Административная ответственность юридических лиц за нарушение таможенных правил

Административная ответственность юридических лиц за правонарушения в области таможенного дела (Сидоров Е.И.)

Дата размещения статьи: 07.04.2016

Статья посвящена правовой характеристике и анализу особенностей административной ответственности юридических лиц по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела. Автором исследованы правовая основа и порядок наступления такой ответственности.

В современных условиях в связи с созданием и функционированием Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) возрастает роль Федеральной таможенной службы (ФТС России) как органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела. Таможенные органы в своей деятельности осуществляют ряд функций, в том числе по обеспечению экономической безопасности России. В связи с этим одним из важнейших направлений их деятельности продолжает оставаться реализация правоохранительной функции.

Составной частью правоохранительной деятельности таможенных органов России является борьба с административными правонарушениями в области таможенного дела.

В соответствии с нормами ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза [1].

Наряду с этим в Федеральном законе от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [2] в п. 8 ч. 1 ст. 12 определено, что таможенные органы: выявляют, предупреждают, пресекают административные правонарушения, отнесенные законодательством РФ к компетенции таможенных органов, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил).

Следует отметить, что, несмотря на либерализацию административного и таможенного законодательства, количество дел об административных правонарушениях остается значительным и имеет тенденцию к росту. Как показывает анализ правоприменительной деятельности ФТС России, в 2013 г. возбуждено 79 727 дел об административных правонарушениях, в 2014 г. — 80 385 дел, в 2015 г. — 85 523 дела.

Одним из основных субъектов административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела являются юридические лица. Так, таможенными органами в 2013 г. в отношении юридических лиц было возбуждено 27 395 дел об административных правонарушениях, в 2014 г. — 27 110 дел, в 2015 г. — 30 387 дел, что в среднем составляет более 35% от общего количества возбужденных дел [3].

Основные принципы применения административной ответственности в отношении юридических лиц за нарушение таможенных правил определяются в ст. 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). В соответствии с ч. 1 названной статьи юридические лица подлежат административной ответственности в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ.

Под юридическим лицом как субъектом административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела следует понимать субъект административного права, обладающий общей и специальной правосубъектностью и деликтоспособностью, имеющий определенное статусное положение, позволяющее ему от собственного имени выступать субъектом гражданских, таможенных и административно-деликтных правоотношений [4].

Наряду с этим А.Б. Панов отмечает, что в пользу существования административной ответственности юридических лиц в современной России также свидетельствуют следующие факты:

— возрастает количество юридических лиц, не находящихся под управлением или прямым контролем государства, в их руках сосредоточиваются огромные материальные и финансовые ресурсы, что делает затруднительным воздействие на них со стороны государства и в то же время дает этим лицам большие возможности, которые могут быть использованы во вред обществу;

— наличие описанного зарубежными исследователями эффекта, заключающегося в том, что сдерживающие мотивы лица, включенного в коллектив, ослабевают под воздействием этого коллектива, и лицо, которое самостоятельно не совершило бы правонарушение, под влиянием моральной обстановки в коллективе, поощряющей нарушение закона «во благо фирмы», совершает правонарушение [5].

Таким образом, административная ответственность юридических лиц — это применение к организациям, обладающим административной правосубъектностью, государственного принуждения, реализуемого в предусмотренной процессуальной форме и отражающего такое правовое состояние юридического лица, при котором оно претерпевает неблагоприятные последствия имущественного или организационного характера, ущерб деловой репутации в результате государственного осуждения совершенного им административного правонарушения.

Следовательно, признание юридическое лицо субъектом административной ответственности за нарушение таможенных правил в соответствии с законом означает, что в случае привлечения юридическое лицо к административной ответственности на него распространяются в равной мере задачи, принципы законодательства об административных правонарушениях, правила назначения административных наказаний, процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения дел об административных правонарушениях, вынесения решения о привлечении к ответственности и его исполнения. Согласно действующему законодательству юридическое лицо, как и физическое, не может дважды нести административную ответственность за одно и то же административное правонарушение; юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных КоАП РФ; юридическое лицо, как и физическое, в случае совершения административного правонарушения подлежит административной ответственности на основании норм, действующих во времени и в месте совершения административного правонарушения.

Следует согласиться с Е.В. Овчаровой и другими авторами в том, что административно-правовой статус юридического лица имеет определенную структуру, которая включает целевой и организационный блоки, компетенцию в сфере государственного управления и административную ответственность как необходимое правовое средство обеспечения надлежащего исполнения обязанностей юридических лиц в сфере государственного управления. В отличие от компетенции юридического лица в сфере государственного управления и административной ответственности юридического лица, характеризующих исключительно его административно-правовой статус, целевой и организационный блоки элементов его правового статуса в равной мере могут быть отнесены как к гражданско-правовому, так и к административно-правовому статусу [6].

Одновременно с этим необходимо отметить, что ответственность юридических лиц за совершение административных правонарушений установлена ч. 1 и 3 ст. 2.1 и ч. 1 ст. 2.10 Общей части КоАП РФ. Юридическое лицо подлежит административной ответственности за нарушение таможенных правил в случаях, предусмотренных конкретными статьями гл. 16 Особенной части КоАП РФ. Если в статьях Кодекса не указано, что данные нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные статьи в равной мере действуют в отношении как физического, так и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу правовой нормы она может быть применена только к физическому лицу.

Наряду с этим содержание понятия «юридическое лицо», основные элементы его правового статуса и признаки раскрыты в нормах гражданского права, которое регулирует гражданские правоотношения в основном имущественного характера. Определение юридического лица содержится в ст. 48 Гражданского кодекса РФ: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде» [7].

В отличие от гражданско-правовых отношений, административно-правовые отношения являются властеотношениями и характеризуются неравенством сторон. Поэтому признание юридического лица в качестве коллективного субъекта административного права, субъекта административных, особенно деликтных, правоотношений потребовало изменения содержания отдельных понятий в административном праве. Правовой статус юридического лица в общественных отношениях в сфере деятельности органов исполнительной власти, его участие во внешнеторговых отношениях придают его деятельности характер публичности с элементами международно-правового характера, т.е. юридическое лицо одновременно является субъектом гражданско-правовых, административно-правовых, включая деликтные, международно-правовых, внешнеторговых и таможенных правоотношений. Субъектом административной ответственности в области таможенного дела юридическое лицо становится в случае нарушения норм административного, таможенного права и законодательства в области внешнеэкономической деятельности.

Основанием наступления данной ответственности является наличие правовых норм административного или таможенного права, возлагающих на юридическое лицо определенные обязанности совершить те или иные действия или воздержаться от их совершения, выполнить конкретные требования и элементы таможенных процедур и правил, соблюсти установленные запреты или ограничения. Здесь важно отметить, что, вступая в таможенные правоотношения, юридическое лицо обязано обеспечить выполнение требований законодательства. Поэтому в гл. 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)» КоАП РФ, действующей в редакции Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ, содержатся 24 статьи и 44 состава правонарушений, из них 41 посвящен административной ответственности юридических лиц. Это, на наш взгляд, свидетельствует о высокой общественной опасности данных административных правонарушений.

Смотрите так же:  Справка на удо о прописки

В соответствии с законодательством основными особенностями привлечения юридических лиц к ответственности за правонарушения в области таможенного дела являются:

— нормы ст. 2.1 КоАП РФ, по которым юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Для признания юридического лица виновным КоАП РФ предусматривает два условия: у лица была возможность для соблюдения правил и норм; данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры;

— основными наказаниями юридических лиц за нарушение таможенных правил являются: административный штраф и конфискация орудий совершения или предмета совершения административного правонарушения (товаров, транспортных средств);

— примечание 1 к ст. 16.1 КоАП РФ устанавливает, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области таможенного дела без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Процессуальным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении служит поступившая от установленных источников информация, указывающая на наличие события правонарушения, либо непосредственное обнаружение уполномоченными должностными лицами достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.

По мнению автора, закономерным является то обстоятельство, что противоправные действия не всегда приводят к наступлению реального ущерба, вредным материальным последствиям, а только создают опасность их наступления, как, например, нарушения таможенных правил, связанные с несоблюдением сроков совершения тех или иных таможенных процедур, исполнения возложенных обязанностей. В данном случае достаточно сложно достоверно определить вред, причиненный правонарушением.

Отметим, что условиями наступления административной ответственности могут быть наличие признаков субъективной стороны деяния и характер реагирования юридического лица на возникновение коллизионной ситуации. Имеются в виду наличие возможности для соблюдения правил и норм в конкретных правоотношениях, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а также принятие необходимых зависящих от юридического лица мер по соблюдению требований законодательства в конфликтных, деликтоопасных ситуациях (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Резюмируя вышеизложенное, следует констатировать, что проблемы вины юридического лица на практике рассматриваются по-разному. На основе подходов, получивших закрепление в КоАП РФ, наступление ответственности юридического лица увязывается с внешними условиями его деятельности, позволяющими соблюдать правила и нормы, исполнять возложенную на него законом обязанность.

О степени вины свидетельствуют предпринятые юридическим лицом зависящие от него меры по соблюдению норм закона в конкретных условиях совершения таможенных операций. При этом необходимо руководствоваться принципом разумной достаточности, критерием которой являются обычаи делового оборота во внешнеторговой деятельности, принимаемые меры, которых обычно достаточно для исполнения возложенной обязанности, а также учитывать наличие форс-мажорных обстоятельств.

Однако вина юридического лица и вина его сотрудников относятся к признакам субъективной стороны различных составов правонарушений и отождествлять их нельзя, учитывая двусубъектность административной ответственности. К косвенным условиям наступления административной ответственности можно отнести своевременное и доступное получение информации, динамику правового регулирования в рассматриваемой области общественных отношений, изменение, дополнение, отмену правовых норм, что является важным фактором превенции правонарушений. Обстоятельства и условия, исключающие возможность привлечения юридического лица к административной ответственности либо освобождающие от административной ответственности, установлены КоАП РФ.

Определенное значение также имеют вопросы привлечения к административной ответственности юридических лиц, претерпевших организационно-структурные изменения. Части 3 — 6 ст. 2.10 КоАП РФ устанавливают субъектов ответственности за совершенное правонарушение при слиянии, присоединении, преобразовании или разделении юридического лица. Административная ответственность наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения его реорганизации.

Административная ответственность юридических лиц, должностных лиц, специальных субъектов, включая индивидуальных предпринимателей, за совершение правонарушений в области внешней торговли и таможенного дела в условиях экономического кризиса и введенных санкций против России становится реальным рычагом государственного воздействия на экономические процессы и регулирования внешнеэкономической деятельности юридических лиц. Наряду с этим институт административной ответственности юридических лиц, помимо правоохранительной составляющей, имеет и явную фискальную направленность. Механизмы административной ответственности, прежде всего, используются для защиты экономических интересов и экономической безопасности государства, законных экономических интересов физических и юридических лиц. Многосубъектность общественных отношений в этой области, двусубъектность административной ответственности позволяют использовать этот институт детерминировано к обстоятельствам, способам и условиям совершения правонарушения, индивидуализировать меры ответственности, воздействуя тем самым на поведение субъекта.

Наличие оснований и условий наступления административной ответственности позволяет осуществлять ряд взаимозависимых действий по привлечению юридических лиц к административной ответственности: возбуждение дела о нарушении таможенных правил; применение мер обеспечения производства по делу; проведение административного расследования; рассмотрение дела об административном правонарушении и принятие решения в соответствии с законом; исполнение постановлений по делу о нарушении таможенных правил. Важное место в производстве по данным делам занимают установление события и выявление признаков состава правонарушения, правильная правовая квалификация деяния, позволяющая принять обоснованное решение по делу.

Неоднозначное толкование отдельных норм административного и таможенного законодательства, регулирующих порядок привлечения к административной ответственности юридических лиц за правонарушения в области таможенного дела, отсутствие механизма их реализации зачастую приводят к необоснованному ограничению имущественных прав юридических лиц, в отношении которых осуществляется производство, что, в свою очередь, ведет к обжалованию и прекращению данных дел прокурорами и судебными органами, привлечению должностных лиц таможенных органов к юридической ответственности и к компенсации материального ущерба участникам внешнеэкономической деятельности в соответствии с действующим законодательством.

В связи с этим предлагается дальнейшая оптимизация норм административного и таможенного законодательства с целью повышения эффективности привлечения юридических лиц к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела.

Использованные источники

1. Таможенный кодекс Таможенного союза от 27.11.2009 N 17 (Федеральный закон от 02.06.2010 N 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза) // Собрание законодательства РФ. 2010. N 23. Ст. 2796.
2. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.
3. Информационно-аналитический обзор правоохранительной деятельности таможенных органов РФ (данные за 2012 — 2014 гг.).
4. Евстратова Ю.А. Основания и условия административной ответственности юридических лиц за правонарушения в области таможенного дела: Автореф. дис. . к. ю. н. М.: Российская таможенная академия, 2008.
5. Панов А.Б. Административная ответственность юридических лиц: Монография. М.: Норма, 2013.
6. Овчарова Е.В. Административная ответственность юридических лиц в Российской Федерации: Дис. . к. ю. н. М., 2001. С. 45.
7. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

§ 3. Административная ответственность за нарушения таможенных правил

Неразрывная связь ответственности с государственным принуждением. Именно «в сфере юридической ответственности реализуется возможность» государственного принуждения по обеспечению «выполнения правовых норм»1. 2.

Основание и меры юридической ответственности устанавливаются государством в нормах права. 3.

Фактическим основанием юридической ответственности является правонарушение — противоправное, виновное деяние деликго- способного лица. Содеянное признается правонарушением лишь в том случае, если его признаки содержатся в нормах права. Состав правонарушения образуют совокупность признаков, необходимых и достаточных для квалификации деяния как правонарушения и применения мер ответственности. 4.

Юридическая ответственность — это реакция государства на отрицательное отношение субъекта к охраняемым правам и интересам. 5.

Смотрите так же:  Заявление по страховому случаю каско согласие

Юридическая ответственность возлагается в определенной процессуальной форме уполномоченными на то государственными органами ^должностными лицами). 6.

Признаком юридической ответственности является также наказание правонарушителя. Оно выражается в причинении виновному лицу невыгодных, неблагоприятных последствий личного (физического либо психического) и имущественного характера. 7.

Наказание назначается от имени государства.

Помимо указанных признаков, важной характеристикой юридической ответственности являются ее функции, обусловленные самой социальной природой ответственности. В научной литературе указывается, что юридическая ответственность выполняет репрессивную (карательную), превентивную (предупредительную), компенсационную (восстановительную) и сигнализационную (информационную) функции.

Специфика административной ответственности проявляется в гом, что ее основания возникают в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, и применяется она, как правило, во внесудебном порядке, в рамках административно-процессуального законодательства. В науке административного права отличительными признаками административной Ответственности принято считать: фактическое основание — административный проступок и меры административной ответственности.

Анализ исследований ряда работ по вопросам понятия административного принуждения показал, что большинство авторов указывают

^ 1 Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учеб. для юридических вузов. М., 2002.

на невозможность отождествления понятия «административная ответственность» и «административное принуждение». Административная ответственность является одним из видов административного принуждения. За совершение административного проступка следует административная ответственность в виде различных мер административных наказаний. Причем большинство ученых указывают на то, что «мерами административной ответственности могут быть только административные взыскания».

Таким образом, административная ответственность как часть административного принуждения проявляется в применении уполномоченными На то органами в установленном порядке мер административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

На особенностях административной ответственности в таможенно-правовой сфере следует остановиться подробнее.

Современная правовая наука признает три основания административной ответственности: 1) закон в качестве правового, формальнонормативного основания; 2) состав административного правонарушения — фактическое основание; 3) постановление, акт соответствующего должностного лица органа исполнительной власти или судьи о применении конкретного наказания в отношении конкретного правонарушителя — процессуальное основание.

Действующие в настоящее время Таможенный кодекс РФ, Закон РФ о таможенном тарифе — это одни из первых по-настоящему рыночных законов в таможенной сфере. При принятии указанных нормативных актов были учтены несколько десятков конвенций, соглашений, рекомендаций Всемирной таможенной организации, ГАТТ/ ВТО, приняты во внимание положения Таможенного кодекса Европейского союза.

С 1 июля 2002 г. все вопросы привлечения виновных лиц к административной ответственности, в том числе и за совершенное нарушение таможенных правил, стали регулироваться новым Кодексом РФ об административных правонарушениях, который содержит гл. 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)».

В 2004 г. эта глава была изложена в новой редакции197.

Должностные лица таможенных органов вправе составлять протоколы не только при обнаружении нарушений таможенного законодательства, но и в случаях совершения иных противоправных деяний: на- ^рушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств и психотропных веществ (ст.

Таким образом, в действующем Кодексе РФ об административных [равонарушениях, помимо составов нарушений таможенных правил, сдержатся также аналогичные предусмотренным ранее в Таможенном кодексе РФ составам административных правонарушений, пося- ающих ^а нормальную деятельность таможенных органов. Так, ст. 19.4. КоАП «Неповиновение законному распоряжению должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль)» корреспондирует ст. 437 ТК 1993 г. «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица таможенного органа Российской Федерации».

В главе 17 КоАП «Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти» предусматривается ответственность за невыполнение законных требований прокурора, следователя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7), за дачу заведомо ложные показаний свидетеля, пояснений специалиста, заключения эксперта или заведомо неправильный перевод (ст. 17.9)200. Похожие составы содержала и гл. 63 ТК 1993 г. (см., например, утратившие силу ст. 437, 442, 444 ТК и др.).

Итак,* юридическим основанием применения мер административной ответственности в таможенной сфере в настоящее время является Кодекс об административных правонарушениях,

В качестве фактического основания применения мер административной ответственности (санкций) за административные правонарушения в области таможенного дела Кодекс РФ об административных правонарушениях признает лишь состав административного правонарушения (на элементах состава нарушения таможенных правил мы остановимся далее).

В научной литературе не раз обосновывалась позиция, согласно которой следует различать установление административной ответственности и ее применение. Понятие установления обычно сводится к возведению в норму правил, за нарушение которых определена административная ответственность в виде взысканий.

Административная ответственность юридических лиц за нарушение таможенных правил

Научный аспект №1-2013

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 1 – 2013 – Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. – 228с. Подписано к печати 10.04.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 22,5п.л.

Научный аспект №4-2012

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 4 – 2012 – Самара: Изд-во ООО «Аспект»,2012. – Т.1-2. – 304 с. Подписано к печати 10.01.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 38п.л.

Помощь студенту и школьнику при выполнении домашнего задания

Игольник Оксана Васильевна «Научный аспект №1-2019» — Гуманитарные науки

Историко-экономический анализ политики советского руководства в довоенный период

Дунаева Татьяна Юрьевна «Научный аспект №4-2017» — Гуманитарные науки

Применение подходов Базельского комитета по банковскому надзору к формированию резервов в соответствии с моделью ожидаемых кредитных убытков

Селезнева Мария Михайловна «Научный аспект №3-2018» — Гуманитарные науки

Психология цвета

Угрехелидзе Александр Тенгизович «Научный аспект №4-2017» — Гуманитарные науки

Интеграция инновационных технологий в систему высшего образования

Дунаева Татьяна Юрьевна «Научный аспект №1-2018» — Гуманитарные науки

Компетентностный подход к формированию условий подготовки бакалавров профессионального обучения

Фомина Людмила Владимировна «Научный аспект №1-2015» — Гуманитарные науки

К проблеме лингвистической безопасности личности

Вандышева Анна Валентиновна «Научный аспект №1-2015» — Гуманитарные науки

Аппаратное хранилище данных на борту космического аппарата

Лукин Феликс Александрович «Научный аспект №4-2012» — Технические науки

Традиционные и новые модели родительства в России

Дунаева Татьяна Юрьевна «Научный аспект №1-2017» — Гуманитарные науки

События первой мировой войны на основе материалов журнала «Летопись войны1916 года»

Салимов Данис Дилфарович «Научный аспект №1-2014» — Гуманитарные науки

Исследование проблем формирования валютного курса в России

Михайловская Александра Андреевна «Научный аспект №2-2018» — Гуманитарные науки

Информация как основной элемент при раскрытии преступлений

Волоковая Анастасия Сергеевна «Научный аспект №1-2019» — Гуманитарные науки

Амортизация основных средств в системе контроллинга

Ахметзянова Регина Айратовна «Научный аспект №3-2017» — Гуманитарные науки

Домашнее насилие: женщина – жертва преступника

Лиховолова Анастасия Юрьевна «Научный аспект №2-2016» — Гуманитарные науки

Дизайн-проект рекультивации проблемных территорий как способ реконструкции заброшенных промышленных зон

Буланова Алина Юрьевна «Научный аспект №4-2015» — Гуманитарные науки

Административная ответственность юридических лиц за нарушение таможенных правил

Лашук Виктория Сергеевна – магистрант заочной формы обучения Российской таможенной академии.

Аннотация: В статье дано понятие юридической ответственности за нарушение таможенного законодательства, а также определение понятия эффективности наказаний в отношении юридических лиц.

Ключевые слова: Административная ответственность, административное правонарушение, юридическое лицо, таможенные органы.

Данная статья посвящена правовому анализу административной ответственности юридических лиц по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.

На сегодняшний день проблема административной ответственности юридических лиц является весьма актуальной, так как нормы административного права постоянной изменяются, так как изменения норм административного права должны складываться из анализа динамики правоотношений на современном этапе в силу того, что административное законодательство требует единого подхода для выработки четкой научной концепции, ее совершенствования. В данной статье я постараюсь более подробно раскрыть административную ответственность юридических лиц в области таможенного дела.

Количество дел об административных правонарушениях в таможенных органах остается значительным и имеет тенденцию к росту. Однако, если посмотреть показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 2015 и 2016 годы, где в 2015 году было возбуждено 85 52, а в 2016 году – 80 355, то можно проследить, что на 6% в 2016 году меньше аналогичного показателя 2015 года. [6]

Смотрите так же:  Страховка ниссан патфайндер

Основные принципы применения административной ответственности в отношении юридических лиц за нарушение таможенных правил определяются в статье 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). В соответствии с частью 1 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ.

Для того, чтобы рассматривать административную ответственность юридического лица за нарушение таможенных правил, необходимо понять что представляет собой юридическое лицо. Под юридическим лицом как субъектом административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела следует понимать субъект административного права, обладающий общей и специальной правосубъектностью и деликтоспособностью, имеющий определенное статусное положение, позволяющее ему от собственного имени выступать субъектом гражданских, таможенных и административно-деликтных правоотношений. [4]

А.Б. Панов подчеркивает, что в пользу существования административной ответственности юридических лиц в современной России также свидетельствуют следующие факты:

  • возрастает количество юридических лиц, не находящихся под управлением или прямым контролем государства, в их руках сосредоточиваются огромные материальные и финансовые ресурсы, что делает затруднительным воздействие на них со стороны государства и в то же время дает этим лицам большие возможности, которые могут быть использованы во вред обществу;
  • наличие описанного зарубежными исследователями эффекта, заключающегося в том, что сдерживающие мотивы лица, включенного в коллектив, ослабевают под воздействием этого коллектива, и лицо, которое самостоятельно не совершило бы правонарушение, под влиянием моральной обстановки в коллективе, поощряющей нарушение закона «во благо фирмы», совершает правонарушение. [5]

На основании вышеизложенного следует, что признание юридическое лицо субъектом административной ответственности за нарушение таможенных правил в соответствии с законом означает, что в случае привлечения юридическое лицо к административной ответственности на него распространяются в равной мере задачи, принципы законодательства об административных правонарушениях, правила назначения административных наказаний, процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения дел об административных правонарушениях, вынесения решения о привлечении к ответственности и его исполнения. Согласно действующему законодательству:

  1. юридическое лицо, как и физическое, не может дважды нести административную ответственность за одно и то же административное правонарушение;
  2. юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных КоАП РФ;
  3. юридическое лицо, как и физическое, в случае совершения административного правонарушения подлежит административной ответственности на основании норм, действующих во времени и в месте сответственность юридических лиц за совершение административных правонарушений установлена ч. 1 и 3 ст. 2.1 и ч. 1 ст. 2.10 Общей части КоАП РФ. Ю

ридическое лицо подлежит административной ответственности за нарушение таможенных правил в случаях, предусмотренных конкретными статьями гл. 16 Особенной части КоАП РФ. Если в статьях Кодекса не указано, что данные нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные статьи в равной мере действуют в отношении как физического, так и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу правовой нормы она может быть применена только к физическому лицу совершения административного правонарушения.

Наряду с этим содержание понятия «юридическое лицо», основные элементы его правового статуса и признаки раскрыты в нормах гражданского права, которое регулирует гражданские правоотношения в основном имущественного характера. Определение юридического лица содержится в ст. 48 Гражданского кодекса РФ: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». [2]

В отличие от гражданско-правовых отношений, административно-правовые отношения являются властеотношениями и характеризуются неравенством сторон. Поэтому признание юридического лица в качестве коллективного субъекта административного права, субъекта административных, особенно деликтных, правоотношений потребовало изменения содержания отдельных понятий в административном праве. Правовой статус юридического лица в общественных отношениях в сфере деятельности органов исполнительной власти, его участие во внешнеторговых отношениях придают его деятельности характер публичности с элементами международно-правового характера, т.е. юридическое лицо одновременно является субъектом гражданско-правовых, административно-правовых, включая деликтные, международно-правовых, внешнеторговых и таможенных правоотношений. Субъектом административной ответственности в области таможенного дела юридическое лицо становится в случае нарушения норм административного, таможенного права и законодательства в области внешнеэкономической деятельности.

Основанием наступления данной ответственности является наличие правовых норм административного или таможенного права, возлагающих на юридическое лицо определенные обязанности совершить те или иные действия или воздержаться от их совершения, выполнить конкретные требования и элементы таможенных процедур и правил, соблюсти установленные запреты или ограничения. Здесь важно отметить, что, вступая в таможенные правоотношения, юридическое лицо обязано обеспечить выполнение требований законодательства.

В соответствии с законодательством основными особенностями привлечения юридических лиц к ответственности за правонарушения в области таможенного дела являются:

  • нормы ст. 2.1 КоАП РФ, по которым юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Для признания юридического лица виновным КоАП РФ предусматривает два условия: у лица была возможность для соблюдения правил и норм; данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры;
  • основными наказаниями юридических лиц за нарушение таможенных правил являются: административный штраф и конфискация орудий совершения или предмета совершения административного правонарушения (товаров, транспортных средств);
  • примечание 1 к ст. 16.1 КоАП РФ устанавливает, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области таможенного дела без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Процессуальным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении служит поступившая от установленных источников информация, указывающая на наличие события правонарушения, либо непосредственное обнаружение уполномоченными должностными лицами достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.

Таким образом, административная ответственность юридических лиц — это применение к организациям, обладающим административной правосубъектностью, государственного принуждения, реализуемого в предусмотренной процессуальной форме и отражающего такое правовое состояние юридического лица, при котором оно претерпевает неблагоприятные последствия имущественного или организационного характера, ущерб деловой репутации в результате государственного осуждения совершенного им административного правонарушения.

Другие публикации:

  • Приказ мвд 2012 403 Приказ МВД РФ от 5 мая 2012 г. № 403 “О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию” В соответствии с частью 2 статьи 27.3, частью 4 статьи 28.3 Кодекса […]
  • Пояснительная кукла Кружок «Волшебный мир куклы».. Пояснительная записка: Пояснительная записка: Кружковая работа при библиотеке - одна из форм приобщения учащихся к чтению. - презентация Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемТимофей Тагашов Похожие […]
  • Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ"О Конституционном Суде Российской Федерации" С изменениями […]
  • Приказ о зачислении учащихся в учреждение дополнительного образования Приказ о зачислении учащихся в учреждение дополнительного образования Унифицированная форма № Т-1Утверждена Постановлением Госкомстата Россииот 05.01.2004 № 1Форма по ОКУД МБУ ДО АР «Детская школа искусств г. Аксая» Приказ № 27от 27.06.2017 года 1.Зачислить […]
  • Российская федерация федеральный закон о производственных кооперативах Российская федерация федеральный закон о производственных кооперативах Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ"О производственных кооперативах" С изменениями и дополнениями от: 14 мая 2001 г., 21 марта 2002 г., 18 декабря 2006 г., 19 июля 2009 г., 30 […]
  • Финансовая отчетность список литературы Финансовая отчетность список литературы Сервис бесплатной оценки стоимости работы Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы Расчет стоимости придет на почту и по СМС Номер вашей заявки Прямо сейчас на почту придет автоматическое […]

Вам также может понравиться