газов морскими судами. К ним относятся историческая Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов, принятая в 1973 году и измененная Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ) и Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 года.

Важной вехой в области нормативного регулирования развития транспорта и торговли стало принятие в 2014 году Международного кодекса для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс), а также внесение ряда регламентационных изменений, связанных с вопросами безопасности морского транспорта и системы снабжения и охраны окружающей среды.

В последние годы у берегов Сомали и в Гвинейском заливе наблюдается стремительный рост случаев пиратства, подрывающего морскую безопасность. Преступная деятельность пиратов, нередко сопровождающаяся захватами заложников из числа моряков, ведет не только к гибели людей и увечьям, но и к существенным сбоям в торговле и навигации, финансовым потерям судовладельцев, повышению страховых сборов и расходов на безопасность, повышению затрат производителей и расходов потребителей, а также нанесению ущерба морской среде. Пиратские нападения могут иметь самые различные последствия, в том числе препятствовать оказанию гуманитарной помощи и способствовать повышению стоимости будущих поставок в пострадавшие районы. Международная морская организация (ИМО) и ООН приняли дополнительные резолюции по борьбе с пиратством, дополняющие Конвенцию по морскому праву.

Договор о международных водах

от 9 февраля 1920 года

________________
Договор вступил в силу 6 сентября 1924 года. В нем участвуют 39 государств, в том числе Российская Федерация с 7 мая 1935 года.

Президент Соединенных Штатов Америки, е.в. Король Великобритании и Ирландии и Британских территорий за морями, император Индии, е.в. король Дании, президент Французской Республики, е.в. Король Италии, е.в. император Японии, е.в. король Норвегии, е.в. королева Нидерландов, е.в. король Швеции, желая, признавая суверенитет Норвегии над архипелагом Шпицберген, включая Медвежий остров, чтобы в этих местностях имелся надлежащий режим, способный обеспечить их развитие и мирное использование,

назначили в качестве своих соответствующих уполномоченных для заключения с этой целью Договора:

(следует перечень уполномоченных), которые, по предъявлении своих полномочий, найденных в должной и надлежащей форме, условились о нижеследующих постановлениях:

Высокие Договаривающиеся Стороны соглашаются признать на условиях, предусмотренных настоящим Договором, полный и абсолютный суверенитет Норвегии над архипелагом Шпицберген, охватывающим с Медвежьим островом, или Берен-Эйланд, все острова, расположенные между 10 и 35° восточной долготы от Гринвича и между 74 и 81° северной широты, в частности: Западный Шпицберген, Северо-Восточную Землю, остров Баренца, остров Эдж, острова Уич, остров Надежды, или Хопен-Эйланд, и землю Принца Карла, вместе со всеми островами, островками и скалами, относящимися к ним.

Суда и граждане всех Высоких Договаривающихся Сторон будут допущены на одинаковых основаниях к осуществлению права на рыбную ловлю и охоту в местностях, указанных в статье 1, и в их территориальных водах.

Норвегия будет иметь право сохранять в силе, принимать или провозглашать меры, могущие обеспечить сохранение и, если это нужно, восстановление фауны и флоры в указанных местностях и их территориальных водах, причем условлено, что эти меры всегда должны будут на одинаковых основаниях применяться к гражданам всех Высоких Договаривающихся Сторон без каких-либо исключений, привилегий и льгот, прямых или косвенных, в пользу какой-либо одной из них.

Лица, занимающие земли, права которых признаны согласно положениям статей 6 и 7, будут пользоваться исключительным правом охоты на своих земельных участках: 1° поблизости от жилищ, домов, складов, заводов, построек, оборудованных для эксплуатации земельного участка, на условиях, предусмотренных постановлениями местной полиции; 2° в границах площади с радиусом в 10 километров вокруг главного центра места работы или предприятий; в обоих случаях — при соблюдении постановлений, изданных Норвежским Правительством, в условиях, указанных в настоящей статье.

Граждане всех Высоких Договаривающихся Сторон будут иметь одинаковый свободный доступ для любой цели и задачи в воды, фиорды и порты местностей, указанных в статье 1, и право остановки в них; они могут заниматься в них без каких-либо препятствий, при условии соблюдения местных законов и постановлений, всякими судоходными, промышленными, горными и торговыми операциями на условиях полного равенства.

Они будут допущены на тех же условиях равенства к занятию всяким судоходным, промышленным, горным и коммерческим делом и к его эксплуатации как на суше, так и в территориальных водах, причем не может быть создана никакая монополия в отношении какого бы то ни было предприятия.

Независимо от правил, могущих быть в силе в Норвегии относительно каботажа, суда Высоких Договаривающихся Сторон, имеющие указанные в статье 1 местности местом своего отправления или местом своего назначения, будут иметь право остановки как при отходе, так и при возвращении в норвежских портах, для того чтобы принять на борт или высадить пассажиров или грузы, имеющих местом своего происхождения или местом своего назначения указанные местности, или для всякой иной цели.

Условлено, что во всех отношениях, и в частности во всем, что касается вывоза, ввоза и транзита, граждане всех Высоких Договаривающихся Сторон, их суда и их грузы не будут подлежать каким-либо сборам или ограничениям, не применяемым к гражданам, судам или грузам, пользующимся в Норвегии режимом наиболее благоприятствуемой нации, причем норвежские подданные, их суда и их грузы приравниваются с этой целью к гражданам, судам и грузам других Высоких Договаривающихся Сторон и не пользуются ни в каком отношении более благоприятным режимом.

Вывоз всяких грузов, предназначающихся к отправке на территорию какой-либо из Договаривающихся Держав, не должен подвергаться никаким повинностям или ограничениям, могущим оказаться иными или более тяжелыми, чем те, которые предусмотрены в отношении вывоза грузов того же рода, имеющих местом назначения территорию другой Договаривающейся Державы (в том числе и Норвегию) или какой-либо другой страны.

Всякая открытая для общего пользования станция беспроволочного телеграфа, установленная или имеющая быть установленной с разрешения или распоряжением Норвежского Правительства в местностях, указанных в статье 1, должна быть всегда открыта на основах совершенного равенства для сношений судов всех флагов и граждан Высоких Договаривающихся Сторон, на условиях, предусмотренных Радиотелеграфной конвенцией от 5 июля 1912 года или Международной конвенцией, которая была бы заключена для ее замены.

С оговоркой в отношении международных обязательств, вытекающих из состояния войны, собственники земельного участка будут всегда иметь право сооружать для своих собственных надобностей установки беспроволочного телеграфа, пользоваться ими, причем они (установки) будут иметь право поддерживать связь для личных дел с береговыми и подвижными станциями, включая станции, установленные на судах или на воздушных судах.

Высокие Договаривающиеся Стороны признают пользу создания в местностях, указанных в статье 1, международной метеорологической станции, организация которой составит предмет последующей Конвенции.

Равным образом, путем конвенции будут выработаны условия, на которых в указанных местностях могут происходить научные исследования.

При условии соблюдения постановлений настоящей статьи права, приобретенные гражданами Высоких Договаривающихся Сторон, будут признаны действительными.

Претензии, касающиеся прав, возникающих в результате вступления во владение земельными участками или занятия их до подписания настоящего Договора, будут урегулированы согласно постановлениям приложения к настоящему Договору, которое будет иметь ту же силу и действие, что и настоящий Договор.

Норвегия обязуется в местностях, указанных в статье 1, предоставить всем гражданам Высоких Договаривающихся Сторон в отношении способов приобретения права собственности, пользования им и его осуществления, включая право заниматься горным делом, режим, основанный на полном равенстве и согласный с постановлениями настоящего Договора.

Принудительное отчуждение может иметь место лишь в целях общественной пользы и за уплату справедливого возмещения.

Норвегия обязуется ввести в местностях, указанных в статье 1, горный устав, который, в особенности с точки зрения налогов, пошлин или повинностей всякого рода, общих или особых условий труда, должен исключать всякого рода привилегии, монополии или льготы как в пользу Государства, так и в пользу граждан одной из Высоких Договаривающихся Сторон, включая Норвегию, и обеспечить персоналу всех категорий, получающему заработную плату, выплату заработной платы и охрану интересов, необходимые, для его физического, морального и культурного благополучия.

Взимаемые налоги, пошлины и сборы должны быть употреблены исключительно на нужды указанных местностей и могут устанавливаться только в той мере, в которой это оправдывается их назначением.

Что касается, в частности, вывоза рудных богатств, Норвежское Правительство будет иметь право установить вывозную пошлину; однако эта пошлина не должна превышать одного процента с максимальной стоимости вывозимых рудных богатств в пределах 100000 т, а свыше этого количества пошлина будет итти в понижающемся соотношении. Стоимость будет определяться в конце судоходного сезона, высчитывая среднюю цену ФОБ.

За три месяца до даты, предусмотренной для его вступления в силу, проект горного устава будет сообщен Норвежским Правительством прочим Договаривающимся Державам. Если в течение этого срока одна или несколько из указанных Держав предложат внести изменения в это положение до его применения, эти предложения будут сообщены Норвежским Правительством прочим Договаривающимся Державам для рассмотрения и разрешения со стороны Комиссии, состоящей из одного представителя каждой из указанных Держав. Эта Комиссия будет созвана Норвежским Правительством и должна будет вынести решение в течение трехмесячного срока со дня ее созыва. Ее решения будут приняты большинством голосов.

Смотрите так же:  Приказ мчс россии 45

С оговоркой в отношении прав и обязанностей, могущих явиться для Норвегии результатом ее вступления в Лигу Наций, Норвегия обязуется не создавать и не допускать создания какой-либо морской базы в местностях, указанных в статье 1, и не строить никаких укреплений в указанных местностях, которые никогда не должны быть использованы в военных целях.

В ожидании того, что признание Высокими Договаривающимися Державами Русского Правительства позволит России присоединиться к настоящему Договору, русские граждане и общества будут пользоваться теми же правами, что и граждане Высоких Договаривающихся Сторон.

Требования, которые они могли бы предъявить в местностях, указанных в статье 1, будут заявлены в соответствии с условиями, предусмотренными в статье 6 и в Приложении к настоящему Договору, через посредничество Датского Правительства, которое соглашается оказать для этой цели свое содействие.

Настоящий Договор, французский и английский тексты которого будут аутентичными, будет подлежать ратификации.

Сдача на хранение ратификационных грамот состоится в Париже в возможно краткий срок.

Державы, Правительства которых имеют свое местопребывание вне пределов Европы, будут иметь право ограничиться извещением Правительства Французской Республики через своих дипломатических представителей в Париже, что ратификация с их стороны имела место и, в таком случае, они должны будут передать ратификационные грамоты возможно скорее.

Настоящий Договор вступит в силу, что касается постановлений статьи 8, как только он будет ратифицирован каждой из подписавших Держав, а во всех прочих отношениях — одновременно с горным уставом, предусмотренным в упомянутой статье.

Третьи Державы будут приглашены Правительством Французской Республики присоединиться к настоящему Договору, ратифицированному надлежащим образом. Это присоединение будет выполнено посредством извещения, адресованного Французскому Правительству, которому будет надлежать известить об этом прочие Договаривающиеся Стороны.

В удостоверение чего указанные выше уполномоченные подписали настоящий Договор.

Совершено в Париже девятого февраля 1920 года в двух экземплярах, из которых один будет передан Правительству Его Величества Короля Норвегии и один будет сдан на хранение в архивы Правительства Французской Республики и заверенные копии которого будут переданы другим подписавшимся Державам.

1. В трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Договора все претензии на землю, о которых уже было заявлено различным Державам до подписания настоящего Договора, должны быть сообщены Правительством требующего лица Комиссару, которому поручено рассмотрение этих претензий. Этот Комиссар должен быть судьей или юристом датской национальности, обладающим необходимой квалификацией, и должен быть назначен Датским Правительством.

2. Это сообщение должно содержать точное обозначение границ земельного участка, на который заявлена претензия, и к ней должна быть приложена карта, которая составлена в масштабе, по крайней мере, 1/1000000 и на которой будет ясно обозначен земельный участок, на который заявлена претензия.

3. Сообщение должно сопровождаться взносом в размере одного пенни за акр (40 аров) земельного участка, на который заявлена претензия, чтобы покрыть издержки, связанные с рассмотрением претензий.

4. Комиссар может запросить у требующего лица представления всяких других документов, актов и сведений, которые он найдет необходимым.

5. Комиссар рассмотрит сообщенные указанным образом претензии. С этой целью он прибегнет к той технической помощи, которую он найдет необходимой и, в случае надобности, произведет расследование на месте.

6. Вознаграждение Комиссара будет установлено по взаимному соглашению между Датским Правительством и прочими заинтересованными Правительствами. Комиссар сам назначит вознаграждение помощникам, которых он сочтет необходимым пригласить.

7. После рассмотрения требований Комиссар составит доклад, точно указывающий, какие требования, по его мнению, должны быть немедленно признаны обоснованными и какие, вследствие того, что они оспариваются или по всякой иной причине, должны, по его мнению, быть подвергнуты третейскому разбирательству, как это указано ниже. Копии этого доклада должны быть переданы Комиссаром заинтересованным Правительствам.

8. Если суммы, внесенные согласно пункту 3, недостаточны для покрытия расходов, вызванных рассмотрением претензий, Комиссар, если по его мнению претензия обоснована, сразу же назначит дополнительную сумму, которая должна быть внесена требующим лицом. Размер этой суммы будет определен в соответствии с размерами земельного участка, в отношении которого права требующего лица были признаны справедливыми.

Если размер сумм, внесенных согласно пункту 3, превысит сумму указанных расходов, то излишек должен быть употреблен на покрытие расходов предусмотренного ниже третейского разбирательства.

9. В течение трехмесячного срока со дня представления доклада, предусмотренного в пункте 7 настоящего параграфа, Норвежское Правительство примет необходимые меры для выдачи требующему лицу, требование которого было найдено Комиссаром справедливым, надлежащего документа, обеспечивающего за ним исключительное право собственности на данный земельный участок, в соответствии с законами и постановлениями, которые действуют или будут действовать в местностях, указанных в статье 1 настоящего Договора, и под условием соблюдения горных правил, предусмотренных в статье 8 указанного Договора.

Однако в том случае, если окажется необходимым дополнительный взнос на основании стоящего выше пункта 8, то будет выдан лишь временный документ, который станет окончательным, как только требующее лицо внесет упомянутый взнос в надлежащий срок, который может назначить Норвежское Правительство.

Требования, которые по какой-либо причине не были признаны обоснованными Комиссаром, о котором упоминается в параграфе 1, будут урегулированы согласно следующим постановлениям:

1. В течение трехмесячного срока после доклада, предусмотренного в пункте 7 предшествующего параграфа, каждое из Правительств, гражданами которого являются требующие лица, требования которых были отклонены, назначит третейского судью.

Комиссар будет председательствовать в суде, составленном таким образом. Он будет иметь решающий голос в случае равного разделения голосов. Он назначит секретаря, которому будет поручено получить документы, означенные в пункте 2 настоящего параграфа, и принять необходимые меры к созыву суда.

2. В пределах одного месяца со дня назначения секретаря, упомянутого в пункте 1, требующие лица передадут этому последнему через посредничество своих соответствующих правительств памятную записку, точно указывающую их претензии, с приложением всех документов и доказательств, которые они захотят представить в подтверждение своей претензии.

3. В пределах двух месяцев со дня назначения секретаря, упомянутого в пункте 1, в Копенгагене соберется суд для рассмотрения представленных ему претензий.

4. Язык, употребляемый судом, будет английский. Все документы или доказательства могут быть ему представлены заинтересованными сторонами на их собственном языке, но должны обязательно сопровождаться английским переводом.

5. Требующие лица будут иметь право, если они выразят о том желание, чтобы суд выслушал их либо лично, либо через поверенных, причем суд будет иметь право запросить у требующих лиц все те объяснения и все дополнительные документы для доказательства, которые он сочтет нужным.

6. До разбирательства дела суд должен будет потребовать у сторон залог или гарантию уплаты всякой суммы, которую он может признать необходимой для оплаты доли каждого из требующих лиц в расходах суда. Чтобы определить ее размер, суд будет основываться главным образом на размере участка, на который заявлена претензия. Он также может потребовать у сторон дополнительного залога в отношении дел, вызывающих особые расходы.

7. Сумма оплаты третейским судьям будет определена помесячная и установлена заинтересованными Правительствами. Председатель установит оклады секретаря и всех прочих лиц, находящихся на службе суда.

8. С оговоркой о соблюдении постановлений настоящего приложения, суд будет иметь полное право сам устанавливать правила своего распорядка.

9. При рассмотрении претензий суд должен будет принимать в соображение:

a) все применяемые правила международного права;

b) общие принципы законности и справедливости;

c) следующие обстоятельства:

1) дату первого занятия требующим лицом или его предшественниками участка, на который заявлена претензия;

2) дату сообщения претензии Правительству требующего лица;

3) в какой степени требующее лицо или его предшественники развивали и эксплуатировали земельный участок, на который требующим лицом заявлена претензия. В этом отношении суд должен будет принимать в соображение те обстоятельства или препятствия, которые вследствие существования состояния войны с 1914 по 1919 годы могли помешать заявителям претензий предъявить свое требование.

10. Все расходы суда будут распределены между требующими лицами в долях, назначенных судом. Если размер сумм, внесенных соответственно постановлений пункта 6, превысит сумму расходов суда, излишек будет возмещен лицам, требования которых были удовлетворены, в размерах, которые суд найдет справедливыми.

11. Решения суда будут сообщены этим последним заинтересованным Правительствам и во всех случаях Норвежскому Правительству.

Норвежское Правительство в трехмесячный срок после получения им решения примет необходимые меры для выдачи требующему лицу, претензии которого были удовлетворены судом, надлежащих документов, соответствующих законам и постановлениям, которые действуют или будут действовать в местностях, указанных в статье 1 настоящего Договора, и под условием соблюдения горных правил, предусмотренных в статье 8 указанного Договора. Тем не менее, документы станут окончательными только, когда ходатайствующее лицо внесет свою долю расходов суда в надлежащий срок, который может быть установлен Норвежским Правительством.

Всякое требование, которое не сообщено Комиссару согласно пункту 1 параграфа 1 или которое, будучи отклонено, не будет представлено суду согласно параграфу 2, будет рассматриваться как окончательно погашенное.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:

/Министерство образования и науки
Российской Федерации,
Международное публичное право,
Сборник документов, Часть II.- М.:
«Проспект», 2006 год

Другие публикации:

  • Заявление в мнс Приложение N 1. Заявление о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции См. данную форму в редакторе MS-Word © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" […]
  • Приказ 330 по наркотическим Приказ 330 по наркотическим МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 12 ноября 1997 года N 330 О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ* (с изменениями на 17 ноября 2010 […]
  • Приказ 321 фз Федеральный закон от 03.07.2016 N 321-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц Сделано […]
  • Государственная пошлина это обязательный платеж За что уплачивается государственная пошлина? Государственная пошлина - это обязательный платеж за действия, совершаемые арбитражным судом по рассмотрению, разрешению, пересмотру арбитражных дел, а также за выдачу документов. Государственной пошлиной […]
  • Федеральный закон 164-фз от 23062019 Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ"Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" С изменениями и […]
  • Приказ ктг КТГ при беременности: популярные вопросы и ответы на них На каком сроке проводят КТГ плода? Это исследование проводят только в третьем триместре беременности. Существует приказ минздравсоцразвития Российской Федерации № 50 от 2003 года, являющийся […]

Вам также может понравиться