Договор мира и любви с византией

Договор с Византией 907

Договор с Византией 907 — готовясь к очередному походу против Византии, Олег не только мобилизовал общерусские силы подчинённых ему племён и союзных тиверцев, но и располагал союзной помощью варягов, нейтралитетом угров и помощью со стороны Болгарии, заключившей к этому времени мирный договор с Византией, но не отказавшейся от борьбы с ней. Олег собрал ок.2000 ладей. Поход Руси против Византии в 907 увенчался успехом и новым русско-византийским договором «мира и любви», т.е. политическим межгосударственным соглашением, регулирующим основные вопросы взаимоотношений м.двумя государствами.

Поход Олега на Царьград. Миниатюра Радзивилловской летописи. XIII в.

Соглашение 907 включало в себя классические черты договоров «мира и любви»: восстановление мирных отношений м.странами; уплате империей контрибуции и ежегодной дани Руси; статусе торговых посольств, торговых миссий и об освобождении русского купечества от уплаты пошлин на столичных рынках. Русские купцы, ввозящие мёд, меха и рабов, были освобождены от всяких пошлин, получили право проживать в предместьях Константинополя и на протяжении полугода получать ежемесячное жалование. Император Лев VI Философ заплатил выкуп славянам. Ежегодная денежная дань скрепляла существование договора, который включал и устную договорённость о военно-союзных обязательствах Руси.

Договор мира и любви с византией

«Договор мира и любви» с Византией 60-х гг. IX в.

«Договор мира и любви» с Византией 60-х гг. IX в. Заключен после успешного похода русичей на Константинополь в 860 г. Точная дата неизвестна (25.06.860 г.?), как и содержание договора (кроме его принятого в летописях наименования — «договор мира и любви»). Некоторые исследователи считают, что одной из статей договора (кроме обычных в таких случаях положений о перемирии и торговых отношениях) могло стать положение о принятии Русью христианской веры. Есть и мнение о том, что такое крещение южной Руси состоялось именно в 60-е гг. IX в. Однако подтвердить или опровергнуть такое предположение невозможно из-за отсутствия источников.

Исходя из геополитических последствий договора можно предполагать, что в нем были зафиксированы следующие положения:

1) Впервые оформлял межгосударственные отношения Руси и Византии (империи ромеев), означал международное признание Руси.

2) Стороны устанавливали добрососедские отношения («мира и любви»).

3) На Русь допускались христианские миссионеры-проповедники.

4) Византия обязывалась ежегодно уплачивать дань Руси за ее воздержание от войн.

5) Русь обязывалась доставлять военную помощь Византии в случае необходимости.

Русско-византийский договор 907 г

К началу X в. взаимоотношения Киевской Руси с Византией представляли собой урегулированное состояние «мира и любви», установившееся после нападения руссов на Константинополь в 860 г. и заключения первого межгосударственного русско-византийского договора 60-х годов IX в. Этот договор являлся общеполитическим соглашением, которое прекращало состояние войны между двумя государствами, декларировало между ними «мир и любовь», что во многих других аналогичных случаях имело в виду уплату Византией ежегодной дани недавнему противнику, регулярный допуск в империю посольств и купечества, т.е. предоставление обычных привилегий руссам.

Не отрицая торговых противоречий в качестве одной из возможных причин военного конфликта между Византией и Русью в начале X в. все же следует сказать, что, видимо, не они предопределили новое нападение Руси на Константинополь. Скорее всего, причина заключалась в отказе Византии соблюдать наиболее обременительное для нее условие договора 60-х годов IX в. – платить дань. Рухнула сама основа политического договора о «мире и дружбе», и поход Олега мог явиться санкцией в ответ на нарушение греками этого кардинального условия прежнего договора. У нас нет сведений о нарушении греками своих обязательств в отношении уплаты дани Киеву. Но если допустить, что такие обязательства существовали, то греки вполне могли их нарушить, воспользовавшись междоусобицей на Руси, падением старой княжеской династии в Киеве, появлением на киевском престоле нового правителя, затяжными войнами Олега с окрестными племенами и хазарами. И не случайно вопрос о дани как основе общеполитического договора возник с первых же шагов византино-русских переговоров под стенами Константинополя в 907 г. по образу и подобию других византино-иностранных соглашений.

Готовясь к походу против Византии, Олег не только собирал под свою руку все наличные силы восточнославянских племен, подчиненных Киеву, но и привлек тех из них, которые еще не вошли в состав Киевского государств: древляне, радимичи, северяне, варяги словене, хорваты, тиверцы

Согласно «Повести временных лет», переговоры руссов с греками начались с того, что последние выслали к Олегу своих парламентеров и те заявили: «Не погубляй града, имемъ ся по дань, яко же хощеши» «. Олег остановил своих воинов.

Олег потребовал выплатить ему «дань» по 12 гривен на человека на 2 тыс. кораблей, «а в корабли по 40 мужь». Греки, как сказано в летописи, согласи лись на это и просили начать мирные переговоры: «И яшася греци по се, и почаша греци мира просити, дабы не воевал Грецкые земли».

Так закончился начальный этап переговоров между греками и руссами. Первые обещали удовлетворить требования Олега о выплате дани.

Выплата Византией ежегодной дани Руси имеет прочную и древнюю историческую аналогию. Да и сам этот факт стал традицией в византино-русских отношениях. В 944 г., во время второго похода Игоря против Византии, послы греков пытались остановить русское войско на Дунае и избавить Константинополь от новых военных испытаний. Они передали русскому князю слова императора Романа I Лакапина: «Не ходи, но возьми дань, юже ималъ Олег, придамь и еще к той дани». Святослав, по свидетельству «Повести временных лет», также получал дань до начала своего похода на Византию: «Седе княжа ту въ Переяславци, емля дань на грьцех». Во время переговоров летом 970 г. со Святославом греки заявили русскому князю: «Возми дань на насъ, и на дружину свою». И здесь мы вновь видим раздельное понимание летописцем дани и единовременной контрибуции. В этом же направлении ведет нас летописная речь Святослава к дружине, произнесенная им в трудный для русских час в осажденном Доростоле. Святослав уговаривал дружину заключить мир с Цимисхием и взять с греков дань: «Аще ли почнеть не управляти дани, да изнова из Руси, сов-купивши вой множайша, поидемъ Царюгороду». В данном случае нас интересует не столько достоверность самого факта Святославовой речи (мы вполне допускаем, что русский князь мог этого и не говорить), сколько логика умозаключений летописца, привыкшего к тому, что Византия в течение долгих лет платила дань Руси и ее неуплата могла послужить причиной новой русско-византийской войны. Пункт договора Олега об «укладах», взятых на русские города, как раз и говорит об этой регулярной дани.

Таким образом, по договору 907 г. древнерусское государство установило с Византией отношения, которые уже стали нормой для окружавших империю государств. Разрыв этих отношений приводил к межгосударственным осложнениям и к войне.

Итак, в ходе переговоров 907 г. выделяются три условия договора: восстановление «мира и дружбы» между Русью и Византией, выплата Византией единовременной контрибуции в виде денег, золотых вещей, тканей и т.п., а также периодической дани Руси. Но это далеко не все. В разделе, который идет после слов: «И заповеда Олег…», говорится и об иных условиях русско-византийского договора, выраженных в требованиях русской стороны. После требования выплаты контрибуции и «укладов» следует фраза: «Да прихо-дячи Русь слюбное емлют, елико хотячи».

Следующий сюжет договора касается торговых отношений Руси и Византии, а точнее, статуса русских купцов в империи: «А иже придутъ гости да емлют месячину на 6 месяць, хлебъ, вино, мясо, и рыбы, и овощь», а далее говорится о предоставлении руссам возможности пользоваться баней, снаряжением на обратную дорогу. В этом условии отражены, несомненно, требования русского купечества о предоставлении ему в Византии определенного статуса. Месячина – это месячное содержание русских гостей, состоявшее, как указано в тексте, из хлеба, вина, мяса, рыбы, овощей

При анализе условий договора 907 г., как они изложены русской и греческой сторонами, нельзя не обратить внимание на то, что «русские» пункты договора в основном содержат требования общеполитического порядка: о мире, контрибуции, дани, посольском и торговом статусе для русских в Византии. «Греческие» же условия касаются главным образом порядка пребывания русских купцов на территории империи, который ставил их под контроль императорской администрации. Оговоренными условиями греки как бы вводят русскую торговую стихию в Византии в русло строгой законности, традиционных устоев, и дело здесь не только в том, что греческие власти боялись конфликтов, которые могли вызвать руссы в империи.

Смотрите так же:  МилРу пенсия

Историческое значение договора 907 г.

Прежде всего несколько замечаний по поводу того, что из договора 911 г. были изъяты все те фрагменты, которые отразились в договоре 907 г. и которых нет в договоре 911г. Этот главный аргумент некоторых историков в пользу недостоверности договора 907 г., на наш взгляд, несостоятелен.

Договор 911 г. отразил центральную идею «мира и дружбы», которая лежит в основе и договора 907 г. В 907 г. «по-чаша греци мира просити, дабы не воевал. Грецкые земли». «Миръ сотвориста», «утвердиша миръ», – говорится и в заключении текста о ходе переговоров в 907 г. В 911 г. эта идея была повторена: «удержание» и «извещение» бывшей «любви» декларируются в преамбуле договора 911 г. «Суть, яко понеже мы ся имали о божьи вере и о любви, главы таковыа», – читаем в тексте, идущим за преамбулой. Это означает, что весь последующий текст договора 911 г. его авторы рассматривают сквозь призму «мира и любви».

В договоре 911 г. нашла отражение и другая кардинальная идея договора 907 г. – о регламентации поведения руссов в Византии. В договоре 907 г. говорится о том, что руссы не должны творить «пакости в селех». Договор 911 г. эту идею развивает и конкретизирует в разделе «Аже ся ключит проказа, урядимъ ся сице», т.е. если случится какое-либо злодеяние, то стороны договорятся по этому поводу следующим образом, а далее идет серия конкретных статей относительно возможных «проказ». В договоре 907 г. эта идея носит общеполитический характер, а в договоре 911 г. она получает конкретное развитие, хотя исходная точка и в том и в другом случае одинакова.

Об общности двух договоров говорит и заключительная часть договора 911 г. Здесь трижды проводится узловая идея «мира и любви», лежавшая в основе договоров как 907 г., так и 911 г. Об этом свидетельствуют и слова об утверждении «бывшего мира», и клятва не преступить «устав-леных главъ мира и любви» и утвердить «бывающаго мира». Конечно, можно предположить, что во всех этих случаях договор 911 г. лишь содержал те прокламации «мира и любви», которые в дальнейшем летописец вынес «за скобки» и на основании которых создал свою версию договора 907 г. Однако версия «мира и любви» в договоре 907 г. имеет свою закономерность: она тесно связана с решением других общегосударственных вопросов – с обязанностью Византии выплачивать дань руссам, с вопросом о посольских и купеческих обменах. В договоре же 911 г. эта идея связана с конкретными статьями.

Не выдерживает критики и точка зрения, что судьбу договора 907 г. определил поход 911 г. Судьбу договора 907 г. определил в действительности поход ему предшествовавший. Договор 907 г. политически вырос из событий, разыгравшихся под стенами Константинополя. Он – детище успехов русского оружия. О походе же 911 г. в источниках вообще нет никаких сведений.

Не можем мы согласиться с теми, кто определял договор 907 г. как прелиминарный мир. Во-первых, ему самому предшествовала предварительная договоренность под стенами Константинополя о прекращении военных действий и отходе русской рати от города, что указывает на его вполне самостоятельный характер. Во-вторых, и это главное, содержание договора 907 г. говорит отнюдь не о прелиминарном соглашении, а о развернутом, самостоятельном, законченном политическом документе.

Трудно квалифицировать договор и лишь как торговое соглашение. Конечно, и договор 907 г., и последующие соглашения Руси с греками содержали статьи, регулировавшие торговые отношения двух стран. Но сами эти статьи не имели чисто торгового характера, и договор 907 г. ясно это показывает.

Очевидно, что после событий 907–911 гг. Русь вошла в союзные отношения с Византией, которые продолжались вплоть до конфликта между этими государствами где-то в середине 30-х годов X в.

Русско-византийский договор 912 г.

Его общеполитическая часть повторяла положения договоров 860 г. и 907 г. В отличие от предыдущих договоров, где его содержание доводилось до сведения как «императорское пожалование» русскому князю, теперь это был равноправный договор по всей форме между двумя равными участниками переговорного процесса. Первая статья говорила о способах рассмотрения различных злодеяний и мерах наказания за них. Вторая — об ответственности за убийство. Третья — об ответственности за умышленные побои. Четвертая — об ответственности за воровство и о соответствующих за это наказаниях. Пятая — об ответственности за грабежи. Шестая — о порядке помощи купцам обеих стран во время их плавания с товарами. Седьмая — о порядке выкупа пленных. Восьмая — о союзной помощи грекам со стороны Руси и о порядке службы русов в императорской армии. Девятая — о практике выкупа любых других пленников. Десятая — о порядке возвращения бежавшей или похищенной челяди. Одиннадцатая — о практике Наследования имущества умерших в Византии русов. Двенадцатая — о порядке русской торговли в Византии. Тринадцатая — об ответственности за взятый долг и о наказании за неуплату долга.

В Повести временных лет об этом договоре сказано:

В год 6420 (912). Послал Олег мужей своих заключить мир и установить договор между греками и русскими, говоря так: «Список с договора, заключенного при тех же царях Льве и Александре. Мы от рода русского — Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид — посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его, — светлых и великих князей, и его великих бояр, к вам, Льву, Александру и Константину, великим в Боге самодержцам, царям греческим, для укрепления и для удостоверения многолетней дружбы, бывшей между христианами и русскими, по желанию наших великих князей и по повелению, от всех находящихся под рукою его русских. Наша светлость, превыше всего желая в Боге укрепить и удостоверить дружбу, существовавшую постоянно между христианами и русскими, рассудили по справедливости, не только на словах, но и на письме, и клятвою твердою, клянясь оружием своим, утвердить такую дружбу и удостоверить ее по вере и по закону нашему.
Таковы суть главы договора, относительно которых мы себя обязали по Божьей вере и дружбе. Первыми словами нашего договора помиримся с вами, греки, и станем любить друг друга от всей души и по всей доброй воле, и не дадим произойти, поскольку это в нашей власти, никакому обману или преступлению от сущих под рукою наших светлых князей; но постараемся, насколько в силах наших, сохранить с вами, греки, в будущие годы и навсегда непревратную и неизменную дружбу, изъявлением и преданием письму с закреплением, клятвой удостоверяемую. Так же и вы, греки, соблюдайте такую же непоколебимую и неизменную дружбу к князьям нашим светлым русским и ко всем, кто находится под рукою нашего светлого князя всегда и во все годы.
А о главах, касающихся возможных злодеяний, договоримся так: те злодеяния, которые будут явно удостоверены, пусть считаются бесспорно совершившимися; а каким не станут верить, пусть клянется та сторона, которая домогается, чтобы злодеянию этому не верили; и когда поклянется сторона та, пусть будет такое наказание, каким окажется преступление.
Об этом: если кто убьет, — русский христианина или христианин русского, — да умрет на месте убийства. Если же убийца убежит, а окажется имущим, то ту часть его имущества, которую полагается по закону, пусть возьмет родственник убитого, но и жена убийцы пусть сохранит то, что полагается ей по закону. Если же окажется неимущим бежавший убийца, то пусть останется под судом, пока не разыщется, а тогда да умрет.
Если ударит кто мечом или будет бить каким-либо другим орудием, то за тот удар или битье пусть даст 5 литр серебра по закону русскому; если же совершивший этот проступок неимущий, то пусть даст сколько может, так, что пусть снимет с себя и те самые одежды, в которых ходит, а об оставшейся неуплаченной сумме пусть клянется по своей вере, что никто не может помочь ему, и пусть не взыскивается с него этот остаток.
Об этом: если украдет что русский у христианина или, напротив, христианин у русского, и пойман будет вор пострадавшим в то самое время, когда совершает кражу, либо если приготовится вор красть и будет убит, то не взыщется смерть его ни от христиан, ни от русских; но пусть пострадавший возьмет то свое, что потерял. Если же добровольно отдастся вор, то пусть будет взят тем, у кого он украл, и пусть будет связан, и отдаст то, что украл, в тройном размере.
Об этом: если кто из христиан или из русских посредством побоев покусится (на грабеж) и явно силою возьмет что-либо, принадлежащее другому, то пусть вернет в тройном размере.
Если выкинута будет ладья сильным ветром на чужую землю и будет там кто-нибудь из нас, русских, и поможет сохранить ладью с грузом ее и отправить вновь в Греческую землю, то проводим ее через всякое опасное место, пока не придет в место безопасное; если же ладья эта бурей или на мель сев задержана и не может возвратиться в свои места, то поможем гребцам той ладьи мы, русские, и проводим их с товарами их поздорову. Если же случится около Греческой земли такая же беда с русской ладьей, то проводим ее в Русскую землю и пусть продают товары той ладьи, так что если можно что продать из той ладьи, то пусть вынесем (на греческий берег) мы, русские. И когда приходим (мы, русские) в Греческую землю для торговли или посольством к вашему царю, то (мы, греки) пропустим с честью проданные товары их ладьи. Если же случится кому-либо из нас, русских, прибывших с ладьею, быть убиту или что-нибудь будет взято из ладьи, то пусть будут виновники присуждены к вышесказанному наказанию. Об этих: если пленник той или иной стороны насильно удерживается русскими или греками, будучи продан в их страну, и если, действительно, окажется русский или грек, то пусть выкупят и возвратят выкупленное лицо в его страну и возьмут цену его купившие, или пусть будет предложена за него цена, полагающаяся за челядина. Также, если и на войне взят будет он теми греками, — все равно пусть возвратится он в свою страну и отдана будет за него обычная цена его, как уже сказано выше.
Если же будет набор в войско и эти (русские) захотят почтить вашего царя, и сколько бы ни пришло их в какое время, и захотят остаться у вашего царя по своей воле, то пусть так будет.
Еще о русских, о пленниках. Явившиеся из какой-либо страны (пленные христиане) на Русь и продаваемые (русскими) назад в Грецию или пленные христиане, приведенные на Русь из какой-либо страны, — все эти должны продаваться по 20 златников и возвращаться в Греческую землю.
Об этом: если украден будет челядин русский, либо убежит, либо насильно будет продан и жаловаться станут русские, пусть докажут это о своем челядине и возьмут его на Русь, но и купцы, если потеряют челядина и обжалуют, пусть требуют судом и, когда найдут, — возьмут его. Если же кто-либо не позволит произвести дознание, — тем самым не будет признан правым.
И о русских, служащих в Греческой земле у греческого царя. Если кто умрет, не распорядившись своим имуществом, а своих (в Греции) у него не будет, то пусть возвратится имущество его на Русь ближайшим младшим родственникам. Если же сделает завещание, то возьмет завещанное ему тот, кому написал наследовать его имущество, и да наследует его.
О русских торгующих. О различных людях, ходящих в Греческую землю и остающихся в долгу. Если злодей не возвратится на Русь, то пусть жалуются русские греческому царству, и будет он схвачен и возвращен насильно на Русь. То же самое пусть сделают и русские грекам, если случится такое же.
В знак крепости и неизменности, которая должна быть между вами, христианами, и русскими, мирный договор этот сотворили мы Ивановым написанием на двух хартиях — Царя вашего и своею рукою, — скрепили его клятвою предлежащим честным крестом и святою единосущною Троицею единого истинного Бога вашего и дали нашим послам. Мы же клялись царю вашему, поставленному от Бога, как божественное создание, по вере и по обычаю нашим, не нарушать нам и никому из страны нашей ни одной из установленных глав мирного договора и дружбы. И это написание дали царям вашим на утверждение, чтобы договор этот стал основой утверждения и удостоверения существующего между нами мира. Месяца сентября 2, индикта 15, в год от сотворения мира 6420″.
Царь же Леон почтил русских послов дарами — золотом, и шелками, и драгоценными тканями — и приставил к ним своих мужей показать им церковную красоту, золотые палаты и хранящиеся в них богатства: множество золота, паволоки, драгоценные камни и страсти Господни — венец, гвозди, багряницу и мощи святых, уча их вере своей и показывая им истинную веру. И так отпустил их в свою землю с великою честью. Послы же, посланные Олегом, вернулись к нему и поведали ему все речи обоих царей, как заключили мир и договор положили между Греческою землею и Русскою и установили не преступать клятвы — ни грекам, ни руси.

Смотрите так же:  Общая характеристика транспортный налог

Министерство иностранных дел Российской Федерации

В середине IX в. на территории Восточной Европы сложилось новое славянское государство, вошедшее в историю под названием Русь. Вокруг стержня важного торгового пути «из варяг в греки» объединились восточнославянские племенные союзы, возникли и заняли доминирующее положение крупные города Новгород и Киев. С самого начала своего существования Русь имела обширные внешнеполитические связи с соседними народами. Княжеская власть, скрепившая новое государство, активно использовала разнообразные дипломатические приемы, международный опыт, опираясь при этом на традиции и устои восточнославянских племен. Постепенно руссы осваивали процедуру заключения устных соглашений о прекращении военных действий, утвердилась процедура обмена пленными. Развивая внешнеполитические связи, они вступили в контакт не только с окружающими племенами тюркского и угро-финского происхождения, но и с Византийской империей, хазарами, германцами, франками и даже с далеким Арабским халифатом. Начальным событием в истории древнерусской дипломатии принято считать заключение руссами первого известного нам договора «мира и любви» после удачного похода на Византию в 860 г., рассказала кандидат исторических наук Людмила Трофимова.

Это был стереотипный договор такого рода, который довольно часто заключался с окружающими Византийскую империю народами. Некоторые исследователи считают, что одной из статей договора (кроме обычных в таких случаях положений о перемирии и торговых отношениях) могло стать положение о принятии Русью христианской веры. Есть и мнение о том, что такое крещение южной Руси состоялось именно в 60-е гг. IX в. Однако подтвердить или опровергнуть такое предположение невозможно из-за отсутствия источников, считает Людмила Трофимова.

Исходя из геополитических последствий договора, можно предполагать, что в нем были зафиксированы следующие положения:
1) Оформленные межгосударственные отношения Руси и Византии означали международное признание Руси.
2) Стороны устанавливали добрососедские отношения («мира и любви»).
3) На Русь допускались христианские миссионеры-проповедники.
4) Византия обязывалась ежегодно уплачивать дань Руси за ее воздержание от войн.
5) Русь обязывалась доставлять военную помощь Византии в случае необходимости.

И тем не менее это соглашение является своеобразным дипломатическим признанием древней Руси. По словам кандидата исторических наук Людмилы Трофимовой, оно связано с так называемым «Аскольдовым крещением», когда незначительная часть руссов попала под влияние христианства.

Договор был расторгнут, по-видимому, в 882 г., после военного переворота в Киеве и последующего обострения русско-византийских отношений, приведших к победоносному походу князя Олега на Царьград в 907 г. Русь переняла опыт заключения подобных договоров и уже в конце IX в. заключила ряд соглашений «мира и любви» с уграми и скандинавами. Дружественные отношения сложились с Болгарским царством.
С княжением Олега связано значительное усиление древнерусского государства. Продолжалось объединение восточнославянских племен вокруг пути «из варяг в греки». Под влияние Киева попали древляне, были освобождены от хазарской дани северяне и радимичи. Успешна была война с племенем сулян. В 907 г. объединенное войско славян напало на Царьград. Применив военную хитрость, Олег вынудил византийцев сдаться, рассказала Людмила Трофимова.

Смотрите так же:  Как правильно составлять приказ образец

Соглашение о перемирии 907 г., начинавшееся словами: «Да умиримся с вами, греки!», помимо традиционного устного договора о «мире и любви» уже включало в себя ряд торговых и посольских договоров. Клятвенный договор был дополнен и письменным соглашением. Окончательно закрепилась традиция особой клятвы — роты. Считается, что рота — не просто клятва, присяга, а нечто, отражающее представления славян о справедливости. Если византийцы клялись крестом, то руссы — оружием пред кумирами своих богов — Перуна и Велеса. «Царь же Леонъ со Олександромъ миръ сотвориста с Олгом имешися по дань и ротъ заходивше межи собою цъеловаше сами крестъ а Олга водтвше на роту и мужи его по Рускому закону кляшася оружьемъ своим и Перуном богомъ своим и Волосомъ скотьемъ богомъ и утвердиша миръ», — читаем мы в «Повести временных лет».

Согласно договору, отмечает Василий Осипович Ключевский, князь Олег потребовал «укладов» на русские города Киев, Чернигов, Переяславль, Полоцк, Ростов, Любеч и другие города, «по тем бо городом седяху велиции князи, под Олгом суще».

Полномасштабный мирный договор был подписан в 911 г. и показал качественный скачок развития русской дипломатии. Фактически этот договор является международным признанием Киевского государства, а князя Игоря наряду с Олегом можно смело назвать первыми русскими дипломатами, считает кандидат исторических наук Дмитрий Лисейцев.

Помимо подтверждения мирных соглашений 907 г. в договор был включен также «ряд» — конкретные статьи, касающиеся отдельных аспектов русско-византийских отношений. В частности, был подписан военный союз, регламентировался порядок выплаты Византией дани. Подписанию договора предшествовали встречи представителей Руси и Византии. Греческую сторону возглавил сам император Лев VI.

Состав делегации руссов отразил тогдашнее государственное устройство Руси: послы выступали от имени великого князя, светлого боярства и всего русского народа. Договор впервые был зафиксирован в грамотах, написанных на греческом и русском языках. Сам порядок принятия договора свидетельствует о том, что Русь умело использовала опыт предыдущих веков как русской, так и зарубежной дипломатии.

Николай Михайлович Карамзин писал: «В знак победы Герой повесил щит свой на вратах Константинополя и возвратился в Киев, где народ, удивленный его славою и богатствами, им привезенными: золотом, тканями, разными драгоценностями искусства и естественными произведениями благословенного климата Греции, единогласно назвал Олега вещим. Договор представляет нам Россиян уже не дикими варварами, но людьми, которые знают святость чести и народных торжественных условий; имеют свои законы, утверждающие безопасность, личную собственность, право наследия, силу завещаний; имеют торговлю внутреннюю и внешнюю».

Во время похода русских дружин на Восток в 912-913 гг. были достигнуты соглашения с печенегами и Хазарским каганатом о проходе русского войска по Волге на Каспий.

В 30-х годах X в. Византия, на время разделавшись с внутренними противниками, почувствовала свою мощь и пошла на нарушение договора 911 г. Выплата дани была прекращена, что привело к войне 941-44 гг. Первый поход князя Игоря на Царьград окончился катастрофой русского войска — большая часть ладей была испепелена греческим огнем. Игорь вернулся на Русь и долгое время собирал новое войско. Были заключены союзы с печенегами и мальдярами, наняты новые скандинавские дружины. Таким образом, князь Игорь попытался создать антивизантийскую коалицию. Его не поддержали только болгары, попавшие под влияние империи.
После длительной подготовки огромное русско-скандинаво-печенежское войско сушей и морем двинулось на Византию. Опасаясь угрозы повторения нашествия Олеговых ратей, византийцы предложили мир, с контрибуцией и восстановлением выплаты ежегодной дани Руси, отмечает Дмитрий Лисейцев.

После похода начался новый цикл русско-византийских переговоров, окончившийся подписанием договора 944 г. Состав русского посольства был значительно расширен, впервые возникла идея общерусского посольства за рубежом. Новый договор включил в себя основные положения предыдущих, однако сама процедура подписания значительно усложнилась. По сути, договор 944 г. — вершина древнерусской дипломатии. Николай Михайлович Карамзин писал: «Русские послы и гости во все время своего пребывания в Константинополе пользовались от местного правительства даровым кормом и даровой баней — знак, что на эти торговые поездки Руси в Константинополе смотрели не как на частные промышленные предприятия, а как на торговые посольства союзного киевского двора».

Неудовлетворенные результатом похода 944 года, многие русские и скандинавские воины устремились на Каспий. Начался Восточный поход русско-скандинавского войска под руководством Свенельда. В ходе него удалось на некоторое время закрепиться на южных берегах Каспийского моря. Руссы вступили в дипломатические отношения с арабскими государствами и местным населением, что позволило им некоторое время удерживать занятые территории.

С середины X в. прочные контакты установились не только с восточными, но и с западными народами, говорит кандидат исторических наук Дмитрий Лисейцев.

В период правления Ольги Русь добилась некоторых внешнеполитических успехов. Русское посольство во главе с княгиней побывало в Византии и провело там переговоры по широкому кругу вопросов. В частности, по словам Д. Лисейцева, были достигнуты соглашения о титулатуре русских князей.

До посольства Ольги в официальных документах правители Руси удостаивались титула «светлость», что соответствовало невысокому, по тем временам, месту в иерархической лестнице.

К 60-м годам X в. сложились предпосылки выхода Руси на широкую мировую арену. К тому времени Киевская Русь стала одним из крупнейших государств Европы.

С комментариями историков, кандидатов исторических наук Людмилы Трофимовой и Дмитрия Лисейцева можно ознакомиться в аудиофайле.

07.09.911: договор «мира и любви» между Русью и Византийской Империей

Русскому посольству в Византию и заключению договора 911г. предшествовал удачный поход князя Олега на Константинополь, в результате которого русы «повесиша щиты своя въ вратехъ» Царьграда, захватили богатую добычу и возложили на Византию постоянную дань.

Согласно Повести временных лет, в 911г. Олег отправил посольство «отъ рода Рускаго» к «царям греческим» Льву и Александру для удостоверения и укрепления дружбы между Русью и Византией. В результате переговоров был заключен двусторонний договор по всей форме. Текст соглашения содержал положения о рассмотрении различных злодеяний, ответственности за убийство, побои, воровство, долги и их неуплату, о взаимопомощи при происшествиях во время морских походов; договор регулировал вопросы возвращения бежавшей и похищенной челяди, выкупа и передачи пленных, службы русов в византийской армии, наследования имущества погибших в Византии русов. Соглашение также устанавливало порядок русской торговли в Византии. (См. летописную запись о событии)

Таким образом, в 911г. между Русью и Византийской Империей был заключен равноправный двусторонний письменный договор по древней международной форме «мира и любви», урегулировавший все основные вопросы межгосударственных отношений того времени.

Другие публикации:

  • Кодекс профессиональной этики адвоката в рф Кодекс профессиональной этики адвоката (принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) (с изменениями и дополнениями, утвержденными шестым Всероссийским съездом адвокатов 22 апреля 2013 г.) (с изменениями и дополнениями) Информация об […]
  • Законы рф для печати Какие печати использовать для аттестатов? Ранее, в статье "Муниципальная школа. Новые правила с 1 сентября 2013 года", опубликованной на нашем сайте, мы уже давали свои комментарии по этому поводу. Вернемся к проблеме еще раз. Федеральный закон от 29 декабря […]
  • Как оформить человека в интернат Сайт о проблеме деменции для пациентов и их родственников Документы для оформления в психоневрологический интернат В психоневрологический интернат принимаются граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды I и II групп старше 18 лет, имеющие […]
  • Трусовский мировой суд Трусовский мировой суд Для оказания помощи маломобильным группам населения на входе в здание суда установлена кнопка вызова специалиста. Также Вы можете воспользоваться следующими телефонами:(8512) 56-03-45, 56-02-52 Ответственный: Администратор суда […]
  • Пенсия инвалида с детства в 2012 Активные обсуждения форума Новые пользователи Наталья@Оксана Татьяна ольга елена Пенсии для инвалидов в 2012 году Пенсии для инвалидов в 2012 году Право на получение социальной пенсии по инвалидности имеют следующие категории нетрудоспособных […]
  • Какой стаж берется для расчета пенсии За какие года должны брать зарплату при начислении пенсии в 2017 году? Я выхожу на пенсию в апреле 2017 года (55 лет). Почему для расчета пенсии мне берут заработную плату за 2002 год, а не за 2015-2016гг. Вопрос относится к городу Санкт-Петербург С […]

Вам также может понравиться

Авторские права © 2019 Zealint.ru. Все права защищены.
Тема: VT Blogging от VolThemes. Работает на WordPress.