Договор на коммерческий аудит

Договор на оказание экоаудиторских услуг

(Чхутиашвили Л. В.) («Цивилист», 2012, N 3)

ДОГОВОР НА ОКАЗАНИЕ ЭКОАУДИТОРСКИХ УСЛУГ

Л. В. ЧХУТИАШВИЛИ

Чхутиашвили Лела Васильевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина.

В результате некомпетентного хозяйствования, недостатка знаний и потребительского отношения к природным богатствам сегодня тревожная экологическая ситуация сложилась во многих странах. Рациональное использование природных ресурсов на предприятиях контролируется при проведении экологического аудита. Экологический аудит в системе охраны окружающей среды является инструментом обеспечения экологической безопасности. А. Д. Шеремет, В. П. Суйц рассматривают экологический аудит как специальный аудит — проверку конкретных аспектов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, которая проводится обычно с целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др. . ——————————— См.: Шеремет А. Д., Суйц В. П. Аудит. М., 2004. С. 41.

С. Макаров, Л. Шагарова под экологическим аудитом понимают природоохранную и предпринимательскую деятельность, в первую очередь направленную на повышение эффективности экологического менеджмента, включая оценку соответствия действующему природоохранному законодательству . ——————————— См.: Макаров С., Шагарова Л. Экологический аудит производственных предприятий. М., 1997.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ввел понятие «экологический аудит». Согласно этому документу «экологический аудит — независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности». ——————————— СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

Вопрос о применении норм Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» к экологическому аудиту остается дискуссионным. Так, например, Б. С. Пункевич, А. К. Диброва полагают, что его действие не распространяется на экологический аудит . Хотя тут же пишут о возможности закрепления фактически существующего положения с экологическим аудитом путем внесения поправок в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» . ——————————— СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 15. См.: Пункевич Б. С., Диброва А. К. Экологический аудит: правовая и нормативная основа // Стандарты и качество. 2005. N 4. С. 38. Там же. С. 40.

Ю. В. Бабина считает, что на экологический аудит могут быть распространены в качестве некой методологической основы нормы Федерального закона «Об аудиторской деятельности». К сожалению, этот Закон направлен на правовую регламентацию общего аудита. Поэтому основной нормативно-правовой базой для установления процедур планирования, организации проведения и завершения экологического аудита является только ГОСТ Р ИСО 19011-2003, введенный в действие Постановлением Госстандарта России от 29 декабря 2003 г. N 432-СТ и представляющий собой идентичный (за некоторыми исключениями) текст международного стандарта ИСО 19011:2002 на русском языке . ——————————— См.: Бабина Ю. В. Нормативные основы экологического аудита: ГОСТ Р ИСО 19011-2003 // Экология производства. 2005. N 4. С. 18.

С. Л. Байдаков, Г. П. Серов считают, что действие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» распространяется и на экологический аудит, так как без анализа хозяйственных операций (деятельности) аудируемых лиц невозможно выразить объективное мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ . ——————————— См.: Байдаков С. Л., Серов Г. П. Экологический аудит: Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об аудиторской деятельности». М.: Ось 89, 2002.

Т. В. Петрова утверждает, что мнение относительно возможности применения к отношениям в сфере экологического аудита федерального законодательства об аудиторской деятельности, т. е. о финансовом аудите, является ошибочным . ——————————— См.: Петрова Т. В. Правовые проблемы экологического аудита // Аграрное и земельное право. 2007. N 1.

На практике некоторые аудиторские компании предоставляют услуги по комплексному аудиту, включающему аудит и финансовой, и производственной деятельности. Подобный подход встречается и в отдельных нормативных правовых актах. Так, Приказом МЧС России от 2 февраля 1998 г. N 63 утверждено Положение о порядке проведения независимой аудиторской и оценочной деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, страхования за причинение вреда в случае аварии на опасном производственном объекте . В этом Положении сочетаются элементы финансового и экологического аудита, поскольку наряду с проверкой использования финансовых средств резервных фондов, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предполагается проведение независимой оценки возможного ущерба от техногенных аварий и катастроф на стадиях проектирования, эксплуатации и вывода из эксплуатации опасных производственных объектов, а также оценки фактического ущерба в результате природных и техногенных аварий и катастроф. ——————————— СПС «КонсультантПлюс».

Сторонники позиции о невозможности применения законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности к отношениям в сфере экологического аудита ссылаются и на тот факт, что согласно положениям первого Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 1), а установленные ст. 15 квалификационные требования к аудиторам (наличие высшего юридического или экономического образования) не содержали указаний на иные специальности, необходимые для проведения экологического аудита (например, промышленная экология, управление использованием природных ресурсов и др.). ——————————— СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3422 (утр. силу).

С этой позицией нельзя полностью согласиться, так как элементы финансового и экологического аудита аналогичны и тождественны по своей природе. Кроме того, основные схемы организации и проведения общего аудита могут быть взяты за основу и использоваться при экологическом аудите. Можно сказать, что экологический аудит затрагивает специфические сферы хозяйственной и иной деятельности, связанные с негативным воздействием на окружающую среду, и должен рассматриваться как комплексный институт, включающий финансовый аудит, технологический аудит, аудит чрезвычайных ситуаций и другие виды аудита, имеющие отношение к охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Между тем в Российской Федерации добровольный экологический аудит существует и развивается. Российские экологические аудиторы проводят экологические оценки хозяйственной и иной деятельности предприятий по международным стандартам, участвуют в международных проектах. У Российской Федерации есть возможность изучить зарубежный опыт организации и проведения экологического аудита — опыт ближайших соседей — Казахстана, Украины, Беларуси, где экологический аудит урегулирован законодательно, доказывает неизбежность включения соответствующих норм в российское законодательство, а с учетом наработанного опыта — предусмотреть в экологическом законодательстве соответствующие процедуры, установить последствия проведения экологического аудита. В России также ранее существовал опыт нормативно-правового регулирования экологического аудита. Развитие данного института в 1990-х гг. было достаточно динамичным и опиралось на подзаконные нормативно-правовые акты: приказы Государственного комитета по охране природы Российской Федерации (Госкомэкологии). С ликвидацией Госкомэкологии в 2000 г. немногочисленные нормативные правовые акты Госкомэкологии были признаны утратившими силу или уже фактически не применяются. По нашему мнению, интересен опыт нормативно-правового регулирования экологического аудита на региональном уровне. Нормативно-правовое регулирование экологического аудита в субъектах Российской Федерации значительно продвинулось вперед по сравнению с федеральным законодательством. Так, законодательство г. Москвы включает Постановление Правительства Москвы от 27 августа 2002 г. N 693-ПП «Об экологическом аудите» , Постановление Правительства Москвы от 22 июля 2003 г. N 568-ПП , которым введены в действие Временное положение о Системе экологического аудита в городе Москве, Временный порядок проведения экологического аудита и Критерии отнесения организаций города Москвы к числу рекомендованных для проведения экологического аудита. ——————————— Вестник мэра и правительства Москвы. 2002. N 40. Вестник мэра и правительства Москвы. 2003. N 46.

В 2010 г. Минприроды России был разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования вопросов осуществления экологического аудита)», которым предусматривается, что экологический аудит проводится членами саморегулируемых организаций в области экоаудита — экоаудиторами. В настоящее время законопроект дорабатывается Министерством по замечаниям Государственно-правового управления Президента РФ в части отношений, связанных с деятельностью саморегулируемых организаций в области экологического аудита. Однако законопроект о введении саморегулирования экоаудиторских организаций вызывает возражение. По нашему мнению, деятельность юридических лиц, осуществляющих экологический аудит, как экспертная деятельность должна подлежать регулированию и контролю со стороны государства или иных субъектов. Государственный контроль за аудиторскими организациями и отдельными экоаудиторами необходимо вводить, прежде всего, применительно к обязательному экологическому аудиту или также к добровольному экологическому аудиту, в случае если в результате проведения добровольного экологического аудита государство будет предоставлять природопользователю определенные преференции. На наш взгляд, необходимым шагом является введение государственной аккредитации аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов для того, чтобы они могли осуществлять экологический аудит. На Росприроднадзор может быть возложено полномочие по организационному обеспечению государственной аккредитации аудиторов и аудиторских организаций, осуществляющих экологический аудит, а именно по ведению реестра аккредитованных аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. В действующем законодательстве не содержится понятия «договор на оказание экоаудиторских услуг». Можно выделить следующие признаки договора возмездного оказания услуг в экоаудиторской деятельности. Во-первых, это гражданско-правовой договор. На него распространяются общие положения гражданского законодательства о сделках. Во-вторых, на правоотношения по заключению, исполнению и расторжению рассматриваемого договора распространяются нормы гражданского права, связанные с регулированием аудита правилами (стандартами) аудиторской деятельности, с обязательным требованием о членстве аудиторов в СРО. Нарушение этих положений будет означать фактически недействительность договора (ст. 173 ГК РФ). Так, например, если у аудиторской организации нет такого членства, она не имеет права вступать в договорные правоотношения. В-третьих, на стороне заказчика услуг может выступать как физическое и юридическое лицо, так и органы государственной власти, при этом заказчик приобретает услуги не для себя, а для служащего, работника и т. д. Сказанное накладывает определенные особенности на правоотношения с каждым из заказчиков (частные лица, юридические лица, публичные органы). Учитывая, что одной из сторон договора выступает потребитель услуг, на данные правоотношения распространяется Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» и, в частности, глава III Закона («Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)»). ——————————— СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.

Размещение государственного заказа в аудиторских организациях осуществляется государственными заказчиками на конкурсной основе в период формирования заявок на государственный заказ в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» . ——————————— СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3105.

В-четвертых, договор на оказание аудиторских услуг носит предпринимательский характер. Его участниками, с одной стороны, являются аудиторы (аудиторская организация или индивидуальный аудитор) и, с другой стороны, — заказчики, которые представлены весьма широким спектром хозяйствующих субъектов: индивидуальные предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации. Договор на оказание аудиторских услуг является возмездным. Применительно к заказчику заключение договора на оказание аудиторских услуг может носить свободный (инициативный аудит) или обязательный характер (обязательный аудит). В-пятых, исследователи относят рассматриваемый договор к казуальным сделкам, поскольку из содержания сделки ясно видно, какую цель преследуют стороны. С учетом требований п. 1 ст. 162 ГК РФ договор возмездного оказания аудиторских услуг заключается в простой письменной форме. На оказание аудиторских услуг, предусмотренных договором, может быть составлена смета, которая становится неотъемлемой частью договора. Предметом договора на оказание аудиторских услуг признается исходя из п. 1 ст. 779 ГК РФ совершение исполнителем по заданию заказчика определенных действий или осуществление им определенной деятельности (см. п. 3.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 23 января 2007 г. N 1-П ). ——————————— СЗ РФ. 2007. N 6. Ст. 828.

Если предмет договора не согласован, договор является незаключенным и не порождает для его сторон никаких прав и обязанностей (п. 1 ст. 432, ст. 8, п. 2 ст. 307 ГК РФ). Следовательно, стороны не могут потребовать выполнения договорных обязательств и применить ответственность за их нарушение, установленную законом или договором (ст. 309, ст. 15, п. 1 ст. 393, ст. ст. 330, 331, 332 ГК РФ). Пункт 2 ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» определяет аудиторские услуги как деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемую аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. При согласовании условия о предмете договора об оказании аудиторских услуг на проведение аудиторской проверки стороны руководствуются п. п. 6 — 8 ФПСАД N 12 , где урегулированы условия, рекомендованные к согласованию в договоре на проведение аудита. ——————————— Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» // СЗ РФ. 2002. N 39. Ст. 3797.

Смотрите так же:  Требования к кабинету биологии по фгосам

В договоре на проведение аудиторской проверки, в частности, указываются: — цель аудита (п. 2 ФПСАД N 1); — объем аудита (п. 5 ФПСАД N 1); — результат оказания услуг, сопровождающийся выдачей аудиторского заключения и любых иных документов, которые предполагается подготовить по результатам аудита . ——————————— См.: решение Арбитражного суда г. Москвы от 7 сентября 2010 г. по делу N А40-77875/10-12-493 // СПС «КонсультантПлюс».

Таким образом, аудиторские услуги представляют собой оказываемые заказчику возмездные услуги аудитора по осуществлению аудита (аудиторской проверки) и составлению аудиторского заключения. При согласовании в договоре на оказание аудиторских услуг условия о предмете сторонам необходимо указать, какие именно действия (деятельность) должен совершить аудитор: перечень (вид) услуг; объем услуг; место оказания услуг (при необходимости); объекты, на которые направлено оказание услуг (при необходимости). Кроме того, как следует из наименования указанного вида договора и положений п. 1 ст. 779, п. 1 ст. 781 ГК РФ, в предмет договора входит обязанность заказчика оплатить согласованные услуги . Поэтому сторонам следует установить эту обязанность в договоре. ——————————— См.: Постановление ФАС Московского округа от 11 мая 2006 г. N КГ-А40/3650-06 по делу N А40-33020/05-60-294, Постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2003 г. N КА-А40/6780-03 // СПС «КонсультантПлюс».

В ходе оказания экоаудиторских услуг аудитор проводит непосредственную проверку порядка ведения экологического учета и состояния экологической отчетности заказчика (аудируемого лица). Непосредственному оказанию аудиторских услуг посвящено большинство существующих в настоящий момент стандартов аудиторской деятельности. Большинство аудиторов используют при этом также собственные методики и собственные более подробные стандарты. По результатам оказания аудиторских услуг аудитор, как правило, составляет заказчику отчет. Составление аудиторского заключения при этом является предусмотренным законодательством способом оформления и доведения до сведения заказчика выводов аудитора. В завершение рассмотрения данного вопроса сформулируем некоторые рекомендации по заключению договора об оказании экоаудиторских услуг. Первая рекомендация — соблюдение письменной формы договора. Несоблюдение письменной формы, в соответствии с п. 1 ст. 162 ГК РФ, лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания. Вторая рекомендация — обязательное включение в договор существенных условий, правильная формулировка существенных условий в тексте договора. Предмет договора должен обладать следующими признаками: — определенности (обладать определенными качествами и быть точно обозначенным); — возможности осуществления (осуществление прав и обязанностей, входящих в содержание обязательства, объективно возможно); — дозволенности (отсутствуют запреты в законе). Третья рекомендация касается типовых форм договоров возмездного оказания аудиторских услуг. Поскольку в основном заказчик присоединяется к типовому договору возмездного оказания услуг, в интересах исполнителя использовать правильные типовые формы. В настоящий момент применительно к договору на оказание аудиторских услуг четкого перечня его существенных условий ни в гл. 39 ГК РФ, ни в Законе об аудиторской деятельности не предусмотрено. Следует обратить внимание на п. 6 ФПСАД N 12 «Согласование условий проведения аудита», введенный Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 г. N 532 , в котором в число существенных условий договора на оказание аудиторских услуг рекомендовано относить следующие: ——————————— СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4132.

— цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности; — ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности; — объем аудита, включая ссылки на законодательство РФ и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности; — аудиторское заключение и любые иные документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита; — информация о том, что в связи с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования и другими свойственными аудиту ограничениями, наряду с ограничениями, присущими системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, имеется неизбежный риск того, что некоторые, в том числе существенные, искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности могут остаться необнаруженными; — требование обеспечения свободного доступа ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита; — цена проведения аудита (либо способ ее определения), а также порядок признания услуги оказанной и порядок расчетов.

Пристатейный библиографический список

1. Данилевский Ю. А., Гутцайт О. М., Островский О. М. Разработка общероссийских правил (стандартов) аудиторской деятельности // Бухгалтерский учет. 2000. N 6. 2. Петров А. Ю. Развитие аудита в России // Бухгалтерский учет. 2001. N 5. 3. Сухова И. А. Современный аудит: теория и практика // Финансовый и бухгалтерский консультант. 2000. N 9.

Заключаем договор на аудит кадровой документации

«Кадровик. Кадровое делопроизводство», 2012, N N 10, 11

ЗАКЛЮЧАЕМ ДОГОВОР НА АУДИТ КАДРОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Автор дает рекомендации о порядке заключения и содержании договора на проведение аудита кадровой документации внешними экспертами.

Редкая организация может похвастаться идеальным порядком в кадровой документации. Одни кадровики уходят, на их место приходят другие, и каждый новый специалист стремится привнести нечто свое в сложившуюся систему. Причем не всегда эти новшества согласуются с требованиями законодательства, нуждами работодателя и интересами работников. Не будем останавливаться и еще на одной проблеме: нередко преемник, добросовестно заблуждаясь, множит ошибки своего предшественника. Все это рано или поздно вызывает надобность в проведении внешнего аудита кадровой документации независимым экспертом.

Словарь кадрового делопроизводства. Аудит кадрового делопроизводства — проверка состояния кадровой документации и системы кадрового учета в целях выражения мнения о ее соответствии требованиям законодательства РФ.

Как выбрать такого эксперта? Какие положения в обязательном порядке включить в договор на оказание услуг по проведению кадрового аудита? Об этом пойдет речь в нашей статье.

Прежде чем подбирать консалтинговую компанию, работодатель должен прояснить для себя следующие вопросы.

1. В каких целях будет проводиться аудит

Как правило, на практике работодатели ставят перед собой следующие цели:

— определить состав и наличие имеющейся кадровой документации;

— проверить соответствие кадровой документации требованиям законодательства;

— выявить «пробелы» в наличии кадровых документов и наметить пути их ликвидации;

— оптимизировать систему учета документации;

— определить объем работы с кадровой документацией;

— подготовить документы для архивного хранения;

— создать целостное представление о системе делопроизводства в кадровой службе;

— определить отношение кадровика к выполняемым обязанностям по ведению кадрового делопроизводства.

Ясно, что, поставив изначально перед собой вполне определенные цели, работодателю впоследствии легче будет определиться с составом аудируемых документов, их объемом, временными и людскими затратами на данное мероприятие. Достаточно часто работодатель преследует сразу несколько целей.

Широкое распространение в последнее время получило проведение аудита кадровой документации в целях оценки деятельности самой службы персонала. Материалы аудита часто служат доказательством добросовестности работы кадровиков в ходе проведения аттестации, при решении вопроса о продлении срока трудового договора, изменении размера заработной платы, назначении на вышестоящую должность.

Закрытое акционерное общество «Цветы России»

(ООО «Цветы России»)

1 августа 2012 г. Москва

О проведении аудита кадровой документации

В целях оптимизации работы с кадровой документацией, определением ее соответствия требованиям законодательства о труде и на основании заключенного договора на проведение аудита с ООО «Бест Консалт»

1. Произвести 15 — 17 августа 2012 г. аудит кадровой документации в отделе кадров ЗАО «Цветы России».

2. Сформировать рабочую группу в составе:

— руководитель группы — начальник отдела кадров Давыдов А. М.;

— заместитель руководителя группы — ведущий инспектор по кадрам Сазонова И. Г.;

инспектор по кадрам Морозова Д. И.;

инспектор по кадрам Розанова Н. В.;

делопроизводитель Муромова Я. В.

3. Утвердить график проведения аудита (приложение N 1).

4. Назначить ответственным за проведение аудита кадровой документации заместителя генерального директора по общим вопросам Мишина Г. С.

5. Назначить лицом, уполномоченным взаимодействовать с консалтинговой компанией ООО «Бест Консалт» по вопросу проведения аудита кадровой документации, начальника отдела кадров Давыдова А. М.

6. Начальнику канцелярии Кругловой М. С. выдавать по запросу руководителя рабочей группы Давыдова А. М. документы по личному составу для проведения аудита в соответствии с инструкцией по делопроизводству ЗАО «Цветы России» согласно утвержденному графику проведения аудита.

7. Обязать членов рабочей группы выдавать документы, содержащие персональные данные работников, с соблюдением правил, установленных положением о порядке работы с персональными данными работников ЗАО «Цветы России».

Генеральный директор К. А. Ивлева

2. Какие документы подлежат аудиту?

Состав проверяемой документации определяется:

— целями и задачами аудита;

— распоряжениями контрольно-надзорных органов;

— характером конфликтной ситуации с работником;

— пожеланиями (требованиями) кадровиков, коллег и руководства;

— требованиями локальных нормативных актов и (или) законодательства.

Если необходимость аудита кадровой документации обусловлена грядущей проверкой государственной инспекцией труда, то несложно определить, какие документы подготовить для аудитора: их перечень будет содержаться в распорядительном документе о предстоящей проверке.

Также не составляет большого труда обрисовать круг проверяемых документов в случае возникновения конфликтной ситуации с работником, ведь такой конфликт, как правило, касается конкретной тематики: отпуска, выплаты зарплаты, перевода на другую работу и т. д.

При решении вопроса об объеме проверяемых документов можно, исходя из поставленных целей, опираться на требования законодательства, локальных нормативных актов работодателя, «пожелания» органов, дающих официальные разъяснения (Минфина России, Роструда, Федеральной налоговой службы и пр.). Часто необходимость составления кадровых документов обусловлена упоминанием их в трудовых договорах.

3. Сколько времени работодатель готов уделить аудиторам

и самой процедуре?

Чтобы определить, сколько времени будет находиться эксперт в стенах организации, рекомендуем заранее подсчитать, сколько времени примерно уйдет на анализ документации.

Можно воспользоваться существующими в организации нормативами на осуществление той или иной кадровой операции. Если такие документы не разработаны, можно обратиться к принятым ранее на уровне федерального законодательства нормативным документам по вопросам нормирования труда по делопроизводству, в том числе кадровому:

1. Укрупненные нормы времени на работы, выполняемые в объединенных архивах, хранящих документы по личному составу учреждений, организаций, предприятий, утв. Постановлением Минтруда России от 18.12.1992 N 57.

2. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления, утв. Постановлением Минтруда России от 25.11.1994 N 72.

3. Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления, утв. Постановлением Минтруда России от 10.09.1993 N 152.

4. Укрупненные нормативы времени на работы по делопроизводственному обслуживанию, утв. Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 20.05.1987 N 327/17-42 .

5. Нормативы численности работников отделов подготовки кадров (бюро, секторов) на предприятиях, утв. Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 06.07.1989 N 233/13-15.

6. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по комплектованию и учету кадров (утв. Постановлением Минтруда СССР от 14.11.1991 N 78) .

Срок действия Нормативов — до 1993 г.

Действовали до 1997 г.

Хотя часть из перечисленных нормативных документов, принятых в период существования СССР, уже отменена или фактически утратила силу, тем не менее они могут служить неким образцом для выработки собственных нормативов.

Попутно необходимо решить вопрос о количестве участников аудита со стороны работодателя (служба персонала, архивная служба, канцелярия и др.) и месте проведения мероприятия. Если предполагается отвозить курьером или водителем документы сотрудникам консалтинговой компании, надо будет включить дополнительно затраченное на эти поездки время в общую продолжительность мероприятия.

Таким образом, оптимизировать процедуру аудита помогут эффективное распределение функций внутри рабочей группы, правильный выбор последовательности анализа документов, верное определение объема анализируемой документации, а также выбор оптимальной методики проведения аудита.

На время проведения аудита повлияет и выбор методики:

— сплошной метод — предполагает анализ всей кадровой (иногда и сопутствующей) документации, включая средства учета документов (журналы, карточки и пр.);

Смотрите так же:  Приказ минздравсоцразвития рф no 1013-н

— выборочный метод — предполагает анализ части кадровой документации с распространением выводов и результатов на весь объем.

Ясно, что выбор сплошного метода проверки займет куда больше времени, чем выборочный.

Целесообразно после решения всех предыдущих вопросов набросать рабочий график проведения аудита, а также узаконить создание рабочей группы и распределение обязанностей между ее участниками в рамках распорядительного документа.

4. Кого и в какой степени допустить к секретным документам

и конфиденциальной информации?

При решении вопроса о допуске к документам, представляемым на аудит, следует иметь в виду, что не являются конфиденциальными :

— учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и устав;

— документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (документы, подтверждающие факт внесения записей о юридических лицах в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, лицензии, патенты);

— сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему;

— документы о платежеспособности;

— сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;

— документы об уплате налогов и обязательных платежах;

— сведения о несоблюдении безопасных условий труда, а также других нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба, сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью;

— сведения о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам.

Постановление Правительства РСФСР от 05.12.1991 N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» (ред. от 03.10.2002).

И, наоборот, к числу защищаемых относятся:

— персональные данные (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», ред. от 25.07.2011);

— сведения о частной жизни лица, составляющие его личную или семейную тайну (ст. 137 Уголовного кодекса РФ);

— сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляющие врачебную тайну (ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»);

— сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц (ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», ред. от 03.12.2011, с изм. и доп.).

Поэтому следует продумать, в какой степени аудиторы смогут воспользоваться этими сведениями. Ведь ясно, что, лишая их работы с персональными данными, все мероприятие по проведению аудита лишается смысла.

Персональные данные содержатся в каждом кадровом документе!

о порядке работы приказом генерального директора

с персональными данными работников ЗАО «Цветы России»

ЗАО «Цветы России» от 14 января 2007 г. N 28

Глава 3. Состав персональных данных работника

3.1. К персональным данным работника относятся:

— сведения о предыдущей трудовой деятельности работника, в том числе об организациях, с которыми он состоял в трудовых отношениях, наименовании должностей, служебных обязанностях, периодах работы, основаниях увольнения;

— сведения о работе по договорам гражданско-правового характера, их предмете, факте исполнения обязательств;

— сведения о полученном профессиональном и дополнительном образовании, наличии специальной подготовки, диплома или иного документа, подтверждающего его специальность и квалификацию;

— сведения об уровне профессиональных знаний, о владении специальными умениями и навыками (работа на компьютере, владение иностранными языками и др.);

— сведения о профессиональных интересах работника, его деловых связях и достижениях на предыдущем месте работы;

— сведения о награждениях и поощрениях, а также о наложенных взысканиях;

— иная информация, характеризующая работника как специалиста и позволяющая судить о его профессиональных качествах;

— паспортные данные гражданина, сведения о регистрации по месту жительства, наличии гражданства Российской Федерации;

— сведения о наличии страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;

— сведения о продолжительности общего трудового стажа, страхового стажа, непрерывного стажа, специального стажа;

— сведения о постановке на воинский учет и прохождении срочной службы;

— сведения о состоянии здоровья и его соответствии выполняемой работе;

— информация, подтверждающая право получение льгот по налогообложению по месту работы;

— сведения о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства;

— сведения о размере полученного дохода у других работодателей;

— средства связи с работником (домашний, контактный телефоны и др.) и фактическое место проживания;

— сведения о наличии детей, их возрасте, месте учебы для целей предоставления льгот и гарантий, установленных законодательством Российской Федерации;

— сведения о смене фамилии, имени, отчества для целей внесения изменений и исправлений в документы, входящие в личное дело работника.

В связи с этим необходимо еще раз просмотреть те положения локальных нормативных актов, которые касаются передачи информации внешним пользователям.

Напомним, что ст. 88 ТК РФ устанавливает следующие требования для работодателя при передаче персональных данных работника:

— не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, установленных федеральными законами;

— не сообщать персональные данные работника в коммерческих целях без его письменного согласия;

— предупредить лиц, получающих персональные данные работника, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что это правило соблюдено. Лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности). Данное положение не распространяется на обмен персональными данными работников в порядке, установленном федеральными законами;

— осуществлять передачу персональных данных работника в пределах одной организации, у одного индивидуального предпринимателя в соответствии с локальным нормативным актом, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись;

— разрешать доступ к персональным данным работников только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций;

— не запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции.

И хотя передача персональных данных работников для проверки аудиторами не преследует коммерческих целей, все равно она требует получения письменного согласия работника. Здесь следует заметить, что как можно более полный перечень вариантов использования персональных данных необходимо вручить работнику еще в момент его трудоустройства, с тем чтобы он сразу же выразил свое согласие на их внутреннее и внешнее использование. Надо подробно указать, какие именно персональные данные и в каком объеме будут передаваться.

о порядке работы приказом генерального директора

с персональными данными работников ЗАО «Цветы России»

ЗАО «Цветы России» от 14 января 2007 г. N 28

Раздел 6. Передача персональных данных работников

6.1. Информация, относящаяся к персональным данным работника, может быть предоставлена третьим лицам только в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

6.2. Работодатель не вправе предоставлять персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

6.3. Работодатель предоставляет персональные данные органам государственной власти и местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6.4. В случае если лицо, обратившееся с запросом, не уполномочено федеральным законом Российской Федерации на получение персональных данных работника либо отсутствует письменное согласие работника на предоставление его персональных сведений, Компания обязана отказать в предоставлении персональных данных. Лицу, обратившемуся с запросом, выдается письменное уведомление об отказе в предоставлении запрашиваемых персональных данных.

6.5. Персональные данные могут быть переданы третьим лицам без письменного согласия работника только по решению генерального директора компании, если предоставление таких сведений обусловлено интересами компании, особенностями ее взаимоотношений с контрагентами и обычаями делового оборота. В таких случаях третьим лицам предоставляется только тот объем информации, который соответствует их письменному запросу. Генеральный директор компании своей подписью подтверждает необходимость предоставления персональных данных работника третьим лицам.

6.6. Персональные данные работника могут быть переданы представителям работников в том объеме, в каком это необходимо для выполнения указанными представителями их функций.

6.7. Уполномоченные лица компании предоставляют персональные данные работников только на основании письменного мотивированного запроса (или иного письменного документа), заверенного подписью уполномоченного лица и печатью (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

6.8. Запросы, поступившие в компанию посредством электронной почты или по факсу, к рассмотрению вопроса о возможности передачи персональных данных не принимаются.

Равным образом запрещается передавать персональные данные работников третьим лицам на основании поступившего устного запроса, в том числе сообщенного по телефону.

6.9. В случае поступления в компанию запроса о предоставлении персональных данных он передается на рассмотрение генеральному директору компании. Вопрос о предоставлении персональных данных решается генеральным директором компании.

6.10. Передавать третьим лицам персональные данные работников вправе только уполномоченные лица компании. В случае положительного решения генеральным директором компании вопроса о предоставлении персональных данных работника ответ на запрос составляется уполномоченными лицами отдела кадров.

6.11. Ответы на запрос составляются на бланке компании либо по установленной (унифицированной, типовой) форме, если иной способ передачи сведений не установлен законодательством Российской Федерации или не обусловлен особенностью запроса и содержанием предоставляемых сведений. Ответ на запрос заверяется подписью генерального директора с приложением печати компании, если иное не установлено законодательством Российской Федерации либо не обусловлено формой предоставления сведений.

Запрещается отвечать на запрос о предоставлении персональных данных в устной форме, посредством электронной почты или по факсу.

6.12. Уполномоченное лицо отдела кадров обеспечивает ведение журнала учета выданных персональных данных работников, в котором регистрируются запросы, фиксируются сведения о лице, направившем запрос, дате передачи персональных данных или дате уведомления об отказе в предоставлении персональных данных, а также отмечается, какая именно информация была передана. Работник своей подписью подтверждает факт предоставления его персональных данных и свое согласие на предоставление сведений.

5. Какую сумму работодатель готов заплатить за проведение

аудита кадровой документации?

Вознаграждение консалтинговой компании и внешнему эксперту напрямую будет зависеть от объема аудируемых документов, выбора методики проверки, временных людских затрат.

Так, проведение аудита выборочным методом будет стоить дешевле, чем сплошным, когда анализу подвергается каждый документ. Часто консалтинговые компании устанавливают стоимость анализа одного документа одного вида. Можно обсудить возможность получить скидку на анализ однотипных документов. Иногда устанавливается стоимость одной цепочки экспертизы документов. Скажем, проверяются документы о предоставлении отпуска сотруднику, и вырисовывается такая цепочка: график отпусков — документ о согласовании графика профсоюзом — уведомление работника о начале отпуска — приказ о предоставлении отпуска — записка-расчет — личная карточка.

Обращаем внимание, что аудит локальных нормативных актов стоит дороже, ведь нужно не только прочитать объемный документ, но и оценить его содержание с точки зрения соответствия действующему законодательству о труде и сопоставить с иными локальными нормативными актами на предмет отсутствия в них противоречий.

Аудиторы не занимаются восстановлением отсутствующих документов, но могут дать советы, как ликвидировать выявленные «пробелы».

6. Как выбрать консалтинговую компанию?

Когда подготовительная работа завершена, остается, пожалуй, самое сложное — выбрать консалтинговую компанию или независимого эксперта.

Остановить свой выбор следует на той организации, которая имеет значительный опыт проведения аудита кадровой документации, причем желательно в той же области деятельности, в которой функционирует работодатель. Это обусловлено тем, что специфика деятельности большинства промышленных предприятий предполагает хорошее знание аудитором особенностей труда сотрудников этих организаций. Так, труд водителей автотранспортного предприятия имеет свои особенности, труд шахтеров — другие.

Следует поинтересоваться и тем, кто конкретно из сотрудников придет в организацию просматривать документацию, уточнить, у кого из специалистов консалтинговой компании наиболее значительный опыт в проведении аудита, какой квалификацией он обладает, а также были ли «перепроверки», когда результат работы аудиторов был проверен государственными контрольно-надзорными органами. Обратите внимание: проведение аудита кадровой документации по закону лицензированию не подлежит, так что будущий партнер не должен располагать какой-либо разрешительной документацией на осуществление этого вида деятельности.

Смотрите так же:  Административная ответственность в области труда

И наконец, аудиторское заключение. Итоги работы по аудиту кадровой документации обязательно надо письменно зафиксировать. Это может быть отчет о работе, заключение и т. п. — законодательством не установлено какой-либо типовой формы такого рода документа.

возмездного оказания услуг

Москва 1 августа 2012 г.

ЗАО «Цветы России», именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице генерального директора Ивлевой К. А., действующей на основании устава, с одной стороны, и ООО «Бест Консалт», именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице генерального директора Петрова А. А., с другой стороны, совместно именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор возмездного оказания услуг (далее — Договор) о нижеследующем:

Статья 1. Предмет Договора

1.1. Исполнитель обязуется провести по заданию Заказчика в установленные настоящим Договором сроки аудит кадровой документации с выдачей письменного заключения по итогам проведенного аудита, а Заказчик обязуется принять оказанные Исполнителем услуги и выплатить ему обусловленное настоящим Договором вознаграждение.

Статья 2. Права и обязанности Сторон

2.1. Права и обязанности Исполнителя:

2.1.1. Исполнитель обязуется надлежащим образом оказывать услуги, указанные в п. 1.1 настоящего Договора с соблюдением сроков и порядка их оказания.

2.1.2. Исполнитель обязан немедленно известить Заказчика и до получения от него письменных указаний приостановить оказание услуг в случае:

— обнаружения возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний, могущих повлиять на результаты;

— возникновения иных обстоятельств, создающих невозможность оказания услуг в установленный срок;

— нарушения Заказчиком сроков оплаты услуг в предыдущем периоде на срок более 14 календарных дней.

2.1.3. Исполнитель обязан соблюдать конфиденциальность всей получаемой им информации о финансово-хозяйственной деятельности Заказчика, связанной с оказанием услуг по настоящему Договору.

2.1.4. Исполнитель обязуется осуществлять действия по настоящему Договору с учетом интересов Заказчика, воздерживаться от действий, способных причинить вред Заказчику.

2.1.5. Исполнитель имеет право на получение вознаграждения на условиях, указанных в настоящем Договоре, а также на возмещение иных расходов, связанных с оказанием услуг по настоящему Договору.

2.1.6. Исполнитель обязан воздерживаться от обсуждения возникших проблем с сотрудниками, не уполномоченными Заказчиком на взаимодействие с Исполнителем.

2.1.7. Исполнитель обязан сообщать Заказчику по его требованию все сведения о ходе оказания услуг по Договору.

2.2. Права и обязанности Заказчика:

2.2.1. Заказчик обязан обеспечить беспрепятственный доступ Исполнителя в офис, выделить помещение и оснастить его всем необходимым оборудованием для надлежащего оказания услуг Исполнителем.

2.2.2. Заказчик обязуется оплатить оказанные услуги в размере, в сроки и в порядке, предусмотренном настоящим Договором.

2.2.3. Заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой Исполнителем, и требовать устранить недостатки, выявленные в ходе и по окончании оказания услуг.

2.2.4. Заказчик обязан оперативно сообщать по телефону (электронной почте, факсу) по требованию Исполнителя всю информацию, касающуюся хода оказания услуг; связываться с Исполнителем по контактному телефону в случаях, требующих безотлагательного решения вопроса.

2.2.5. Заказчик вправе обсуждать с Исполнителем в рамках оказываемых услуг последовательность совершаемых действий и их содержание.

Статья 3. Сроки и порядок оказания услуг

3.1. Услуги оказываются Исполнителем в месте нахождения офиса Заказчика с учетом следующих ограничений по доступу Исполнителя в офис Заказчика:

— начало работы — не ранее 9:00, окончание работы — не позднее 20:00;

— возможность работы в выходные и праздничные дни должна дополнительно согласовываться с Заказчиком с обязательным предварительным уведомлением бюро пропусков и других служб режима нахождения в здании, где будут оказываться услуги по Договору.

3.2. Сроки оказания услуг, предусмотренные п. 1.1 Договора, составляют:

— проведение аудита кадровой документации — с 15 по 17 августа 2012 г.;

— составление и передача Заказчику письменного заключения — до 20 августа 2012 г.

3.3. Заказчик заблаговременно определяет перечень специалистов, чье участие необходимо для надлежащего оказания услуг Исполнителем, и самостоятельно извещает их о месте и времени оказания услуг. Заказчик самостоятельно определяет лицо, оказывающее поддержку Исполнителю в части оказания им услуг и поддерживающее с ним контакты.

3.4. Передача Исполнителю для надлежащего оказания услуг документации, носителей информации, иных материалов осуществляется по Акту. Исполнитель не вправе передавать полученные от Заказчика для выполнения работ кадровые документы третьим лицам, выносить их за пределы офиса Заказчика.

Надлежащее оказание услуг Исполнителем возможно лишь при полном обеспечении его Заказчиком необходимой оргтехникой, документацией, согласованной в заявке.

3.5. Работы, предусмотренные настоящим Договором, выполняются Исполнителем лично. Исполнитель не вправе привлекать для выполнения своих обязательств субисполнителя либо передавать права и обязанности по Договору третьим лицам.

3.6. В случае когда оказание услуг сопровождается подготовкой Исполнителем документации, документы передаются уполномоченному лицу Заказчика под роспись в сроки, согласованные в заявке.

Статья 4. Порядок приемки оказанных услуг

4.1. Приемка оказанных услуг осуществляется Сторонами не позднее 20 августа 2012 г.

4.2. Приемка оказанных Исполнителем услуг оформляется двусторонним Актом, который является неотъемлемой частью настоящего Договора. В Акте перечисляется вид оказанных услуг, их количество, сроки и место оказания, перечень созданной для целей надлежащего оказания услуг документации. К Акту приобщается заключение о результатах проведенного аудита.

4.3. При наличии замечаний и выявлении недостатков оказанных услуг во время их приемки, Заказчик фиксирует их в Акте. Исполнитель обязан устранить их в сроки, согласованные в Акте. В этом случае Заказчик вправе задержать выплату вознаграждения на количество рабочих дней, необходимых для устранения замечаний и недостатков. Факт устранения замечаний и недостатков фиксируется в Акте.

Статья 5. Порядок выплаты вознаграждения

5.1. Не позднее трех рабочих дней после подписания обеими Сторонами Акта оказания услуг (п. 4.2) за оказание услуг, перечисленных в Акте, Заказчик выплатит Исполнителю вознаграждение в размере, указанном в Акте. При определении размера выплачиваемого вознаграждения Стороны руководствуются приложением N 1 «Перечень оказываемых услуг с указанием их стоимости» к настоящему Договору.

5.2. Выплата вознаграждения Исполнителю осуществляется единовременно в безналичной форме путем перечисления денежных средств установленного размера на расчетный счет Исполнителя.

Статья 6. Срок действия Договора

6.1. Настоящий Договор вступает в силу с 1 августа 2012 г. и действует до 31 августа 2012 г.

6.2. Настоящий Договор может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Конфиденциальность

полученной Сторонами информации

7.1. Исполнитель обязан сохранять конфиденциальность сведений, полученных в ходе оказания услуг по настоящему Договору, в течение 3 (трех) лет после окончания действия Договора.

7.2. После окончания оказания услуг по Договору Исполнитель обязан возвратить Заказчику все полученные материалы, документы, технические средства, носители информации, предоставленные Исполнителю для исполнения обязательств по Договору.

Статья 8. Порядок разрешения споров

8.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между Сторонами, будут разрешаться путем переговоров.

8.2. При невозможности урегулирования спорных вопросов путем переговоров, все споры будут разрешаться в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Заключительные положения

9.1. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим Договором, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

9.2. Любые изменения и дополнения к настоящему Договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями Сторон.

9.3. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.

9.4. Все приложения и дополнения к настоящему Договору являются его неотъемлемой частью.

Статья 10. Адреса и платежные реквизиты Сторон

(наименование организации) (наименование организации)

Юридический адрес: ________________ Юридический адрес: ________________

Почтовый адрес: ___________________ Почтовый адрес: ___________________

р/с N _____________________________ р/с N _____________________________

в _________________________________ в _________________________________

к/с N _____________________________ к/с N _____________________________

БИК _______________________________ БИК _______________________________

ИНН ____________ КПП ______________ ИНН ____________ КПП ______________

ОГРН ______________________________ ОГРН ______________________________

Генеральный директор Генеральный директор

АКТ ОБ ОКАЗАННЫХ УСЛУГАХ

Москва 18 августа 2012 г.

ЗАО «Цветы России», именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице генерального директора Ивлевой К. А., действующей на основании устава, с одной стороны, и ООО «Бест Консалт», именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице генерального директора Петрова А. А., с другой стороны, совместно именуемые «Стороны», составили настоящий Акт к договору возмездного оказания услуг (далее — Договор) о нижеследующем:

1. В соответствии с Договором в период с 15 по 17 августа 2012 г. Исполнитель провел по заданию Заказчика в установленном Договором порядке и в оговоренные сроки аудит кадровой документации сплошным методом с выдачей письменного заключения по итогам проведенного аудита.

2. Состав аудируемых документов включал:

— приказы по личному составу за период 2010 — 2011 гг.,

— личные карточки работников за период 2010 — 2011 гг.,

— график отпусков за 2010 г. и за 2011 г.,

— Правила внутреннего трудового распорядка,

— Правила работы с конфиденциальной информацией,

— Положение об оплате труда,

— Положение о рабочем времени и его учете.

Всего — 362 документа.

1. К моменту подписания настоящего Акта Исполнитель передал Заказчику всю документацию, являющуюся предметом аудита, а также все материальные носители информации, выданные для целей проведения аудита.

2. Выявленные в ходе аудита недостатки в ведении кадровой документации, замечания и пожелания изложены в Заключении об итогах проведения аудита кадровой документации в ЗАО «Цветы России».

К моменту подписания настоящего Акта Заказчику вручен 1-й экземпляр Заключения.

3. Заказчик не имеет претензий к ходу, содержанию и организации проведения аудита со стороны Исполнителя.

4. Согласно Перечню оказываемых услуг с указанием и их стоимости (приложение N 1 к Договору) вознаграждение Исполнителя составляет 92 000 руб. (в том числе НДС 18% в размере 16 560 руб.) и подлежит выплате в безналичном порядке единовременным платежом на расчетный счет Исполнителя не позднее трех рабочих дней после подписания обеими Сторонами настоящего Акта.

Договор на проведение аудита кадровой документации заключается в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

1. Белоусова Д. В. Вариации на тему кадрового аудита // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2007. N 2.

2. Румынина В. В., Сухотина К. А. Внешний кадровый аудит // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2007. N 7.

Другие публикации:

  • Договор о коллективной безопасности с россией Организация Договора о коллективной безопасности. Досье ТАСС-ДОСЬЕ. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - международная организация по вопросам безопасности, участниками которой являются в настоящее время шесть государств: Армения, […]
  • Приказ 413 от 17062019 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 мая 2006 г. N 413 "Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда" В соответствии с пунктом 5.2.82 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития […]
  • Адвокат яровиков отзывы Горгадзе Шота Олегович Адвокатское бюро «Зутиков, Горгадзе и Партнеры» Юридический стаж с 2002 ( 17 лет) Стаж работы адвокатом с 2002 (17 лет) Контактная информация Телефон: +7 903 755-32-46 - Процент выигранных дел 0 Отзывов Адвокат. Кандидат […]
  • Заявление о государственной регистрации физического лица ооо Приложение N 18. Форма N Р21001 "Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя" Информация об изменениях: Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 приложение 18 к настоящему […]
  • Льготы для многодетных семей в брянске Меры социальной поддержки и льготы в Брянске и Брянской области в 2019 году Социальная поддержка в регионах Меры социальной поддержки и льготы в Брянске и Брянской области в 2019 году Меры социальной поддержки, предоставляемые уполномоченным органом в сфере […]
  • Образец приказа по обращению с отходами на предприятии Примерная форма приказа о назначении ответственных за природоохранную деятельность (подготовлено экспертами компании "Гарант") Настоящая форма разработана в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и […]

Вам также может понравиться