Дидактические требования к уроку

Дидактические требования к уроку

Дидактические требования к современному уроку

  • Четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
  • Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность;
  • Сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • Реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • Создание условий успешного учения учащихся.

    Этапы комбинированного урока

  • Организация начала урока
  • Проверка выполнения домашнего задания
  • Всесторонняя проверка знаний
  • Подготовка к усвоению нового учебного материала.
  • Усвоение новых знаний.
  • Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
  • Закрепление новых знаний.
  • Подведение итогов урока.
  • Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

    Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы

  • Организация начала урока
  • Подготовка к активному усвоению нового учебного материала
  • Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении

    В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока

    Дидактические требования к современному уроку

    — четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

    Определение места в общей системе уроков;

    — определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

    — прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

    — выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

    — реализация на уроке всех дидактических принципов;

    — создание условий успешного учения учащихся.

    Основные типы уроков:

    1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

    2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

    3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

    4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

    5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

    Структурные элементы учебного занятия

    ЭТАПЫ. Дидактические задачи. Показатели реального результата решения задачи

    1. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

    2. Проверка выполнения домашнего задания. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

    3. Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

    4. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

    5. Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

    6. Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

    7. Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

    8. Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

    9. Подведение итогов занятий. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

    10. Рефлексия. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

    11. Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

    Этапы комбинированного урока:

    Организация начала урока

    Проверка выполнения домашнего задания

    Всесторонняя проверка знаний

    Подготовка к усвоению нового учебного материала.

    Усвоение новых знаний.

    Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

    Закрепление новых знаний.

    Подведение итогов урока.

    Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

    Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:

    Организация начала урока

    Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.

    Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

    Дидактические требования к современному уроку

    Дидактические требования к современному уроку:

    четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

    определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

    прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

    выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

    реализация на уроке всех дидактических принципов;

    создание условий успешного учения учащихся.

    Психологические требования к уроку:

    Психологическая цель урока:

    Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

    Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

    Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

    Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

    соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

    определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

    планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

    выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

    учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

    соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

    Особенности самоорганизации учителя:

    подготовленность к уроку и главное — осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;

    рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

    педагогический такт (случаи проявления);

    психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

    Требования к организации познавательной деятельности учащихся:

    1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

    планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

    использование установок в форме убеждения, внушения;

    планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

    использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

    2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

    определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов);

    опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

    планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся;

    руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

    использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

    3. Закрепление результатов работы:

    формирование навыков путем упражнений;

    обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

    4. Организованность учащихся:

    Отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;

    Возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

    5. Учет возрастных особенностей учащихся:

    Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

    Проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

    Дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

    Гигиенические требования к уроку:

    Физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

    Предупреждение утомления и переутомления;

    Чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

    Своевременное и качественное проведение физкультминуток;

    Соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

    Соответствие классной мебели росту школьника.

    Требования к технике проведения урока:

    Урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

    Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

    Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

    Доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

    По возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

    Обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

    Учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.

    Малеев В.В. Общая методика преподавания информатики

    Доклад «Дидактические требования к современному уроку!»

    «Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком»
    С.И. Гессен

    Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. (слайд 1-7)

    Классный менеджмент — управление учебно-познавательным процессом, поведением, дисциплинированностью и процессом социализации, осуществляемый учителем в классе.

    Личностно-ориентированное образование — педагогический процесс, создающий условия для проявления личностных функций учащегося: мотивации, выбора, смыслотворчества, самореализации, рефлексии и т.д.

    Обучение — целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека.

    Оптимизация педагогического процесса — логическая последовательность действий учителя для избранного сценария учебно-воспитательного процесса.

    Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). (слайд 8,9)

    «С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков», — так оценил урок выдающийся отечественный педагог-ученый Ю.А. Конаржевский

    Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными.

    Один урок сменяется другим, незавершенность повторяется, а неудовлетворенность результатами работы учителя и учащихся накапливается. Все это вызывает негативное отношение учеников к уроку в частности к школе в целом, а у учителя – к педагогической деятельности.

    Но бывает и по-другому. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это? Надо, чтобы учитель проектировал урок. (слайд 10-16)

    Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него.

    Достоинство урока определяется качеством подготовки к нему учителя. Подготовка – это не что иное, как разработка урока, его моделирование или проектирование, оформленного в поурочный план. Поурочный план – это не только рациональная конструкция урока, но и программа деятельности, продукт творчества учителя, отражение его педагогического почерка, важнейший элемент культуры, средства экономии времени и сил.

    Проект –это прообраз предполагаемого результата, попытка заглянуть в будущее.Урок никогда не будет носить целостного системного характера, если отсутствует основательная подготовка к нему. Учитель сегодня не является единственным источником информации и его роль на уроке состоит в том, чтобы организовать работу учащихся с информацией, полученной ими из множества других источников, а это требует тщательного продумывания процесса обучения. Жарова Л.В. в своей книге «Учись самостоятельности» акцентирует внимание учителя на планирование не только своей деятельности на уроке, но прежде всего деятельности учащихся и предлагает привлекать их самих к разработке плана следующего урока, реальные штрихи которого можно наметить в конце предыдущего. Тем самым, учитель постепенно может приобщить учащихся к планированию в целом своей деятельности на уроке, и в частности к выполнению отдельных видов заданий или своего ответа. Ученик на практике приобретает одно из важнейших умений – умение планировать. Совместное проектирование урока, взаимодействие, диалог, партнерство – это уже черты современного урока. Можно подумать, что проектирование поурочного плана по одной и той же технологии приведет к однотипности уроков. Этого не случиться никогда. Индивидуальность учителя, разный уровень компетентности, творчества, различные предметы, разнообразная тематика уроков, возрастные особенности учащихся, степень педагогических и ученических умений не позволит сделать уроки одинаковыми.

    Смотрите так же:  Статья 290 п5 ук

    Успех урока определяется не только качеством планирования, не только тем, насколько эмоционально будет рассказывать или объяснять учитель, а прежде всего уровнем общения учителя с учениками, организацией взаимодействия учащихся друг с другом, характером их деятельности, а интересом к теме урока. И действия учителя на уроке не должны быть связаны обязательством выполнения собственного плана. По ходу урока не исключена любая импровизация. Но хорошая импровизация возможна только при условии заранее продуманного урока.

    Цель урока – это заранее запрограммированный результат, который должен быть достигнут учителем и учащимся в конце урока.

    Триединая цель урока – это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: учебно-образовательный, воспитательный и развивающий.

    Учебно-образовательный аспект определяет какие предполагаются приращения в знаниях.

    • формирование новых знаний; усвоение новых знаний (усвоить, значит, понять, запомнить, применить);
    • обеспечение усвоения (углубления, расширение) наиболее существенных элементов знаний, определений, правил, формул, формулировок, теорий и их доказательств.
    • формирование общеучебных умений и навыков: планировать учебную работу, работать с учебником (пользоваться оглавлением, находить в учебнике нужный текст, разбивать его на смысловые части, самостоятельно изучать новый материал), работать с таблицами, справочной литературой, самостоятельно проверять правильность выполнения упражнений, усвоение материала.
    • формирование навыков (точных, безошибочно выполняемых действий, доведенных в силу многократного повторения до автоматизма);
    • формирование умений (сочетания знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности);
    • контролирование степени усвоения знаний, умений, навыков.

    Развивающий аспект какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся:

    1) Развитие речи: обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции ( новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи ( экспрессивность, выразительность);овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

    2) Развитие мышления:

    • умение выделить объекты сравнения;
    • находить параметры и признаки сравнения;
    • умение соотносить, сопоставлять, противопоставлять, находить сходства и различия;
    • умение анализировать;
    • умение строить аналогии;
    • обобщать;
    • систематизировать;
    • объяснять понятия;
    • ставить и решать проблему.

    3) Развитие сенсорной сферы — развитие глазомера, ориентировки в пространстве, и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.

    4) Развитие двигательной сферы — овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движений и т.п.

    5) Формировать интерес к предмету, связывая изучение творческого материала с историей развития науки, эмоции, волю.

    Воспитывающий аспект — какие качества личности будут формироваться.

    • Формирование мировоззренческого понимания науки как объективной реальности;
    • Формирование представления о познаваемости мира, роль практики как критерия истинности познания; методы научного познания (наблюдение, исследования, эксперимента, выдвижения гипотез), методологические понятия (объяснения, обоснования, доказательства, аксиомы, истины, теоремы).
    • Формирование диалектико-материалистического понимания развития природы и общества: понимания причин развития знаний, потребностей практики, противоречий в науке. Условий приемлемости правил, формул, свойств, отражений причинно-следственных связей.
    • Воспитание понимания роли труда и научных знаний в жизни общества, активность, настойчивость, самостоятельность в изучении предметов, познавательную потребность, увлеченность предметами, творческий подход к решению задач и выбору профессии.
    • Воспитание нравственности, чувства патриотизма, чувства долга, ответственность, сознательную дисциплину и культуру поведения, коммуникабельность. Эстетическое воспитание.

    Дидактические требования к современному уроку

    Психологические требования к уроку

    К ним относятся:

    • учет возрастных особенностей;
    • учет психологических особенностей (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы).

    Гигиенические требования к уроку

    • температурный режим;
    • освещенность;
    • критические точки усвояемости.

    Дидактические требования к уроку

    Дидактические требования к уроку

    четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

    определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

    прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

    выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

    реализация на уроке всех дидактических принципов;

    создание условий успешного учения учащихся.

    Психологические требования к уроку:

    Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

    Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

    Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

    Типология уроков

    1. Урок закрепления знаний

    Логика процесса закрепления знаний:

    1. Актуализация опорных знаний и их коррекция.

    2. Определение границ (возможностей) применения этих знаний. [Что с их помощью можно определить? Где определить?].

    Пробное применение знаний.

    Упражнение по образцу с целью безошибочного применения знаний.

    Упражнения с переносом знаний в новые условия.

    1. Урок комплексного применения знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся

    Логика процесса комплексного применения ЗУН:

    1. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.

    Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

    Усвоение образца комплексного применения ЗУН.

    Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.

    Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.

    1. Урок проверки и коррекции ЗУН учащихся

    1. Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.

    2. Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.

    3. Уровень готовности к творческому применению знаний.

    Требования к плану урока

    Эффективность проведения урока зависит от тщательно продуманного плана урока.

    План урока обычно содержит:

    Дату проведения, № урока в теме.

    Изучение нового материала, закрепления, повторительно-обобщающий, урок учета и контроля знаний. Урок развития практических умений и навыков, комбинированный и т.д.

    5. План проведения урока (структура).

    Основные этапы урока, последовательность форм и видов работы на уроке, ориентировочное время, отводимое на каждый этап (хронометраж).

    6. Оборудование урока.

    Оснащение наглядными пособиями, магнитофоном, видеопроигрывателем и т.п.

    7. Краткие указания по содержанию урока Ведущие идеи, основные положения, которые должны быть раскрыты на уроке, опорные конспекты.

    8. Краткие указания о методах и приемах изложения материала и видах самостоятельной работы учащихся.

    9. Контроль знаний учащихся.

    Индивидуальный (устный и письменный) — работа по карточкам, индивидуальный опрос.

    Групповой — работа в парах и группах при выполнении различных заданий.

    Тематический контроль — проведение контрольных и самостоятельных работ по пройденным темам.

    10. Домашнее задание.

    Домашнее задание дается с указанием что и как выполнять, с дополнительным заданием творческого характера для желающих (домашнее задание допустимо оговаривать в любом месте урока, согласно уместности и целесообразности).

    11. Этап подведения итогов предполагает:

    Краткие выводы о проделанной работе, оценки учеников, краткая перспектива на следующий урок.

    В конспекте урока дополнительно к тому, что содержится в плане урока, дается подробное описание хода урока, включающее:

    способ проверки домашнего задания (какие вопросы будут поставлены перед учащимися),

    способ постановки темы урока с указанием вопросов, которые подводили бы учащихся к формулировке и осознанию основной задачи урока и помогли её обосновать,

    каким образом учащиеся будут подведены к выводам,

    какие упражнения (практические задания) будут предложены учащимся с целью закрепления изученного материала и выработки у них умений и навыков,

    какая индивидуальная работа будет проведена с сильными и слабоуспевающими учащимися, как при этом будет использован дидактический материал,

    какое будет предложено домашнее задание, какие будут даны рекомендации по его выполнению, как оно будет проверяться на следующем уроке.

    Дидактические требования к современному уроку.

    Столичный учебный центр
    г. Москва

    Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

    Урок – клеточка педагогического процесса.

    В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.

    Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.

    Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

    Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

    В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:

    уроки изучения нового учебного материала (1-й тип);

    уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока);

    уроки обобщения и систематизации (3-й тип),

    комбинированные уроки (4-й тип);

    уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).

    Нетрадиционные формы урока:

    круглый стол или конференция;

    исполнение сказочного сюжета;

    урок открытых мыслей;

    игра «Следствие ведут знатоки»;

    моделирование мышления учащихся;

    ролевая деловая игра;

    игра «Волшебный конверт»;

    межпредметный интегрированный урок;

    Структура урока — это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

    Урок изучения нового материала:
    • первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
    • указание на то, что учащиеся должны запомнить;
    • мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
    • сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
    • первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
    • контроль результатов первичного запоминания;
    • регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
    • внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
    • частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
    Структура уроков совершенствования знаний, умений и навыков:

    Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков:
    • сообщение учащимся цели предстоящей работы;
    • воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
    • выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
    • проверка выполненных работ;
    • обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
    • задание на дом (если это необходимо).

    Урок формирования умений и навыков:
    • постановка цели урока;
    • повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
    • проведение проверочных упражнений;
    • ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
    • упражнения на их освоение;
    • упражнения на их закрепление;
    • тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
    • упражнения на перенос в сходную ситуацию;
    • упражнения творческого характера;
    • итог урока;
    • задание на дом.

    Урок применения знаний, умений и навыков:
    • организация начала урока (психологический настрой учащихся);
    • сообщение темы урока и его задач;
    • изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
    • формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях — по аналогии;
    • упражнения в применении знаний и умений а измененных условиях;
    • творческое применение знаний и умений;
    • упражнение по отработке навыков;
    • домашнее задание;
    • итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
    Структура уроков обобщения и систематизации знаний:

    Урок повторения:
    • организация начала урока;
    • постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
    • проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знании, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
    • подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
    • задание на дом.

    Повторительно-обобщающий урок:
    • организационный момент;
    • вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
    • выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;
    • проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
    • формулирование выводов по изученному материалу;
    • оценка результатов урока;
    • подведение итогов;
    • задание на дом (не всегда).

    Урок контроля и коррекции:
    • организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
    • постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;
    • изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;
    • подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
    • определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

    Смотрите так же:  Пособия по теории и практики конкуренции

    Комбинированный урок (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):
    • организация начала урока;
    • проверка домашнего задания, постановка цели урока;
    • подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
    • изучение нового материала, в том числе и объяснение;
    • закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
    • обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
    • подведение итогов и результатов урока;
    • задание на дом;
    • подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

    Cтруктурные элементы урока

    1.Организационный этап
    1. Дидактическая задача этапа . Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока
    2. Содержание этапа. Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.
    3. Условия достижения положительных результатов Требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.
    4. Показатели выполнения дидактической задачи урока Кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.
    5. Требования к реализации дидактической задачи урока. Кратковременная организация процесса; требовательность, сдержанность преподавателя; ярко выраженная волевая направленность деятельности; стимуляция деятельности учащихся, ее целенаправленность.
    6. Способы активизации на уроке. Запись на доске цели урока. Сообщение ассистентов, консультантов о готовности класса к работе.
    7. Ошибки, допускаемые при реализации. Нет единства требований к учащимся; не стимулируется их познавательная активность.

    2.Этап всесторонней проверки домашнего задания
    1. Дидактическая задача этапа Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные в пробелы знания.
    2. Содержание этапа Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.
    3. Условия достижения положительных результатов Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся класса
    4. Показатели выполнения дидактической задачи урока Возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знания материала, полученного учащимися на дом
    5. Требования Оптимальность листа опроса среди других этапов урока, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий
    6. Способы активизации на уроке Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуапьные задания учащимся
    7. Ошибки, допускаемые при реализации Однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изуча&񕰙мого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий

    3.Этап всесторонней проверки ЗУН
    1. Дидактическая задача этапа Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся; выявив причины обнаружемных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональмыми приемами учения и самообразования.
    2. Содержание этапа Проверка различными методами объёма и качества усвоения материала; проверка характера мышления учеников; проверка степени сформированности общеучебных умений и навыков; комментирование отчетов учащихся; оценка ЗУН.
    3. Условия достижения положительных результатов Использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 минут получить ответы всего класса на 10-20 вопросов. Постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.
    4. Показатели выполнения дидактической задачи урока
    Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их ЗУН и указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся
    5. Требования к ЗУН Обучающий характер опроса. Осознанность, полнота деятельности учащихся. Привлечение учащихся к исправлению ошибок. Объективность аргументированного ответа
    6. Ошибки, допускаемые при проверке ЗУН Слабая активизация учащихся в процессе проверки. Отсутствие аргументов отметок

    4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
    1. Дидактическая задача этапа Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся
    2. Содержание этапа Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы
    3. Условия достижения положительных результатов Предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках
    4. Показатели выполнения дидактической задачи урока Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока)

    5. Этап усвоения новых знаний
    1 . Дидактическая задача этапа Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН
    2. Содержание этапа Организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися
    3. Условия достижения положительных результатов Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации). Постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно. Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся; словарная работа
    4. Показатели выполнения дидактической задачи урока При использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, при использовании компьютерной техники показателем зффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также в оценке качества знаний учащимися на последующих этапах обучения
    5. Требования Четкая постановка перед учащимися задач изучения новой темы, стимуляция интереса к рассматриваемому вопросу. Обеспечение должной научности, доступности и систематичности изложения материала. Концентрация внимания на главном в изученном. Оптимальность темпа и системы методов изучения нового материала
    6.Способы активизации на уроке Использование нестандартных форм и методов обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Использование ТСО и средств наглядности
    7. Ошибки, допускаемые при реализации Нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован и не закреплен материал, не связан с ранее изученным. Используется недоступный для учащихся уровень изложения

    6. Этап проверки понимания учащимися нового материала
    Этап усвоения новых знаний
    1. Дидактическая задача этапа Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы
    2. Содержание этапа Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий
    3. Условия достижения положительных результатов Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д.; учёт дополнительных ответов по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании учащихся нового материала
    4. Показатели выполнения дидактической задачи урока Учитель спрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащихся нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи — уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников

    7. Этап закрепления нового материала
    1. Дидактическая задача этапа Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу
    2. Содержание этапа Закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения нового материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний
    3. Условия достижения положительных результатов
    Выработка умений оперировать ранеее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи, использование разнообразных форм закрепления знаний
    4. Показатели выполнения дидактической задачи урока Умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их. Активность учащихся
    5. Требования к её реализации Доступность, последовательность выполняемых заданий, самостоятельность учащихся при этом. Оказание ученикам дифференцированной помощи, анализ ошибок, обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий
    6. Способы активизации на уроке Разнообразие заданий, их практическая направленность
    7. Ошибки, допускаемые при реализации Вопросы и задания предлагаются в той же логике, что и изучение нового материала. Однообразие способов закрепления. Мало времени отводится на закрепление. упор делается не на главном.

    8. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
    1. Дидактическая задача этапа Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы
    2. Содержание этапа Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока
    3. Условия достижения положительных результатов Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения
    4. Показатели выполнения дидактической задачи урока Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками
    5. Требования к ее реализации дидактической задачи урока Оптимальность объема и сложности домашнего задания. Предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию
    6. Способы активизации на уроке Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов)
    7. Ошибки, допускаемые при реализации Информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения

    Подведение итогов урока
    1. Дидактическая задача этапа Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее
    2. Содержание этапа Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках
    3. Условия достижения положительных результатов Четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы
    4. Требования Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей
    5.Дополнительная активизация Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем
    6. Ошибки. Скомканность этапа, подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения

    Требования к уроку

    I. Дидактические требования к современному уроку:
    • четкое формулирование триединой дидактичесчкой цели;
    • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
    • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
    • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля их оптимального воздействия на каждом этапе урока;
    • выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения;
    • реализация на уроке всех дидактических принципов; — создание условий успешного учения учащихся.

    II. Психологические требования к уроку:
    Психологическая цель урока:
    1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
    2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
    3) применение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
    Стиль урока:
    1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
    • соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
    • определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
    • планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
    • выполнение учителем и учащимися проблемно- эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
    • учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
    • соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);
    2) особенности самоорганизации учителя:
    • подготовленность к уроку, и главное — осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;
    • рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
    • педагогический такт (случаи проявления);
    • психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).
    Организация познавательной деятельности учащихся:
    1) Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
    • планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлении, их осмысления;
    • использование установок в форме убеждения, внушения;
    • планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
    • использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
    2) Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:
    • определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов);
    • опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
    • планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно- эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
    • руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
    • использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);
    3) Закрепление результатов работы:
    • формирование навыков путем упражнений;
    • обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
    Организованность учащихся:
    1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;
    2) возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.
    Учет возрастных особенностей учащихся:
    1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
    2) проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
    3) дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам,
    III. Гигиенические требования к уроку:
    1) температурный режим: +15- +18 0С, влажность: 30 – 60%;
    2) физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
    3) освещение;
    4) предупреждение утомления и переутомления;
    5) чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
    6) своевременное и качественное проведение физкультминуток;
    7) соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
    8) соответствие классной мебели росту школьника.
    IV. Требования к технике проведения урока:

    Смотрите так же:  Внутреннее гражданство россия

    1) урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
    2) темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
    3) необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
    4) доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
    5) по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
    6) обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
    7) учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.

    ЦЕЛИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, в свою очередь, делятся на несколько групп:
    • цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету;
    • цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности;
    • цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры;
    • цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры;
    • цели, связанные с развитием у учащихся культуры самоуправления учебной деятельностью;
    • цели, ориентированные на развитие информационной культуры школьников;
    • цели, ориентированные на развитие коммуникативной культуры школьников;
    • цели, связанные с развитием у школьников рефлексивной культуры.

    Раскроем далее содержание каждого блока целей, ориентированных на развитие личности учащихся.
    Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:
    • актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
    • помочь учащимся осознать социальную, практическую и лично¬стную значимость учебного материала.
    Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:
    • содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
    • помочь учащимися осознать ценность совместной деятельности;
    Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:
    • создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу и др.);
    • обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познава¬тельные объекты;
    • содействовать развитию у школьников умений выделять глав¬ное в познавательном объекте (определении понятия, правиле, задаче, законе и др.);
    • обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты и др.
    Цели, ориентированные на развитие у школьников исследова¬тельской культуры:
    • содействовать развитию у школьников умений использовать на¬учные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
    • создать условий для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
    Цели, связанные с развитием у школьников оргдеятелъностной культуры (культуры самоуправления учением):
    • обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и пла¬нировать свою деятельность;
    • создать условия для развития у школьников умения работать во времени;
    • содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
    Цели, ориентированные на развитие информационной культуры учащихся:
    • создать условия для развития у школьников умения структури¬ровать информацию;
    • обеспечить у школьников развития умений составлять простой и сложный планы.
    Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся:
    • содействовать развитию у детей умений общаться;
    • обеспечить развитие у школьников монологической и диалоги¬ческой речи.
    Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников:
    • создать условия для развития у школьников умений «приоста¬новить» свою деятельность;
    • обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого;
    • содействовать развитию у детей умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия;
    • обеспечить развитие у школьников умения объективировать деятельности, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем и т.п.

    ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ представим в следующем виде:
    • помочь учащимся целостно представить проект изучения новый темы;
    • организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы;
    • организовать деятельность учащихся по изучению и первично¬му закреплению:
    1) фактов . ;
    2) понятий . ;
    3) правил . ;
    4) законов . ;
    5) положений . и др.;
    6) способов действий (перечисляются конкретные специальные (предметные) умения);
    • обеспечить закрепление понятий (указываются конкретные понятия), правил, принципов, законов и т.п.; умений (перечисляются предметные умения);
    • обеспечить применение учащимися знаний и способов действий
    (указываются конкретные знания и умения) в разнообразных ситуациях;
    • организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
    • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы . ;
    • обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по теме . ;
    • организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов действий.
    Лишь единство в реализации отмеченных предметных целей обеспечит усвоение изучаемого учебного материала.

    Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя

    1. Разработка системы уроков по теме или разделу.
    2. Определение триединой дидактической цели урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.
    3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.
    4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
    5. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.
    6. Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.
    7. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.
    8. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).
    9. Проверка оборудования и технических средств обучения.
    10. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
    11. Планирование объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.
    12. Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.
    13. Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; планирование проверки умений учащихся.
    14. Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом.
    15. Продумывание форм подведения итогов урока.
    16. Планирование внеклассной работы по данной теме.
    17. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

    Схема поурочного плана (М.И. Махмутов)

    І.Тема урока ( в соответствии с календарно-тематическим планированием)
    1. Цель урока:
    образовательная (какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся, формирование…)
    развивающая ( какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся и какой это может дать развивающий результат)
    воспитательная ( какие качества личности формируются)
    2. Тип урока (указываются тип урока в соответствии с календарно-тематическим планом, его вид)
    З. Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии
    4. Оборудование: ТСО, средства наглядности, источники информации, дидактические средства обучения

    II. Актуализация
    ( указывается время, отводимое на актуализацию, опорные знания, которые необходимо активизировать в сознании учащихся, которые помогают в восприятии нового материала; планируется самостоятельная работа учащихся, отмечаются способы формирования мотивации в обучении, интереса к предмету — сообщение интересного факта из истории науки, показ практической значимости, необычная постановка вопроса, новая формулировка задачи, создание проблемной ситуации; намечается форма контроля за ходом работы, приемы самоконтроля, взаимоконтроля, намечаются учащиеся для опроса, форма получения обратной связи)

    III. Формирование новых понятий, способов действия ( указываются новые понятия, подлежащие изучению и способы их усвоения, для уроков совершенствования знаний, умений и навыков -указывается углубление и расширение знаний; формулируется познавателельная задача этапа усвоения знаний, указываются предполагаемые приращения, приемы формирования способов деятельности; определяется тип самостоятельной работы, возможные приемы установления межпредметных связей, намечаются ученики для выполнения индивидуальных заданий и способы индивидуализации- карточки с разноуровневым дидактическим материалом, формулируются проблемные и информационные вопросы)

    IV. Применение (формирование умений и навыков)
    (указываются конкретные умения и навыки для отработки, например, умение формулировать вопрос, устанавливать причинно-следственные связи. классифицировать, сравнивать; намечаются способы получения обратной связи. указываются фамилии учащихся для опроса и т.д.)

    V. Домашнее задание( указываются основное задание, вопросы для повторения, дифференцированные творческие задания, продумывается объем домашнего задания -не превышает 2/3 того, что сделано в классе)

    Схема плана-конспекта урока

    Дата______________________
    Класс_____________________
    Урок №__________________
    Тема :_______________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________
    Цель:________________________________________________________________________
    обучающая___________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________
    развивающая_________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________
    воспитывающая______________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________
    Тип урока:___________________________________________________________________
    Методы :____________________________________________________________________
    Оборудование;________________________________________________________________
    Последовательность этапов урока :
    организационный усвоение новых знаний
    проверка домашнего задания закрепление новых знаний
    всесторонняя проверка знаний информация о дом. задании, инструктаж
    подготовка к усвоению нового материала
    Содержательная часть урока:

    1.Этап урока. Время. Приемы, методы. Что делают ученики Что делает учитель

    2. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению дом. задания.

    Аналитическая часть урока: самоанализ урока.

    Класс___________________________________________________________
    Тема урока_______________________________________________________
    Тип урока и его структура__________________________________________

    1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
    2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
    3. Какова триединая дидактическая цель урока, её обучающий, развивающий, воспитательный аспекты, дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.
    4. Отбор содержания, форм и методов обучения в (соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.
    5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
    6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целью урока.
    7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний?
    8. Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.
    9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
    10. Наметить перспективы своей деятельности.

    Другие публикации:

    • Где найти квитанцию на транспортный налог Где взять или распечатать квитанцию на оплату транспортного налога? Согласно российскому налоговому законодательству, человек, на которого был зарегистрирован автомобиль, должен оплачивать транспортный налог. Чтобы у налоговиков не возникало вопросов […]
    • Закон о защите прав потребителя регулирует отношения Закон о защите прав потребителя регулирует отношения Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые […]
    • Системные требования к фифа 2019 Системные требования к фифа 2019 Системные требования FIFA 19 для ПК. У вас пойдет? Как и каждую осень, в этом году в продажу поступит новая FIFA, и теперь самое время узнать системные требования компьютерной версии игры. EA Sports представила […]
    • Оставить без изменений приказ Приказ о внесении изменений в приказ Формирование приказа о внесении изменений в приказ происходит в тех случаях, когда по каким-либо причинам возникает необходимость исправить некоторые пункты и положения ранее выпущенного распорядительного документа. Каких […]
    • Жалоба в прокуратуру на пристава исполнителя по алиментам образец Жалоба на пристава по алиментам Процедуры, связанные с взысканием алиментных платежей, исчисляемых в отношении несовершеннолетнего ребенка, не заканчиваются фактом получения судебного приказа или процессуального решения. Следующим шагом становится […]
    • Приказ о способе определения единственного поставщика Приказ о способе определения единственного поставщика Официальный сайт единой информационной системыв сфере закупок Организация, оказывающая услуги РїРѕ […]
  • Вам также может понравиться

    Авторские права © 2019 Zealint.ru. Все права защищены.
    Тема: VT Blogging от VolThemes. Работает на WordPress.