Договор о космосе 1967 текст

Договор о космосе 1967 года, договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Одобрен 21-й сессией Ген. Ассамблеи ООН 19 декабря 1966 года. Подписан странами-депозитариями (хранителями текста) — СССР, США и Великобританией 27 января 1967 в Москве, Вашингтоне и Лондоне. В тот же день началось подписание договора др. гос-вами. Его подписали 90 стран (1975). Вступил в силу 10 окт. 1967. Договор бессрочный. Открыт для присоединения любого гос-ва. Участники имеют право выхода из него. Договор состоит из преамбулы и 17 статей. Устанавливает режим космич. пространства и закрепляет принцип свободного исследования космич. пространства и небесных тел всеми странами «на основе равенства и в соответствии с международным правом, включая Устав ООН». По договору деятельность в космосе должна осуществляться в интере- сах всех стран, независимо от степени их экономич. и науч. развития, в интересах поддержания междунар. мира и безопасности, на принципах сотрудничества и взаимопомощи. Запрещается присвоение тем или иным гос-вом космич. пространства и небесных тел каким бы то ни было путём, установлен общий принцип междунар. ответственности государств-участников за нац. деятельность в космич. пространстве. Гос-ва — участники договора обязались не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с оружием массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на Луне и др. небесных телах и не размещать его в космич. пространстве к.-л. иным образом; использовать Луну и др. небесные тела исключительно в мирных целях, не допускать создания на них воен. баз, сооружений и укреплений, проведения испытаний любого типа оружия и воен. манёвров. В соответствии с договором космонавты разных гос-в должны оказывать возможную помощь друг другу в своей деятельности в космосе или на небесных телах; все станции, установки, оборудование и космич. корабли на Луне и др. небесных телах открыты для представителей др. гос-в на основе взаимности. Космонавты рассматриваются как посланцы челове чества в космос. Участники договора обяза- лись оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужд. посадки, а также обмениваться информацией о явлениях в космосе, к-рые могли бы поставить под угрозу безопасность космонавтов. Договор возлагает на гос-ва междунар. ответственность за деятельность их правительств, органов и неправительств, юридич. лиц в космич. пространстве и на небесных телах, в т. ч. н за ущерб, причинённый космич. объектами. Обязательным является применение мер, исключающих вредное загрязнение космич. пространства и небесных тел, предотвращающих неблагоприятные изменения земной сферы. Признаётся недопустимым использование космоса для пропаганды войны. Сохраняется юрисдикция и контроль гос-в над запускаемыми ими космич. объектами и их экипажами. Определяя правовые принципы исследования и использования космич. пространства и небесных тел, договор способствует предотвращению гонки вооружений в космосе и открывает возможности для развития в этой сфере широкого междунар. сотрудничества.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 3.

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 25. М., 1972, с. 41—45.

Договор о космосе 1967 года

ДОГОВОР О КОСМОСЕ 1967 (Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела), первый специальный документ, определивший основные принципы и нормы космического права международного. Проект подготовлен Комитетом ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях, одобрен 21-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 19.12.1966. Подписан в Москве, Вашингтоне и Лондоне 27.1.1967 СССР, США, Великобританией, Францией, КНР и др. Вступил в силу 10 октября. Договор — бессрочный, открыт для подписания всеми государствами (к началу 2007 к нему присоединились 124 страны).

Договору предшествовало подписание в 1963 году СССР, США и Великобританией Договора о запрещении испытаний ядерного оружия. В том же году Генеральная Ассамблея ООН приняла декларацию, в которой призвала всех членов организации нести ответственность за ущерб, причинённый космическими аппаратами, воздержаться от размещения оружия массового поражения на любых орбитах и не выдвигать национальных претензий на небесные тела.

Договор установил, что космос и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического и научного развития. Деятельность в космосе должна осуществляться в соответствии с международным правом, в интересах поддержания мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопомощи. Государства, подписавшие договор, обязываются не размещать в космическом пространстве объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массового поражения, а также использовать Луну и другие небесные тела исключительно в мирных целях, не допускать создания на них военных баз, сооружений и укреплений, проведения испытаний любого типа оружия и военных манёвров. Государства-участники договора несут ответственность за деятельность в космосе (независимо от того, осуществляется она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами) и за ущерб, причинённый искусственными космическими объектами или их составными частями государству-участнику договора, его физическим или юридическим лицам. Государства обязаны проявлять особую осторожность при проведении в космосе экспериментов, которые могли бы помешать деятельности других государств или оказать неблагоприятное воздействие на земную среду. Космонавты одного государства должны оказывать возможную помощь космонавтам другого государства при осуществлении деятельности в космосе или на небесных телах. Космонавты рассматриваются как посланцы человечества в космос, им должна быть оказана всемерная помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки.

Наиболее сложной является проблема контроля выполнения договора. Программа создания системы ПРО США, предполагающая возможность использования космического оружия, подрывает всю систему международных договорённостей по космосу и таит в себе угрозу превращения космоса в театр военных действий.

Источн.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1967. № 44. Ст. 588.

ДОГОВО́Р О КО́СМОСЕ 1967

• В книжной версии

Том 9. Москва, 2007, стр. 178

Скопировать библиографическую ссылку:

ДОГОВО́Р О КО́СМОСЕ 1967 (До­го­вор о прин­ци­пах дея­тель­но­сти го­су­дарств по ис­сле­до­ва­нию и ис­поль­зо­ва­нию кос­ми­че­ско­го про­стран­ст­ва, вклю­чая Лу­ну и др. не­бес­ные те­ла), пер­вый спец. до­ку­мент, оп­ре­де­лив­ший осн. прин­ци­пы и нор­мы кос­ми­че­ско­го пра­ва ме­ж­ду­на­род­но­го . Про­ект под­го­тов­лен К-том ООН по ис­сле­до­ва­нию и ис­поль­зо­ва­нию кос­мич. про­стран­ст­ва в мир­ных це­лях, одоб­рен 21-й сес­си­ей Ге­не­раль­ной Ас­самб­леи ООН 19.12.1966. Под­пи­сан в Мо­ск­ве, Ва­шинг­то­не и Лон­до­не 27.1.1967 СССР, США, Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей, Фран­ци­ей, КНР и др. Всту­пил в си­лу 10 окт. До­го­вор – бес­сроч­ный, от­крыт для под­пи­са­ния все­ми го­су­дар­ст­ва­ми (к нач. 2007 к не­му при­сое­ди­ни­лись 124 стра­ны).

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая луну и другие небесные тела

Официальный русский текст

о принципах деятельности государств по исследованию и

использованию космического пространства,

включая Луну и другие небесные тела

(Москва — Вашингтон — Лондон, 27 января 1967 г.)

Государства — участни ки настоящего Договора,

воодушевленные великими перспективами, открывающимися перед человечеством в результате проникновения человека в космос,

признавая общую заинтересованность всего человечества в прогрессе исследования и использования космического пространства в мирных целях,

полагая, что исследование и использование космического пространства должны быть направлены на благо всех народов, независимо от степени их экономического или научного развития,

желая содействовать развитию широкого международного сотрудничества как в научных, так и в юридических аспектах исследования и использования космического пространства в мирных целях,

полагая, что такое сотрудничество будет содействовать развитию взаимопонимания и укреплению дружественных отношений между государствами и народами,

напоминая резолюцию 1962 (XVIII), озаглавленную «Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства», единодушно принятую Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 1963 года,

напоминая резолюцию 1884 (XVIII), призывающие государства воздерживаться от вывода на орбиту вокруг Земли любых объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения или от установки такого оружия на небесных телах, единодушно принятую Генеральной Ассамблеей ООН 17 октября 1963 года,

принимая во внимание резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 110 (II) от 3 ноября 1947 года, которая осуждает пропаганду, имеющую целью или способную создать или усилить угрозу миру, нарушение мира или акты агрессии, и считая, что указанная резолюция применима к космическому пространству,

будучи убежденными, что Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, будет способствовать осуществлению целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций,

согласились о нижеследующем:

Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел.

Смотрите так же:  Получение гражданства рф в 2019 году

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, свободно для научных исследований, и государства содействуют и поощряют международное сотрудничество в таких исследованиях.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.

Государства — участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания.

Государства — участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом.

Луна и другие небесные тела используются всеми государствами — участниками Договора исключительно в мирных целях. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведения военных маневров. Использование военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей не запрещается. Не запрещается также использование любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования Луны и других небесных тел.

Государства — участники Договора рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос и оказывают им всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства — участника Договора или в открытом море. Космонавты, которые совершают такую вынужденную посадку, должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству, в регистр которого занесен их космический корабль.

При осуществлении деятельности в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государства — участника Договора оказывают возможную помощь космонавтам других государств — участников Договора.

Государства — участники Договора незамедлительно информируют другие государства — участники Договора или Генерального секретаря Организации Объединенных Наций об установленных ими явлениях в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, которые могли бы представить опасность для жизни или здоровья космонавтов.

Государства — участники Договора несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, и за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями, содержащимися в настоящем Договоре. Деятельность неправительственных юридических лиц в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства — участника Договора. В случае деятельности в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, международной организации, ответственность за выполнение настоящего Договора несут, наряду с международной организацией, также и участвующие в ней государства — участники Договора.

Каждое государство — участник Договора, которое осуществляет или организует запуск объекта в космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, а также каждое государство — участник Договора, с территории или установок которого производится запуск объекта, несет международную ответственность за ущерб, причиненный такими объектами или их составными частями на Земле, в воздушном или в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, другому государству — участнику Договора, его физическим или юридическим лицам.

Государство — участник Договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или на небесном теле, или по возвращении на Землю. Такие объекты или их составные части, обнаруженные за пределами государства — участника Договора, в регистр которого они занесены, должны быть возвращены этому государству — участнику Договора; при этом такое государство должно по требованию представить до возвращения опознавательные данные.

При исследовании и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, государства — участники Договора должны руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи и должны осуществлять всю свою деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, с должным учетом соответствующих интересов всех других государств — участников Договора. Государства — участники Договора осуществляют изучение и исследование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества, и с этой целью, в случае необходимости, принимают соответствующие меры. Если какое-либо государство — участник Договора имеет основание полагать, что деятельность или эксперимент, запланированные этим государством — участником Договора или гражданами этого государства — участника Договора в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, создадут потенциально вредные помехи деятельности других государств — участников Договора в деле мирного исследования и использования космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, то оно должно провести соответствующие международные консультации, прежде чем приступить к такой деятельности или эксперименту. Государство — участник Договора, имеющее основание полагать, что деятельность или эксперимент, запланированные другим государством — участником Договора в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, создадут потенциально вредные помехи деятельности в деле мирного исследования и использования космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, может запросить проведения консультаций относительно такой деятельности или эксперимента.

Для содействия международному сотрудничеству в исследовании и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, в соответствии с целями настоящего Договора, государства — участники Договора будут на равных основаниях рассматривать просьбы других государств — участников Договора о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом запускаемых этими государствами космических объектов.

Характер и условия предоставления упомянутой выше возможности определяются по соглашению между заинтересованными государствами.

Для содействия международному сотрудничеству в мирном исследовании и использовании космического пространства государства — участники Договора, осуществляющие деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, соглашаются в максимально возможной и практически осуществимой степени информировать Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций, а также общественность и международное научное сообщество о характере, ходе, местах и результатах такой деятельности. По получении указанной выше информации Генерального секретаря Организации Объединенных Наций должен быть готов к ее немедленному и эффективному распространению.

Все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и других небесных телах открыты для представителей других государств — участников настоящего Договора на основе взаимности. Эти представители заблаговременно сообщают о проектируемом посещении, чтобы позволить провести соответствующие консультации и принять меры максимальной предосторожности для обеспечения безопасности и во избежание помех для нормальных операций на установке, подлежащей посещению.

Положения настоящего Договора применяются в отношении деятельности государств — участников Договора по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли такая деятельность одним государством — участником Договора или совместно с другими государствами, в том числе в рамках международных межправительственных организаций.

Практические вопросы, которые могут возникать в связи с осуществлением международными межправительственными организациями деятельности по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, решаются государствами — участниками Договора либо с соответствующей международной организацией, либо с одним или несколькими государствами — членами этой международной организации, являющимися участниками настоящего Договора.

1. Настоящий Договор будет открыт для подписания его всеми государствами. Любое государство, которое не подпишет настоящий Договор до вступления его в силу в соответствии с пунктом 3 данной статьи, может присоединиться к нему в любое время.

2. Настоящий Договор подлежит ратификации государствами, подписавшими его. Ратификационные грамоты и документы о присоединении должны быть сданы на хранение правительствам Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Соединенных Штатов Америки, которые настоящим назначаются в качестве правительств-депозитариев.

3. Настоящий Договор вступает в силу после сдачи на хранение ратификационных грамот пятью правительствами, включая правительства, назначенные в качестве правительств — депозитариев настоящего Договора.

Договор вступил в силу 10 октября 1967 г.

5. Для государств, ратификационные грамоты или документы о присоединении которых будут сданы на хранение после вступления в силу настоящего Договора, он вступит в силу в день сдачи на хранение их ратификационных грамот или документов о присоединении.

6. Правительства-депозитарии незамедлительно уведомляют все подписавшие и присоединившиеся к настоящему Договору государства о дате каждого подписания, о дате сдачи на хранение каждой ратификационной грамоты и документа о присоединении, о дате вступления в силу настоящего Договора, а также о других уведомлениях.

Смотрите так же:  Наехал на кирпич штраф

7. Настоящий Договор будет зарегистрирован правительствами депозитариями в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций.

Любое государство — участник Договора может предлагать поправки к настоящему Договору. Поправки вступают в силу для каждого государства — участника Договора, принимающего эти поправки, после принятия их большинством государств — участников Договора, а впоследствии для каждого оставшегося государства — участника Договора в день принятия им этих поправок.

Любое государство — участник Договора может уведомить о своем выходе из Договора через год после вступления его в силу путем письменного уведомления правительств-депозитариев. Такой выход приобретает силу по истечении одного года со дня получения этого уведомления.

Настоящий Договор, русский, английский, французский, испанский, и китайский тексты которого являются равно аутентичными, будет сдан на хранение в архивы правительств-депозитариев. Должным образом заверенные копии настоящего Договора будут препровождены правительствами-депозитариями правительствам государств, подписавших Договор и присоединившихся к нему.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящий Договор.

Совершено в трех экземплярах в городах Москве, Вашингтоне и Лондоне января месяца 27 дня тысяча девятьсот шестьдесят седьмого года.

Конвенции и соглашения

Принят резолюцией 2222 (XXI) Генеральной Ассамблеи от 19 декабря 1966 года

Государства — участники настоящего Договора,

напоминая резолюцию 1962 (XVIII), озаглавленную «Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства», единодушно принятую Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 13 декабря 1963 года,

напоминая резолюцию 1884 (XVIII), призывающую государства воздерживаться от вывода на орбиту вокруг Земли любых объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения или от установки такого оружия на небесных телах, единодушно принятую Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 17 октября 196З года,

принимая во внимание резолюцию Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 110 (II) от 3 ноября 1947 г., которая осуждает пропаганду, имеющую целью или способную создать или усилить угрозу миру, нарушение мира или акты агрессии, и считая, что указанная резолюция применима к космическому пространству,

согласились о нижеследующем:

Государства — участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размешать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом.

Луна и другие небесные тела используются всеми государствами — участниками Договора исключительно в мирных целях. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Использование военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей не запрещается. Не запрещается также использование любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования Луны и других небесных тел.

При исследовании и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, государства — участники Договора должны руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи и должны осуществлять всю свою деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, с должным учетом соответствующих интересов всех других государств — участников Договора. Государства — участники Договора осуществляют изучение и исследование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества, и с этой целью, в случае необходимости, принимают соответствующие меры. Если какое-либо государство — участник Договора имеет основания полагать, что деятельность или эксперимент, запланированные этим государством — участником Договора или гражданами этого государства — участника Договора в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, создадут потенциально вредные помехи деятельности других государств — участников Договора в деле мирного исследования и использования космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, то оно должно провести соответствующие международные консультации, прежде чем приступить к такой деятельности или эксперименту. Государство — участник Договора, имеющее основание полагать, что деятельность или эксперимент, запланированные другим государством — участником Договора в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, создадут потенциально вредные помехи деятельности в деле мирного исследования и использования космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, может запросить проведения консультаций относительно такой деятельности или эксперимента.

Смотрите так же:  Полиция может выезжать за границу

Для содействия международному сотрудничеству в мирном исследовании и использовании космического пространства государства — участники Договора, осуществляющие деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, соглашаются в максимально возможной и практически осуществимой степени информировать Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, а также общественность и международное научное сообщество о характере, ходе, местах и результатах такой деятельности. По получении указанной выше информации Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций должен быть готов к ее немедленному и эффективному распространению.

Все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и на других небесных телах открыты для представителей других государств — участников настоящего Договора на основе взаимности. Эти представители заблаговременно сообщают о проектируемом посещении, чтобы позволить провести соответствующие консультации и принять меры максимальной предосторожности для обеспечения безопасности и во избежание помех для нормальных операций на установке, подлежащей посещению.

3. Настоящий Договор вступает в силу после сдачи на хранение ратификационных грамот пятью правительствами, включая правительства, назначенные в качестве правительств-депозитариев настоящего Договора.

4. Для государств, ратификационные грамоты или документы о присоединении которых будут сданы на хранение после вступления в силу настоящего Договора, он вступит в силу в день сдачи на хранение их ратификационных грамот или документов о присоединении.

5. Правительства-депозитарии незамедлительно уведомляют все подписавшие и присоединившиеся к настоящему Договору государства о дате каждого подписания, о дате сдачи на хранение каждой ратификационной грамоты и документа о присоединении, о дате вступления в силу настоящего Договора, а также о других уведомлениях.

6. Настоящий Договор будет зарегистрирован правительствами-депозитариями в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций.

Настоящий Договор, русский, английский, французский, испанский и китайский тексты которого являются равно аутентичными, будет сдан на хранение в архивы правительств-депозитариев. Должным образом заверенные копии настоящего Договора будут препровождены правительствами-депозитариями правительствам государств, подписавших Договор и присоединившихся к нему.

Совершено в . экземплярах в городах Москве, Вашингтоне и Лондоне . дня . года 1 .

1 Договор был подписан в Лондоне, Москве и Вашингтоне 27 января 1967 года.

Договор о деятельности государств по исследованию и использованию космоса

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела одобрен 21-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 19 декабря 1966 года. Подписан странами-депозитариями (хранителями текста) — СССР, США и Великобританией 27 января 1967 года в Москве, Вашингтоне и Лондоне. В тот же день началось подписание договора другими государствами. Вступил в силу 10 октября 1967 года. Договор бессрочный. Открыт для присоединения любого государства. Участники имеют право выхода из него.

По состоянию на конец 2016 года, участниками Договора являлись 104 страны. 22 декабря 2016 года Парагвай сдал на хранение странам-депозитариям документ о присоединении, став 105-м участником Договора.

Документ устанавливает режим космического пространства и закрепляет принцип свободного исследования космического пространства и небесных тел всеми странами «на основе равенства и в соответствии с международным правом, включая Устав ООН».

По договору деятельность в космосе должна осуществляться в интересах всех стран, независимо от степени их экономического и научного развития, в интересах поддержания международного мира и безопасности, на принципах сотрудничества и взаимопомощи.

Запрещается присвоение тем или иным государством космического пространства и небесных тел каким бы то ни было путем, установлен общий принцип международной ответственности государств-участников за национальную деятельность в космическом пространстве.

Государства участники договора обязались не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с оружием массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на Луне и других небесных телах и не размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом; использовать Луну и другие небесные тела исключительно в мирных целях, не допускать создания на них военных баз, сооружений и укреплений, проведения испытаний любого типа оружия и военных маневров.

В соответствии с договором, космонавты разных государств должны оказывать возможную помощь друг другу в своей деятельности в космосе или на небесных телах; все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и других небесных телах открыты для представителей других государств на основе взаимности.

Космонавты рассматриваются как посланцы человечества в космос. Участники договора обязались оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки, а также обмениваться информацией о явлениях в космосе, которые могли бы поставить под угрозу безопасность космонавтов.

Договор возлагает на государства международную ответственность за деятельность их правительственных органов и неправительственных юридических лиц в космическом пространстве и на небесных телах, в том числе и за ущерб, причиненный космическими объектами. Обязательным является применение мер, исключающих вредное загрязнение космического пространства и небесных тел, предотвращающих неблагоприятные изменения земной сферы.

В Договоре по космосу предусматривается процедура проведения международных консультаций относительно помех или экспериментов, которые могут создать потенциально вредные помехи деятельности других государств по мирному исследованию и использованию космического пространства.

Признается недопустимым использование космоса для пропаганды войны. Сохраняется юрисдикция и контроль государств над запускаемыми ими космическими объектами и их экипажами.

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства стал отправной точкой для национальной деятельности и международного сотрудничества в сфере исследования и использования космического пространства.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников