В этой статье рассказывается о том, почему к созданию своего блога нужно подходить максимально ответственно, чем может закончится недостаточно основательный и несерьезный подход и на какие вопросы должен ответить для себя начинающий блогер, чтобы не отправить своё творение прямиком на кладбище Всемирной Паутины.

Сразу оговорюсь: в Интернете по запросу «зачем нужен блог» Вы найдёте общие слова о том, что это такое, для чего люди его заводят, в каких случаях он может оказаться полезным и т. д.. Как правило, все эти статьи малосодержательны и малополезны для тех, кто знаком с терминологией и внешне хорошо представляет себе сетевые дневники. Я предполагаю, что читатель уже вознамерился завести свой блог (то есть знает, что делает) и хочу предостеречь его от возможных подводных камней, ожидающих его на этом, казалось бы, прозрачном пути.

Цели

Посмотрите на бескрайние просторы Интернета и поразмышляйте над следующим вопросом: для чего люди создают блоги? Кто-то умеет профессионально делать дело «A» и хочет поделиться опытом, доложить о результатах, выводах, заключениях, связанных с этим делом. Кто-то просто ведёт одному ему нужный и понятный дневник, чтобы было что почитать через десяток лет. Кто-то публикует новости, статьи, фильмы, фотографии…, а кто-то пишет ценные (или не очень) философские мысли. В любом случае, у каждого есть цель или, по крайней мере, была идея, которую он хотел воплотить через свой сетевой журнал. Но посмотрите теперь чуть внимательнее: сколько этих блогов заброшены или не несут никакой полезной для общественности информации? Я, к сожалению, увидел их много. Некоторые даже утверждают (я не проверял цифры), что 99% блогов умирают через первые полгода своей жизни. Почему?

Во-первых, многие неопытные новички, воодушевленные статистикой заработка лучших блогеров Рунета, обязательно хотят повторить их опыт. Регистрируют домен, покупают хостинг, качают бесплатную CMS для блогов, пишут несколько статей (или даже одну — «Привет, Мир!») и все. Весомая часть новичков отваливается уже на этой стадии — они думают, что после празднования дня рождения своего дневника «уже завтра» они будут успешно продавать с него рекламу, ссылки или свои услуги. Остальные понимают, что «завтра» не получится, однако заранее подробно расписывают, где на их блоге можно разместить рекламу и сколько это будет стоить, какие допустимы размеры баннеров, рисуя в своём воображении потоки запросов, льющиеся на указанный почтовый адрес или в ICQ. Далее блогер-новичок вспоминает, что нужно совершить ряд необходимых для раскрутки ритуалов (не понимая зачастую, в чём смысл каждого): обвешивается пузомерками (счётчиками посещаемости, тИЦ, PR и пр.), прогоняет сайт по каталогам (причём по заблокированным); флудит на форумах, оставляет ссылки в чьем-нибудь дневнике; кто-то покупает ссылки и т. д. Но результат этих усилий часто оказывается нулевым. Да, не так-то просто привлечь хотя бы первые 10 читателей. Новичок разочаровывается в своей затее (и, заодно, в жизни) и начинает искренне считать, что так заработать невозможно. Блог умирает, оставляя на своём застывшем лице последнее радостное выражение: «Привет, Мир!». Ну, а если кто-то на этом не останавливается, его ждут другие проблемы… впрочем, на эту тему будет ещё много сказано в будущем.

Во-вторых, те, кто делал блог не ради денег, а ради чего-то ещё, исписав два десятка страниц, понимает, что писать больше не о чем: про себя написал, про работу написал, про то, как съездил в Египет — тоже. Ну и хватит. Энтузиазм закончился. Два читателя: сам автор и его друг. Апофеозом телодвижений автора будет подробный рассказ о том, что он кушал на завтрак, после чего на журнале ставится крест.

В-третьих, многие пишут откровенный бред: собственные домыслы о тех или иных явлениях природы, что-то про инопланетян, про то, как бы он хотел розового слона и т. д. Хорошо, когда человек пишет об этом грамотно, душевно, интересно, волнующе или ещё как-то так, что приятно читать. Но ведь нет, такое встретишь редко. Большая часть пишущей аудитории Рунета едва ли способна взять на себя роль популярных писателей.

В-четвёртых, В-пятых, в-шестых, в-седьмых… список можно продолжать еще очень долго. Общая проблема всех упомянутых новичков в том, что они не поставили себе чёткую цель: чего они хотят от блога и как они себе это представляют; либо они не продумали свою идею достаточно глубоко; либо переоценили свои возможности и способности к письменному творчеству; либо сделали блог просто так, без всяких мотивов. Поэтому прежде чем создать блог, необходимо ответить для себя на ряд довольно непростых вопросов. Над некоторыми из них, возможно, придется думать достаточно долго:

  • Зачем вы делаете блог?
  • Какие будут его основные темы?
  • Какой вы видите его аудиторию?
  • Как часто вы собираетесь обновлять информацию, радовать читателей новыми статьями и т. д.? Ищите золотую середину: печатать 10 раз в день или 1 раз месяц — не тот вариант.
  • Какого размера в среднем будут ваши статьи? Рекомендую определиться с этим и не слишком часто отклоняться от выбранного стандарта. Например, я собираюсь писать от 800 до 1500 слов в одной статье (кроме важных коротких объявлений). Конечно, это выбранное мной среднее значение будет меняться, но я никогда не изменю его резко.
  • Умеете ли вы связно излагать свои мысли? Трудно читать блоги, авторы которых ставят в конце каждого предложения смайлик, слишком часто пропускают запятые и вообще вставляют в текст разговорные связки типа Э-э-э, ммм, ну-у-у.
  • Можете ли вы написать хотя бы 10 слов подряд без ошибок? Зря смеётесь, я видел блоги, авторы которых этого не могут. Особенно забавно смотрятся предложения заняться «эфективным бизнесом» (отбивает всякое желание и доверие к человеку после одного неправильно написанного слова «эффективный»).
  • Какую вы изберёте политику общения со своими читателями? Это важно. Многие начинающие блогеры так трепетно относятся к своим читателям (боясь их потерять), что улыбаются любой ерунде, которую они оставят в комментариях. Будьте строже, не бойтесь сказать резко, где это нужно. Это Ваша территория, Ваш журнал. Установите свои правила, чтобы не дать ему превратиться в бордель. Аналогично, если Вас хвалят, не надо сразу хватить в ответ, это похоже на подхалимаж. Думайте прежде, чем сказать что-либо в ответ.
  • Что вы можете написать такого, чего не написали еще десять тысяч блогеров? Убедитесь в том, что информация, которую вы предоставляете, будет действительно интересной и полезной потенциальным читателям. Например, о том, как раскрутить сайт, пишут многие и часто одно и то же. А ещё чаще такие люди сами толком в этом не разобрались. Например, один человек написал, что надо прогонять сайт по как можно большему числу каталогов, остальные за ним повторили и теперь это считается для многих абсолютной истиной. А то, что этого делать вообще-то нельзя, мало кто подумал. Такие редкие, но полезные статьи днём с огнём не отыщешь. Читайте здесь, пожалуйста.
  • Насколько вы умеете противостоять лаже в комментариях? В частности, готовы ли вы увидеть у себя в комментариях фразы липа «Автора — в топку» или «Сайт г%%но автор — к%зёл»? Готовы ли вы противостоять таким людям и достойно отвечать на эти выпады? Удалять их? Отвечать им? Будьте осторожны. Некоторые читатели любят жаркие споры в комментариях и читают блог только ради очередной перепалки автора с публикой. Некоторых же в комментариях интересуют конструктивные предложения и отзывы. Определитесь с вашей политикой заранее, ведь возможность оставлять комментарии — одно из самых важных свойств web-журнала, для многих это показатель жизненной силы, или, если угодно, живучести блога.

После того как ответите на эти вопросы задайте себе самый главный: готовы ли вы довести свою идею до конца и уверены ли вы в своих силах? Если Вы на 100% уверены в себе и все хорошо продумали — можете начинать.

Имя

У каждого блога должно быть имя. Это может быть ваша фамилия, название темы, которой вы посвящаете блог и т. д.. Выбрать хорошее имя очень важно, web-дневник — ваше виртуальное отражение, поэтому не все равно, как он будет называться. В моём случае название блога совпадает с моим ником. Смысл этого имени понятен только мне, именно под ним меня знает определённая аудитория в разных кругах. Но есть одна проблема — ваше имя должно быть свободно в сети. Определитесь, будете ли вы регистрировать для блога домен второго уровня, или воспользуетесь готовым блог-сервисом типа Блог.ру. Если вы собираетесь делать деньги, то про блог-сервис можете забыть сразу, кроме того, эти сервисы дают мало возможностей для изменения функциональности, и воплотить там смелые фантазии не получится.

Итак, Вы идёте регистрировать домен второго уровня (скажем, в зоне RU), а он занят! Именно так и будет, если данное имя сильно распространено. Придётся искать либо другую зону, либо другой способ написания, либо вообще другое название домена. Общие рекомендации по выбору доменного имени я настоятельно рекомендую поискать и принять во внимание. Например, пара минут по запросу «выбрать доменное имя» привели меня к двум более-меннее полезным статьям: этой и этой, а если копать чуть глубже, то найдёте статью про частые ошибки, совершаемые при регистрации доменов.

Кстати, если вы хотите регистрировать один домен в зоне RU, а не целую пачку сразу, то этим лучше заниматься на iDomen.ru. Там они стоят всего 99 р.

Хостинг

О выборе хостинга в Рунете написано много. Без лишних слов скажу сразу: хостинг должен быть платным. Бесплатные хостинги не гарантируют надёжности или (не всегда) возможности подключить домен второго уровня. Если ваш сайт по каким-то причинам отключили, то поисковая система может его на время убрать из индекса (это случится гарантированно, если сбои у вашего хостера происходят слишком часто). Чтобы не рвать потом волосы на голове, лучше сразу оградитесь от неприятностей, тем более, что для платных хостингов на начальном этапе вам потребуется 50$-100$ в год.

Вот ссылка на нормальный обзор хостингов. Я выбрал SpaceWeb и очень им доволен.

Система управления содержимым

На чём будет работать ваш журнал? Пара запросов в Гугле типа «движок для блога» и «движок для блога обзор» даст вам две полезные ссылки: Обзор скриптов блогов и Подбираем движок для блога. Выбирайте, сравнивайте. Я остановился на WordPress, поэтому далее буду писать только про эту систему управления блогом.

Вот и все общие рекомендации. Напоследок, хочу адресовать Вас на два полезных с моей точки зрения ресурса: Ctrl-c и Антикорпоратив.Ру. Авторы пишут о тех вещах, обратить внимание на которые имеет смысл начинающему блогеру.

Знаете, некоторые блогеры придумывают разные приёмы для привлечения и удержания публики. У многих даже получается делать это путём повторения в каждом посте какого-то одного действия, но всегда разными способами: публикация разных весёлых анекдотов, разных фотографий на одну и ту же тему, разных задач (если сайт посвящен задачам). Я решил делать то же самое: буду задавать забавные вопросы (некоторые я придумал сам, некоторые известны в узком кругу и их уже задавали мне) или давать интересные, но малоизвестные ссылки.

А теперь вопрос: для чего нужна армия в Люксембурге? : )

Обсуждение статьи на форуме в этой теме.