Административная ответственность за правонарушения на транспорте

§ 6. Административные правонарушения на транспорте

Транспортные правоотношения регламентируются специальными правилами, определенными федеральными законами (например, Федеральным законом «О безопасности дорожного

движения»1) и подзаконными актами, прежде всего ведомственными. Нарушение этих предписаний может быть основанием для применения административных санкций, установленных КоАП.
Под специальными правилами по смыслу КоАП следует понимать установленный нормативными актами порядок регулирования органами исполнительной власти и их должностными лицами передвижения физических лиц и грузов с помощью транспортных средств (например, нарушение порядка государственной регистрации транспортных средств, порядка лицензирования и т.д.). Целью установления таких правил является обеспечение безопасности участников транспортной деятельности: водителя, пешехода, пассажира транспортного средства, — а также их имущественных интересов, например в сферах владения, пользования и распоряжения автотранспортными и иными средствами передвижения, защита имущественных прав граждан и т.д.
Управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (ст. Ill4, 117, 120, 124 КоАП) представляет собой одно из наиболее распространенных административных правонарушений. Меры административной ответственности могут быть применены и к другим участникам дорожного движения, в частности, к гражданам, нарушающим правила дорожного движения в состоянии опьянения (ст. 122 КоАП). Основанием для квалификации объективной стороны этих проступков является процедура медицинского освидетельствования, порядок ее проведения устанавливается актами субъектов Федерации (например, п. 2 ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения»). При этом следует иметь в виду, что обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат также и граждане, претендующие на право эксплуатации автотранспортных и других средств передвижения.
Как правило, экспертиза опьянения осуществляется специализированными учреждениями территориальных органов Минздрава РФ — специализированными отделениями наркологических больниц и наркологическими диспансерами. Проведенная экспертиза подтверждается протоколом медицинского освидетельствования, в результате которого возможны следующие заключения:
а) факт употребления алкоголя установлен, но признаков опьянения не выявлено;
б) признаки алкогольного опьянения подтверждены;
в) установлено наличие алкогольной комы;
1 См. также Воздушный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 25 августа 1995 г. «О федеральном железнодорожном транспорте» (СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3505).

г) квалифицировано состояние наркотического одурманивания.
Таким образом, административные правонарушения, предусмотренные ст. 111′, 117, 120, 122 и 124 КоАП, квалифицируются лишь в последних трех случаях наркологической экспертизы. При этом основным юридическим свидетельством проступка является медицинское заключение, подтверждающее состояние опьянения. Незначительное употребление алкоголя водителем транспортного средства (когда содержание алкоголя в биологических сферах не превышает 1%), как правило, не влечет за собой административных санкций. Однако выявление признаков состава правонарушения (в том числе и преступления) не исключино даже при незначительном употреблении алкоголя. В зависимости от общественно опасных последствий деяния это возможно в случаях:
а) причинения ущерба движимым (недвижимым) объектам любых форм собственности, а также физическим лицам. Например, в тех случаях, когда действия водителей или граждан, не управляющих транспортным средством, привели к повреждению дорожных сооружений (ст. 131 КоАП) либо причинили легкие телесные повреждения (ст. 122 КоАП) или имущественный вред, применяются административные санкции;
б) если деяния физических лиц привели к крупному имущественному ущербу либо причинили тяжкий или средний тяжести вред здоровью гражданина, или вызвали смерть человека (в качестве отягчающего обстоятельства — смерть двух или более лиц), наступает уголовная ответственность, предусмотренная ст. 263 — 265 УК.
Субъектами состава преступления являются лишь отдельные участники транспортного процесса, а именно:
1) должностные лица железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта, а также должностные лица, ответственные за техническое состояние транспортных средств;
2) лица, управляющие автотранспортными средствами (например, водители городского пассажирского транспорта).
Субъективная сторона состава преступлений, предусмотренных ст. 263, 264, 266 УК, отражена при квалификации вины в форме неосторожности, а при наличии признаков состава преступления, предусмотренного ст.

265 УК (оставление места дорожно-транспортного происшествия), возможна лишь умышленная вина.
Объективная сторона административных правонарушений часто выражается в нарушении порядка государственной разрешительной системы. Среди форм таких нарушений:
а) нарушение порядка лицензирования в сферах дорожного движения, водного и морского транспорта;

б) нарушение порядка сертификации в сферах воздушного и железнодорожного транспорта;
в) несоблюдение режима регистрации транспортных объектов;
г) нарушение предписаний, установленных отраслевыми стандартами (ст. 134’КоАП);
д) несоблюдение иных отраслевых правил и инструкций. Например, нарушение порядка оформления таможенной декларации на транспортные средства может повлечь наложение административных санкций, в том числе предупреждение, штраф или аннулирование лицензии, в соответствии со ст. 262 Таможенного кодекса РФ.
Государственная регистрация транспортных объектов возложена на специальное структурное подразделение МВД РФ — Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД). ГИБДД является правопреемником Государственной автодорожной инспекции МВД РФ (ГАИ).
Правовой статус ГИБДД, предусматривающий наделение этого органа регистрационными полномочиями, определен Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения». Регистрационным полномочиям ГИБДД свойственны следующие особенности:
1) государственная регистрация транспортных объектов представляет собой разновидность ведомственной регистрации, объектами которой являются движимые вещи. В соответствии с п. 2 ст. 130 ГК регистрация движимости не осуществляется, если иное не определено федеральным законом (см. также п. 2 ст. З ГК). Однако такой закон не принят, и порядок регистрации по-прежнему определяется подзаконными актами, в том числе ведомственными актами МВД РФ;
2) ведомственные регистрационные полномочия ГИБДД следует различать с государственной регистрацией, осуществляемой органами юстиции на основе федеральных законов, например, регистрация объектов недвижимости производится органами юстиции в соответствии с ФЗ от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (см. также п. 6 ст. 131 ГК). Государственная регистрация отдельных разновидностей юридических лиц, в частности, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, также урегулирована специальными федеральными законами. Однако базовый федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц, разработка которого предусмотрена ст. 51 ГК, до сих пор не принят.
Таким образом, различия двух указанных полномочий государственной регистрации заключаются в юридическом оформлении: ведомствен-

ные регистрационные полномочия ОВД, в частности ГИБДД, урегулированы на подзаконном уровне, в отличие от государственной регистрации, отнесенной к ведению органов юстиции и осуществляемой на основе федеральных законов.
ГИБДД вправе осуществлять меры административного пресечения, (превентивные меры), среди которых: административное задержание, личный досмотр граждан, осмотр транспортных средств и др., — а также налагать административные взыскания, в том числе штраф, лишение права управления транспортным средством (ст. 117, 118 КоАП).
Административные санкции в виде приостановления деятельности лицензий и их аннулирования регулируются специальными федеральными законами, действующими в сферах железнодорожного, водного и иных видов транспорта, в частности ФЗ от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения». В последнем случае законом определены лишь виды лицензионной деятельности и выдача лицензий, приостановление их действия определяется базовым Федеральным законом о лицензировании от 25 сентября 1998 г., а аннулирование лицензий возможно только на основе судебного решения.
К исключительному ведению ГИБДД отнесена разработка нормативных актов, обеспечивающих безопасность дорожного движения, в частности правил государственного технического осмотра транспортных средств. Неисполнение этих правил может повлечь за собой штрафные санкции, предусмотренные ст. 1341 КоАП «Невыполнение предписаний Государственной автомобильной инспекции». Исчерпывающий перечень правомочий ГИБДД определен ст. 12 Указа Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», их неисполнение водителем транспортного средства или другими участниками дорожного движения (пешеходами и пассажирами) квалифицируется в качестве административных проступков, предусмотренных ст. 122, 126, 127, 134, 1341 КоАП.

МОСКВА, 11 сен — РАПСИ. Министерство юстиции России разрабатывает законопроект об усилении административной ответственности за совершение противоправных деяний на транспорте, говорится в сообщении ведомства. Уведомление о начале разработки документа опубликовано на федеральном портале проектов нормативных правовых актов для публичного обсуждения.

Внести изменения предлагается в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Так, предлагается усилить административную ответственность за такие деяния, как управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна, а также за ряд иных противоправных деяний, совершаемых на воздушном транспорте.

Кроме того, законопроектом предлагается установить повышенные меры административной ответственности за мелкое хулиганство на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования в целях предотвращения случаев совершения хулиганских действий, угрожающих безопасности эксплуатации транспортных средств и создающих повышенную потенциальную и реальную опасность для жизненно важных интересов личности, общества и государства.

В уведомлении отмечается, что по итогам проведенного Генеральной прокуратурой РФ анализа результатов надзорной деятельности по данному направлению установлено, что наиболее проблемная ситуация сложилась в сфере обеспечения безопасности полетов воздушных судов авиации общего назначения. Согласно данным статистической отчетности органов прокуратуры, если в 2013 году транспортными прокурорами выявлено 7,2 тысячи нарушений законов о безопасности на воздушном транспорте, то в 2016 году – более 8 тысяч.

Действующие меры административной ответственности за нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов (статья 11.5 КоАП), а также за невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна (часть 6 статьи 11.17 КоАП) были установлены в 2009 году. В министерства отметили, что, учитывая высокую степень общественной опасности указанных правонарушений, действующие меры административной ответственности нуждаются в пересмотре.

Административные правонарушения на транспорте

Глава 11 КоАП устанавливает административную ответственность за нарушение норм и правил:

  • o на железнодорожном транспорте (ч. 1-5 ст. 11.1, ч. 1-3 ст. 11.17, п. 1,2 ч. 1 ст. 11.18 КоАП);
  • o воздушном транспорте (ч. 1-4 ст. 11.3, ч. 1-4 ст. 11.3.1, ч. 1-2 ст. 11.4, ст. 11.5, ч. 1 ст. 11.14, ч. 4 ст. 11.17, ч. 2 ст. 11.18 КоАП);
  • o внутреннем водном и морском транспорте (ч. 1-2 ст. 11.6, ч 1-2 ст. 11.7, ч. 1-2 ст. 11.8, ч. 1-2 ст. 11.8.1, ч. 1-2 ст. 11.9, ст. 11.10-11.11, ч. 1, 2 ст. 11.3, ч. 2 ст. 11.14, п. 3, 4 ч. 1 ст. 11.18 КоАП).

Части 1, 2 ст. 11.23, ст. 11.26, 11.27, ч. 1, 2 ст. 11.29 устанавливают административную ответственность за нарушение правил международных автомобильных перевозок.

При совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 11.151, ст. 11.20 КоАП, индивидуальные предприниматели привлекаются к ответственности наряду с другими субъектами — гражданами, должностными лицами и юридическими лицами. В остальных случаях индивидуальные предприниматели в соответствии с прим. к ст. 2.4 несут ответственность как должностные лица.

Принцип разграничения правонарушений, совершенных на судах гражданского воздушного транспорта, судах внутреннего водного и морского транспорта, а также проступков, совершенных на железнодорожном и автомобильном транспорте, соблюдается не всегда. В отличие от вышеуказанных случаев ч. 2 ст. 11.15, ст. 11.16, ч. 3, 5 ст. 11.17, ч. 1 ст. 11.19 КоАП устанавливают ответственность за нарушение правил перевозок и иных транспортных правил, совершенных на транспортном комплексе, независимо от его дифференциации на отдельные отрасли.

Рассматриваемые правонарушения совершаются непосредственно на транспортном объекте (таких проступков большинство), либо их совершение обусловлено нарушением правил безопасности на транспорте (см. ч. 3 ст. 11.6, ст. 11.12, ст. 11.13, ч. 1, 2 ст. 11.151, ст. 11.16, ч. 3 ст. 11.19, ст. 11.20-11.22 КоАП).

За административные правонарушения на транспорте могут быть назначены наказания в виде штрафа, взимаемого в фиксированной денежной сумме, а в редких случаях — административного приостановления деятельности субъекта предпринимательства (см. ч. 1, 2 ст. 11.4, ч. 2 ст. 11.151, ст. 11.20 КоАП). Административное наказание в виде конфискации предусмотрено при совершении правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 11.3 КоАП. Превентивные санкции в виде предупреждения применяются редко (см. ч. 4,5 ст. 11.1,ч. 4 ст. 11.3, ч. 2 ст. 11.7, ч. 1, 2 ст. 11.81, ч. 2, 3, 4 ст. 11.17, ч. 1 ст. 11.21 КоАП).

Административное наказание в виде административного ареста предусмотрено только ч. 1 ст. 11.1 КоАП.

К административным наказаниям, влекущим за собой релятивные имущественные ограничения, относится лишение специального права, а именно — права управления воздушным судном (ч. 1-3, 5, 7 ст. 11.5); судном внутреннего водного или морского транспорта (ч. 1, 3 ст. 11.7, ч 1, 2 ст. 11.9, ст. 11.11); маломерным судном (ч. 2 ст. 11.7, ч. 1, 2 ст. 11.9 КоАП).

При совершении некоторых правонарушений устанавливается фиксированный размер административного штрафа (см. ч. 1,2 ст. 11.81, ч. 1-3 ст. 11.141, ч. 1-3 ст. 11.142, ч. 2 ст. 11.151 (применительно к гражданам), ч. 1-4 ст. 11.17, ч. 1, 3 ст. 11.18, ч. 1, 2, 4 ст. 11.19 КоАП), в редких случаях предусмотрены и особые условия применения штрафных санкций, например сумма штрафа, взимаемого за провоз без билета детей, исчисляется в размере, не превышающем половины штрафа, налагаемого на взрослых пассажиров за безбилетный проезд (см. ч. 4 ст. 11.18 КоАП). При этом особые условия наложения административного штрафа применяются только в случаях, определенных ч. 4 ст. 11.18 КоАП, корреляция размера штрафных санкций, установленная этой статьей Кодекса, не предусмотрена общими правилами применения административного штрафа (см. п. 1 ч. 1 ст. 3.5 КоАП).

Субъектами административных правонарушений, предусмотренных ст. 11.12, ч. 1, 2 ст. 11.13, ст. 11.24 КоАП, могут быть только должностные лица, применительно к нарушениям правил международных автомобильных перевозок субъектами проступков являются водители транспортных средств (см. ст. 11.23,11.27), а применительно к ст. 11.26 и 11.29 КоАП также должностные и юридические лица.

Глава 11 КоАП включает, как правило, составы правонарушений, определенные формально-юридическими признаками: правонарушение считается завершенным в момент выявления факта нарушения правил публичного санкционирования (включая разрешительные правила), правил, обеспечивающих безопасность перевозок, и иных требований. К материальным составам правонарушений, квалификация которых всегда сопряжена с установленными процедурами публичного доказывания вредоносности деяния, относятся проступки, предусмотренные ч. 1, 3 ст. 11.1, ч. 3 ст. 11.3, ч. 2 ст. 11.6, ч. 1, 2 ст. 11.15 КоАП. В этих случаях предметом доказывания является причинение восполнимого имущественного вреда объектам транспортной инфраструктуры (транспортным путям, маркировочным знакам и устройствам, гидротехническим сооружениям, вагонам и грузовым помещениям транспортных терминалов, а также защитным лесонасаждениям), либо нанесение невосполнимых повреждений таким объектам, исключающих их последующее использование в соответствии с целевым назначением (см. ч. 2 ст. 11.6 КоАП).

§ 12. Административная ответственность за правонарушения на транспорте и в области связи

Транспорт является источником повышенной опасности. Предприятия всех видов транспорта обязаны обеспечивать безопасность жизни и здоровья людей, безопасность эксплуатации транспортных средств и охрану Окружающей среды. Нарушение правил безопасности таит в себе опасность причинения вреда человеку или хозяйственным интересам.

Безопасность движения — это нормированный процесс движения, эксплуатации транспортных средств, который исключает возможность причинения материального или физического вреда. Соответствующие нормы размещены в правилах эксплуатации различных видов транспорта, транспортных кодексах (например, Кодексе торгового мореплавания Украины), уставах (Устав железных дорог Украины), правилах (Правила дорожного движения Украины), инструкциях заводов-изготовителей и т. п. Административные правонарушения на транспорте разделяются в зависимости от вида транспорта, а по содержанию это в основном нарушения правил по охране порядка и безопасности движения на транспорте.

Административными правонарушениями на различных видах транспорта, за которые наступает административная ответственность, являются: нарушение правил по охране порядка и безопасности движения на железнодорожном транспорте; нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта; нарушение правил безопасности полетов;

Смотрите так же:  Ликвидация природных катастрофах

нарушение правил поведения на воздушном судне; нарушение правил международных полетов; нарушение правил по охране порядка и безопасности движения на морском транспорте; нарушение правил пользования средствами морского транспорта; нарушение правил по охране порядка и безопасности движения на речном транспорте и маломерных судах; нарушение правил выпуска судна в плавания или допуск к управлению судном лиц, не имеющих соответствующего документа; нарушение правил, обеспечивающих безопасность эксплуатации судов на внутренних водных путях; нарушение правил пользования речными и маломерными судами; нарушение правил содержания баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, правил пользования средствами автомобильного транспорта и электротранспорта (ст. ст. 109-119 КоАП). Институт административной ответственности вместе с другими видами административного принуждения играет значительную роль в недопущении нарушений указанных правил.

К числу других правонарушений, которые по своей природе являются однозначными, но направлены на различные виды транспорта, относятся: нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте (ст. 120), а также нарушение водителями правил эксплуатации транспортных средств (ст. ст. 121, 128, 133), правил проезда железнодорожных переездов (ст. 123), правил дорожного движения (ст. ст. 133,134 КоАП) и др.

За совершение правонарушений на транспорте применяются такие административные взыскания, как предупреждение, штраф, возмездное изъятие, лишение специального права.

Административная ответственность за повреждение дорог и нарушение пра в и л содержания дорог наступает за: повреждение дорог, железнодорожных переездов, других дорожных сооружений и технических средств регулирования дорожного движения, создание помех для движения и непринятие необходимых мер для их устранения (ст. 139); нарушение Правил охраны магистральных трубопроводов (ст. 138); нарушение правил, норм и стандартов при содержании дорог, непринятие мер к своевременному запрещению или ограничению движения либо обозначению на дорогах мест производства работ (ст. 140); нарушение правил охраны полосы отвода автомобильных дорог (ст. 141); нарушение землепользователями правил содержания участков, прилегающих к автомобильным дорогам (ст. 142 КоАП). Административные взыскания за эти правонарушения — штра-

фы, а за правонарушения, предусмотренные ст. ст. 141, 142 КоАП, -предупреждение или штраф, которые налагаются как на граждан, так и на должностных лиц.

Административная ответственность в области связи наступает за такие правонарушения: оборудование и эксплуатация установок проводового вещания без соответствующей регистрации или разрешения; нарушение условий и правил, регламентирующих деятельность в области связи, предусмотренную лицензиями; нарушение правил изготовления, приобретения, реализации, установления, строительства и эксплуатации радиоэлектронных средств и использования радиочастот; нарушение правил охраны линий и сооружений связи; повреждение таксофонов; нарушение правил пользования местной телефонной связью; нарушение порядка и условий предоставления услуг связи в сетях общего пользования; использование средств связи с целью, которая противоречит интересам государства, нарушает общественный порядок и посягает на честь и достоинство граждан; использование технических средств и оборудования, применяемых в сетях связи общего пользования, без сертификата соответствия или без согласования с Администрацией связи Украины (ст. ст. 144-148-4 КоАП). На виновных в совершении этих правонарушений накладывается штраф, а в случае совершения правонарушений, предусмотренных ст. 146 КоАП, применяется, кроме штрафа, также конфискация технических средств и оборудования. Рассматривать дела об административных правонарушениях и накладывать административные взыскания за нарушение законодательства о связи (ст. ст. 144, 145, 147-148-4, 188-7 КоАП) имеют право начальник Государственной инспекции электросвязи, Администрации связи Украины, начальники региональных государственных инспекций электросвязи.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ

1 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки Профессиональное обучение (по отраслям) профиля подготовки «Правоведение и правоохранительная деятельность» профилизации «Административное право» Идентификационный код ВКР: 320 Екатеринбург 2017

2 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Институт гуманитарного и социально-экономического образования Кафедра документоведения, истории и правового обеспечения К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ: Заведующий кафедрой ДПО М.Б. Ларионова 20 г. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки Профессиональное обучение (по отраслям) профиля подготовки «Правоведение и правоохранительная деятельность» профилизации «Административное право» Идентификационный код ВКР: 320 Исполнитель: студент группы Пу-411о АП Руководитель: доцент кафедры ДПО, канд. ист. наук Нормоконтролер: доцент кафедры ДПО канд. ист. наук Е.С. Горшкова М.В. Сумачева С.Л. Разинков Екатеринбург 2017

3 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ НА ТРАНСПОРТЕ Понятие и виды правонарушений на транспорте Состав правонарушений на транспорте Меры профилактики правонарушений на транспорте РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ Понятие, признаки и основания административной ответственности за правонарушения на транспорте Применение мер обеспечения административного производства по делам о правонарушениях на транспорте Стадии административного производства по делам о правонарушениях на транспорте МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ

4 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы дипломной работы, обусловлена повышенной опасностью транспортных средств в общественных отношениях. Так все собственники и правообладатели, различных видов транспортных средств, независимо от формы собственности, обязаны обеспечить безопасность жизни и здоровья людей при использовании или взаимодействие с транспортными средствами, безопасную эксплуатацию транспортных средств и охрану окружающей среды. Каждый вид транспорта, представляет собой сложный производственный механизм. Безаварийная работа любого вида транспорта: водного, морского, гражданской авиации, железнодорожного, а так же автомобильный и иной вид транспорта, обеспечивается сложной совокупностью правовых, эксплуатационных и технических средств. В основном правовое регулирование безопасности транспортных средств закреплено нормами административного права регламентированных в нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 1. На их основе осуществляется деятельность государственных органов по эксплуатации и организации движения транспорта, надзору и контролю за ним, привлечению виновных к ответственности за нарушение правил, регламентирующих безопасную эксплуатацию транспорта, а так же применению профилактических мер. Объектом исследования является общественные отношения, возникающие при привлечении к административной ответственности за правонарушения на транспорте. Предметом исследования выступает сфера административного законодательства, регламентирующего привлечение к административной ответственности за правонарушения на транспорте. 1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от ФЗ // Российская газета декабря; июня. 3

5 Предметная направленность определяется изучением и выделением, в пределах заявленной темы, правоприменительной и судебной практики, а также нормативно-правовых источников. Цель исследования: выявление проблем привлечения к административной ответственности за правонарушения на транспорте и разработка мер по их решению. Исходя из поставленной цели, определим основные задачи исследования: раскрыть понятие и виды правонарушений на транспорте; определить их состав; определить меры профилактики правонарушений на транспорте; уточнить понятие, признаки и основание административной ответственности за правонарушения на транспорте, а так же применение мер обеспечения административного производства по делам о правонарушениях на транспорте; определить стадии административного производства по делам о правонарушениях на транспорте. на основе судебной практики по делам об административной ответственности в сфере транспорта выявить пробелы в законодательстве. Теоретической основой исследования являются труды: А.С. Дугенец, Д.Н. Бахрах; А.И. Каплунов, П.И. Кононов, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов, В.Е. Севрюгин; Ю.П. Соловей. Проблемой административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения занимались следующие правоведы: А.Э. Снменов, Е.В. Януш, Е.В. Додин, П.П. Серов, В.И. Майоров, А.П. Кузнецов, И.А. Ряпухин, Р.В. Денисов, Б.В. Россинский и др. Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации 1, Кодекс Российской Федерации об административных 1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием ) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от ФКЗ, от ФКЗ, от ФКЗ, от ФКЗ) // Российская газета декабря; июля. 4

6 правонарушениях 1, иное федеральное законодательство, затрагивающее вопросы транспортных правонарушений, региональное административное законодательство, различная правоприменительная и судебная практика, представленная разъяснениями Пленумов Высших Верховных судов и решениями судов разных юрисдикций. Методы исследования: изучение документов, статистических и практических материалов, анализ нормативно-правовых актов. Настоящая работа состоит из введения, двух самостоятельных глав, шести самостоятельных параграфов, заключения, списка используемых источников и литературы, приложения изложена на 71 листах машинописного текста. 1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от ФЗ // Российская газета декабря; июня. 5

7 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ НА ТРАНСПОРТЕ 1.1. Понятие и виды правонарушений на транспорте В соответствии с требованиями статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 1 (далее КоАП РФ), под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Определение административное правонарушение можно считать формальным, так как отражает юридические признаки деяния (антиобщественная направленность, противоправность, виновность и наказуемость деяния). А так же правонарушения на транспорте можно подразделить на виды преступления и проступки 2. Под преступлением понимается общественно-опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации и направленное против безопасного движения и использования транспорта (глава 27 Уголовного кодекса Российской Федерации). Проступок, по сравнению с преступлением, является правонарушением с меньшей степенью опасности, посягающим на отдельные стороны правопорядка в обществе. Проступки можно подразделить на административные, дисциплинарные и гражданско-правовые деликты: административный проступок противоправное виновное деяние, за которое предусмотрена административная ответственность гл. 11 и 12 КоАП РФ; 1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от ФЗ // Российская газета декабря; июня. 2 Барихин А.Б. Большая юридическая энциклопедия. М.: Книжный мир, С

8 дисциплинарный проступок противоправное виновное нарушение трудовой или служебной дисциплины сотрудником (работником), не выполняющим свои трудовые или служебные обязанности; гражданско-правовой деликт правонарушение, совершаемое в сфере имущественных отношений на транспорте в следствии неисполнения обязательств или нанесением имущественного вреда (перевозка пассажиров и грузов). Применительно к рассматриваемой теме исследования, под правонарушениями на транспорте подразумеваются административные правонарушения в сфере безопасной работы и эксплуатации транспорта, административная ответственность за которые, федеральным законодателем установлена в гл. 11, 12 КоАП РФ. Региональным законодателем такая ответственность регламентирована в областных законах. Применительно к Свердловской области, административная ответственность за правонарушения на транспорте предусмотрена в нормах Закона Свердловской области 52-ОЗ от 14 июня 2015 года «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» (далее Закон 52-ОЗ) 1. Особенностью правонарушений на транспорте является то, что вред, причиненный личности, имуществу, хозяйственной деятельности, наносятся в основном при нарушении правил использования и эксплуатации всех видов транспорта и складываются непосредственно по поводу оказания транспортных услуг и эксплуатации транспортных средств. Это дает основания выделить правонарушения на транспорте в обособленную самостоятельную группу правонарушений. В свою очередь под транспортным средством в силу требований п.11 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» 2 понимаются устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, багажа, личных 1 Об Административных правонарушениях на территории Свердловской области: Закон Свердловской области от ОЗ // Областная газета июня; февраля. 2 О транспортной безопасности: Федеральный закон от ФЗ // Российская газета февраля; июня. 7

9 вещей, ручной клади, животных, грузов или оборудование, установленное на транспортных средствах, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя: а) транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение; б) воздушные суда коммерческой гражданской авиации; в) воздушные суда авиации общего назначения, определяемые Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел; г) суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда), за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ и особенности защиты которых от актов незаконного вмешательства устанавливаются в соответствии со ст настоящего Федерального закона; д) суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере 8

10 транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел; е) железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел; ж) транспортные средства городского наземного электрического транспорта. С учетом вышеизложенного можно сделать следующие выводы: 1. Под правонарушениями на транспорте понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, при нарушении правил использования и эксплуатации всех видов транспорта, складывающихся по поводу эксплуатации транспортных средств и оказания транспортных услуг, за которые КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 2. Унифицировать в КоАП РФ, понятие правонарушение на транспорте и административная ответственность за правонарушения на транспорте, что позволит безошибочно квалифицировать проступки в правонарушения. 9

11 3. Еще одной особенностью правонарушений на транспорте, полагаю отсутствие общепринятой и законодательно закрепленной классификации видов транспортных правонарушений. Кодификация правонарушений по виду транспорта позволила бы упростить порядок идентификации правонарушений на транспорте. В свою очередь с учетом видов транспорта, регламентированных п.11 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности», их можно условно подразделить на: правонарушения на железнодорожном транспорте; правонарушения на воздушном транспорте; правонарушения на водном транспорте; правонарушения на транспортных средствах общего пользования (легковое такси; пассажирский автобус; трамвай; троллейбус и т.д.); иные виды наземных транспортных средств (легковой автомобиль, грузовой транспорт и т.д.), за исключением железнодорожного транспорта; В зависимости от глав КоАП РФ в которых содержится административная ответственность за транспортные нарушения, их можно разделить на: административные правонарушения на транспорте; административные правонарушения в области дорожного движения. Разграничение нормами КоАП РФ административные правонарушения, непосредственно связанные с транспортом и объектами транспортной инфраструктуры, так же упростит порядок идентификации правонарушений на транспорте. 10

12 1.2. Состав правонарушений на транспорте Все правонарушения на транспорте характеризуются единым объектом, имеют общие признаки объективной и субъективной стороны, в том числе субъекта административного правонарушения. Исключительным предметом правонарушений на транспорте выступают различные виды транспорта, непосредственно перечисленные в гл.11 и гл.12 КоАП РФ. Под объектом правонарушений на транспорте понимаются общественные отношения в сфере обеспечения безопасной работы и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры различного вида, охраны жизни и здоровья граждан, собственности и окружающей природной среды. Диспозиция большинства норм КоАП РФ о правонарушениях на транспорте является бланкетной, поэтому для выяснения сущности противоправности деяния необходимо обратиться к нормативно-правовым актам, регулирующим безопасную работу данных видов объектов, которые в первую очередь зависят от его специфики, в частности: Противоправные деяния, совершаемые, на железнодорожном транспорте могут содержаться, в федеральном законе «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» 1, Приказе Минтранса РФ от N Противоправные деяния, совершаемые на воздушном транспорте, содержатся, в Постановлении Правительства «Об утверждении Федеральных 1 О железнодорожном транспорте в Российской Федерации: Федеральный закон от ФЗ // Российская газета января; июля. 2 Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведения проверок при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации об обеспечении безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте: Приказ Минтранса от // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти

Смотрите так же:  Иск о разделе имущества супругов ооо

13 правил использования воздушного пространства Российской Федерации» 1, в Федеральных авиационных правилах «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» 2 и иных нормативных документов федерального и регионального уровня. Правила и требования эксплуатации водного транспорта содержатся в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации 3, Федеральном законе от ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 4 и иных нормативных документах. Правила эксплуатации всех наземных транспортных средств-автомобилей разной категории, в первую очередь регулируются Постановление Правительства РФ от «О Правилах дорожного движения» 5 (далее ПДД). Объективная сторона правонарушений на транспорте может характеризоваться противоправными деянием в виде действий, так например ст КоАП РФ «Действия, угрожающие безопасности полетов»; ст «Превышение установленной скорости движения» и бездействий, например ст КоАП РФ «Несоблюдение перевозчиком требований законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу 1 Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от // Собрание законодательства РФ Ст. 1649; Ст Об утверждении Федеральных авиационных правил подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации: Приказ Минтранса от // Российская газета сентября; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: Федеральный закон от ФЗ // Российская газета мая; февраля. 4 О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации: Федеральный закон от ФЗ // Российская газета августа; июля. 5 О правилах дорожного движения: Постановление Правительства РФ от //Российская газета ноября; июля. 12

14 пассажиров»; ст «Невыполнение обязанностей в связи с дорожнотранспортным происшествием». По конструктивным особенностям, правонарушения на транспорте могут быть как материальные, так например ст «Повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов или иного предназначенного для перевозки и хранения грузов на транспорте оборудования»; ч. 3 ст «Действия, угрожающие безопасности полетов» и формальные, например ч.1 ст «Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте»; ст «Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления». Объективную сторону административных правонарушений так же характеризует ряд квалифицирующих признаков (место, средства и способ совершения деяния). Местом совершения административных правонарушений на транспорте могут быть, например ч. 3 ст «Действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте»; ч. 1 ст «Нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа». Средствами совершения нарушений на транспорте являются те орудия и предметы, с помощью и посредством которых возникают противоправные деяния. Ими могут быть, например: ч. 3, 4 ст «Нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа»; ч. 4 ст «Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте». Способ совершения правонарушения позволяет определить, как, каким образом и при каких условиях совершается противоправное деяние. На транспорте он имеет значение для квалификации деяния, например, по ст «Нарушение правил использования полосы отвода и придорожных полос автомобильной дороги»; ч. 2 ст «Действия, угрожающие безопасности полетов». 13

15 Субъект правонарушения может быть как общий, так и специальный, например, по ст КоАП РФ «Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов», субъектом административного правонарушения являются граждане и должностные лица, обладающие необходимой квалификацией, подтверждаемой соответствующими документами, и несущие ответственность за безопасную эксплуатацию воздушных судов. Субъективная сторона правонарушений на транспорте характеризуется умышленной и неосторожной формой вины. Правонарушение на транспорте считается совершенным умышленно, если лицо осознавало общественно-опасные действия, предвидело и желало наступления общественно опасных последствий (прямой умысел) или лицо осознавало общественно опасные действия, предвидело и не желало, но сознательно допускало общественно опасные последствия, либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел). Неосторожная форма вины, имеет место, когда лицо предвидело наступление общественно опасных последствий своих действий и рассчитывало на предотвращение последствий (легкомыслие) или лицо не предвидело возможность наступления таких последствий своих действий, но должно было и могло предвидеть эти последствия (небрежность). Форма вины, как правило, на квалификацию не влияет. В некоторых случаях форма вины является обязательным признаком состава правонарушения, так например ч.2. ст «Нарушение правил плавания». С целью полного и всестороннего рассмотрения темы настоящего исследования, предлагаю более подробно рассмотреть состав ст КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Так, объектом ст КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. 14

16 Непосредственным объектом, данного правонарушения выступают требования регламентированные Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортом 1. Объективная сторона ч.1 ст КоАП РФ, выражается в действиях, направленных на не указание информации, предусмотренной названными правилами, или в бездействии лиц, обязанных ее указывать. Объективная сторона ч.2 ст КоАП РФ, выражена в бездействии, а именно невыдача пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности, подтверждающего оплату пользования легковым такси. Объективная сторона ч.3 ст КоАП РФ так же характеризуются бездействием в деяниях субъекта, а именно в отсутствии на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства. С субъективной стороны, рассматриваемое правонарушение может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. Состав правонарушения, предусмотренный ст КоАП РФ формальный, то есть для привлечения к административной ответственности, наступление негативных последствий не требуется. В качестве примера из судебной практики, предлагается рассмотреть решение Арбитражного суда Свердловской области по делу А /2013 от года, оставленного в силе Постановлением семнадцатого арбитражного апелляционного суда 17-АП16556\2013-Аку, в том числе кассационной и надзорной инстанцией. 2 Так, ООО «Реноме» обратились в Арбитражный суд Свердловской области к Министерству транспорта и связи Свердловской области об 1 Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом от // Российская газета марта; мая. 2 Решение Арбитражный суд Свердловской области по делу А /2013 от [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: ). 15

17 оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, которым ООО «Реноме» признано виновным по ч.3 ст КоАП РФ, за то обстоятельство, что легковое такси, принадлежащее ООО «Реноме» не оборудовано опознавательным фонарем оранжевого цвета, что прямо регламентировано требованиями пп. «г» п. 1 ч. 16 ст. 9 Закона 69-ФЗ 1. Согласно части 3 статьи КоАП РФ отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей. В соответствии с пунктом 116 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» 2 на кузов легкового такси наносится цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке. При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о доказанности факта совершения ООО «Реноме» административного правонарушения и о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи КоАП РФ. Довод заявителя о том, что в момент проверки автомобиль находился на специальном (заказном) обслуживании и был оборудован табличкой с надписью «Заказной» судом не принимался, по следующим основаниям: 1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от ФЗ // Российская газета апреля; октября. 2 Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом: Постановления Правительства РФ от // Российская газета марта; мая. 16

18 «При проверке водитель транспортного средства марки Рено Логан (SR), государственный регистрационный знак У 210 ОА 96, Газизов Р.А. предъявил сотрудникам ГИБДД путевой лист от N 1538, выданный ООО «Реноме» (подпись диспетчера — Васякин А.Н., подпись механика Васякин А.Н.) Согласно путевого листа от N 1538, автомобиль был выпущен на линию ООО «Реноме» для перевозки пассажиров. Автомобиль был предоставлен в распоряжение ООО «Реноме», а не ИП Баштан Е.М. Иных документов (заказ-наряд, копия договора фрахтования), свидетельствующих о эксплуатации автомобиля ООО «Реноме» в целях отличных от перевозки пассажиров легковым такси, сотрудникам ГИБДД водителем Газизовым Р.А. предъявлено не было. Договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов. Данные о наличие на лобовом стекле транспортного средства таблички «Заказной» в материалах дела отсутствуют. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено». 1 При таких обстоятельствах Арбитражный суд Свердловской области обоснованно отказал ООО «Реноме» в оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности. 1 Решение Арбитражный суд Свердловской области по делу А /2013 от [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: ). 17

19 С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что почти все нормы главы 11 «Административные правонарушения на транспорте» КоАП РФ носят отсылочный характер в них часто не содержаться описание поведение виновного, почти всегда ограничивается указанием на несоблюдение установленных правил или на нарушения (правила поведения граждан на водном, воздушном или железнодорожном транспорте, правил перевозки опасных веществ). Это предполагает применение таких нор как транспортные кодексы, федеральные законы о видах транспорта, уставы, положения, правила, инструкции, а так же другие нормативные правовые акты РФ. Часто акты, к которым отсылают нормы, помогают выявить признаки состава административного правонарушения, и дают понятия специализированным терминам, не разъясненных законодателем в тексте закона. Указанные правовые акты склонны к динамике. В связи с этим, возникает необходимость к комментарии правовых установлений, с учетом их бланкетного характера, а так же изменений в ведомственных нормативных правовых актах, что бы избежать ошибки при квалификации административных правонарушений на транспорте Меры профилактики правонарушений на транспорте Изучив Концепцию общественной безопасности в Российской Федерации 1, утвержденную Президентом РФ, можно сделать вывод, что одним из механизмов реализации данной Концепции является совершенствование национального законодательства в части, касающейся предупреждения правонарушений, установления административной ответственности за правонарушения в сфере общественной безопасности, а также совершенствование единой государственной системы профилактики правонарушений. Институт «профилактики административных 1 Концепция общественной безопасности в Российской Федерации: утв. Президентом РФ от Пр-2685 (ред. от ) [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: ). 18

20 правонарушений», на федеральном уровне регламентирован Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» 1. Анализ указанного законодательства, позволяет сделать вывод, что именно меры по предупреждению и профилактики, в том числе и правонарушений на транспорте, имеют приоритетное значение в совершенствовании законодательства РФ всех уровней. Данный теоретический посыл, в том числе, прямо отражен в нормах законодательства об административной ответственности, в частности ст.1.2 КоАП РФ в качестве приоритетной задачи законодательства об административных правонарушениях, выделяет предупреждение административных правонарушений, ч.1 ст.3.1 КоАП РФ предусматривается, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения, то есть профилактики совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. С учетом нормативно-правового анализа перечисленных выше законодательных актов, можно сделать вывод, что к основным-общим мерам профилактики административных правонарушений, можно отнести: выявление условий и причин, способствующих совершению административных правонарушений и принятие мер по их устранению; определение лиц, имеющих намерение совершить административное правонарушение и проведение с выявленными лицами индивидуальной профилактической работы; участие в пропаганде правовых знаний; пресечение административных правонарушений и осуществление производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных 1 Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: Федеральный закон от ФЗ // Российская газета июня. 19

21 законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции и др.; профилактика безнадзорности среди несовершеннолетних; исключение коррупционной составляющей. С учетом специфики видов выделяемых транспортных средств, меры профилактики правонарушений каждого из выделенного транспортного средства, также будут специфичными. Так, к примеру, непосредственным мерам профилактики правонарушений на транспорте, с учетом требований установленных в Федеральном законе «О полиции» 1, в частности к мероприятиям в сфере безопасности дорожного движения, можно отнести: осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением технических норм, стандартов, правил и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; регулирование дорожного движения; надлежащее оформление документов о дорожно-транспортном происшествии; осуществление государственного учета основных показателей состояния безопасности дорожного движения; регистрацию в порядке, установленном законодательством РФ, автомототранспортных средств и выдача в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов; реализацию по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством РФ, сопровождение транспортных средств; согласование маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, а в установленных законодательством РФ случаях тяжеловесных грузов. 1 О полиции: Федеральный закон от ФЗ // Российская газета февраля; мая. 20

22 Провести статистический анализ всех правонарушений на транспорте совершаемых на территории Российской Федерации не предоставляется возможным, опять же из-за специфики видов транспорта, в связи с чем, в настоящей работе предлагается проанализировать показатели формы федерального статистического наблюдения ДТП «Сведения о дорожнотранспортных происшествиях», формируемых ежемесячно в соответствии с требованиями приказа Росстата от «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством внутренних дел Российской Федерации федерального статистического наблюдения о дорожно-транспортных происшествиях» 1 за январь 2017 года и аналогичный период предыдущего 2016 года, который представлен в Приложении 2. Как видно из представленной таблицы «Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшие из-за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (Январь 2017 год)», статистика правонарушений с использованием и эксплуатацией транспорта остается неизменной, а по некоторым показателям даже увеличивается, что в первую очередь говорит, о неэффективности мер профилактики правонарушений на транспорте в частности по соблюдению правил дорожного движения. Более того, как показывает правоприменительная практика, в частности нашумевшие дела золотой молодежи города Москвы Руслана Шамсуарова, Мары Багдасарян, Валерии Романовой (их имена можно перечислять до бесконечности) 3 такая мера профилактики административной ответственности 1 Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством внутренних дел Российской Федерации федерального статистического наблюдения о дорожно-транспортных происшествиях: Приказ Федеральной службы государственной статистики от [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: ). 2 Госавтоинспекция [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: ). 3 Барова Е. Им закон не писан. Что делать с мажорами-гонщиками? [Электронный ресурс]. URL: mazhorami — gonshchikami (дата обращения: ). 21

Смотрите так же:  Грин карта в беларусь оформить

23 как административный штраф либо общественные работы, является неэффективной мерой профилактики и административного наказания. По мнению А.Э. Семенова 1 уменьшить дорожно-транспортную аварийность можно: путем совершенствования условий дорожно-транспортной техники, движения, дорожно-транспортных условий и оптимизации требований к участникам дорожного движения. путем подготовки участников к дорожному движению, повышения уровня организованности, формирования установок на полное исполнение правил дорожного движения. Таким образом, полагаю необходимым не только совершенствовать меры профилактики административных правонарушений, но и ужесточить санкции за совершение правонарушений на транспорте, поскольку «мягкие» санкции не обеспечивают выполнения профилактических целей КоАП РФ. Учитывая мнения авторов научных статей В.И. Майорова 2, А.Э. Семенова 3, Ю.В. Москвиной 4 соглашусь с ними, что собрание в одной главе КоАП РФ таких разных по характеру административных правонарушений под одним названием «Административные правонарушения в области дорожного движения» безусловно, усложняет установление единого подхода к формированию этой главы КоАП РФ. Формально-логический анализ норм гл. 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения» свидетельствует о том, что далеко не все нормы гл. 12 КоАП РФ устанавливают административную ответственность за деяния, посягающие именно на «область дорожного 1 Семёнов А. Э. Административная ответственность в области дорожного движения // Молодой ученый С Майоров В.И. Понятие дорожно-транспортных правонарушений и вопросы их классификации // Проблемы права С Семёнов А. Э. Административная ответственность в области дорожного движения // Молодой ученый С Москвина Ю.В. Некоторые вопросы административной ответственности за нарушение ПДД, повлекших дорожно-транспортные происшествия // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права С

24 движения» как объект противоправного посягательства. По этому представляется целесообразным, убрать из гл. 12 КоАП РФ те составы административных правонарушений, которые к дорожному движению как объекту противоправного посягательства отношения не имеют. Не все нормы гл. 12 КоАП РФ устанавливают административную ответственность конкретно за правонарушения в области дорожного движения. Например, это относится к ст КоАП РФ. Объект ее правоохраны в сущности, находится вне пределов «области дорожного движения» как объекта противоправного посягательства, и относится в основном к безопасности дорожного движения и существующих правил по охране дорог и дорожных сооружений. Очевидно, что эта охранительная норма ближе всего к гл. 11 КоАП РФ «Административные правонарушения на транспорте». Так же, при сравнительном анализе нормы гл. 12 КоАП РФ с юридической позиций, просматривается несоответствующая компоновка большого количества этих норм в рамках тех или иных статей этой главы закона. Например, в результате близкого рассмотрения объективной стороны составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст и КоАП РФ, можно проследить четкую возможность объединения обеих этих статей КоАП РФ в одну статью под общим названием «Непредоставление преимущества в движении». Таким образом, следует поступить и в отношении ст , и КоАП РФ, объединив их в одну ст КоАП РФ «Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки», и в отношении ст и КоАП РФ, которые также необходимо объединить в одну статью ст КоАП РФ «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в дорожном движении», добавив ее еще одним составом, предусматривающим административную ответственность пешехода, пассажира или иного участника дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности уничтожение или повреждение чужого имущества вследствие дорожно-транспортного 23

25 происшествия. Случаев таких нарушений ПДД на практике предостаточно, но они, на данный момент, никак не наказуемы. Рассмотрев правовую характеристику правонарушений на транспорте и сравнительный анализ норм ПДД и норм главы 12 КоАП РФ, то можно согласиться с мнением авторов научных статей А.Э. Семенова 1, Е.В. Януш 2, кандидата юридических наук И.А. Ряпухиной и Р.В. Денисова 3 и сделать вывод о том, что не все регулятивные нормы ПДД обеспечиваются соответствующими охранительными нормами главы 12 КоАП РФ. В связи с этим, исходя из принципа неотвратимости наказания как одного из базовых принципов юридической ответственности, необходимо пересмотреть положения главы 12 КоАП РФ на предмет более адекватной правовой защиты ее нормами регулятивных положений ПДД. На основании выше изложенного, следует устранить противоречия между ПДД и КоАП РФ в части возрастного ценза. На мой взгляд, лицо допущенное к участию в дорожном движении, на основании и в соответствии с ПДД должно нести административную ответственность вне зависимости от его возраста, то есть если согласно п ПДД к участию в дорожном движении допускаются лица, достигшие 14 лет, то и к административной ответственности должны привлекаться лица с того же возраста, а не с 16 лет, как указано в ст. 2.3 КоАП РФ. Одним из наиболее распространенных и «опасных» правонарушений КоАП РФ является ст «Превышение установленной скорости движения», но аналогичного понятия нет в ПДД. В них говориться о скорости «не превышающей установленного ограничения», при этом согласно п ПДД, выбранной с учетом «интенсивности движения, состояния и 1 Семёнов А. Э. Административная ответственность в области дорожного движения // Молодой ученый С Януш Е.В. К вопросу о пробелах в российском законодательстве на примере административной ответственности за нарушение правил дорожного движения // Сибирский юридический вестник С Ряпухина И.А., Денисов Р.В. Проблемы совершенствования правового регулирования в сфере обеспечения безопасности дорожного движения // Проблемы правоохранительной деятельности С

26 особенностей транспортного груза и средства, метеорологических и дорожных условий, в частности видимости в направлении движения». Подобные оценочные категории влекут неоднозначное толкование норм поведения и невозможность определения степени ответственности за их нарушение. 25

27 2. РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ 2.1. Понятие, признаки и основания административной ответственности за правонарушения на транспорте Понятие административной ответственности в нормах действующего КоАП РФ не унифицировано, что, по мнению профессора Ю.П. Соловей, приводит к неясности, а следовательно, нереализованной надлежащим образом в законодательстве концепции административной ответственности. 1 Мнение о реформировании КоАП РФ и необходимости уточнения понятия административной ответственности высказывают многие известные ученые-административисты, такие как А.С. Дугенец, А.И. Каплунов, П.И. Кононов, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов, В.Е. Севрюгин и др. 2 Однако не понятно, почему до настоящего времени такое реформирование не реализовано. Новый проект Кодекса об административной ответственности Российской Федерации 3, находящийся на обсуждении в Государственной Думе с октября 2015 года, так и не принят. Непосредственно в новом проекте ст.19 КоАП РФ, инициативный законодатель планировал ввести следующее понятие административной ответственности, под которым понимается вид юридической ответственности, которая заключается в применении компетентными органами исполнительной власти, иными органами, осуществляющими публичные полномочия, созданными в соответствии с федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, их должностными лицами, судьями судов, созданных в 1 Соловей Ю.П. Актуальные проблемы административной ответственности // Административное право и процесс С Дугенец А.С. Административно-юрисдикционный процесс // Юридическое образование и наука С Кодекс Российской Федерации об административной ответственности: Проект (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на ). [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: ). 26

28 соответствии с федеральным конституционным законом, предусмотренных настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности мер административной ответственности (административных наказаний) к физическим и юридическим лицам, виновно совершившим административные правонарушения. Приведенная трактовка понятия административной ответственности, на мой взгляд, является единственно правильной, детально определенной и может быть рассмотрена как единое верное толкование рассматриваемого понятия. Таким образом, к обязательным признакам административной ответственности можно отнести: ответственность, которая всегда должна быть предусмотрена законом федерального или регионального уровня; применяться может быть только уполномоченными компетентными органами; применение к физическим или юридическим лицам; вина лица должна быть доказана; субъектами административной юрисдикции, могут, являться как органы судебной, так и исполнительной власти; административные наказания назначаются должностными лицами правонарушителям, не подчиненным им по службе; административная ответственность не влечет судимость лица, совершившего правонарушение. Лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания. К основаниям административной ответственности, в том числе за правонарушения на транспорте, в юридической литературе относят три тесно связанных между собой основания: юридическое; фактическое; процессуальное основание. 27

29 Юридическое основание административной ответственности характеризуются ответственностью за конкретные правонарушения в действующем законодательстве. Фактическим основанием административной ответственности является обязательный полный состав элементов административного правонарушения. Процессуальным основанием административной ответственности является составленный уполномоченным на то должностным лицом органов государственной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершенном данным субъектом. Трудно не согласиться со словами известного отечественного ученого Е.В. Додина 1, что административный проступок является фактическим основанием административной ответственности. Административный проступок это конкретный случай в жизни, требующий применения административноправовой санкции. Юридическая значимость определенного жизненного случая определяется нормой права. Правовая норма, а с ней и акт, содержащий ее, является юридическим основанием административной ответственности. В качестве примера из судебной практики, предлагается рассмотреть Постановление Верховного суда Российской Федерации от 16 февраля 2017 г. N 45-АД по жалобе на вступившие в законную силу постановление инспектора ДПС ГИБДД УМВД России по г. Екатеринбургу, решение заместителя командира полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Екатеринбургу, решение судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга, решение судьи Свердловского областного суда и постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 5 октября 2016 года, вынесенные в отношении Кайгородова А.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст КоАП РФ. Рассматриваемым судебным актом, судья Верховного суд РФ, отменил все принятые по 1 Додин Е.В. Основания административной ответственности// Ученые записки С Постановление Верховного суда Российской Федерации от АД17-1 [Электронный ресурс]. URL: n-45-ad17-1/ (дата обращения: ). 28

30 настоящему спору решения и судебные акты, по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, как фактического основания административной ответственности. С таким решением суда нельзя не согласится, по следующим основаниям. Так, основанием для привлечения Кайгородова А.Ю. к административной ответственности по ч.3 ст КоАП РФ послужил тот факт, что Кайгородов А.Ю., управляя автомобилем, перевозил на заднем сиденье автомобиля ребенка, не достигшего 12-летнего возраста, без специальных детских удерживающих устройств. Согласно п ПДД РФ, перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства. Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля только с использованием детских удерживающих устройств. Из буквального толкования данной нормы следует, что перевозка детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье транспортного средства возможна с использованием как детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, так и иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности. Как следует из показаний Кайгородова А.Ю., имеющихся в материалах дела, он перевозил на заднем сиденье автомобиля своего сына, пристегнутого ремнем безопасности с помощью универсального детского удерживающего устройства «ФЭСТ». Вместе с тем, материалы дела, а также приложенные к настоящей жалобе документы свидетельствуют о том, что детское удерживающее устройство «ФЭСТ» соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных 29

31 средств» 018/200 и Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств. При таких обстоятельствах в постановлении инспектора ДПС ГИБДД УМВД России по г. Екатеринбургу составленное в отношении Кайгородов А.Ю. допущено грубое процессуальное нарушение в виде отсутствия такого элемента состава правонарушения, как объект административного правонарушения, что порождает за собой освобождение от административной ответственности. Трудно не согласиться с мнением авторов научных статей А.П. Кузнецова 1 и А.Э. Семенова 2, что обязательная необходимость фиксации детей в автомобиле в специальном удерживающем устройстве, а не руками взрослого пассажира, вызвана тем, что при резком торможении со скоростью в 50 км/час вес человека возрастает примерно в 30 раз, в связи с этим перевозка ребенка на руках считается очень опасной. Например, в момент удара, ребенок с весом 10 кг будет весить примерно 300 кг и удержать его будет практически невозможно, да и взрослый пассажир может раздавить ребенка своим весом. С другой стороны, подросток лет нередко имеет вес и рост, сопоставимый с параметрами среднестатистического взрослого человека. Фиксировать такого ребенка в детском удерживающем устройстве очень затруднительно и излишне. Считаю, что в ч. 3 ст КоАП РФ, наряду с указанием на возраст детей, необходимо закрепить указание на их рост и вес, более точно, чем это сделано в п ПДД РФ. На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: 1. Значительным пробелом в административном праве полагаю, отсутствие нормативного закрепления такого понятия как административная ответственность. Главу 2 КоАП РФ «Административное правонарушение и административная ответственность» следует дополнить статьей Кузнецов А.П. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе // Транспортное право С Семёнов А. Э. Административная ответственность в области дорожного движения // Молодой ученый С

Другие публикации:

  • Ровное наследство план План текста ровное наследство. Ответ оставил Гость Точнее пиши. О чем и как? Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Русский язык. Комплексная работа ровное наследство […]
  • Государственная пошлина установленная для исковых заявлений имущественного характера Размер госпошлины при подаче иска неимущественного характера День добрый. Подскажите пожалуйста. Хотим подать иск, который будет содержать два требования: 1.расторгнуть договор аренды недвижимого 2. обязать ответчика освободить помещения и земельный участок […]
  • Гражданско-правовой договор вычет на детей Как предоставляются вычеты на ребенка, если работник оформлен по двум договорам? 3. Установленные настоящей статьей стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору […]
  • Трудовой кодекс рк на 2019 г Изменения в трудовом законодательстве с 1 января 2019 года С нового года вступили в силу важные "трудовые" поправки: очередное повышение МРОТ, пенсионная реформа, перенос выходных. Расскажем об этих и других изменениях в трудовом законодательстве с 1 января […]
  • Налоговое правонарушение это вид Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе 1. Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 […]
  • Как получить социальный налоговый вычет на лекарства Примеры расчета вычета В данном разделе мы приведем примеры расчета социального налогового вычета на лечение в разных ситуациях. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: налоговый вычет – это сумма, на которую уменьшается налоговая база. При этом Вы можете вернуть себе 13% от […]

Вам также может понравиться